Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Китай до династии Цинь
  • Китайская империя
  • Китайское общество и цивилизация
  • Основание Китайской империи

    221 год до н. э.

    В 221 г. до н. э. завершилось политическое объединение Китая правителем царства Цинь. От имени этой династии произошло название страны. Сами себя китайцы называют хань. Государство же, которое считалось центром мира, именовалось «срединной империей».

    Можно, таким образом, 221 год до Р. Х. считать временем основания Китайской империи, просуществовавшей до 1911 года и сумевшей на протяжении столетий не изменить государственные учреждения. Причем сохранилось сознание этой преемственности — вот редкий пример долголетия государства.

    Китай до династии Цинь

    История Китая начинается намного раньше царства Цинь.

    После восточно-средиземноморской и индийской китайская цивилизация является третьей на старом континенте.

    Если первые две из вышеназванных цивилизаций имели между собой контакты как до, так и после завоеваний Александра Македонского, то китайская развивалась значительно более изолированно, хотя она также имела связи с другими регионами, как по суше — через Центральную Азию (шелковый путь), так и по морю.

    Первоначальной колыбелью народа хань является Северный Китай, бассейн реки Хуанхэ. Позже китайцы заселят бассейн Янцзы и гористый Южный Китай.

    К первой половине II тысячелетия (1500 г. до Р. Х.) Северный Китай достиг стадии развитого неолита и вступил в эпоху бронзы, из которой изготовляли оружие, культовые сосуды, детали колесниц и сбрую. Появляются первые гадательные надписи на кости и черепаховых панцирях (первые следы китайской письменности).

    Китайская письменность, как и другие, берет начало от пиктограмм — изображений вещей или понятий. Поэтому ею смогут пользоваться народы, не говорящие на китайском языке.

    Если традиционная история относит первую китайскую династию на конец III тыс. до н. э., то современная археология изменила датировку и доказала ее принадлежность к эпохе бронзы (XYI–IX вв. до н. э.).

    Китай того времени разделен на царства и княжества, часто соперничающие друг с другом. Территория поделена между общинами в силу необходимости обороняться от вторжений кочевников с севера и так как обработка земли требовала совместного труда (для защиты от наводнений, строительства каналов).

    Во главе стоит правитель, во дворце кроме него живут слуги, ремесленники, воины, а также писцы, жрецы, колдуны. Он окружен знатью, но она всегда ограничена в правах и находится под неослабным контролем царских чиновников.

    Очень большое значение имеет культ предков — неизменная черта китайской цивилизации, и разумеется в первую очередь — культ царских предков. Об этом свидетельствуют усыпальницы царей — археологические памятники первостепенного значения.

    В конце II тыс. до н. э. в Китае начали разводить червя-шелкопряда, к 800 г. до н. э. — выращивать рис, к 500 г. до н. э. — использовать железо.

    Период между V и III вв. до н. э. получил название эпохи «воюющих царств». Их было четырнадцать, из них семь сильнейших делили между собой всю китайскую территорию. Чтобы обезопасить себя от нападений кочевников-скотоводов с севера, эти цари стали строить первые защитные стены.

    Появляется литература и вместе с ней грамотные люди, культивирующие изящную словесность, историю, философию.

    Среди них выделяется Кун-цзы (учитель Кун), в латинской транскрипции Конфуций (551–479 гг. до н. э.). Он создал консервативную идеологию, основанную на уважении к общественной иерархии, традиционным верованиям и обычаям, которая господствовала до конца Китайской империи.

    Китайская империя

    В царствование династии Цинь с 328 по 221 гг. до н. э. политическое объединение Китая служило интересам династии, которая правила государством, простиравшимся от Монголии и Маньчжурии до долины Янцзы.

    Царь Цинь принял новый титул «Божественного правителя» — Шихуанди.

    При нем империя разделена на 36, позже — на 48 округов. Старая знать лишена своих прав и сослана на окраины. Внутренние укрепления снесены, а оружие конфисковано. Зато уже существовавшие стены, защищавшие китайскую территорию от северных кочевников, достроены и составили единую оборонительную систему — Великую Китайскую стену.

    Император произвел унификацию денежной системы (он ввел повсюду круглую медную монету с квадратным отверстием посередине — сапек), а также ввел единую систему мер и весов. Он регламентировал длину осей телег, реформировал письменность, которая приняла окончательный вид. По приказу императора построена сеть дорог от столицы, перенесенной в 202 г. до н. э. в Сяньян, что способствует развитию торговли.

    Завоевания, строительство Великой стены, сооружение дворцов и гробниц — все это ложится тяжелейшим бременем на плечи крестьянского населения (только на возведение Великой стены мобилизовано 300 000 человек). Гнет государства проявляется в установлении подушного налога, для чего проведена перепись населения (в том числе детей), для крестьян вводится принудительный труд и военная служба.

    Чтобы сломить сопротивление, император ввел крутые меры наказаний. Они позже смягчились, но остаются одной из характерных черт китайской цивилизации («китайские» пытки, существование «министра наказаний»).

    Для предотвращения критики в 213 г. до н. э. по приказу императора были сожжены все книги, за исключением «полезных» (по медицине, агрономии, гадательных), а ученые подверглись гонениям. Тяжесть подобного угнетения привела к всеобщему восстанию против его наследника, который процарствовал только два года, и к падению династии.

    Империя Цинь из-за преследования ученых подвергалась обличению со стороны традиционной истории. Но именно она выработала организационные основания, которые упрочила следующая династия Хань (от 206 г. до и. э. до 9 г. н. э.) и которые сохранились почти без изменений до XX в.

    Китайское общество и цивилизация

    Последующая история Китая будет знать периоды раздробленности, даже анархии. Но всегда имперская модель сохраняется и возрождается. Кочевники севера — монголы, потом маньчжуры — смогут завоевать Китай, но в конечном итоге будут им ассимилированы, а их предводители станут основателями китайских династий.

    Между императором и крестьянской массой стоит знать; свои доходы она извлекает из земельных угодий, унаследованных от предков или переданных ей императором. В отдельные периоды знать подрывает незыблемость власти императора. Но Китай никогда не узнает такой раздробленности, какая была характерна для европейского средневекового феодализма.

    Торгово-денежные отношения (с ранним использованием бумажных денег) будут развиваться, но китайские купцы никогда не станут столь свободными и инициативными, какими были их европейские собратья в конце средних веков.

    По количеству изобретений Китай идет впереди Европы, но они будут слабо использоваться. Бумага (сначала изготовляемая из волокон конопли) появилась в начале II в. н. э. и заменяет полоски дерева или шелка для нанесения письма[10]; фарфор появляется в эпоху династии Тан (вторая половина I тыс. н. э.). В то же время появляется книгопечатание в виде гравированных деревянных дощечек (ксилография), а типографии с передвижными литерами — в XI в. Порох изобретен в IX в. и, в противовес легенде, используется не только для иллюминаций и петард. Он применяется в военном деле в виде зажигательных снарядов. Компас используется с X в.

    Зато морские экспедиции, которые привели китайских купцов в XIV в. к берегам Восточной Африки, по приказу императора будут запрещены.

    В Китае государственный контроль над людьми и экономикой всегда будет оказывать тормозящее влияние.


    Примечания:



    1

    Аменхотеп IV в оригинале книги назван традиционным для западной научной литературы греческим именем Аменофиса IV. Религиозная реформа Аменхотепа происходила между 1424 и 1406 гг. до н. э. Было введено обязательное поклонение богу Атону, который изображался в виде солнечного диска с лучами, уподобленными рукам. Изображения прежнего бога Амона-Ра были уничтожены, вместо них, как своего рода икона, везде красовался солнечный диск «атон». На шестом году царствования Аменхотеп покинул Фивы и основал новую столицу, названную Ахет-Атон, а себя стал именовать Эхнатоном.

    Социальный смысл религиозной «революции» Аменхотепа состоит в борьбе двух группировок правящего класса — фиванского жречества и служилой знати. На последнюю и опирался молодой фараон. Новая религия, которую можно назвать «атонизмом», противоречила традиционному многобожию и идолопоклонству. Безусловно, это был огромный шаг вперед в религиозном мышлении древности. Однако первая в истории попытка ввести единобожие (монотеизм) окончилась провалом. После смерти Эхнатона новый фараон Тутанхатон сменил свое имя на традиционное Тутанхамон и вернулся к многобожию. Кстати, именно его гробница была открыта археологами и поразила весь мир богатством и пышностью (А. Мень. История религий. В 7 т. Т. 2, М., 1991. С. 145–148; И. В. Рак. Мифы Древнего Египта. СПб., 1993. С. 141).



    10

    Изобретение бумаги явилось великим вкладом Древнего Китая в мировую культуру. Древнейшие образцы бумаги археологи относят ко II в. до н. э. Но это была дорогостоящая бумага, так как изготовлялась из отходов коконов шелкопряда. Она стала массовым материалом для письма только тогда, когда был найден общедоступный способ производства бумаги из луба различных растений, кроме упоминаемой в настоящей книге конопли. В 105 г. Цай Лунь, бывший раб из провинции Хэнань, сделал бумагу дешевым товаром: сырьем для ее изготовления стали древесный луб, пенька и тряпье. Это имело исключительное значение для распространения в Китае письменности и культуры (Древние цивилизации/ Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., 1989. С. 272; Книговедение. Энциклопедический словарь. М., 1982. С. 94).

    Если история производства бумаги нам в общих чертах известна, то происхождение самого слова «бумага» в русском языке не установлено. Почти во всех европейских языках этот писчий материал называется словами, происходящими от древнегреческого «papyros». Предполагают, что русское «бумага» произошло от латинского слова «bombacio», что означает «хлопок», и проникло к нам через итальянский.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.