|
||||
|
ДОБРОВОЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ ТЕЛЕНГЕТОВ В СОСТАВ РОССИИ. 21 июня 1756 года для принятия Российского подданства прибыли в Бийскую крепость зайсаны Буктуш Кумеков, Намыкай Малаев, Бурут, Церен и демичи Менгош Сергеков из зайсанства зайсана Бокола, который решил принять китайское подданство. Зайсаны Буктуш, Намыкай, Бурут, Церен и демичи Менгош Сергеков были приведены к шерти и дали письменные обязательства на своем языке. От зайсана мундуса Буктуша в аманаты был взят его сын Тегедек, от зайсана Намыкая— сын Бору, от зайсана Бурута— сын Эльзиой, от зайсана Церена— сын Хурим, от демичи Менгоша— сын шуленги Табунаева Кидесек. [118] Новоподданые зайсаны от переселения на Волгу отказались. Полковник де Гаррига предложил им перейти в междуречье Иртыша и Оби, но командующий Сибирскими войсками Крофт не разрешил пропускать их на территорию, ссылаясь на указы правительства. Он предложил полковнику де Гарриге оставить новоподданых в близи Колывано-Кузнецкой военной линии до отправки на Волгу. После бегства нойена Амыр-Саны в Средний жус казахов. Теленгетский тайджи Бату-Менко собрал мундусских зайсанов с их улусными людьми, и вместе с енисейскими киргизами, мингатами направился на Юг Сибири к границам России, чтобы принять российское подданство и вернуться в свои родные кочевья, в которых они проживали до вступления в Джунгарское ханство. При переходе из Илийской долины к Колывано-Кузнецкой военной линии тайджи Бату-Менко, зайсаны мундусов со своими улусными людьми имели три сражения с китайскими военными отрядами. В последнем сражении с китайцами мундусы со своими улусными людьми были разбиты и рассеяны. Так по рассказу Бока, сына демичи Еркея Менкина, желающие вступить в подданство России шли от озера Железного «месяца с три, у реки Уллю (Или) переправились и имели с китайцами и колмаками баталию, и после оной шли дней шесть и паки при урочище Алтына Меля, да при урочище Акбус реки и Калмутагая с теми же китайцами имели три баталии и при последней китайцы всех их разбили». [119] Из 70 тысяч мундусов и их улусных людей только 1507 человек во главе с теленгетским тайджи Бату-Менко и тремя зайсанами пробились к Усть-Каменогорской крепости. Вместе с мундусами к военной линии вышел и киргизский зайсан Кошка-Гурбан со 168 киргизами. Основная часть мундусов и ряд теленгетских сеоков остались в пределах современной республики Киргизстан и в районе Чёрного Иртыша современной территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики. Об этом периоде времени, Н.А. Аристов в своей работе «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей», сообщает, что: «… в 1757 году, киргизы эти с находящимися на Или мингатами и теленгутами пошли было к Алтаю, но были разгромлены и частично попали в Россию, — пристав к калмыкам Церина, с которыми вышли на Сибирскую границу и перепровождены отсюда на Волгу к торгоутам…». [120] (В своей работе Н.А. Аристов допустил неточность в определении даты 1757 год, мундусы вышли на Усть-Каменогорскую крепость с территории современного Киргизстана в 1756 году 7-8 октября— И.Т.). Оставшиеся мундусы и тёлёсы на территории современного Киргизтана совместно с енисейскими киргизами, волею судьбы, приняли участие в этногенезе современного киргизского народа. Отец тюркологии, российский ученый— путешественник Радлов В.В. в своем научном труде «Из Сибири» сообщает: «Тип кара-киргизов, безусловно, иной, чем у казаков. Это особенно бросилось мне в глаза при моем первом посещении кара-киргизов…, которых я встретил в 1862 году на реке Каркара. Лица кара-киргизов очень напомнили мне лица алтайских горных калмыков и телеутов». [121] Во время путешествия по территории Киргизии В.В. Радлов зафиксировал у киргизов наличность сеока Мундус. «Число кара-киргизов, должно быть очень велико. Они делятся на две группы: онг (правые) и сол (левые). Онг делятся на шесть племен:… 2. Племя сары— багыш (желтые лоси), кочующие на севере и востоке Исиккёля… Мне назвали следующие названия родов сары— багыш: сару, каба, монгулдур, шыкманат, саяк, ассык, Дёлёс, конграт, Мундус, кытай и етиген. (Прошу обратить особое внимание на роды Дёлёс и Мундус, очень многочисленные и у алтайцев.)… 3.Племя солту кочует к югу от реки Шу и было раньше подданным Коканда; теперь оно относится к Токмакскому району. У солту мне назвали следующие роды: етиген, кучу, сару, монгулдур, кытай, Мундус, ассык. 4. Племя эдигена у реки Андижан в 1869 г., когда я был на Исикёле, еще было подданным Коканда. Мне назвали здесь восемь родов: Дёлёс, сару, конграт, монгулдур, Мундус, саяк, каба и шыкманат… Группа сол гораздо малочисленней, чем онг, они кочуют у реки Талас и состоят из следующих родов: сару, беш берен, Мундус, тёнгтёрюп, кучу, кюркюрен, етиген… по данным знакомых мне манапов, все киргизские роды включая и те, что являются подданными Коканда и Китая, насчитывают до 80 000 кибиток, что означало бы население свыше полумиллиона». [122] В своих исследованиях по этнографии кара— киргизов, Аристов Н.А. отмечает, что сеок Мундус у кара-киргизов по численности людей находится на третьем по счету месте: «первое место по своей распространяемости занимает 1) кость сару… вторая по распространяемости будет 2) кость каба…, следующая 3) кость МУНДУС существует поныне у алтайцев;». [123] Российские ученые тюркологи В.В. Радлов, Н.А. Аристов, советский тюрколог Л.П. Потапов в своих исследованиях по этнографии киргизов акцентируют внимание на общность сеока Мундус и Тёлёс у теленгетов (телеутов), алтайцев и киргизов. «О кости МУНДУС можно заметить еще, что она очень древняя, ибо встречается в нескольких поколениях кара-киргизов, в состав которых вошла конечно до Рождества Христова, когда кара-киргизы находились еще между Саянским хребтом и Тянь-шанем». Н.А. Аристов в своей работе «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей» определяет дату появления Мундусов на территории Киргизтана до Рождества Христова опираясь только на то, что сеок Мундус «встречается в нескольких поколениях кара-киргизов», не приводя другой аргументации опирающеся на конкретные исторические события и факты. Да, с момента переселения Мундусов с Юга Сибири джунгарским ханом Цэван Рабданом на территорию современной Республики Киргизстан на момент проводимых этнографических исследований Н.А. Аристовым родилось и выросло семь поколений Мундусов. Дату появления Мундусов на территории Киргизстана следует считать 1713 год— начало массового переселения Мундусов ханом Цэван Рабданом в Илийскую долину и на берега озера Исык-Куль. С выходом небольшой части Мундусов в 1507 человек с территории современного Киргизстана на Усть-Каменогорскую крепость тайджи Бату-Менко обращается к коменданту крепости с письменным прошением о приеме мундусов в российское подданство. Профессор А.П. Уманский в своей работе «Телеуты и русские в 17— 18 веках» в определении даты подачи прошения тайджой Бату-Менко о принятии мундусов и его улусных люде допускает не точность, определяет дату 1757 годом. Также Потапов Л.П. в историко-этнографическом очерке «Этнический состав и происхождение алтайцев» допускает ряд непозволительных неточностей: 1) «Телеутский зайсан Бату-Мёнко прибыл к г. Кузнецку, прося о защите Тау-телеутских волостей». [124] Как было выше указано, тайджи Бату-Менко во-первых, вышел с мундусами не на Кузнецкую крепость, а на Усть-Каменогорскую; во— вторых, он не был тау-телеутским зайсаном и не мог просить о защите тау— телеутских волостей. Из источников известно, что Бату-Мёнко принадлежал к сеоку Мундус, а Мундусы все относились к ак теленгетам. 2) «Весьма известный телеутский зайсан Бату-Мёнко кочевал в Канской степи». [125] Во-первых, кочевья Бату-Мёнко находились в Илийской долине, где мундусы и их улусные люди джунгарским ханом Цэван Рабданом были выделены в отдельный теленгетский оток «алтайцы же оставались в калмыцком подданстве, составляя цзунгарский оток теленгет в 4 т. кибиток до 1756 г.». [126] Во главе теленгетского отока с начала переселения Мундусов в глубь Джунгарии (на территорию современного Киргизстана— И.Т.) стоял бывший хан теленгетов Шал Табынов, после его смерти оток возглавил тайджи Бату-Мёнко; во-вторых, если бы мундус Бату-Мёнко со своим улусом кочевал в Канских степях, то он обязательно был бы в числе теленгетских зайсанов, кочевья которых были расположены в горах Алтая и в прииртышье, участвовавших на переговорах с цинскими властями об условиях перехода в китайское подданство осенью 1755 года. [127] А также имя мундуса Бату-Мёнко не значится в прошении теленгетских зайсанов, чьи кочевья находились в горах Алтая и в прииртышье о добровольном принятии их с улусными людьми в Российское подданство. Имя мундуса Бату-Мёнко значится в переписных ведомостях принятых в подданство России составленных в Усть-Каменогорской крепости. Сибирским губернатором Мятлевым было дано указание коменданту Усть-Каменогорской крепости капитану Трауенберху о приеме теленгетов и киргизов в подданство Российской империи. Этим же указом предписывалось провести перепись принимаемых людей и их скота. Из переписных ведомостей явствует, что в Российское подданство вступили теленгетские зайсаны Еркен-Кашка, Байсур— Бакши, Ангир Бекин и тайджи Бату-Мёнко. «При них осталось 1507 человек». [128] Из переписных ведомостей видно, что в подданство Российской империи были приняты из Абаковской ветви Конаевской ханской династии двое— тайджи Бату-Мёнко «Кокуев внук, Байхороков сын», Еркен-Кашка «Урган Жиранов Кукен Батуров внук», из Кашкай-Буруновской ветви: Ангир Бекин «Бойкенов внук». [129] У Бату-Мёнко Байгорокова при выходе на Усть-Каменогорскую крепость осталось 346 человек, у Ангира Бекина— 159 человек, и у Еркен-Кашка Жиранова 884 человека». [130] В Илийской долине по утвержденю зайсана Еркен-Кашка у него было в зайсанстве улусных людей пять тысяч человек. [131] Указом Коллегии иностранных дел от 16 ноября 1756 года переселение принятых в подданство зенгорцев на Волгу было отложено на весну 1757 года. Российские новоподданые были обезоружены и расселены вдоль Колыванской линии на зимовку. 28 июля 1757 года из Бийска выступил «Большой Кош» из новоподданых Российской империи, проведших зимовку на Колыванской, Иртышской, Бийской и Кузнецкой линиях. Большой Кош из 3989 переселяемых человек сопровождался отрядом конвойных под предводительством майора Эдена по маршруту Омск-Тара-Ишим-крепость Звериноголовская на реке Тобол-река Куртамыш (в Курганской области— И.Т.). На реке Куртамыш Большой Кош был остановлен на зимовку. Переселение новоподданых русского царя сопровождалось массовой гибелью теленгетов, в том числе мундусов, которые составляли более половины Большого Коша. К началу зимовки Большой Кош поредел на 1362 человека. «В списке, составленном в декабре 1757 года… в оставшихся 864 семьях насчитывалось 2626 человек, бывших раннее, и 20 младенцев, родившихся в ноябре». [132] 22 октября 1758 года калмыцкий хан Дондук-Даши отправил письменное сообщение Российскому уполномоченному в Калмыцком ханстве генералу Спицыну о том, что прибыл Большой Кош в сопровождении его посланца Габуна гелюнга «пришедших в подданство ея величества зенгорских калмык привел… более осми сот семей, при которых имеется тысяча двести лошадей и тридцать четыре верблюда; кои калмыки им ханом… распределены по улусам». [133] Мундусы и теленгеты переселенные в «составе большого коша проживали среди калмыков компактно и сохраняли свой этноним вплоть до начала 20 века. Например, при переписи 1903 года в составе Хошеутовского улуса было зафиксировано 85 семей „ики-теленгитов“ и „бага-теленгитов“. П. Небольсин, посетивший Хошеутовский улус в середине 19 века, писал, что теленгиты этого улуса являются „чистыми дзюнгарцами“, т.е. бывшими поддаными Джунгарского ханства. [134] Помимо Большого Коша вплоть до 1760 года шло переселение новоподданых в Калмыцкое ханство и крещенных новоподданых в город Ставрополь (ныне город Тольятти-И.Т.) построенный на левом берегу Волги специально для переселения окрещенных «калмыков». Российский Сенат своим указом от 6 июля 1757 года предписывал новокрещенным «зенгорцам» учинить особое попечение, лучшее, чем некрещенным. К началу 1760 года, по подсчетам Коллегии иностранных дел, численность принятых в подданство России составило «14 617 душ мужеска и женска пола… с малолетними, но будучи… на линиях и во время препровождения от оспы и других болезней многие померли». [135] В Калмыцкое ханство за этот период времени было переселено бывших «зюнгарцев» 2 047 кибиток, в город Ставраполь новокрещенных «зюнгарцев»— 1 765 душ мужска пола, кроме женскаго». [136] Таким образом, потомки Абаковской и Кашкай-Буруновской ветвей Конаевской ханской династии мундусы: тайджи Бату-Мёнко, зайсаны Еркен-Кашка, Ангир Бекин вышедшие из Илийской долины на просторы родной Сибири с мундусами своих улусов и с частью мундусов улуса зайсана Буктуша Кумекова помимо своей воли оказались в Калмыцком ханстве и в городе Ставрополе. Потомки Ентугаевской ветви Конаевской ханской династии мундусы: Буктуш и Диорбют Кумековы, Канзак Бектелев принявшие подданство Российской империи с частью мундусов и своих улусных людей, боясь переселения на Волгу, ушли скрытно с Бийской линии в горы Алтая, не отказываясь от подданства и уплаты ясака. «В списке высланных поименованы зайсаны Бурут Чекугалин, Кымык Яманаев, Кутук Кутайгулин, Церен Уруков и семейство умерших зайсанов Гулчугая и Омбы. Кроме того поименованные калмыки (мундусы— И.Т.) ведомства Буктуша, но ни его самого, ни его семьи в списке нет». [137] По факту ухода ряда зайсанов и демичей со своими людьми с Бийской линии, калмыцкие эмиссары обвинили командующего Колывано-Кузнецкой военной линиии полковника де Гарригу в самовольном отпуске новоподданых в горы Алтая. Для расследования обстоятельств ухода теленгетов с линии, губернатор Сибири Мятлев прислал полковника Лорих, который по прибытии в Бийск потребовал вернуть на линию новоподданых и двоеданцев для отправки на Волгу. Летом 1757года из Бийской крепости в горы Алтая был отправлен специальный отряд под командованием поручика Заливина. Все попытки вывода мундусов, тодошей, тёлёсов, тонжанов и других теленгетских сеоков к Колывано-Кузнецкой военной линии не увенчались успехом из-за нежелания быть насильно переселенным с родных кочевий в чужие края. 6 сентября 1757 года совместным постановлением администрации Кузнецкого уезда и командованием военной линии признается нецелесообразность переселения двоеданцев в специально отведенные районы Сибири. Кумандинцы, челканцы, шорцы и тубалары остаются в прежних местах обитания. Восточные теленгеты, в частности двоеданцы тёлёсы не изъявили желания стать поддаными России, они попадают наряду с зависимостью от России в вассальную зависимость от Китая. Осенью этого же года Сибирский губернатор Мятлев направляет эмиссаров по Иртышу и в горы Алтая с целью добровольного склонения оставшихся теленгетов в Российское подданство. Эмиссару Максютову удается привести к шерти зайсана Намжила Тысова, но он из-за боязни оказаться переселенным в чужие края, выйти из гор на военную линию категорически отказался. Им же был приведен в Российское подданство демичи Боокола Чубряк Акбилеков. Сам же зайсан отказался от принятия Российского подданства и вскоре добровольно принимает подданство Китая. Китайские наместники в ответ на действия русских также активизируют свою деятельность в отношении теленгетов не принявших ни Российского, ни Китайского подданства. Китайские власти для приведения к покорности теленгетов, находящихся в горах Алтая и в верховьях Иртыша применяют военную силу, используя военные отряды своих новоподданых теленгетских зайсанов Боокола и Чадака (кочевья которых были расположены в Гобийском Алтае в бассейне реки Кобдо-И.Т.), которые в конце 1757 года захватили большую часть теленгетов и силой увели в кочевья зайсана Чадака. Против теленгетов не имевших российского и китайского подданства, укрывавшихся на правобережье Черного Иртыша (современный Синцзян-Уйгурский автономный район Китая— И.Т.) и озера Зайсан были направлены большие военные отряды возглавляемые китайскими военноначальниками. В 1758 году китайские войска проводят летне-осеннюю крупномасштабную военную операцию против теленгетов Алтая, в ходе которой многие теленгеты были уничтожены, либо насильно переселены в пределы Китайской империи. В этот же год участились набеги на Алтай со стороны казахов из Среднего Жуза. Целью набегов казахов на бывших «зенгорцев» был захват пленных и их имущества. В течение двух лет эти набеги приносили бедствия теленгетам. Для захвата теленгетов не принявших подданства России и Китая, осенью 1758 года в горы Алтая вторглись султан Барак с пятитысячным войском и Кошкарбай с четыремя тысячами воинов. [138] Казахи, как и китайцы всегда встречали со стороны теленгетов упорное сопротивление. Один из военных походов Кошкарбая завершился его гибелью. Казах из Кошкарбаевой волости Таулет, 22 марта 1759 года, сообщил российским властям следующее: «привез полону немалое число, но… Кошкарбай батыря, да сына ево убили, да ево ж… дву сыновей ранили». [139] За двух летний период набегов, казахи увели в свои Жузы немалое количество теленгетов. Путешествуя по казак-киргизской земле, российский ученый-тюрколог Радлов В.В. через сто лет после происшедших событий, отмечает: «Встречаются и крепостные султанов: кара-калпак, тюрюкпен, кангды и ТЁЛЁНГЮТ». [140] Султаны Средней и Старшей орд использовали теленгетов уведенных в 1757-1760 годы с Алтая и их потомков в качестве военной силы, «киргиз-казаки и по сей день называют крепостных рабов-дружинников, принадлежащих султанам Средней и Большой орды, тёлёнгютами». В исторической трилогии «Кочевники» И. Есенберлин также указывает на использование Теленгетов казахскими ханами и султанами в качестве рабов-воинов: «При Аблае находился тысячный отборный отряд его личных воинов— Теленгутов». [141] Набеги казахов прекратились в 1760 году, поводом послужило то, что полутора тысячный отряд под предводительством султана Барака из Найманской волости ходил военным походом в Чуйскую степь. Преследуя теленгетов он со своим войском вторгся в пределы теленгетского зайсана Чадака— подданого Китайской империи. Преследуемый китайскими военными отрядами Барак и другие казахские старшины вывели свои отряды с Алтая вниз по Иртышу. В последствии часть теленгетов покинуло казахского хана Аблая, и других казахский султанов влившись в повстанческие отряды Емельяна Пугачева. «Оказалось, что вместе с бежавшими казахскими Теленгутами уходит к Пугачеву… рота русских солдат». [142] Оставшиеся теленгеты были ассимилированы в казахской среде. Коллегия иностранных дел России своим указом от 31 декабря 1758 года предписало командованию Колывано-Кузнецкой военной линии организовать военные походы против теленгетов не принявших подданства России, взятых в плен переправлять группами на постоянное место жительства в Калмыцкое ханство, окрещенных в город Ставрополь. Командующий Колывано-Кузнецкой военной линии против теленгетов организует несколько военных экспедиций. Так, 20 февраля 1760 года вверх по Чарышу из Чакырской крепости был послан отряд из 150 человек с прапорщиком Ширяевым. «В состоявшемся бою теленгиты были выбиты из укреплений, потеряв убитыми и пленными двенадцать человек. 28 февраля Ширяев взял в плен еще четырнадцать человек. Пленные по видимому, подвергались крещению и отправлялись в Ставрополь. Была, например, окрещена и отправлена туда группа теленгитов, плененная в 1758 году „российскими командами“, ходившими за линию из Николаевского форпоста». [143] Для того чтобы присоединить земли теленгетов к России и отодвинуть Колывано-Кузнецкую военно-пограничную линию в район от верховий реки Бухтармы до Телецкого озера, российская сторона организует ряд военных экспедиций, но в силу труднодоступности и удаленности им приходиться отказаться от этих планов. Таким образом, территория от Бухтармы до Телецкого озера осталась за пределами военно-пограничной линии. Китайская сторона рассматривала данную территорию как буферную зону, установив на южной части её цепь своих застав. С 1763 по 1765 год теленгеты «буферной зоны» испытывают на себе новую волну вторжения китайских войск, которые в результате военных действий уводят значительную часть теленгетов, в том числе и новоподданых России на территорю Китая. На требование теленгетских зайсанов и командования Колывано-Кузнецкой военно-пограничной линии о выдаче российских подданых, китайцы отвечают отказом. [144] Зайсаны пяти зайсанств вошедших в состав России в шестидесятые годы 18 века подчиняют себе теленгетов не принявших российского подданства и распределяют их по своим дючинам. Таким своеобразным путем, теленгеты «буферной зоны» становятся новоподдаными России. После присоединения теленгетов к Российской империи, царское правительство сохранило за зайсанами их привелегированное положение. Пять зайсанств не были преобразованы в волости, вся полнота власти, как и в прежние времена, принадлежала зайсанам. Зайсаны имели свои вооруженные дружины, производили судебные разбирательства, титул зайсана, как и прежде передавался по наследству. По велению императрицы Екатерины второй, теленгеты в 1763 году подверглись переписи произведенной во время третьей ревизии. По окончании переписи пяти теленгетским зайсанам были вручены копии актов Екатерины второй дарующих различные льготы инородцам «звание зайсана было приравнено к чину майора, зайсаны освобождались от взноса ясака и избавлялись от телесного наказания». [145] Помимо пяти зайсанств за военно-пограничной линией, царские власти считали своими поддаными Кумандинскую, Челканскую, Комляжскую, Южскую, Кергежскую волости, а также своими данниками две Тёлёсские волости (двоедданческие волости, население которых платило ясак российскому царю и албан китайскому импертору-И.Т.). Позднее, в конце 18 века Тёлёсским волостям российская администрация присвоила названия «Первая таутелеутская волость» и «Вторая таутелеутская волость». [146] Во главе пяти зайсанств стояли зайсаны Буктуш Кумеков из сёока Мундус, Кутук из сёока Кыпчак, Подуко из сёока Иркит, Катыра из сёока Тёлёс, Коккуш из сёока Тодош. Позднее из зайсанства Намкая при зайсане Тотоку «один из демечи-Кёскёлёк-отделился и купил себе зайсанское достоинство. Он был из рода Найман». [147] В своем научном труде «Из Сибири», В.В. Радлов описывает иерархическое строение зайсанства как административной единицы. «Во главе каждого зайсанства стоит Зайсан, а ему подчиняются несколько демичи, которым в свою очередь, подчинены более мелкие административные управители-шуленги. Семьи зайсанов и демичи-из старинных княжеских и байских родов, должности эти до сих пор передаются по наследству». [148] В.В.Радлов первый из российских ученых тюркологов во времена своей научной экспедиции по Алтаю записал и опубликовал генеалогию теленгетских зайсанов. «… по воспоминаниям алтайцев, во времена Дзунгарского государства у них было только пять зайсанов, и они называли их также укту (кровные). Из нынешних зайсанов только четыре-укту, и они пользуются у народа особым уважением. Для доказательства того, как высоко ценится происхождение зайсанов, достаточно указать только, что повсюду в народе известна их родословная. По сообщенным мне данным, в русское подданство перешли следующие четыре „кровных зайсана“: 1. Кудук из рода кыпчак 2. Пудуко из рода ыргыт 3. Коккуш из рода тотош 4. Пуктус из рода Мундус. Генеалогия зайсанов из сёока Мундус В.В.Радловым была записана в 1860 году непосредственно со слов зайсана Кортыя (Курту), с которым он был лично знаком и неоднократно останавливался у него во времена своих научных экспедиций по Алтаю. [149] Генеалогия зайсанов из сёока Мундус записанная В.В.Радловым с момента добровольного вхождения Мундусов в Российское подданство: «Род мундус: Пуктус Наду, который поссорился с чиновниками и хотел отправиться в Китай, поэтому вместо него был выбран демичи (родной брат Бекиш-И.Т.). Пекиш Пакай Адару Апанаш (Казагаш-И.Т.) Курту (Кортый-И.Т.)— шестое зайсанство». [150] Генеалогия зайсанов из сёока Мундус восходит к династийной генеалогии хана Коная-основателя Теленгетского ханства, которое просуществовало на территории Южной Сибири с начала 50-х годов 16 века по 1717 год, и было поглощено более могущественным государством-Джунгарским Улусом. Ентугаевская ветвь династийной генеалогии теленгетского хана Коная: Конай Абак Кашкай-Буру Ентугай Кумек Бектел Буктуш Диорбют Канзак Нааду Бекиш Тегедек Бакай Адару Казагаш (Апанаш) Кортый Козмай (он же:Кусубай по Ядринцеву, Корзовой по Радлову-И.Т.). У советского тюрколога Л.П. Потапова генеалогия зайсанов сёока Мундус опубликованы в его научных работах «Очерки истории Ойротии (Алтайцы в период русской колонизации)» и «Очерки по истории алтайцев», выглядят следующим образом: 1.Пуктуш из рода «тонжон» 1.Пуктуш (был китайским подданым) 2.Эрельдей 2.Эрельдей «Мундус»— 3.Бекиш (перешел в русское подданство) 4.Бакай 3.Адару 5.Апанас 4.Бакай 6.Корты 5.Апанас 7.Козмай 6.Корты 8.Тужеген 7.Тужеген 9.Петрушке 8.Митрошко 10.Барабаш 9.Барабаш 11.Темей 10.Темей 12.Кыпан 11.Кыпан 13.Ады йок 12.Ады ок 14.Павел 13.Павел 15.Сапыш 14.Сапыш [151] 16.Чунижеков Ник. [152] Из проведенных мною исследований, верной является гененалогия зайсанов из сёока Мундус, составленная российским ученым-тюркологом Радловым В.В. Во-первых, он сделал запись генеалогии зайсанов из сёока Мундус непосредственно из уст самого зайсана Кортыя; во-вторых, зайсан Кортый, как и любой тюрк знал свою родословную по седьмое колено и более. По рассказам моей матери Тенгерековой Лидии Николаевны (в девичестве Сарбачаковой Л.Н. — И.Т.) внучки последнего укту-зайсана Ады-jока (Сарбачакова Василия Васильевича— И.Т.) зайсан Эрельдей записан советским тюркологом Л.П. Потаповым в генеалогическое древо зайсанов сёока Мундус не обосновано. Генеалогическое древо укту-зайсанов сёока Мундус переданное мне моей матерью от укту-зайсана Ады-jока выглядит следующим образом: Конай-первый хан, основатель Теленгетского ханства. Ентугай-неоднократно возглавлял посольства Теленгетского ханства в 17 веке в дипломатических сношениях с Россией при правлении ак-теленгетскими ханами Абаком и Кокой. Кумек-башчи, получивший титул зайсана от Джунгарского хана Цэван Рабдана при воссоединении Теленгетского ханства с Джунгарским ханством в первой четверти 17 века. Буктуш-принявший на добровольной основе Российское подданство 21 июня 1756 году в Бийской крепости. Нааду-был отстранен российской администрацией от управления зайсанством, в связи с намерением перейти со своими улусными людьми в китайское подданство, из-за ссоры с российскими чиновниками, и был заменен его родным братом демичи Бекишем. Бекиш Бакай Адару Казагаш (Апанаш) Кортый Козмай и совпадает с генеалогическим древом, составленным В.В. Радловым. По рассказам моей мамы Тенгерековой Лидии Николаевны её дед, Сарбачаков Василий Васильевич, ознакомившись с научной работой советского тюрколога Потапова Л.П. «Очерк истории Ойротии», изданной в 1933 году дал его труду негативную оценку. (Мой прадед укту-зайсан Ады-jок родился в 1832году и умер в 1944 году в возрасте 112 лет в селе Александровское Майминского аймака— И.Т.). Укту-зайсаны знали свою родословную, хранили её и передавали из поколения в поколение, об этом факте в своей работе «Алтай и его инородческое царство» Н.М. Ядринцев сообщает следующее: «Считая инородцев дикарями, мы думаем, что они не имеют понятия о юридических правах. Это совсем не так. Посетив их стойбища, мы нашли у них множество документов, которые они хранили, как сокровища, в берестянных папках, или портфелях, иначе сказать в бересте… Это были Екатерининские акты о льготах инородцев, документы и РОДОСЛОВНЫЕ зайсанов, из которых, вероятно, многие утеряны уже в архивах». [153] Н.М. Ядринцев путешествуя по Алтаю, неоднократно заезжал и останавливался у моего прадеда, укту-зайсана Ады-jока. В 1885 году Н.М. Ядринцев при встрече с моим прадедом, укту-зайсаном Ады-jоком в Санкт-Петербурге, оказал ему и его товарищу зайсану 4-й дючины Каймашу Буйзуеву свои услуги «Столкнувшись с депутатами, прежде чем помочь им в области юридической, я позаботился об обстановке инородцев в Петербурге». [154] Советский тюрколог Л.П. Потапов, ссылаясь на А.В. Анохина в своей работе «Очерк истории Ойротии» пишет: «В случае бездетности зайсана он мог передать свою власть и приемному сыну. Это подтверждается преданием о зайсане Эрельдее, который получил зайсанство именно таким путем. Во времена Ойратского царства к алтайцам, живущим по реке Оон (Бие), приехал китайский чиновник для сбора албана (подати). Зайсаном у алтайцев был Пуктуш из рода Тонжаан. Пуктуш встретил чиновника с почетом. Он велел заколоть лошадь и устроить для чиновника „тепши“ угощение. При „тепши“ в числе прочих, присутствовал мальчик из сёока Мундус, семи лет, по имени Эрельдей. Во время еды знатных лиц, китайского чиновника, зайсана и его помощника, Эрельдей, видя что угощение мясом подходит к концу, к удивлению всех присутствующих, смело спросил: „уч кижинин киинде итен оско неме алып тиибес-па?“— после трех человек, кроме собаки, могут ли брать (и есть мясо) и другие? Смелый вопрос понравился всем и развеселил чиновника. Чиновник обласкал мальчика и посоветовал бездетному Пуктушу усыновить Эрельдея. Пуктуш так и сделал. Он усыновил Эрельдея и сделал его своим наследником своего зайсанского достоинства. Таким путем зайсанство после смерти Пуктуша перешло из рода „тонжоан“ к роду „мундус“ и родословная зайсанов первой дючины представляется по рассказам стариков, в следующем виде:». [155] По преданию приведенному Потаповым Л.П. в его научной работе «Очерк истории Ойротии», выходит, что укту-зайсан Буктуш Кумеков был из сёока «тонжоан», являлся подданым Китая, и что переходил в Российское подданство со своим улусом не он, а Эрельдей. Во— первых, на происхождение, укту-зайсана Буктуша Кумекова из сёока Мундус указывают непосредственно его прямые родственники: зайсан Кортый от которого непосредственно поизвел запись генеалогии зайсанов из сёока Мундус российский тюрколог В.В. Радлов. Моя мама, Тенгерекова Л.Н., записавшая генеалогию укту-зайсанов из сёока Мундус от своего деда Василия Васильевича Сарбачакова после публикации научного труда Потапова Л.П. в 1933 году; Во— вторых, укту-зайсан Буктуш ни как не мог быть подданым Китая, и поэтому он никогда не платил албан китайскому императору. Его улус до 1717 года входил в состав Теленгетского ханства, с 1717 года по 1755 год входил в состав Джунгарского Улуса и после его разгрома Китайской империей, он в числе восьми джунгарских зайсанов, 23 августа 1755 года обратился к российским властям о добровольном принятии его с улусными людьми в подданство Российской империи. [156] И он же, Буктуш Кумеков вместе с зайсанами Намыком Малаевым, Цереном и Бурутом со своими улусными людьми, 21 июня 1756 года прибыв в Бийскую крепость, первым из теленгетов принимает Российское подданство. [157] Среди теленгетских зайсанов подписавших прошение о принятии их в подданство Российского государства, имя Эрельдея как зайсана не значится, т.к. он в этот период времени был всего навсего демичи у зайсана Намыка «Оток Ерельдея Мачакова входил раннее в состав отока Намыка Еманаева в качестве дючина». [158] В— третьих, укту-зайсан Буктуш не был бездетным, у него было три сына: Нааду, Бекиш и Тегедек. Младшего сына Тегедека укту-зайсан Буктуш передал Российской стороне в качестве аманата при принятии подданства им и его улусом. [159] Кроме сыновей у Буктуша Кумекова был родной брат демичи Диорбют и двоюродной брат Канзак Бектелев. Так что укту-зайсану из сёока мундус Буктушу Кумекову было, кому передать свой титул по наследству. Территория зайсанства Буктуша Кумекова занимала современные территории Майминского, Чемальского, части территорий: Чойского, Шебалинского, Онгудайского районов Республики Алтай. Ставка его распологалась в урочище Апшуякту. Вскоре, после добровольного принятия Российского подданства, укту-зайсан Буктуш Кумеков в преклонном возрасте умер. Старший его сын Нааду по наследству становится теленгетским зайсаном. Работа завершена 10 сентября 2000 года. Примечания:[1] Аристов Н.А. « Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей», с. 341. [11] Табаев Д.И. «На путях к государственности», Журнал «Кан Алтай», № 10, 1996 г., с.19, с.20, с.21, с.22. [12] Табаев Д.И. «На путях к государственности», Журнал «Кан Алтай», № 10, 1996 г., с.19, с.20, с.21, с.22. [13] Табаев Д.И. «На путях к государственности», Журнал «Кан Алтай», № 10, 1996 г., с.19, с.20, с.21, с.22. [14] Табаев Д.И. «На путях к государственности», Журнал «Кан Алтай», № 10, 1996 г., с.19, с.20, с.21, с.22. [15] Табаев Д.И. «На путях к государственности», Журнал «Кан Алтай», № 10, 1996 г., с.19, с.20, с.21, с.22. [118] Самаев Г.П. «Горный Алтай в 17— середине 19 в.: проблемы политической истории присоединения к России», Г-А., 1991 г., с.245. [119] Самаев Г.П. «Горный Алтай в 17— середине 19 в.: проблемы политической истории присоединения к России», Г-А., 1991 г., с.128. [120] Аристов Н.А. «Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей», с.397. [121] Радлов В.В. «Из Сибири», М., 1989 г., с.348. [122] Радлов В.В. «Из Сибири», М., 1989 г… с.106, с.107. [123] Аристов Н.А. «Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей», с.397. [124] Потапов Л.П. «Этнический состав и происхождение алтайцев», Л., 1969 г., с.126. [125] Потапов Л.П. «Этнический состав и происхождение алтайцев», Л., 1969 г., с.124. [126] Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей», с.338. [127] АВПР, ф.113, оп.113/1, д.4, 1755-1757 гг., л.220 об.; ЦГАДА, ф.517, л.об. 3. [128] Самаев Г.П. «Присоединение Алтая к России», Г-А., 1996 г., с.46. [129] АВПР, ф.113, оп. 113/1, д.2, 1757 г., л.42-92 об. [130] АВПР, ф.113, оп. 113/1, д.2, 1757 г., л.48-75. [131] АВПР, ф.113, оп. 113/1, д.2, 1757 г., л.66-67 об. [132] Самаев Г.П. «Присоединение Алтая к России», Г-А., 1996 г., с.49. [133] АВПР, ф. 113, оп. 113/1 д.1, 1758 г., л.14. [134] Самаев Г.П. «Горный Алтай в 17— середине 19 в.: проблемы политической истории присоединения к России», Г-А., 1991 г., с.132. [135] АВПР, ф.113, оп.113/1. 1760 г., л.11 об. [136] АВПР, ф. 113, оп.113/1, 1760 г., л. 11 об.; АВПР, ф.113, оп.113/1, д.3, 1759 г., л.48 об. [137] Потанин Г.Н. Материалы для Истории Сибири, Чтения, кн. 4-я, 1866 г., с.92. [138] АВПР, ф.113, оп. 113/1, д.3, 1759 г., л.11, 17 об. [139] АВПР, ф. 113, оп.113/1, д.2, 1759 г, л. 77. [140] Радлов В.В. «Из Сибири», М., 1989 г., с.111. [141] Есенберлин И. «Кочевники», М., 1978 г., с.423. [142] Есенберлин И. «Кочевники», М… 1978 г., с. 471, с. 472. [143] Самаев Г.П. «Горный Алтай в 17— середине 19 в.: проблемы политической истории присоединения к России», Г-А., 1991 г., с.156. [144] АВПР. Ф.130, оп 130/2, 1751-1760 гг., л.497-498 об., л.505-506. [145] Потапов Л.П. «Очерки по истории алтайцев», М-Л., 1953 г., с.183. [146] ЦГИА СССР, ф.168, оп.9, д.1055, л.51 об.-52; д.1042, л.44 об. [147] Радлов В.В. «Из Сибири», М., 1989 г., с.124. [148] Радлов В.В. «Из Сибири», М., 1989 г., с.123. [149] Радлов В.В. «Из Сибири», М., 1989 г., с.143. [150] Радлов В.В. «Из Сибири», М., 1989 г., с.124. [151] Потапов Л.П. «Очерк истории Ойротии (Алтайцы в период русской колонизации)», Н., 1933 г., с.55. [152] Потапов Л.П. «Очерки по истории алтайцев», М-Л., 1953 г., с.55. [153] Ядринцев Н.М. «Алтай и его инородческое царство», Исторический вестник, 1885 г., т.20, с.626. [154] Ядринцев Н.М. «Алтай и его инородческое царство», Исторический вестник, 1885 г., т.20, с.626, с.627. [155] Потапов Л.П. «Очерк истории Ойротии», Н., 1933 г., с.54, с…55. [156] АВПР, ф.113, оп.113/1, д.4, 1755-1757 гг., л.48. [157] Самаев Г.П. «Горный Алтай в 17— середине 19в.: проблемы политической истории присоединения к России», Г-А., 1991 г., с.245. [158] Самаев Г.П. «Горный Алтай в 17— середине 19 в.: проблемы политической истории присоединения к России», Г-А., 1991 г., с. 160. [159] Самаев Г.П. «Горный Алтай в 17— середине 19 в.: проблемы политической истории и присоединения к России», Г-А., 1991 г.с.245. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|