|
||||
|
Призыв к первому крестовому походу
28 ноября 1095 г. было последним днем собора, созванного папой Урбаном II в Клермоне, в Оверне. Предстояло обсудить вопрос о реформе духовенства Франции. На закрытие собора собрались толпы прелатов, священников, рыцарей из центральных и южных районов Франции. Обратившись к собравшимся, Урбан II обрисовал в патетических словах страдания, которые терпят паломники, идущие в Палестину на поклонение Гробу Христа. На протяжении долгого времени арабы, владевшие этими землями, проявляли к паломникам терпимость. Халиф Гарун аль-Рашид даже посылал Карлу Великому ключи от церкви Святого Гроба Господня, некогда возведенной византийцами над могилой Христа. Но в 1078 г. пришедшие из Центральной Азии турки-сельджуки, разрушив Багдад, заняли Иерусалим. Хотя они приняли ислам, но оставались грабителями, преследуя и насилуя паломников. Доступ к святым местам оказался отныне для паломников закрытым. Урбан II закончил свою речь призывом к христианам взять в руки оружие, чтобы освободить Гроб Господень. Он повторил слова Христа: «Откажись от самого себя, возьми крест и следуй за мной». Собравшиеся тотчас (к этому они были, без сомнения, готовы) стали делать из кусков красной ткани кресты и прикреплять к одежде с возгласами: «Этого хочет Бог! Этого хочет Бог!» Крест на одежде означал готовность идти в крестовый поход. После собора папа объездил с молебнами центр и юг Франции. Он послал всем епископам пожелание включить в свои проповеди упоминания о крестовом походе. Всем его участникам папа обещал отпущение грехов и амнистию за совершенные преступления. Жены, дети и имущество крестоносцев объявлялись неприкосновенными и поставленными под защиту церкви. Причины крестовых походов Безусловно, причиной крестового похода были религиозные чувства, исключительно глубокие в ту эпоху. Однако и другие факторы сыграли свою роль. Несмотря на нестабильность феодального мира с его бесконечными войнами между феодалами, после окончания нашествия варваров стала проявляться определенная социальная стабилизация и наметился экономический прогресс. Население увеличивалось, осваивались земельные угодья, прежде пустовавшие, и вскоре свободных земель не осталось. Богатства Востока возбуждали воображение. Для многих крестоносцев желание обогатиться дополняло религиозные мотивы. Эти не слишком благородные побуждения будут усиливаться с каждым новым походом. Первый крестовый поход Не прошло и трех месяцев после призыва Урбана II, как огромная толпа в 40–50 тысяч человек с женами и детьми двинулась в путь. Ими предводительствовали монах Петр Пустынник и бедный рыцарь Вальтер Голяк. Вышедшие в поход бедняки пересекли не без трудностей Европу, грабя по дороге и вызывая сопротивление местных жителей. Когда крестоносцы появились у ворот Константинополя, византийский император поспешил переправить их на азиатский берег. Остатки этого войска народных низов истребили турки в Анатолии. Между тем организуется крестовый поход рыцарей. Его начало было назначено папой на 15 августа 1096 г. Четырьмя разными дорогами, чтобы избежать трудностей со снабжением продовольствием, крестоносцы подошли к Константинополю. Численность войска достигала, наверное, одного миллиона человек, из них более 300 тысяч бойцов. Многие крестоносцы взяли в поход свои семьи, слуг и даже домашних животных. Император Византии поспешил пропустить их на азиатский берег и воспользовался ими, чтобы отвоевать у турок несколько крепостей, хотя крестоносцам не позволил там оставаться. Переход через полупустынные равнины Анатолии в разгар августа стал для крестоносцев нелегким испытанием, так как они были тепло одеты и облачены в тяжелые доспехи. Они жестоко страдали от зноя и жажды, на них устраивали засады лучники турок. Понеся тяжелые потери, они в течение восьми месяцев осаждали крепость Антиохию. Как только они взяли ее, тотчас сами попали в осаду. Боевой дух помогла поднять находка в одной из церквей копья, которым, по преданию, был пронзен Христос на кресте. Крестоносцы устроили вылазку и обратили турок в бегство. 6 июня 1099 г., спустя 3 года после выступления в поход, оставшиеся в живых крестоносцы (всего около 40 000) достигли Иерусалима. При виде его некоторые скончались от волнения. Началась осада. 15 июля 1099 г., в пятницу, в 3 часа дня — в день и час кончины Христа — крестоносцы прорвались за стены города. Весь гарнизон и население были истреблены, город разграблен. Крестоносцы заняли страну, создав Иерусалимское королевство, переданное самому влиятельному из их командиров Готфриду Бульонскому. По феодальному обычаю страна была разделена на княжества и фьефы. Другие крестовые походы Принято считать, что их было восемь. Спустя некоторое время мусульмане перешли в наступление. Султан Саладин, установивший свою власть над Египтом и Сирией, в 1187 г. отобрал Иерусалим, и крестоносцы вынуждены были отступить к приморской крепости Сен-Жан д'Акр (Акра).[19] Последующие походы, таким образом, имели целью прийти на помощь крестоносцам Святой Земли и отвоевать святые места. Но цели походов становились все менее благородными, все более преобладало стремление к славе и добыче. Так, отказавшись от своей конечной цели из-за интриг венецианцев, флот которых обеспечивал их перевозку, крестоносцы в четвертом походе захватили Константинополь, христианский город, и подвергли его разграблению (1204). Они поставили здесь латинского императора, который раздал греческую территорию в фьефы… Греки, отступившие в Никею, отобрали в 1262 г. Константинополь и восстановили Византийскую империю. Последние походы были обречены на поражение. Во время восьмого похода (1270), направленного против Туниса, король Людовик Святой, возглавивший его, умер от холеры под стенами города. Менее впечатляющими, но более эффективными были походы на помощь христианским королям, укрывшимся в Пиренеях, королям Леона, Кастилии, Астурии, Наварры, Арагона. Они закончились отвоеванием (reconquista) иберийского полуострова у мусульман. В первой половине XIII в. Андалусия и Кордова были завоеваны королями Кастилии. Только небольшая территория Гранады, защищенной горами Сьерра-Невада, оставалась в руках мусульман. Примечания:1 Аменхотеп IV в оригинале книги назван традиционным для западной научной литературы греческим именем Аменофиса IV. Религиозная реформа Аменхотепа происходила между 1424 и 1406 гг. до н. э. Было введено обязательное поклонение богу Атону, который изображался в виде солнечного диска с лучами, уподобленными рукам. Изображения прежнего бога Амона-Ра были уничтожены, вместо них, как своего рода икона, везде красовался солнечный диск «атон». На шестом году царствования Аменхотеп покинул Фивы и основал новую столицу, названную Ахет-Атон, а себя стал именовать Эхнатоном. Социальный смысл религиозной «революции» Аменхотепа состоит в борьбе двух группировок правящего класса — фиванского жречества и служилой знати. На последнюю и опирался молодой фараон. Новая религия, которую можно назвать «атонизмом», противоречила традиционному многобожию и идолопоклонству. Безусловно, это был огромный шаг вперед в религиозном мышлении древности. Однако первая в истории попытка ввести единобожие (монотеизм) окончилась провалом. После смерти Эхнатона новый фараон Тутанхатон сменил свое имя на традиционное Тутанхамон и вернулся к многобожию. Кстати, именно его гробница была открыта археологами и поразила весь мир богатством и пышностью (А. Мень. История религий. В 7 т. Т. 2, М., 1991. С. 145–148; И. В. Рак. Мифы Древнего Египта. СПб., 1993. С. 141). 19 Автор ошибается, когда пишет, что крепость Акра осталась в руках крестоносцев. На самом деле она была взята мусульманами несколькими месяцами раньше Иерусалима, который сдался на милость победителя 2 октября 1187 г. Султан Салах ад-Дин обошелся с его жителями намного милостивее, чем некогда западные рыцари: население могло покинуть город, уплатив выкуп. Спустя два года от государства крестоносцев остались лишь Тир и Триполи на побережье Средиземного моря, а также мощная крепость рыцарей иоаннитов Крак де Шевалье. Известие о падении Иерусалима поразило христиан Западной Европы как удар грома. Папа Урбан III скончался от разрыва сердца. В новый поход двинулись венценосные правители крупнейших государств — король Франции Филипп-Август, король Англии Ричард Львиное Сердце и германский император Фридрих Барбаросса. До Иерусалима крестоносное войско так и не дошло. По пути император утонул в быстрой горной реке, Филипп вернулся на родину, а Ричард, после взятия в 1191 г. Акры, подписал с мусульманами мир. За крестоносцами сохранялась узкая прибрежная территория с Акрой в качестве столицы, так называемое второе Иерусалимское королевство (М. А. Заборов. Крестоносцы на Востоке. М. 1980. С. 170–189). |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|