Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • ГЛАВА 2

    Материальны ли мысль и информация? Три способа познания мира. Внечувственный потусторонний мир духов. Астральные тела. Пространство мозга и необъяснимые явления человеческой психики

    1

    В этой главе мы займемся невероятными вещами — на мой взгляд, более удивительными, чем летающие тарелки, рухнувшие в пустынях Нью-Мексико. В конце концов, они прибыли к нам с далеких звезд, они являются продуктом другой цивилизации и их экипаж имеет законное право отличаться от нас — сколь бы поразительными ни были эти отличия. Но, как уверены многие люди, рядом с нами — а вовсе не на далеких звездах — находится Потусторонний Мир, измерение духов и призраков, обитель трансцендентных существ, к которым со временем присоединимся и мы с вами. Ибо все мы смертны и все когда-нибудь станем бестелесными душами…

    Так ли это? Что случится с нами после смерти?

    Вот Великая Тайна Бытия!

    Чтобы приподнять над ней хотя бы первые покровы, мы должны коснуться проблемы бестелесности — или, в более широком смысле, нематериальности. В первой главе я уже помянул о том, что есть хлопок и есть шелк, есть камень и есть вода, есть явления материальные и есть такие, которые трудно отнести к материальным: душевные порывы, инстинкты, чувства, воспоминания, мышление — словом, все, что так или иначе связано с информацией. Действительно, любому из нас случалось размышлять о том, материальна ли мысль, где прячутся произнесенные про себя строфы стихов и на другие подобные темы. Таким раздумьям особенно способствуют хорошая сигара, стаканчик виски и звездные небеса над головой. Глядишь в них и думаешь: до этой звезды свет несется сорок лет, а до той — столетие, но я могу долететь до любого светила мгновенно… Ну, не совсем мгновенно, а со скоростью передачи возбуждения в нервных клетках, которая составляет несколько футов в секунду. Ничтожная скорость в космических масштабах, но расстояния между клетками невелики, и потому осознанная мысль: я — на той звезде… теперь — на этой… — занимает очень немного времени. Путешествуем мы, разумеется, мысленно, но с колоссальной скоростью, настолько же превосходящей скорость света, насколько гора превосходит песчинку.

    Но где же мы странствуем? Не в реальном пространстве, а в Галактике, созданной нашим мозгом. Мысленно. Нематериально. В воображении, в душе…

    Напомню, что душа — что бы ни понималось сейчас под этим термином — один из главных предметов нашего исследования. За минувший век проблема души и ее вещественности или, наоборот, бестелесности, встала перед нами с небывалой остротой. Еще сотню лет назад теологи могли бы утверждать, что душа — божественный дар, которым Господь наделил из всех живых существ лишь одного человека, а ученые — склоняться к микроскопам в поисках таинственной духовной эманации. Но сейчас ситуация иная. Во-первых, у нас появился компьютер, а во-вторых, мы гораздо больше знаем о животных.

    Обладают ли они душой? И если — да, то не присуще ли это качество всему живому, включая деревья и травы? В следующей главе мы увидим, что это не праздный вопрос, ибо имеется сила, объединяющая все живое, — причем не только на Земле, но и в космическом пространстве. Однако не спешите, мой дорогой читатель; чтобы воспринять эту идею, необходима определенная подготовка.

    В нашем представлении душа неразрывно связана с мыслью, с воспоминаниями и чувствами, с ощущениями радости и горя, любви и неприязни. Все это, за исключением рационального мышления, присуще животным: представьте, как счастлив ваш пес, встречая вас после работы, как он защищает ваше жилище и близких, и вы поймете, что память и чувства не являются лишь человеческой прерогативой. Как, впрочем, и процесс мышления.

    Разумеется, животные мыслят не с такой логичностью и и четкостью, как люди, но их разум нельзя полагать примитивным. Это подтверждается не только поведением некоторых особей — например, вашего пса или гениальной самочки шимпанзе Мими, знающей целых тридцать слов, — но прежде всего иерархией в их стаях и стадах, в которой просматриваются зачатки социальной структуры. Моя диссертация по экологии была посвящена именно этим вопросам, и я приведу только один пример, касающийся гиен и волков. Те и другие — стайные хищники среднего калибра, и хотя ареал обитания волков значительно шире, чем у гиен, в поведении индивидуальных особей много общего. Но не в стайной организации! В волчьей стае царит иерархия силы; вожак — самый сильный самец, за ним идет ближайший соперник, номер второй, потом — номер третий и т. д.; на голодном социальном дне оказываются старики.

    У гиен же все иначе: стаей правит самая старая и дряхлая особь, независимо от резвости ног и крепости челюстей, а дно — место для молодняка. Удивительно, не правда ли? И совершенно необъяснимо, если считать животных законченными дебилами. Это не так; они мыслят, а значит, не надо отказывать им в духовном даре. В последующем будет ясно, к каким выводам это нас приведет.

    Теперь пара слов о компьютере. Он отличен от всех других технических устройств, ибо является подспорьем не для рук и ног, не для слуха и зрения, а для нашего разума. Он обладает памятью, но способен ли он мыслить? Есть ли надежда, что при его посредстве мы создадим искусственное существо, имеющее душу?

    Я сильно в этом сомневаюсь, хотя такой вариант не исключен, как мы увидим в следующей главе. Пока что компьютер сам по себе всего — лишь груда «железа», которую необходимо программировать для решения конкретных задач. С этой целью каждую задачу (вычисление интеграла, перевод с японского на английский или контроль за полетом ракеты) необходимо разложить на элементарные операции, четко указав порядок их выполнения. Последовательность таких операций называется алгоритмом, процесс его составления — алгоритмированием, и только после этого мы можем написать программу, задействовать ее и ожидать результатов. Следовательно, компьютер «мыслит» в той степени, в какой нам удалось произвести алгоритмирование различных процессов и задач; он — отражение нашего рационального разума, и духовности в нем не больше, чем в зажигалке.

    Однако появление компьютеров позволило нам осознать важные идеи, касающиеся информации. Мысль — обязательный аспект души, но сама мысль является информацией, и потому наш вопрос: материальны ли душа и мысль?.. — следует заменить таким: что есть информация и материальна ли она?

    Должен заметить, что имеется много ее определений и еще больше спекуляций на данную тему, принадлежащих всяким недоумкам, не понимающим смысла этого термина и объявляющим информацию Богом, Божественным Словом, основой Мироздания и иными небулярными[21] категориями. На самом же деле информация является одним из понятий широчайшей общности, которые, в силу своей неохватной широты, не могут быть определены строго[22]. Только опыт, косвенные определения и интуитивное подсознательное чувство дают нам возможность понять, что же такое информация. Она — член клуба Великих Неопределяемых, куда входят такие понятия, как Время, Пространство, Материя и Энергия.

    Все обычные дефиниции, определяющие информацию как некое сообщение, выраженное в словах (чем длиннее слово, тем больше в нем информации), нам не подходят; они либо слишком узки, либо слишком расплывчаты. Нам понятно, что ценность слов определяется вовсе не их длиной и что слово — задуманное, изреченное или написанное — не является единственным носителем информации. Так, чувство ужаса, испытанное антилопой или человеком при виде тигра, смутные сны, интуитивные ощущения, которые трудно выразить словами, — все это тоже информация. Давайте определим ее так:

    Информация — модели мира, различных возникающих в нем ситуаций и поведения в этих ситуациях, которые строит живой мозг или аналогичная ему искусственная структура.

    Таким образом, я связываю информацию с мозгом или любым аналогичным образованием. Если вы мне скажете, что у амебы нет мозгов, то я отвечу, что у нее имеется примитивная нервная система, аналог мозга, и что амеба — тоже источник и хранитель информации, пусть ничтожной и неинтересной для нас (хотя у амебы может быть свое мнение по этому поводу). В первичном состоянии информация возникает как цепочка определенных связей между нейронами в живом организме или между аналогичными элементами в организме искусственном, после чего — в зависимости от возможностей организма — ее можно выразить мычанием, шевелением хвоста, текстом на экране, внятным словом или изображением, которые легко преобразуются в пучок радиоволн. Для информации справедливы такие свойства: ее можно создавать и уничтожать, передавать и принимать, запоминать и обрабатывать, искать и копировать. Значит, если бы мы сумели скопировать всю информацию, какая содержится в нашем разуме и подсознании, то получили бы собственную информационную модель — или, если хотите, ментального двойника.

    Душу? Возможно, но не буду сейчас утверждать это с полной определенностью. Замечу лишь, что такая «душа», порожденная информацией и мыслью, была бы безусловно материальной и связанной на стадии своего возникновения с мозгом. Это наш главный вывод, однако есть еще и другой: если информация и мысль материальны, то, как всякий материальный объект, они способны производить Действие, причем непосредственно, без участия рук, ног и прочих вспомогательных устройств. Возможность прямого Действия мысли намекает нам, что в загадочных манипуляциях экстрасенсов, магов и колдунов сокрыто рациональное зерно.

    Вся история земной цивилизации, да и любой другой, обитающей у звезд, — не что иное, как процесс создания, накопления, хранения и передачи информации. Мы строим модели мира, данного нам в ясных ощущениях, модели всевозможных объектов и процессов, существующих в нем, стремясь в своих трудах к максимальной объективности, — и называем такое строительство Наукой. Отталкиваясь оттого же самого, от мира, его объектов и процессов, мы строим другие модели, субъективные, нереальные или просто фантастические, и называем это Искусством. Наконец, имеется и третий тип конструкций, основанный на ощущении, что мир обладает свойствами, скрытыми от наших глаз, которые нельзя постичь с помощью логики и приборов, и где единственным «измерительным средством» является сам человек с его интуицией, инстинктами и смутными играми подсознания. Это — Религия и Магия, Потусторонний Мир или астрал, место посмертного существования, в котором обитают души.

    Что же о нем известно просвещенному человечеству?

    2

    Я собираюсь, дорогой читатель, раскрыть вам кое-какие астральные секреты, однако хочу со всей откровенностью предупредить, что вы, возможно, будете разочарованы. Главная из этих тайн заключается в том, что хотя известный нам образ астрала отражает некую реальность, сам процесс отражения ведет к ошибкам — ив результате мы видим не истину, а ее фантастический эквивалент.

    Какой же?

    Религиозный или магический, ибо существуют как минимум два Потусторонних Мира, Мир Религии и Мир Магии, Колдовства и Герметической Философии. В этом разделе мы займемся последним из них. Эти миры частично пересекаются в сфере понятий о загробной жизни, Боге и душе, и каждый из них неоднозначен; так, Мир Религии, которым мы займемся в пятой главе, вмещает множество религиозных культов. Различия между двумя Потусторонними Мирами особенно ясны, если сравнить сочинения магов с Библией и Кораном — ведь Бог в этих священных писаниях не говорит об астрале и карме, о вурдалаках и оборотнях, энергетических вампирах и тибетских мудрецах, которые спасут мир, об оккультизме, спиритизме и прочем столоверчении. Призраки, правда, упоминаются — как души, коим Господь дозволил явиться в мир для передачи посланий и пророчеств. Но это не закон, а исключение; все остальное создано людьми, теософами и масонами, спиритами и магами, чьи души странствуют в астрале и чьи языки поведали нам об этих путешествиях. Не буду утверждать, что все эти люди честны и искренни, что все обладают пророческим даром и все имели Откровения. Если не имели, то ответ их языков не от Господа, и я подозреваю, что тогда они, начиная с Гермеса Трисмегиста и кончая Иосифом Смитом и мадам Блаватской[23], преданы вечному проклятию.

    Но не будем гадать об их участи, а попробуем разобраться с понятием «Откровение». Это не что иное, как информация, полученная внечувственным путем — т. е. не с помощью пяти органов чувств и логических рассуждений, а пришедшая как бы свыше: миг назад ее не было, но внезапно в мозгу установились каким-то таинственным образом новые связи и возникло новое Знание. Любой конкретный результат — теории Дарвина и Эйнштейна, поэмы Байрона и фуги Баха — меркнет перед самим чудом Откровения. Как полагают теософы, Откровение — боговдохновленная передача информации, с наибольшей ясностью свидетельствующая, что связь человечества с Богом не прервалась и что сентенция Корана «Разве думает человек, что он оставлен без призора?» — отнюдь не пустое сотрясение воздуха.

    Против самого факта Откровения возражать нельзя, так как он общеизвестен и описан в научной литературе (хотя и маскируется термином «творческого прозрения»). Известно также, что Откровение проявляется с силой, пропорциональной талантам человека-творца, что оно может приходить во сне и что ему предшествует период напряженных размышлений, иногда — пост, медитация или вещий сон. Как правило, Откровение — спутник гениев; их мозг устроен в чем-то иначе, чем у обычных людей, и я полагаю, что феномен гениальности — столь же экзотическая вещь, как телепатия, телекинез и ясновидение, т. е. относится к паранормальным явлениям.

    Что же касается нас, обычных людей, то Откровения приходят к нам в завуалированной форме, в виде предчувствий и вещих снов. Эту способность можно развить (как именно, я расскажу в последней главе), но для начала убедимся, что она существует. Напрягитесь и вспомните свою жизнь: бывало ли так, что некий сон вдруг исполнялся в реальности?., случалось ли, что перед каким-то решением что-то подсказывало вам, как лучше поступить?., если вы подвергались опасности, предупреждал ли о ней ваш ангел-хранитель?.. Наверняка вам придет на ум какой-то подходящий эпизод, а я постараюсь сделать ваши раздумья продуктивнее, напомнив о транспортной статистике. В среднем поезда и самолеты заполнены пассажирами на 75 %, но в тех случаях, когда происходили авиакатастрофы или железнодорожные аварии, количество пассажиров (опять же в среднем) не превышало 60 %; пятнадцать процентов путешественников не являются к рейсу, сдают билеты или заменяют их на другие, с более поздними датами. Вспомните, вы не попадали в их число?

    Итак, Откровения существуют и проявляются в какой-то степени у многих, а с особенной яркостью — у людей гениальных. Но если мы признаем за гением в сфере науки или искусства право на Откровение, то такое же право нужно признать за теми исследователями Потустороннего Мира, которые искренни и честны. Возможно, как я уже говорил, созданная ими конструкция является лишь грубой моделью, несовершенным слепком чего-то существующего в Мироздании, но недоступного нашим чувствам — возможно! Но это не повод, чтобы a priori не верить им и отказаться от анализа полученных результатов. Поэтому давайте определим Мир Магии как виртуальный и займемся его изучением.

    Этот Мир лежит в измерении, параллельном нашему земному, и его пространство называется астралом. Это иная реальность, организованная иначе и, вероятно, не содержащая объектов, подобных планетам, звездам и галактикам; в ней не действуют фундаментальные законы нашего мира — закон причинности, закон непрерывного течения времени из прошлого в будущее, законы сохранения энергии и массы и конечности скорости света. В результате выход в астрал — тем более, надежная связь с ним — позволяют совершать действия, которые в нашей реальности классифицируются как чудо. В последней главе моей книги я расскажу о способах контакта с астралом, об управляемом сне и прочих методиках, но сейчас говорить об этом преждевременно. Во-первых, потому, что это — отдельный вопрос, а во-вторых, прочитав эту книгу, вы узнаете, что под астралом я понимаю нечто гораздо более конкретное и реальное, чем современные теософы и экстрасенсы.

    Еще одно определение астрала: это место, где пребывают души умерших. Сколь долго, вопрос пока неясный; быть может, они заключены в астрале навсегда, или, согласно воззрениям буддизма, дожидаются там очередного перерождения — реинкарнации. Условия содержания душ также туманны и неясны; быть может, они пользуются абсолютной свободой, или, согласно официальной теологии, организованы в сообщества, три из которых мы можем назвать: Элизиум, Инферно и чистилище[24]. Но, кроме духов умерших, астрал населен и другими существами трасцендентного плана, которые, в общепринятой терминологии, суть астральные тела. Большей частью они порождаются людьми, их мыслями и поступками, но также — природными явлениями, проистекающими на Земле, и это доказывает, что оба мира, потусторонний и наш земной, связаны нерасторжимыми узами. Природа их связи и взаимного отражения событий загадочна, но нет сомнений в том, что человек может проникнуть в Потусторонний Мир при жизни (правда, не в телесном облике), а его обителям, при соблюдении некоторых условий, доступно земное измерение.

    Теперь давайте перечислим их, этих обитателей Иного Мира: астральные идеи, астральные следы, астральные демоны, эгрегоры, духи природных стихий (элементали), духи умерших (эксудаты) и, наконец, духи спящих (эфемеры). Некоторые из этих созданий могут именоваться иначе, так как, проникая в наш мир, они выступают в тех ипостасях, которые у разных народов называются по-разному; общее же собирательное название для большинства из них — Серые Соседи.

    Астроидеи порождаются мыслями, желаниями и образами, возникшими в индивидуальном сознании, но не воплощенными в реальность, в действия и поступки. Сущность этих созданий зависит от того, являются ли они отпечатком нейтральных, хороших или дурных мыслей. Они бывают разнообразных видов; так, суетные мысли рождают суетливых «стукачей», ответственных за полтергейст, а мысли о самом себе — двойников, которые являются нашим астральным отпечатком. Астроидеи, чей источник — мысли жестокие и грязные, способны поражать других людей, и тогда мы говорим о негативном влиянии чужой энергии, об энергетическом пробое, порче и насильственном привороте.

    Астральные следы отражают действия людей и происходящие на Земле события — т. е. мысли, воплощенные в реальность. Сила таких существ больше, чем у астроидей; в частности, представители одной из их пород выступают предвестниками гибели человека и могут являться как ему самому, так и его близким. Впрочем, астроследы отражают реалии обыденные (к которым, разумеется, принадлежит и смерть), тогда как нечто ужасное, чудовищное служит источником других астральных существ, созданий демонической природы.

    Это астральные демоны, отпечаток гнусных поступков и страстей человеческих. Воображаемое сексуальное насилие рождает всего лишь неприятную астроидею, тогда как насилие реальное — демона, инкуба или суккуба[25]. Чем извращенней насилие и чем чаще оно свершается, тем сильнее инкуб, отдающий предпочтение тем же жертвам, с какими «развлекалась» породившая его тварь. Самые жуткие инкубы возникают от насилия над детьми, сравнительно безобидные — от акта скотоложества; гомосексуализм продуцирует инкубов упорных и злобных либо робких и скрытных — смотря по тому, свершалось ли насилие или между парой геев царило доброе согласие.

    Побои, издевательства, пытки, убийств а порождают вампиров, вервольфов и иных оборотней, но наиболее страшные из них — ракшасы и ифриты, демоны войн, эпидемий и катастроф, в которых гибнет множество людей. Среди подобных чудовищ мелкие твари, рожденные себялюбием и гордыней, трусостью и предательством, лицемерием, обманом и другими пороками, кажутся не столь уж страшными.

    Эгрегоры, как и астроидеи, являются отражением человеческих мыслей и желаний, но не индивидуальных, а продуцируемых большими сообществами. В эгрегорах персонифицируются коллективные идеи, и прежде всего — фанатичная вера. Таким образом, ряд этих астральных тел олицетворяет богов — Иегову, Аллаха, Будду и другие персоналии, мощность и жизнеспособность коих зависит от числа преданных им сторонников и искренности их веры. Подобные эгрегоры утверждают принцип: боги живы, пока в них верят.

    Но не только вера в божественное — источник эгрегора. Социальные идеи рождают эгрегоры коммунизма и фашизма, демократии и монархизма; преданность спортивным кумирам, звездам эстрады секс-символам продуцирует эгрегоры фанатов; наконец, общая духовная потребность, возникшая у множества людей в разных концах света, тоже отражается в астральном плане как соответствующий эгрегор. Так, многие неприязненно относятся к автомобилям, ракетам и атомным электростанциям, полагая, что они отравляют атмосферу и нарушают экологический баланс. Их мысли породили исключительно сильный эгрегор, влияние которого, в частности, ощущается в нашей реальности как шутки гремлинов — вредных тварей, ненавидящих технические устройства и готовых испортить любое из них.

    Элементами, или духи природных стихий, — воды, земли, воздуха, огня, ветра, землетрясений и тому подобного — обладают великим могуществом, но в общем равнодушны к делам людей. Так повелось издревле, и на протяжении тысячелетий человек был игрушкой стихий, не мог противостоять их ярости, не оказывал заметного сопротивления, а значит, не считался сколь-нибудь влиятельной силой (разумеется, кроме магов, способных договориться с элементалями). Но в двадцатом столетии человек, овладев искусством разрушать, сравнялся мощью с природными стихиями, что вызывает раздражение элементалей. Человек внезапно стал соперником, и астральные духи уже вступили с ним в противоборство: землетрясения, цунами, ураганы — следы их имманентного гнева.

    Экссудаты, или духи умерших, населяющие астрал, демонстрируют разнообразный спектр влияний на земную жизнь. В нейтральном варианте они способны общаться с нами во сне или через впавшего в транс медиума, о чем-то предупредить, поведать о неизвестных нам событиях прошлого, пожаловаться на свое нынешнее состояние и даже уличить преступника — скажем, своего убийцу. Другие их возможности более губительны: они могут явиться в виде призрака, напугать, наслать болезнь, подтолкнуть в пропасть, утопить в трясине. Самые жестокие из них — неприкаянные души, не примирившиеся со своей насильственной гибелью, обуянные жаждой мести и потому пребывающие одновременно в астральном плане и в мире живых. Наиболее опасны духи людей, принесенных в жертву силам зла, и духи младенцев, которых их родители обрекли на смерть.

    Эфемеры, в широком смысле данного термина, это не одни лишь духи спящих, но и люди, временно вышедшие в астрал из своего физического тела, т. е. пребывающие в состоянии глубокой медитации. Сон, медитативный транс и клиническая смерть — вот немногие способы, с помощью коих обитатель нашей реальности может соприкоснуться с Потусторонним Миром. Сон доступен всякому, сон ослабляет ментальный барьер, и временами духи астрала способны проникать в наш разум. Такое соприкосновение с ними эфемерно, туманно и редко зависит от нашего желания (в том смысле, что лишь немногие способны влиять на сюжет сновидений), однако этот контакт является наиболее простым и естественным.

    В главе 8, я разовью эту мысль и объясню, как сделать сны управляемыми и как вступить в контакт с астральными телами, но не со всеми, а лишь с близкими вам, т. е. с душами ваших родителей и, в первую очередь, с вашим собственным ментальным двойником. Все остальные варианты небезопасны для начинающего, ибо грозят как минимум сильным потрясением, испугом или безумием и смертью. Постарайтесь усвоить эту мысль и отнеситесь к ней со всей серьезностью; учтите, что в астральных путешествиях можно наткнуться на нечто непонятное или пугающее — скажем, на душу хищного животного. Опытный ясновидец быстро прервет контакт, но для неофита его последствия непредсказуемы и могут завершиться полной психической трансформацией. Иными словами, вы превратитесь в оборотня: ваш облик, конечно, останется человеческим, но ментальную сущность заместит волк, медведь, собака или иное существо.

    Контакты с близкими и с вашей собственной душой всегда безопасны, так как эти сущности благожелательно к вам настроены. Они способны дать совет, подсказать верное решение, и вся методика, изложенная в главе 8, наделена именно на это. Могу утверждать по собственному опыту, что такая связь хранит от многих неприятностей и бед, связанных в первую очередь со здоровьем.

    Я дважды получал такие предупреждения от своего ментального двойника. Первый раз это случилось в 1966 г., когда я только начал заниматься в лаборатории Такеды и еще не вполне владел методикой управляемого сна. Предупреждение было смутным, но все же я его понял: я находился в предциабетическом состоянии. Эндокринологи подтвердили диагноз, затем последовали процедуры, которые отсрочили начало болезни на девять лет[26]. Второй контакт по этому поводу состоялся в 1975 г.; я был уже достаточно опытен и, побеседовав с двойником, выяснил, что болезнь неизбежна. Печально! Но все же я получил отсрочку, и мой недуг не прогрессирует и проявляется в легкой форме — уколы инсулина не нужны, а только диета и таблетки.

    Этот пример показывает, какую практическую помощь вы можете извлечь из ваших внечувственных контактов. Более подробно эта тема будет рассмотрена в главе 8, а сейчас я хотел бы отметить, что пользуюсь терминологией спиритов и магов лишь для того, чтобы ввести вас в курс дела. Астрал и астральные сущности, все эти эгрегоры, демоны, элементами и тому подобное — суть только слова, и в дальнейшем мы увидим, какая реальность за ними стоит, и обозначим ее более точными понятиями. Замечу также, что мы можем верить или не верить теософическим доктринам, но в любой ситуации необходимо признать, что связь ряда астральных существ с человеческой душой и мыслью (а значит — с информацией) не случайна; за этим стоит какая-то истина, хотя и переданная в сочинениях теософов и герметистов с большими искажениями. Мы вправе предположить, что Мир Потустороннего имеет отношение к человеческой психике и мозгу, и тогда нам нужно задаться вопросом об аномалиях психики. Каковы они? В чем природа этих феноменов? Как часто они наблюдаются? Можно ли их проверить? И аномалии ли это вообще или же предвестник необычайных талантов и способностей, которыми человечество овладеет в будущем?

    Уточню, что под аномалиями разума, сознания и психики понимаются не их болезни, не шизофрения или депрессивно-маниакальный психоз, а паранормальные феномены, начиная с экстрасенсорики и кончая телепатией, телекинезом и прекогнистикой. Подробнее мы поговорим о них в главе 4 (и даже попытаемся их объяснить), а сейчас я замечу, что эти эффекты поддаются изучению с гораздо большим успехом, чем Потусторонний Мир. Фактически их носители — это люди-приборы, с чьей помощью мы можем исследовать категорию внечувственного и трансцендентного, и всякий ученый согласится с тем, что до исследования принципиально новых фактов стоит подготовить надежную аппаратуру.

    3

    Я хотел бы вернуться на три-четыре десятилетия в прошлое и рассказать, что подтолкнуло меня к изучению феномена души. Вы уже знаете, что в 1952 г. я вернулся в армию США и возглавил особый отдел на авиабазе Райт-Паттерсон — тот самый «ангар 18» с инопланетными «погремушками». Я был обладателем докторской степени по управлению, и на первый момент этого вполне хватало; год-другой я успешно справлялся со своими обязанностями. Но время шло, росло количество экспонатов, мой штат становился все обширнее, исследования — все более специальными, и для руководства таким хозяйством мне приходилось вникать в проблемы медиков и химиков, техников и лингвистов, компьютерщиков и генетиков. Знаний катастрофически не хватало, ив 1959 г. я понял, что должен учиться, дабы не стать, как говорят у русских, «свадебным генералом». Я был сравнительно молод — мне исполнилось 38 лет, имел крепкий тыл — очаровательную жену и двух прелестных дочек, и дядюшка Сэм заботился, чтоб мы не голодали; кроме того, у меня, как ветерана войны, сохранялось право на льготное образование.

    Взвесив все эти факторы, я начал заниматься в университете Джона Хопкинса, избрав своей специальностью экологию. Выбор был не случаен. Во-первых, университет располагался близко, в Балтиморе, в двухстах милях от нашего жилья, и его считали самым престижным учебным заведением в области биологии и медицины. Во-вторых, экология была тогда делом новым и многообещающим; этот раздел биологической науки изучает взаимоотношения живого с окружающей средой, т. е. дает широкие познания в зоологии, ботанике, генетике и анатомии, в химии и геофизике, в географии и астрономии, не говоря уж об особых разделах математики — теории игр и системном анализе. Я одолел эти премудрости за пять лет, и в 1965 г. стену моего кабинета украсил новенький диплом: PhD по экологии, все, как положено, в дубовой рамке, под стеклом[27]. О содержании моей работы уже упоминалось — я исследовал иерархические связи в сообществах птиц и животных, так сказать, социологию наших меньших братьев. Я не совершил великих открытий в этой области, но некоторые психологические аспекты их поведения меня заинтересовали. Похоже, среди зверей (особенно — собак, дельфинов и высших обезьян) были свои тупицы и гении, свои экстрасенсы и телепаты. Для этих сообразительных ребят многое в нашем человеческом мире казалось безусловно трансцендентным; они подсознательно ощущали его невероятную сложность, скрытую за фасадом обыденного, но были недостаточно умны, чтобы ее постигнуть.

    Однако мои неординарные занятия в ангаре 18 подталкивали к изучению не зверья, а существ разумных и одаренных необычными свойствами. Ergo, профессор Макнейл, руководивший моими экологическими штудиями, передал меня профессору Такеда Ито, возглавлявшему секретный отдел «Стикс» — лабораторию, в которой под эгидой университета Джона Хопкинса и Пентагона исследовались паранормальные феномены. Я принялся за работу в 1966 г. и, по прошествии четырех лет, повесил в своем кабинете еще один диплом, по психологии. За это время мне посчастливилось пройти «курс эзотерических наук» у профессора Такеды, который владел практически всеми методиками ментальной тренировки, и в последующем я стремился сохранить связь и с ним самим, и с его молодыми сотрудниками. Я очень многим им обязан, и еще не раз буду упоминать о них и наших совместных опытах.

    Итак, я — психолог, но не психотерапевт, хоть и владею кое-какими методами влияния на окружающих, от гипноза до би-эмпатии; я — специалист в области управляемых сновидений, исследования души и аномалий разума.

    Вы можете поинтересоваться, сколь они велики, эти самые аномалии? И я вам отвечу: огромны. Это еще один поразительный факт, который нам следует признать. Он означает, что среди шестимиллиардного земного населения мы можем обнаружить лиц исключительных дарований, использовать их таланты и кое-что узнать по интересующим нас вопросам; фактически это люди-приборы, с чьей помощью мы исследуем Потусторонний Мир.

    Наличие таких людей не удивительно — ведь человеческие особи сильно различаются по своим физиологическим данным, так почему бы не существовать и ментальной дисперсии?[28] Давайте рассмотрим, сколь велики эти физиологические отклонения между людьми, воспользовавшись общеизвестным источником — Книгой рекордов Гиннеса (далее все величины даются в метрической системе мер).

    Итак, что же из себя представляет среднестатистический американец или европеец? Его рост — 172–178 см, вес — 70–75 кг, срок жизни — 72–75 лет; у него два-три ребенка; его мозг весит около 1400 г. У наших женщин рост и вес меньше, зато жизнь дольше на 5–7 лет, и в течение своего репродуктивного периода они рожают тех же двух-трех детей. Чтобы проиллюстрировать, насколько значительными могут быть отклонения от среднего, я составил такую таблицу:



    Разумеется, я привел в своей таблице чемпионов, однако замечу, что такие рекорды фиксируются сравнительно с недавних пор, и что результаты близких к рекордсменам лиц тоже весьма впечатляют. Мы знаем поименно около дюжины человек ростом более 240 см, а гигантов, достигших роста 220 см и веса 200 кг — десятки тысяч; не меньше и карликов ростом 90-100 см и весом 15–20 кг. Нам известны 20 личностей, которые прожили 110 и более лет, и сотни женщин, чье потомство составляло по 30–40 детей или рожавших по 5–6 близнецов, причем все их дети остались в живых.

    Итак, мы можем заключить, что рост человека колеблется от 60 до 270 см (в 4,5 раза); вес — от 4 до 400–600 кг (примерно в 100 раз); вес новорожденных — от 0,3 до 10 кг (в 30 раз, при среднем весе 3,4 кг); что человек способен жить до 120 лет, т. е. в 1,5 раза дольше среднего; что некоторые женщины способны произвести на свет сразу 6 младенцев, а всего — 50–60 детей, что в 5–6 раз больше физиологической нормы. Конечно, чемпионы-гиганты, карлики и толстяки — больные люди, но долгожители и плодовитые матери обладают крепким здоровьем. А главное, все они здоровы в психическом отношении, и многие из них — например цирковые лилипуты — достигали определенных высот в своем искусстве.

    Существуют еще более поразительные примеры дисперсии человеческих возможностей. Есть люди, одаренные остротой зрения, в 20 раз превосходящей среднюю; глаза их соперничают с мощным биноклем, им удается различить черты лица на расстоянии мили. Есть люди, способные останавливать биение сердца или переносить низкие температуры, когда тело охлаждается до 16 градусов Цельсия; есть такие, которые не спят десятилетиями, и хотя это считается болезнью (называемой хроническим колеститом), они переносят бессонницу без заметных последствий для здоровья. Есть люди с исключительно быстрой реакцией; у них скорость передачи нервных сигналов составляет не футы, а сотни футов в секунду.

    Многие из рассмотренных выше отклонений провоцируют удачная или неудачная наследственность, избыток или недостаток того или иного гормона, порождающий странные болезни. Шутки их иногда жутковаты, но временами вселяют надежды на вечную молодость, здоровье и обретение необычайных талантов. Одна из таких болезней, очень редкая, — синдром Вернера, или преждевременное старение, которому подвержен 1 из 4–5 миллионов человек; за год двадцатилетний юноша может превратиться в старика. Но возможны и обратные варианты, счастливые и еще более редкие, когда человек после 60 лет вдруг начинает молодеть или вообще не старится. По крайней мере один такой случай произошел в наши дни с пожилой израильской леди, которая выглядит не старше своей двадцатипятилетней внучки и сохранила абсолютно все — и очарование молодости, и способность к продолжению рода. В сравнении с этим сиамские близнецы и личности, у которых по 8 пальцев на каждой руке, — мелочь, недостойная упоминания!

    Мы не сомневаемся, что все изложенные выше факты имеют место, так как они официально зафиксированы наукой. Но отсюда следует неоспоримый вывод: если люди столь значительно различаются по своим физиологическим характеристикам, то отклонения в ментальной сфере не менее велики. Тем более, что мозг — очень сложная система, включающая подсознание и надсознание, сознание (разум), интеллект и множество видов памяти, интуицию, инстинкты, экстрасенсорные способности и бог ведает, что еще. Все это находится во взаимодействии, результат которого иногда предсказуем, а иногда — нет, что может привести ко всяким неожиданностям. В общем, я согласен с Робертом Хайнлайном, моим любимейшим писателем, который сказал, что «человеческий мозг — дьявольски сложная штуковина!». Нам, мой дорогой читатель, следует осознать, что мозг человека — явление галактических масштабов. Это верно в количественном отношении, так как в Галактике сто миллиардов звезд, а мозг содержит пятнадцать миллиардов нейронов, и это верно с точки зрения качественной, ибо нейрон устроен сложнее звезды. В конце концов, что такое звезда? Ядро, в котором идут довольно простые термоядерные процессы, и оболочки из раскаленной плазмы. Белковая клетка, особенно нервная, гораздо сложнее. Куда до нее звезде, какому-то белому карлику или красному гиганту!..

    Но сколько из пятнадцати миллиардов нейронов «заняты» во внешних отделах коры, т. е. загружены «работой»? Мы этого пока не знаем. В главе 1 я говорил, что мнения специалистов на сей счет значительно расходятся; одни полагают, что мы используем мозг лишь на 3–5 %, другие — на 20, а третьи — на 90. Лично мне импонирует первая оценка, для чего имеются определенные основания.

    Рассмотрим такой пример. Встречается довольно редкий психический недуг, когда в пространстве одного и того же мозга «размещены» несколько личностей, совсем непохожих друг на друга, но вполне полноценных, каждая — со своей биографией, привычками и характером. Одни из них глупы, другие — умны; они могут говорить на разных языках, они способны замещать «основного носителя», брать управление телом «на себя» (в этом случае в памяти носителя образуются провалы); они могут знать или не знать друг о друге, могут испытывать друг к другу любовь, симпатию или неприязнь; словом, это ситуация, когда в мозгу одного человека уживаются двое-трое, а то и целый коллектив, временами не меньший, чем парашютная рота. Это считается болезнью, диссоциативным расстройством личности, поводом к которому обычно служит перенесенная в детстве психическая травма. Сознание больного как бы защищается от жутких воспоминаний, отгораживается от них, придумывая другое «я», и в результате возникают «заместители».

    Но травмы не могут исчисляться десятками, тогда как у некоторых пациентов бывает до сотни «заместителей». И потому закономерен вопрос: болезнь ли это?.. Или мозг человеческий устроен так, что может служить прибежищем для умерших — или, возможно, вымышленных душ? Обителью, куда стремятся те, кто не имеет телесной оболочки, но страстно желает ее обрести…

    4

    Подведем итоги. Я высказал несколько предположений, которые собираюсь развить и рассмотреть детальнее в последующих главах, и основные из них таковы:

    • информация и частный ее случай — мысль — вполне материальны. Если душа имеет к ним какое-то отношение, ее тоже следует признать объектом материальным, доступным для изучения и контакта;

    • феномен души неразрывно связан с представлениями о Потустороннем Мире, куда удаляются души умерших и спящих. Доступ к Потустороннему Миру или астралу возможен для любого человека, но отдельным людям приходят особенно яркие Откровения, которые понимаются и толкуются ими в меру собственных фантазии и интеллекта. Мы можем отвергать их толкование, но не факт, гласящий, что мир внечувственного существует;

    • его реальность доказывают Откровения — т. е. передача информации особым путем, минуя органы чувств и стадию логических размышлений. Откровения, предвидения, предчувствия есть интуитивное постижение неких истин, смысл которых может быть искажен в процессе их передачи другим людям;

    • не подлежит сомнению, что существуют личности с особыми и разнообразными ментальными — или паранормальными — талантами. Уверенность в этом основана на практике (наличие экстрасенсов, ясновидцев и так далее), а также на общем соображении о больших различиях между людьми в физиологическом и ментальном смыслах;

    • паранормальные таланты (если понимать под этим странные отклонения в человеческой психике) встречаются достаточно часто и варьируются очень широко, благодаря чему их носителей можно использовать как живые приборы или инструменты для изучения Потустороннего Мира;

    • мозг — явление галактического масштаба, его виртуальные пространства необозримы и способны вместить нечто большее, чем одна-единственная человеческая личность. Возможно, несколько личностей, разделенных ментальными барьерами.

    Что привело меня к последнему выводу? Именно те отклонения в психике, в возможностях мозга, которые мы наблюдаем у тысяч и тысяч людей.

    Разумеется, я говорю сейчас не о психических недугах, не о сумасшедших и невротиках, а совсем о других материях — о гениальной способности к восприятию Откровений, о размещении в пространстве мозга независимых личностей, о прекогнистике, пророческом даре, и о других, не столь поразительных талантах. Скажем, о феноменах экстрасенсорного целительства, сверхбыстрого чтения и абсолютной памяти, интуитивного чувства времени и направления, необъяснимого дара внушать симпатию и особой чувствительности к запахам и звукам и о многом, многом другом.

    Например, о способности к общению с собственной душой.

    Воистину верно говорится в Коране: какое же из благодеяний Господа вашего вы сочтете ложным?..

    Небеса говорят о славе Бога, о делах Его повествует небосвод, что раскинулся над всей Землей, и сказанное им долетает до краев Вселенной. Изо дня в день ведется этот рассказ, из ночи в ночь струятся поучения мудрости — но безмолвно, без слов, ибо голос небес отличен от голоса человека. Имеющий сердце — да услышит!

    (Библия. Псалом Давида)

    Поистине, над всякой душой есть хранитель.

    (Коран)

    Ты, Господь — Бог на небесах, и на Земле, и в самых высях небес. Воистину, Ты — первый и последний, и кроме Тебя нет Бога.

    (Тегилат Гашем)


    Примечания:



    2

    Университет Джона Хопкинса — одно из самых престижных высших учебных заведений США, которое держит пальму первенства в области биомедицинских исследований; расположен в Балтиморе. — Прим. ред.



    21

    Небулярный — туманный (от слова «небьюла» — туманность); термин информатики, означающий меру неопределенности информации. — Прим. пер.



    22

    Напомню, что всякое определение понятия есть подведение его под более широкое и универсальное понятие. Отсюда следует, что любая цепочка определений прервется на некой грандиозной метафизической категории. — Прим. авт.



    23

    Тот Гермес Трисмегист — легендарный древнеегипетский мудрец, которому приписывается авторство трактатов по герметической философии; Иосиф Смит — основатель мормонской конфессии, который в 1827 г. якобы нашел золотые листы с текстом Книги Мормона; Елена Блаватская — видный теософ начала XX в. — Прим. пер.



    24

    Я использую термины «Элизиум» и «Инферно», чтобы выразить идею Рая и Ада в самом общем ее понимании, независимо от того, в недрах какой конкретной религии она возникла. — Прим. авт.



    25

    Инкубы и суккубы — персонажи средневековой европейской мифологии, сексуально озабоченные злые духи, принимающие обличье прекрасной девы (суккуб) или юноши (инкуб). Неудержимо стремятся к любовной связи с людьми, после чего убивают их и высасывают кровь. — Прим. пер.



    26

    Замечу, что выявить преддиабетическое состояние непросто для современной медицины. Но если диагноз установлен, есть способы избежать болезни или, как минимум, отсрочить ее: диета и временная подколка небольшими дозами инсулина, чтобы дать «отдых» ослабленной поджелудочной железе. Так меня и лечили в те годы. — Прим. авт.



    27

    В США существует обычай вывешивать в рабочем кабинете дипломы о высшем образовании или докторской степени. Должен заметить, что Мэлори прошел экстерном за пять лет курс обучения, который требует не менее восьми: 3–4 года — бакалаврат, 2–2,5 года — магистратура и 3–5 лет— «postgraduated course», или аспирантура. PhD — аббревиатура, используемая для обозначения доктора наук. — Прим. пер.



    28

    Дисперсия — здесь: отклонение от среднего. — Прим. пер.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.