|
||||
|
ГЛАВА 7
1 Подведем краткие итоги изложенного в предыдущих главах. Мы установили, что врожденный инстинкт, подсказывающий нам идею Высшего Существа, не случаен — Оно обитает во Вселенной, Оно связано с нами и со всеми живыми созданиями во всех мирах, Оно использует наш мозг — или, возможно, мы используем крохотную Его частицу, данную каждому из нас на период плотской жизни и осознавшую себя в качестве неповторимой индивидуальности. Наша связь с Вседержителем-Абсолютом, с Высшим Существом, не прерывается ни на мгновение и служит источником наших предчувствий, интуиции, вещих снов, а у некоторых из нас — особых талантов, называемых паранормальными. Эта связь порождает различные идеи, которые приходят к нам тропой внечувственного и, в зависимости от их толкования, питают науку, искусство, религию и представление о Потустороннем Мире. Толкование может быть ошибочным, но даже в этом случае за фантастическими сюжетами угадываются контуры истины: Бог предстает как интуитивное ощущение Абсолюта, сказочные астральные существа — как результат контактов с Его индивидуальностями и нашими ментальными аналогами, а редкие таланты и способности — как специализация Его особых клеток. Кроме того, мы можем утверждать, что жизнь — особенно жизнь разумная, осознающая себя — явление бесконечное; начавшись в плотском теле, она порождает душу, обогащенную опытом и воспоминаниями, и все эти сокровища не исчезают бесследно, а продолжают существовать в виде ментального отпечатка — т. е. пакета информации, хранимого в живых структурах Вседержителя. Мы можем также высказать гипотезу о некоторой автономности этих ментальных аналогов; весьма вероятно, они обладают свободой воли, сравнимой с нашей или превосходящей ее. Эта часть Великой Тайны Бытия, которую мы лишь начали постигать, пока что не раскрыта, но со временем мы доберемся до истины; порукой тому — богатый спектр «живых приборов», лиц с паранормальными талантами, особыми дарами Абсолюта. Конечно, мы не постигнем Его сущность до конца, но стоит ли печалиться? Как всякое явление природы, Он неисчерпаем; Он существует так же, как Вселенная, для объяснения которой мы изобретаем — с Его посильной помощью — все новые и более точные модели. Сказанное в моей книге — тоже модель, а не истина в последней инстанции; и я полагаю, что со временем ее детализируют, расширят и уточнят. Но к этому я буду непричастен; я слишком стар и скоро узнаю правду из первых рук. Думая о скорой своей кончине, о предстоящем мне путешествии, я не испытываю страха, а только любопытство с некоторой долей смущения. Прав я или не прав? Что ожидает нас за гранью? Не обмануло ли меня предвидение? Эти сомнения понятны — я не фанатик, не пророк, уверенный в своей непогрешимости. Сомнению всегда есть место, и лучше прочих это понимал мудрец Омар Хайям. Что там, за ветхой занавеской тьмы? Моя занавеска уже подрагивает и трещит, так что давайте поспешим и обсудим еще пару животрепещущих вопросов. Первый из них связан с влиянием Абсолюта на развитие земной цивилизации. Собственно, Он влияет на прогресс любых разумных существ и создаваемых ими культур, но перед нами только поле земного опыта плюс еще один факт: отрывочные сведения об энлонавтах, пришельцах с далеких звезд, обосновавшихся зачем-то в Солнечной системе. Немаловажное обстоятельство! Оно доказывает принципиальную возможность космических путешествий, подтверждая тезис: то, что не запрещено, разрешено. Значит, пространства космоса преодолимы, жизнь — суть галактическое явление, и ее экспансия в телесной составляющей не ограничена планетарными рамками. Вторая проблема касается смысла жизни. Состоит ли он в бесконечном развитии, культурном и техническом прогрессе, познании природы и той же неудержимой экспансии, колонизации все новых и новых планет, или такая стратегия является чем-то необходимым, но побочным? Если прогресс — не самоцель, то что мы можем сказать о смысле нашего существования — с учетом того, что все мы — частицы Абсолюта? Есть ли этот смысл вообще? Не будет ли лучшим выходом коллективный суицид, дабы поскорей приобщиться к Вседержителю, сбросив груз надоевшей плоти? Разобравшись с этими вопросами, мы неизбежно столкнемся с заключительным моментом — с практикой, порождаемой любой теорией. В самом деле, если Абсолют существует, если мы — ячейки Вселенского Разума, питаемые Его энергией, то какой нам от этого прок? Мысль о посмертной жизни носит философический характер и ею можно утешить больных и престарелых — а что предлагается остальным? Тем, кого от путешествия за грань отделяют долгие десятилетия? В конце концов, их интересуют две главные проблемы: здоровье и процветание, и обе они упираются в сакраментальный вопрос: как не наделать ошибок?.. Куда двигаться, к чему стремиться, чтоб не испортить свою карму? Как оценить свои способности, добиться успеха и уберечься от бед? Кого избрать спутником жизни? Как сохранить здоровье? Как отличить достойных доверия от недоброжелателей и пустозвонов? Все это касается наших персональных отношений с Вседержителем, которые будут рассмотрены в последней главе. А сейчас давайте займемся глобальной проблемой: кто мы такие, откуда пришли и куда идем. 2 По утверждению биологов, в их науке есть три великие тайны, а все остальное, от линнеевской классификации[73] до расшифровки генов, относится к завитушкам и прибамбасам. Тайны эти суть следующие: Как неживая материя породила первую живую клетку? Как из одноклеточного организма развился многоклеточный? Как и почему одна из многоклеточных тварей стала обладателем разума? Вы будете удивлены, но современная наука не может ответить на эти вопросы. Считается, что первые живые клетки — прокариоты — были либо занесены из космоса (в виде спор), либо зародились в том питательном бульоне, который представлял собой древний архейский океан. Затем в дело включилась ее величество Эволюция, и процесс, как говорится, пошел: от прокариотов — к цианобактериям, затем — к эукариотам, амебам, медузам, моллюскам, ракообразным и так далее, вплоть до разумных двуногих. Согласно теории дарвинизма, органический мир эволюционировал в результате естественного отбора, борьбы за существование, случайных мутаций и наследования положительных признаков, которые закреплялись в потомстве. Иными словами, выживали и размножались более шустрые зайцы, более клыкастые волки и более умные обезьяны. Во времена Дарвина все это выглядело разумным, но XX в. внес свои коррективы. Науки — в том числе, биологические — достигли невиданных высот, но доказать теорию на практике, синтезировав живое из неживого, по-прежнему не в состоянии. Равным образом объяснить, почему не эволюционируют пауки, как мыслят — и мыслят ли? — дельфины и где недостающее звено между человеком и праобезьяной, которого мы до сих пор не обнаружили. Более того, создается впечатление, что решающие перемены в органическом мире происходили не постепенно и плавно, а скачком, не за десятки миллионов, а за тысячи лет. Скачок — и появилась первая живая клетка; другой скачок — и возникает амеба, многоклеточный организм; скачок — и вымирают динозавры; еще скачок — и обезьяны, спустившись с деревьев, хватаются за палки и камни. Будто какой-то врожденный импульс заложен в живую материю: она накапливает изменения и вдруг разом, стремительно, преодолевает очередной барьер в своем развитии и усложняется, демонстрируя новое качество. Об этом еще в начале XIX в. говорил Ламарк, творец телеологической теории эволюции. Его гипотеза в корне отличалась от дарвинистской; он полагал, что причина эволюции, стремление всех живых организмов к прогрессу, к развитию от простого к сложному — врожденное, не объяснимое другими факторами свойство жизни. Не правда ли, это что-то нам напоминает? Абсолют, являясь Высшим Разумом, безусловно, планирует собственную эволюцию. Не представляя себе Его целей и решаемых Им задач, мы, тем не менее, можем осмыслить, куда направлена Его эволюция — пусть не в качественном, но хотя бы в количественном отношении. Он заинтересован в абсолютном приросте живого вещества во Вселенной и в усложнении его структуры, квинтэссенцией которой является мозг, единственное вместилище Вседержителя. Следовательно, всегда и всюду Он выступает как побудительный мотив к возникновению жизни, в которую заложен тот самый ламарковский импульс, стремление к усложнению и развитию. Не исключено, что в процессе такого развития Абсолют пару раз «подстегивает» эволюцию, добиваясь быстрых мутаций и появления нового качества. В этом смысле Его цель понятна, и, реализуя ее, Он двигается по этапам: возникновение жизни, универсальный многоклеточный организм, развитый мозг — элемент Его структуры, самосознание каждого элемента, объединение элементов в общество, а затем — стабильная цивилизация, основа полноценного планетарного сегмента. Надо отметить, что на этом пути Он своего добился: на Земле проживает 6 млрд человек — против жалких миллионов, обитавших на ней еще в недавнем прошлом, каких-нибудь 5000-10 000 лет тому назад. Это ли не вмешательство в развитие нашей цивилизации?.. Совсем недавним и очень сильным Его воздействием можно считать научно-техническую революцию. Она готовилась веками, но заняла всего одно-два столетия; будто по волшебству появились двигатель внутреннего сгорания, автомобили и самолеты, генераторы и динамо-машины, атомные электростанции и компьютеры, химический синтез, космические аппараты, новые теории, объясняющие строение мира, мощный научный инструментарий и гигантское количество произведений искусства. Но главное даже не в этих чудесах, а в том, что мы осознали несколько несложных истин, позволяющих прогнозировать дальнейшее развитие цивилизации. Во-первых, теперь нам известно, что социальная востребованность открытий зависит от их экономической отдачи, и потому минувший век — отнюдь не эпоха космоса и атома, а эра компьютеров. Космические полеты предстоят в будущем, как и поиск новых безопасных источников энергии; они могут быть теми или другими, геотермальными, термоядерными или связанными с утилизацией излучения солнца. Но компьютеры и информатика — безальтернативная линия развития; без них нам теперь не сделать ни шага. К тому же эта область знания позволила нам приблизиться к Абсолюту, обогатившись понятием о Сетевом Разуме. Случайно ли? Если даже случайно, то очень своевременно! Во-вторых, мы поняли, что нам нужно в самом ближайшем будущем: дешевый и экологически чистый источник энергии, способ ее транспортировки, безвредная утилизация отходов, гарантированное лечение болезней, не позволяющих дожить до старости. Это значит, что следующий век будет в равной мере энергетическим и медико-биологическим — ведь никому не хочется болеть и быстро стареть, но всякий нормальный человек желает жить долго и счастливо. В-третьих, нам становится все яснее, что мир земной един, что противоречия в обществе, как внешние, так и внутренние, нельзя решать насилием; мы начинаем понимать, что политическая стабильность основана не на танках и бомбах, а на качестве жизни, на богатстве и процветающей экономике, на образованности населения. Если у вас хорошая работа, хороший дом, хорошие соседи, если вы едите досыта и хорошо одеты, вам не придет в голову хвататься за автомат. Но если ваш дом беден, соседи — разбойники, и ваши дети голодают, вы неизбежно станете националистом, религиозным фанатиком или террористом. Вы извратите любую, самую благородную идею и будете убивать — во имя свободы Ирландии или Чечни, во имя прав черного, белого или желтого меньшинства, во имя Христа или Аллаха. И потому качество жизни — основная проблема человечества в ближайшем будущем. Теперь давайте посмотрим, откуда взялись все чудеса искусства и прогресса, свалившиеся на нас за век-другой словно по мановению волшебной палочки. Все они, будь то картина или симфония, целительное лекарство или компьютер, новый способ химического синтеза или новая религиозно-философская доктрина, связаны с конкретными именами. Бесспорно, мир двигают вперед усилия пророков, гениев и талантов, и мы уже говорили о том, из какого Вселенского Банка им посылаются Откровения. Все они в той или иной степени интуитивисты и ясновидцы, специализированные клетки Абсолюта, и функция их заключается в истолковании полученных Откровений. Они необходимы Вседержителю как главный фактор выживаемости и прогресса разумной планетарной расы — и, следовательно, ее благополучия, роста численности и увеличения объема мыслящей материи, реальной плоти Вселенского Разума. Сам процесс научного и художественного творчества доказывает, что ситуация именно такова. Да, гениальному озарению предшествуют периоды поисков, напряженных размышлений и сомнений, но даже в науке — тем более, в искусстве! — последовательные логические выкладки никогда не приводят к действительно ценной мысли. Эта мысль, эта генеральная идея возникает сразу и как бы ниоткуда — ответ к задаче, который гений постигает до, а не после ее решения. Потом следуют тривиальные процедуры: подгонка логического аппарата к уже интуитивно ясному решению, разработка необходимой математики, создание приборов, постановка экспериментов… Обнаучивание! Но это— потом, потом… Вначале — идея-решение: скорость света постоянна, болезни возбуждаются микробами, радий испускает невидимые лучи, мозг — средоточие разума, действие равно противодействию… Отмечу особенно важный момент: нередко озарение приходит во сне. Я говорю «нередко», но вполне возможно, что надо поставить слово «всегда». Если момент Откровения пришел наяву, то творческая личность находится в состоянии транса, сходного со сном: чувства заторможены, внимание сосредоточено, окружающий мир со всеми его звуками и запахами будто бы исчез. Затем, когда идея оформилась, наступает состояние восторженной экзальтации, определяемое резким выбросом адреналина и других гормонов — точь в точь как ночью, часа в 4–5, перед пробуждением. Причины, по которым озарение приходит к спящему, нам понятны из предыдущих глав, и остается добавить лишь несколько поучительных примеров. Свидетельства о мелодиях, услышанных во сне, оставили Моцарт, Вагнер и несколько других гениальных композиторов, включая Бетховена; он, как известно, оглох, но музыка продолжала звучать в его сознании. Рафаэль и Микеланджело, великие художники эпохи Возрождения, говорили друзьям о снах, в которых им являются живописные полотна; об этом же писал Леонардо да Винчи в своих дневниках, подчеркивая, что в такие периоды рядом с его постелью всегда лежали уголь и бумага. Опрос современных художников и музыкантов показывает, что сны являются важной составляющей их творчества; некоторые из них понимают этот факт настолько глубоко, что научились входить в состояние транса, оживляя тем самым смутные, полузабытые воспоминания сна. Так, видный французский композитор Пьер Ано как-то признался, что все его лучшие вещи созданы именно таким путем. Что касается ученых, то наиболее яркий пример демонстрирует идея периодической системы элементов, явившаяся во сне русскому химику Менделееву. Собственно, не идея, а вид таблицы, одни клетки в которой были заполнены, а другие — пусты; они соответствовали еще неизвестным элементам. И сейчас, взирая на таблицу периодической системы, мы видим не что иное, как овеществленный, запечатленный на бумаге сон Дмитрия Менделеева… Поразительно, не так ли?! О замечательных идеях и решениях, явившихся во сне, писали и рассказывали многие изобретатели и ученые — Франклин, Эдисон, Фарадей, Поль Ланжевен, Резерфорд, Тесла, Феликс Клейн, Риман, Гаусс. К сожалению, нам ничего не известно о том, как протекали процессы творчества у Эвариста Галуа и Нильса Абеля, двух самых выдающихся математиков XIX века; они умерли молодыми, и судьба обоих была трагичной. Это доказывает, что Абсолют не стремится сохранить даже самые ценные свои элементы; Он так же нечувствителен к смерти отдельных людей, как организм человека не ощущает гибели нескольких нервных клеток. Теперь давайте вспомним о вопросах, заданных в первом разделе этой главы, и обратимся к одному из них: если Абсолют существует, и если все мы — ячейки Вселенского Разума, то какой нам прок от знания этого факта? Проведем эксперимент — настолько удачный, насколько вы, в силу своих природных дарований, склонны к творчеству. Постарайтесь припомнить: бывало ли так, что решения научных или инженерных проблем приходили к вам во сне? Если вы врач, это могло касаться диагноза, если трудитесь в общественной сфере — какой-либо трудной ситуации, которая вдруг обретала ясное, четкое решение. Если вы художник, случалось ли вам видеть в сновидениях картины, а затем воплощать их на бумаге, картоне или холсте? (Этот же вопрос адресован к скульпторам, дизайнерам и архитекторам.) Если вы музыкант, доводилось ли вам слышать мелодии — и, проснувшись, бросаться к роялю или гитаре, что бы оживить наяву эти звуки, не позабыть их? Наконец, если вы поэт или писатель, снился ли вам текст еще не созданных рукописей? Я почти уверен, что с вами такое бывало. Но знаете ли вы, как иницировать эти моменты Откровения, как сделать их чаще, глубже, продуктивнее, — иными словами, как поддерживать связь с Абсолютом и добиваться генерации новых идей? Для этого есть специальные приемы, включающие пост, особую систему питания, воздействия температуры и влаги, медитацию, музыку, дыхательные упражнения, общение с природой и произведениями искусства, заряженными мощной энергетикой (все это, в терминологии экстрасенсов, открывает каналы восприятия). Но существуют еще и приборы, простейшие устройства, положительно влияющие на психику и пробуждающие интуицию; об этом — и о многом другом — я расскажу в главе 8, дав вам несколько практических советов. Но что же делать в том случае, если вы — не творческий человек? Тогда мне вас искренне жаль, ибо вы — личность с искаженной кармой, не нашедшая правильного пути. Творческий элемент в той или иной степени присущ каждому из нас, это такой же врожденный дар, как религиозное чувство и ощущение бессмертия своей души. А потому ищите правильную дорогу[74], не задумываясь над тем, молоды вы или стары; вы живете, и время ваше не ушло. Что же касается приемов и приборов, упомянутых выше, они не стимулируют творчество, пока вы не обрели себя, но, по крайней мере, обеспечат вам здоровый сон и приятные сновидения. Однако вернемся к нашей теме, к воздействию Абсолюта на развитие земной цивилизации. Я уже говорил, что Абсолют невосприимчив к смерти отдельных людей (тем более, что умершие воссоединяются с Ним), но безусловно ощущает быструю гибель сегмента-цивилизации — как из-за природных катаклизмов (взрыв сверхновой, столкновение с астероидом, экологическая катастрофа), так и в силу необдуманных действий разумных существ (ядерные, химические и бактериологические войны). Таких исходов Он не допускает, однако было бы ошибкой полагать, что действия Вседержителя явны, открыты и прямолинейны. Никаких таинственных лучей, преобразующих запасы боевого плутония в свинец, никаких торсионных ударов по астероидам, никаких ментальных призывов — одумайтесь, смертные, не то я вас!.. Он действует тоньше, своевременно «вооружая» цивилизацию нужными знаниями, предвидением грядущих катастроф и тягой к позитивным переменам. Негативные линии развития отторгаются и вянут, прогрессивные расцветают и живут долго — что мы и видим, анализируя ход земной истории. Она изобилует войнами, социальными катаклизмами, жуткими примерами расового угнетения и религиозного фанатизма, но ее ход доказывает: жизнь тираний намного короче, чем относительно благополучных обществ. Тирания уничтожает своих граждан (точнее — подданных-рабов) в более крупных масштабах, чем это было принято, например, в Римской, Британской, Российской империях, она нефункциональна с точки зрения Абсолюта и потому обречена на скорый крах. Возможно, влияние Вседержителя на исторический процесс является бессознательной реакцией, подобной выделению гормонов и защитных антител в человеческом организме. Эти «антитела» и «гормоны» — иными словами, новая информация — стабилизируют наше развитие, защищают от всевозможных болезней, врачуют раны, но это отнюдь не значит, что Вседержитель контролирует всех и все. Я имею в виду тот неусыпный контроль, который мы приписываем Богу, и повторяю еще раз: Абсолют — не Бог, а я — не провозвестник новой религии. В отличие от вымышленного Бога, реальный Вседержитель даровал нам только одну заповедь: плодитесь и размножайтесь. Мы выполняем Его завет с похвальным усердием, и так размножились за последний век, что это уже внушает опасения. В самом деле, сколь долго может продолжаться демографический взрыв и не ждет ли нас глобальная катастрофа в духе Мальтуса — из-за недостатка пищи, энергии, мест для поселения и других природных ресурсов? Подобный исход пророчат многие, но я полагаю, что их теории ложны и так же соотносятся с действительностью, как мифический астрал — с реальным Абсолютом. Одна из Его задач состоит в поддержании баланса между потребностями живых существ и планетарными ресурсами, и если население растет, то значит, баланс еще не достигнут. В самом деле, на нашей планете есть масса незаселенных территорий, а разведанные запасы полезных ископаемых очень велики, даже если речь идет только об официальных цифрах[75]. Что касается продовольствия, то сейчас мы можем производить его в больших количествах, чем требуется для всего земного населения; не секрет, что в ряде стран (включая США) правительство платит фермерам за то, чтобы они не выращивал зерно и скот. Таким образом, недостатка в ресурсах не существует, а дело заключается лишь в их рациональном распределении и создании безотходных, экологически чистых производств. Я полагаю, что эти проблемы будут решены, причем задолго до необратимых катастрофических последствий для природы. Вы спросите, на чем зиждется моя уверенность? На очевидном факте: когда возникала потребность в какой-либо жизненно важной информации, миру являлись гении, которые ее получали и, так сказать, озвучивали. Поэтому мы сегодня не умираем миллионами от тифа, чумы и холеры, питаемся лучше средневековых королей и можем за сутки добраться от Вашингтона до Пекина. Я также уверен, что с приближением к точке равновесия (живые существ а/планетарные ресурсы) рост нашей популяции будет замедляться и, наконец, прекратится совсем; следующий демографический взрыв будет связан с колонизацией иных миров или созданием космических поселений. Сейчас не стоит гадать, как все это случится — какие источники чистой энергии будут найдены, что ляжет в основу экологических производств и по каким причинам остановится рост населения, исчезнут истребительные войны, а вместе с ними — угроза ядерной и прочих катастроф. Об этом нам скажут гении, когда придет их время. Скажут, как сделать то и это, и мы охотно подчинимся, ибо желаем жить. Может быть, что-то новое уже сказано? Вы почти дочитали мою книгу… Подумайте об этом! 3 Я сижу на веранде в старом кресле — том самому котором сиживал мой дед, — вглядываюсь в ясное звездное небо и в сотый раз безмолвно задаю вопрос: так кто же мы такие? Мы, люди? В чем состоит наше предназначение? В производстве и пожирании яблочных пирогов и бифштексов? В тяге к богатству и власти? В любви? В кратком моменте Откровения, столь же сладком, как любовь желанной женщины? Или мы всего лишь скот, который носит Господина — не на спине своей, а в собственном разуме? Но Господин ли это? Ведь Он не властвует над нами и больше дает, чем берет; мы с Ним едины, и через Него ощущаем единство со всем Мирозданием, со всеми живыми тварями Вселенной. В конце концов, у нас и у Него одна и та же плоть и кровь; Он существует постольку, поскольку существуем мы. Так в чем же наше предназначение? И в чем состоят наши обязанности и права? Я полагаю, что ответ на этот вопрос давно известен. Его твердили нам многие пророки на протяжении тысячелетий, и сказанное ими было, пожалуй, самым важным из всех Откровений Вседержителя:
Эта мысль очень проста, что не лишает ее вселенской глубины, ибо люди — разные, и по-разному понимают счастье. Но если обдумать данную категорию, то мы согласимся с тем, что счастье — это следование своим наклонностям, своему кармическому пути. Разумеется, при тех условиях, что мы не испытываем материальных тягот, не страдаем от голода, холода, болезней и живем в стабильном обществе, защищающем нас и обеспечивающем свободу выбора. Я назову три причины, по которым счастье недостижимо в данный момент для всех и каждого земного обитателя. Первая причина — страх небытия. Может ли человек быть счастлив, предвидя свой неизбежный конец и не имея четкого ответа: что там, «за гранью»? С одной стороны, он интуитивно ощущает вечность жизни, с другой — полон сомнений и желает знать, что его ждет — ничто или нечто. Разумеется, это нетрудно выяснить, переселившись в лучший мир, но мы предпочли бы приобщиться к тайне, оставаясь живыми. Как я уже упоминал, такое знание определило бы совсем иной, более оптимистичный взгляд на жизнь. Считайте, что эта моя книга — попытка ликвидировать первую причину. Конечно, один-единственный труд не изменит мнений, устоявшихся тысячелетиями; я не наивен и не рассчитываю на это. Но мнения, как известно, меняются. В перспективе рассказанное мной о Великой Тайне Бытия может найти подтверждение в работах других исследователей, вскроются факты настолько ясные, что их никто не станет отрицать, — и так, капля за каплей, истина проникнет в наши души, и свет ее изгонит страхи и сомнения. Не сейчас, но скоро; может быть, в ближайшие пару веков. Вторая причина — извращенное понимание счастья. Оно связано с психическими патологиями, когда человек ощущает счастье, причиняя муки другим живым существам, людям или животным. По сути дела, все маньяки, злобные фанатики, убийцы, грабители, извращенцы — больны, и их душевный мир является предметом особой медицинской дисциплины, частной сексопатологии[76]. В нормальном обществе им не место, ибо они несут несчастья, калечат человеческие судьбы, являются источником насилия и зла. Подобные отклонения обусловлены генетически, т. е., в принципе, они — плоды с того же огорода, где взращивается предрасположенность к другим болезням, наркомании или алкоголизму, диабету или сердечно-сосудистым патологиям. С таким комплексом недугов нельзя радикально справиться прививками и лекарствами; путь здесь только один — очищение генофонда. Не знаю, будет ли эта процедура осуществляться с помощью генетического программирования, генетических операций над зародышами или иными способами, но она неизбежна и, главное, возможна[77]. Должен заметить, что существует ряд других человеческих склонностей, которые признаются греховными и могут изрядно попортить ближним кровь: властолюбие, эгоизм, жадность, подозрительность, ревнивость, склочность и так далее. Обычно мы считаем их недостатками, но это неправильный подход. Все зависит от меры; если эти качества болезненно гипертрофированы и вредоносны для окружающих, они лежат на грани патологии и, безусловно, нуждаются в корректировке, но в ситуации нормальной они необходимы для жизни общества. Так, например, любящий власть может отличаться умом и мужеством, готовностью взять на себя ответственность и действовать во благо ближним — кому же управлять, как не ему? Третья причина — скудость материальной базы, не позволяющей обеспечить высокий уровень жизни. Но это — временное явление; технологический прогресс не остановишь, и он исправно трудится, делая нас богаче с каждым годом. Как я упоминал, в наши дни человечество могло бы уже избавиться от многих призраков, от невежества и нищеты, от голода и ряда болезней. Но, как обычно, социальный прогресс не поспевает за техническим. Изложенные выше причины не должны повергать вас в уныние. Пусть Полное Счастье — еще недостижимый идеал, пусть! Это не мешает вам идти своим кармическим путем, испытывать простое человеческое счастье, наслаждаться творчеством, произведениями искусства, общением с природой, другими радостями жизни — и, наконец, любовью. Благословенны те из нас, кто испытал это чувство, ибо они прикоснулись к двойному источнику радости: как говорил Хайнлайн, любовь — это такое состояние, когда счастье другого человека становится необходимым условием вашего собственного. Итак, живите и будьте счастливы! Для этого нужно немногое — определить свой кармический путь. 4 Эти пути различны и открываются нам не сразу. Они сугубо индивидуальны, зависят от наших талантов, предпочтений, душевной конституции, и, чтобы определить их, существуют приемы, которые я описал в последней главе. Есть, однако, общие закономерности, диктуемые полом и достойные специального обсуждения. Заметьте: мы ищем следы космических пришельцев, испытываем ужас или восторг при мысли о встречах с инопланетными существами и не видим, что на нашей Земле обитают четыре разумные расы. Их представители, возможно, не похожи друг на друга в большей степени, чем пришельцы с Веги и Бетельгейзе. Эти земные расы — дети, женщины, мужчины и старики. В самом деле, они так различны! Дети стремительно растут, масса их тела увеличивается за 10–12 лет в 15–25 пять раз; их половые инстинкты дремлют — организм не производит нужных гормонов; их разум существенно уступает нашему, но в то же время они обладают своим специфическим виденьем мира, более ярким, острым и поэтичным, чем у большинства взрослых людей. В частности, они иначе, чем взрослые, воспринимают время. Физиология и жизненный цикл женщин ориентированы на вынашивание потомства, набор хромосом у них отличен от мужского; они слабее мужчин физически, чаще болеют, но дольше живут; в области рационального знания, а также творчества, научного и художественного, они уступают мужчинам — гениальные женщины встречаются реже, чем гениальные мужчины; считается, что женщины более возбудимы, чем мужчины, более эмоциональны, непосредственны, мягкосердечны и капризны. У стариков организм претерпевает патологические изменения; их разум, как правило, менее ясен, чем у более молодых людей, часто им свойственно пессимистическое мироощущение, они не так энергичны; половая функция у них отмирает, различия между полами несколько нивелируются; они слабее физически, чем мужчины и женщины в репродуктивном возрасте. Что касается мужчин, то эта человеческая модификация явно доминируют среди четырех земных рас благодаря своей агрессивности, физической силе и способности к творческому мышлению. Подавляющее большинство провидцев и гениев, не говоря уж о великих властителях, завоевателях и политиках, были мужчинами. Мужчины командуют и правят, сражаются и защищают, творят и исследуют, решают и проводят решения в жизнь. Собственно, наша цивилизация не столько человеческая, сколько мужская; дети, женщины и старики редко влияют на ее развитие. Я не хотел бы сейчас говорить о детях и стариках — это отдельная и непростая тема. Давайте разберемся с женщинами; они — стабилизирующий фактор цивилизации, но их предназначение осознано еще не до конца. Существуют полярные гипотезы о роли женщин в обществе: их либо ограничивают функцией деторождения и воспитания потомства, либо объявляют во всем равноправными с мужчинами. То и другое — ошибка. Рассмотрим вначале репродуктивную функцию и попытаемся доказать, что она не является основной. Действительно, на протяжении тысячелетий женщины воспроизводят род людской и делают это тем же тяжким и примитивным способом, как самки животных. Этот способ — девятимесячная беременность, муки при родах, страшный риск для здоровья женщины и риск для будущего ребенка, зреющего в хрупкой, подверженной случайностям обители. Покидая ее, младенец рискует так же, как мы, прыгая с третьего этажа, футов с двадцати: можно приземлиться без потерь, или отделаться синяками, или переломать кости, или свернуть шею. В общем, как повезет! Не следует забывать и о такой неприятности: плод и организм матери имеют общую систему кровообращения, что увеличивает риск наследственных заболеваний — к примеру, таких, как диабет. Все эти опасности очевидны, и чтобы хоть как-то подсластить пилюлю, процесс деторождения овеян флером легенд: якобы он — источник кровной связи между матерью и ребенком, играет положительную роль в развитии женского организма и омолаживает его; ни разу не рожавшая женишка даже считается неполноценной. Но факты говорят другое: не рожавшие живут дольше и болеют меньше, а кровная связь отнюдь не мешает матерям бросать младенцев или торговать ими. В конечном счете все зависит не от совместного кровообращения, а от морали, жизненных принципов и генетики: дитя, выношенное женщиной-донором, так же драгоценно для своей генетической матери, как и рожденное в муках. Я полагаю, что в недалеком будущем любовь, любовный акт, зачатие будут разделены с процессом вызревания плода, который должен происходить в искусственной среде, условно говоря — «в пробирке» или «инкубаторе». Это избавит женщину от мук, покончит с ее репродуктивным рабством и гарантирует здоровое потомство. Это — согласен! — непривычно, но привычка — дело наживное; к тому же привычное не всегда является разумным. Столь же неразумны попытки установить равноправие между женщинами и мужчинами, словно между кошками и собаками. Мужчины и женщины — физиологически и психологически разные существа, и равноправие между ними возможно лишь на парламентских выборах, в тот миг, когда они голосуют за сенатора Икс или конгрессмена Игрек. Однако — не более того! Они не равны перед законом и судом присяжных: то, что простится женщине, непростительно мужчине. Они не равны в производственной сфере: есть профессии, запретные для женщин, и есть запретные для мужчин. Они не равны в оплате труда: женщине следует работать меньше, а получать больше, ибо ей платят не столько за труд, сколько за присутствие. Наконец, они не равны в своих запросах: жизненно необходимое для женщины не требуется мужчине, и наоборот. И потому для женщины губителен отказ от собственного пути и подражание мужскому стереотипу. Их путь совсем иной: не конкуренция с сильным полом и даже не продолжение рода (для этого со временем найдутся иные способы), а украшение жизни и руководство мужчинами. Да, именно так: они руководят, направляют и опекают, хотя в структурах управления их немного, а случаи, когда им доставалась полная власть, можно пересчитать на пальцах[78]. Но я говорю не о той власти, которая восседает на тронах и в президентских кабинетах, а о реальном повседневном влиянии женщины на окружающих ее мужчин — ночью и днем, дома и на работе, на улице и в поезде метро. Проиллюстрирую это влияние таким примером: представьте двух ссорящихся мужчин, к которым подходит красивая женщина. В зависимости от ее намерений и поведения ссора может прекратиться (в девяти случаях из десяти) или вспыхнет с новой силой и кончится дракой (в семи-восьми случаях из десяти). Для полноты картины приведу пару цитат из Роберта Хайнлайна, также иллюстрирующих женское влияние:
«Самое лучшее — подчиняться тому, что говорит мужчина, но делать так, чтобы он приказывал мне такие вещи, которые я сама решила сделать.» Это, несомненно, власть! Однако проявлять ее в полной мере способны лишь красивые и умные женщины, и это приводит меня к выводу, что все — абсолютно все! — представительницы слабого пола должны быть прекрасны и умны. Почему же мы не наблюдаем этого в реальной жизни? Потому, что мы еще не избавились от множества болезней, уродующих тело и разум, и к женщинам, занятым воспроизводством потомства, это относится в первую очередь. Их раса — куколка, которая лишь в перспективе должна превратиться в яркую чарующую бабочку. Такой процесс осуществится с неизбежностью, и мы вправе задаться вопросом: не выполняют ли женщины какую-то особую роль, определенную им Абсолютом? Видимо, так. Но что это за роль? Раса женщин уступает мужской в творческих способностях, среди них значительно меньше гениев, экстрасенсов, телекинетиков и ясновидцев, а это значит, что их связь с Абсолютом слабее. Барьер, отделяющий сознательное от бессознательного, у них более прочен, ориентация на реальный мир сильнее — и в то же время считается, что женщины чувствительнее мужчин, тоньше организованы в духовном плане, одарены большей интуицией. Не кроется ли здесь какое-то противоречие? Нет. Чувства и интуиция женщин обычно направлены не на контакты с Абсолютом, а на род человеческий, т. е. на них самих, на детей, стариков и мужчин. Они владеют даром двусторонней эмпатии, которую я определил в главе 4 как способность принимать ощущения от иного существа и проецировать на него собственные чувства. Чтобы убедиться в этом, проведем небольшой эксперимент в сугубо мужской компании. Я предлагаю вам вспомнить некие критические обстоятельства, когда вы находились в присутствии прекрасной и доброжелательно настроенной к вам женщины. Вспомните об этом, и к вам придет понимание того, что вы испытывали подъем сил. Возможно, это случилось в тяжелом походе, когда вы тащили в гору стофунтовый рюкзак; возможно, в рабочей обстановке, когда вы решали какую-то сложную задачу; возможно, дома — и этой женщиной была ваша жена. Вспомните, что вы дотащили рюкзак и решили задачу лишь потому, что рядом была Она, источник любви и вдохновения. Я называют это «эффектом присутствия», и он в наиболее выпуклой, понятной форме отражает назначение женщины — украшать и руководить. Данный эффект заметен во многих проявлениях, и самым, быть может, ярким стала портретная живопись. Подавляющее большинство великих художников — Рафаэль, да Винчи, Гойя, Гейнсборо, Рембранд, Дега, Модильяни, Брюллов, Гоген, Ренуар — писали женские портреты, выбирая большей частью прекрасных женщин, и труд их был на удивление удачен. Вы можете убедиться в этом, посетив музей Метрополитен[79]. Итак, мужчины исполняют роль работников, а иногда — пророков, к которым нисходит Откровение, и их усилиями двигается прогресс. Мужчинами были великие властители, завоеватели и политики, великие религиозные лидеры, великие герои и злодеи, великие ученые и адепты искусства. Мужчины командуют и правят, сражаются и защищают, творят и исследуют, решают и проводят решения в жизнь. Но рядом с ними Вседержитель поместил иную расу — прекрасных и хрупких эмпатов, вдохновляющих мужчин на труд, руководящих ими и придающих их стараниям смысл и цель. Ибо если смысл жизни — счастье, то его можно достигнуть лишь вдвоем.
Примечания:7 Цитируется по дневникам Мэлори, сохранившимся у его внука. — Прим. пер. 73 Автор имеет в виду систему классификации животного и растительного мира, созданную Карлом Линнеем еще в первой половине XVIII в. — Прим. пер. 74 Как это сделать, я расскажу в книге «Знаки Судьбы». — Прим. авт. 75 Есть еще и неофициальные — секретные. Так, например, на побережье и шельфе Ледовитого океана сосредоточены гигантские залежи металлических руд, нефти и каменного угля, разведанные русскими и американскими полярными экспедициями (в том числе — с подводных лодок). Достать эти богатства непросто, но если наступит глобальное потепление, центр цивилизации переместится именно в те края, ближе к Полярному кругу. — Прим. авт. 76 Разумеется, я не имею в виду людей, оступившихся случайно, хотя для многих из них случайность лежит на грани патологии. Граница между «нормальным» и «патологическим» столь размыта и зыбка, что временами один и тот же проступок можно толковать совершенно по-разному. — Прим. авт. 77 Вскоре будут расшифрованы структуры всех существующих генов (их около ста тысяч) и определено назначение каждого из них; эти работы ведутся в США и Британии в рамках многолетнего международного проекта. — Прим. авт. 78 Наиболее яркие исторические прецеденты — царствования Екатерины II (Россия, XVIII в.) и королевы Виктории (Британия, XIX в.). Отмечу, что эти периоды для обеих стран являлись эпохой стабильности и процветания. — Прим. авт. 79 The Metropolitan Museum of Art — Метрополитен, музей искусств в Нью-Йорке, один из крупнейших в мире и в США. — Прим. пер. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|