Онлайн библиотека PLAM.RU


  • То, что необходимо знать о работе с телом

  • Принципы отстройки асан
  • Динамическая практика

  • Глава 6. В КАЧЕСТВЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

    То, что необходимо знать о работе с телом

    В этом разделе будет описана примерная техника растяжки и вообще работы с телом, дыханием и вниманием на примере конкретных последовательностей.

    Относительно общих принципов растяжки особенно стоит отметить следующее. При определенной степени натяжения мышечно-сухожильного жгута мы добираемся до болевого ощущения, вначале легкого, потом – все более сильного, постепенно оно переходит в характерное для перерастяжения тканей. Важно научиться максимально расслабляться в каждом положении, особенно полно расслабляя участки тела, подвергающиеся растяжению и балансировать на тонкой грани между присутствием боли и ее отсутствием. Когда тело расслабится в этом положении, можно идти дальше, еще больше углубляя форму и приближаясь к своим естественным пределам, не травмируя ткани. Если же мы сразу в фазе входа в асану будем пытаться опустить «релаксационный» этап и постараемся войти поглубже, мышцы не будут расслаблены до необходимой степени и на запредельное для них в данный момент натяжение среагируют рефлекторным напряжением. Растягивая напряженную мышцу, мы не сможем войти в асану достаточно глубоко и травмируем ткани. Сразу этого можно и не заметить, но со временем, накапливаясь, микротравмы обязательно о себе заявят: изменяется сама структура мышечно-сухожильного жгута, ведь ответом на небольшие надрывы будет заполнение поврежденного участка соединительной – рубцовой тканью, мышца в целом уплотняется и становится менее эластичной. Естественно, чтобы не тратить впоследствии время на восстановление, стоит с самого начала работать корректно.

    При растягивании мышц и связок в динамике или с короткими фиксациями не происходит действительно радикальной перестройки собственно тканей тела. Поэтому важно фиксировать занимаемые формы на действительно продолжительное время – только при таком подходе изменится сама траектория хода сосудистого русла и нервных волокон. В противном случае мы получим просто прирост обычной гибкости, обусловленный деформацией тканей, но никак не связанный с изменением их структуры и качества.

    Собственно, поэтому будет правильным считать, что критерием реальной перестройки тела и реальной гибкости является так называемая «холодная» растяжка – реальная степень раскрытия суставно-связочного аппарата на неразогретом теле.

    Мы входим в асану, добираясь до границы между «больно» и «не больно», и, по мере расслабления, входим все глубже, не теряя этой границы и не переходя ее, чтобы не спровоцировать напряжение мышц. Только так можно выбрать свои максимальные пределы, не травмируя тело.

    То есть стараемся не нарушать принцип ненасилия, в любом положении оставляя тело максимально естественным. Если положение достаточно напряженное, стараемся не перенапрягаться. Внешне бывает сложно заметить разницу между положением тела, которое удерживается за счет преимущественно мышечного напряжения и положением, в котором вес не удерживается мышцами, а проводится вниз, в землю, следуя вектору гравитации, в этом случае основную нагрузку несут на себе сухожилия и кости. Аналогичный принцип лежит в основе так называемый «внутренних» стилей у-шу , где особо подчеркивается искажающее влияние на потоки энергии в теле избыточного мышечного напряжения.

    В любом положении стараемся расслабить, отпустить свой внутренний объем и не блокировать собственный вес внутри, проводя его в землю. Следуя этому принципу, скажем, в плугах, сразу же можно заметить, как снимается нагрузка с головы и шейного отдела позвоночника, что само по себе сводит на нет риск травмирования, а сама асана начинает по-настоящему работать, ощущения в теле становятся намного более яркими. В стоячих асанах стараемся надавить ногами на пол, стопы «растекаются» под весом тела. Дыхание автоматически расслабляется и растягивается, становясь по-настоящему глубоким и полным. И, с другой стороны, мы расслабляем все больше и больше дыхание, добиваясь все более глубокого расслабления тела. Если не обращать внимания на эти моменты, тренировка будет все больше смещаться в сторону обычной физкультуры: на фоне напряженного тела, сжатия его внутреннего объема, тонкие ощущения глушатся, процессы, которые и вызывают эти самые ощущения, просто тормозятся и ослабляются, а трансформирующий эффект практики сводится к минимуму.

    Принципы отстройки асан

    Еще один важный момент – использование зон, из которых разворачивается движение. Это те зоны, которые удобно использовать для максимально эффективного входа в асану и работы в ней, своего рода источники движения. Так как практика асан прежде всего подчеркивает активность тела, источник его движения – Нижний Котел, или нижнее Поле света, – то, собственно, что отвечает за его нормальное функционирование. Прежде всего это низ живота, хотя часто бывает удобно использовать отдельные участки уже этой области: почки или солнечное сплетение, например. «Источники движения» важны тем, что они позволяют сразу же сделать асану энергетически насыщенной, создать повышенное внутреннее давление, на фоне которого риск получить травму минимален. Глубина входа и эффективность работы в занятой форме становятся на порядок выше.

    Позже мы еще вернемся к этому принципу, а сейчас рассмотрим его в общих чертах на примере горки. Правильно отстроив тело (руки и ноги на ширине плеч, прямые по возможности и полностью расслабленные, стопы плотно стоят на полу параллельно друг другу) начинаем двигать тазом и поясничной областью, стараясь вначале «отогреть», а потом выгнать волну из области почек вперед, в сторону ладоней, и в область таза. Субъективное ощущение, которое возникает при этом, может напоминать воздушный шарик, раздувающийся в области почек и вытягивающийся по бокам от позвоночника вверх и вниз, попутно вытягивая тело, расширяя суставы и создавая внутри повышенное давление. Начинаем руками сильно толкать руками пол, но не за счет мышечного усилия, а используя созданное внутреннее давление. Отслеживаем связь между тазобедренными суставами, плечами и ладонями и между тазобедренными суставами и стопами. Стараемся увеличить это расстояние внутренним наполнением. Копчик стремится вверх. Внимание уходит вперед, за руки, начинаем активизировать движения внимания и дыхания: вдох поднимаем по рукам в таз (ладони-плечи-тазобедренные суставы и голова-копчик), выдох опускаем назад в землю. По мере прохождения по телу волны дыхания и внимания тело вытягивается, суставы расширяются и заполняются. Часто приходится видеть попытки дотянуть в этом положении голову к полу, что вызывает перенагрузку плечевых суставов и постепенно действительно травмирует их. Не стоит стараться опустить ее, важно полноценно вытянуться. Голова естественно, без напряжения, сама опускается на пол, при этом плечевые суставы совершенно не перегружаются. Внутреннее пространство тела (его осевые магистрали) «вычищаются» движениями внутренней волны, оно становится все более и более прозрачным и насыщенным Силой.

    Такая отстройка горки и внутренней работы в ней превращает эту асану в очень эффективное средство общей очистки и энергетизации структуры. Кроме того, проблемы с плечевыми суставами, позвоночником и тазобедренными суставами становятся вполне решаемыми, уходя вместе с внутренней грязью. Внутреннее пространство начинает восприниматься как все более прозрачное, внимание может погружаться все глубже. Такая отстройка форм дает возможность достаточно эффективно выходить в созерцание внутри самой практики асан.

    Аналогично можно отстроить работу в прогибах, используя в качестве дополнительного источника движения и насыщения формы копчик и крестец: мы стараемся волнообразными движениями выгнать волну оттуда и поднять ее вверх по позвоночнику, изнутри наполняя его и вытягивая в дугу. Дальше подключаем опять-таки почки, выгоняя волну из них по бокам от позвоночника. Для углубления формы используем как дополнительный источник движения солнечное сплетение, вытягивая из него тело еще больше.

    Динамическая практика

    Достаточно большой интерес представляет динамическая практика асан, их скользяще-текучее исполнение. В этом случае мы не получим устойчивых структурных изменений, глубина проработки тела и структуры в целом может быть меньше, чем в боле статичных режимах, здесь больше выражен «раскачивающий», «разгоняющий» эффект. Возрастает количество энергии, проходящей сквозь тело, повышается его пропускная способность, активизируются процессы внутреннего энерогообмена. Все это вместе создает выраженный очистительный эффект на структуру: это похоже на то, как сквозь ограниченный объем пропускают, например, воду, которая за счет повышенного давления смывает любые препятствия на своем пути. Таким образом, такой вариант практики можно считать достаточно удобным стартовым механизмом для дальнейших изменений. Темп выполнения во многом определяет характер энергетических изменений, их окрашенность: жесткая динамика оказывает и более ярко выраженный активизирующий эффект, но и более поверхностный, плавное скольжение действует мягче, но эффект оказывается более глубоким. Кроме того, ритмичное выполнение одинаковых циклов, состоящих из небольшого количества форм, оказывает на сознание эффект, напоминающий практику мантр: деятельность ума приостанавливается, восприятие становится более ярким и «выпуклым». После освоения последовательности достаточно быстро становятся возможными выходы в измененные состояния сознания, в эти моменты важно сохранять всю полноту контроля: чувствительность изменяется, и степень текучести тела значительно возрастает, при этом нарушается ощущение реальных границ «степени свободы» суставно-связочного аппарата своего тела, что легко может привести к травме.

    Существует большое количество подобных комплексов. Отследив закономерность, на которой они основаны, подобных последовательностей можно сконструировать достаточно много, подобрав уровень их сложности под себя.

    Для примера рассмотрим некоторые из возможных вариантов.

    Общие правила остаются теми же, что и при обычной практике асан: работаем расслабленно, дыхание движется свободно и естественно, без задержек, голосовая щель, как и все тело, нигде не зажимается.

    Ключ к пониманию того, как работают динамические практики – отслеживание ощущений, возникающих вдоль оси тела при его перемещении относительно вектора гравитации.

    Отследив эти ощущения, первично связанные для нашего восприятия с перемещением объемов крови в теле под действием силы тяжести, мы сможем их сознательно раскачивать еще больше, что существенно уменьшит количество времени, необходимое для достижения необходимого результата, при общем повышении эффективности, хотя сами по себе динамические практики работают автоматически.

    Их описание мы начнем со стандартных последовательностей сурья-намаскар.

    Количество повторений традиционно кратно трем: три, шесть, девять раз повторяем первое кольцо, аналогично: второе, третье и т.д. Со временем появится четкое ощущение того состояния, которое остается в теле после практики малых колец, и станет возможным подбирать количество циклов и сам стиль исполнения в соответствии с исходным состоянием и необходимостью, которую диктует текущий момент. Первые циклы могут быть с небольшими фиксациями в тех или иных формах, постепенно тело разогревается, становится все более текучим, в конце концов, превратившись в расплавленный, текучий и абсолютно подконтрольный воле металл.

    Очень важно при исполнении динамических последовательностей обращать внимание на то, чтобы каждое последующее движение являлось продолжением и развитием предыдущего. По позвоночнику, вдоль оси тела, гуляют волны, по сути, эти последовательности можно рассматривать как одну непрерывную игру импульсов: волна из копчика докатывается до головы, мы подхватываем ее головой и новым движением возвращаем ее в копчик, как только она докатывается туда, стараемся не потерять ее и снова возвращаем в голову… Сознательная активизация этих процессов уводит практику все более в сторону исключительно энергетической работы, на «физику» остается процентов 30. Синхронно с волнами по телу движется внимание, усиливая происходящие процессы. При этом глаза также могут повторять движения внимания: когда оно собирается в голове, взгляд может быть направлен вверх, хотя и не фиксируясь ни на чем конкретно. Когда внимание уходит вниз, в копчик, взгляд скользит за ним, при этом со стороны может показаться, что мы смотрим на кончик носа ( насикагра-дришти).

    Условно назовем эти последовательности динамическими блоками .









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.