Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Основные концепции китайской медицины
  • У-син
  • Гармония энергий

    Как мы уже говорили, акупунктура – это техника, которая использует тончайшие иглы для стимуляции так называемых акупунктурных точек вдоль меридианов. Иглоукалывание применяют для балансировки движения энергии Ци и восстановления здоровья. Также задача акупунктуры состоит в восстановлении здоровья за счет создания баланса Инь и Ян.

    Через точки непрерывно поступает информация, происходит взаимный обмен ею с окружающим миром. При нарушении же их электропроводных свойств нарушается и внутренний гомеостаз организма. Как следствие, происходит нарушение обменных процессов, кровообращения. Воздействуя на точки акупунктуры, специалист управляет потоками энергии организма.

    Чтобы понять, как же действует акупунктура, необходимо познакомиться с основными понятиями и концепциями китайской философии и медицины.

    Основные концепции китайской медицины

    Основная концепция китайской медицины – это восстановление нарушенной гармонии, устранение не последствий, а первопричины болезни.

    Ци – это одновременно жизненная сила и организующий принцип. В теле человека она содержится в сердце и легких, в циркулирующих крови и кислороде.

    Еще одна важная энергия – Цзин. Она отвечает за рост, развитие и продолжение рода. Китайцы считают, что все рождаются с определенным количеством Цзин, которую в течение жизни расходуют и теряют. Акупунктура помогает сохранить Цзин.

    Каждый человек управляется противоположными, но дополняющими друг друга силами – Инь и Ян. Это основной принцип китайской философии. Энергия Ци постоянно циркулирует в человеческом организме по определенным маршрутам (меридианам) с суточной цикличностью и связывает Инь и Ян воедино.

    Китайцы различают три вида Ци (движения энергии):

    • небесную – сила, с которой небесные тела могут воздействовать на земные процессы;

    • земную – подчинена небесной;

    • каждого человека – существует в рамках земной Ци.

    У каждого человека существуют две Ци – наследственная и приобретенная.

    Первую человек перенимает у родителей на генетическом уровне. Ее объем никто не может изменить: у каждого он свой. Приобретенную – пополняет в себе сам в виде воздуха или пищи. В итоге образуется одна Ци, которая в организме протекает по особым каналам (меридианам). От избытка или недостатка Ци человек заболевает.

    В китайской философии выделяют два вида энергии Ци:

    • Инь – отрицательная;

    • Ян – положительная.

    Символом Инь в основном выступает вода – нечто холодное и медлительное. Символ Ян – огонь, ярость, буйство. Эту идею приняли и в китайской медицине: все функции и проявления жизнедеятельности в человеческом организме они делят на Инь и Ян.

    Теория «Инь-Ян» – философская концепция, зародившаяся в VI веке до н. э., говорит о противоположных явлениях, которые не могут существовать друг без друга. Инь и Ян составляют единое целое.

    Инь и Ян выражают сменяющие друг друга явления, противоположные по своей природе: Солнце и Луна, огонь и вода, мужское и женское начало и т. д. Они находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве, поэтому и происходит смена времен года или времени суток и других противоположностей. Один из самых древних символов, который дошел до нашего времени, – монада. Он говорит о взаимном проникновении двух противоборствующих явлений, которые никогда не пересекутся, не смешаются, не перейдут друг в друга, но они же не могут существовать отдельно. В каждом явлении есть точка другого противоположного – символ зарождения Ян внутри Инь, и наоборот. Так же как единое целое, в Китае представляют и человеческий организм.

    Традиционная китайская медицина выделяет три вида вредных влияний на организм:

    • внешние силы (ветер, холод, жара);

    • внутренние силы (радость, страх, гнев);

    • прочие (тяжелая работа, плохое питание).

    У-син

    Теория «У-син» появилась вместе с теорией «Инь-Ян» также в VI веке до н. э. У-син в дословном переводе звучит как «Пять движений», или «Пять вращений». Взаимодействие противоположных частиц Инь и Ян привело появлению пяти первоэлементов (Вода, Огонь, Дерево, Земля, Металл), которые воплощают все состояния природы. Каждый предмет в природе относится к одному из пяти первоэлементов и в своем составе содержит четыре остальных в индивидуальной пропорции. Если один из первоэлементов убрать, то жизнь на Земле исчезнет.

    По теории «У-син», цикл порождения проходит так: Огонь создает Землю, Земля – Металл, Металл – Воду, Вода питает Дерево, а Дерево способствует жизни Огня. Цикл разрушения элементов происходит в ином порядке: Дерево разрушает Землю (корни разрушают землю), Земля – Воду (впитывая ее), Вода гасит Огонь, Огонь плавит Металл, а Металл рубит Дерево. Все пять первоэлементов (Огонь, Земля, Металл, Вода, Дерево) соответствуют определенным отрезкам времени, сторонам света, веществам, органам чувств человека и его эмоциям, цветовой гамме и сезонам.

    Все первоэлементы одновременно выражают взаимодействие между Инь и Ян, которые непрерывно излучаются Ци. Взаимоотношения между пятью элементами древние представляли в виде цикла различных энергий:

    • Дерево представляет энергию, которая рождается и развивается;

    • Огонь – расширяющуюся и излучающую энергию;

    • Земля – энергию, которая стабилизируется и концентрируется;

    • Металл – энергию отвердевающую и сжимающуюся;

    • Вода – это энергия, которая сохраняется, собирается и утекает.

    Восточные целители использовали взаимоотношения между пятью стихиями для объяснения и описания взаимопереходов различных субстанций одна в другую и взаимоотношений организма человека с природой.

    В настоящее время в традиционной китайской медицине благодаря этим исследованиям очень широко используют теорию пяти первоэлементов для классификации частей организма человека, а также для определения различных сторон физиологии, осмысления природы и специфики различных патологических симптомов.

    Древние ученые обобщили циклы разных энергий и каждой присвоили свой символ:

    • Дерево – символ рождения;

    • Огонь – символ максимальной активности;

    • Металл – символ упадка;

    • Вода – символ минимальной активности;

    • Земля служит осью, или центром, для любых изменений.

    Все пять первоэлементов китайские целители связывали с органами человеческого тела. Как и во всей природе в определенное время доминирует определенный элемент, так и в организме человека в определенные периоды доминирует один из органов.

    В древнекитайской медицине любой орган считается не только анатомической единицей, но и целостной функциональной системой, включающей самые различные процессы, тесно связанной с психическими состояниями.

    По теории «У-син», если какой-либо фактор извне нарушил один из пяти первоэлементов, но при этом сохранены связи между ними, то система рано или поздно придет в равновесие. Этот принцип и используется в акупунктуре: воздействие на определенные точки позволяет восстановить равновесие между первоэлементами и между Инь и Ян, а значит – и всей Ци.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.