|
||||
|
Часть 2. Сотворческое Сновидение: Как интерпретировать сны, используя измененные состояния 5. Символы — это веточки, которые пускают корни Во 2-й части я буду обсуждать теорию и практику нового процессуального метода, который я называю «сотворческим Сновидением». Причина, по которой я использую для этого аспекта процессуальной работы термин «сотворческий», состоит в том, что приставка «со» означает «совместно». Сновидец совместно с интерпретатором создает смысл сна, входя вместе с ним в измененное состояние сознания — Сновидение. Разумеется, все, что мы делаем, носит сотворческий характер вследствие взаимодействия между всеми вещами в Сновидении. Однако это сотворчество обычно маргинализируется. Но в качестве метода сотворческое Сновидение является не просто неявно или умеренно сотворческим — оно отчетливо сотворческое. Этот метод применим для работы над собой (то есть, для работы вашего обыденного ума со Сновидением) без посторонней помощи, либо, как уже сказано, для работы со снами другого сновидца. В новом методе работы со сновидениями вы — не просто один мудрый человек, понимающий (самого себя или) другого человека; здесь имеет место реальное сотрудничество, и вам обоим будет предложено входить в измененные состояния сознания. Обзор В 1-й части я говорил об Абхидхамме, в которой объясняется древняя буддийская традиция понимания восприятия с точки зрения различных стадий. Помните мой пример, когда я проснулся утром и заметил шумевшую мусороуборочную машину? Сперва я знал лишь, что мне что-то мешает; это ощущение нарушения покоя было чувственной частью опыта. Затем я вдруг услышал симфонию, в которой громко звенели цимбалы. Эта музыка была частью Страны грез. А затем процесс восприятия разворачивался дальше по мере того, как я подошел к окну и понял, что в общепринятой реальности нарушение покоя и музыка были «всего лишь» мусороуборочной машиной. Затем я маргинализировал переживания Сновидения и Страны грез и остался непосредственно в общепринятой реальности. Я напоминаю вам об этом примере для того, чтобы подчеркнуть тренировку восприятия, необходимую для улавливания этих тонких переживаний и тенденций Сновидения. Такая тренировка помогает вам знать, что сны эмпирически связаны с чувственным опытом. Как я говорил в 1-й части, вы постоянно Сновидите, проходя через четыре мира. Первый из них — это чувственный мир, или восприятие «без я»; второй — Страна грез, в которой ваше маленькое «я» появляется в снах в качестве одного из персонажей. В Стране грез ваше большее «Я» представляет собой сообщество частей. Третий мир — это мир обыденной реальности консенсуса, мир мусороуборочной машины, а четвертый — постоянно меняющееся состояние осознания, которое проходит через эти миры, но не является ни одним из них. Общепринятая реальность — это место, где вы более или менее постоянно определены с точки зрения вашей семьи, ваших взаимоотношений, исследований, работы, пенсии и так далее. Что представляет собой ваша работа? Каковы ваши взаимоотношения с научным, деловым и религиозным сообществом? С вашими друзьями? Реальность консенсуса сильно влияет на то, что вам снится. Время года и место жительства сновидца составляют важные части информации о его обыденной реальности. Где вы живете? Какие там существуют социальные и политические проблемы? Какое сейчас время года? Времена года могут оказывать значительное воздействие на сны. Например, в северных частях Соединенных Штатов листья осенью желтеют и затем опадают с деревьев. Это время смерти и умирания, когда проявляется таинственное, и во время праздника Хэллоуин вдруг появляются ведьмы и духи. Когда использовать ту или иную форму работы со сновидениями Самостоятельная работа со своими сновидениями с использованием чувственного осознания и дыхательного метода, описанного в главе 4, имеет как преимущества, так и недостатки по сравнению с другими методами. Это очень глубинный подход, вы можете использовать его в одиночку, и вам не обязательно зависеть от кого-либо еще. Однако его недостаток состоит в том, что вы должны развивать осознанность и улавливать чувственные переживания Сновидения. В более старых, аналитических методах работы со сновидениями вы, в основном, находитесь в реальности консенсуса и размышляете о символах сна. Вы пытаетесь их интерпретировать. Вы можете играть с этими символами, но вашей системой соотнесения остается общепринятая обыденная реальность. Однако в таком подходе могут быть свои недостатки. Он делает акцент на реальности консенсуса и маргинализирует Сновидение. При использовании одних лишь аналитических методов, сновидец может утрачивать связь со своим собственным чувственным процессом, и тогда интерпретация сна превращается в теоретическое рассуждение. На самом деле, подобная интерпретация может мешать сновидцу замечать чувственные процессы и спонтанные энергетические проявления текущего момента. Еще один недостаток аналитической работы со сновидениями связан с тем, что в ней, как правило, подчеркивается мудрость аналитика. Разумеется, это делают большинство психотерапевтов. Без сосредоточения на текущем Сновидении сновидца, сотворчество имеет место лишь иногда, или только на интеллектуальном уровне. Кроме того, у многих аналитиков и сновидцев во время работы со сновидениями возникают запутанные взаимоотношения, поскольку имеются не подлежащие обсуждению вопросы компетенции, скрытые в подоплеке допущений относительно того, чья мудрость используется для интерпретации. Эта путаница особенно типична, когда люди полагают, что интерпретатор должен знать больше, чем собственный процесс сновидца, больше чем Создатель сновидений. При работе с другим человеком всегда в большей или меньшей степени, явно или неявно имеет место сотворчество. При наличии сотворчества, совместная работа с частями снов и символами очень интересна и включает в себя совместное фантазирование, рассказывание историй и переживание измененных состояний сознания, которые я вскоре буду описывать. К преимуществам сотворчества относятся акцент на совместном вхождении в измененное состояние и демократия и равенство опыта во взаимоотношении. Эта взаимность в ходе работы со сновидениями может вести к художественному, непредсказуемому и даже шаманскому опыту, поскольку сотворчество основывается на процессе жизни, внутренне присущем символам. Они представляют собой не просто застывшие образы — они больше похожи на веточки, которые, будучи поставлены в воду, пускают корни и могут вырастать в деревья. Подобно веточкам, символы потенциально способны расти. В этой главе я сосредоточусь на изменчивости и творческой природе символов; в следующей я буду говорить, в основном, об акте сотворчества. Символы, срезанные с дерева Сновидения На рис. 13 показано, как символы прорастают из Сновидения в Страну грез, а затем движутся дальше в мир двойственности. Символы находятся в середине моего «древа возникновения». По мере роста Сновидения, оно проявляется в образах снов, а также в движении, звуках, ощущениях, запаха — во всех различных каналах восприятия посредством органов чувств. (Рис. 13. Древо возникающего опыта. Надписи на рисунке, сверху вниз: Реальность консенсуса; Страна грез; Возникающие символы) Основная мысль состоит в том, что символ подобен веточке, которую можно срезать с дерева. Символ, отрезанный от Сновидения прошедшей ночью, будет снова расти, если поместить его обратно в Сновидение — так сказать, в вазу с водой. Символ — это ветка, подобная этому цветку, срезанному с яблони (см. Рис. 14). (Рис. 14. Цветок яблони на ветке, срезанной с дерева) Если поставить эту ветку с цветком в воду, подождать, пока не появятся тонкие нежные корешки, а затем посадить ее в землю, то из нее вырастет еще одна яблоня, такая же, как та, с которой ее срезали! Так и символы, хотя и отрезанные от дерева Сновидения, по прежнему обладают потенциальной творческой способностью, даже хотя они вырваны из контекста, из процесса Сновидения. Поместите символ обратно в воду Сновидения, из которой он происходит, и вы увидите весь сон, а не только смысл или красоту этого отдельного символа. Почему символы являются само-порождающими? Это глубокий вопрос и он, вероятно, связан с другими трудными вопросами — например, что такое жизнь, что такое Сновидение и как была создана вселенная. Как появилась вселенная, в которой мы живем? Каким образом она возникла из Большого Взрыва и развернулась в невообразимое многообразие, включающее в себя эту маленькую планету по имени Земля? Мне нравится теория вселенной, предложенная физиком Джоном Уиллером. Уиллер, удостоенный за свою работу по черным дырам Нобелевской премии, придумал схему устройства вселенной, которую он продемонстрировал на одной из вечеринок в честь дня рождения Альберта Эйнштейна (см. Рис. 15) (Рис. 15. Рисунок Уиллера, на котором вселенная смотрит на саму себя. Надписи на рисунке: слева — Сегодня; справа — В далеком прошлом) Уиллер предположил, что наша вселенная — это существо, похожее на рыбу, которую разбирает любопытство относительно самой себя, так что она оглядывается и смотрит на себя. Вселенная начиналась «в далеком прошлом» с маленького существа в хвосте показанного выше рисунка, и Ее ум «сегодня» оглядывается на ее историю. Согласно этой модели, наша вселенная является саморефлексивной: Она «размышляет» о самой Себе. В психологии и физике многое говорит в пользу этого представления, что вселенная хочет познать Себя. Достаточно лишь вспомнить о детском любопытстве и о нашем интересе к новому. Существует изначальная тенденция замечать то, что «притягивает» наш взгляд. Мы всегда пребываем в состоянии любопытства, присматриваясь к окружающему. Обобщение нашей тенденции с интересом смотреть вокруг состоит в том, что вселенная интересуется Собой. Это допущение саморефлексивности необходимо для понимания современной физики; оно придает смысл квантовой механике. (Более подробно об этом написано в моей книге «Квантовый ум»). Вы замечаете этот шаблон саморефлексивности в своих снах и в проблемах, которые постоянно повторяются, отражаясь во всем, что вы делаете — в вашем теле, ваших фантазиях, взаимоотношениях и т. д. Создатель сновидений склонен к саморефлексивности; именно так он извлекает все на свет — Он порождает Сам Себя. Формулируя это на языке мистики, я бы предположил, что Сновидение создает двойственность в качестве способа смотреть на Себя. Оно должно быть любопытным, создавая бесконечные части, и превращения, и уровни, которые могут размышлять друг о друге. Позвольте предложить вам эксперимент. Поговорите с кем-нибудь о том, что вас интересует, и запишите этот разговор на пленку. Затем перепишите его на бумагу. Вы увидите, что многократно повторяетесь. Создатель сновидений по самой своей природе саморефлексивен. Когда Он хочет донести информацию, то снова и снова размышляет о Себе. Суть здесь в том, что если вы проникаете в силу Сновидения символа — если вы приближаетесь к Стране грез — то символ сам собой будет расти дальше и, в конце концов, объяснит сам себя на языке, понятном вашему обыденному уму. Разговоры о том, что вас пленяет, что занимает ваш ум, и к чему вы неравнодушны — это форма развертывания Сновидения и его рефлексивности. Есть много способов развертывания Сновидения таким образом — например то, что я называю сплетнями и выяснением сути символов. Сплетни Сплетня представляет собой разновидность рассказывания историй — обычно бессознательного — и один из методов выяснения сути символа посредством непреднамеренного усиления и отражения. Сплетничание включает в себя высказывание удивительных и запретных вещей о ком-либо, передачу информации о чем-то другом, не являющимся вами. Сплетни и Сновидение очень близки друг к другу. Обычно на сплетни смотрят с презрением. Однако, сознательно сплетничая о символе сновидения, вы, так сказать, даете ему массу воды, так что он может расти. Сплетничайте со сновидцем так, чтобы он забывал, что говорит о сне, и терялся в разговоре о части сна, на которой он сосредоточивается. Например, вам снилась тетя Молли. Вы рассказываете мне сон, а затем мы расслабляемся и начинаем болтать. Вдруг, без какой-либо видимой причины, у вас вызывают интерес розы в моей комнате. Вы говорите: «О, какие у вас красивые розы». Дальше вы говорите: «Тетя Молли любит розы». Я спрашиваю, почему она любит розы, и вы просто повторяете, что она их любит; в действительности, ей больше всего нравится их выращивать. Вы говорите мне, что она лучше всего чувствует себя в своем саду, поскольку она похожа на этот сад, она «такая естественная и чуткая». Когда вы забыли, что мы работали над сновидением, то оказались в слегка измененном состоянии, называемом сплетничанием или рассказыванием историй. Расслабьтесь. Сплетничание, или болтовня — это невероятный метод развертывания ассоциаций. Они просто случаются; их не нужно «извлекать». Информация и ассоциации возникают сами собой. Ассоциация с тетей Молли состоит в том, что она любит розы, и она естественная и чуткая! Огромное преимущество болтовни — ее способность добираться до смысла символов. Это спонтанное действие, а не работа. Пока вы чувствуете, что «работаете» над сном, вы наносите вред Сновидению. Сновидец становится скованным. Взамен, вам нужно лишь позволить Сновидению делать его работу. Болтовня может помочь. От символов к Сновидению Самый прямой способ добраться до корня символа и дать ему сновидеть дальше состоит в том, чтобы просто задать вопрос об этом корне. Какова тенденция, первооснова символа? Какова подоплека, из которой возник символ дерева? Например, возвращаясь к тете Молли, вы могли бы попросить сновидца вспомнить Молли, немного описать ее, а затем описать ее сущность, Сновидение, тенденцию, которая существовала до того, как дать начало тете Молли. Сновидец должен будет немного подумать над этим, а затем ощутить, что тетя Молли и даже роза — это просто названия почти невыразимой сущности. На словах сновидец мог бы сказать, что тетя Молли похожа на розу, корень которой чрезвычайно чувствителен. Чтобы добраться до первоосновы символа, вы должны описать ее и задать вопрос о ее сущности — ощущении, тенденции Сновидения — скрывающейся за символом. Затем вы можете войти в эту сущность, и Она будет развертываться или отражать Себя, пока вы не переживете Ее смысл и что Она хочет делать в вашей жизни. Работая со сновидениями, позволяйте вашему обыденному сознанию расслабляться, чтобы вы могли погрузиться в символы путем рассказывания историй, болтовни, либо нахождения корня Сновидения. Все остальное сделает Сновидение. Например, предположим, что вам приснился ребенок. Вместо того, чтобы интерпретировать этого ребенка как свою спонтанность, вы могли бы спросить себя, какова сущность, первооснова этого ребенка, энергия, дающая начало символу ребенка. В принципе, на этот вопрос есть множество ответов, но одним из них могло бы быть счастье. Возможно, что сущностью ребенка в вашем сне было счастье. Внутренняя работаДля дальнейшей тренировки в собирании ассоциаций и нахождения их первооснов, попробуйте делать следующее. 1. Выберите персонаж или символ из одного из своих снов. Опишите этот персонаж или символ как можно точнее. 2. Теперь попробуйте посплетничать об этом символе. Скажите о нем что-либо запретное или забытое. Появляются ли какие-либо истории и измененные состояния, когда вы думаете или говорите об этом символе, и если да, то какие? 3. Теперь почувствуйте, что вы сами возникаете в чем-то так же, как этот символ, и исследуйте его природу, спрашивая себя, какая сила, энергия или сущность дала ему начало. Найдите энергию Сновидения, первооснову этого символа, и исследуйте ее. Ощутите ее, будьте ей, дайте ей происходить. Позвольте ей развертываться. Чем она становится или стремится стать в повседневной жизни? 4. Наконец, спросите себя, почему Сновидение использовало этот символ для Своего выражения. Узелки на память 1. Символы подобны веточкам. Поместите их обратно в Сновидение, дайте им воды, и работа со сновидениями происходит как по волшебству. 2. Чтобы понять смысл символов, сплетничайте о них, рассказывайте истории, и обретайте непосредственный доступ к скрытой за ними сущности. 6. Математика сновидений Мне нравиться думать на языке математических метафор, так что, пожалуйста, оставайтесь со мной в математических рассуждениях о символах. Я знаю, что как только я говорю что-либо о числах, некоторые читатели недовольно ворчат. Пожалуйста, успокойтесь; в моем использовании математики больше интересного, чем вы, возможно, привыкли думать. Припомните, что в главе 5 я говорил, что символ похож на веточку, отрезанную от основного растения — Сновидения. При наличии воды ветка пустит корни и ее можно будет снова посадить, чтобы выросло новое растение. Как ни парадоксально, ветка вырастает из корня и, в то же время, может становиться корнем чего-то нового. Символы подобны веткам. Они происходят из корней в Сновидении и, как я покажу в этой главе, при пересадке сами становятся корнями событий в повседневной жизни. В главе 5 вы заметили, как возникают сноподобные образы, когда вы сосредоточиваетесь на своем дыхании. Когда вы находитесь в измененном состоянии сознания, в сфере, где контроль над ситуацией больше не принадлежит исключительно сознательному уму, то замечаете, как возникают символы, когда проявляется и размышляет о Себе чувственный опыт. При наличии осознанности вы можете отслеживать возникновение сознания. Прослеживая возникновение образов в медитации, вы замечаете не только, как они возникают из этой чувственной пустоты — Сновидения — но и то, как они непроизвольно порождают «ваши» идеи и действия в обыденной жизни. Как будто Сновидение создает область для себя в Стране грез, а символы снов в Стране грез создают свою собственную область в событиях повседневной жизни. Таким образом, первооснову повседневной жизни можно находить в снах, а первооснову снов можно переживать в Сновидении. Возьмем пример сна о тете Молли из предыдущей главы. Первооснову Молли, как персонажа сновидения, составляют естественность и чувствительность, а она, в свою очередь, может быть первопричиной внимательного поведения в повседневной жизни. С математической точки зрения, если Сновидение — первооснову всего — обозначить буквой X, то символы, возникающие из этой первоосновы и проявляющиеся в Стране грез можно обозначить как X в квадрате, или X умноженное на X. В математическом выражении X в квадрате можно записать как X X, или X2. (Помните математику? 3 в квадрате — это 3 3, или 9). Математика выражает вещи кратко. Корень квадратный из X2 равен X, а X в квадрате — это X2. Когда X — опыт в Сновидении — само-отражается — он возводит себя в квадрат. Но что означает это возведение в квадрат? Когда вы берете линию в два сантиметра длиной и возводите ее в квадрат, линия становится маленьким квадратом с площадью в четыре квадратных сантиметра. Точно так же, Сновидение, или X, создает в Стране грез пространство, или X2. Например, если X представляет тонкий и чувственный опыт, как то, чувствительность, то X2 может быть символом сновидения, наподобие тети Молли. В любом случае, когда Сновидение развертывается, Оно возводит себя в квадрат, превращаясь в Страну грез. Точно так же, когда символы развертываются в Стране грез, они возводят себя в квадрат, само-отражаются, так сказать, создавая область в реальности консенсуса. В примера сна о тете Молли чувствительность дает начало образу Молли и внимательности в повседневной жизни. (В математической записи это выглядело бы как X X = X2, а также X2 X2 = X4). События и символы сна создают для себя место в вашем сознательном уме. Хотя у Сновидения, снов и реальности разные языка, они, судя по всему, развертываются друг из друга по одной и той же математической схеме. В качестве еще одного примера, вспомните опыт Сновидения и мусороуборочную машину, упоминавшиеся в предыдущих главах. Я пробуждался и ощущал некое нарушение спокойствия. Это — «X». По мере моего дальнейшего пробуждения, это нарушение спокойствие превращалось в символы в Стране грез — в звон цимбал в некой симфонии. Наконец, эти музыкальные сноподобные события развертывались в повседневную жизнь и мусороуборочную машину на улице. Последнее наблюдение представляло собой, так сказать, X4. Математическая аналогия показывает, что первоосновы того, что мы называем общепринятой реальностью, можно найти в снах, а первопричины снов можно найти в Сновидении. Основная идея тут состоит в том, что процессы сознания могут представлять собой разновидность само-отражения, подобного процессу возведения в квадрат. По аналогии, нахождение сущности наблюдения в повседневной жизни требует возвращения к его первооснове. Все это попросту означает, что корни повседневной реальности можно находить в снах, а корни символов можно находить в чувственных переживаниях Сновидения. Вместо того, чтобы раздумывать об этом, давайте используем следующее упражнение, чтобы ощутить, что все это значит. Внутренняя работа по возведению в квадрат Ненадолго отвлекитесь и заметьте, что вы переживаете в данный момент. Когда вы будете готовы, исследуйте Сновидение, происходящее в вас прямо сейчас, позволив своему сознательному уму расслабиться. Исследуйте неопределенность и нелокальность, позволив своему уму затуманиться и ничего не знать. Пусть он распространится за пределы вашего тела. Ощущайте, что происходит в данный момент и еще не получило определения в вашем сознательном уме. Это может быть иррациональным, и вы пока еще можете не понимать смысла происходящего, но постарайтесь терпеть это состояние и доверять своему Сновидению. Теперь позвольте этому чувству того, что еще не сформулировано, развертываться. Вам нужно лишь следить за развертыванием. Отслеживание этого ощущения подобно переживанию того, как X развертывается в X2. Следите за какими-либо из этих неизвестных ощущений, пока они не развернутся в сноподобные образы. Хорошо. Наконец, позвольте этому образу развертываться дальше, или позвольте себе вообразить, какой была бы ваша жизнь, если бы для этого образа могло быть место в вашей повседневной реальности. Отметьте, что вы думаете о том, как эти образы могли бы жить в повседневной реальности. Так или иначе, математическую формулу того, что вы только что пережили, можно выразить следующим образом: Сновидение развертывается в Страну грез, которая развертывается в обыденную реальность. Или, в математической записи: Сновидение развертывается в Страну грез, X*X = X2 И Страна грез развертывается в Реальность консенсуса, X2*X2 = X4. Такова математическая аналогия того, как события поднимаются из Сновидения в осознание повседневной жизни. Эту формулу можно изобразить на языке геометрических фигур (см. Рис. 16) Практика математики работы со сновидениями Причиной всей этой возни с математическими аналогиями является то, что они могут помочь нам понять практику работы со сновидениями. Сновидение развертывается в Страну грез и затем в повседневную реальность. Проблема, на которую должна быть обращена наша работа со сновидениями, состоит в том, что запомнившийся сон представляет собой только отблеск опыта Сновидения и только часть истории из сферы Страны грез. Чтобы целиком понять любой сон, вам нужно ощущать Сновидение, части Страны грез, и знать о повседневной реальности сновидца. Рис. 16. Математическая аналогия сознания. Надписи на рисунке: Чтобы понять значение сна, вам нужно исследовать его сущность, его источник и его корни в сфере Сновидения. Например, сон о звенящих цимбалах дает лишь ограниченное чувство его подоплеки в Сновидении. Чтобы знать больше о цимбалах и мире, из которого они происходят, вам нужно вернуться к их источнику в Сновидении, к архаическому чувству нарушения спокойствия. Точно так же, чтобы полностью понимать повседневную реальность, необходимо находить ее корни в Стране грез. Чтобы понять шум той мусороуборочной машины, я должен знать, что сперва думал о нем как о симфонии. Только тогда я буду способен понимать части и проблемы повседневной жизни и знать, что все они могут быть взаимосвязаны, как если бы они были необычной симфонией. В любой отдельный момент, вспоминая любой отдельный сон, вы получаете только кусочки и обрывки информации о каждом мире. Работа со сновидениями порой напоминает мне об игре, в которую я, бывало, играл в детстве; в этой игре нужно соединить вместе несколько точек. Их необходимо соединить карандашом, чтобы суметь увидеть фигуру, как бы спрятанную в контуре точек. Взгляните на неполную информацию на рис. 17. Отметьте два вертикальных штриха над надписью «Сновидение» слева. Неполная информация над «Страной грез» может подразумевать рамку, а неполная информация о «реальности» — большой квадрат. (Рис. 17. Неполная информация. Надписи, слева направо: Сновидение; Страна грез; Реальность) Сбор информации Суть тут в том, что в начале работы над сновидением мы имеем лишь отрывочную информацию, и нам нужно дополнять ее более чувственно-обоснованным опытом, а также информацией о сновидце. Мы уже обсудили различные методы сбора информации о символах посредством сплетничания и обретения доступа к Сновидению. Теперь давайте рассмотрим, как собрать больше информации о трех сферах, показанных на рисунке выше. Чтобы понять сон, нам нужно тем или иным способом постепенно собрать следующую информацию: Сновидение или чувственный опыт сновидца. Природу самого символа Страны грез (с помощью таких методов, как ассоциация). Подробности относительно интересных и проблемных областей повседневной реальности сновидца (с помощью непосредственного опроса). Получение большей информации о Сновидении Чтобы узнать больше об общей природе процесса Сновидения сновидца, может быть, полезно делать замечания или задавать вопросы относительно самых неуловимых настроений и чувств, которые едва поддаются словесному определению. Обращайте внимание на мимолетные телесные сигналы сновидца, ибо они служат признаками Сновидения; замечайте чувства удобства и неудобства. Если вам или сновидцу не вполне удобно, выясняйте подробности смутного неудобства. С этими неуловимыми настроениями и чувствами связаны символы сновидения. Настроения. Большинство из нас неохотно говорят о своих настроениях; мы научились их маргинализировать. Но чтобы понимать процесс сновидения и интерпретировать сон, вы должны знать, какого рода настроения движут сновидцем в течение дня (ниже я приведу пример). Дыхание и осознание. Если сновидцу оказывается трудно установить контакт со своими настроениями и чувственными переживаниями, попросите его сосредоточиться на дыхании, считая каждый выдох от одного до десяти. Потом, после того, как ум успокоится, попросите его описывать любые неуловимые ощущения и чувства. (Об этом говорилось в главе 4). Даже при такой подготовке некоторые сновидцы не способны подробно рассказать о своих чувственных переживаниях Сновидения. Не форсируйте ситуацию. Им нет нужды сосредоточиваться на Сновидении — оно повсюду вокруг них. Поскольку Сновидение нелокально, вы можете чувствовать Сновидение: Спросите себя о своих чувственных переживаниях при нахождении рядом со сновидцем. Каково ваше глубочайшее ощущение бытия, когда вы находитесь рядом с этим другим человеком? Невысказанные чувства, возникающие у вас в присутствии сновидца, дают вам ощущение его или ее нелокального Сновидения. Испытываете ли вы чувство головокружения, счастья, грусти, усталости, замкнутости, или…? Чувственный опыт нелокален; то есть, Он не признает никаких пространственных границ. Поэтому вы можете исследовать, как подобный опыт относится и к вам, и к другому человеку. Чувственный опыт соединяет вас с другим. При всякой возможности обращайте внимание на собственный чувственный опыт, либо на чувственный опыт других людей. Примеры чувственного опыта Когда я спросил одну из своих клиенток, Элизабет, какие чувства у нее были, когда она утром вставала с постели — чувства, которые она обычно маргинализировала или оставляла без внимания — она ответила следующее: Элизабет: Очень мечтательное состояние. Так не хочется вставать! Я пошел дальше и спросил, нет ли каких-то периодически повторяющихся проблем, которые расстраивают ее с утра или в течение дня. Арни: Элизабет, какие чувства, периодически повторяющиеся в течение дня, иногда вас расстраивают? На этом этапе она не могла ответить, и я по какой-то причине начал чувствовать неудобство, почти нетерпение, спешку. Поэтому я сказал ей, что чувствую, будто меня что-то подгоняет. К моему огромному удивлению, она ответила так: Элизабет: Ну, порой я чувствую, будто меня что-то подгоняет, извне. Это почему-то напоминает мне о сне, в котором отец гонялся за мной по дому! В действительности я чувствую необходимость спешить. В этом примере чувственные переживания Элизабет — мечтательное состояние, нежелание вставать — и ее, мои или, скорее наши «нелокальные» чувства спешки, возможно, были связаны с конкретными персонажами сна — тем, кто пребывает в мечтательном состоянии, и другим, кто гоняется за ней, ее отцом. Ее настроение и нежелание вставать, возможно, были чувственной сущностью конфликта между тем, что проявляется в Стране грез как две части ее самой — мечтательницы и отца, который подгоняет ее (по-видимому, для того, чтобы заставить ее что-то сделать в повседневной реальности). Давайте пока не будем дальше работать над этим сном. Я просто хотел дать вам представление о том, как собирать информацию о Сновидении и эмпирически видеть, каким образом сущность носит нелокальный характер, и как она может «возводить себя в квадрат», превращаясь в различные персонажи Страны грез, такие, как отец и дочь (см. Рис. 18). Мы рассматривали то, как получать информацию о Сновидении и о связи между Сновидением и Страной грез. Теперь давайте узнаем побольше о Стране грез. Для этого есть много способов; некоторые из них упоминались в главе 5. Вы можете добираться до чувственной сущности символов медитируя на них, сплетничая о них, ощущая их как веточки, которые пускают корешки, а также как корни событий, вырастающих из этих веточек. Ассоциативные методы Теперь давайте начнем исследовать методы сбора ассоциаций с символами, которые населяют Страну грез. Существуют, по меньшей мере, четыре вида ассоциаций. Личные Соотносительные «Всплывающие» Коллективные Первый тип — личные ассоциации. Что вы, сновидец, думаете или чувствуете (или то и другое вместе) в отношении того или иного персонажа сна? То есть, что вы думаете и чувствуете в отношении другого со своей индивидуальной точки зрения? Эта информация имеет решающее значение для понимания того, почему в снах персонажи ведут себя именно так, а не иначе. Важнейший вопрос для сновидца таков: Что я думаю или чувствую в отношении конкретного персонажа сна? Второй тип — соотносительные ассоциации. Что этот другой персонаж думает о вас, чувствует в отношении вас? Сновидец должен спросить себя: «Что этот персонаж в моем сне чувствует в отношении меня?» Например, в случае со сном Элизабет нам нужно было бы спросить, что ее отец думает о ней, какие чувства в отношении нее он испытывает. В соотносительных ассоциациях мы спрашиваем: «Какие ассоциации я вызываю у персонажа сна?». Это важно знать по многим причинам. Например, если вам многократно снится критичный человек, и вы, судя по всему, всегда получаете отрицательные чувства и интерпретации по поводу своих снов, вы знаете, что такая интерпретация исходит от этого персонажа сна, а не от большей, более глубоко демократичной части вас — Сновидения. Внутренний критик всегда говорит, что вы — несносное и никчемное ничтожество. Безусловно, это — не единственно возможная интерпретация. Третий тип — «всплывающие» ассоциации. Это как воздушная кукуруза. Что всплывает у вас в уме по ассоциации с данным словом? Чтобы получать ассоциации, нужен непредвзятый повседневный ум. Чтобы получить всплывающую ассоциацию, нужно прислушиваться к своему Большому «Я», к чувственному миру, стоящему за данным персонажем сна. Нужно иметь почти затуманенный ум, расслабленный опыт, когда вы почти сновидите перед тем, как спрашивать о всплывающей ассоциации. Чтобы получать всплывающие ассоциации, сперва создайте атмосферу расслабленности и открытости, так сказать, бездумности. Затем спросите себя: «Что всплывает по ассоциации, например, с именем Молли или словом “отец”?» Вам может понадобиться повторить это несколько раз. Молли…Молли…Молли. Используйте различные интонации голоса; произносите слово-символ с различными чувствами, и берите первые слова возникающих переживаний. Такого рода ассоциации нередко бывают неожиданными. Ваше маленькое «я» знает, когда вы получили доступ к Большому «Я». Оно чувствует так, будто вы действительно оказались в Сновидении, так как начинает оживать больше информации, и больше нет никакой необходимости собирать информацию, поскольку она кажется само-порождающей. Вопрос о всплывающей ассоциации, заданный в правильной атмосфере, порождает целые истории; начинается просто поток воображения. Четвертый тип — коллективные ассоциации. К.Г. Юнг привлек наше внимание к коллективным или «архетипическим» ассоциациям. Что ассоциируется со словом «тетя» в разных культурах? Какие есть мифы или сказки о тетушках? Какие коллективные (древние или современные) представления или настроения связаны с данной частью сна? (Например, розы могут быть связаны с любовными историями, Днем святого Валентина, и т. п.). Если вам снится красный автомобиль, архетипической ассоциацией может быть «страсть». Почему? Если провести опрос, чтобы выяснить общепринятое мнение о красном цвете, вероятно, около 80 % населения скажут, что красное означает сильное чувство или страсть. (Кстати, кто-то недавно рассказывал мне о полицейской статистике остановки автомобилей за превышение скорости. Чаще всего останавливают людей в красных машинах. Мне также говорили, что они должны платить более высокий страховой взнос!) Я свел эти четыре типа ассоциаций воедино в таблице на рис. 19. Сочетая всю ассоциативную, вызванную сплетничанием, и коллективную информацию о символах и их связях с корнями сновидения, вы сумеете лучше понимать свои собственные символы и символы других людей. Сновидец будет увлечен вашей совместной работой. Чтобы сделать ее полной, вам нужно больше знать о еще одной важной сфере — повседневной реальности консенсуса сновидца. Чтобы составить наиболее полное представление о сновидце, вам необходимо собрать информацию о его повседневной реальности, о ее триумфах и тяжких испытаниях. Но прежде чем перейти к этой теме — сбору информации о повседневной реальности, я хочу показать, как использовать информацию, которую мы уже собрали. Рис. 19. Четыре типа ассоциаций Еще один из снов Элизабет Через несколько недель после нашего разговора, когда Элизабет вспомнила сон о преследовавшем ее отце, она рассказала, как однажды утром чувствовала себя так уютно, что снова не хотела вставать с постели. Она запомнила два отрывка сна, приснившегося ей в эту ночь. В первом отрывке сна она видела красивый цветок. Во втором отрывке она видела свою «чудесную» подругу Нэнси, «очень чуткого человека». Таковы были два отрывка ее сна — один о цветке, другой о «чутком человеке», Нэнси. Нам кое-что известно о ее Сновидении; она сказала, что чувствовала себя «уютно». Но, в действительности, мы пока мало что знаем о ее Стране грез (или ее обыденной реальности). Я спросил о ее всплывающей ассоциации с цветком, и она ответила: «Цветы…ммм… ну, они мне просто нравятся». Она не смогла сразу же получить всплывающую ассоциацию; вместо этого, она говорила мне о своем отношении к цветам — они «ей нравились». Я записал это и пошел дальше. Когда я спросил о ее всплывающей ассоциации с Нэнси, она, к собственному великому удивлению, сразу же ответила: «Нэнси похожа на цветок — открытая и нежная и очень внимательная!» Ее всплывающей ассоциацией было «нежная как цветок». Нэнси всем оказывает поддержку. Элизабет любит Нэнси, которая, по ее словам, также очень веселая. Затем она пустилась во всевозможные истории о заботливом характере Нэнси. Она была столь открытой к Нэнси, что я решил двигаться дальше спросив, что Нэнси думает о ней, Элизабет. Она ответила: «Нэнси много говорит о конфликтах со своим мужем, который всегда заставляет ее больше работать, и она любит рассказывать мне об этих ссорах!» Какие выводы можно сделать из этих ассоциаций? Прежде всего, оба отрывка сна — о цветке и о Нэнси — связаны друг с другом: символы цветка и Нэнси являются синонимами («Нэнси подобна цветку»). Соотносительная ассоциация с Нэнси помогла получить информацию о Стране грез. Здесь есть цветок, нежный, открытый человек, но также «конфликт» между Нэнси и ее мужем: «Нэнси много говорит о конфликтах со своим мужем, который всегда заставляет ее больше работать». Вспомните «преследователя», представленного в предыдущих снах Элизабет фигурой ее отца. «Преследователь» не представлен непосредственно в данных отрывках сна о цветке и Нэнси. Кроме того, вспомните, что несколькими неделями раньше Элизабет не хотела утром вставать с постели. Она сообщала о продолжающемся конфликте между желанием не слишком усердствовать, стремлением к уюту и работой. На этом этапе, не зная больше ничего о ее повседневной реальности, мы уже можем попытаться сделать духовную интерпретацию: с точки зрения Сновидения, в Элизабет поселился дух конфликта между «уютными» чувствами и «нажимом» повседневной реальности. Психологическая интерпретация, сосредоточенная на личности Элизабет, была бы чем-то вроде: «Элизабет растет, узнавая части самой себя, свой цветок и его конфликт с тем, кто на нее давит». На рис. 20 показано развертывание событий в Стране грез и Сновидении Элизабет. (Рис. 20. Сны и Сновидение Элизабет. Надписи на рисунке, слева направо против часовой стрелки: Страна грез; Нэнси; Уют, Цветок; Затруднение с подъемом с постели; Сновидение; Тот, кто принуждает; Преследователь) Информация о повседневной реальности консенсуса С точки зрения реальности консенсуса, и духовная, и психологическая интерпретации все еще несколько «повисают в воздухе», поскольку они не связаны с повседневной жизнью Элизабет. Поэтому давайте попробуем это сделать. Чтобы соотнести сны с обыденной реальностью полезно знать кое-что о следующих областях: — Расовая и этническая принадлежность, сексуальная ориентация, возраст и религия сновидца. — Конкретный характер повседневных взаимоотношений сновидца. — Состояние здоровья и телесные симптомы. — Финансовое положение сновидца и ситуация на работе, как бы он сам ее не определял. — Общественное положение сновидца и текущая социальная ситуация. Разумеется, эти вопросы могут пересекаться. На то, чтобы получить полную картину различных миров человека уходят многие часы; возможно, вы не сумеете собрать всю эту информацию за одну встречу. Я и не предлагаю вам это делать. Вся эта информация важна, и ее нужно постепенно собрать, но не в данный момент. Еще один центральный аспект повседневной реальности сновидца таков: Какую роль сновидец играет в повседневной жизни? Собирая информацию о повседневной реальности сновидца, вы узнаете мир, в котором пытаются закрепиться сновидения. Хотите ли вы высказать догадку о повседневной реальности Элизабет? Как по-вашему, сколько ей лет, что у нее за работа? В какую реальность развертывались ее сны о преследующем ее отце и ее подруге Нэнси? Во время, к которому относятся эти сны, Элизабет была моей швейцарской клиенткой сорока с лишним лет, которая приходила ко мне, когда я работал в Швейцарии. Ее направил ко мне еще один из моих клиентов. Она была «девушкой по вызову», проституткой в центральном районе Цюриха. Во время своего первого визита она рассказала мне, что считает свою работу значительной, но не верит в свои силы. Она всегда хотела быть главой организации, но это ей никогда не удавалось. После своих снов об отце и Нэнси и после Сновидения вместе со мной, которое я опишу в главе 7, она решила совершить в своей жизни огромную перемену. Она хотела выйти в мир и добиться большего успеха. После больших раздумий она открыла собственное дело в своей области. Вместе с другими она сделала свою относительно крупную, организованную сеть «девушек по вызову» одним из первых легальных учреждений такого рода, принятых городом. Она стала весьма богатой и была увлечена помощью другим. Это был ее способ соединить цветок с энергией, побуждавшей ее создавать новую и более широкую реальность. Я понимаю, что далеко не всякий сочтет успехом работу девушки по вызову.[22] Мне пришлось преодолеть собственные проекции и предубеждения в отношении ее работы. Тем не менее, ей удалось убедить не только меня, но и город в человеческой ценности того, что и как она делает. Хотя она разрешила мне упоминать о ее снах, я предпочитаю не вдаваться здесь в дальнейшие подробности ее работы. Пожалуй, достаточно сказать, что эта работа ее устраивала, и она наполняла ее своей собственной цельностью. Она тоже, по-своему, принимала у себя в гостях Создателя сновидений. Сделать из своей работы более крупное предприятие и помогать людям было ее способом быть творческой, счастливой и довольной собой. Она включила в свою работу психологию, и некоторые из ее «клиентов», которых она посылала ко мне в течение ряда лет, рассказал мне, что она была не только успешной, но и психологически полезной. Суть моей истории такова: то, как Сновидение развертывается в повседневную реальность, носит непредсказуемый и творческий характер, и почти всегда бывает неожиданным. Еще один вывод формулируется математически: Сновидение возводит Себя в квадрат. Уют развертывается в цветы и спешку, которые, в свою очередь, развертываются дальше в создание нового делового предприятия и более полного способа бытия в повседневной реальности. Узелки на память 1. Сновидение — это (квадратный) корень (из) Страны грез, точно так же как Страна грез — это (квадратный) корень (из) обыденной реальности. 2. Чтобы получить полную картину Страны грез данного человека, вызывайте личные, соотносительные, всплывающие и коллективные ассоциации. 3. Исследуйте роли сновидца в повседневной реальности, а также вопросы, касающиеся его возраста, здоровья, сексуальной ориентации, расы, религии и финансового положения. 7 Плетение[23] и измененные состояния Мы рассмотрели, как собирать информацию, чтобы дополнить имеющий у нас набросок Страны грез и повседневной реальности. Мы увидели, что символы — это квадратный корень (из) повседневной реальности, и что они, подобно веточкам, могут сами пускать корни. Следующий шаг — это плетение: взять нити имеющейся у вас информации о Сновидении, Стране грез и повседневной реальности, и позволить Сновидению помогать в воссоздании повести жизни. Работа со сновидениями как функция фасилитатора в групповом процессе Ваше маленькое «я» большую часть времени старается развиваться постепенно. Именно поэтому ему очень нравятся терапевтические предписания, советы и интерпретации, которые относятся, главным образом, к одной части сна — «это значит то-то, делайте то-то». Однако, если вы придерживаетесь только такой позиции, то через какое-то время можете задуматься: «Если я развивался шаг за шагом, почему у меня по-прежнему те же самые проблемы? Значит ли это, что я не изменился?» Один ответ на этот вопрос состоит в том, что части снов могут не изменяться, если только не меняется ваше общее взаимоотношение со своим Сновидением. Чтобы изменить ваше общее отношение к Сновидению, полезно учитывать не только психологическую, но и духовную интерпретацию сна, которая рассматривает вас как посредника для проявления развертывания снов в повседневную жизнь. В то время как психологическая интерпретация ориентирована на изменение и постепенное развитие, духовная интерпретация не такова. Она говорит — ничего не нужно менять, ничего не нужно делать. Оно все делает, Оно происходит; скорее, просто замечайте, сближайтесь с Создателем сновидений. Осознавайте, что вы принимаете у себя своего Гостя. С точки зрения вашего Большого Я, страдание маленького «я» вызвано тем, что вы не отождествляетесь с Ним, со Сновидением. Если вы в большей степени отождествляетесь со сферой Сновидения, вы не чувствуете привязанности или желания судить по отношению к многообразным мирам снов и повседневной реальности. Вместо этого вы чувствуете большую готовность «опосредовать» развертывание, большую открытость по отношению к вашим собственным измененным состояниям сознания и точкам зрения различных персонажей в ваших снах. Чем больше вы приближаетесь к точке зрения Сновидения, тем дальше вы находитесь от любой данной части самого себя. Вы становитесь подобным групповому фасилитатору в своих собственных снах. Группа персонажей — это ваше внутреннее сообщество; части вашего сна — это ваш групповой процесс. Однако, если вы отождествляетесь только со своим бодрствующим «я», то отделяете свои чувства от других частей и не можете быть фасилитатором в собственном внутреннем мире. Тогда вы становитесь зависимым от кого-то еще, кто более глубоко демократичен, более открыт к вашим частям, чем вы сами. В некотором смысле, обучение работе со сновидениями — это обучение любви. В то время как психологический рост, связанный с работой со сновидениями, касается знания и понимания частей, духовным ключом является научение любить. Чем ближе вы подходите к сновидению, тем ближе вы становитесь к тому, чтобы быть учеником Создателя сновидений, мистическим любовником, открытым ко всем частям самого себя и мира. Чем ближе вы к Сновидению, тем меньше Оно должно ждать, чтобы проявиться. На самом деле, чем вы ближе, тем меньше вам кажется, что у вас есть проблемы, и тем больше вы вместо этого ощущаете себя частью удивительного опыта. (Рис. 21. Работа со сновидениями как групповое осознание. Надписи, слева направо сверху вниз: Ваше Большое «Я» спрашивает: «Что замечено?»; Ваше маленькое «я» спрашивает: «Что все это значит?») Возможно, именно здесь переплетаются мистицизм, работа со сновидениями и социальное действие. Хотя миры снов и социального действия обычно считаются отдельными, для обучения работе со сновидениями требуется то же развитие, как и для того, чтобы работать с конфликтами — по крайней мере, с духовной точки зрения. И работа со сновидениями, и социальное действие требует доступа к Сновидению — а именно там живет мистик. В любом случае, чем ближе вы подходите к Сновидению, тем в большей мере вы становитесь фасилитатором — человеком с непредвзятым умом, умом Будды, тем, кто свободен от того, что Тибетские буддисты называют «Колесом Становления». Когда вы находитесь на этом колесе, то отождествляетесь с повседневной реальностью и полны проблем, забот, нерешенных вопросов и сплетения противоречий — застенчивость или сила, учтивость или мщение, мир или конфликт, жизнь или смерть. Находясь на Колесе, вы задаете о снах такие вопросы: «Что мне следует делать?» или «Что это означает». Будучи вне Колеса, вы соглашаетесь с этими вопросами, но также спрашиваете: «Что я замечаю?». На рис. 21 обратите внимание на позиции (Y и y), которые вы занимаете, когда находитесь на Колесе и вне Колеса. Работа со сновидениями как плетение Я могу описать природу и математическую структуру сновидений. Однако, улавливание и сплетение мимолетной силы Сновидения — это искусство, не поддающееся рациональному объяснению. Плетение носит сотворческий характер. После сбора информации вы и сновидец вместе входите в измененное состояние сознания и позволяете Сновидению плести историю. Эта часть работы со сновидениями — в большей степени искусство, чем наука. Первый шаг состоит в соединении всей информации, собранной вами в различных сферах. Эти различные кусочки информации будут «нитями» для плетения конечной ткани: Чувственный опыт, имеющий место при пробуждении. Всплывающие ассоциации с персонажами сна. Личные ассоциации с персонажами сна. Коллективные ассоциации с персонажами сна. Взаимоотношения между персонажами. Чувственные переживания, стоящие за персонажами сна. Сплетни об образах сна. Личность сновидца в реальности консенсуса, его роли, возраст, здоровье, финансовые проблемы и т. д. Второй шаг — использование способности сновидения сплетать истории. Плетение, или придумывание историй, ослабляет ваше нормальное чувство самотождественности и позволяет вам мгновенно меняться, когда вы входите в Сновидение. Вы вспоминаете основные нити и замечаете, как они соединяются сами собой. Придумывание нелинейно. Оно больше похоже на сочинение музыки; вы чувствуете какое-то неопределенное настроение, слышите какую-то мелодию или, возможно, только неясный шум, и затем начинаете сочинять музыку. Сходным образом, при выдумывании вы ощущаете Сновидение между собой и сновидцем, и сосредоточиваетесь на невысказанных настроениях и чувствах, своих собственных и другого человека — при этом уделяя основное внимание сновидцу. Выдумывание со Сновидением — это нечто, выходящее за пределы всей собранной вами информации; это за пределами нитей, которые вы будете сплетать воедино; оно вне слов и комментариев, прозрений и понимания. Вы должны внимательно прислушиваться к фактам и проблемам, но также чувствовать звук Сновидения. Когда вы действительно устанавливаете контакт со Сновидением, сновидец автоматически присоединяется к вам в выдумывании. Тогда сотворчество происходит само собой. Берите отдельные нити и позвольте силе Сновидения сплетать их воедино. Для начала, чтобы натренировать ваше осознание, может быть полезно собрать нити, а затем выбрать отдельную тему из повседневной жизненной ситуации сновидца. Пожалуй, можно начать даже с нерешенной проблемы. Затем ощущайте невысказанные настроения и чувства, и, используя эти настроения и чувства, начинайте плести историю. Обычно бывает полезно выбирать в качестве героя или героини истории не сновидца, а другого человека. Например, если сновидец подавлен, используйте это настроение и начинайте спокойно и медленно: «Некогда был человек, который жил в другом городе, в другие времена, и чувствовал себя не очень хорошо из-за следующих проблем…» Отметьте использование нелокальных или не связанных какими-либо условиями характеристик времени и пространства (местоположения), как, например «Некогда, в другом городе, в другие времена», в большом зале или зачарованном лесу. Используйте союзника. Собирая информацию о снах и повседневной реальности человека, вы заметите, что определенные персонажи сна или ситуации в Стране грез либо повседневной реальности были особенно полезны сновидцу. Если вы помните их, то используйте их сейчас в истории в качестве особых помощников или союзников. Если вам не рассказали о подобных персонажах или ситуациях, спросите сновидца, встречались ли ему особые люди, либо значимые события или действия, которые помогали ему чувствовать себя в повседневной жизни более удобно, более весело и умиротворенно. Например: «В том далеком месте и времени, у того человека, который так страдал от этих проблем, был чудесный товарищ и союзник, который временами бывал энергичным, любящим и мудрым». Отметьте, что союзник — это тот, кто наиболее полезен и мудр в отношении Сновидения. Отметьте, что союзник дает утешение, поддержку, или мудрость, либо их сочетание. Например, вы могли бы выдумывать вместе с другим человеком, говоря: «У этого страдающего человека был союзник, у которого было самое неторопливое и отрешенное ощущение бытия, и который временами мог становиться мудрым и энергичным…» И так далее. Теперь пора позволить сновидцу сотворить, дополнять недостающие кусочки и войти в состояние рассказывания историй. Начало Плетения. Когда нити бытия сновидца, наряду с его проблемой и вновь выявленным союзником будут установлены, входите в измененное состояние текущего момента. Не пытайтесь продумывать историю. Просто замечайте Сновидение, невысказанное настроение, имеющее место в этот самый момент. Не боритесь с этим настроением и не пытайтесь его менять — используйте его как средство. Входите в это невысказанное настроение и открывайте его конкретные координаты — его пространство и время, так сказать, его мир. Затем «сделайте шаг» в измененное состояние сознания, в мир, который создает это настроение, и знайте, что вы находитесь в Сновидении. Например, один клиент, с которым я работал, сказал, что весь день сражался с не поддающимися определению энергиями. Он рассказывал мне о своих неприятностях в настроении смятения и замешательства. Что ему делать? Я тоже чувствовал замешательство, и начал использовать это настроение, чтобы выдумывать. Я использовал это состояние замешательства и сказал самым смущенным тоном, на какой был способен: «Однажды был человек, который так запутался, что не знал, что ему делать». Внезапно мой клиент — сновидец присоединился ко мне и сказал: «Да, и этот мужчина случайно встретился с особым человеком по имени Гарри Хиппи, который был в таком измененном состоянии сознания, что целый день сновидел». Тут мой клиент перестал сотворить со мной и разразился таким смехом, что у него на глазах выступили слезы. «Я слишком честный» — сказал он о себе — «слишком нормальный, слишком добропорядочный и скучный! Я забываю расслабляться и наслаждаться жизнью, воспринимать это бытие как удивительное путешествие». Суть здесь в том, что при плетении вы начинаете, чувствуя и ощущая мимолетное Сновидение, и двигаясь с ним, создаете историю. Используйте пространство, время и силу невысказанного настроения сновидца, чтобы рассказывать историю. Не работайте над ней. Позвольте ситуации сновидеть историю. Если человек счастлив, оседлайте это счастье и дайте ему нести вас. Если сновидец выглядит подавленным, исследуйте страдание и медленные ритмы при рассказывании истории. Чтобы это сделать, вам нужно расслабить свой повседневный ум; не старайтесь быть терапевтическим или полезным, но взамен сосредоточивайтесь на своей — или, скорее, Его — творческой способности. Наслаждайтесь энергией творчества; будьте в своем рассказывании историй подобны шаману. Используйте свои руки; разговаривая со сновидцем, касайтесь его тела (в том месте, которое кажется сновидцу подходящим, вроде руки или плеча). (Если вы не обучены телесной работе или испытываете неудобство, прикасаясь к другому человеку, просто используйте свой голос). Рассказывайте историю так, будто это величайшая, самая невероятная история из всех, когда-либо рассказанных. Преобразуйте себя в Большое «Я» сновидца, отрешитесь от успеха и неудачи и будьте одним из духов, создающих жизнь. Ваше Большое «Я» — природный выдумщик; Оно любит повторять вещи и сводить их воедино, Оно любит истории и фантазии. При работе со сновидениями самая сложная личная задача состоит в том, чтобы научиться отказываться от своего привычного маленького «я» со всеми его привязанностями к ограничениям и суждениям, и открываться этому Большому Уму, Большому «Я», которое безгранично. При рассказывании истории, вам, вероятно, не придется открыто приглашать сновидца принять участие в ее создании, хотя порой некоторым сновидцам все же бывает нужно устное приглашение. Если сновидец стесняется участвовать в этом процессе, предложите ему или ей вместе с вами вообразить себя ребенком, ибо ребенок — это раскованный фантазер в каждом из нас. В любом случае, на этом этапе вы оба теперь находитесь в измененном состоянии — вы образуете своего рода музыкальный дуэт, и можете заново ощущать, что такое творчество и искусство. Это нечто такое, чему нужно позволять происходить, и чем следует наслаждаться. Пересказывание истории. Не считайте работу творчества законченной, как только история создана. Для того, чтобы до сознательного ума дошла ее суть, еще может понадобиться повторение. Перескажите историю. Например, в случае с моим растерянным клиентом и историей Гарри Хиппи, перед тем, как мы расстались, мне пришлось снова рассказать, почему Гарри так любил любовь и считал ее великим «путешествием сознания».[24] Каждый раз, когда я рассказывал историю, мой клиент заливался смехом, и каждый раз значение истории, казалось, углублялось. Пересказывание составляет крайне важную часть работы. Повторяйте историю; она отражает Сновидение и несет в себе особое послание для сновидца. Пересказывание истории само по себе представляет еще один акт сотворчества. Пересказывая историю, вносите в этот процесс природу Сновидения — демократию. Старайтесь оставаться демократичным, рассматривая каждую часть истории как равно значимую. Вы можете тренироваться в рассказывании историй, задавая вопросы, собирая информацию, и целый день, сочиняя истории обо всем, о чем угодно и ком угодно. Чувство восхищения и удивления чем-либо — это драгоценный дар Сновидения, которое хочет быть развернутым и показанным во всех Его великолепных аспектах и частях. С точки зрения Сновидения, творчество составляет саму суть жизни. Рождайте истории, созревающие в Сновидении. Сон о том, что Швейцария — маленькая страна Мне в голову приходит еще одна история, услышанная от одной из моих швейцарских клиенток. Я подробно перескажу ее ситуацию, чтобы дать вам представление о том, как может происходить плетение. Сон. Ей снилось, будто кто-то объявил по радио, что Швейцария — это маленькая страна, которую можно пересечь из конца в конец на автомобиле всего за четыре часа. Повседневная реальность. В своей повседневной жизни она была преподавателем в Швейцарском Университете. Ее основной проблемой были постоянные раздумья о том, что ей делать со своей жизнью: суждено ли ей быть только преподавателем? Следует ли ей оставаться в Швейцарии? Сбор информации. Я спросил ее о соотносительных ассоциациях: что Швейцария думает о ней? Она сказала, что по ее ощущению, она не нравится Швейцарии из-за своей очень неконсервативной манеры одеваться и говорить на публике. Она сказала, что Швейцария — это маленькая страна, которая может не терпеть ее, поскольку она неохотно подчиняется принятым правилам. Будучи маленькой, Швейцария вынуждена быть строгой, чтобы защищать себя, но ей не нравится такая требовательность. Союзники. Когда я спросил ее, есть ли у нее какие-нибудь союзники — любые друзья или события, которые дают ей ощущение благополучия и умиротворения, либо приносят ей воодушевление и мудрость — она ответила, что всякий раз, когда ей нужна помощь, она просто спит. Ее союзником был сон. Она рассказала, что часто может расслабляться, засыпать, и находить ответы на свои вопросы в те моменты между сном и бодрствованием, что бывают при пробуждении. Сновидение. В то время, когда она рассказывала мне этот сон, она выглядела несчастливой, вялой, даже скучающей. Начав вместе с ней работать над сном, я решил использовать эту вялость в качестве, так сказать, средства передвижения. Я тихонько вошел в, своего рода, вялый, пассивный ритм, почти скучающее состояние сознания. Начиная рассказывать историю, я даже чувствовал себя слегка несчастливым. Я вспоминал некоторые «нити» информации, которые она мне дала, и говорил так, будто над нами тяготел рок: «Однажды, много лет назад, до того, как в той части света появилось много дорог, одна учительница медленно брела по полям и лесам, пока не нашла город, в котором, как ей казалось, она могла бы работать. Ей нездоровилось. Небо было покрыто темными тучами; у нее почти не осталось сил, и она чувствовала, что едва способна вообще что-либо делать, не говоря уже о том, чтобы преподавать в этом городе, заниматься своей преподавательской работой. По существу, она, к своему собственному удивлению, засомневалась, следует ли ей вообще быть учительницей» Я заметил, что на этом этапе клиентка почувствовала, что речь идет о ней, поскольку спросила меня, откуда я все это о ней знаю. Не отвечая, я жестом показал, что ей следует присоединиться ко мне в повествовании, но она вместо этого предпочла оставаться слушателем. Я продолжал: «Как-то раз, когда она шла по городу, кто-то спросил ее, откуда она. Она ответила, что пришла из Швейцарии, далекой маленькой страны с высокими горами». Тут сновидица немедленно вступила в повествование, сказав: «Да, эта страна Швейцария действительно была очень, очень маленькой, очень особой, и, чтобы выжить, выработала свой собственный своеобразный характер. Люди там стали очень замкнутыми и жили в пещерах!» Мы оба начали смеяться, и настроение изменилось. Я продолжал, говоря таинственным голосом, что жители города были поражены, услышав об этой удивительной стране Швейцарии, откуда пришла странствующая учительница. Моя клиентка пошла дальше, вдруг заявив: «Учительница была счастлива, что покинула Швейцарию, и не знала, следует ли ей когда-либо туда возвращаться». Я попытался ввести в историю ее союзника. «Среди ее слушателей, сидевших перед маленькой лавкой на главной улице этого городка, была очень старая и сонная женщина, которая говорила волшебные вещи. Казалось, она почти спит, когда она начала говорить, сказав…». Тут моя клиентка каким-то нетвердым голосом выдавила из себя: «Эта сонная старуха вдруг заговорила, бормоча… бормоча… путешествуя по миру, оставайся в Швейцарии. Будучи вовне, оставайся внутри!» Как только моя клиентка произнесла эти слова, она перестала рассказывать историю и с воодушевлением заявила, что ее задача состоит не просто в том, чтобы преподавать, оставаться в Швейцарии или уехать, а в том, чтобы при преподавании оставаться глубоко внутри себя. Важно было не место и не содержание того, что она преподавала, а то, как она все делает. Она решила, что должна быть «швейцаркой». Для нее это означало быть спокойной, обращенной в себя — и быть «маленькой страной» даже когда она преподает, действуя в мире. Она больше не была подавленной, а казалась сосредоточенной и умиротворенной. Я повторил ее историю об учительнице, которая пришла в город и услышала бормотание сонной старухи, сказавшей, что ей следует оставаться внутри, находясь во внешнем мире. Говоря это, я по какой-то причине осторожно коснулся верхней части ее лба. Она рассказала мне, что во время преподавания у нее часто бывали головные боли, и она подумывала о том, чтобы оставить эту профессию. Теперь она чувствовала себя лучше, особенно слушая пересказ этой истории. Она касалась ее внутреннего и внешнего опыта и включала в себя ее союзника — сон — который нередко помогал ей находить ответы. Судя по всему, ее головные боли были связаны с конфликтом между ее обращенностью внутрь себя и отношениями с другими людьми. Если вы дадите Сновидению шанс, то заметите, что Оно полно историй и решений, полностью готовых выплыть наружу. Быть может, следующее упражнение поможет вам пережить эту «повествовательную готовность», присущую Сновидению. Сотворческая работа со сновидениями Это упражнение описано так, что вы можете делать его самостоятельно, либо с кем-нибудь еще. Ненадолго отвлекитесь и… Припомните короткий сон Соберите информацию о Сновидении, снах и повседневной реальности 1. Отмечайте мимолетный опыт Сновидения. Замечайте любые настроения, разочарования, ощущения и чувства. 2. Выясните подробности относительно Страны грез. Задавайте вопросы о личных, соотносительных и всплывающих ассоциациях с основными символами Дополните это коллективными смыслами. Не забудьте посплетничать об образах! 3. Выясните подробности относительно повседневной реальности Отметьте проблемы и подробности, которые относятся к вопросам, касающимся возраста, здоровья, взаимоотношений, работы, семьи, сообщества, времени, места, финансовой ситуации, расовой принадлежности, религии, пола, сексуальной ориентации и т. д. Отметьте характеристики личности и роли в мире. 4. Найдите «союзника» — событие, персонаж сна, человека, или чувство из ночного или дневного опыта — которые вызывают у вас ощущение внутреннего покоя или сосредоточенности. Затем ненадолго представьте себе мир, в котором живет такой союзник, то есть, то, какое у него должно быть ощущение времени и пространства. Почувствуйте это время и пространство и исследуйте, каково там жить. Сотворчество: плетение нитей работы со сновидениями 1. Замечайте Сновидение — невысказанное настроение, имеющее место в этот самый момент. Не боритесь с ним: используйте его как средство, измененное состояние сознания, из которого можно начать создавать историю в другом времени и пространстве. Замечайте, описывайте и повторяйте это Сновидение. Возьмите в качестве основной темы истории проблемы человека и его личность в жизни. На каком-то этапе введите в историю полезного союзника. Позвольте нитям истории (собранной информации) самим сплетаться воедино, и поощряйте сновидца присоединиться к вам в плетении повествования. Помните о необходимости оставаться настроенным на настроение текущего Сновидения, позволяя ему раскрывать разные вещи. Вы могли бы начать историю так: Однажды, не слишком давно, далеко отсюда, у одного человека [мужчины, женщины] были… проблемы, связанные с возрастом…, здоровьем…, полом…, финансовым положением… и работой. …Кроме того, его расстраивали другие люди в мире, а именно… Поблизости были призрачные персонажи и события [возьмите их из сна]. Некоторые из них способствовали его благополучию, другие запутывали его жизнь. К счастью, готовый помочь персонаж-союзник заговорил с этим человеком о его проблемах, сказав… После этого сообщения, наш сновидец начал меняться сверхъестественным и непредсказуемым образом. Он больше не был…., а стал….. Он больше не отождествлялся со своим маленьким «я» и перестал бессознательно отождествляться с другими, а стал расти следующим образом…. Он внезапно увидел, что решает проблемы повседневной жизни, используя мир своего союзника и полученную от него информацию. Он понял… Чей это был сон? Когда вы закончите, то вам, вероятно, придет в голову, что у вас со сновидцем сходное личное достижение. С точки зрения обыденной реальности, история, которую вы создали вместе, это не только история сновидца; она также и ваша. В этом смысле у вас и сновидца теперь общее развитие. Это один из волнующих аспектов работы с другим человеком над его или ее сновидением. Вы меняетесь, поскольку Сновидение связывает все, и благодаря истории, вы — тоже проводник этой истории. Работа, которую вы «сделали для сновидца» в той же мере принадлежит вам. Вы всегда занимаетесь самоисцелением, даже если это выглядит так, будто вы помогаете исцелению кого-то еще. С точки зрения Сновидения, есть только один клиент и один сновидец: вся ваша самость, ваше Большое «Я». Если вы отождествляетесь со Сновидением, с Создателем сновидений, своим Большим «Я», если вы отождествляетесь с творческим разумом, стоящим за жизнью, то духовная интерпретация сна совершенно ясна: «Оно» творит, представляя вашему и моему маленьким «я» просветление и конфликт, беспокойство и боль. «Оно» — это вечный Гость. Оно стучится в вашу дверь, Оно стучится в дверь каждого — и говорит: «Пожалуйста, впусти меня». Порой мне кажется, что это стучится Бог, прося, чтобы Его впустили. Прося кого-то быть Его учеником. Сегодня большинство образовательных систем и культурных сред не поощряют нас замечать Сновидение. Слишком немногие из нас научились открывать наши двери на Его стук. Ваше маленькое «я», стоящее за дверью, слишком поглощено повседневной реальностью. Моему маленькому «я» некогда»; ваше маленькое «я» слишком привязано к тому, чтобы быть в подавленном или приподнятом настроении, счастливым или несчастным. Тем не менее, независимо от степени открытости вашего маленького «я», Гость стучится и входит всегда, когда Ему хочется. Пока мы маргинализируем Сновидение, мы боимся этого Гостя — нашей собственной непредсказуемой, творческой и непостижимой природы. Принципы Сновидения, включающие в себя математические квадраты и квадратные корни, символы и веточки, Страну грез и реальность консенсуса, помогают нам в понимании непредсказуемой природы жизни. Однако сами по себе, без процесса рассказывания историй, эти принципы не способны отразить магический характер плетения и сотворческой работы со сновидениями. Узелки на память 1. Собранная вами информация, вместе с невысказанными настроениями и чувствами, становится проводником и путем, позволяющим вам входить во время истории и выходить из него. 2. Откройте свою дверь и впустите Гостя. Примечания:2 Здесь Минделл имеет в виду первичный (не интерпретированный) чувственный опыт (sentient experience), а не привычные нам данные органов чувств, представленные сознанию (т. е. восприятия) (пер.). 22 На самом деле, работая со сновидениями, лучше всего быть осторожным в отношении точки зрения, с которой вы интерпретируете сны, и, самое главное, не забывать о точке зрения клиента. 23 Английское слово weaving в переносном смысле означает «придумывание, сочинение» (сравните русское «рифмоплёт». Автор намеренно использует эту игру слов, намекая на способность Сновидения «плести» или «ткать» ткань реальности (пер.) 24 В оригинале “trip”, то есть переживание измененного состояния сознания под влиянием психоактивного вещества (пер.) |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|