|
||||
|
Приход к власти Юстиниана
Юстиниан стал императором римского Востока в 527 г., а умер в 565 г. Родившись в бедной крестьянской семье в Македонии, он имел счастье быть племянником солдата по имени Юстин, который достиг высших должностей и наконец стал императором — факт исключительный в истории Восточной империи. Юстин дал своему племяннику отличное образование, выдвинул на ответственные должности. Важную роль в карьере Юстиниана сыграла его жена, императрица Феодора, происхождения еще более скромного (она была дочерью сторожа медведей в цирке и начинала свою карьеру артисткой). Мы видим ее изображенной рядом с мужем на знаменитой мозаике в соборе Св. Виталия в Равенне. Во время восстания «Ника» в 532 г. именно она помогла мужу победить. Восточная Римская империя, которую отныне называют Византийской империей, устояла под натиском варваров. Построенная в V в. тройная крепостная стена сделала Константинополь неприступным. Однако империя ослаблена внутренними конфликтами. В Константинополе это борьба группировок «зеленых» и «синих» болельщиков на очень популярных соревнованиях колесниц, под маской которой скрывается политическое и социальное соперничество. К этому добавляются последствия жесткой авторитарной политики сильно коррумпированной администрации. Восстание «Ника» («ника», по-гречески «победа», было лозунгом мятежников) началось на ипподроме в присутствии императора. Некий самозванец был назначен императором, и нужна была энергия Феодоры, чтобы заставить Юстиниана не поддаться панике и не бежать в Азию. Последовали жестокие репрессии. И отныне авторитет Юстиниана не подвергался сомнению. Другой фактор внутренней слабости — религиозные конфликты (за которыми очень часто тоже прячутся конфликты социальные или политические). Ортодоксальная церковь вынуждена отражать наступление еретических движений — несторианства (по имени патриарха Константинополя, низложенного в 431 г.), которое разделяло в Иисусе человека и сына Божьего, и монофизитства (по-гречески: «одной природы»), которое признавало в Иисусе только божескую сущность.[14] Несторианцы были отлучены и бежали в Персию, где создали особую церковь, имевшую своих приверженцев в Азии, вплоть до Китая. Монофизиты составили большинство населения в Сирии и Египте, где религиозная оппозиция Византии соединялась с политической оппозицией власти императора, подвергавшей эти провинции очень тяжелой эксплуатации, в частности налоговой. Деяния Юстиниана Юстиниан прежде всего стремится восстановить и укрепить императорскую власть, он ведет себя как абсолютный властитель, на восточный манер. Он реформирует управление с тем, чтобы сделать его более эффективным и простым, способным побороть коррупцию. Он уделяет особое внимание церкви, которая полностью подчинена его власти. Константинопольский патриарх, глава восточной православной церкви, превратился в его орудие. Но имя этого императора останется в истории еще и в связи с его законодательной деятельностью, в связи с подготовкой Кодекса Юстиниана, Дигестов и Институций. Римское право вместе с законами, унаследованными от республиканской эпохи, и законами императоров представляло собой хаос. По инициативе Юстиниана и под руководством юриста Трибониана подготовлена компиляция под названием «Corpus juris civilis» («Свод гражданского права») в трех отдельных частях. Кодекс состоит из законов, изданных при Юстиниане и некоторых его предшественниках, начиная с Адриана (117–138). В Дигестах собраны тексты римских юристов классической эпохи, со II в. до Р. Х. до III в. после Р. Х. Они расположены согласно особому методическому порядку с тем, чтобы сделать из них удобный инструмент для практической работы. Это — действующее право с замечаниями классических авторов. Институции — это учебное пособие для студентов. Первое издание датировано 529 г. и написано на латинском языке; во второе издание 534 г. добавлены новые законы, напечатано оно на греческом языке. Кстати, по приказу Юстиниана построены многочисленные здания, самые знаменитые из которых — соборы Св. Софии в Константинополе и Св. Виталия в Равенне, в Италии. Завоевания Юстиниана Самое замечательное из деяний Юстиниана — его попытка реставрации империи в ее единстве и полноте путем завоевания ее западной части. Он нейтрализовал своего главного противника, персидского царя из династии Сасанидов, купив у него мир. Он смог затем при содействии славных военачальников Велизария и Нарсеса частично вернуть Запад под свою власть. Сначала он разрушил королевство вандалов и занял Северную Африку, а также острова западной части Средиземного моря: Сардинию, Корсику, Балеарские. Затем он изгнал из Италии остготов. Вновь покоренная Италия стала провинцией империи со столицей в Равенне, а не в Риме. Она будет управляться экзархом (греческий термин, означающий представителя императора). Наконец, по призыву католиков, преследуемых вестготскими королями-арианами, он занимает юго-запад Испании с большим городом Кордовой. Только Франкское королевство осталось в стороне от его завоеваний. Византийская империя Завоевания Юстиниана не были долговечными. В конце царствования возобновление борьбы против Персии и недовольство, связанное с налогами, шедшими на военные расходы и роскошь двора, породили атмосферу кризиса. При его преемниках все завоеванные земли были потеряны. В Италии новое германское вторжение лангобардов оставило Византии всего несколько владений на побережье Адриатического моря, на юге и в Сицилии. На Балканах славянские или близкие к ним народы, такие как болгары, нападают на империю и принуждают к постоянным оборонительным войнам. В VII и VIII вв. трудности усиливаются в связи с завоеваниями арабов. Принявшие ислам арабы отбирают у империи добрую половину ее территории — Сирию и Египет, где христиане-монофизиты встречают арабов как освободителей. Мусульмане относятся к христианам терпимо, требуя от них только уплаты налога, намного меньшего, чем тот, что уплачивали византийской казне. Затем арабы занимают Северную Африку и Испанию. То, что осталось Византии в Малой Азии (Анатолия), становится ставкой в борьбе между греками и арабами. С 674 до 678 г. арабы осаждают Константинополь. Но город будет спасен благодаря применению нового оружия — «греческого огня», — смеси серы, нефти и соды в виде метательных снарядов. Византийская империя становится все более греческим государством. В 627 г. происходит отказ от римской императорской титулатуры в пользу титулатуры греческой: император принимает греческий титул «басилевса» (король, царь). Примечания:1 Аменхотеп IV в оригинале книги назван традиционным для западной научной литературы греческим именем Аменофиса IV. Религиозная реформа Аменхотепа происходила между 1424 и 1406 гг. до н. э. Было введено обязательное поклонение богу Атону, который изображался в виде солнечного диска с лучами, уподобленными рукам. Изображения прежнего бога Амона-Ра были уничтожены, вместо них, как своего рода икона, везде красовался солнечный диск «атон». На шестом году царствования Аменхотеп покинул Фивы и основал новую столицу, названную Ахет-Атон, а себя стал именовать Эхнатоном. Социальный смысл религиозной «революции» Аменхотепа состоит в борьбе двух группировок правящего класса — фиванского жречества и служилой знати. На последнюю и опирался молодой фараон. Новая религия, которую можно назвать «атонизмом», противоречила традиционному многобожию и идолопоклонству. Безусловно, это был огромный шаг вперед в религиозном мышлении древности. Однако первая в истории попытка ввести единобожие (монотеизм) окончилась провалом. После смерти Эхнатона новый фараон Тутанхатон сменил свое имя на традиционное Тутанхамон и вернулся к многобожию. Кстати, именно его гробница была открыта археологами и поразила весь мир богатством и пышностью (А. Мень. История религий. В 7 т. Т. 2, М., 1991. С. 145–148; И. В. Рак. Мифы Древнего Египта. СПб., 1993. С. 141). 14 В V в. в Византии развернулись острые богословские споры, которые из религиозной сферы перешли в политическую. Суть их состояла в борьбе церковной верхушки, поддержанной императором, против двух еретических учений. Монофизиты (mone physis) утверждали, что Христос имеет единую божественную природу. Несториане, напротив, отделяли божественную сущность от человеческой, говоря, что в Христе условно соединились Бог-Сын и человек по имени Иисус. Победила церковная догма о двуединой, богочеловеческой природе Христа: божественное и человеческое естество в нем нераздельны, но не сливаются. Добавим, что христиане-монофизиты сохранились до наших дней. Они живут в Египте, Эфиопии, Сирии и Индии, их насчитывается более 20 миллионов. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|