|
||||
|
Глава 9. Первобытные состояния души Развитые и утонченные люди склонны с улыбкой относиться к небесным традициям первобытных народов и, может быть, чувствуют некоторую скорбь по отношению к низким идеалам варварских и полуварварских людских племен, выражающих свои первобытные понятия о небесном мире. Со своей стороны, опытный оккультист может улыбнуться той снисходительности, с которой многие в просвещенных странах, полные прискорбия, говорят об этих жизненных идеалах и понятиях, потому что эти оккультисты знают, что эти понятия имеют реальную основу в жизни первобытных народов на астральном плане. Так же как будущность отдельного лица во многом зависит от его натуры, характера и силы его стремлений, так и астральная жизнь во многом зависит от его желаний и идеалов. Астральный план допускает свободное выражение идеалов, усвоенных человеком при земной жизни, и, собственно, его можно назвать отражением этих идеалов. На астральном плане наши идеалы стремятся к настоящему выявлению. И это относится не только к высшим идеалам, но и к низшим. Усвоив это, вы поймете логическую необходимость того, чтобы астральное существование первобытных народов было отражением идеалов и желаний, руководивших ими в период их земной жизни, – драматическим представлением желаний-идеалов их бывшей жизни. Короче, индейцы действительно находят «счастливую охотничью сферу», а другие первобытные народы свой особый рай, соответствующий их убеждениям и верованиям. Это, пожалуй, поразит тех, кто представляет себе «небо» царством золотых улиц, по которым текут молоко и мед. Но недолгое размышление докажет, что представления «о золотых улицах» не намного выше представления «счастливых охот», так как оно чисто материальное и отражает идеалы народа, стремящегося к блеску и драгоценностям. Если только рассмотреть душевную и умственную природу первобытного человека, то сообразишь, что такая душа была бы очень несчастна в среде развитого и цивилизованного человека. Фактически, небо того показалось бы ему адом. Нужно лишь вообразить себе дикаря земной жизни, помещенного во дворце, в среду, отвечающую утонченным идеалам человека высокого развития, чтобы понять, каким несчастным был бы в ней дикарь. То же самое происходит и на астральном плане. Природа заботится и о дикаре, и об образованном человеке, снабжая каждого той средой, которая ему всего более по душе и в которой он найдет всего больше случаев для самоуправления. Это не означает, что на астральном плане строго выработаны разряды и среды, подходящие ко вкусу каждой отдельной души. Наоборот, нет никаких таких приготовлений. Вот в чем тайна: на астральном плане нет обстановки, кроме той, которую создают формы мысли обитающих душ. Каждая душа приносит с собой свою обстановку, в своем воображении. Из этого, конечно, следует что многие души, обладающие одинаковыми общими идеалами и вкусами, обитающие на том же субплане, принесут одну и ту же духовную обстановку с собой. И, так как передача мысли сильно развита на астральном плане, каждая душа влияет на общую обстановку других. В сущности, обстановка каждого субплана или его подразделения представляет соединенные идеалы и духовные образы их обитателей. При земной жизни обстановка сильно влияет на человека, – на астральном плане человек сам себе создает обстановку, в соответствии с неограниченными и неизменными законами природы. Индейцы, за время короткого периода их пребывания на астральном плане, окружены всем, что им создает счастливую и мирную жизнь. Ясновидящие из среды старых американских индейцев, имевшие возможности проникнуть на низшие астральные планы, в раздумья передавали «о счастливых охотах» ушедших «по ту сторону» собратьев. Такого же содержания были отчеты бестелесных образов, общавшихся с прежними земными братьями. Небесный мир краснокожего индейца в точности соответствовал представлениям, которым его учили. Такая душа, пробудившись от душевного сна, почувствует себя совершенно дома, окруженная всем, что ее радует: большие леса и широкие степи, реки и потоки, много буйволов и оленей для охоты, много рыбы для ловли. Все это для нее существует. Такой душе это все проявлялось, как при очень явном сне, но она никогда не сознавала, что это лишь сон. «Сны существуют, пока они длятся», как говорится в древних писаниях. И, что касается этого, умнейшие рода человеческого учат нас, что вселенная феноменов на самом деле есть неограниченный сон, но для нас она, тем не менее, действительна. Даже при земной жизни мы иногда переживаем столь явные сны, что они причиняют нам страдания или радость наравне с действительностью. Люди, изучавшие это, сообщают нам, что у всех народов встречаются отчеты ясновидящих, сновидцев и общавшихся с умершими душами, которые положительно утверждают, что «небо» существует в полном соответствии религиозному учению каждого рода или племени, невзирая на то, что это учение может показаться грубым и диким человеку иной, более образованной веры. Очень просто, конечно, отставить эти отчеты, как сущие выдумки или мечты жрецов. Но более подробное изучение показывает, что между всеми ними есть поразительно общая основа – у всех то же основное начало, и они расходятся лишь в подробностях. Оккультисты знают, что все эти отчеты правдивы, поскольку они основываются на действительных физических переживаниях некоторых членов этих племен. Хоть они и сильно различаются в подробностях, они сходятся в существенном и все основаны на правде. Как мы уже говорили, некоторое изучение астральных феноменов может нам это объяснить. Эти первобытные души проводят короткое существование на низших астральных планах, к которым они были привлечены, и вырабатывают в себе новые и более высокие идеалы и желания, которые расцветут и принесут плоды при их следующем земном воплощении. Кроме того, за это время изнашиваются и отбрасываются некоторые из их низших желаний и идеалов и таким образом очищается путь духовному развитию, всегда стремящемуся к развитию на астрале; все это служит для того, чтобы развить эти души немного – правда, очень немного, но и малейшее развитие уже выигрыш. Кроме того, так как астральная жизнь (и обычно также и жизнь земная) диких народов относительно коротка, эти души в действительности делают незначительные успехи в определенный промежуток времени – они могут изжить около сотни земных жизней, и соответственных жизней астрала, в то время как более развитая душа наслаждается духовным покоем на более высоких астральных планах. И здесь, как и в других жизненных действиях, встречается справедливость и награда. Одна из больших выгод дикой души на астральном плане – это развитие чувства товарищества и сочувствия к ближним. Это происходит от соединения души вновь с земными друзьями и происходящей отсюда радости. Кроме того, чувства вражды земной жизни сглаживаются природой астральной жизни, так как обладая там всем, к чему дикая душа стремится, гораздо меньше повода к ревности и соперничеству, чем в земной жизни. И, таким образом, ненависть утихает, а чувства товарищества и изначальной дружбы (начало всеобъемлющей любви) поощряются. Всякое пребывание на астральном плане сжигает понемногу все более и более низменные начала и пробуждает все больше более высокие, – иначе не было бы развития при повторных жизнях. Всякая душа, даже самая неразвитая, при каждом освобождении от тягот физического тела все более привыкает к чувству единения и единства. Из этого мы видим, что даже в таких грубых небесах первобытных народов есть возможность развития и уверенность в успехе. Счастье создает любовь, и душа откликается на это побуждение. Первобытная душа недолго остается на астральном плане, с которым она связана. Быстро использовав ограниченные возможности проявления (хотя ей самой кажется, что это длится веками), она скоро ощущает дремоту сна, которая предшествует перерождению, и, переходя в состояние «комы», ждет привлечения кармы, ведущей ее в новое тело, для нового изучения уроков жизни и для того, чтобы жить и изжить то, что в ней таится. Притяжения земной жизни сильно чувствуются такой душой, и законы притяжения вскоре влекут ее обратно к земной жизни. В этом нет несправедливости или жестокости – всякая душа получает то, чего всего более желает и к чему более всего стремится. Здесь, как и всюду, господствует закон возмездия и царствует вечная справедливость. «Все хорошо» даже для таких низменных душ – и они все «на Пути»! |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|