Онлайн библиотека PLAM.RU


Глава 5. Строители Космоса

Лестница Иакова

Сам факт высочайшего уровня духовного и интеллектуального развития, достигнутого Архатами Белого Братства, не может не ставить перед нами вопроса: в чем состоит причина столь грандиозного опережения гималайскими Учителями общего уровня эволюции, достигнутого нашей цивилизацией? Фактически Шамбала представляет собой особую цивилизацию на нашей планете, точнее, центр более высокоразвитой космической цивилизации, представительство Высшего Разума. Когда же возник этот центр, кто стоял у истоков его основания? Кто передал адептам Шамбалы их уникальные научные познания, опережающие самые смелые достижения нашей науки и техники на тысячелетия?

Подлинную тайну основателей Шамбалы раскрывает Е. И. Рерих в своих письмах. Обращаясь к этой загадочной теме, сделаем небольшой экскурс в эзотерические философские доктрины Востока. Согласно им, в Космосе существует Высший Разум, направляющий и корректирующий эволюционные процессы мироздания. Это ведущее эволюционное начало мира называется в Живой Этике Космическим Магнитом. Таким образом, Высший Разум представлен не только творческими силами самой Природы, но и коллективным разумом высокоразвитых цивилизаций и их избранных представителей, — Индивидуальностей, завершивших «земную», человеческую стадию своей эволюции и достигших богочеловеческого уровня развития. Эти космические Индивидуальности объединены общностью целей и задач, стоящих перед ними, и представляют собой Единую творческую структуру Космоса, организованную на принципе Иерархичности и добровольном подчинении существ, стоящих на менее высоких ступенях эволюции, существам более высокоразвитым. В различных философских учениях древности космические Индивидуальности, достигшие сверхчеловеческих планов эволюции, назывались Кумарами, Логосами, Иерархами, Чоханами (или Дхиан-Чоханами), Элохимами, Ману и т. п. В теософских источниках они именовались также Строителями Космоса, что точно характеризует уровень эволюции этих Существ и масштабность задач, стоящих перед ними. В Библии эта совокупность Высших Сил называется Лестницей Иакова. Это объединение творческих сил Космоса в самом деле напоминает лестницу, каждая ступень которой представляет собой определенный эволюционный уровень, — снизу доверху.

По своему положению, обусловленному эволюционным уровнем, достигнутым ими, эти высокоразвитые Индивидуальности являются помощниками самой Природы в ее беспредельном космическом творчестве. Е. И. Рерих так характеризует эту организацию Высших Существ, представляющих собой Космический Разум:

«Космический Разум есть Иерархия Света, или Лестница Иакова. Причем Венец этой Иерархии состоит из Духов или Разумов, завершивших свою человеческую эволюцию на той или иной планете, в той или иной солнечной системе, так называемых Планетарных Духов, Создателей миров. Эти Создатели миров или планет являются Зодчими нашей настоящей и будущей Вселенной. В дни Пралайи Они держат Дозор Брамы* и намечают следующую эволюцию Космоса. Потому Венец Космического разума не зависит от Манвантар*, истинно, Они Пребывают на протяжении Беспредельности. Так, высший Иерарх нашей планеты есть один из прекраснейших Алмазов в венце Космического Разума».

((Е. И. Рерих, 06.12.34.))

«Также Вы знаете, что во время частичных пралай, или обновлений планеты, или солнечной системы, Величайшие Духи (Лестница Иакова), коллективно представляющие Космический Разум и Творящее Начало, держат дозор и планируют будущий цикл Жизни солнечной системы или же планеты, тем сами являются главными исполнителями этих начертаний. Откуда же все легенды о Пантеоне Богов, или Аватарах* и богочеловеках? Ведь Иерархическое Начало есть космический закон, есть принцип ведущий, потому всегда имеется и Высшее Духовное Существо, или Иерарх, принимающий на себя ответственность за целый Цикл или Манвантару. В человеческом представлении такой Высочайший Дух сливается с Образом Бога личного и даже Бога Вселенского».

((Е. И. Рерих. 02.07.37.))

Участие Космического Разума в жизни Земли состояло не только в создании самой планеты, но и в наделении человеческих существ, населивших ее, разумом, сознанием и связанной с ними способностью мышления. До прихода на Землю Божественных Индивидуальностей первые расы (то есть эволюционные типы) человеческих существ не имели развитых сознания и интеллекта и не обладали способностью мышления:

«Нельзя говорить о совершенстве человека в первых двух расах, ибо совершенство это находилось в нем в потенциальном состоянии. Если во второй половине третьей расы цивилизация на нашей планете была так высока, то только потому, что тогда на Землю пришли Великие Элохимы (среди которых эзотерически были духи обоих полов). Они воплотились как Божественные Наставники и Правители, и потомство их уже получило искру, пробудившую их умственные способности. В этом потомстве начали работать те центры, которые еще находились в бездействии у большинства человечества. Именно эти Элохимы, пришедшие с высших миров или планет, воплотились в существовавшие тогда человеческие формы и сделались зажигателями сознания и умственных способностей в человечестве. Так, если в первых расах преобладала духовность, то, тем не менее, в том состоянии назвать человека совершенным было нельзя, ибо в нем отсутствовала способность мышления. Венцом Мироздания является мысль, ибо лишь сознательная мысль может творить. Потому мыслящий человек, озаренный светом духовности, и назван венцом Мироздания и Творцом. Лишь прошедший бесчисленные формы и существования, может Допить тот опыт, ту основу чувств и воображения, без которых нет ни распознавания, ни мысли, ни творчества. Так, разумение, озаренное духовностью, есть истинно дар Божий. Как гласят все восточные учения, «нет Бога, который не был бы когда-то человеком, или все боги должны пройти через человеческую эволюцию». (Е. И. Рерих, 31.05.35.)

Утверждение восточной философии о том, что «нет Бога, который не был бы когда-то человеком», имеет отношение и к Высшим Космическим Индивидуальностям, пришедшим на Землю с целью ускорения ее эволюции с других, более высокоразвитых планет. Об их миссии на Земле Е. И. Рерих пишет:

«Конечно, в настоящей Космогонии нет Ангелов или Архангелов, которые не были бы когда-либо людьми. Это утверждает весь Восток: «Нет бога или богов, которые не были бы когда-то людьми». Если Вы читали «Тайную Доктрину», то знаете, что Великие Духи, называемые на Востоке Сынами Света, или Сынами Разума, или Сынами Огня, или Кумарами и т. д., соответствуют нашим христианским Архангелам. Конечно, эти Ангелы не украшены крыльями, которыми их наградило несовершенное зрение или поэтическое воображение некоторых ясновидцев, пожелавших запечатлеть символ Посланника. Символ неплох, и, конечно, лучи, исходящие из центров оплечий, могут Дать впечатление как бы блистающих крыльев. Но если мы, земляне, можем передвигаться в тонких телах в пространстве без этих птичьих атрибутов, то неужели же высочайшие Духи будут нуждаться в них? Так еще одно разочарование: у ангелов нет крыльев! Но, право, лучи прекраснее животных отличий!

Итак, Ангелы-Хранители, или Великое Братство, эти Держатели нашей планеты, были высокими Духами на других мирах и Богочеловеками на нашей Земле. Принадлежа к высшей эволюции, Они пришли на нашу Землю, чтобы ускорить эволюцию ее человечества. Именно Они, в полном смысле этого слова, Держатели, Хранители и Спасители нашей планеты». (Е. И. Ре-Рйх, 14.05.36.)

Продолжая тему прихода Чоханов на нашу планету в другом письме, Е. И. Рерих указывает и наиболее эффективный способ выполнения ими их высокой миссии на Земле. Этим способом является воплощение Высших Духов на земном плане, в среде людей, облеченных государственной властью, а также в качестве основателей новых религиозных и философских учений. Таким образом, приняв облик обычных людей, представители Высшего Разума могли дать эволюционный импульсисторическому развитию многих стран.

«…все Архангелы должны были пройти через человеческую эволюцию. И Архангел Варахаил, или Уриель, был и есть ЧЕЛОВЕК. Также и Архангел Михаил, занимая свое место среди высших Архангельских чинов, мог ходить по нашей грешной Земле, неся ей спасение. Если бы не эти величайшие Духи, давшие импульс к зарождению мысли на заре нашего земного физического человечества и продолжавшие двигать эволюцией сознания на всем протяжении этого труднейшего и самого длительного процесса, то человечество земное и посейчас не вышло бы из состояния пещерных жителей. Именно Великие Архангелы и есть те Семь Кумар, и среди них Наивысший, о которых говорится в Восточных Писаниях и в «Тайной Доктрине», пришедшие с Высших Миров и принесшие величайшую жертву тем, что именно Они воплощались в великих основателей Религий и Царств, Философий и т. д. на всех поворотных пунктах Истории планеты, чтобы помочь и ускорить эволюцию человечества. Именно Архангел Михаил, один из Них, сейчас на страже судьбы нашей планеты. Ему заповедана последняя битва с Князем Мира сего. (О том свидетельствует и Библия.)»

((Е. И. Рерих, 11.08.37.))

Именно эти Высшие Индивидуальности, пришедшие на Землю из Высших Миров, и стали основателями Великого Белого Братства, называемого на Востоке Шамбалой.

Идея Е. И. Рерих об определяющей роли высокодуховных личностей в эволюции всего человечества нашла подтверждение и в работах других философов. В одном из писем, рассматривая роль воплощений Учителей в земной эволюции, Е. И. Рерих приводила высказывание известного философа Б. Рассела:

«Если бы сто человек в прошлом веке умерли в детстве, современной цивилизации не существовало бы». Конечно, под этой «сотней человек» философ имел в виду выдающихся деятелей культуры, государственных и общественных деятелей. О воздействии духовного потенциала Основателей Белого Братства ла развитие земной истории и культуры в «Письмах» Е. И. Рерих говорится:

«…если бы не великое самопожертвование небольшой группы Высших Духов, воплощавшихся на протяжении эонов*, при каждом поворотном пункте в истории планеты, чтобы дать новый импульс сознанию человечества, и если бы не усилия в этом направлении малого числа их учеников и близких, то человечество наше находилось бы и посейчас в состоянии троглодитов.

Так, можно проследить, как Единое Ego Величайшей Индивидуальности проявлялось в целом ряде Великих образов. Истинно, очень мало каких-либо значительных воплощений остается на долю землян. Истинно, этим Бодхисаттвам, как называют их на Востоке, обязаны мы всем самым ценным, самым высоким, самым насущным, ибо они насытили сознание наше и тем преобразили и продолжили жизнь нашу.

Приведу Вам несколько выдержек из книги Н. Рокотовой[51]«Основы Буддизма». «Слово Бодхисаттва состоит из двух понятий: «Бодхи» — озарение или пробуждение и «Сатва» — сущность. Кто же такие Бодхисаттвы? Ученики Будд, добровольно отказавшиеся от личного освобождения и, по примеру Учителя, вступившие на долгий, тягостный и тернистый путь помощи человечеству. Подобные Бодхисаттвы появляются на Земле среди самых различных жизненных условий. Физически ничем не отличаясь от остального человечества, они совершенно отличны по своей психологии, неизменно являясь носителями принципа общего блага… Какими же качествами должны обладать Бодхисатвы? В Учении Готамы (в современной транскрипции — Гаутамы. — С.) Будды и в учении Бодхисаттвы Майтрейи, данном Им Асанге в IV веке, прежде всего, отмечено максимальное развитие энергии, мужества, терпения, постоянства устремленияи бесстрашия. Энергия есть основа всего, ибо в ней одной заложены все возможности. Будды вечно в действии, им неведоманеподвижность, подобно вечному движению в пространстве действия Сынов Победителей проявляются в мирах». «Сильный, отважный, твердый в своей поступи, не отказывающийся от принятия бремени подвига общего блага»… «Три радости Бодхисаттв — счастье даяния, счастье помощи и счастье вечного познавания. Терпение всегда, во всем, везде. Сыны Будд, Сыны Победителей, Бодхисаттвы в своем действенном сострадании — Матери всему сущему (Махаяна Сутра)».

Не эти ли Бодхисаттвы возглавляют ту сотню,[52] которая рассеяна по лицу нашей планеты? Но участь этих Бодхисаттв тяжкая, никто не переносил и не перенесет столько клеветы и гонений, как именно эти истинные Спасители рода человеческого. Из Них вышли все основатели великих царств, религий, философий, большинство алхимиков и отдельные фигуры святых, но не ищите их среди узких догматиков. Они основатели живой религии сердца, но не закрепощающих догм. Они Основатели и огненные Очистители религий. (…)»

«Следует понимать, что все Великие Учителя, Махатмы или Бел[ые] Братья на всем протяжении своих жизней были Бодхисаттвами. Маха-Чохан, или Великий Владыка, — титул Владыки Шамбалы. Обязанности, связанные с этим назначением, принимаются, по очереди, Бел[ыми] Братьями, в соответствии с их индивидуальными заданиями. Семь Чоханов отвечают Семи Кумарам Тайной Доктрины, причем эзотерически их восемь. Все эти Семь Кумар и были Владыками Пламени, одарившими человечество разумом». (Е. И. Рерих, 16.07.35.)

По поводу отражения древнейших знаний о существовании Белого Братства во всех мировых религиях, и в частности в христианстве, Елена Ивановна пишет:

«Конечно, Учение Живой Этики упоминает и с большой любовью Христа, и Вы, составляя Указатель, должны были бы это заметить. Говоря об Иерархии Света, книги Учения имеют в виду ту Иерархию, или ту Лестницу Иакова, которая упоминается в Библии. И в этой Иерархии занимает должное ему место Христос. Также и в «Тайной Доктрине», которую Вы читали, встречаются многократные указания и ссылки на Небесную Иерархию, и эта Иерархия вполне отвечает христианской Иерархии Ангельских Чинов. Охватывая все мировые религии, «Тайная Доктрина» дает этой Иерархии Имена, отвечающие наречию каждого народа. Истина Едина, и первоосновы ее были преподаны Великими Провозвестниками разным народам в разные века. Но, будучи единой в основах, Истина в многогранности и глубинах своих БЕСПРЕДЕЛЬНА. Потому различные грани этого Алмаза беспредельного Знания даются человечеству по мере раскрытия его высших способностей или повышения общего уровня познания.

Упомянутые Вами подвижники всем сердцем воспринимали Иерархию Небесную и понимали ее как Силы Света, наблюдающие и охраняющие судьбы человечества. Достаточно почитать их жизнеописания, чтобы убедиться в этом. Откуда же поклонение Ангельским Чинам и Матери Божьей и всем Святым Угодникам? Разве сама церковь не учит почитать и взывать о помощи и руководстве к этим Светочам? Божья Матерь часто называется «Заступницей и Скорой Помощницей», разве это не указывает на ее участие в судьбах человечества? Так и Сергий Радонежский особенно почитал Матерь Божью и в силу этого удостоился Видения Ее. Сколько деятелей были наставлены видениями этих подвижников! Можно ли после этого утверждать, что угодники не знали об Иерархии Светлых Сил! (…)

Библейская Лестница Иакова (в посланиях Павла имеются Указания о существовании многочисленных Богов и Владык, и Ангельских Чинов и пр.), библейские Элохимы хорошо были известны Апостолам и еврейскому народу и не нуждались в постоянном повторении. Задача Апостолов была утвердить новое Провозвестие Христа, вернее, новое очищение и освещение Христом древнейших Заветов все тех же основ единой Истины, которая была дана человечеству Носителями Света от самого зарождения его для облегчения следования по Пути восхождения или эволюции.

Неужели же мы будем так высокомерны, что не признаем над собою Иерархию великих Подвижников всех веков и всех народов? Неужели мы будем так самоуверенны, что снизим ИХ до себя? Почему же некоторые духовные наставники советуют своим духовным чадам обращаться с сердечною молитвою к тому или другому отошедшему Святителю? Может быть, кого-то смущает определение Иерархии как Мирового Правительства, да еще тайного? Но как же иначе назвать незримое великое Попечение, Водительство и Помощь посылаемые, не впадая в церковную терминологию?

Как назовете и объясните Вы многократные и засвидетельствованные появления Подвижников, после смены Ими земной оболочки,[53] своим последователям с целью предупреждения об опасности или полезного совета? Вспомните хотя бы появление Сергия Радонежского во время осады Троицко-Сергиевской лавры.[54] Можно привести бесчисленные проявления Великого Водительства этого светлого Воинства Иерархии во все века и среди всех народов. Потому возрадуйтесь сердцем, ибо, истинно, Светлая Иерархия является Отцами и Братьями всего человечества. Новым поколениям ближе новые определительные.

Бог, в его величественном понятии «Непознаваемого, Несказуемого, Невидимого, Нерушимого и Беспредельного», — Един, и мы можем постигать проявление Его лишь в божественной энергии, ярче всего выявляющейся в ближайшей к нам Иерархии Света, которая тоже беспредельна в степенях своих.

Вдумайтесь глубже в понятие Беспредельности, пусть сердце ваше раскроется для вмещения осознания величия и бесконечного познания тайн мироздания. При расширении познания некоторые старые определительные становятся ограничивающими и не отвечают новым нахождениям человеческого духа или разума». (Е. И. Рерих, 07.05.39.)

«Вы правильно отмечаете, насколько все греческие философы близки Учению. Ведь все философии, все религий исходили из Единого Источника, и те же Великие умы, принесшие Свет я давшие импульс к зарождению мысли на заре нашего человечества, продолжали приносить его на всем протяжении медленного процесса эволюции человеческого сознания. Вспомним о тех семи Великих Духах или Кумарах, о которых говорится в «Тайной Доктрине». Именно эти Семеро и среди них Наивысший, Принявший Дозор Мира, появлялись на всех поворотных пунктах нашей планеты. Именно Их сознание напитывало сознание человечества Единой Истиной, приносимой Ими в одеяниях различных философий и религий, соответствовавших времени. Как прекрасно Вы говорите, что «Истинный смысл Божественного раскрывается в зависимости от раскрытия сознания». Да, великие тайны и красоты открываются нам, когда сознание наше соприкасается со светом Сознаний Ведущих. Сколько прекрасных накоплений, именно «звучаний и сверканий духа» вспыхивают в нашем существе при касании к этим мощным Солнценосцам». (Е. И. Рерих, 06.12.34.)

Об основателях Белого Братства Е. И. Рерих пишет: «Несомненно, каждый, указавший направление, по которому неизбежно должна пойти эволюция, тем самым является учителем сознаний, не доросших не только до понятия эволюции, но даже до примитивного социального предвидения. Но такие учителя, конечно, не могут быть поставлены рядом с Учителями Вел[икой] Гималайской Общины — эти величины просто несоизмеримы. Никогда не упускайте из виду, что Махатмы Братства есть те семь Величайших Духов, которые пришли с высших планет на Землю в конце третьей расы для ускорения эволюции нашего человечества. Духовная Сила Их, Величие Их несравнимы ни с какими признанными человеческими гениями, если только Сами Они не воплощались в них». (Е. И. Рерих, 21.05.35.)

«Вы спрашиваете об отрицающих Иерархию Света. Ведь учителя, который отказывается от преемственности, отИерархического Начала, рассматривают как дерево, лишенное корней, и такого учителя никто не слушает.

Можете сказать вашим вопрошателям, что истинное Учение никогда не отрицает устоев самого древнего Провозвестия, и устои эти утверждены на почитании Великой Иерархии. Без связи с Иерархией Света судьба наша сходна с судьбой котенка в бушующем море. Что же может существовать без ведущего Понятия? Ведь понятие Иерархии есть понятие и закон космический. Вся Вселенная насыщена, и существует, и держится лишь этим Началом. Потому каждое учение, отрицающее Начало, есть лжеучение». (Е. И. Рерих, 20.12.34.)

Та же мысль отражена в другом письме Е. И. Рерих одному из ее корреспондентов:

«Остается пожалеть, что, по-видимому, упоминаемые Вами лица не знакомы ни с восточными философскими системами и учениями, ни с «Тайной Доктриной» Е. П. Блаватской, потому они и не знают, Кто есть упоминаемые там Кумары, Сыны Света, или Сыны Разумом рожденные и т. д. А если и читали «Тайную Доктрину», то не сумели повернуть ключ на следующий поворот. Существует единая цепь Иерархии Света, продолжающаяся в Беспредельность, и все истинные Носители Света, появляющиеся и пребывающие еще и сейчас на нашей Земле, суть Звенья Ее.

Конечно, Сыны Света, пришедшие с высших миров (Венера и Юпитер)[55] на нашу планету в конце третьей расы нашего Круга для ускорения эволюции ее человечества, и есть величайшие Духи, стоящие во главе доступной и ближайшей нам по карме Иерархии Света. Они есть Прародители нашего сознания, Им мы обязаны нашим умственным развитием. И, конечно, Они принадлежат к цепи Строителей Космоса. Каждый такой Строитель должен пройти человеческую эволюцию, чтобы затем встать во главе той или иной планеты. Но так как эволюция беспредельна, то и все эти Строители, завершая один цикл эволюции, начинают другой и снова рождаются, но на Высших Мирах. Вдумайтесь глубже в понятие Беспредельности». (Е. И. Рерих, 07.12.35.)


«И этот камень называется Грааль»

Наш рассказ о Шамбале, необычных способностях Махатм и их связи с космическим бытием был бы не полным, если бы мы не упомянули об одной из тайн Белого Братства, имеющих внеземное происхождение. Многие народные предания и легенды, связанные с понятием Шамбалы, говорят о «Сокровище Мира» — Чинтамани, или «Мыслящем Камне», представляющем собой древнейшую святыню на нашей планете. По преданиям, загадочный «небесный камень», или метеорит, был прислан на Землю высокоразвитой цивилизацией из созвездия Орион и лег в основание земной обители Белого Братства — Шамбалы. Фольклорные сказания о Камне, широко известные на Востоке, отражают истину. О чудесном терафиме, которым обладает Братство посвященных в Высшую Мудрость, есть немало интереснейших сведений в различных источниках. Так, в учении Живой Этики говорится:

«Урусвати знает о терафимах. Могут спросить — не противоречит ли смысл терафима мощи мысли? Если самое сильное — явленная мысль, то к чему предмет, на котором мысль сосредотачивается? Можно утверждать, что для сильной мысленной посылки терафимы не нужны, но они могут экономить силу посылки. Так каждая энергия должна быть разумно расходована. Предмет, на котором накапливается энергия, уже будет Мультипликатором энергии. Такие предметы сохраняют наслоения мысли и могут быть постепенно усиливаемы. Терафимы издревле считались чем-то священным, но теперь и это понятие стало научным.

У Нас немало терафимов, которые облегчают посылку noмощи Нашим близким. Нужно понять, как такое наслоение мысли может быть целительным. Оно также помогает при посылках явленных вибраций. Нужно принять во внимание все меры полезные.

Знаменательным терафимом Братства является камень дальних миров. Много написано об этом камне. Часть его совершает путь вестника по миру, появляясь в руках избранных. Люди называли камень Граалем и многими другими именами. Предания всех веков хранят частицу сведений о значении камня, но главное значение не упомянуто. Камень содержит некое вещество, помогающее хранить вибрации с дальними мирами. Также и частица камня служит соединением с Братством. Таким образом, снова получается научная химическая основа в обстоятельстве, вошедшем в историю человечества. Мы особенно подтверждаем эту научность, ибо невежды готовы все сущее повергнуть в мрак предрассудков. Урусвати знает этот камень Нашей Обители. Мы храним его в особом помещении, чтобы тем способствовать сохранению вибраций.

Надо заметить, что метеоры не подвергаются исследованию в отношении вибраций. Некоторые из них содержат части замечательных металлов. Они малы, но все-таки могут быть наблюдаемы. Только ум исследователя должен не ограничиваться старыми методами.

Могут спросить об обстоятельствах нахождения камня. Именно место его появления и легло в основание Шамбалы, усугубляя химическое значение Обители. Можно много описывать явления, происходившие вокруг этого посла дальних миров. Вы уже знаете о некоторых хранителях частицы камня. Уже можете утверждать, как приходит камень. Можете изумляться, как различны страны и герои, соединенные с камнем. Усиленные и восхищенные этим сказанием, совершались многие подвиги.

Ярые противники Братства тоже слышали о камне, и эта сага им особенно ненавистна. Они не знают сущности явления и злобствуют в страхе.

Пусть лица надежные хранят слово о камне». («Надземное» г 134.)

В одном из писем Е. И. Рерих отмечала:

«Каждое напоминание о Камне не должно быть забыто, ибо Камень этот означает Ручательство и особое покровительство Грааля. Он посылался некоторым вождям народа. По всей истории человечества проходит эта вера в священный Камень, охраняющий страну, в которой он находится. Братство Грааля хранит Камень, посланный с Ориона, и принят Он был Великим Учителем Ясоном, который положил его в основание братской Общины. Сам Камень хранится в Общине, но осколок его снова и снова посылается в мир, чтобы сопутствовать великим событиям. (…) Свидетельство Н[иколая] Константиновича] о Камне из его очерка «Камень» в книге «Врата в Будущее» (…) тем интересно, что оно говорит о современном почитании и искании камня. Ведь официальное лицо, монгольский чиновник, приехал к Н. К. на стоянку, чтобы предупредить о камне, который двигается и может появиться неожиданно, ибо он появляется около священных мест, а стоянка Наран Обо именно была таким местом».

((Е. И. Рерих, 19.12.39.))

Во многих литературных произведениях Рерих упоминает о Камне. Так, в «Шамбале Сияющей», в диалоге с ламой есть такое место: «Знаете ли вы на Западе что-нибудь о Великом Камне, в котором сосредоточены магические силы? И знаете ли вы, с какой планеты пришел этот Камень? И кому принадлежит это сокровище?» «Лама, о Великом Камне у нас столько же легенд, сколько у вас изображений Чинтамани. Со времени друидов многие народы помнят эти правдивые легенды о естественных энергиях, скрытых в странном госте нашей планеты. Очень часто в таких упавших камнях скрыты алмазы, но это ничто по сравнению с некоторыми неизвестными металлами и энергиями, которые ежедневно находят в камнях, многочисленных токах и космических лучах. «Лапис Эксилис» называется камень, который упоминается старыми мейстерзингерами. Видно, что Запад и Восток сотрудничают во многих вопросах. Вам не надо идти в пустыню, чтобы слышать о Камне». В «Сердце Азии» Рерих пишет: «Великий Тимур, говорится, владел этим камнем. Камень обычно приносится совершенно неожиданными людьми. Тем же неожиданным путем в должное время исчезает, чтобы опять появиться в сужденный срок в совершенно другой стране. Главная часть этого Камня находится в Шамбале. Лишьнебольшой кусок его выдан и блуждает по всей земле, сохраняя магнитную связь с главным Камнем. Бесконечные сказания щедро рассыпаны об этом Камне. Говорится также, что царь Соломон и император Акбар владели им. Эти предания невольно напомнили Лапис Эксилис — Блуждающий Камень, воспетый знаменитым мейстерзингером Вольфрамом фон Эшенбахом, заключившим свою песню словами: «И этот камень называется Грааль».

В записях бесед Е. И. Рерих с Учителем также есть немало интересной информации о Камне. Со слов Учителя Елена Ивановна записывала:

«[Мне сказано о Камне: ] «В нем заключена частица Великого Дыхания — частица души Ориона. Явил смысл Камня. Указал на Сокровище Великого Духа. Урусвати, надо приобщить Камень к твоей сущности. Камень, находясь при тебе, ассимилируется с твоим ритмом и через созвездие Ориона закрепит связь сужденным путем. Узнаете, что Камень послан был Наполеону. Камень был отнят, когда отклонился от пути единения с женою. Урусвати, истинно говорю, если будешь выражать прямо свои ощущения, скажешь лучшие пророчества. Без рассуждения, но понятием духа. Никогда пророки не могли сказать, почему говорят они. Без зеркала и без Голоса, просто они знали. Как путеводная звезда идет с вами частица Ориона. (…)» (Рерих Е. И. «У порога нового мира», с. 58.)

«Дух Камня недолго спать будет. Мория знает привычки Камня. Дух Камня, как волна, набегает и снова уходит к источнику. Его повернуть нельзя, кроме течения Светил удачного. Здесь случай мирового магнита. Когда Камень заснет, [то] проснуться может только в сужденное время. Луч Моей Звезды вовремя подойдет. Нужное лучу соединение Светил приносит нужную комбинацию событий земных, получается замкнутый круг, и Камень является как бы средоточием вихря. Покуда Звезда не переходит своей орбиты, соотношение остается законным.

…Когда Мы строили Храм Солнца в Атлантиде, корабли врагов пытались не допустить окончания постройки. Тогда Мы встали у моря и повторяли: «Не допусти, Солнце!» И течение повернуло корабли. Так же, когда в пустыне Мы закладывали Храм, малодушные пытались бежать от зноя, Мы обратились к звездам: «Звезды, напоите!» И назавтра потекли ручьи дождя.

Так же было, когда сокровище Израиля создавалось и предатели пытались вызвать народное восстание. Мы повторяли: «Камень, укрой!» И свод каменный накрыл возмутителей.

Так же, когда послушники устремились на сильнейшего врага, Мы твердили: «Не допусти, Дух Святый!» И Невидимый Щит укрыл бившихся. (…)» (Там же, с. 60.)

«Камень, упавший с Ориона, хранится в Братстве. Осколок его посылается в Мир сопутствовать мировым событиям и своею внутреннею магнетическою силою держит соединение с Братством, где лежит главное тело Камня. Принцип простого магнита. Не только символ, но и телесное сродство держит напряженный провод. Через этот провод легко охранить призванных, и тебе было показано, в какой лабиринт ввергает утрата его. Но лабиринт бывает порядочный. Наполеон знал, но по человечеству приписывал все себе.

Также слышала о Женском и Мужском Началах: когда они соединены духовным чувством, батарея замыкается, и возможно претворение Высших Сил на земном плане. (…)» (Там же, с 84.)

О связи Камня с Женским Началом в записях Елены Ивановны говорится:

«Вы уже знаете, что явление Камня всегда сопряжено с Женским Началом. Наполеон, по совету злобных сил, сам погасил звезду свою. Камень опять побыл у Иезуитов, ибо заслонилась общая задача. Камень был принесен Наполеону в Марселе Неизвестным лицом, и он подарил его Жозефине. План уже был разбит, когда Наполеон безумно устремился на Россию, ибо он не должен был затронуть Азию.

Напомню о другом плане — Объединении Азии с Европой.

Когда Александр Македонский начал дело великое, он тем же путем, отослав возлюбленную Мелиссу, нарушил кору судьбы. Оба — Наполеон и Александр Македонский имели предсказание о Камне, но человеческая природа затемняет ясность задачи. Правда, они отдавали его (Камень) с лучшим чувством возлюбленным, но потом теряли связь, затемненные звериными вспышками. Его должна носить женщина, которой отдано лучшее чувство. Ябучтуу хранила его, и Курновуу[56] надевал его на Праздник Солнца. Мы говорили об истинном чувстве, а не об обычаях времени. Молю явить понимание, ибо даже Конр[ад], узнав о приобщении Урусвати к Камню, предпринял все возможности привлечь Камень через нее.

Есть путь мистической связи с определенным предметом. Когда Наполеон отдал Камень Жозефине, это был случай лучшего чувства, но правильнее, когда путь Камня идет по вековой принадлежности. Тоже Матерь Мира является символом Женского Начала в новых эпохах, и Мужское Начало добровольно отдает сокровище Мира Женскому Началу. Если амазонки являлись символом силы Женского Начала, то теперь необходимо показать духовную, совершенную сторону женщины». (Там же, с. 83.)

В записях Е. И. Рерих есть и сведения о возможном будущем местонахождении Камня:

«После станет ясно, как строить Звенигород. Вы уже имеете размеры высот и как расположить ступени.

Перед вами пример — вы живете приблизительно на высоте 7000 футов — эта высота удобна для Храма. Над ним на высоте 12 000 ф[утов] удобное место для Встреч. Итак, вы имеете три ступени жизни. Внизу город Новой эпохи, над ним Храм человеческих достижений и место встреч Земли с Духом. Камень положим во Храме. Удр[ая] (духовное имя Юрия Николаевича Рериха. — С.) будет знать это место, ибо, когда вы уйдете, он может быть охранен по тому же проводу.

Ясон Иерофант принял дар Ориона в Азии. Ясон среди братьев. Накопление за несколько воплощений упрощает приближение к основному телу. (…) Камень посылается по решению Братьев, потому некоторые Учителя владели им. Христос хотя и знал о Камне, но его задача была открыть глаза на духовный план (…)» (Там же, с. 84.)

А особенно интересны намеки на то, какую функцию выполняет «Огонь Носящий» посланец Ориона в гималайской Твердыне:

«(…) радуюсь, что Урусвати имеет представление о священном ритме. Очень важная служба ночная. На этих службах головы всегда открыты. Подумай, как незаметно подвинулись центры, что можно без особых сокращений переступить порог Святилища.[57] Музыку можно слышать и в Храм можно войти, но место ночного Служения гораздо недоступнее. Даже запечатленный намек на ночное Служение вокруг Камня есть высшее достижение, ибо Никто, кроме Нас, допущен не может быть. Да, Камень покоится на подушке, которая лежит на основании из мрамора и отделена кругом металла Лития. Там, после ритма, молча напитываем пространство. Глубоко лежит это Хранилище, и многие не подозревают, как во время их сна Белое Братство сходит по галереям на ночное бдение. (…) Укрепляли пространство, чтобы потушить войну (выделено нами. — С)». (Там же, с. 90.)

Следовательно, обладающий мощным энергоинформационным излучением Камень создает в астральном пространстве некий ритм, способствующий психологированию (то есть мысленному насыщению) пространства?

Не этот ли ритм, в сочетании с духовной работой Архатов, восстанавливает энергообмен Земли с другими мирами Вселенной, — энергообмен, нарушенный из-за переизбытка отрицательной энергетики в ауре нашей планеты? Поистине, тайны Архатов Шамбалы не скоро станут известны нашей цивилизации…

Посылая фотографию Камня своему рижскому сотруднику — Р. Рудзитису, Елена Ивановна писала 1 октября 1935 года(в то время Камень уже находился у Рерихов): «…прилагаю снимок с одной такой посылки. Вы можете прочесть о ней в «Криптограммах Востока» — Легенда о Камне». (Беликов П. ф, «Рерих…», с. 240.)

Что же говорится о таинственной реликвии в «Криптограммах Востока»? Поэтический, напоминающий древние сказания текст этой книги открывает нам всю историю существования «Огонь Носящего» терафима Братства.


"Легенда о Камне"


Иду пустыней. Несу чашу, щитом покрытую. Сокровище в ней — дар Ориона. Пламя Носящий, помни Лоб Нор[58] и раскинь шатры. Куку-Hop[59] — конь спешит.

И в Храме Иудеи не остался «Огонь Носящий». И спас едва Пасседван. Ушел из развалин Китая.

Не тянись, Лунь, к Камню. Он сам придет, если дождешься.

Но лукавство Храма служителей похитило Сокровище у Повелителя Индии, чтоб вознести в чужую страну. Пусть гора Гордости недолго Камень укрыла. Пусть величается город Камня, но путь Сокровища намечен. Пора Камню вернуться домой.

Когда пламя над чашей кольцом совьется, тогда близко время Мое.

На Ланке[60] лежит Камень. Захоронен за измену Раваны.[61] Отойдет через море.

За ним, как хвост кометы, счастье еще блестит, но недолго. Пусть сто ступеней Китая привет пошлют «Огонь Носящему». Но Пасседван Камень уносит, и пески передали Огонь воителю, наезднику Тимуру.[62] Подошел Великий к Янтарной стене, покрыл знаменами поле. «Пусть Камень лежит во Храме, пока вернусь».

Но жизнь чудо привела внуку. Путь Камня лег на Запад. Под землею собираются отцы духовные естество Камня испытывать. Почему, когда Камень темен, тогда тучи заходят? Когда Камень тяжел, кровь проливается. Когда звезда над Камнем, тогда удача. Когда трещит Камень, тогда враг идет. Когда снится огонь над Камнем, тогда мир содрогается. Когда Камень покоится — шагай смело. Но вином Камня не облей, кури над Камнем лишь кедровую смолу. Носи Камень в костяной коробке.

Как к жару и как ко льду привыкнуть надо, так надо привыкнуть и к излучению Камня. Каждый, Камень Носящий, должен тихо пожить с ним. Дурман лучей невидим, но жар тайный сильнее радия. Елей льется невидимый. Явно же Камень покоится на ткани родины своей.

У дыхания степей и у хрустальных звонов гор дух Камня указует путь знамени. Водит чудо народ — лучей Ориона. У длинных Ютсаков и Каракорум Нор. Учителю надо повести коней. У Уюб Нор. Явление ожидается.

Жреческое сознание всех времен готовило людей к принятию достойному Сокровища. Законы мудрости давно указали срок, когда затмение двойное и когда погружение святынь в волны ознаменует появление новое Камня. Будем молитвенно ждать наш жребий. Уезжай, Камень, за море, дай птице донести весть в ухо — Камень едет. Темною ночью в темной одежде неслышно подходит гонец узнать, как ждут они? У поворота, за углом ждет ручной зверь, носом поводит, лапу тянет, послан врагом. Кто копошится за лестницей, какие мухи налетели, откуда вихрь летит? Но иду крепко, держу Камень прочно, учу молитву: «Не покинь, Владыка, потому собрал я силы мои, не покинь, ибо к Тебе иду!»

На горе Арарат лежит горюч Камень. Новгородский богатырь[63] разбился о Камень, ибо не верил. Воля Новгорода указывала на владение Сокровищем, но неверие заслонило возможность чуда.

Лучшее напоминание о мощи Камня положено в змеином камне.

След мудрости владения. Последователь ночи пытался показать присвоение Камня, но Сокровище всегда было светлым признаком. Лукавые владыки не надолго владели Камнем, не зная, что лишь устремление к добру покоряет огонь Камня.

Уроил Зена, дух воздуха, принес царю Соломону Камень. Воскликнул дух на чуткое ухо: «Повелением Господа Сил вручаю тебе Сокровище Мира!» «Добро», — сказал царь и отнес Камень во храм. Однако нашло мышление сохранить часть Сокровища на себе. Призвал царь Ефрема из колена Иудина златоковача и указал отбить часть Камня, и взять чистого серебра, и сковать перстень, и начертать на Камне чашу мудрости, пламенем просиявшую. Думал царь не расстаться с Сокровищем. Но дух сказал: «Негодно ты нарушил Высшее Естество. Труднее будет владеть Камнем сынам Человеческим, и только те, кто с тобою, могут повернуть Камень к добру». Созвездием укажу путь Камня.

Уехал посол к хану Тамерлану, не легко лежит Камень в Отакуе. Надо послать стражу трех знамен. Едут на верблюдах люди, пыль столбом закрывает солнце. Погода людей покрыла — без конца идут. И каюки повернули коней к дому. Ночью кто убережет Камень? Пустыня увела чужих людей, и камень ушел с ними на полдень. Удумай, хан, как догнать Камень в годных путях! Грусть пошла, хворость, даже конь оступается. К годным ездокам является дух явленный: «Не ищите, только время покажет путь». Каждый улус по-своему поет о камне.

Отец Сульпиций[64] имел видение: Белый облачный столб придвинулся, и Голос раздался: «Храните Камень в ковчеге, привезенном из Ротенбурга. На нем четыре квадрата со знаком «М». Явлением будет ясно, когда Я произнесу — путь четверых на Восток. Ничто не убавит Заповедь. Уступите сужденному часу. Соберу воинов Звезды Моей. Кому суждено, те соберутся. Сие свидетельствую тем часом, что Камень подобен сердцу человеческому и в нем заключен кристалл сияющий!» После тех изречений столб распался синими искрами, повергнув отца Сульпиция в беспримерное дрожание. Так замечательно, что Камень, прибывший с Востока, имеет форму расплющенного плода или сердца, удлиненной формы. На ковчеге найдены сказанные буквы, значение их неизвестно, Курновуу, Правитель, золотом покрытый, получил от Тацлавуу[65] Камень темный, который заключал кристалл жизни. И Правитель носил тот Камень поверх золота.

Из книги Тристана, названного Лунем: «Когда Сын Солнцу сошел на землю научить народы, с неба упал щит, которые носил силу мира. Посреди щита, между тремя отличными пятнами, выступали серебряные знаки, предвещавшие события под лучом Солнца. Явление неожиданной тьмы на Солнце повергло в отчаяние Сына Солнца, и он выронил и разбил щит, ибо созвездие было враждебно.[66] Но сила осталась в обломке середины, там касался луч Солнца. Говорят, царь Соломон вынул внутреннюю часть Камня для перстня. Сказание наших жрецов также говорит о разбитом щите Солнца. Злейшая ошибка отрицать Камень. Поистине, я видел его — осколок щита мира! Помню величину его, длиною с мой пятый палец, серый отблеск, как сухой плод. Даже знаки помню, но не понял их. Положительно — я видел Камень и найду его. Говорят, Камень сам приходит, взять его нельзя. Если так, я дождусь Камня. Ради него иду в пустыню до конца жизни. «Помни, Лунь, — ты решил дождаться».

Когда у Повелителя Индии пропал Камень, жена сказала: «Найдем его опять. Удалый просит лук, птицу сам достанет».

Когда Император Китая владел Сокровищем Солнца, он построил для него храм из бирюзы цвета чистого неба. Когда же маленькие принцы с невестою заглядывали в дверь слишком долго, Император сказал: «Лиса вас ведет, чуете Радость Мира».

Железная корона Лангобардов[67] — тоже воспоминание о Камне. Недолго гостил Камень около горы Гордости. Много послов с Востока. Уносят верблюды Камень в Тибет. По пустыне несут, и с ним новую силу.

И последний полет на Запад осветил царство небывалое неудачного единения народов Запада. На каждом луче Востока уже ищут Камень. Время настает, сроки исполнятся. Рок сужденный записан, когда с Запада добровольно Камень придет. Утверждаем ждать и понять Камня путь. Утверждаем понять сужденных носителей Камня, идущих домой. Корабль готов!

Новая Страна пойдет навстречу Семи Звездам[68] под знаком Трех Звезд,[69] пославших Камень миру. Сокровище готово, и враг не возьмет золотом покрытый щит! Ждите Камень!»

(Сент-Илер Ж. «Криптограммы Востока», М., 1993, с. 68–70.)


Связь миров

Итак, основа Шамбалы была заложена Высшими Сущностями, пришедшими на Землю с других, более высокоразвитых планет. Каким бы фантастичным ни казалось это утверждение нашим современникам — гипотезу существования в Космосе высокоразвитых цивилизаций разделяют многие представители научных кругов. Подобные идеи высказывались учеными прошлой эпохи, в частности, русскими космистами. В одном из своих писем Е. И. Рерих подчеркивала этот факт и цитировала фрагмент одного из исследователей, бывшего ее современником:

«В последнее время наука так близко подошла к самым оккультным открытиям в области тончайших энергий. Потому вы твердо и спокойно перед всеми можете настаивать на вашем знании о воздействиях психической энергии, которая так наглядно проявляется в передаче мыслей на расстояние и в повышении вибраций, улавливаемых тончайшим аппаратом при напряженной мысленной работе. Мы изучаем психические и парапсихические явления, которыми сейчас интересуются все передовые, лучшие ученые. Также можем утверждать и нашезнание о существовании Твердыни Знания, или Братства Махатм, этих Старших Братьев человечества, посвятивших себя великому знанию во имя общего блага и следящих за эволюцией мира. Все великие открытия, все великие идеи неизменно исходили и исходят из этого Источника Знания и Света. Как говорит профессор Херлэй: «В космосе должны существовать высокие Сущности, разум которых настолько же превышает наш разум, насколько последний превосходит разум простого жука, и эти существа принимают деятельное участие в управлении эволюционными процессами Природы».

Итак, если кто не знает о существовании этого Маяка человечества, то остается пожалеть его и посоветовать ему поскорее ознакомиться с огромнейшим литературным материалом, охватывающим тысячелетия, в котором рекордировано множество фактов и доказательств о нахождении такой Твердыни Знания не в заоблачных сферах, но на нашей Земле». (Е. И. Рерих, письмо б/д, 1937.)

В наше время — время очевидного для всех существования «братьев по разуму» — участие Высшего Разума в жизни нашей планеты едва ли должно казаться кому-либо неправдоподобным.

Тайна происхождения Шамбалы, основанной представителями внеземного, Космического Разума, объясняет и многие другие загадки, связанные с существованием на планете центра высшей цивилизации, располагающей наукой и техникой принципиально иного уровня.

Еще одна проблема, которая может заинтересовать исследователей уникального феномена Шамбалы, касается связи Махатм с внеземными цивилизациями. Являясь частью Космического Разума, определенным звеном Единой космической Иерархии Света, адепты Шамбалы, конечно же, не могли неподдерживать связи с теми мирами, из которых они когда-то прибыли на Землю.

«(…) На все есть свои законы й условия. Так, когда на Землю на помощь человечеству пришли высокие Существа с других, высших планет, то этому способствовали и космические условия. Один из этих Высоких Духов вернулся на свою планету, чтобы установить с земной Твердыней Братства обмен сообщений и найти условия для возможности мысленных сообщений и посылок новых элементов, не встречаемых в атмосфере нашей планеты, но способствующих разряжению скопившейся тьмы. Все подобные возможности даются упорными опытами, изысканиями и сотрудничеством Величайших Духов на обеих планетах. Истинно беспредельны возможности и нахождения!

Конечно, Планетарные Духи нашей Солнечной системы действуют в полном согласии, ибо Они все вместе творят Волю Космического Магнита и находятся в общении между собою, но для каждой возможности нужна наличность определенных космических условий. Несомненно, что, ввиду особых планетных сочетаний или космических сроков, некоторые условия сношений облегчены. Так, при таком приближении огненных энергий к Земле возможно и привлечение Высоких Посетителей из Высших сфер нашей планетной цепи к сферам, близким к Земле. Армагеддон требует участия в Битве всех сил миров невидимых. Величайшие Духи сообщаются между собою и действуют в полном сотрудничестве, не нуждаясь для этого в нахождении в определенном месте», — писала Елена Ивановна Рерих в одном из писем. (Е. И. Рерих, 17.03.36).

Кроме того, в некоторых опубликованных материалах из Рукописного архива Е. И. Рерих говорилось о том, что в Космосе существуют определенные каналы энергетической связи между различными (как нижестоящими, так и вышестоящими по Уровню развития) планетами, их системами (в том числе и Солнечной системой) и созвездиями. Причем планеты, цивилизации которых (в каких бы формах они ни существовали — плотноматериальных, относящихся к физическому миру Космоса, или тонкоматериальных, характерных для энергетического плана бытия) находятся на высшей ступени развития, выполняют роль своеобразных генераторов высшей энергетики для планет, нижестоящих по своему эволюционному уровню. В частности, в космологических работах Е. И. Рерих (основанных на записях бесед Елены Ивановны с Учителем) говорилось о том, что Земля, Солнце, созвездия Зодиака и созвездие Ориона имеют между собой определенную систему энергообмена, в значительной степени влияющего на эволюционные процессы нашей планеты. Духовным центром этой системы является Орион (точнее, три звезды этого созвездия), посылающий на Землю мощные энергоинформационные потоки, достигающие нашей планеты через всю «цепь» указанных выше небесных тел. Судя по всему, созвездие Ориона играет для нашей планеты роль своеобразного эволюционного камертона, «настраивающего» на своих, более высоких, вибрациях энергоинформационное поле Земли.

Как следует из учения Живой Этики, Земля, как и любая другая планета, представляет собой одну из эволюционных ступеней Космоса, тесно связанных со всем мирозданием. О влиянии других планет и созвездий на эволюционные процессы, происходящие на нашей планете, в учении Живой Этики говорится:

«Урусвати» — пора сказать, что так зовем звезду,[70] которая неудержимо приближается к земле. Издавна она была символом Матери Мира, и эпоха Матери Мира должна была начаться, когда Ее звезда приблизится к Земле небывало.

Великая эпоха начинается, ибо духоразумение связано с Матерью Мира. Даже знающим срок дивно смотреть на физическое приближение сужденного. Важно наступление очень великой эпохи, которая существенно, изменит жизнь Земли.

Великая — Я так радуюсь, видя, как новые лучи пронизывают толщу Земли. Если даже они сначала тяжелы, то их эманация вносит новые элементы, так нужные для толчка. Новые лучи достигают Землю в первый раз от ее сформирования. (…) вещество лучей проникает глубоко». («Листы Сада М.», т. 2. «Озарение», с. 65–66.)

В этих цитатах говорится о Венере, с которой, как повествует предание, высокоразвитые Космические Индивидуальности пришли на нашу планету, чтобы руководить ее эволюцией.

А вот что пишет Н. К. Рерих о загадочных созвездиях Большой Медведицы и Ориона, которые упоминались в древних преданиях:

«Семизначное созвездие под именем семи сестер или семи старцев, или Большой Медведицы, привлекало сознание всего человечества. Библия славословит это созвездие. Буддийская священная Трипитака ему же посылает пространное моление. Древние майя и египтяне на камнях его запечатлели. К нему же обращалась «черная» вера шамана дикой тайги.

Другому чуду неба — созвездию Ориона посвящены древние таинственные храмы средней[71] Азии. Ему же сознание астрономов подносит название «трех магов».

Как два сверкающие крыла, раскинулись по небу эти два созвездия. Между ними неудержимо несется к Земле звезда утра — светлая обитель Матери Мира. И своим подавляющим светом, своим знаменательно небывалым приближением предуказывает новую великую эпоху человечества». (См.: Рерих Н. К. «Пути Благословения», «Звезда Матери Мира».)

«К востоку неугасно горит тройное светило Ориона. По всем учениям проходит это поражающее созвездие. В архивах старых обсерваторий, надо думать, можно найти многое о нем замечательное. (…) Неустанно притягивает Орион глаз человеческий. Опять говорят астрономические бюллетени о непонятных розовых лучах, вспыхнувших в этом созвездии. Созвездие Ориона включает знаки «Три Мага». В древних учениях значение Ориона приравнивалось значению Атласа, держащего ношу мира». (Н. К. Рерих. «Алтай — Гималаи». Рига, 1992, с. 46–47.)

Согласно учению Живой Этики, все миры и планеты Космоса представляют собой единую систему постоянного энергоинформационного взаимообмена, причем нарушение какого-либо ее звена не может не сказаться негативным образом на деятельности всей системы в целом. О единстве и взаимосвязи миров, существующих в Космосе, в «Письмах Елены Рерих» в книге «Надземное» из серии «Агни Йога» говорится:

«(…) Наша планета с ее тонкими сферами может испытать самые неожиданные воздействия из дальних миров. Не следуетполагать, что наша солнечная система представляет нечто обособленное, наоборот, все миры находятся в тончайшем взаимодействии. Таким образом, закон основной незыблем, но каждое небесное тело может создать вокруг себя индивидуальные особенности.

На Земле могут ужиться представители самых дальних эволюции с людьми шестой расы. Также можно видеть, что мировоззрение колеблется от примитивного до разумения озаренного. Но не только среди Природы проявленной замечаются непримиримые крайности, они еще больше поражают в Мире Тонком. Нужно представить, как могут вторгаться воздействия самых отдаленных систем. Такие воздействия могут быть подобны взрывам и смерчам. Они вносят своего рода эволюцию, потому не следует представлять себе Тонкий Мир как нечто мертвоузаконенное. Могут быть и в высших сферах столкновения психических сил, к таким представлениям нужно привыкать.

Только ясное сознание о великом разнообразии может оберечь от пагубы ограничения. Пусть сперва пробуют ощутить себя в Беспредельности, затем укрепятся сознанием у дальних миров, так придут к мысли о разнообразии эволюции». («Надземное», 279.)

«Урусвати знает о Наших близких, отошедших на дальние миры. Невежды могут злотолковать эти отходы, только немногие смогут понять такие отлеты как миссии особые. Не легко представить себе, что между мирами могут существовать мысленные сношения. Не легко людям отрешиться от земной тверди и усвоить, что все главное не на Земле, но там, где так называемая людьми пустота. Нужно переродиться, чтобы понять что красота земная кажется такой лишь оттого, что люди не знают красоты надземной. Многое понимается на Земле извращенно. Люди готовы представить, что между мирами такая же вражда, как и на Земле.

Люди не допускают, что Глава Братства может отойти на мир отдаленный. Также не поймут, почему некоторые земные деятели, преданные и просвещенные, могут покинуть своих собратьев. Только земные ограничения не позволяют расширять общину на несколько миров. Также нелегко представить, что в новых телах в разных окружениях жители могут сохранять зерна ясного, земного сознания. Между тем всеначальная энергия всюду едина. Такая связь прочнее всех существующих веществ. (…)» («Надземное», 69.)

Знания, содержащиеся в эзотерической философии Востока, убедительно свидетельствуют о том, насколько взаимосвязаны между собой все миры и планы бытия в Космосе. О значении энергоинформационных взаимосвязей между мирами и планами бытия в Агни Йоге образно говорится:

«(…) Когда говорю, что падение пера из крыла птички производит гром на дальних мирах, — это не есть символ, но лишь напоминание о кооперации всего сущего». («Аум», 105.)

Но — увы — наша планета стала единственной планетой Солнечной системы, на которой возникла угроза нарушения духовно-энергетических взаимосвязей с Космосом. Причиной этой космической драмы стало отпадение от Плана Единого Высшего Разума одного из Строителей Космоса, пришедшего на нашу планету вместе с другими космическими Индивидуальностями, чтобы руководить ее эволюцией…


Примечания:



5

Название «Извара» представляет собой искаженное «Ишвара», в переводе с индустани — «Милость Богов».



6

Буквально фраза звучала так: «I remind can't», т. е. была построена грамматически неверно. — С.



7

Хьюббе-Шлайден — президент германского теософского общества. — С.



51

Н. Рокотова — один из псевдонимов Е.И. Рерих. — С.



52

В одном из писем Е.И. Рерих писала: «Как-то давно Вл[адыка] М. сказал, что истинно знающих Духов не более ста на всем протяжении нашей планеты». (Е.И. Рерих, 20.12.34.)



53

Под «сменой земной оболочки» в Живой Этике понимается физическая смерть (сменяющаяся новым воплощением, согласно представлениям эзотерических учений). — С.



54

См. Приложение, фрагмент очерка Н. Яровской (псевдоним Е.И. Рерих) «Преподобный Сергий Радонежский».



55

Согласно эзотерическим учениям, жизнь существует на данных планетах в небелковых (астральных) формах, т. к. развитие этих планет значительно опережает эволюционную ступень, достигнутую Землей. — С.



56

Ябучтуу и Курновуу — Повелители Атлантиды. — С. Иерофант темных сил (исторический персонаж). — С.



57

Высшие нервные центры (чакры) человека, не обладающего потенциалом Рхата, не смогли бы выдержать пребывание (даже в астральном теле) в насыщенных мощными космическими энергиями основных помещениях Шамбалы. — С.



58

Лоб Нор — озеро в Китае.



59

Куку-Нор — соляное озеро в Центральной Азии. В преданиях и легендах Востока говорится о том, что рядом с этим озером находятся «границы Шамбалы» — тайные пути, ведущие к Ашрамам Белого Братства.



60

Ланка (букв. — «остров») — сингальское название Цейлона.



61

Равана — один из главных персонажей древнеиндийского эпоса «Рамаяна», повелитель демонов и царь Ланки, обладающий бессмертием и стремившийся к покорению всего мира. Как отмечала Е.И. Рерих, легендарный образ Раваны является отражением эзотерических знаний о Падшем Ангеле, Люцифере.



62

Тимур (Тамерлан) — великий полководец и основатель государства, влаевший Камнем.



63

Новгородский богатырь — герой народных сказаний Василий Буслаев, ставший символом не только силы и непокорности, но и гордыни.



64

Отец Сульпиций — возможно, речь идет о Сульпиций Севере (~ 410 или 429 гг.) — историке, писателе, религиозном деятеле.



65

Тацлавуу — исторический персонаж; возможно, один из высших жрецов Атлантиды.



66

Речь идет о падении Люцифера.



67

Лангобарды — германское племя, покорившее в 568 г. Италию и образовавшее королевство, два века спустя побежденное франками.



68

Семь звезд — Созвездие Большой Медведицы.



69

Три Звезды — имеются в виду звезды созвездия Орион, называемые в древности также «Три мага» или «Три волхва».



70

Слово «звезда» употреблено здесь в поэтическом смысле, а не в буквальном, так как речь идет о «Звезде Утра» — Венере, которая в 1924 году приблизилась к Земле на максимальное отмеченное астрономами расстояние. — С



71

Слово «средней» скорее всего употреблено здесь в значении Срединной зиа). — С.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.