|
||||
|
Очарование полярностей А теперь давайте посмотрим, как двойственность про...Очарование полярностей А теперь давайте посмотрим, как двойственность проявляется в жизни. В поэтической традиции Японии есть такое явление, как "хайку" — семнадцатисложные стихи. Гением сложения хайку был Басе, который жил в шестнадцатом или семнадцатом веке, не помню точно. Вот некоторые из его стихов: На голой ветке Ворон сидит одиноко. Осенний вечер! Новая луна! Столько ждал ее и вот — В нынешнюю Ночь… О, этот долгий путь. Сгущается сумрак осенний — И ни души кругом. В пути я занемог. И все бежит, кружит мой сон По выжженным полям. Обратите внимание, что в каждом хайку нас раскачивает из одной противоположности в другую. "В пути я занемог", — в этот момент мы концентрируемся на себе. В нас возникает множество чувств и ассоциаций, которые, конечно же, проходят вне нашего осознания. Они формируют совершенно особое внутреннее переживание. Простым упоминанием выжженных полей Басе выбрасывает нас в другую противоположность, внутри возникают совсем отличные от предыдущих чувства и ассоциативные цепочки, которые формируют другое полярное переживание. Так создается тот самый контраст, который заставляет нас вибрировать внутри и переживать совершенно особые, глубокие чувства. Конечно, подбор образов и описание их играют здесь главную роль. А вот отрывки из стихов наших поэтов: Из-за усталых, бледных туч Блеснул над тихою столицей И не нашел уже следов Беды вчерашней, багряницей Уже прикрыто было зло. В порядок прежний все вошло. Уже по улицам свободным С своим бесчувствием холодным Ходил народ. А. С. Пушкин Стоит, запрокинув горло, И рот закусила в кровь. А руку под грудь уперла — Под левую — где любовь. Горечь! Горечь! Вечный привкус На губах твоих, о страсть. Горечь! Горечь! Вечный искус — Окончательное пасть. Я от горечи — целую Всех, кто молод и хорош. Ты от горечи — другую Ночью за руку берешь. С хлебом ем, с водой глотаю Горечь-горе, горечь-грусть. Есть одна трава такая На лугах твоих, о Русь! М. Цветаева Не каждый умеет петь, Не каждому дано яблоком Падать к чужим ногам. С. Есенин И никто души не потревожит, И ничто ее не бросит в дрожь — Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжешь. С. Есенин Как видите, в этих стихах мы тоже имеем дело с теми же самыми полярностями. Нас постоянно кидает из одной противоположности в другую, пробуждая целую бурю чувств. Да, чем гениальнее поэт, тем более мастерски он это делает. Что еще особенного происходит, когда нас кидает из одной полярности в другую? Нам показывают одну противоположность, мы чувствуем и переживаем ее, затем мастер помещает нас в другую противоположность, и здесь мы также переживаем определенные чувства, эмоции, мысли — что следует за этим процессом? Что мы подсознательно делаем дальше? Мы соприкасаемся с серединой! Когда мы познакомились с противоположными состояниями, внутри мы невольно выходим на середину! Любой гений, любой глубокий талант всегда идет Срединным, Золотым Путем. Он прекрасно знает, что это такое, поэтому с ним так легко идти. Он легко и без усилий дает возможность пережить то, ради чего люди вообще живут. Гармонию. Если вы посмотрите на произведения гениев в любой сфере деятельности человека, не только в искусстве, вы всюду увидите, как они одним изящным жестом направляют вас в непередаваемую глубь, к золотой середине... |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|