Онлайн библиотека PLAM.RU


ВОЗРОЖДЕНИЕ ТЕЛЕНГЕТСКОГО ХАНСТВА.

С потерей гегемонии ойратских ханов в Центральной Азии, во второй половине 16 века Башчи мундусов Конай объединяет вокруг своего многочисленного сеока теленгетские сеоки и создает независимое феодальное государство Теленгетский Улус. Это было историческое событие в жизни теленгетов, которые спустя три с половиной века вновь обрели свою государственность. К сожалению, ни в русских, ни в монгольских, ни в китайских источниках— не зафиксирована точная дата образования Теленгетского ханства. В Большой Советской Энциклопедии скупо упоминается о том, что Сибирское ханство граничило «… и с телеутами в прииртышских степях» [29]. Анологично, весьма скупо сообщается о теленгетах в научном, коллективном труде советских историков «История Сибири», вышедшей в 1968 году под редакцией академика Окладникова. В этом солидном научном труде советских историков ни одной строчки не сказано о Теленгетском ханстве, т.е. «Телеутской землице» именуемой русскими в 17— первой четверти 18 века, с которой Россия имела дипломатические отношения с 31 марта 1609 года по первую четверть 18 века. Группа советских историков, чьи работы вошли в коллективный научный труд «История Сибири» молчаливо обошла вопрос о том: почему плодородные земли Юга Сибири: современных территорий Новосибирской, части Омской, Томской, Кемеровской областей, Алтайского края и Республики Алтай Российской Федерации, Восточно-Казахстанской области и части территорий Павлодарской и Семипалатинской областей Республики Казахстан не были колонизированы российкими воеводами в 17 веке. На территориях выше перечисленных регионов распологалось феодальное государство: Теленгетское ханство. Теленгетское ханство представляло собой самое крупное военно-политическое объединение теленгетов в Западной Сибири, которое сумело противостоять колонизаторским помыслам России вплоть до 1717 года, пока оно само на добровольной основе не вошло в состав Джунгарского ханства. Основное население Теленгетского ханства, как и Киргизского ханства, в первой четверти 18 века было уведено джунгарским ханом Цэван Рабданом в глубь Джунгарии, на территорию современного Киргизстана. Только после увода теленгетов с Юга Сибири, российские колонизаторы начали проникать по Оби на Юг Сибири и строить военные укрепления для закрепления земель бывшего Теленгетского ханства за Россией. В этом многотомном научном труде советских историков не нашлось места для описания сложившихся отношений между теленгетами и русскими в 17— первой четверти 18 века. Ни строчки не сказано о том, что между Теленгетским ханством и Россией был заключен военно-политический союз, который определял взаимоотношения между теленгетским и русским народами на протяжении 17 и первой четверти 18 века. Так же в этом коллективном труде «История Сибири» не сказано о том, что покорение Восточной Сибири российскими воеводами началось с совместных походов с теленгетским ханом Абаком Конаевым на енисейских киргизов осенью 1615 года. Скупые строки упоминания об теленгетах в «Истории Сибири» грешат неточностями, а порой чистым вымыслом. Например: «В районе Барабинской степи отряд Воейкова внезапно напал на главное стойбище Кучума, находившееся недалеко от устья речки Ирмен, левого притока Оби. Жившие по соседству в левобережье средней Оби чатские татары и белые калмыки (телеуты) не успели оказать ему помощь» [30]. Теленгеты (белые калмыки) и не собирались оказывать помощь хану Кучуму, так как между Теленгетским и Сибирским ханствами не было установлено дружественных отношений, каждое из этих государств претендовало на господство над барабинскими, тарскими и чатскими татарами и эуштинцами. Хан Кучум и хан Конай, а в последствие и сын хана Коная Абак были непримиримыми врагами, поэтому не может быть и речи о том, что «белые калмыки» (телеуты) не успели оказать ему помощь».

В работе «История Сибири», под редакцией академика Окладникова, имеется ссылка на С.У. Ремезова о том, что «С.У. Ремезов же в своей летописи упоминает о столкновении Кучума с калмыцкими тайшами на Иртыше, после которого Кучум бежал с „малыми людьми в Нагайскую землю жити“, где был и убит» [31]. Это подтверждает тот факт, что хан Кучум стал искать убежище не у белых калмыков (теленгетов), а у нагайцев. И по всей вероятности С.У. Ремезов в своих летописях упоминает о столкновении хана Кучума на Иртыше с белыми калмыками (теленгетами), а не с черными калмыками, которые в то время распологались еще в верховьях Иртыша на Кара-Иртыше. Далее в этом многотомном труде, ссылаясь на рукопись диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Ю.Г. Булыгина, об теленгетах сообщается следующее: «Джунгарские власти, боясь потерять телеутов как своих данников и вспомогательную военную силу, заставили телеутских зайсанов организовать перекочевки телеутов с левобережья Оби к югу в район основных джунгарских кочевий… Русскому послу Унковскому контайша (правитель Джунгарии) прямо говорил, что увел к себе енисейских киргизов и телеутов, „чтоб от него не ушли к русским“. Однако часть телеутов сумела избавиться от насильственного переселения в джунгарские районы. Эти телеуты самовольно ушли в правобережье Оби или южную предгорную часть левобережья и приняли там русское подданство» [32]. В отношении того, что «часть телеутов сумела избавиться от насильственного переселения в джунгарские районы. Эти телеуты самовольно ушли в правобережье Оби или южную предгорную часть левобережья и приняли там русское подданство»— является чистым вымыслом соискателя ученой степени Ю.Г. Булыгина, который явно не был знаком с первоисточниками. Теленгеты проживали как по правобережью, так и по левобережью реки Оби. Им небыло необходимости бежать с одного берега на другой. С поглощением Теленгетского ханства Джунгарией, оставшиеся теленгеты на территориях современного Алтайского края, Новосибирской, Томской и Кемеровской областей были постепенно, в течение первой половины 18 века, покорены российскими колонизаторами. Добровольного вхождения в состав Российской империи теленгетов в первой половине 18 века не было отмечено ни в одном из существующих исторических документах того периода времени, за исключением перебежчиков— качкындаров. С разгромом Джунгарского ханства Китайской империей в 1756 году, спасаясь от геноцида устроенного китайскими властями в отношении теленгетов и джунгар, теленгеты 21 июня 1756 года добровольно вступили в подданство Российской империи. В этом многотомном научном труде не сообщается и о том, что теленгеты с ойратами подверглись со стороны Китайской империи полному уничтожению: «Монголо— китайцы истребляли все, что им встречалось живого, — убивали мужчин, насиловали и замучивали женщин, а детям разбивали головы о камень или стену, сжигали жилища, резали скот; они перебили до 1 000 000 калмыков… Киргизы (казахи,-Л.П.), как стаи хищных птиц, носились над этим необозримым побоищем и уводили в неволю целые тысячи беззащитных джунгаров…» [33].

Мурад Аджи в своей работе «Полынь Половецкого поля» справедливо отмечает, что «со времен Петра 1… методично уничтожали, как и всё, что связано с „малыми народами“. Петр так и писал в своем указе: „А басурман зело тихим образом, чтобы они не узнали, сколько возможно убавлять“. И убавляли. Геноцид— старая традиция доброй России, которая не забывалась ни при какой власти» [34], «После Октябрьского переворота началась борьба с пантюркизмом— власти объявили открытый бой всему, что связано с тюркской культурой» [35] и историей. До сего времени не написана правдивая история о тюркских народах населявших Западную и Восточную Сибирь. М.И. Аджи в своей работе «Кипчаки» совершенно точно заметил, каким образом писалась история нашей родины, России, населяющих её народов: «Вскоре в Россию прибыли из-за границы учёные, которым платили огромные деньги за то, чтобы они словесно и письменно говорили о скифах как о славянах, а тюрков всюду называли дикими кочевниками. Тогда, с тех самых пор, и перестали говорить правду о тюркском народе и о скифах… Так несли откровенную ложь и, не жалея сил, утверждали её» [36]. Одним из таких учёных был Г.Ф. Миллер, которому поручили за вознаграждение написать историю Сибири.

Г.Ф. Миллер исполнил заказ Российской Академии наук, он написал и подготовил к печати четыре тома «Истории Сибири», которые лично сам корректировал известный русский учёный М.В. Ломоносов. Ломоносов М.В. потребовал от Г.Ф. Миллера устранения со страниц его труда всего компроментирующего деятельность русских за Уралом. «Первым и основным требованием, которое ставилось Миллеру, было устранение со страниц его труда всего, что могло бросить тень на Россию» [37]. «Надо было сгладить тёмные стороны завоевания. Вопрос о методах и об отношении завоевателей к туземному населению должен был быть представлен, по мере возможности, в красках, благоприятных для „чести“ России. Красной нитью проходит через всё сочинение Миллера мысль о добровольном характере подчинения сибирских народов Российской державе и о применении в отношении их насильственных мер лишь в крайности» [38]. Теленгеты обитавшие на Юге Западной Сибири не захотели стать данниками Российского государства, они оказали упорное сопротивление русским колонизаторам, и отстояли с оружием в руках свою независимость, свой суверенитет. И только в 1717 году, Теленгетское государство прекратило своё существование, войдя на добровольной основе в состав Джунгарского ханства. А раз Теленгетское ханство не покорилось Российской державе, то российские, а затем советские учёные-историки с благославления правителей сделали вид, что на территории Юга Западной Сибири и не существовало никакого государства теленгетов. «Ненасытный разбойник» [39] Ермак представлен в сочинениях Г.Ф.Миллера первооткрывателем Сибири, «милоствливым государем». «Буржуазный учёный писал под дитктовку феодала-заказчика, и этим обстоятельством обуславливается вся целевая установка его труда» [40].

Все, что было связано с теленгетами, уничтожалось или стиралось из памяти моего народа любыми путями и под разными предлогами. О том, что теленгеты имели свою государственность, а Теленгетское ханство с середины 16 века до 1717 года занимало обширную территорию Юга Сибири, включая территории современных регионов: Республики Алтай, Алтайского края, Новосибирской области, части территорий Омской, Томской и Кемеровской областей Российской Федерации, территорию Восточно-Казахстанской области, и части территорий Семипалатинской, Павлодарской областей Республики Казахстан, в советский период времени не принято было распространяться. Некогда фигурирововшая на картах царской России Теленгетская степь на современных картах России именуется, как и в советский период времени Кулундинской. «История Сибири», изданная под редакцией советского академика Окладникова, не проливает свет, истинного положения дел тюркских народов Западной и Восточной Сибири начиная с 15 века по 1756 год. Прав Мурад Аджи вопрошая: «Кому же нужно было вычеркивать нас из истории? За что с нами так обошлась Судьба?» [41].

Начиная с 1605 по 1609 год, Российское государство неоднократно посылала своих послов в Теленгетский Улус для установления контактов с ханом Абаком. Впервые официально о «князьке» Абаке и теленгетах упоминается в научном труде «История Сибири», российского историка Г.Ф. Миллера.

Впервые о государственности теленгетов, в своих научных трудах: « Телеуты и русские в 17 и 18 веках», «Телеуты и их соседи в 17 — первой четверти 18 века», заговорил советский историк, профессор Уманский А.П., который приоткрыл искусственно созданное российскими историками, типа Миллера и ему подобных, «белое пятно» в истории теленгетского народа. Теленгеты-никоим образом не подходили придуманной Михаилом Ломоносовым сказке «о добровольном характере подчинения сибирских народов Российской державе». А раз теленгеты не вписывались в эту «сказку», то по указанию М. Ломоносова теленгетов лишили государственности и представили «дикими кочевниками». Теленгеты— это единственный, ранее многочисленного тюркский народ, проживавший в Западной Сибири, сумел противостоять захватчикам и приостановить с 1609 года по 1717 год продвижение российских колонизаторов на Юг Сибири.

С образованием Теленгетского Улуса, Башчи сеока мундус Конай принимает титул Каана. [42] Хан Конай обладал большими организаторскими способностями, был великолепным воином и полководцем, отличным дипломатом. Только человек, обладающий такими способностями и качествами, в короткий срок в течение пятидесятых годов 16 века смог сплотить вокруг крупного родо-племенного объединения мундусов теленгетские племена, создать крепкое феодальное государство, которое просуществовало на территории Западной Сибири более полутора столетий. Территория Теленгетского Улуса во второй половине 16 века распространялась на Западе от правобережья реки Иртыш до границ Киргизского Улуса на Востоке. На Севере Теленгетский Улус граничил с Сибирским Улусом, на Юге с западными монголами-ойратами. Теленгетский Улус представлял собою централизованное государство с единой территорией, армией, судебными и налоговыми органами, и своим курултаем. В состав курултая входили знатные люди государства. При правлении государством ханом Абаком, «лучшими людьми» в государстве были: Кашкай Буру, Ентугай, Майчык, Изелбей, Куранак, Борзекей, Мамыр, Ирга, Сангул, Белтыдер, Балта и другие; при царствовании хана Коки: Майчык Кашкайбурунов, Ентугай Конаев, Чот Батенев, Урузак, Мамрач, Кожан и другие, во время правления ханом Табыном: Майчык Кашкайбурунов, Ентугай Конаев, Батай и Иурган Кокины, Шадай и Бейкон Майчыковы, Кумек Ентугаев, Бааран, Юртугай, Качканак, Номой Киреев и другие.

Наиболее важные государственные вопросы, касающиеся Теленгетского ханства, выносились ханами на расмотрение курултая. Так, например, при заключении военно-политического договора между Теленгетским Улусом и Российским государством в 1609 году непосредственное участие принимали «лучшие люди» государства. «В повседневном управлении Большим Улусом князю помогали близкие люди из числа родичей и „лучших людей“— дядья по матери (например, Ентугай Конаев князю Абаку)» [43] — отмечает профессор Уманский А.П. в своей работе «Телеуты и их соседи в 17 и в первой четверти 18 века». С автором этой работы я имею общую точку зрения на то, что в повседневном управлении государством ханы Теленгетского государства опирались на «лучших людей», например, Изилбей при хане Абаке был военноначальником, которому были подчинены вооруженные силы Теленгетского государства. Но в приведенном примере с «дядьями по матери» Уманский А.П. допускает вольность, отнеся Ентугая Конаева в «дядья» хану Абаку по материнской линии. В работе «Телеуты и русские в 17— 18 веках» вышедшей в 1980 году, на 15 лет ранее чем вторая его научная работа «Телеуты и их соседи в 17— первой четверти 18 века», профессор Уманский А.П. указывает о том, что Ентугай Конаев является родным дядей хана Коки Абакова [44]. Ентугай Конаев является младшим единоутробным братом хана Абака, его удел распологался по правобережью реки Катунь. Хан Абак, Кашкай-Буру, Ентугай — происходят из многочисленного на тот период времени сеока Мундус. «Удалось обнаружить в источнике сообщение о происхождении князя из рода Мундус. Генеалогии всех князей теленгитских отоков, за исключением Среднего, восходят к Абаку» [45], отмечает алтайский ученый-историк Г.П. Самаев в своей монографии «Горный Алтай в 17— середине 19 в.: проблемы политической истории и присоединения к России». Моя мама Тенгерекова Лидия Николаевна, в девичестве Сарбачакова, записала генеалогию мундусских князей от своего деда, последнего на территории Сибири кровного, потомственного, Укту зайсана Ады jока — Сарбачакова Василия Васильевича. По утверждению моей матери, Тенгерековой Лидии Николаевны, её пращур хан Конай основал государство теленгетов, и у него было три сына: старший Абак, средний Кашкай-Буру и младший Ентугай. Мои родители, Тенгереков Сергей Иванович и Тенгерекова (Сарбачакова) Лидия Николаевна, исходят из Ентугаевской ветви Конаевской ханской династии. То, что башчи Ентугай из сеока Мундус имел свой удел на правобережье реки Катунь, указывает в своей работе «Докапиталистические пережитки в Ойротии» Токарев С.А.: «Знаем де мы, — говорили в 1649 году кузнецкие служилые люди, — Мундусские волости князца Ентугая, живет де он своим улусом, и от Кузнецкого острогу до него 2 недели на лыжах, а живет он с саянцы не подалеку…» [46].

В своей монографии «Горный Алтай в 17— середине 19 в.: проблемы политической истории и присоединения к России», Самаев Г.П., на мой взгляд, неудачно вводит в научный оборот термин «оток». Этот термин он использует в отношении, как государства, мелких княжеств, так и в отношении дючин [47]. Термин «оток» — чужеродный термин в отношении теленгетов 16 — 17 веков. Впервые термин оток применяется в отношении теленгетов в первой четверти 18 века, когда более могущественное государство-Джунгария поглотила Теленгетское ханство. Насильно уведенные мундусы со своими улусными людьми в Илийской долине (Современная территория Кыргызстана — И.Т.) Джунгарского Улуса составили отдельный теленгетский оток [48], которым в первое время управлял последний хан Теленгетского ханства, мундус Шал Табынов, принявший титул тайджи от хана Цэван Рабдана. В свою очередь теленгетский оток делился на зайсанства, которыми управляли мундусы: Матай и Байгорок Табыновы, Жиран Иурганов, Батай Кокин, Могулан и Бекин Бейконовы и другие потомки хана Абака и башчи Кашкай-Буру, удостоенные в Джунгарском ханстве титулов-зайсан.

Титула зайсан был удостоен башчи мундусов Кумек Ентугаев, который остался со своим улусом в Сибири, в родных уделах, еще выделенных ханом Конаем своему младшему сыну Ентугаю. Зайсан Кумек Ентугаев, а в последствии и его сын Буктуш Кумеков были непосредственно подчинены Джунгарскому хану. Они были так же, как и тайджи Шал Табынов, освобождены от уплаты налогов.

Далее Самаев Г.П., фиксирует на территории Джунгарии в Илийской долине: «Общее количество ак-теленгитских отоков достигло полутора-двух десятков» [49]. И в тоже время он отмечает: «Когда ак-теленгиты, переселившиеся в начале 18 века в Джунгарию, вышли в конце 1756 года к Усть-Каменогорской крепости для принятия русского подданства, то состояли из четырех отоков», «Четвертый теленгитский оток появился, вероятно, гораздо позднее. Впервые он отмечен в источниках уже после переселения теленгитов в Джунгарию. Зайсаном четвертого отока был в 1756 г. „Байгороков сын“ Бату-Мёнко. Байгорок являлся прямым потомком Коки Абакова, значит четвертый оток появился в результате выделения новой группы из состава Старшего отока» [50].

Из вышеприведенных утверждений Самаева Г.П. можно сделать вывод, введя в оборот термин «оток» и используя его в своих исследованиях, он не имеет четкого понятийного представления данного термина. Также не понятно, почему из «полутора-двух десятков» ак-теленгетских отоков он присваивает зайсанству мундуса Бату-Мёнко порядковый номер именно «четвертый», а не первый или двадцатый? Следуя логике Самаева Г.П., интересно было бы узнать, какой порядковый номер он присвоил бы «отоку» родного брата Бату-Мёнко, мундусу Мекею Байгорокову «кочевья…»-которого-«находились близ озера Тескул» [51] в случае его выхода со своими подданными к Усть-Каменогорской крепости и принятия им Российского подданства?

Объяснение всему выше перечисленному я вижу прежде всего в том, что изначально Самаев Г.П. допускает не позволительную ошибку при конструировании модели политической организации теленгетов, по подобию казахов, поделив ак— теленгетов на «Старший», «Средний» и «Младший» отоки, используя термин «Оток» вместо термина «Жус». «Старший» и «Младший» отоки возглавляли мундусы Абак и Майчык, а «Средний» оток, не родственный мундусским отокам, он «отдает» Коксежу, ссылаясь на то, что: 1) Коксеж осуществлял перекочевки совместно с ханом Абаком и 2) потомок Коксежа зайсан Байзур Бакжи при переходе в подданство России шертовал словами: «…я орсок теленгутский зайсанг» [52].

Во— первых, только то, что Коксеж осуществлял на протяжении ряда лет перекочевки совместно с ханом Абаком, не дает основания Самаеву Г.П. создавать

«Средний» оток у ак теленгетов, и почему именно «Средний оток», а не «Младший» или «Старший»? Из русских источников известно, что Коксеж являлся князем орчаков и был всего лишь союзником хана Абака в совместных военных походах против общих врагов, скорее всего, Коксеж со своим улусом был в вассальной зависимости от Теленгетского ханства;

Во— вторых, во время переселения Мундусов с территории Южной Сибири в глубь Джунгарии вместе с ними были переселены и потомки Коксежа с орчаками. Хан Цэван Рабдан, присвоив титул зайсана потомку Коксежа, определил орчаков в состав Теленгетского отока. При даче шерти русским властям, потомок Коксежа, зайсан Байзур Бакжи подчеркивает свою принадлежность к орчакам «я орсок…» и далее «теленгутской зайсанг»-принадлежность во времена Джунгарского подданства к Теленгетскому отоку в состав которого входило его зайсанство;

В— третьих, имя орчакского князя Коксежа ни в одном из существующих русских источников не упоминается среди «лучших людей», т.е. государственных деятелей Теленгетского ханства;

В— четвертых, Самаев Г.П. не мог не знать о том, что «В последний период Ойратско-Джунгарского царства-1-я половина 18 века— ойраты делились на „отоки“, „анги“ и „цзисаи“…, а „отоки“-были основными подразделениями самого ойратского союза. Их насчитывалось всего 24, и численность их составляла 98 500 кибиток… В числе названий их мы находим такие, которые известны нам как племенные названия: Орат, Киргиз, ТЭЛЭНГУТ, Мингат и пр. Отоки в свою очередь делились на „роды“ или „поколения“, каждым из которых управлял „цзайсан“. В 24 отоках считалось всего 54 рода и столько же цзайсанов» [53].

Не согласие с точкой зрения Самаева Г.П. выражает доктор исторических наук, профессор Уманский А.П. В своей работе «Телеуты и их соседи в 17— первой четверти 18 века» он отмечает: «Г.П. Самаев, считает, не верно, что ак-теленгуты делились на 3 отока— Старший, Средний, Младший, при этом Старший он отождествляет с Улусом Абака и его потомков, Младший с Улусом Мачика и его наследников, а Средний с Улусом Коксежа и его детей— эта конструкция не имеет прочной опоры на факты».

Таким образом, модель политической организации ак теленгетов, сконструированная Самаевым Г.П. в его монографии «Горный Алтай в 17-середине 19 веков: проблемы политической истории и присоединения к России» является чистым вымыслом, не имеющей под собой каких— либо реальных исторических корней.

В пятидесятых годах 16 века Теленгетский хан Конай ведет соперничество с Сибирским ханом Едигером из-за сферы влияния над сибирскими тюркскими племенами: Чатами, Тарами, Барабами, Эуштами. Об этом периоде времени из русских источников установлено, что «… в 1555 году, Татарский князь Едигер— властитель Сибирской Орды, называвшийся так по имени столичного городка Сибири» через своих послов просил русского царя Ивана Грозного «взять его под высокую руку, для защиты от врагов, которыми были другие Татарские князья, ведшие с Едигером борьбу из— за верховной власти над местными инородческими племенами» [54]. Сибирское ханство располагалось в границах современных территорий Тюменской и части Омской областей.

В начале 60-х годов 16 века, шейбанид Кучум при помощи ногаев делает попытку покорения Теленгетского ханства, получив отпор от хана Коная, он устремляет свои взоры на Сибирское ханство. В 1563 году шейбанид Кучум с помощью ногаев покоряет Сибирское ханство, отстраняет от власти хана Едигера из Тайбугинского рода и возводит себя в ранг хана Сибирского Улуса. [55] Об этом событии русский историк А. Нечволодов сообщает следующее: «Грозный, всецело отвлеченный борьбой на Западе, не высылал ему ратной помощи против его врагов. Скоро Едигеръ был убит своим противником, другим Татарским князем, — воинственным Кучумом, который обязался было платить дань Iоанну, но затем, утвердившись в Сибири, стал проявлять явно враждебные против нас действия». [56]

Между Теленгетским и Сибирским ханствами в конце 16 века периодически возникали военные конфликты по поводу сбора албана с тарских и барабинских татар, которых считали своими данниками как хан Конай, так и хан Кучум. До самой своей кончины хан Кучум оставался для теленгетов заклятым врагом. Об этом в русских источниках сообщается следующее: «Наконец, 20 августа 1598 года, воевода Воейков внезапно настиг Кучумово становище в Барабинской степи и после жестокого боя перебил множество его людей и захватил всю семью… Сам Кучум и на этот раз спасся… он был убит Ногаями, к которым бежал ища защиты от враждовавших с ним калмыков» [57]. (Во всех русских источниках того периода времени теленгеты именуются «белыми калмыками»— И.Т.).

Конец 16 века характеризуется сложной политической обстановкой в Западной Сибири. Вдоль левобережья реки Иртыш начали осуществлять свои перекочевки казахи из Среднего Жуза, с периодическими набегами на Теленгетское ханство. Однако с появлением больших групп ойратов в прииртышских степях в 1598 году (местообитание которых определилось по левобережью Иртыша, части Теленгетской [58] и Барабинской степей) [59] казахи отдалились от границ Теленгетского ханства. Со стороны Ойратских ханов усилились притязания на территорию Теленгетского государства. На Севере Теленгетского ханства появляется новый сосед в лице Российского государства после полного разгрома хана Кучума в 1598 году.

Осуществляя целенаправленную колонизаторскую политику в Сибири по указу Российского царя Бориса Годунова, на землях бывшего Сибирского Улуса, русские возводят свои крепости. В 1598 году ими была основана Тюмень, затем возникли Тобольск, Сургут, Тара. Царским наказом Сибирским воеводам было велено добиваться от башчиларов тюркских родо-племенных групп добровольного и принудительного принятия ими подданства России.

В 1604 году добровольно в состав России вошел «со своим родом и улусными людьми которых насчитывалось до 300 человек» [60] князь эуштинцев Тоян, на землях которого в 1604 году был построен Томский острог.

Первые сведения в русских источниках о мундусах, в частности о хане теленгетов Абаке Конаеве были изложены в челобитной князя Тояна русскому царю, где он обещал «… помочь покорить живших в соседстве киргизов, чатских татар и теленгутов…» [61]. В той же челобитной указывается, что под властью теленгетского хана Абака до 1000 человек, а до Теленгетской земли пять дней пути от Томска.

Фактически население Теленгетского ханства составляло не одну тысячу человек, а значительно больше. Основанием для такого утверждения является то, что в 1615 году для совместного военного похода с русскими против енисейских киргизов, хан Абак выставил 400 своих воинов, для охраны Улуса ему необходимо было оставить не менее такого же количества. Скорее всего, князь эуштинцев указал в челобитной 1000 человек— количество воинов у теленгетов. Мундусы, среди теленгетских сеоков, являлись самым многочисленным сеоком в 16 веке, и как господствующий сеок, в отличие от остальных теленгетов и сибирских тюрков именовали себя: ак теленгет кижилер. До сих пор, среди сибирских тюрков бытует поговорка о многочисленности ак теленгетов-мундусов: «Тенериде jылдыс коп, Телекейде мундус коп» (На небе множество звезд, как множество Мундусов в этом мире).


Примечания:



[2] Радлов В.В. « Из Сибири», М., 1989 г., с.95.



[3] Радлов В.В. « Из Сибири», М., 1989 г., с. 123.



[4] Георги И.Г. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей», СПб., 1776 г., ч.2, «О народах татарского племени», с.158. с.54.



[5] Чихачёв П. «Путешествие в Восточный Алтай», М., 1971 г., с.58.



[6] Самаев Г.П. « Горный Алтай в 17 — середине 19 веков: проблемы политической истории и присоединения к России», Г— Алт., 1991 г., с. 50.



[29] Большая Советская Энциклопедия, М., 1976 г.,с.997.



[30] «История Сибири», Л., 1968 г.,с.35.



[31] «История Сибири», Л., 1968 г., с.35, с.36.



[32] «История Сибири», Л., 1968 г., с.47.



[33] Потапов Л.П. «Очерки по истории алтайцев», М-Л., 1953 г., с.179.



[34] Аджи М. «Полынь Половецкого поля», М., 1994 г., с.140.



[35] Аджи М. «Полынь Половецкого поля», М., 1994 г., с.165.



[36] Аджи М.И. «Кипчаки», М., 1999 г., с.48.



[37] Миллер Г.Ф. «История Сибири», М., 1999 г., т.1, с.62.



[38] Миллер Г.Ф. «История Сибири», М., 1999 г., т.1, с.54.



[39] Миллер Г.Ф. «История Сибири», М., 1999 г., т.1, с.54.



[40] Миллер Г.Ф. «История Сибири», М., 1999 г., т.1, с.64.



[41] Аджи М. «Полы нь Половецкого поля», М., 1994 г., с. 16



[42] Каан — в понимании русских— хан. Примечание автора.



[43] Уманский А.П. «Телеуты и их соседи в 17— первой четверти 18 века», ч. 1, Б., 1995 г.,с. 100.



[44] Уманский А.П. «Телеуты и русские в 17-18 веках», Н., 1980 г., с.71.



[45] Самаев Г.П. «Горный Алтай в 17— середине 19 в.: проблемы политической истории и присоединения к России», Г-Алт., 1991 г.,с.55.



[46] Токарев С.А. « Докапиталистические пережитки в Ойротии», Л., 1936 г., с. 81.



[47] Самаев Г.П. « Горный Алтай в 17— середине 19 в.: проблемы политической истории и присоединения к России», Г— А, 1991 г., с. 160.



[48] Аристов Н.А. «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей», с. 338.



[49] Самаев Г.П. «Горный Алтай в 17— середине 19 в.: проблемы политической истории и присоединения к России», Г-А.,1991 г., с.103.



[50] Самаев Г.П. «Горный Алтай в 17— середине 19 в.: проблемы политической истории и присоединения к России», Г-А., 1991 г., с. 53, с. 54, с. 55.



[51] Самаев Г.П. «Горный Алтай в 17— середине19 в.: проблемы политической истории и присоединения к России», Г-А., 1991 г., с. 89.



[52] Самаев Г.П. «Горный Алтай в 17— середине 19 в.: проблемы политической истории и присоединения к России», Г-А., 1991 г., с. 54.



[53] Токарев С.А. «Докапиталистические пережитки в Ойротии», Л., 1936 г., с. 62, с. 63.



[54] Нечволодов А. «Сказание о Русской земле», С-П., 1913 г., ч. 4., с.233.



[55] «Большая Советская Энциклопедия», М., 1976 г., с.337.



[56] Нечволодов А. «Сказание о Русской земле», С-П., 1913 г., ч. 4., с.233.



[57] Нечволодов А. «Сказание о Русской земле», С-П., 1913 г., ч. 4., с.260.



[58] Теленгетская степь — в настоящее время переименована в Кулундинскую степь.



[59] Златкин И.Я. «История Джунгарского ханства», с.123., с. 124.



[60] Миллер Г.Ф. «История Сибири», М., 1937 г., т. 1., с. 313.



[61] Миллер Г.Ф. «История Сибири», М., 1937 г., т.1, с.313.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.