Онлайн библиотека PLAM.RU


№81. Приказ о боевой и политической подготовке войск в летний период 1940 учебного года


16 мая 1940 г.

№120


Опыт войны на Карело-Финском театре выявил крупнейшие недочеты в боевом обучении и воспитании армии.

Воинская дисциплина не стояла на должной высоте. В отдельных случаях состояние дисциплины не обеспечивало твердого выполнения войсками поставленных им боевых задач.

Войска не были подготовлены к боевым действиям в сложных условиях, в частности к позиционной войне, к прорыву УР, к действиям в суровых условиях зимы и в лесу.

Взаимодействие родов войск в бою, особенно в звене рота — батарея, батальон — дивизион, являлось наиболее узким местом.

Основной причиной плохого взаимодействия между родами войск было слабое знание командным составом боевых свойств и возможностей других родов войск.

Пехота вышла на войну наименее подготовленной из всех родов войск: она не умела вести ближний бой, борьбу в траншеях, не умела использовать результаты артиллерийского огня и обеспечивать свое наступление огнем станковых пулеметов, минометов, батальонной и полковой артиллерии.

Артиллерия, танки и другие рода войск также имели ряд недочетов в своей боевой выучке, особенно в вопросах взаимодействия с пехотой и обеспечения ее успеха в бою.

В боевой подготовке воздушных сил резко выявилось неумение осуществлять взаимодействие с наземными войсками, неподготовленность к полетам в сложных условиях и низкое качество бомбометания, особенно по узким целям.

Подготовка командного состава не отвечала современным боевым требованиям.

Командиры не командовали своими подразделениями, не держали крепко в руках подчиненных, теряясь в общей массе бойцов.

Авторитет комсостава в среднем и младшем звене невысок. Требовательность комсостава низка. Командиры порой преступно терпимо относились к нарушениям дисциплины, к пререканиям подчиненных, а иногда и к прямым неисполнениям приказов.

Наиболее слабым звеном являлись командиры рот, взводов и отделений, не имеющие, как правило, необходимой подготовки, командирских навыков и служебного опыта.

Старший и высший комсостав слабо организовал взаимодействие, плохо использовал штабы, неумело ставил задачи артиллерии, танкам и особенно авиации.

Командный состав запаса был подготовлен исключительно плохо и часто совершенно не мог выполнять свои обязанности.

Штабы по своей организации, подбору и подготовке кадров, материально-техническому оснащению не соответствовали предъявляемым к ним требованиям: они работали неорганизованно, беспланово и безынициативно, средства связи использовали плохо, и особенно радио. Информация была плохая. Донесения запаздывали, составлялись небрежно, не отражали действительного положения на фронте. Иногда в донесениях и докладах имела место прямая ложь. Скрытым управлением пренебрегали.

Командные пункты организовывались и несли службу плохо, неумело переходили с одного места на другое.

Боевой опыт не изучался и не использовался. Штабы слабо занимались подготовкой войск к предстоящим действиям.

Управление войсками характеризовалось поспешностью, непродуманностью, отсутствием изучения и анализа обстановки, предвидения последующего развития событий и подготовки к ним. Часто имело место излишнее вмешательство старших начальников в работу младших. Старшие начальники, увлекаясь отдельными эпизодами, упускали управление частью или соединением в целом.

Разведывательная служба организовывалась и выполнялась крайне неудовлетворительно. Разведорганы войсковых штабов, разведывательные подразделения частей и соединений были подготовлены плохо. Войска неумело вели разведку в условиях леса, зимы и укрепленной полосы противника, не умели брать пленных.

Во всех родах войск особенно плохо была поставлена служба наблюдения.

Командование и штабы всех степеней плохо организовали и неумело руководили работой тыла. Дисциплина в тылу отсутствовала. Порядка на дорогах, особенно в войсковом тылу, не было.

Организация помощи раненым была нетерпимо плохой и несвоевременной.

Войска не были обучены переездам по железным дорогам.

Все эти недочеты в подготовке армии к войне явились в основном результатом неправильного воинского воспитания бойца и командира, ориентировавшихся на легкую победу над слабым врагом, и неверной системы боевого обучения, не приучавшей войска к суровым условиям современной войны.


Основные задачи подготовки войск

1. Воспитание войск построить на основе следующих положений:

Успех и разгром врага в современном бою могут быть достигнуты только в том случае, когда каждый командир и боец все свои силы будут отдавать строгому и неуклонному выполнению военной присяги. Когда они будут ясно понимать, что победа малой кровью достигается только в результате совместных усилий всех родов войск, правильного и полного использования мощной техники; когда командир и боец будут всегда исполнены порыва бить врага и готовы к упорному преодолению всех трудностей современного боя.

2. Боевую подготовку войск организовать и проводить исходя из основной задачи — всегда быть в полной боевой готовности.

3. Обучение войск приблизить к условиям боевой действительности. Резко повысить тактическую подготовку войск. Тактическую подготовку проводить в сложных условиях, приучая войска действовать днем и ночью, в любую погоду, переносить длительное физическое напряжение, умело маневрировать на разнообразной местности, преодолевая искусственные и естественные препятствия, быстро зарываться в землю и отражать внезапные нападения противника.

4. Всем родам войск полностью овладеть положенным им программным объемом, охватив плановой учебой весь личный состав.

Каждый боец должен ловко, сноровисто владеть оружием, лопатой и своим специальным делом.

5. В основу подготовки подразделения, части и соединения положить приобретение прочных навыков взаимодействия как внутри подразделения и части, так и с другими родами войск, и особенно с артиллерией, танками и авиацией.

6. Продолжать совершенствование огневой подготовки бойцов и командного состава, особенно в стрельбе из ручного пулемета и личного оружия.

7. Общевойсковым командирам изучить боевые свойства родов войск, умело ставить им задачи, организовывать и поддерживать взаимодействие с ними во всех видах боя.

8. Всю жизнь армии построить на строгом соблюдении требований воинской дисциплины, безусловном и точном выполнении приказов и уставов.

В учебе и быту всемерно повысить требовательность начальствующего состава к себе и подчиненным.

Повторение приказаний и распоряжений и немедленное их выполнение с должным старанием и решительностью должно стать привычкой каждого бойца и командира. Начальствующему составу и штабам проверку исполнения всех распоряжений сделать законом в системе воспитания.


I. Планирование

1. Летний период обучения 1940 г. начать 15 мая и закончить 30 сентября. Установить:

а) 23 учебных дня в месяц (из них для автобронетанковых войск, артиллерии на мехтяге и частей, имеющих на вооружении автотранспорт, — один парковый день).

б) Продолжительность учебного дня: для красноармейцев и курсантов полковых школ и учебных подразделений:

— в коннице и артиллерии на конной тяге — 8 часов;

— в автобронетанковых войсках и частях на автотранспорте и мехтяге — 9 часов;

— в пехоте и остальных родах войск — 10 часов.

В учебный день включить все виды занятий, в том числе политинформацию и стрелковый тренаж.

в) Предвыходной учебный день на два часа меньше.

2. Курсантов полковых школ младшего комсостава в стрелковых частях выпустить к 1 июня.

С 1 июня полковые школы вновь укомплектовать в основном красноармейцами, имеющими боевой опыт.

Подготовку их проводить по шестимесячной программе полковых школ, соответственно сократив объем за счет усвоенного в период начального обучения.

Обучение курсантов полковых школ и учебных подразделений других родов войск продолжать до 30 сентября. При необходимости замещения вакантных должностей к 15 июня выпустить лучших курсантов.

3. Подготовку подразделений закончить: орудие, экипаж — к 1.6;

отделение пехоты (кавалерии), артвзвод — к 15.6;

батарея — к 15.7;

взвод пехоты, конницы и др. — к 25.7;

рота, эскадрон — к 15.8;

батальон, кавполк, артдивизион и артгруппа — к 1.9.

Сентябрь месяц отвести на дополнительную тренировку батальона, полковые и дивизионные учения и инспекторские смотры.


II. Общевойсковая подготовка

1. За летний период 1940 г. отработать:

а) атаку и оборону УР стрелковым полком;

б) наступательный бой (усиленных сп, кп, сд, кд) с преодолением полосы заграждений;

в) преодоление крупных водных преград (усиленных сп, кп, сд, кд);

г) оборонительный бой с устройством полосы заграждения;

д) действия конницы и танковых войск на фланге и при вводе в прорыв (кд, тбр, на фоне усиленного кк).

2. Отработку общевойсковых тем осуществлять на:

а) полевых поездках командного и начальствующего состава;

б) командно-штабных выходах в поле со средствами связи, с обозначением отдельными машинами танковых и авиационных частей, соединений и тыла;

в) общевойсковых учениях и маневрах.

3. Отрабатывать взаимодействие всех родов войск, обязательно изучать вопросы материального обеспечения войск, организацию и управление тылом.

4. При проведении общевойсковых учений руководствоваться следующим:

— учению должна предшествовать соответствующая подготовка командного и начальствующего состава и штабов по данной теме в порядке командирской учебы;

— на учения обязательно привлекать специальные и технические части, хотя бы обозначенные, для чего военным советам округов (армий) эти части (авиацию, танки, артиллерию усиления, химические, инженерные, армейской связи и др.) приписать к определенным стрелковым и кавалерийским соединениям;

— на общевойсковых учениях обязательно иметь развернутый и по-боевому работающий тыл;

— на учениях продолжать совершенствование одиночного бойца и мелких подразделений.

5. Общевойсковые учения в летний период проводить подвижными лагерями с длительностью 6—10 суток.

Часть учений должна быть проведена с подъемом частей (соединений) по тревоге.

6. Войсковые части, расположенные в горной местности, учить исключительно в горах.

7. Не менее 30% всего времени на тактическую подготовку войск, командного состава и штабов использовать для отработки боевых действий ночью.

8. Добиться отличного знания и выполнения техники ведения разведки всеми разведывательными органами и подразделениями, особенно разведки укрепленных позиций и разведки боем. Командиров и штабы научить правильной постановке задач разведорганам и умению управлять ими.


III. Подготовка штабов

1. Подготовка штаба составляет прямую обязанность командира. Каждый командир, начиная с командира батальона, к началу общих учений обязан подготовить свой штаб как орган управления в целом.

Штабную техническую подготовку проводить в часы штабных тренировок, на которую отводить в каждом штабе не менее 2-х часов в шестидневку.

2. Командно-штабные учения проводить вне зависимости от выходов штабов на учения с войсками:

а) со штабами батальонов (дивизионов) — 2 раза в месяц;

б) со штабами частей и соединений — 1 раз в месяц.

3. Продолжительность учений: батальона (дивизиона, танкового батальона) — не менее суток; полка и соединений — 2—3 суток.

4. Штабы специальных частей (артиллерии, танков, авиации) для практического изучения взаимодействия привлекать на совместные учения с общевойсковыми штабами.

Командно-штабному общевойсковому учению должно в обязательном порядке предшествовать учение штабов специальных частей.

5. Добиться полного овладения СУВ. Строго взыскивать за каждую попытку, открытых переговоров.


IV. Совершенствование подготовки начальствующего состава

1. Совершенствование подготовки командного состава в войсках проводить по занимаемой должности, добиваясь отличного выполнения каждым своих обязанностей.

Основой подготовки является отличное знание и умелое применение на практике уставов и наставлений.

2. Повысить ответственность младшего командного состава за подготовку своих подразделений и закрепить его на занимаемых должностях, запретив всякие откомандирования и перемещения.

3. Качество руководства командного состава подготовкой своих частей и подразделений в первую очередь расценивать в зависимости от умения командиров командовать своими подразделениями, особенно в звене рота — взвод — отделение.

4. Основным методом совершенствования начальствующего состава является его самостоятельная работа над собой.

Для этого разгрузить командный состав от всех заданий, не связанных с исполнением прямых обязанностей, обеспечив ему необходимое время для самостоятельной работы.

Командирские занятия проводить только по важнейшим вопросам, направляющим весь ход боевой подготовки подразделения и части и в порядке контроля самостоятельной работы командира:

а) с высшим, старшим и средним командным и начальствующим составом два полных дня в месяц;

б) с младшим командным составом один раз в шестидневку в течение 4-х часов, сверх политзанятий.

5. В командирские занятия включить:

а) марксистско-ленинскую подготовку;

б) тактическую подготовку;

в) стрелковую или специальную подготовку, изучение материальной части, состоящей на вооружении, и овладение СУВ;

г) инструктивные занятия.

6. Политсостав, имеющий военную подготовку, обучать в командовании в масштабе своих частей и подразделений. Не имеющих военной подготовки обучать на ступень ниже.

7. Для углубления знаний, обмена боевым опытом и всемерного оживления военной мысли под ответственность начальников штабов в частях и соединениях организовать доклады и рефераты с целью свободного обмена мнений, проводить беседы по материалам последних войн, технике и тактике иностранных армий, а также по вождению войск.


V. Пехота

1. В основу подготовки пехоты положить овладение ближним боем каждым бойцом и подразделением. Обучить всех бойцов быстрой ориентировке на местности, искусному пользованию лопатой, стремительным коротким перебежкам, переползанию, маскировке, умелому сочетанию огня и движения на поле боя, решительному штыковому удару и производству меткого прицельного выстрела.

Приучить бойцов и подразделения немедленно окапываться на всех остановках, вторые эшелоны — развивать окопы, сделанные впереди идущими, доводя их до полного профиля.

Кроме того, все подразделения должны быть обучены умению штурмовать укрепленные позиции полевого типа и долговременные, вести бой в лесу, горах и на речных преградах.

В стрелковых подразделениях и частях все боевые действия, особенно наступление и атака, должны быть отработаны и в условиях ночи.

2. 45-мм и полковую артиллерию обучить сопровождению пехоты во все периоды боя. Она неотступно должна следовать с пехотой, расстреливая огневые точки противника прямой наводкой. Пехоту научить движению за огневым валом, прижимаясь к нему на допустимую разрывами снарядов дистанцию (200 м).

3. Тщательно обучать бойцов, командиров и подразделения искусному ведению разведки и умелому выполнению задач по охранению и непрерывному наблюдению в бою.

4. Всей системой обучения постоянно воспитывать в бойце и командире смелость, активность и решительность при выполнении своих боевых задач и стремление к постоянному взаимодействию с соседями огневыми средствами.

Однако, если потребует обстановка, каждый боец, командир, подразделение и часть должны уметь действовать совершенно самостоятельно, со всей решительностью и упорством добиваясь выполнения задачи и уничтожения противника.

5. Научить командный состав и подразделения противодействовать окружению путем тщательной разведки, решительных, смелых ударов во фланг и тыл обходящему противнику. Учить командный состав и подразделения умело выходить из окружения и самим окружать противника.

6. На всех тактических учениях тренировать бойцов и подразделения в навыках драться в окопах и ходах сообщения как в наступательном бою, так и в обороне.

7. Добиться обязательного обозначения пехотой достигнутого положения по парольным сигналам своих самолетов.


VI. Огневая подготовка

1. В огневой подготовке упор сделать на проведение всех видов боевых стрельб и особенно на тактические учения с боевой стрельбой подразделений.

2. Командный состав, соответственно должностям, научить быстрому и правильному построению системы огня в наступлении и обороне, разработке плана огня, обеспечивающего быстрое сосредоточение и перенос огня всех средств подразделения.

В связи с этим научить все категории командного состава и бойцов подаче, принятию сигналов для вызова и прекращения огня и непрерывному наблюдению за ними.


VII. Минометные подразделения

1. Минометным расчетам и подразделениям привить практические навыки в действиях, добившись автоматизма в ведении огня, для непосредственной поддержки пехоты и сопровождения ее на любой местности.

2. Командный состав минометных подразделений и начальников минометов научить во всех случаях обстановки и поддерживать прочное взаимодействие со станковыми пулеметами и огнем стрелковых подразделений.

3. Научить минометный расчет находиться в постоянной готовности подавить препятствующие продвижению пехоты живую силу противника и его огневые средства как при их открытом расположении, так и находящиеся в укрытиях.

4. Научить минометные расчеты и подразделения:

а) умело и быстро разрушать искусственные препятствия и отдельные оборонительные сооружения;

б) ни при каких обстоятельствах не терять связи с поддерживаемой пехотой;

в) быстро и скрытно занимать огневые позиции и наблюдательные пункты, обеспечивая безотказную поддержку пехоты.


VIII. Конница

1. Отработать организацию, обеспечение и действия усиленных кавалерийских соединений и на флангах при развитии прорыва и в тылу противника; во взаимодействии с танками, пехотой и авиацией.

Провести:

— по два командно-штабных учения корпусов и отдельных дивизий со штабами ск и сд, танковой бригады и авиационных соединений;

— по два совместных учения (одно при действии конницы на фланге и одно при вводе в прорыв) кавалерийских корпусов и отдельных кд с ск и сд, танковой бригадой, авиацией, инженерными и химическими частями.

2. Подготовить конницу к совершению длительных и форсированных дневных и ночных маршей, особенно в лесисто-болотистой, горной, пустынной местности, и к преодолению речных преград. Тренировать командный состав в искусстве вождения подразделений, частей и соединений конницы, особенно в условиях ночи и труднопроходимой местности.

3. Подготовить подразделения и части к ведению ближнего боя. Отработать технику действий в пешем и конном строю, быстроту перехода от одного вида действий к другому и умелому сочетанию их.


IX. Артиллерия

I. Тактическая подготовка

1. Практически отработать взаимодействие с пехотой (танками, конницей) в наступлении и обороне в звене рота — батарея, батальон — дивизион, полк — артгруппа.

К концу летнего периода подготовить артиллерию всех видов к длительным артподготовкам и сопровождению атак пехоты (конницы) с танками гибко управляемым массированным огнем и огнем отдельных орудий прямой наводкой с открытых позиций.

Зенитной артиллерии научиться взаимодействовать с истребительной авиацией и прожзвуком.

2. Привить практические навыки командирам, штабам, органам артразведки всех видов в организации и проведении разведки предполий, укрепленных полос и УР противника, наблюдения на пересеченной и лесистоболотистой местности.

3. Научить скрытности действий, инженерному оборудованию боевых порядков артиллерии и маскировке их от наземного и воздушного противника.

4. Научиться бесперебойно питать артиллерию боевыми выстрелами, для чего в каждой части провести не менее трех дивизионных и двух полковых тыловых учений.

5. Отработать ПХО боевых порядков артиллерии, ведение огня в условиях ночи, пониженной видимости и задымления ОП и НП.

6. Штабы полков АРГК привлекать на учения общевойсковых штабов.

Со штабами НАК и НАД ежемесячно проводить по одному учению со средствами связи.

II. Стрелково-артиллерийская подготовка

1. Наземной артиллерии продолжать совершенствоваться в ударной и дистанционной стрельбе на средних и предельных дальностях по знакам наблюдения, с большим смещением, широко применяя переносы огня полевыми способами и подготовку исходных данных для стрельбы по карте, приборам и без них.

Дивизионной, корпусной артиллерии и АРГК, кроме того, хорошо знать стрельбу с полной подготовкой и по измеренным отклонениям.

Научиться разрушать оборонительные сооружения и препятствия с закрытых и открытых позиций.

При стрельбе по невидимым целям, по артиллерийским позициям противника в совершенстве научиться стрелять по площадям.

Продолжать совершенствоваться в стрельбе прямой наводкой по движущимся целям и на самооборону.

Корпусной артиллерии и пушечным полкам АРГК отработать стрельбы по ненаблюдаемым целям с применением АИР и воздушного наблюдения.

2. Зенитной артиллерии научиться поражать скоростные самолеты на высотах до 8000 метров, ненаблюдаемые воздушные цели и цели, применяющие маневр. Уметь отражать атаки пехоты (конницы) и мотовойск.

III. Техническая подготовка

Всему личному составу научиться приводить в боевую готовность, отлично сберегать, культурно эксплуатировать и применять в боевой обстановке материальную часть артиллерии, боеприпасы, приборы и средства механической тяги.

Организовать автотракторную, парковую службы.

IV. Конная подготовка

В артиллерии на конной тяге всему начсоставу, младшим командирам и бойцам ликвидировать немощь в езде на различных аллюрах, по пересеченной местности с преодолением различных препятствий.

Широко практиковать конно-орудийные, взводные и батарейные строевые учения.

Обратить особое внимание на уход и сбережение конского состава в полевых условиях и при длительных маршах.


X. Автобронетанковые войска

1. Продолжать совершенствование в совместных действиях танков с пехотой, конницей, артиллерией и авиацией, а также в управлении во всех видах боя.

2. Выработать твердую маршевую дисциплину, научиться совершать марши без перерывов в движении.

3. Научить войска эвакуации танков с поля боя и производству ремонта в полевых условиях.

4. Командному составу и штабам добиваться получения и умело изучать данные разведки о противнике и местности, овладеть организацией работы тыла.

5. Научить:

а) командный состав эшелонировать боевые порядки танков в глубину;

б) подразделения вторых эшелонов поддерживать и сопровождать огнем бой первых эшелонов.

Тренировать экипажи и взводы в наблюдении за боем соседних танков и оказании им помощи своим огнем, не дожидаясь воздействия артиллерии и пехоты.

6. Изучить способы самостоятельного преодоления эскарпов, контрэскарпов, траншей, надолб и болотистых участков. Для этого каждому танковому батальону провести на машинах учебно-боевого парка по одному показному ротному учению.

Тренировку в преодолении противотанковых препятствий проводить на общевойсковых учениях.

7. Начальствующему составу и командирам башен, командирских машин знать имеющуюся на вооружении радиостанцию, уметь войти в связь микрофоном, найти и устранить простейшие неисправности.

8. Отвести на каждую машину боевого парка 40 моточасов, учебно-боевого парка — 250 моточасов, считая с 1.1.40 г. Весь парк содержать в полной боевой готовности.


XI. Военно-воздушные силы

1. Особое внимание обратить на дальнейшую отработку взаимодействия ВВС с наземными войсками, привлекая их на учения и маневры. На все командно-штабные учения наземных войск выводить штабы частей ВВС в полном составе. Конкретно руководить разведывательной и артиллерийской авиацией по их специальному назначению.

2. Основная задача всех видов авиации — овладеть самолетовождением и боевыми действиями в сложных условиях: в облаках, в темную ночь, на низких высотах при плохой погоде и на полный радиус действия.

3. В каждом полку бомбардировочной и истребительной авиации подготовить не менее одной эскадрильи для полетов в сложных условиях и ночью. Всю бомбардировочную авиацию учить бомбометанию по узким целям, со средних и малых высот.

4. Истребительная авиация. Главная задача — групповое ведение воздушного боя на всех высотах. Кроме того, овладеть:

а) прицельным бомбометанием с пикирования;

б) воздушной разведкой, а отдельным экипажам — фотографированием;

в) стрельбой по малым точечным целям.

5. Разведывательная авиация. Овладеть фотографированием площадей со средних и больших высот как одиночным самолетом, так и группой.

Ввести обучение фотографированию ночью.

6. Бомбардировочную и истребительную авиацию, расположенную вблизи морей, обучать: длительным полетам над морем вне видимости берегов, ведению; воздушного боя и нападению на морские объекты.

7. Продолжать отработку взаимодействия всех видов авиации между собой и особенно между истребительной и бомбардировочной авиацией.

8. Авиационные базы учить маневру в условиях частой смены аэродромов и обеспечению боевой работы авиационных частей в отрыве от железных дорог.

9. Авиацию в летний период вывести в лагеря на полевые площадки.

10. В каждом округе организовать один окружной полигон, на котором установить объемные мишени (танки, паровозы, ж.д. участки, мосты и т.д.)


XII. Войска связи

1. Подготовку частей и подразделений связи вести исключительно практическим путем на местности, с реальными средствами связи, развертываемости на действительных расстояниях, дублируя их, добиваясь во всех случаях бесперебойной с вязи.

Все занятия проводить в условиях усложненной обстановки (помехи, искусственные повреждения и т.д.), с устройством и оборудованием узлов связи в блиндажах и щелях, с мерами маскировки как объектов связи, так и самих работ. Научить части связи охранять и оборонять узлы и станции от внезапных нападений противника.

2. Начальствующему составу связи:

а) освоить тактику своего рода войск и овладеть методом организации связи во всех видах боя;

б) особое внимание уделить организации связи взаимодействия;

в) средний начсостав практически тренировать в выполнении обязанностей дежурного по связи, начальника узла связи и начальника направления связи;

г) совершенствовать знания по технике связи своей части в соответствии со своей специальностью. К концу года сдать нормативы по работе на аппаратах и станциях;

д) обратить особое внимание на оборудование и эксплуатацию узлов связи (испытание, переключение проводов, составление обходных направлений, источники питания, трансляционные и усилительные устройства, защитные устройства и измерения земель).

3. Повысить станционно-эксплуатационную службу в подготовке всех специалистов и добиться четкого ведения станционной отчетности, высокой специальной дисциплины, маскировки своей работы и умения оборудовать станции в инженерном отношении.

4. Радистам:

а) быстро и точно принимать и передавать оперативные документы при сильных помехах и слабой слышимости;

б) градуировать радиостанции, уходить от помех и быстро переходить на запасные волны;

в) работать радиосигналами, групповыми позывными, маневрировать паролями и переходить из одной сети в другую.

5. Телеграфистам:

а) уметь пользоваться военной терминологией;

б) принимать вслед передачу и обеспечивать ведение переговоров командования.

6. Телефонистам:

а) быстро и без искажений передавать и принимать оперативные телефонограммы в условиях слабой слышимости;

б) уметь работать на простейших светосигнальных приборах.

7. Линейным подразделениям:

а) быстро наводить и строить телеграфно-телефонные линии большой протяженности в условиях пересеченной местности и вне дорог;

б) поддерживать в исправности наведенные и построенные линии, особенно в передовой зоне.

8. Вожатым собак:

а) прокладывать линии связи с использованием усилителя следа;

б) поддерживать связь собаками в масштабе стрелкового батальона во всех видах боя и на всю глубину, независимо от времени суток.

9. Голубеводам:

а) обслуживать посты односторонней и двусторонней связи.


XIII. Инженерная подготовка

I. Всем родам войск практически научиться:

1. Умело и быстро окапываться под огнем противника.

2. Разведывать укрепления противника и преодолевать заграждения.

3. Устраивать и разрушать противопехотные препятствия.

4. Укреплять оборонительные районы.

5. Использовать инженерные средства при штурме и блокировке долговременных и деревоземляных сооружений.

6. Форсировать водные преграды на табельных и подручных средствах.

II. Инженерным войскам, кроме того, отработать:

1. Разведку и преодоление взрывных заграждений и электризованных препятствий.

2. Устройство минных полей и сюрпризов и преодоление их, маскировка оборонительных сооружений и работ, эскарпирование местности.

3. Ускоренную постройку дорог и мостов.

4. Технику производства подземно-минных работ и тактику минной борьбы.

5. Устройство и оборудование КП и НП.

Для практической отработки специальных видов подготовки и овладения: техникой инженерные части в период с 15 мая по 1 августа свести в специальные лагеря.

III. В каждой стрелковой дивизии оборудовать по одному учебному городку для обучения штурму и блокировке ДОТ.

Начальнику Инженерного управления разработать и разослать в войска стандартный план учебного штурмового городка.


XIV. Химическая подготовка

I. Химическая подготовка всех родов войск

1. Научить войска умело пользоваться индивидуальными средствами противохимической защиты.

2. Научить разведывательные подразделения вести войсковую химическую разведку во всех видах боя.

3. Провести в каждой части по одному показательному учению с боевыми СОВ по преодолению УЗ; в каждой роте — по дегазации оружия и материальной части с учебными СОВ.

4. Провести в каждом лагерном сборе по одному показному учению батареи с боевой стрельбой дымовыми снарядами по ослеплению огневых точек и наблюдательных пунктов противника.

II. Химические войска

1. Химическим частям отработать:

а) прикрытие маскирующими дымами боевого порядка стрелкового полка при наступлении в предполье укрепленной полосы и атаке переднего края;

б) уничтожение противника и его огневых средств огнеметанием при атаке переднего края укрепленной полосы и в глубине обороны.

2. Подразделениям противохимической обороны стрелковых и кавалерийских частей и соединений:

а) проделывать проходы в полосе инженерно-химических заграждений во взаимодействии с инженерными частями;

б) прикрывать маскирующим дымом переправы войск через водные преграды, пункты сосредоточения войск и тыловые объекты.


XV. Противовоздушная оборона

I. Всем родам войск

1. Отработать технику наблюдения и оповещения о воздушном противнике.

2. Подготовить в каждом подразделении стрелков по воздушным целям из винтовок и пулеметов.

3. На всех занятиях и учениях тренировать войска в расчленении, рассредоточении, использовании укрытий и маскировке.

II. Для пунктов и объектов ПВО

1. Повысить оперативно-тактическую подготовку авиазенитной обороны, полностью отработав взаимодействие всех сил и средств системы ПВО пунктов[398], в первую очередь по обеспечению зенитной артиллерии и истребительной авиации в дневных и ночных условиях.

2. Частям ВНОС овладеть техникой обнаружения и опознавания самолетов на предельных высотах днем и ночью. Полностью отработать наведение своей истребительной авиации на авиацию противника в дневных и ночных условиях. Освоить технику автоматической сигнализации ВНОС и радиосредств.

3. Зенитно-пулеметным частям продолжать совершенствование огневой подготовки по воздушным целям, обратив особое внимание на отработку обороны объектов ПВО в ночных условиях; овладеть групповым огнем по скоростным самолетам.

4. Зенитно-прожекторным частям отработать поимку, освещение и сопровождение целей при обеспечении зенитной артиллерии и истребительной авиации по нескольким целям, по скоростным самолетам на высотах до 6000 метров.

5. Частям аэростатов заграждения освоить технику подъема аэростатов заграждения на их потолок в различных метеорологических условиях, днем и ночью. Отработать боевое применение аэростатов в составе дивизиона в общей системе авиазенитной обороны.

6. Частям и штабам МПВО отработать управление силами и средствами при ликвидации очагов поражения в дневных и ночных условиях, обратив особое внимание на взаимодействие подразделений всех специальностей в сложных очагах поражения.


XVI. Перевозки по железным дорогам, подготовка железнодорожных войск и органов ВОСО

Для всех родов войск

В каждой войсковой части построить в натуральную величину макеты платформы и крытого вагона для систематической тренировки в погрузке, размещении и креплении материальной части.

Железнодорожные войска

1. В каждой железнодорожной части иметь в полной готовности все основные команды для разминирования, восстановления, перешивки и эксплуатации железнодорожных участков. Совершенствование специалистов производить в сложных условиях работы в дневное и ночное время.

2. В период лагерного сбора производить комплексную работу всех команд, тренируя войска:

— в разминировании железных дорог и устройств на них заграждений;

— в скоростной укладке верхнего строения пути;

— перешивке железных дорог с европейской колеи на союзную;

— в скоростной постройке временных опор и мостов;

— в сборке и разборке военно-разборных мостов;

— в восстановлении железнодорожной связи и временного водоснабжения;

— в эксплуатации железнодорожных участков протяжением в 30—50 км.

3. Личному составу освоить, по роду своей специальности, производственные нормы и мощность механизмов и агрегатов, состоящих на вооружении железнодорожных войск.

4. Научить войска охранять и оборонять места работ своими силами и средствами и уничтожать прорвавшиеся группы противника.

Органы военных сообщений

1. Начальствующему составу органов военных сообщений изучить эксплуатационные возможности, техническое состояние и оснащение своей сети железных дорог, участков, узлов и станций, технику и приемы погрузки и выгрузки материальной части всех родов войск на неподготовленных местах и перегонах.

2. Тренировать личный состав линейных и полевых органов военных сообщений в управлении воинскими перевозками.


XVII. Укрепленные районы

1. Отработать темы:

а) оборона опорного пункта (ротного района) и узла обороны (батальонного района) до подхода полевых войск;

б) оборона УР войсками укрепленного района;

в) оборона усиленного стрелкового батальона в УР и контратака стрелковым батальоном прорвавшегося противника с деблокировкой;

г) оборона участка УР: стрелковым полком — 2 учения, стрелковой дивизии — 2 учения. 50% всех учений провести в условиях ночи, задымления и длительного воздействия ОВ.

2. Подготовка начсостава, отработать:

а) управление боем дота и группой дотов полевых войск и во взаимодействии с полевыми войсками;

б) разведку, боевое обеспечение, ведение боя перед передним краем и в глубине обороны УР и эвакуацию больных и раненых во время боя.

Изучить: а) эксплуатацию внутреннего оборудования сооружений и порядок его восстановления; б) схему связи своего района обороны и скрытое управление войсками в УР; в) работу тыла УР.


XVIII. Санитарная служба

1. Рядовому составу — овладеть пользованием перевязочными и противохимическими пакетами в любых условиях (лежа, ночью).

2. Начальствующему составу — овладеть эвакуацией с поля боя убитых и раненых.

3. Медицинскому составу — повысить полевую выучку в организации работы санитарных подразделений и хирургическую подготовку.

4. Занятия по санитарной подготовке рядового, начальствующего и медицинского состава планировать, руководствуясь существующими программами.

Категорически запрещаю проводить какие бы то ни было учения без развертывания санитарных подразделений и вывода условно пораженных в бою.


XIX. Военные академии

1. Закончить организационное укрепление кафедр.

2. Повысить качество обучения и требовательность профессорско-преподавательского состава к слушателям. Внести в программы обучения по военным и военно-специальным дисциплинам опыт последних войн.

3. Обеспечить научно-исследовательскую работу кафедр по исследованию тактических форм современного боя и разработке требований к современному вооружению.

Все лаборатории оборудовать по-современному.

4. Генеральному штабу Красной Армии к 1.8.40 г. установить для военных академий и факультетов номенклатуру специальностей, по которым должна проходить боевая подготовка командира и военного инженера, и указать объем программных требований по тактике, тылу, военной истории и военной географии.


XX. Военные училища

1. Вся система обучения и воспитания курсантов должна основываться на строжайшем выполнении требований уставов и наставлений Красной Армии и обеспечить подготовку культурного, в совершенстве владеющего теорией и практикой военного дела, высоко дисциплинированного, с развитой командирской, волей, решительного, смелого и преданного своей Родине командира взвода.

2. Военным училищам готовить командиров, в совершенстве владеющих приемами современного боя и особенно тактикой и техникой ведения ближнего боя.

Курсантов воспитывать и обучать управлению боевым порядком в тесном взаимодействии с поддерживающими и приданными огневыми средствами.

3. Поднять уровень огневой подготовки на высшую ступень как в производстве меткого выстрела, так и управлении огнем подразделений в бою.

Каждый выпускаемый из училища командир должен в совершенстве знать материальную часть оружия своего подразделения, отлично стрелять, организовывать взаимодействие стрелковых подразделений, автоматического оружия, минометов и артиллерии.

4. Научить курсанта организовывать и образцово проводить занятия по любому виду боевой подготовки.

5. Обеспечить непрерывное совершенствование методических навыков начальствующего состава.

Проведение командирских занятий должно основываться на полном и глубоком изучении боевого опыта Красной Армии и его практическом преломлении при обучении курсантов.


XXI. Подготовка начальствующего состава запаса

1. Обеспечить воспитание и обучение культурного, имеющего прочные практические навыки в командовании, знающего уставы и наставления, дисциплинированного командира.

2. Командир запаса должен быть подготовлен для умелого выполнения своей должности в любых условиях обстановки. Командиров запаса пехоты, кроме того, научить действовать в условиях позиционной войны, атаковать ДОТы, устанавливать и разрушать инженерные препятствия.

3. Каждого командира запаса научить лично в совершенстве пользоваться всеми средствами вооружения, находящимися в его подразделении, метко стрелять и отлично управлять огнем.

4. Военным советам округов проверить соответствие кадров командного состава и материальное оснащение КУКСЗов, обеспечив им выполнение их задач.


XXII. Смотры, контроль и ответственность за боевую подготовку войск

1. Требую от всего начальствующего состава, и в первую очередь от командиров частей, соединений и военных советов округов (армий), руководству боевой подготовкой и контролю за ее проведением уделять большую часть своего служебного времени.

2. Для повышения ответственности за боевую подготовку и обеспечения планового контроля установить обязательное проведение смотров боевой подготовки. Смотры проводить по окончании обучения подразделения, части, соединения.

3. Итоговые инспекторские смотры боевой подготовки провести в сентябре 1940 г. объединенными комиссиями по моему назначению.

4. Инспекторскому смотру подвергаются:

а) в соединении — все части соединения, штабы, службы и тылы;

б) в части — учебное подразделение, не менее 2/3 основных подразделений, все специальные подразделения, штаб и органы тыла;

г) в подразделении — весь личный состав (100%).

5. В программу инспекторских смотров входит проверка политической, тактической, огневой, технической и строевой подготовки в объеме программы, за период обучения подразделения, части, соединения.

6. Качество боевой подготовки и боеготовность подразделений и частей должны лечь в основу аттестования и прохождения службы командным и политическим составом.

7. Настоящий приказ изучить всему начсоставу, до командира роты включительно.


Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С. Тимошенко


Ф. 4. Оп. 15. Д. 30. Л. 336—356. Типографский экз.



Примечания:



3

РГВА. Ф. 4. Оп. 18. Д. 47. Л. 107.



39

Так в тексте. Правильно — Лестев Д.А.



398

Так в тексте.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.