|
||||
|
ГЛАВА 1. ДЕТСТВО И ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ ЗАРОЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ Многие чувства нелегко поддаются точным определениям. На протяжении веков люди пытались с большим или меньшим успехом сформулировать понятие любви. Философы, моралисты, психологи и поэты предлагали свои определения этого загадочного феномена. Каждый из них отыскивал отдельные элементы, из которых складывается любовь, полагая, что они заслуживают наибольшего внимания и несут в себе созидательное начало. Современная сексология также предпринимает попытки анализа сущности любви, причём для ясности выделяет два главных аспекта. Первый — это эмоциональная любовь, основанная на духовном стрёмлении к союзу с другим человеком. Второй аспект касается биологического влечения, или стремления к снятию сексуального напряжения. Обе эти «нити», если можно так выразиться, сплетаются в единый прочный «жгут» на протяжении всей жизни человека. Любовь, объединяющая двух людей, не рождается внезапно «из ничего», а является результатом всей их предыдущей жизни. Весь эмоциональный опыт человека, начиная чуть ли не с эмбрионального периода развития, влияет на формирование у него чувства любви, возникающего в зрелом возрасте. Рассмотрим первое слагаемое любви — её эмоциональную сторону. Чувство любви проявляется в желании постоянно находиться в близком контакте с любимым человеком. Первым периодом, когда в основание возводимого «дома», именуемого любовью, закладывается первый «кирпичик», является эмбриональный период развития человека. Находясь во чреве матери, ребёнок уже связан с ней физическими и эмоциональными узами. Можно, наверное, спросить: откуда берутся чувства у зародыша, который ещё не начал жить самостоятельной жизнью? В этой фазе любви матери и ребёнка основная «тяжесть» этого чувства ложится на мать, в то время как ребёнок выступает в роли потребителя: без материнской любви и создания в её организме необходимых условий он не смог бы развиваться и жить. Речь идёт, разумеется, о психоэмоциональном контакте между матерью и ребёнком в этот период. Существует точка зрения, что ребёнка до момента рождения следует рассматривать как часть организма матери (без самостоятельной жизни и собственных реакций). Современная наука проливает новый свет на эту проблему. В частности, Артур и Маргарет Лайли, учёные из Новой Зеландии, в 1960 году опубликовали результаты необычайно интересных наблюдений за поведением плода в утробе матери. В процессе исследований учёные сделали несколько фильмов, показывающих внутриутробное развитие «маленького человека» с первых недель до момента рождения. В первые месяцы беременности плод как небольшая рыбка энергично передвигается и «плавает» в околоплодных водах. На третий месяц он открывает глазки и начинает различать свет и темноту, охотно поворачиваясь в более светлую сторону. После трех месяцев можно заметить, что плод начинает слышать биение сердца матери и шумы в кишечнике, а также сжимается, демонстрируя защитную реакцию на резкие звуки из внешнего мира. Взволнованность, раздражительность, резкий крик, внезапный страх или гнев матери заметно увеличивают число сокращений сердца ребёнка. Можно с полным основанием утверждать, что дитя вместе с матерью переживает все опасности, с которыми ей приходится сталкиваться, и нервные стрессы. Трудно в это поверить, не правда ли? Однако наукой доказано, что страх и чувство злости, испытываемые матерью, способствуют усиленному выделению из надпочечников (желез внутренней секреции) адреналина, попадающего в систему кровообращения. Этот гормон проникает через плаценту в кровь плода, что приводит к учащению сердцебиения у ребёнка. Если бы мы захотели, рассказывая о физиологических процессах, описать эмоциональные переживания взрослого человека, то оказалось бы, что большинство протекающих при этом реакций вызваны теми или иными нейрогормональными раздражителями. Я полагаю, что могу себе позволить рассматривать эти выявленные наукой процессы как проявление совместного реагирования на отдельные воздействия внешнего мира двух существ, неразрывно связанных между собой тесными эмоциональными узами. Выяснилось, что уже на пятом месяце беременности ребёнок в утробе матери ведёт себя как маленький человечек. Он не только двигается, почёсывает себе головку, животик, но и играет с пальчиками ручек и ножек, открывает глаза и сосёт палец, глотает и выплёвывает околоплодную жидкость. Малыш очень не любит лежать на твёрдом и чрезмерно изогнутом вперёд позвоночнике матери, который на него давит, поэтому он делает резкие движения, когда мать ложится вечером отдыхать. Ребёнок вращается, сползая с позвоночника матери, и занимает удобное положение на боку. Новозеландские учёные располагают также кинокадрами, показывающими реакцию семи— и восьмимесячного плода на попытки сделать внутриматочные уколы (к этому средству прибегают с целью спасения жизни ребёнка при резус-конфликте крови плода и крови матери). Ребёнок при этом извивается, как вьюн, и защищается ручками, чтобы увернуться от иглы и избежать боли. Многие аналогичные наблюдения привели к кардинальному изменению точки зрения на проблему начала жизни ребёнка. Формально жизнь начинается тогда, когда младенец сделает первый вдох, а фактически ещё в утробе матери у него действует много механизмов вполне самостоятельной жизнедеятельности. Глядя на это живое существо — защищающееся, чётко реагирующее на приятные или неприятные для него раздражители, я не совершаю, по-видимому, большой ошибки, когда говорю о взаимной любви матери и ребёнка в эмбриональный период его развития. Младенец выступает в роли потребителя, а мать — как даритель этой любви. На протяжении жизни человека соотношение между дарением и получением любви постоянно меняется, перевешивая то в одну, то в другую сторону. Ещё Бальзак писал, что «в любви обязательно есть тот, кто целует, и тот, кого целуют». Беременность для женщины — это огромная школа бескорыстного чувства, влияющая на весь уклад её жизни. Уже в этот период будущая мать может показать, на что она способна. Ребёнок в утробе матери — обожаемое существо, ради которого совершают прогулки, чтобы к нему поступало больше кислорода, ради него также прибегают к специальной диете, чтобы он был здоровым и сильным, стараются всегда сохранять самообладание и поддерживать хорошее настроение, чтобы создать ему наилучшие условия. В благоприятной спокойной атмосфере ребёнок, отвечая на материнскую заботу, нормально растёт и развивается и, наоборот, хиреет в обстановке нервозности и раздражительности. Роль первой фазы любви — любви матери к вынашиваемому плоду, а также значение эмбрионального периода для последующего нормального развития ребёнка представляются крайне важными, хотя нередко недооцениваются. После рождения малыша наступает этап младенчества, во время которого продолжается процесс формирования любви матери и ребёнка, начатый в эмбриональный период. Характерные черты этого этапа хорошо подмечены американским философом и психологом Эрихом Фроммом в его книге «Об искусстве любви»: «Ребёнок, хотя он уже живёт вне утробы матери, по-прежнему целиком от неё зависит. Когда малыш растёт и развивается, он приобретает способность воспринимать вещи такими, какими они видятся в действительности; удовольствие, испытываемое при сосании груди, уже не ассоциируется с материнским соском, а материнская грудь — это не обязательно сама мать. Ребёнок начинает, например, разбираться, что жажда может быть утолена не только молоком из материнской груди, но и молоком из бутылки. Малыш познает своё влияние на людей: понимает, что его возьмут на руки, если он заплачет, знает, что ему будут улыбаться, когда он начнёт есть, и т. д. Весь этот опыт кристаллизуется и концентрируется в понимании: я любим. Я любим, потому что я дитя матери. Меня любят, так как я беспомощен. Любят за то, что я такой хороший и удивительный. Я любим, потому что необходим матери. Выражаясь более конкретно, меня любят за то, кто я есть, или ещё точнее: меня любят просто потому, что я есть. Ты не осознаешь того, что мать тебя любит. Ты ничего не обязан предпринимать, чтобы быть любимым, — любовь матери не связана с выполнением каких-либо условий. Единственное, что от тебя требуется, — быть её ребёнком. Любовь матери — счастье, за которое не надо бороться, не надо никому доказывать, что ты достоин этой любви. Однако тот факт, что материнская любовь ничем не обусловлена, имеет и негативную сторону. Этой любви не только не надо добиваться — её нельзя также завоевать, искусственно вызвать или подчинить себе. Если она существует, то это благодеяние, дар судьбы, а если её нет — то кажется, что вся красота мира померкла и исчезла из твоей жизни, и уже нельзя ничего сделать, чтобы её возродить». Тепло и нежность материнского чувства, наполняющего жизнь младенца, — основа, на которой потом рождаются инстинкт любви, потребность в союзе и интимном контакте с другим человеком. Огромное значение периода младенчества в жизни ребёнка для нормального развития эмоциональности в зрелом возрасте подтверждается многочисленными исследованиями жизни животных. Наблюдения зоологов показывают, что неразвитость некоторых инстинктов у животных в ранний период их развития приводит к ущербности, отягощающей все их дальнейшее существование. На птицеводческой ферме был проведён, например, такой опыт: отобрали несколько десятков цыплят сразу после того, как они вылупились, и в течение нескольких дней кормили, вкладывая им корм в клюв — то есть таким же методом, каким птицы в гнёздах выкармливают своих птенцов. Цыплята, которые были приучены принимать пищу только таким образом, не могли потом, достигнув размеров взрослой курицы, самостоятельно клевать корм и были обречены либо на искусственное вскармливание, либо на гибель. Этот эксперимент показывает, что инстинктом клёва птице необходимо овладеть в первые недели жизни, и если он не разовьётся именно в это время, то в дальнейшем упущенное восполнить невозможно. Подобные опыты проводились в США с молодыми обезьянками, которых с самого рождения поместили в отдельные клетки, куда им подавали пищу и где они были ограждены как от эмоциональных контактов со своими матерями, так и от общения со сверстниками. После того как животные подросли, обнаружилось их неумение устанавливать и поддерживать сексуальные отношения с другими обезьянами, общество которых, судя по всему, их не привлекло. Учёные давно пришли к выводу, что у животных, лишённых материнской любви и общения с представителями своего вида, не развивается в достаточной мере сексуальное влечение. Одного биологического инстинкта, как показывает опыт, крайне недостаточно. Можно сказать, что материнская любовь является своеобразным витамином, необходимым для нормального развития ребёнка. Этот витамин профессор Владислав Шенайх, большой друг детей, предложил назвать «витамином М». Дети, воспитываемые в грудном возрасте без «витамина М», вырастают в людей, лишённых инстинкта любви и потребности соединить свою судьбу с другим человеком. Можно было бы привести много примеров, доказывающих это. Врач София Шиманьская в своей книге «Психиатрия детского возраста» рассказывает о результатах наблюдений, проведённых в двух детских яслях в Нью-Йорке: в одних — для детей из зажиточных семей; в других — для малышей, родители которых обитали в бедных кварталах. В «аристократических» комфортабельных детских яслях все предметы, окружавшие детей, старательно дезинфицировались и стерилизовались. Детей принимали медсёстры, мыли их, переодевали и укладывали в отдельные застеклённые боксы, где младенцев затем перепелёнывали, развлекали и кормили стерильными смесями из бутылок. Во избежание инфекции посторонним вход в боксы в течение дня был воспрещён, и только вечером или по субботам и воскресеньям детей забирали родители. В яслях для малоимущих условия были значительно хуже: строгие правила относительно изоляции детей и стерилизации пищи практически не соблюдались. Дети играли все вместе в общих помещениях, а во время кормления приходили их матери, которые кормили младенцев грудью, участвовали в детских забавах и согревали детей материнской нежностью. Каков же был эффект этих двух воспитательных методов? Результаты оказались впечатляющими. Детская смертность в образцовых яслях была в пять раз выше, чем в «бедных», где дети прекрасно себя чувствовали и нормально развивались. И здесь важную роль сыграл, несомненно, «витамин М». Характерная черта следующего этапа эмоционального развития ребёнка, когда он «вылетает» из тёплого гнезда материнской любви в 6—7-летнем возрасте, — крепнущий эмоциональный контакт с отцом и зарождающиеся дружеские отношения с ровесниками в школе. Отцовская любовь носит несколько иной характер, чем любовь матери, поскольку она не базируется на постоянном безотчётном чувстве, а требует отдачи: другими словами, ребёнок может её иметь, только если заслужит. Можно ещё раз сослаться на книгу Эриха Фромма, который очень метко охарактеризовал роль отцовской и материнской любви в нормальном развитии ребёнка: «Чтобы понять перенесение „центра тяжести“ с матери на отца, следует присмотреться к коренным различиям между любовью отца и любовью матери… Говоря о материнской и отцовской любви, я имею в виду, разумеется, её „идеальные варианты“, не претендуя на то, что каждый отец и каждая мать реализуют именно такую модель родительского чувства. Я рассматриваю воздействие на ребёнка материнского и отцовского начала, личности матери и отца. Ничем не обусловленная любовь отвечает самым сокровенным мечтам не только ребёнка, но каждого человеческого существа; с другой стороны, ситуация, при которой тебя любят за то, что ты этой любви добился и имеешь на неё право, всегда вызывает сомнения: а вдруг мною недовольна особа, любовь которой я хочу заслужить? Вдруг я поступил не так, как следовало бы, и совершил какую-то ошибку? То есть всегда существует опасение, что любовь может исчезнуть. Больше того, «заслуженная» любовь легко даёт осадок горького чувства, что тебя любят не ради тебя самого, а лишь чтобы получить удовольствие. Бывает, что детально взвесив все за и против, ты вдруг убеждаешься, что тебя вообще не любят, а лишь используют в собственных интересах. Поэтому неудивительно, что все мы так горячо стремимся к материнской любви не только в детском возрасте, но и будучи взрослыми. Отношение к отцу совершенно иное. Мать — это олицетворение «дома», из которого мы выходим, это наша природа, а отец не ассоциируется с таким «домом». В первые годы жизни ребёнка его контакты с отцом очень ограничены и их значение нельзя сравнивать с той ролью, которую выполняет мать. Но отец тем не менее представляет для малыша другой полюс человеческого существования: мир разума, предметов — творений человеческих рук, мир порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец — это тот человек, который учит ребёнка, указывает ему дорогу в мир. Любовь отца — обусловленная любовь. Её принцип гласит: «Я люблю тебя, потому что ты оправдываешь мои ожидания и выполняешь свой долг, потому что ты такой же, как и я». В зависящей от многих условий отцовской любви мы находим (точно так же, как и в ничем не обусловленной материнской любви) отрицательные и положительные стороны. Негативным является то, что отцовскую любовь необходимо заслужить и её можно потерять, если не оправдаешь ожиданий. Отцовская любовь основана на истине, что послушание ребёнка — его главное достоинство, а непослушание — главное прегрешение, оборачивающееся потерей любви отца. С другой стороны — и это положительный момент — поскольку отцовское чувство зависит от каких-либо условий, то в моей власти, если я постараюсь, его заслужить — ведь любовь отца, в отличие от материнской любви, можно завоевать усилиями моей воли». Налаживание дружеских отношений со сверстниками своего пола начинается, как правило, в школьном возрасте, то есть от 7 до 17 лет. Дружба вырабатывает умение дарить и получать, учит оказывать взаимные услуги на равных партнёрских правах, рождает у молодых людей потребность сопереживания важных событий в жизни. Дружба формирует также чувство товарищества и ответственности за другого человека. Родители в этот период должны быть тактичными с детьми, наблюдать за ними на расстоянии, предоставить им больше свободы и самостоятельности. В конце длительного и сложного процесса развития эмоциональности и потребности иметь товарища появляется желание любви к представителю противоположного пола. Любовь мужчины и женщины — синтез всех эмоций, чувств и переживаний, венец их сокровенных мечтаний, реализация физической и эмоциональной общности. Разумеется, в душе каждого из нас живёт стремление к любви ничем не обусловленной, как материнская: мама дарит нам своё чувство, ничего не требуя взамен; к любви, которой тебя вознаграждают только за то, что ты существуешь в жизни другого человека. Но это недостижимый идеал, так как любовь мужчины и женщины ничем не напоминает материнское чувство. Любовь матери — инфантильная форма любви, устраивающая лишь младенцев грудного возраста. Такая любовь, если бы она существовала у взрослых, вызывала бы постоянное беспокойство, поскольку никто не имел бы на неё никакого влияния. Объект любви в этом случае превращается как бы в предмет восхищения, лишённый всяких прав и обязанностей, которые должен взять на себя партнёр. Зрелая любовь, пожалуй, ближе к отцовской любви, потому что каждый из любящих имеет собственный мир интересов и взглядов. Партнёр должен их узнать, понять, научиться поступать так, чтобы быть достойным любви, постоянно развивать и совершенствовать своё чувство. И тогда откроется перспектива строить и обогащать взаимные отношения, возлагая на себя всю полноту ответственности за их жизнестойкость и прочность, за то, какими они будут. Находя методы и формы, обогащающие взаимное чувство, мы одновременно обретаем уверенность, что возведение «здания» любви зависит от нас самих. Вместе с тем чувство, связывающее двух любящих людей, коренным образом отличается от отцовской любви. Ситуация не должна складываться так, что один из партнёров из кожи вон лезет, чтобы заслужить любовь, а другой одаривает его ею или отказывает ему в этой милости в зависимости от усилий, предпринятых тем ради достижения цели. Любовь больше напоминает узы дружбы, когда партнёрство поделено поровну между теми, кто любит, причём обе стороны одновременно выступают в роли — если говорить о чувствах — и дарителя и получателя. Фромм в своей работе «Об искусстве любви» не предлагает формулу «Я люблю тебя, потому что ты мне необходим», а подчёркивает: «Мы необходимы друг другу, потому что любим» — эти два высказывания несут совершенно разную смысловую нагрузку. Двое любящих людей образуют как бы замкнутый круг, вбирающий весь их предыдущий жизненный опыт, обогащённый физической и эмоциональной общностью. Анализируя этапы развития чувств человека — от его зачатия до зрелого возраста, мы находим удивительное сходство развития эмоциональности в жизни отдельного человека с развитием любви между представителями противоположного пола. Зарождение любви напоминает период младенчества и наполняет нас радостным изумлением: почему вдруг полюбили именно меня — ведь в мире живёт столько людей, гораздо более красивых и умных, чем я? Таинственный момент рождения любви, когда никто из партнёров не в состоянии сказать, за что и почему он полюбил именно эту женщину или этого мужчину, воскрешает в памяти период ничем не обусловленной любви матери к ребёнку. Мы любим человека только за то, что он существует! Но уже после первых упоительных «минут» взаимного очарования наступает фаза построения союза двух любящих сердец, требующего огромного труда, полного самопожертвования. После того как пройдены эти два этапа, наступает период партнёрства — зрелой любви, гармоничной дружбы, основанной на взаимопонимании, чувстве ответственности за судьбу другого человека, заботе о его физическом и психическом самочувствии, причём не только в сфере сексуальных отношений, но и в тех трудных ситуациях, которые преподносит жизнь. Однако я убеждена, что наиболее благоприятную основу для развития прочного союза двух любящих людей составляет прежде всего удавшаяся совместная сексуальная жизнь. БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СЕКСА Другой, не менее сильной и важной, составной частью любви является, наряду с эмоциональным чувством, сексуальное влечение (либидо), в основе которого лежат биологические механизмы. Под сексуальным влечением подразумевается стремление к снятию сексуального напряжения. Физическая сторона любви представляет такой же сложный механизм, как и её эмоциональный фон. У физической любви также есть свой «день рождения», а её расцвет и продолжительность зависят от многих условий, необходимых для нормального развития полового влечения. Развитие сексуальной чувствительности, как и формирование эмоциональности, позволяющей человеку полнее испытывать физические ощущения, находится в центре внимания научных исследований на протяжении многих десятков лет. Учёные, в частности, пытались выяснить, является ли сексуальное влечение врождённым или же возникает в результате приобретённого опыта? В каждом ли человеке заложен инстинкт, который в соответствующем возрасте подсказывает ему, как и что необходимо делать, или же его сексуальное поведение определяется уровнем образованности, воспитанием, а также средой, в которой он вращается и завязывает знакомства? Были выявлены различные механизмы, воздействующие на возникновение, развитие и угасание сексуального влечения. Исследования в этой области ведутся, как известно, по многим направлениям. Социология пытается, например, определить влияние профессиональных и бытовых условий на сексуальную жизнь. Анатомия изучает строение половых органов и особенности их иннервации и кровоснабжения. Физиология занимается изучением функций половых органов и нервной системы, а также воздействия деятельности желез внутренней секреции на половую жизнь. И, наконец, психология исследует взаимосвязи между сознанием, психикой и сексуальной жизнью. Строение половых органов человека, участие нервной системы в половом акте и способы передачи импульсов и ощущений будут рассмотрены в последующих разделах книги. Поэтому я начну с анализа воздействия гормонов, вырабатываемых половыми железами, на механизм развития сексуального влечения у человека. Эта проблема интересует меня уже много лет, и я посвятила ей большинство своих научных работ. Следует подчеркнуть, что, объясняя процесс формирования сексуального влечения у человека (эту тему затрагивают мои дальнейшие выводы), я опираюсь на материалы, собранные и систематизированные в сексологической и цитодиагностической консультациях Общества планирования семьи. Проблема зависимости вырабатывания половых гормонов и развития сексуального влечения давно является предметом научных исследований. Например, ещё в древности изучали, как влияет кастрация на сексуальное влечение и поведение самцов животных. Дальнейшие наблюдения показали, что у женщин с появлением менструаций начинается половое созревание и возникает сексуальное влечение. Потом постепенно пришли к пониманию связи между половым созреванием и появлением сексуального влечения, между развитием половых органов и материнством. С созданием науки о железах внутренней секреции учёные начали также анализировать их значение в возникновении полового влечения и зачатии. В статье «Сексуальное поведение женщины» («Отчёт Кинзи» — первое в мире крупное сексологическое исследование, изданное в США) есть большой раздел, содержащий анализ зависимости сексуального влечения от деятельности желез внутренней секреции. Описывая методы измерений уровня гормонов в организме человека, Альфред Кинзи приводит графики кривых выделения 17-кетостероидов на протяжении жизни мужчины и женщины. Кетостероиды — это продукты распада гормонов, выделяемых надпочечниками, яичниками и семенниками, причём надпочечники вырабатывают кортикоиды, семенники — тестостерон, а яичники — эстрогены. Все эти гормоны после использования организмом выделяются из него в виде 17-кетостероидов. Кинзи и эндокринологи утверждают, что гормоны, вырабатываемые надпочечниками, составляют две трети всего объёма выделяемых 17-кетостероидов, а одна треть приходится на тестостерон у мужчин и эстрогены — у женщин. На графике, приведённом Кинзи, кривые выделения 17-кетостероидов у женщин и мужчин сильно отличаются одна от другой. «Мужская» гормональная кривая «взлетает» вверх в период полового созревания, после чего постепенно понижается до самой старости. «Женская» гормональная кривая заметно «ползёт в гору», но её верхняя граница намного ниже «мужского» пика во время полового созревания, причём в дальнейшем кривая идёт горизонтально без существенных перепадов. Кинзи составил также график кривых, демонстрирующих уровни сексуального напряжения на протяжении жизни мужчины и женщины. Он использовал в своих исследованиях обширные статистические данные, приняв в качестве показателя степени сексуального напряжения количество половых сношений за неделю. При этом автор предупреждал, что выбор объективного показателя сексуального напряжения — крайне трудная задача, и избранная им методика также страдает несовершенством, как и многие другие. Имеющиеся статистические сведения порой не поддаются сравнению, поскольку известно, что нормальный здоровый мужчина с одинаковым успехом может иметь как одно половое сношение за неделю, так и пять за один день (в обоих случаях цифры в пределах нормы). Несмотря на трудности, учёному все же удалось, обобщив многочисленные цифровые данные, вывести график кривых сексуального напряжения у мужчин и женщин. На рис. 1 мы видим крутой подъем «мужской» кривой, достигающей максимума в период от начала полового созревания до 20—25 лет, после чего она постепенно понижается до нулевой отметки в преклонном возрасте. «Женская» кривая тоже растёт вверх, но очень незначительно, достигая своего пика в период полового созревания, а затем, начиная с 18-летнего возраста, тянется горизонтально до полного спада в старости. При сравнении кривых выделения гормонов с кривыми сексуального напряжения заметно их сходство. Это позволило Кинзи выдвинуть предположение, что степень сексуального напряжения зависит прежде всего от количества гормонов, выделяемых корой надпочечников, а также от половых гормонов: тестостерона у мужчин и эстрогенов у женщин. Многочисленные эксперименты на животных также показали огромное влияние эстрогенных гормонов на появление у самок признаков течки, а гон у животных можно в определённом смысле сравнивать с сексуальным напряжением у людей. Кинзи пришёл к выводу, что кривая сексуального напряжения не претерпевает больших изменений на протяжении жизни женщины, за исключением довольно быстрого роста в период полового созревания. Я же за годы своей многолетней практики в области гинекологии заметила (как, впрочем, и другие гинекологи), что сексуальное напряжение у женщин не остаётся неизменным, а испытывает довольно заметные колебания. Стремясь выявить причины расхождений между результатами моих постоянных врачебных наблюдений и исследований Кинзи, я решила самостоятельно составить графики, показывающие изменение уровня эстрогенов и степень сексуального напряжения в течение жизни здоровой женщины. Сопоставление полученных кривых позволило бы ответить на вопрос, совпадает ли эстрогенная кривая с кривой сексуального напряжения (что подтвердило бы их взаимозависимость), а также проверить соответствие полученных результатов данным, приведённым Кинзи. Поскольку я считаю, что количество половых сношений (коитусов) за неделю не может рассматриваться у женщины как единственный показатель сексуального напряжения (даже при большой частоте сношений она вообще может не испытывать оргазм), я оценивала уровень сёксуального напряжения при помощи специальной шкалы, учитывающей не только количественную, но и качественную сторону этого напряжения. В шкале учтены, помимо частоты сношений, оргазмы, испытываемые женщиной в сновидениях, а также при искусственном раздражении клитора (мастурбации). Принималась также во внимание степень сексуальной инициативы (кто инициатор при сношении: мужчина или женщина?). Затем я подразделила оргазмы, испытываемые женщиной при половом сношении, на только клиторические, клиторическо-вагинальные и многократные (отмечавшиеся в ходе одного полового сношения). Все эти данные позволили составить четыре группы характеристик: низкое, среднее, высокое и максимальное сексуальное напряжение (рис. 2). При оценке сексуального напряжения у мужчин использовался метод Кинзи, то есть учитывалось количество половых сношений за неделю, включая онанизм и поллюции (непроизвольное извержение семени во время сна). Чтобы вывести «мужскую» и «женскую» кривые сексуального напряжения, потребовалось провести анкетирование 500 женщин и 170 мужчин. «Мужская» кривая получилась аналогичной кривой Кинзи, в то время как «женская» существенно изменила свою форму по сравнению с той, какую составил американский сексолог. Затем я построила график уровня эстрогенов здоровой женщины в течение её жизни, опираясь не на исследования гормонов, видоизменённых печенью и выделенных из организма с мочой (как у Кинзи), а на показатели, характеризующие действие эстрогенных гормонов на жёнские половые органы. При этом я учитывала также данные измерений утренней ректальной температуры, колебания которой, вызванные напряжением вегетативной нервной системы, также говорят о влиянии яичниковых гормонов на женский организм во время менструального цикла. Метод использования температурных данных, на основании которых была выведена кривая утренней температуры, впервые был описан известным учёным Ван де Вельде. Методика таких измерений, по-видимому, хорошо известна читателям, так как в течение многих лет она рекомендовалась в противозачаточных целях. На основе изучения месячных циклов у обследованных мною 217 жёнщин разного возраста я составила кривую уровня эстрогенных гормонов на протяжении жизни (рис. 3). На графике отчётливо видно, что эта кривая не совпадает с кривой выделения 17-кетостероидов, предложенной Кинзи. Кривая уровня эстрогенов постепенно растёт, начиная с периода полового созревания, и достигает максимума где-то между 35-м и 45-м годами жизни, после чего медленно спадает и сходит на нет на отметке 60-летнего возраста. Мы видим, что кривая уровня эстрогенов и кривая сексуального напряжения у женщины (сравните рис. 2 и 3) почти идентичны. Проведённые исследования показали, что изменения сексуального напряжения у женщины в течение её жизни в большей степени зависят от гормонов, вырабатываемых яичниками, а не от уровня гормонов, выделяемых надпочечниками, как считал Кинзи. Подытоживая результаты своих исследований, я объединила на одном графике «мужскую» и «женскую» кривые сексуального напряжения методом взаимного наложения (рис. 4). График показывает, что кривые значительно отличаются по форме, пересекаясь в зрелом возрасте и сильно удаляясь одна от другой в юношеском и предклимактерическом периодах. График делится на три отрезка, соответствующих возрастным периодам. Первый период — возраст 12— 25 лет, когда наблюдаются большие различия в уровнях сексуального напряжения мужчины и женщины, — я назвала первой конфликтной фазой. Период с 25 до 45 лет, когда кривые сексуального напряжения у женщины и мужчины достигают максимального уровня, можно считать периодом сексуальной гармонии. Период после 45 лет, когда «мужская» и «женская» кривые так же резко удалены одна от другой, как и в юношеском возрасте, я определила как вторую конфликтную фазу. Анализ кривых позволяет отчасти понять причины многих недоразумений и конфликтов, возникающих между партнёрами в их совместной половой жизни. К кривым сексуального напряжения мы ещё не раз будем возвращаться в последующих разделах книги. Поэтому ограничусь пока лишь общей характеристикой сексуального напряжения и его изменений в течение жизни человека и постараюсь вкратце объяснить их влияние на сексуальные отношения партнёров. Первая конфликтная фаза охватывает, как я уже подчёркивала, период с 12 до 25 лет. С начала полового созревания сексуальное влечение у подростка быстро достигает своего максимального уровня. Уже с 12—16 лет поллюции в сновидениях и онанизм представляют непроизвольные, а затем и осознанные попытки избавиться от сексуального напряжения. Почти 100 процентов юношей в 15—18-летнем возрасте подвержены онанизму, что указывает на интенсивность потребностей в половой сфере (на графике кривая «ползёт» вверх). Проявления либидо сопровождаются энергичными поисками партнёрши, нередко заканчивающимися успехом, о чём свидетельствуют статистические данные: большинство юношей начинают половую жизнь приблизительно в 17 лет. Поскольку найти партнёршу среди сверстниц трудно, то нередко молодые люди вступают в половые отношения с женщинами, уже достигшими сексуальной зрелости. Резкий рост сексуального напряжения у юношей в данном возрасте настолько сильно воздействует на организм, что ограничивает развитие их эмоциональности. Эмоционально-психическое развитие попросту не успевает за физическим. У девочек в возрасте от 12 до 16 лет сексуальное напряжение сравнительно низкое и половая возбудимость, естественно, небольшая. Поскольку чувствительность сексуальных рецепторов (нервных окончаний на коже, сосках груди и половых органах) ещё не развита, то и нет большой потребности в физических чувственных ощущениях. Восполняется эта «физиологическая недоразвитость» сексуальной чувствительности интенсивным развитием эмоциональности, проявляющейся в стремлении превратить мальчика в свою «собственность». Ввиду небольшого уровня сексуального напряжения девочки прибегают к мастурбации значительно реже, чем мальчики к онанизму (всего около 20 процентов). Девушка моложе 16 лет, вступившая в половую связь под нажимом ухаживающего за ней юноши, чаще всего не испытывает сексуального удовлетворения. Именно поэтому она не стремится к физической близости, несмотря на интенсивность своих эмоциональных переживаний. У 18—25-летних мужчин, достигших полного сексуального развития, начинает постепенно развиваться эмоциональность, а у молодой женщины в этом возрасте интенсивному расцвету эмоциональности сопутствует постепенное пробуждение чувственности. Период сексуальной гармонии, как мы договорились считать, охватывает возраст 25—45 лет. Сексуальное напряжение у мужчин в это время незначительно уменьшается, в то время как у женщины постепенно растёт до максимума. В целом это период наиболее полной эмоциональной и сёксуальной гармонии, и источник конфликтов следует искать прежде всего в нежелательной беременности и трудностях окружающей действительности. На графике мы видим, что сексуальное напряжение и у мужчин, и у женщин достигает в этот период жизни отметки «высокое» или «максимальное». Вторая конфликтная фаза наступает после 45 лет. Сексуальное напряжение у мужчины после 35 лет медленно, но неуклонно снижается, достигая среднего уровня на рубеже 45—55 лет. У женщины в этот период сексуальные возможности довольно высоки. Сексуальное напряжение у неё по-прежнему поддерживается в границах максимального. Таким образом, расхождения в сексуальных потребностях и возможностях снова становятся одним из главных источников конфликтных ситуаций, которые нередко ведут к распаду браков. Женщины в этом возрасте склонны принимать ухаживания молодых партнёров, переживающих «взлёт» своих сексуальных потребностей. Вместе с тем мужчины начинают проявлять интерес к очень молоденьким девушкам, для которых характерны сравнительно скромные сексуальные запросы. У мужчин и женщин, которым за пятьдесят, сексуальное напряжение понижается до среднего уровня, и возникавшие ранее конфликты на сексуальной почве постепенно теряют свою актуальность, уходя в прошлое. Свои рассуждения я преднамеренно ограничиваю (для лучшего понимания) анализом только одного элемента — сексуального напряжения, абстрагируясь от таких достоинств молодого партнёра (или партнёрши), как красота, развитость мускулатуры и других. Приведённая выше схема основана, разумеется, на средних показателях сексуального напряжения и не исключает в отдельных случаях проявления индивидуальных особенностей личности: например, большой сёксуальной возбудимости у очень молоденькой девушки или высокого сёксуального напряжения у мужчины, которое держится на стабильном уровне иногда до очень преклонного возраста. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|