Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Аравия до Мухаммеда
  • Жизнь Мухаммеда
  • Ислам
  • Арабские завоевания
  • Хиджра («бегство», или «эмиграция», Мухаммеда из Мекки в Медину)

    16 июля 622 года

    Эта дата выбрана в качестве точки отсчета мусульманского календаря. Именно с этого дня новая религия, проповедуемая Мухаммедом, ислам (что означает «покорность», имеется в виду— Богу), начинает свое распространение.

    Аравия до Мухаммеда

    Аравия — полуостров в Западной Азии, расположенный по соседству с Африкой; это засушливая и пустынная область, как и Сахара, которая ее продолжает по другую сторону Красного моря. В нескольких оазисах, в горах на западе и на юге развивается земледелие.

    В начале VII в. арабы в своем большинстве — это племена кочевников-скотоводов, которые постоянно враждуют друг с другом. Несколько городов, как Мекка и Ятриб (Медина), являются торговыми центрами, где заканчиваются караванные пути, ведущие из Сирии и Персии.

    В Аравии распространены иудаизм и христианство. В 525 г. во время эфиопского вторжения (Эфиопия приняла христианство монофизитского толка) христианство на время даже стало официальной религией Южной Аравии.

    Но большинство арабов остаются язычниками. В Мекке — центре паломничества — поклонялись различным идолам, а особенно черному камню в храме Каабы.

    Жизнь Мухаммеда

    Мухаммед родился около 570 г., рано осиротел, пас стада, а в 25 лет стал погонщиком караванов богатой вдовы Хадиджи, на которой впоследствии женился.[16]

    К сорока годам ему явился ангел, сообщивший, что Бог избрал его своим пророком. Он начинает проповедовать новую религию — ислам.

    Вначале его проповеди не имеют никакого успеха. Он вызывает антипатию богатых купцов Мекки своими нападками на идолов (паломничество было источником доходов жителей города) и требованиями делиться своим имуществом с бедняками.

    Чтобы спастись от преследований, он убегает из Мекки в Ятриб, который назовут Мединой («медина» на арабском означает «город», имеется в виду «город пророка»). Этот его исход (622) получил название хиджры.

    Мухаммед надеется найти в Медине более благосклонную аудиторию, здесь много иудеев и христиан. Действительно, здесь его ждет успех, и Мухаммед становится политическим и религиозным лидером Медины. Он собирает под своей властью несколько племен и в 629 г. возвращается в Мекку победителем. Он помирится с мекканцами, сделав необходимость паломничества в Мекку требованием новой религии. Мекка станет святым городом ислама. Здесь он умрет в 632 г., объединив большую часть арабов под знаменем новой религии и своей власти.

    Ислам

    Принципы новой религии изложены в Коране (по-арабски «чтение»). Он составлен из откровений, переданных Мухаммедом ученикам, которые их запомнили, а позже записали.

    Коран является одновременно священной книгой и гражданским кодексом, так как определяет правила общественной жизни. Религия и политика слиты в исламе воедино.

    Ислам ссылается на Ветхий Завет и признает в Аврааме и Моисее пророков. К ним он добавляет Иисуса, признаваемого пророком, но не сыном Божьим.

    Ислам — религия монотеистическая. Символ веры, Шахада, прост: «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед — его пророк». Как и иудейская религия, ислам запрещает всякое изображение Бога и, чтобы избежать идолопоклонства, запрещает изображение человека и других живых существ.

    Обязанности верующего просты, хотя и нелегки для исполнения. Они составляют пять столпов ислама: повторение Шахады; совершение пяти ежедневных молитв, которые следует произносить, обратясь лицом к Мекке после очищения путем омовения; соблюдение поста в месяц рамадан (в течение целого месяца нельзя ни есть, ни пить от восхода до захода солнца); раздача милостыни бедным. Последняя обязанность — по крайней мере раз в жизни совершить паломничество в Мекку.

    Ислам запрещает вино и другие алкогольные напитки, а также употребление свинины и «нечистого» мяса (животное должно быть забито по определенному ритуалу). Эти же запреты свойственны иудаизму. Ислам также запрещает азартные игры и ростовщичество. Он терпим к многоженству, но советует ограничиться четырьмя женами.

    Арабские завоевания

    Накануне смерти Мухаммед призвал своих учеников исламизировать мир и обещал рай тем, кто погибнет в «священной войне» за веру.

    В следующие 30 лет после смерти пророка исламизированные арабы бросились на завоевание мира, создав огромную империю от Испании до Индии.

    Они быстро покорили Сирию и Египет, где христиане-монофизиты подвергались налоговой эксплуатации и религиозным преследованиям со стороны византийцев. Они разгромили персидскую сасанидскую монархию и захватили Персию и Центральную Азию до границ Индии. На западе они завоевали Северную Африку, затем Испанию, где разрушили королевство вестготов. В стране франков они были остановлены у Пуатье в 732 г. майордомом Карлом Мартеллом.

    С 632 до 661 г. вся эта империя вынуждена была признавать власть наследника Мухаммеда, носившего титул халифа (вождь) и объединяющего в своем лице политическую и религиозную власть.

    В 661 г. зять пророка Али был свергнут правителем Сирии, объявившим себя халифом и основавшим династию Омейядов. Тех, кто не признал эту узурпацию и поддержал Али, стали называть шиитами.

    В 750 г. Омейяды были свергнуты новой династией, Аббасидами, которые избрали столицей халифата Багдад. Один из потомков Омейядов спасся и добрался до Испании, где основал Кордовский халифат. Позже шиитский халиф, выдававший себя за потомка Али, обосновался в Каире.

    Мусульманский мир потерял свое единство, но оставался активным и богатым.

    Коран предписывает искать знание везде, даже если бы пришлось за ним идти до Китая. Первые халифы распорядились перевести на арабский язык великие труды греческой античности (работы Аристотеля, Птолемея) и совершенствовать математические, астрономические, географические знания древних. Именно через переводы с арабского на латинский европейское средневековье открыло Аристотеля.


    Примечания:



    1

    Аменхотеп IV в оригинале книги назван традиционным для западной научной литературы греческим именем Аменофиса IV. Религиозная реформа Аменхотепа происходила между 1424 и 1406 гг. до н. э. Было введено обязательное поклонение богу Атону, который изображался в виде солнечного диска с лучами, уподобленными рукам. Изображения прежнего бога Амона-Ра были уничтожены, вместо них, как своего рода икона, везде красовался солнечный диск «атон». На шестом году царствования Аменхотеп покинул Фивы и основал новую столицу, названную Ахет-Атон, а себя стал именовать Эхнатоном.

    Социальный смысл религиозной «революции» Аменхотепа состоит в борьбе двух группировок правящего класса — фиванского жречества и служилой знати. На последнюю и опирался молодой фараон. Новая религия, которую можно назвать «атонизмом», противоречила традиционному многобожию и идолопоклонству. Безусловно, это был огромный шаг вперед в религиозном мышлении древности. Однако первая в истории попытка ввести единобожие (монотеизм) окончилась провалом. После смерти Эхнатона новый фараон Тутанхатон сменил свое имя на традиционное Тутанхамон и вернулся к многобожию. Кстати, именно его гробница была открыта археологами и поразила весь мир богатством и пышностью (А. Мень. История религий. В 7 т. Т. 2, М., 1991. С. 145–148; И. В. Рак. Мифы Древнего Египта. СПб., 1993. С. 141).



    16

    В отличие от других мировых религий (буддизма, иудаизма, христианства), корни которых уходят во мрак времен, возникновение мусульманства и все этапы его развития могут датироваться с большой точностью. Французский ученый XIX в. Э. Ренан сказал, что ислам родился при полном свете истории, и это действительно так.

    Биография Мухаммеда от первого до последнего дня его жизни достаточно изучена. Конечно, и в ней имеются «белые пятна», невыясненные детали, спорные вопросы. Однако главные вехи его жизненного пути установлены вполне достоверно. Еще на заре ислама зародился целый литературный жанр, называемый по-арабски «сира» (жизнеописание) Мухаммеда. Начало положила книга Ибн Хишама (умер в 834 г.) под названием «Китаб сират расуль Аллах» («Книга жития посланника Аллаха»). В дальнейшем о Мухаммеде и его преемниках написаны тысячи книг, из которых можно составить целую библиотеку (Д. П. Урсу. Историография истории Африки. М., 1990. С. 20).









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.