|
||||
|
Глава III. Самореализация согласно школе чистой страны Главной заповедью Школы Чистой Страны (Цзинь Ту Цзун) является спасение посредством веры в Будду Амитабха, известному 48-ю Великими обетами, данными в предыдущем воплощении, когда он был Бхикшу Дхармакарой (Фа Цзан, или Запас Дхармы). Его 18-м обетом было: "После моего достижения состояния Будды, чтобы спасти все живые существа в 10 направлениях, кроме тех, кто совершил 5 мятежных действий и поношение праведной Дхармы, – кто развил непоколебимую веру в меня, кто желает возродиться в моей обители и кто повторил мое имя 10 раз, но не достиг своей цели, я оставлю Самбоддхи". (5 мятежных действий: убийство отца, матери, Архата, пролитие крови Будды и разрушение гармонии Сангхи. Самбоддхи – Совершенное Всеобщее Сознание, Совершенное Просветление.) Предвидя век окончания Дхармы, когда все Сутры и Шастры, начиная с Шурангама Сутры, постепенно будут исчезать, Шакьямуни Будда сказал: "Сутра Амитабха (А Ми То Цзин), которая описывает Страну Будды Бесконечного света; Сутра Амитайю (Будда Бесконечного возраста – У Лян Шоу Цзин), рассказывающая о Бхикшу Дхармакаре и его сорока обетах, и Сутра Созерцания Амитаюса (Гуань У Лян Шоу Цзин), которая учит методу медитации на Амитабхе, – эти Сутры сохранятся, так что все живые существа смогут чего-то придерживаться, когда истинная Дхарма начнет погружаться в забвение. В этот период тьмы, когда ненависть и вред будут преобладать повсюду, лишь несколько счастливых существ будут помнить имя Амитабхи и иметь возможность призывать его". Происхождение школы чистой страны. Самантабхадра Бодхисаттва основал Школу Чистой Страны. В трактате "Пробуждение веры" Ашвагхоша, Двенадцатый Патриарх секты Чань, побуждает буддистов стремиться к новому рождению в Чистой Стране. Нагарджуна и Васубандху, соответственно Четырнадцатый и Двадцать Первый Патриархи секты Чань, дали тот же самый совет тем, кто не имел возможности пробудиться к Дхарме ума. В Китае Школа Чистой Страны стала процветать при Учителе Хой Юане (умер 80 лет в 416), считавшийся ее Вторым Патриархом, после Самантабхадры Бодхисаттвы. За ним следовали Тань Луань (умер 67 лет в 542) и Бао Чо (умер в 645), Третий и Четвертый Патриархи. Эта школа называется также сектой Лотоса (Лян Цзун); в Китае признаны 10 ее Патриархов: Хой Юань, Шань Дао (умер в 681г.), Чжан Юань (умер 91 в 702г.), Фа Чжао (умер в 772г.), Шао Кан (умер в 805г.), Янь Шоу (умер 72 лет в 975г.), Син Чжан (умер 62 лет в 1020г.), Лен Чэи (умер 81 в 1615г.) и Син Ан (умер в 1662г. при династии Цзин). Среди них были два Просветленных Учителя Чань – Янь Шоу и Лен Чжи, они распространили Учение Чистой Страны, так как передача Чань не была подходящей для людей, которые имели родство с Амитабхой Буддой и верили в него. Методика и виды практики. 1. Повторение имени Амитабхи.Метод состоит в призывании мысленно или вслух, громким или тихим голосом имени Амитабхи Будды. Повторение имени Амитабхи (иногда с помощью четок из 108 бусин) позволяет практикующему сосредоточить все свое внимание на этом Будде, осуществляя тем самым единство мысли. Это прекрасный способ для контроля ума, и многим ученикам, использующим этот метод, удается увидеть Амитабху и его двух помощников, Бодхисаттв Авалокитешвару и Махастхамапрапту. (Хань Шань перед практикой Чань созерцал Трех Святых из Обители Блаженства, сосредоточив ум на них.) Последователи этой школы обычно устанавливают чисто повторений в день от 50 до 500 тыс. или более, и где бы они ни находились, они мысленно призывают имя Будды беспрерывно. Это позволяет положить конец всем другим мыслям и очистить умы без особых трудностей. Эта практика поддерживается непоколебимой верой в 48 обетов Амитабхи и строгим соблюдением пяти предписаний. Ученики обычно дают обет спасти все живые существа после своего Просветления, и когда их обеты соединяются с обетами Амитабхи, объединенная сила их благоговения позволяет им испытать всеобъемлющее состояние чистоты и ясности. Китайский основатель этой школы Учитель – Хой Юань – созерцал Амитабху трижды, и когда он был близок к смерти, увидел Трех Святых Западной Обители Будды, пришедших, чтобы принять его. Второй Патриарх, Шань Дао, повторял имя Будды день и ночь неустанно, и каждый раз, когда призывал Его, луч света выходил из его уст. Император Гао Цзун из династии Тан дал ему имя Великого Учителя Гуань Мин (Яркий Свет). Известно много последователей этой школы, которым удалось очистить свои умы с помощью данной практики; им было заранее точно известно время их смерти. Есть многочисленные рассказы о стариках, которые принимали ванну, надевали свои лучшие одежды, садились, скрестив ноги, и мирно умирали. Чтобы сохранить безмятежность ума, они не сообщали своим семьям, что готовятся умереть, опасаясь, что их последние мгновения будут потревожены плачем. Метод молчаливого призывания имени Будды наиболее подходит всем людям, независимо от их положения, для контроля умов, и этот метод можно практиковать даже во время гонений. 2. Повторение мантры Амитабху (Шен Чжоу).По-китайски Шен Чжоу – Мантра для нового рождения в Чистой Стране, очень популярная в Китае. Когда мне было 7 лет, мать научила меня читать ее, и я мог повторять ее наизусть. Китайский перевод так же искажен, как и всякий другой, однако, Мантра считается очень эффективной, ибо, повторяя ее, практикующий осуществляет единство ума. Действие ее подобно действию Хуа-тоу или Кунана. Следовательно, даже искаженная переводом Мантра может стать полной чудес точно так же, как и чувственные данные могут быть сублимированы и сделаться чудесными. Когда верующий близок к смерти, имя Будды или эта Мантра повторяется им самим, его семьей или его буддийскими друзьями. Мы глубоко обязаны и благодарны достопочтенному Бхикшу Арьядеве, приславшему из Индии несколько лет назад точный перевод с санскрита этой Мантры, который мы воспроизводим для блага тех, кто следует Школе Чистой Страны: "Намо Амитабхайя Татхагатайя Тадьятха Амритабхава Амритасамбхаве Амритавикранте Амритавикрантагамини Гагане Киртичхаре Сваха". Индийские Учителя, которые пришли в Китай, чтобы переводить тексты Сиддхи на английский язык, никогда не переводили Мантры, так как считали невозможным найти китайские эквиваленты. Тем не менее Бхикшу Арьядева изложил ее так: "Мы находим убежище в Татхагате Амитабхе. Пусть будет так, – чтобы Бессмертие и Совершенство пришло, чтобы Бессмертие прогрессировало, чтобы Бессмертие прогрессировало теперь, идя по Достославному Трансцендентальному Пути – Сваха". Согласно достопочтенному Бхикшу, этот перевод является лишь приближенным, ибо нельзя передать словами эзотерическое значение Мантр. Говорят, что когда ученик достигает успеха в осуществлении единения ума посредством повторения Мантры, то ее глубокий и сокровенный смысл будет ясно открыт ему. 3. Созерцание Амитаюса Будды.Переведем Теперь Сутру Созерцания Амитаюса, которая учит 16 методам медитации, ведущим к осуществлению какой-либо из следующих 9 стадий нового рождения в Чистой Стране Амитабхи: 1-3) Высокая, Средняя и Низкая стадии Высшего класса рождения. 4-6) Высокая, Средняя и Низкая стадии Среднего класса рождения. 7-9) Высокая, Средняя и Низкая стадии Низшего класса рождения. 4. Сутра созерцания Амитаюса (Гуань У Лян Шоу Цзин)Так я слышал. Однажды Будда пребывал на горе Гридхракута, близ города Раджагриха (столицы Магадхи) на собрании 1250 Бхикшу и в обществе 32 тысяч Бодхисаттв под покровительством Манджушри, сына Дхармараджи (Царя Закона). В то время в Раджагрихе правил принц Аджаташатру (царь Магадхи. Сначала он враждебно относился к Будде, но позже был обращен и стал известен своей щедростью к Сангхе). Побуждаемый злобным советником Дэвадаттой (двоюродным братом, врагом и соперником Будды) арестовал своего отца Бимбисару и держал его в заточении внутри семи стен, куда запрещалось входить министрам и чиновникам. Царица Вайдехи прислуживала Радже с большим почтением и, искупав, умастила его тело мазью из поджаренной рисовой пудры, и предложила сок винограда в нефритовом кубке. Выпив виноградный сок, царь прополоскал рот, повернулся к горе Гридхракута, сложил ладони вместе и стал на колени, чтобы на расстоянии выразить свое почтение Всемирному Достопочтенному, говоря: "Пусть мой родственник и друг Бодхисаттва Маудгалапутра (один из 10 главных учеников Будды, известный своей чудесной силой) будет достаточно сострадательным и научит меня 8 запрещениям". (8 запрещений против: убийства, воровства, полового общения, лжи, опьяняющих напитков, употребления цветочных гирлянд или благовоний для украшения себя, пения и танцев, сидения и сна на роскошных кроватях и еды после полудня.) Махасаттва Маудгалапутра прибыл во дворец со скоростью летящего орла; потом он приходил каждый день учить 8 запрещениям царя. Всемирный Достопочтенный также поручил Пурнамайтраянипутре, сыну Бхавы от рабыни, главному проповеднику среди 10 Махасаттв – Великих учеников Будды, излагать Радже Дхарму. Прошло 3 недели; благодаря умащениям, соку винограда и Дхарме, заточенный Раджа продолжал выглядеть радостным. Однажды принц Аджаташатру спросил у стражника: "Раджа все еще жив?" Стражник ответил: "Каждый день царица умащает его тело мазью из поджаренной рисовой муки и дает ему сок винограда в нефритовом кубке. Два Бхикшу, Маудгалапутра и Пурнамайтраянипутра прилетают каждый день и излагают ему Дхарму. Я ничего не делаю, чтобы помешать им". Когда Аджаташатру услышал это, он пришел в ярость и сказал: "Моя мать является разбойницей, поддерживающей компанию с другим разбойником, а Бхикшу – злые люди, употребляющие неправоверные Мантры, чтобы помочь этому злому Радже избегать смерти так долго". Сказав это, он вытащил острый меч, чтобы убить свою мать. Лунный свет, разумный и мудрый министр, и Джива (или Дживака, сын Бимбисары от наложницы Амрепали, известный своим медицинским искусством) поклонились принцу и сказали: "Ваше величество, мы читали в Ведах, что с начала этой Вечности было 108 тыс. принцев, захвативших трон после убийства своих царствующих отцов, но ни один не убил свою мать, царицу. Если вы теперь совершите мятежный поступок, который принесет бесчестие Кшатрии (царствующей касте), мы не хотим быть свидетелями этого самого низкого и позорного из самых презренных поступков. Мы должны уйти". Министры начали удаляться. Принц был удивлен и пристыжен и сказал Дживе: "Вы собираетесь покинуть меня?" Джива ответил: "Ваше Величество не должны убивать свою мать". Аджаташатру, находясь в глубоком раскаянии, отбросил меч и оставил мысль умертвить мать. Он приказал придворным чиновникам заключить ее во внутренний двор и запретить ей отлучаться. Так как царица теперь стала пленницей, сердце ее было полно грусти и беспокойства, и обратившись к горе Гридхракуте, она встала на колени и, будучи вдалеке, сказала Будде: "О, Татхагата, Всемирный Достопочтенный имел обыкновение посылать Ананду, чтобы утешать меня. Я теперь очень опечалена, что не буду видеть Его снова. Пожалуйста, пошли Ма-удгалапутру и Ананду, чтобы они утешали меня". Затем она заплакала горько и поклонилась, стоя на коленях, но прежде, чем она подняла голову, Всемирный Достопочтенный, который был на горе Гридхракуте и знал все мысли царицы, возникающие в ее в уме, приказал Маудгалапутре и Ананде лететь утешать ее. Будда также покинул гору и пришел во дворец. Когда царица взглянула, она увидела золотое тело Всемирного Достопочтенного, сидящего на лотосе с сотней драгоценностей, с Маудгалапутрой с левой стороны и Анандой – с правой, в то время как хранители Дхармы, включая Индру и Браму, осыпали Его небесными цветами, которые дождем шли с небес. Она отбросила свое ожерелье из драгоценных камней, бросилась к его ногам, заплакала и воскликнула: "О, Всемирный Достопочтенный, какой грех я совершила, что мне был дан такой злой сын? Какие причины привели меня к тому, что я стала родственницей Дэвадатты? Пожалуйста, скажи мне о мире, свободном от тревог и огорчений, где я могу быть снова рождена, так как я не люблю эту нечистую Землю (Джамбудвипу), где столько адов, злых и голодных духов и животных. Пусть я не буду слышать злых голосов и не буду видеть злых людей в будущем. Я теперь бросаюсь к ногам Всемирного Достопочтенного и прошу о возможности покаяться и преобразоваться. Пусть Будда учит меня каждый день, как смотреть туда, где есть только чистая и незапятнанная Карма", Тогда Всемирный Достопочтенный послал из точки между своими бровями яркий луч золотого света, который зажег неисчислимое число миров в 10 направлениях и затем вернулся к макушке Его головы, где превратился в золотую башню, подобную горе Сумеру, появились таинственные Чистые Страны Будды в 10 направлениях. Некоторые из этих Стран были сделаны либо из 7 драгоценных жемчужин или из цветов лотоса, другие подобны небесам Ишварадэвы, тогда как третьи походили на хрустальные зеркала, отражающие все миры в 10 направлениях. Когда царица увидела эти бесчисленные Страны Будды, она сказала: "Всемирный Достопочтенный, хотя эти Страны чисты и блестящи, я надеюсь родиться в Обители Блаженства Амитабхи Будды. Научит ли меня Всемирный Достопочтенный контролировать мысли, чтобы осуществить истинное Самадхи для этого нового рождения?" Тогда Всемирный Достопочтенный поела! из своих уст лучи 5 цветов, которые загорелись на верхушке головы Раджи Бимбисары. Хотя Раджа и был заточен, но глаз его ума не был загражден, и, на расстоянии, он созерцал Всемирного Достопочтенного. Он склонил свою голову, чтобы оказать Ему почтение и, осуществив таким образом духовный прогресс, он достиг стадии Анагамина ("невозвращающегося" Архата), который вновь будет рожден не в этом, а в духовном мире и достигнет Нирваны. Всемирный Достопочтенный тогда сказал Вайдехи: "Знаешь ли ты, что Амитабха Будда не далек? Останови свой ум на Его Обители и созерцай ее; она порождается добрыми делами. Я теперь использую все средства, чтобы дать тебе полное наставление, а также для пользы тех будущих поколений, которые пожелают поступать чисто, чтобы родиться в Западной Обители Блаженства. Ищущий нового рождения в этой стране Будды должен практиковать 3 рода благословенных добродетелей: 1) он должен выполнять свои сыновние обязанности, хорошо заботясь о родителях, повиноваться своим учителям, быть добрым с другими, воздерживаться от убийства и совершать 10 других добрых дел (запрещения против убийства, воровства, похоти, лжи, неискренности, грубости, грязной речи, жадности, гнева и ложных взглядов), которые должны строго соблюдаться; 2) нужно практиковать три формулы убежища (в Будде, Дхарме и Сангхе). соблюдать все предписания и воздерживаться от нарушения правил дисциплины; 3) необходимо развивать ум Боддхи, верить в Закон Причинности, читать про себя и вслух Сутры Махаяны и одобрять практикующих Дхар-му. Это чистые дела". (Эти слова Будды опровергают необоснованное утверждение, что Сутры и Шилу можно опустить при практиковании Махаяны.) Будда продолжал: "Ты должна знать, что эти 3 добродетели являются непосредственными причинами чистых дел Будд в прошлом, настоящем и будущем". Затем Будда сказал Ананде и Вайдехи: "Слушайте внимательно и серьезно подумайте о том, что Татхагата говорит вам об этих чистых делах для блага всех живых существ, которые будут страдать от тревог в грядущих поколениях. Хорошо, что ты, Вайдехи, спросила об этом; и ты, Ананда, должен сохранить эти слова Будды и распространить их широки. Я теперь буду учить Вайдехи, а также все живые существа в грядущих поколениях, как созерцать Западную Обитель Блаженства, чтобы с помощью трансцендентальных сил Будды они созерцали эту Чистую Страну так же легко, как видят свои лица в зеркале. Испытав чудесное блаженство этой страны, они будут наполнены радостью и осуществят терпеливую выносливость несозданного". 1) Созерцание заходящего солнца. Будда затем сказал Вай-дехи: "Твоя земная способность мышления ниже, и ты не осуществила Божественное зрение, поэтому не в состоянии видеть вещи на расстоянии". (Божественное зрение – Глаз Дэвы, Беспредельное Видение.) Но все Будды имеют чудесные средства, которые позволяют нам видеть ясно. Вайдехи сказала: "Всемирный Достопочтенный, посредством трансцендентальной силы Будды я могла видеть ту Страну, но после Нирваны Будды как смогут нечистые и извращенные живые существа, которые подвержены 5 формам страдания, созерцать Обитель Блаженства Амитабхи Будды?" (5 форм страдания в каждой из трех категорий: рождение, старость, болезнь и смерть; разлука с любимыми; встреча с теми, кого мы ненавидим или не любим; невозможность удовлетворить свои желания; умственное и физическое страдание от пяти совокупностей – рождение, старость, болезнь, смерть и оковы. Страдание в 5 обителях адов, голодные духи, животные, Асуры и человеческие существа). Будда ответил: "Ты и все живые существа должны сосредоточить умы заостренно на одной мысли о Западе. Что означает мысль? Она означает, что все живые существа не родились слепыми и что все, кто имеют глаза, могут видеть заходящее солнце. Ты должна дать начало мысли об этом, сесть прямо, с лицом на Запад, и направить свой ум заостренно туда, где обычно солнце подобно висящему (ровному) барабану. После этого оно должно быть ясно видимо, открываешь ли ты или закрываешь глаза. Эта визуализация солнца и называется Первым Созерцанием". (Его легко достигнуть, и тот, кто практикует серьезно, не будет иметь трудностей, созерцая красное заходящее солнце, которое является очень приятным зрелищем; но обычно за этим следует обильное потоотделение.) 2) Созерцание воды. "Затем устреми взгляд на чистую и прозрачную воду, ясно видимую и совершенно спокойную. После созерцания воды устреми внутренний взгляд на лед, также ясный и прозрачный. Посмотрев на лед, концентрируй взгляд на земле, которая должна тебе представляться прозрачной, как хрусталь, причем под ней расположены флагштоки из алмазов и 7 других драгоценностей. Каждый флагшток восьмиугольный, с сотней драгоценностей на каждой грани. Грани испускают по 1000 лучей света. Каждый луч имеет 84 тыс. цветов и светов над хрустальной почвой, обнаруживая мириады солнц, которые слишком многочисленны, чтобы все были видимы. Хрустальная почва ограничена золотой веревкой, украшенной 7 драгоценностями, каждая из которых испускает 500 цветных светов, подобных цветку, звезде или, луне, висящей в воздухе. Они образуют лучезарную башню с 9000 верхних комнат, каждая из которых сделана из 100 драгоценностей. Грани башни украшены сотней Лакхов флагштоков (Лакх, или Лак – 100 тысяч) с бесчисленными музыкальными инструментами, на которых играют 8 чистых ветерков, производимых этими яркими светами и провозглашающие Учение о "страдании, нереальности, преходящем и отсутствии "Я". Эта визуализация воды и есть Второе Созерцание". 3) Созерцание земли (почвы). "Когда Второе Созерцание будет достигнуто, визуализация должна быть ясно видима, открываете или закрываете вы глаза, и должна постоянно сохраняться в вашем уме, исключая время сна. Это грубый вид Обители Блаженства (все еще Обители относительности). Если вы достигли успеха в осуществлении стадии Самадхи, то будете созерцать очень ясно ту Обитель Абсолютного, которую нельзя описать полностью. Эта визуализация почвы и есть Третье Созерцание". Будда сказал Ананде: "Сохрани эти слова Будды для благосостояния тех из грядущих поколений, которые захотят избежать страданий, научи их этому методу визуализации земли. Тот, кто достигнет его, освободится от Самсарических грехов, совершенных в течение 80 Лаков вечностей. Когда он умрет, то снова родится в Чистой Стране, о которой он больше не будет иметь сомнения. Это созерцание Истины, всякое другое ложно". 4) Созерцание драгоценных деревьев. Будда затем сказал Ананде и Вайдехи: "После достижения этого созерцания Земли вы должны визуализировать деревья из драгоценностей. Они должны быть видны ясно в 7 линий (или дорог), причем каждое дерево достигает высоты в 8000 Йоджан (расстояние, которое царская армия проходит за день похода; около 25 км.) Эти деревья имеют по 7 листьев из драгоценностей, каждый лист и цветок имеют различный цвет. Если лист или цветок сделан из ляпис лазури, то испускает луч золотого цвета, из хрусталя – красного, из из агата – агатового, из сердолика – жемчужно-зеленого. Над этими деревьями раскинуты 7 слоев жемчужнх сетей, украшенных кораллами, янтарем и всеми другими драгоценностями. Каждая сеть состоит из 500 Лаков прекрасно украшенных дворцов, подобных дворцам Брамы, и каждый дворец имеет стражу из юношей. Каждый из юношей носит ожерелье из 500 Лаков жемчужин Мани, которые сияют по Стране на сотню Йоджан, и вся эта вещь походит на неописуемую мириаду ярких Солнц и Лун. Эти драгоценности смешаны друг с другом, и их цвета несравненно прекрасны. Деревья из драгоценностей и их листья – в совершенном порядке. Среди этих листьев есть прекрасные цветы, над которыми находятся 7 плодов из драгоценностей. Каждый лист, длиной и шириной в двадцать Йоджан, имеет 1000 цветов или оттенков и 100 прожилок, похожих на ожерелья Дэвов. Эти прекрасные цветы имеют цвет золота реки Джамбу и выглядят как вращающиеся факелы, сияющие среди листьев и производят плоды, которые походят на волшебную Вазу Шакра (из нее происходят все веши, какие пожелаешь). Есть также большой свет, который производят знамена и бесчисленные балдахины. Внутри каждого балдахина можно видеть все труды Будды для спасения во всех мирах Великого Хилиокосма и все Страны Будды в 10 направлениях. Когда эти деревья появляются, то их надлежит отчетливо созерцать одно за другим, с их стволами, ветвями, листьями, цветами и плодами, которые должны быть ясно видны. Это – визуализация деревьев, и она является Четвертым Созерцанием". 5) Созерцание заслуги воды. "Затем визуализируй дающую заслуги воду. В Обители Блаженства есть 8 прудов, и вода в каждом из них состоит из 7 драгоценностей в жидком виде, порожденных царской Мани-жемчужиной. (Чинтамани – сказочная драгоценность, отвечающая любому желанию.) Вода из каждого пруда течет в 14 каналов, каждый из них имеет прекрасные цвета 7 драгоценностей, с золотыми берегами и дном из алмазного песка. В каждом пруду есть 60 Лаков лотосов с 7 драгоценностями, из которых каждый совершенно круглый и в 12 Йоджан, в диаметре. Его жемчужная вода течет среди лотосов, поднимающихся и падающих между их стволами и производящих таинственные голоса, провозглашающие Учение о страдании, нереальности, бренности и отсутствии "Я", а также рассказывающие о совершенствах различных Парамит и восхваляющие физические признаки и великолепные характеристики Будд. Царственная Чинтамани испускает чудесные лучи золотого цвета, которые превращаются в многоцветных, покрытых драгоценностями птиц, мелодично поющих хвалу Будде, Дхарме и Сангхе. Эта визуализация 8 прудов дающей заслуги воды является Пятым Созерцанием". 6) Созерцание обители блаженства с драгоценными деревьями, почвой и водой. "В этой Обители драгоценностей есть свыше 500 Лаков драгоценных дворцов с верхними комнатами, где бесчисленные Дэвы создают небесную музыку. Музыкальные инструменты висят в воздухе, подобно небесным флагштокам, производя голоса, которые провозглашают Будду, Дхарму и Сангху. Осуществление этого рода видения называется грубым видом Обители Блаженства с ее драгоценными деревьями, почвой и прудами. Эта полная визуализация называется Шестым Созерцанием. Тот, кто достигает ее, освобождается от дурных Карм, образованных в бесчисленных Лаках вечности, и будет, после смерти, вновь рожден в этой Стране. Такое созерцание Истинно, и всякое другое ложно". 7) Лотосовое сиденье. Затем Будда сказал Ананде и Вай-дехи: "Слушайте внимательно и серьезно подумайте о том, что я теперь скажу, а именно: как избежать тревог и огорчений, чтобы вы могли помнить и излагать это широко другим". Когда Будда говорил, Амитаюс появился в воздухе вместе с другими помощниками-Бодхисаттвами по бокам, в массе блеска, который был так обширен, что его нельзя было видеть полностью, и он превосходил яркостью сотни и тысячи бле-стящих золотых песчинок в реке Джамбу. Увидев Амитаюса, Вайдехи простерлась головой к ногам Будды, говоря: "Всемирный Достопочтенный, благодаря трансцендентальной силе Будды я могу теперь видеть Амитаюса с двумя сопутствующими Бодхисаттвами. Что должны делать живые существа грядущих поколений, чтобы также видеть их?" Будда ответил: "Тот, кто желает видеть того Будду, должен визуализировать лотос с 7 драгоценностями. Каждый лепесток имеет цвет 100 драгоценностей и 84 000 жилок, которые кажутся проведенными самими Дэвами и испускают 84 000 лучей света, делающих их ясно видимыми. Каждый маленький лепесток имеет длину и ширину в 150 Йоджан, каждый лотос имеет 84 000 таких лепестков. Каждый лепесток украшен 100 Лаками (то есть 10 миллионами) Чинтамани, и каждая жемчужина испускает 1000 лучей света. Эти лучи образуют зонт, который кажется сделанным из 7 драгоценностей и покрывает всю почву. Коробочка с семенами лотоса окружена и украшена сетью из 80 000 драгоценностей: алмазов, рубинов (Кишука), Чинтамани и прекрасных жемчужин. Из коробочки поднимаются 4 драгоценных флагштока, каждый из которых выглядит как 100 тысяч гор Су-меру, и на верхушке каждого – драгоценный шатер, как в небесах Ямы, и они украшены 500 Лаков драгоценных жемчужин. (Небеса Ямы, или Ямалока – 3-я Дэвалока, где времена года всегда хороши.) Каждая жемчужина испускает 84 000 лучей света, имеющих то же число золотых цветов, проникающие всюду и превращающиеся в различные формы и образы – алмазные тропы, жемчужные сетки и облака из смешанных цветов, появляющиеся в 10 направлениях и исполняющие труды Будды. Это визуализация лотосового сиденья, и это – Седьмое Созерцание". Будда затем сказал Ананде: "Этот лотос является кристаллизацией прежних обетов Бхикшу Дхармакары, и те, кто думает о Будде, должны сначала визуализировать его лотосовое сиденье. В этой визуализации каждый лист, драгоценность, луч света, Лотосовое Сиденье и флагшток должны быть ясно видимы, как собственное отражение в зеркале. Осуществление этого видения искоренит все кармические грехи, совершенные за 50 Лаков эонов и обеспечит новое рождение в Обители Блаженства.Такое созерцание Истинно, тогда как всякое другое ложно". 8) Созерцание изображений трех святых. Будда затем сказал Ананде: "После того, как все это увидено, следует думать о Будде Амитаюсе. Почему? Потому что Буддхакайя всех Татхагат является лишь Дхармадхату (веществом Дхармы), которое проникает мыслящие умы всех живых существ. Поэтому, когда ум занят мыслями об этом Будде, он тождествен с характеристиками Нирманакайя Будды и осуществляет состояние Будды; Ум есть Будда и Океан Всеобщего Знания Будды происходит из мысли Ума. Поэтому следует сосредоточить ум исключительно на созерцании того Будды или Татхагаты, Архата и Самьяк-Самбуддхи (первые 3 из 10 титулов Будды: а) Татхагата – это тот, кто пришел; пришли все Будды, кто вступил на Абсолютный Путь причины и следствия и достиг совершенной Мудрости; один из величайших титулов Будды; б) Архат – превосходящий смерть; 2-й титул Будды; в) Самьяк-Самбуддха – имеющий совершенное знание; 3-й титул Будды.) При созерцании этого Будды вначале нужно визуализировать Его драгоценное золотое изображение, сидящее на лотосе, пока вы не увидите Его с открытыми или закрытыми глазами. После этого "глаз ума" открывается и становится ясно видимой Обитель Блаженства с ее почвой, имеющей 7 драгоценностей, драгоценные пруды и аллеи драгоценных деревьев, покрытые украшениями из драгоценностей и шатрами с сотней драгоценных камней, заполняющих все пространство. Эта визуализация должна быть ясно видна, как своя рука человеку. Затем нужно визуализировать другой большой лотос, тождественный первому, слева от Будды, и такой же – по правую сторону, затем изображение Авалокитешвары того же золотого оттенка (как и у Будды), сидящее на левом лотосе, и затем изображение Махастмы на правом лотосе. После осуществления визуализации Будды и двух сопутствующих ему Бодхисаттв, вызовите лучи золотого света, которые осветят все деревья. У подножия каждого дерева появятся 3 лотоса – с Буддой и двумя Бодхисаттвами. Так Обитель Блаженства наполнится неисчислимым числом лотосов с Тремя Святыми на них. Когда эта визуализация осуществлена, практикующий услышит Глубокую Дхарму, раздающуюся в текущих водах, лучах света, драгоценных деревьях, диких гусях и мандариновых утках. Так он будет постоянно слышать чудесную Дхарму, сидит ли он или нет в медитации (входит он в медитацию или выходит). При окончании созерцания он должен помнить слышанное в ее ходе и не отклоняться от Дхармы, которая должна совпадать с Сутрами. (Созерцание, которому учит Будда, является правильным, и если Дхарма, слышимая практикующим, не согласуется с Сутрами, это показывает, что практикующий дает возможность возникнуть различению и отклоняется от Истинного созерцания. В результате возникает в его уме учение, отличное от Истинного и противоречащее Глубокой Дхарме.) Если это не согласуется с Сутрами, то происходит от ложного думания, а если согласуется, – это грубая форма медитации, в ее грубом аспекте. Это видение Обители Блаженства влечет за собой визуализацию изображений и называется Восьмым Созерцанием. Оно устраняет кармические грехи, совершенные в бесчисленных предыдущих вечностях и обеспечивает практикующему в его телесной форме осуществление Самадхи благодаря заостренному сосредоточению (Смадхани) на Будде". (Это Самадхи вытекает из вышеуказанной визуализации, или из постоянного повторения имени Будды, пока не будет достигнута единичность ума.) 9) Созерцание телесной формы Амитаюса Будды. Будда затем сказал Ананде и Вайдехи: "После достижения этого созерцания вы должны визуализировать лучезарное тело Амитаюса Будды. Ананда, ты должен знать, что Его тело окрашено как чистое золото в ста тысячах Ямалок, образующих груду высотой в столько Йоджан, сколько песчинок в 600 тыс. Лаков Нают (Наюта – 1000, миллион или 10 миллионов) рек Ганг. Белые волосы между его бровями (белый завиток – один из 32 признаков Будды) завиваются 5 раз вправо, подобно 5 горам Сумеру. Его глаза подобны воде 4 океанов с ясно различимыми синевой и белизной. Поры его тела испускают лучи света, величиной с гору Сумеру. Сияние вокруг его головы содержит 100 Лаков великих Хи-лиокосмов, в которых появляются Нирманакайя Будды в таком же числе, сколь песчинок в миллионе Лаков Нают рек Ганг. Каждый Нирманакайя Будда имеет свиту из Бесчисленного Преобразования Бодхисаттв, служащих ему. Амитаюс Будда имеет 64 000 физических признаков; каждый признак имеет 84 000 великолепных характеристик, а каждая характеристика испускает 84 000 лучей света, и каждый луч света освещает все живые существа во всех мирах и в 10 направлениях, которые серьезно думают о нем. Лучезарные признаки и характеристики этих Нирманакайя Будд нельзя описать в подробностях, но медитирующий должен сохранять визуализацию в уме и помнить ее, тогда Глаз Его Ума будет видеть их. Когда это достигнуто, он будет созерцать всех Будд в 10 направлениях. Это состояние называется Самадхи на заостренное сосредоточение на Будде. Эта визуализация называется созерцанием всех Буддхакай. Точно так же, как видно Буддхакайю, таков и ум Будды, под которым подразумевается большая доброта (Майтри) и сострадание (Каруна), состоящее в беспричинном, полном милосердня понимании живых существ. Данное созерцание обеспечивает в конце нынешней жизни адепта новое рождение перед всеми Буддами, с осуществлением терпеливой выносливости несозданного. Мудрецы поэтому должны сосредоточивать ум на созерцании Амитаюса, что выражается в визуализации одного признака – белого завитка между его бровями, пока он не станет ясно видимым. В результате появятся все 84 000 признаков. Когда появляется возможность созерцать Амитаюса, начнут восприниматься бесчисленные Будды в 10 направлениях, и тогда Они придут, чтобы предсказать будущее достижение практикующего. Эта всеобъемлющая визуализация телесных форм Будд называется Девятым Созерцанием; она Истинна, а любая другая ложна". 10) Созерцание Авалокитешвары Бодхисаттвы. Будда затем сказал Ананде и Вайдехи: "После ясного созерцания Амитаюса следует визуализировать Авалокитешвару, чье золотое тело достигает высоты 800 000 Лаков Нают Иоджан, с наростом плоти на макушке головы и сиянием вокруг шеи. Его лицо, нарост и сияние имеют высоту в тысячи Иоджан. Внутри сияния находятся 500 Нирманакайя, подобных Шакьямуни Будде. Каждый имеет свиту из 500 превращений Бодхисаттв вместе с неисчислимым числом Дэвов, которые служат ему. Тело Бодхисаттвы испускает лучи света, в которых появляются все живые существа из 5 Миров Существования. Его корона Дэвы сделана из жемчужин Мани, в каждой из которых стоит Нирманакайя Будда, чье тело имеет высоту в 25 Иоджан. Лицо Бодхисаттвы имеет золотистый оттенок, а между бровями – завиток в 7 цветов; лицо испускает 84 000 лучей света. Внутри каждого луча находится бесчисленное число Нирманакайя Будд. Каждый Будда окружен неисчислимым множеством Преобразований Бодхисаттв, которые служат ему и воспроизводят по своему желанию все преобразования, которые наполняют все Миры в 10 направлениях. Две руки Бодхисаттвы красны, подобно лотосу, и украшены браслетами, чье величие проявляется 80 Лаками прекрасных лучей света. Они окрашены подобно 500 лотосов со многими оттенками. Кончик каждого пальца имеет 84 тыс. оттенков и испускает 84 тыс. лучей мягкого света, освещающего все. Своими драгоценными руками он принимает и передает человеческие существа. Когда Бодхисаттва поднимает свою ступню, то на ее подошве видно колесо с 1000 спицами, вращающимися как 500 Лаков сияющих башен. Когда он опускает ее, лотосы, сделанные из Чинтамани, рассыпаются повсюду и наполняют всю Обитель. Другие признаки и характеристики Его тела подобны таковым у Будды, помимо нароста плоти на макушке и малыми бровями. Эта визуализация телесной формы Авалокитешвары Бодхисаттвы и называется Десятым Созерцанием. Желающий визуализировать Авалокитешвару должен совершенствовать это Созерцание. Он избежит всех несчастий, освободится от кармических препятствий и сотрет все смертные грехи, совершенные в бесчисленных зонах. Даже услышание имени этого Бодхисаттвы приносит беспредельные благословения. Насколько же больше дает Созерцание Его! Созерцание Авалокитешвары начинается с визуализации нароста плоти на голове, меньшего, чем у Будды, затем небесного венца и постепенно других физических признаков, пока он не будет виден столь ясно, как ваша собственная рука. Такое Созерцание Истинно, а всякое другое ложно". 11) Созерцание Махастмы Бодхисаттвы. "Затем визуализируйте Махастму Бодхисаттву с телом такого же размера, как и у Авалокитешвары. Его лицо и ореол имеют 25 Йоджан высоты и испускают лучи света на 250 Йоджан. Лучистое тело озаряет все континенты в 10 направлениях, и его могут созерцать живые существа, имеющие с ним причинное родство. Тот, кто видит только свет от одного Его луча, исходящего из одной поры, будет созерцать чистый свет безграничных Будд в 10 направлениях; отсюда происходит Его имя – "Безграничный Свет". Когда Он употребляет Свет Мудрости, чтобы озарить все живые существа и вывести их из трех низших обителей (голодных духов, животных и адов), чтобы они могли приобрести непревзойденные силы, Он называется Бодхисаттвой, сила Мудрости которого достигает всюду. Его небесный венец состоит из 500 драгоценных лотосов, и каждый из них имеет 500 драгоценных башен. Внутри каждой башни появляются все Чистые Страны в 10 направлениях, с Буддами, обнаруживающими свои широкие длинные красные языки. (Этот язык – один из 32 признаков Будды; признак достаточно велик, чтобы покрыть его лицо, доказывая, что Его слова Истинны, а не обманчивы.) Нарост из плоти на макушке головы, как красный лотос с Драгоценной Вазой над ним, со всеми видами свечения, открывающими все деяния Будды. Его другие физические признаки тождественны с признаками Авалокитешвары. Когда Он идет, все миры в 10 направлениях сотрясаются, и где чувствуется дрожь, появляются 500 Лаков драгоценных лотосов, столь же величественных, как и Обитель Блаженства. Когда Он сидит, почва, украшенная 7 драгоценностями, сотрясается, и от нижней Страны Будды Золотого Света до верхней Страны Будды Славы бесчисленное множество Будд Преобразований Амитаюса, каждый в образе Авалокитешвары и Махастмы, собираются в Обители Блаженства и наполняют все пространство, сидя на лотосовых сиденьях и провозглашая Глубокую Дхарму для освобождения страдающих людей. Эта визуализация телесной формы Махастмы Бодхисаттвы и называется Одиннадцатым Созерцанием, искореняющим все смертные грехи, совершенные в бесчисленных вечностях. Созерцающий так никогда не будет пребывать больше в утробе и всегда будет наслаждаться в Чистой Стране всех Будд". 12). Созерцание обители блаженства Амитаюса. Посредством предыдущей визуализации практик достигает Полного Созерцания двух прислушивающихся Бодхисаттв, Авалокитешвары и Махастмы. Затем надо начать желать родиться вновь в Западной Обители Блаженства, где медитирующий найдет себя сидящим со скрещенными ногами внутри цветка лотоса. Когда он открывается, лучи 500 цветных светов озаряют тело. Тогда он визуализирует своими собственными глазами, и бесчисленные Будды Бодхисаттвы наполняют пространство водами, птицами, деревьями, рощами и голосами этих Будд, провозглашающими Глубокую Дхарму Учения 12 разделов Трипитаки. Если практикующий может сохранить результат медитации, то это и есть видение Обители Блаженства, его полная визуализация; она называется Двенадцатым Созерцанием. Амитаюс Будда затем превратится в безграничное число Нирмана-кайя Будд и будет с Авалокитешварой и Махастмой приходить к медитирующему". 13) Созерцание трех святых обители блаженства. Будда затем сказал Ананде и Вайдехи: "Тот, кто решил вновь родиться в Западной Обители, должен сначала визуализировать изображение в 16 футов Амитабха Будды над прудом, как описано выше, ибо ум мирянина не может постичь беспредельное тело Амитаюса. Однако вследствие могущественных обетов, принятых в предыдущей жизни Татхагатой, те, кто думают и сосредоточиваются на нем, получат ответы на свои желания. Даже простая визуализация его изображения может привести к безграничным благословениям – насколько же больше означает созерцать Его полную Буддхакайю (тело Будды). Амитаюс Будда посредством своих трансцендентальных сил может воспроизвести Нирманакайи в 10 направлениях (появляясь в безграничном теле, наполняющем все пространство, или в маленьком – в 8 или 16 футов высотой), а так же золотое тело, ореол и лотосовое сиденье. Тела же Авалокитешвары и Махастмы подобны телу Амитаюса, но их можно различить по наростам на головах. Эти Бодхисаттвы сопровождают Амитабху, чтобы обращать и освобождать все живые существа. Это – многократная визуализация, и она называтся Тринадцатым Созерцанием". 14) Высший класс рождения в обители блаженства. а) Высшая стадия Высшего класса рождения. Будда затем сказал Ананде и Вайдехи: "Высшей стадии Высшего класса рождения в Обители Блаженства достигают те, кто в своем стремлении вновь родиться там развил три рода ума: истинный, глубокий и фиксированный на обете посвятить все свои заслуги возрождению в Обители Блаженства. Развивший в себе эти три рода ума, может родиться в Чистой Стране". Есть также 3 класса живых существ, которые будут вновь рождены там: воздерживающиеся от убийства из-за их сострадательных сердец и соблюдают все запрещения; читающие про себя и вслух и практикующие Вайпулья и Махаяна Сутры; и не отклоняющиеся от 6 видов мысли: о Будде, Дхарме, Сангхе, дисциплине, милосердии и небесном счастье, и посвящающие все заслуги от этого своему рождению в Обители Блаженства. Накопление всех этих заслуг обеспечит их новое рождение в течение времени 1 до 7 дней, и вследствие их интенсивного стремления и преданности Татхагата Амитабхе, он вместе с двумя помощниками Бодхисаттвами, Авалокитешварой и Махастмой, бесчисленным числом Нирманакайя Будд, сотней и тысячей верующих, включая Бхикшу и Шраваков (успешных учеников Будды) в бесконечном числе небесных дворцов, сделанных из 7 драгоценных камней, появятся, чтобы встретить его. Амитабха Будда вышлет лучи великого света, чтобы озарить тело, пока Бодхисатгвы протянут свои руки, чтобы принять его. Тогда Авалокитешвара и бесчисленные Бодхисатгвы будут хвалить и успокаивать практикующего, который, увидев их, почувствует большую радость и внезапно окажется едущим верхом на алмазном сиденье и следующим за Буддой: в мгновение ока он будет вновь рожден в Обители Блаженства. Родившийся там будет созерцать Будду и всех Бодхисаттв в их совершенных телесных формах, пока лучезарные драгоценные рощи будут провозглашать Глубокую Дхарму. Услышав ее, он осуществит терпеливую выносливость нерожденного и в одно мгновение сможет служить всем Буддам в 10 направлениях. Получив их предсказания о будущем предназначении, он вернется в свою Обитель Блаженства, где немедленно поймет неисчислимое число Дверей Дхармы (Просветления). Это – Высшая стадия Высшего класса рождения". б) Средняя стадия Высшего класса рождения достижима теми, кто и без изучения Вайпулья Сутр хорошо понимает Путь Истины, чей ум остается непоколебимым в Высшей Реальности, кто имеет глубокую веру в Закон Причинности, не критикует Махаяну и посвящает все накопленные заслуги своему новому рождению в Обители Блаженства. Когда он готовится умереть, Амитабха Будда, имея с двух сторон помощников, Авалокитешвару и Махастму, в сопровождении бесчисленной свиты, придет с золотым сиденьем, чтобы восхвалить его, говоря: "Сын Дхармы (то есть практикующий Дхарму Будды), вследствие твоей практики в Махаяне и твоего понимания Высшей Реальности, я пришел принять тебя". Вместе с тысячами Нирманакайя Будд они поприветствуют его, и он окажется сидящим на золотом сиденье, и сложит свои ладони вместе, со скрещенными пальцами, восхваляя всех Будд. Мгновенно он будет рожден в этой Обители, сидящим в этом сиденье, над прудом с семью драгоценными камнями. Это сиденье подобно большому драгоценному лотосу, который откроется на следующий день. Его тело будет золотистого оттенка, под каждой его ступней будет семь украшенных драгоценностями лотосов. Затем Будда и Бодхисаттвы озарят его лучами света, которые заставят его глаза открыться. Вследствие прежней практики он будет слышать голоса, провозглашающие очень Глубокую Реальность. Тогда он спустится со своего сиденья, сложит ладони вместе, воздаст почтение и восхвалит Всемирного Достопочтенного. За 7 дней он разовьет непоколебимую веру в непревзойденное Всеобщее Просветление (Ануттара-Самьяк-Самбоддхи), которое позволит ему летать в воздухе и идти повсюду в 10 направлениях, поклоняться и служить всем Буддам, под наставлением которых он будет практиковать все виды Самадхи. В конце малой Вечности (Ангара Кальпа) он осуществит терпеливую выносливость несотворенного и ему скажут о его будущих достижениях. Это Средняя стадия Высшего класса рождения. в) Низшая стадия Высшего класса рождения достижима теми, кто верит в Закон Причинности, воздерживается от критики Махаяны, полон решимости искать высшее Дао и посвящает все накопленные заслуги своему новому рождению в Обители Блаженства. Когда он близок к смерти, Амитабха Будда, сопровождаемый с обеих сторон своими помощниками Бодхисаттвами, появится с золотым лотосом вместе со своими силами превращения, 500 Нирманакайя Буддами, и они протянут руки, чтобы приветствовать и хвалить практикующего, говоря: "Сын Дхармы, ты живешь в чистоте и решил искать Высшее Дао, и мы теперь пришли принять тебя". Созерцая их, он окажется сидящим на золотом лотосе, который закроется и последует за Всемирным Достопочтенным. Он тогда родится на пруду, украшенном 7 драгоценными камнями, и через сутки лотос откроется. Спустя 7 дней он будет созерцать Будду, и хотя увидит Его, но физические признаки Будды и Его великолепные характеристики будут все еще туманными и не станут ясно видимыми в течение 21-го дня. Затем он услышит голоса, провозглашающие тонкую Дхар-му, и будет в состоянии странствовать в 10 направлениях, чтобы принести жертвы всем Буддам, под руководством которых он будет в состоянии услышать об очень Глубокой Дхарме. Через 3 малых эона он пробудится к Двери Правильного понимания 100 разделов Явлений и осуществит состояние Прамудиты. Это Низшая стадия Высшего класса рождения. Выше описана визуализацией Высшего класса рождения, и она называется Четырнадцатым Созерцанием. КОММЕНТАРИЙ. Сто разделов всех ментальных качеств и их действий классифицированы на 5 групп: 1) 8 сознаний; 2) 51 ментальная идея; 3) 5 физических органов и 6 видов их ощущений; 4) 24 неопределенности и 5) 6 пассивных понятий. Вот 10 стадий развития Бодхисаттвы в Махаяне: 1) Прамудита – радость преодоления всех препятствий для вступившего на Путь к Боддхи; 2) Вимала – состояние чистоты, свободное от всякого загрязнения; 3) Прабхакари – появление Света Мудрости; 4) Арчишмати – загорающаяся Мудрость; 5) Судурджайя – преодоление последних трудностей; 6) Абхимукхи – появление Абсолютного; 7) Дурмагама – состояние нематериальности, вне земного, состояние Шравака к Пратьека Буддхи; 8) Ачала – состояние неизменности среди изменяющихся явлений; 9) Садхумати – приобретение 4-х беспрепятственных сил истолкования с возможностью излагать все Двери Дхармы повсюду. 4 беспрепятственные силы рассуждения Бодхисаттвы: Дхарма – буква Закона; Артха – его значение; Мирукти – форма выражения; Пратнохана (красноречие, желание проповедовать); 10) Дхармамегха – стадия облаков Дхармы, изливающих дождем Амриту, чтобы обнаружить живые существа. 15) Средний класс рождения в обители блаженства. а) Высшая стадия Среднего класса рождения достижима теми, кто получает и соблюдает 5 наставлений (запрещения против убийства, воровства, похоти, лжи и опьяняющих напитков), соблюдает 8 запретов (убийство, воровство, похоть, ложь, употребление вина, личные украшения, пение и танцы, сон и сидение на роскошных кроватях и еда вне предписанных часов), не совершает 5 мятежных поступков, свободен от других ошибок и посвящает все заслуги от этих хороших корней достижению своего рождения в Западной Обители Блаженства. Когда он близок к смерти, Амитабха со свитой Бхикш пошлет лучи золотого света, чтобы озарить местопребывание искателя, излагая ему Учение о страдании, нереальности, непостоянстве и отсутствии "Я" и восхваляя тех, кто покидает свои дома, чтобы избежать несчастий. Увидя это, практикующий наполнится радостью и найдет себя сидящим в позе лотоса. Он сложит ладони вместе и склонится, чтобы приветствовать и воздать почтение Будде, и, пока он поднимает голову, уже родится в Обители Блаженства. Лотос раскроется, и он услышит голоса, восхваляющие Четыре Благородные истины. (Чатвариарья-Сатьяни: страдание (Дукха), его причина (Самудайя), окончание (Ниродха) и путь к этому (Маргах). Эти четыре догмы впервые проповедовались Буддой его прежним 5 товарищам по аскетизму, и те, кто принимает их, находится на стадии Шраваки и осуществит Архатство, тем самым совершенствуя 3 внутренних взгляда: а) смертное состояние "Я" в предыдущих жизнях; б) в будущих жизнях; в) в нынешних смертных страданиях, чтобы положить конец всем страстям; 6 сверхъестественных сил – Шатабхиджньяя: 1) Божественное зрение; 2) Божественный слух; 3) знание умов всех других живых существ; 4) знание всех форм предыдущих существований себя и других; 5) способность появляться в любом месте и иметь полную свободу; 6) прозрение в окончании потока жизней и смертей и 8-ми форм освобождения (Аштавимокша) – 8-ми ступеней медитации для освобождения от состояний: 1) когда есть привязанность к форме посредством исследования формы и постижения ее бренности; 2) когда нет привязанности к форме, путем исследования формы и постижения ее бренности – эти 2 являются освобождением медитацией на нечистоте, а затем на чистоте: 3) медитацией на чистоте и осуществление состояния, свободного от желания; 4) в осуществлении безграничной нематериальности; 5) в сознании безграничного знания; 6) в осознании "ничто не существует"; в состоянии, где 7) нет ни мысли, ни отсутствия мысли; 8) Веданы и Саньджни (чувствование и идеализация) полностью исключены). Это Высшая стадия Среднего класса рождения. б) Средняя стадия Среднего класса рождения достижима теми, кто днем и ночью безупречно соблюдает 8 заповедей, 10 запрещений для послушника – Шраманеры, а также правила дисциплины – 250 для монахов и 300 для монахинь. Никогда не отступает от достоинства (при ходьбе, стоянии, сидении или лежании) и посвящает все достоинства осуществлению своего рождения в Обители Блаженства. Очищенный ароматом дисциплины и приближаясь к смерти, он увидит Амитабху со свитой, который пошлет ему луч золотого света и придет с лотосом, украшенным 7 драгоценностями. Практикующий услышит голос в воздухе: "Добродетельный человек, поскольку ты соблюдал Учение всех Будд Трех Времен, я пришел принять тебя". Затем лотос закроется, и он будет вновь рожден в драгоценном пруду Обители Блаженства. Через 7 дней лотос раскроется. Открыв глаза, он сложит ладони, восхвалит Татхагату, услышит о Дхарме, наполнится радостью, достигнет стадии Шротаапанина (того, кто входит в поток святой жизни, от есть осуществит 1-ю стадию Хинаяны – Шраваки) и через полжизни осуществит Архатство. Это Средняя стадия Среднего класса рождения. в) Низшая стадия Среднего класса рождения достижима добродетельными мужчинами и женщинами, выполняющими все кармические обязанности и практикующими Всемирное Сострадание. (Обусловленное сострадание на земле находится в контрасте с беспричинным состраданием Бодхисаттвы.) Такой человек, приблизившись к смерти, встретит Просветленного Учителя, который расскажет ему о блаженном состоянии в Обители Амитабха Будды, и очень скоро, после смерти, он будет рожден в Западной Обители Блаженства. Через 7 дней он встретит Бодхисаттв – Авалокитешвару и Махастму, которые объяснят ему Дхарму. После этого он наполнится радостью и достигнет стадии Шрота-Апана. Через малую Вечность он осуществит Архатство. Это Низшая стадия Среднего класса рождения, и она называется Пятнадцатым Созерцанием. 16) Низший класс рождения в обители блаженства. а) Высшая стадия Низшего класса рождения достижима тем, кто не критикует Вайпулья Сутру, хотя он создал дурные Кармы. Несмотря на свою глупость и многие дурные дела, он не стыдится своего поведения. Перед смертью он встречает Просветленного Учителя, который сообщает названия Сутр 12 разделов Канона Махаяны. В результате дурные следствия его поступков за 1000 Вечностей будут стерты. Учитель также научит его соединять ладони со скрещенными пальцами и взывать: "Нама Амитабха Буддхайя". Этим призывом имени Будды он сотрет дурные последствия своих Самсарических грехов, совершенных в 50 Лаках Вечности. Затем Амитабха пошлет Нирманакайя Будду вместе с Бодхисаттвами Авалокитешварой и Махастмой в их созданных телах, и они предстанут перед этим человеком, чтобы похвалить: "Добродетельный человек, твой призыв имени Будды стер все твои грехи, и мы пришли, чтобы приветствовать тебя". Практикующий увидит свою комнату, сияющую светом Нирманакайю Будды. И он умрет, переполненный радостью, затем увидит себя едущим за Буддой в драгоценном лотосе, чтобы родиться вновь в драгоценном пруду. Через 49 дней лотос откроется, и он увидит сострадательного Авалокитешвару и могучего Махастму, которые пошлют лучи света, чтобы озарить его. Бодхисаттвы изложат ему очень Глубокое Учение из 12 разделов Канона Махаяны. Услышав его, он поверит, поймет это и сосредоточит ум на поисках Высшего Дао. Через 10 малых Вечностей он будет пробужден к Двери для правильного истолкования ста разделов явлений и войдет в 1-ю очередь для стадии развития Начального Пути Бодхисаттвы. Это Высшая стадия Низшего класса рождения. б) Среднюю стадию Низшего класса рождения могут достичь те, кто, несмотря на нарушение и 5-й и 8-й заповедей, и полного состава правил дисциплины, глупого присвоения и воровства собственности и личного имущества монахов, и его нечистого проповедования (проповедь Дхармы для удовлетворения эгоистических, нечистых мотивов, например, ради денег или репутации, является ложным), не будучи пристыжен дурным поведением, пятнающим его, при приближении к смерти будет готов к возмездию за его дурную Карму, когда огни ада будут уже видимы, встретит Учителя, который сжалится над ним, научит его внушающим благоговение 10 силам (Даша-бала) и трансцендентальной силе Света Амктабха Будды, и восхвалит Учение о дисциплине медитации, Мудрости, освобождении и знании об освобождении (Панча Дхармакайя, 5 атрибутов Сущностного Тела Будды, См. "Учения Чань и Дзэн", T.III, Алтарная Сутра Шестого Патриарха). Он сможет слушать Учителя, и это сотрет его кармические грехи в 80 Лаках Вечностей, и пылающий огонь ада будет превращен в прохладный ветерок, обвевающий небесный лотос, вызывая затем появление Нирманакайи Будды вместе с созданными телами Бодхисаттв, приходящих принять его после смерти. С быстротой мысли он будет рожден в лотосе в пруду, украшенном семью драгоценностями. Через 6 Вечностей лотос откроется, и Авалокитешвара и Махастма Бодхисаттвы придут утешить его их глубокими резонирующими голосами (голосом Брахмана – чистым, ясным, мелодичным, глубоким и далеко раздающимся; такой голос – один из 32 признаков Будды) и учить его очень Глубоким Сутрам Махаяны. Услышав эту Дхарму, он сможет установить свой ум на поисках Высшего Дао. Это – Средняя стадия Низшего класса рождения. в) Низшая стадия Низшего класса рождения достижима теми, кто несмотря на свою дурную Карму и нарушение 5 заповедей, а также совершение 5 мятежных действий, за которые он должен был бы понести возмездие в виде падения в Обитель скорби, где он страдал бы в течение многих Вечностей, встретит Учителя незадолго до своей смерти. Учитель утешит его, объяснит ему Глубокую Дхарму и будет учить, как думать о Будде. И когда этот человек будет так страдать, что не сможет думать о Будде, Учитель скажет ему: "Если не можешь думать об Амктабхе Будце, нужно призывать Его имя", И каждый раз, когда человек, сосредоточением и громким повторением "Намо Амитабха Буддайя", будет призывать Его, кармические грехи его за 80 Лаков Вечности будут уничтожаться. И когда он будет близок к смерти, увидит золотой лотос, похожий на заходящее солнце. С быстротой мысли он будет рожден в Обители Блаженства и будет оставаться спящим в лотосе в течение 12 Вечностей. В конце этого долгого периода лотос откроется, и он увидит Авалокитешвару и Махастму, которые своими милосердными голосами объяснят ему фундаментальную реальность всех явлений и научат, как искоренить его грехи. Посте этого он наполнится радостью и будет в состоянии развить Ум Боддхи. Это Низшая стадия Низшего класса рождения. Сказанное выше является визуализацией Низшего класса рождения и в совокупности называется Шестнадцатым Созерцанием". После того как Будда произнес эти слова, Вайдехи и 500 ее фрейлин увидели огромную Обитель Блаженства с Амитабхой и двумя Бодхисаттвами. Они наполнились радостью и восхвалили это замечательное событие, свидетелями которого никогда не были ранее. Они испытали великое пробуждение и осуществили терпеливую выносливость несотворенного. 500 фрейлин развили высочайший Всемирный Ум Боддхи и дали обет быть рожденными в Обители Блаженства. Всемирный Достопочтенный рассказал им о Самадхи для достижения Абсолютного (Бхутатархата) после их рождения в той Обители (6-я из 10 стадий развития Бодхисаттвы). Ананда поднялся затем со своего места и сказал: "Всемирный Достопочтенный, каково название этой Сутры? Как мы должны получить и соблюдать существенные черты этой Дхармы?" Будда ответил: "Это Сутра Созерцания Амитаюса Будды и Бодхисаттв Авалокитешвары и Махастмы в Обители Блаженства, также называемая Сутрой искоренения кармического препятствия для рождения в присутствии всех Будд; она не должна быть предана забвению, и вы должны под этими названиями получить и соблюдать ее. Тот, кто осуществит указанное Самадхи, будет в нынешней жизни созерцать Амитаюса и двух сопутствующих ему Бодхисаттв. Добродетельные люди, лишь только услышав названия Сутры, способны искоренить кармические грехи в бесчисленных Вечностях; насколько же больше сможет тот, кто помнит и призывает имя Будды. Вы должны знать: кто призывает имя этого Будды, является настоящим цветком белого лотоса (Пундарика – "Непревзойденный человек") среди мужчин и женщин; двое Бодхисаттв будут его вечными и наилучшими друзьями. Они будут сидеть в Бодхимандале, и он будет рожден в семье Будд". Будда затем сказал Ананде: "Ты должен сохранить мои слова, значит, ты должен постоянно держать в уме имя Амитаюса Будды". Услышав эту проповедь, Маудгалапут-ра, Ананда и Вайдехи наполнились радостью. Посте этого Всемирный Достопочтенный скрылся в воздухе, чтобы вернуться на гору Гридхракута. Ананда широко распространил эту Сутру, и бесчисленное число Драконов (Нагов – змей) и демонов (Якша – демоны в земле, воздухе или низших небесах; они жестоки и злы и едят человеческую плоть), которые слышали ее, были наполнены радостью, преклонились перед Буддой и удалились. (См. замечательный комментарий д-ра Карла Густава Юнга к Сутре Созерцания Амитаюса в его "Собрании сочинений", том XI, "Психология и религия. Запад и Восток".) Молодым, впервые прочитав Алмазную Сутру и затем Сутру Амитабха Будды, я понял ее не очень хорошо, но почувствовал ее глубокое значение. Понял также, что если кто-либо осуществит это на практике, то сможет достичь Просветления. Прочтя Сутру Амитабха Будды я был так смущен, что отложил ее на несколько лет. Я не смог согласовать Учение Просветленного с Абсолютной природой Будды, которая внутренне присуща каждому живому существу, с Его описанием Западной Обители Блаженства, которая простирается до Бесконечности. И Учитель Дхармы не смог дать мне удовлетворительного ответа, и лишь изучив Сутры Амитабха Будды – Алтарную Шестого Патриарха, Полного Просветления, Махапаринирвану, Аветасану, Шурангама Сутру и др., я осознал, что Будда вынужден был изложить Сутру Бесконечного Света тем, кто был не в состоянии пробудиться к Абсолютной Реальности, но, развив непоколебимую веру в Амитабху, будет в состоянии отбросить свои земные привязанности и сможет развить единичность ума. Таким образом, хотя средства различны, окончательный результат является тем же в обеих Сутрах – достижение чистого, спокойного и невозмутимого состояния, ведущего к Просветлению. В Сутре Созерцания Амитаюса Будды такие числа, как 6, 8, 25, 500, 700, 80 тыс., 24 тыс. и др. являются символическими и представляют 6 сознаний, 8 огорчений, 18 областей чувств, которые с 7 стихиями образуют Вселенную, 5 органов чувств, 6-е сознание (Алайя-Виджняну) или 8-е сознание, относящееся к иллюзорному телу из четырех стихий, то есть пространство, тогда как время равно нулю. Эти числа указывают на относительности, которые сублимируются истинным и глубоким умом, фиксированным на обете снова родиться в Обители Блаженства при помощи соблюдения всех правил дисциплины и накопления сопутствующих заслуг. Они тогда преобразуются в 6 мыслей о Будде, Дхарме, Сангхе, дисциплине, милосердии и благословении; 8 прудов дающей заслуги воды, или 8 форм освобождения, ореол, достигающий высоты в 25 Йоджан, 500 преобразований Бодхисаттв или Нирманакайя Будд; 600 Лаков драгоценных жемчужин; 80 тыс. драгоценных камней и 84 тыс. родов света или великолепные телесные признаки. Хотя ум фиксирован теперь на Обители Блаженства, которая находится вне рождения и смерти, он все еще находится в области относительностей. Поэтому Будда сказал: "Это только грубый взгляд на Обитель Блаженства. Если добьетесь успеха в осуществлении Самадхи, то увидите очень ясно ту Обитель, которую невозможно полностью описать. Поэтому после рождения в этой области Обители, ученик встретит либо Амитабху Будду, либо сопутствующих ему Бодхисаттв, которые научат его истинной Дхарме, и тогда он осуществит Самадхи, которое позволит ему достигнуть области Абсолютного, непостижимой и невыразимой". Ананда и Вайдехи тоже получили предупреждение воздерживаться от визуализации, отличной от той правильной медитации, которой учил Будда и которая должна положить конец различению и распознаванию, ибо если ум отклоняется от этого, он будет блуждать снаружи в поисках всех ментальных состояний, снова пребывать в иллюзии и лжи и будет вынужден вернуться к Самсаре. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|