|
||||
|
№12. Проект постановления Главного военного совета по боевой подготовке, организации и устройству войск Красной Армии Не позднее 21 апреля 1940 г.[70] Постановление Главного военного совета Красной Армии о мероприятиях по боевой подготовке, организации и устройству войск Красной Армии на основе опыта войны с Финляндией и боевого опыта последних лет А. По боевой подготовке I. Задачи на лето 1940 г. Задачи, поставленные приказом народного комиссара обороны СССР №113-1938 г.[71], оставить в силе и на лето 1940 г., дополнительно включив в программу обучения войск: 1. Ближний бой при действиях в укрепленных районах и в основных видах маневренного боя. 2. Преодоление зон заграждений. 3. Преодоление водных преград и 4. Практическое производство основных работ по укреплению оборонительных позиций. В соответствии с этим к 4.5.40 издать дополнительные указания по перестройке обучения войск с учетом опыта войны с Финляндией[72]. II. Общие требования к боевой подготовке 1. Боевую подготовку Красной Армии проводить в соответствии с требованиями современного боя. Основной упор сделать на тщательную отработку бойца и мелких подразделений всех родов войск и на взаимодействие родов войск в основных видах боя. 2. Воспитание и обучение войск должно подготовить их в мирное время к перенесению трудностей и лишений, вызываемых боевой обстановкой. В этих целях обучение войск проводить преимущественно практически в поле, на стрельбище и полигоне в любых условиях времени года, погоды, днем и ночью. Тактическую подготовку войск вести с отрывом от казарм (лагерей), организуя на это время всю жизнь частей по-боевому. Ввести в практику подвижные лагеря и тактические отрядные учения с боевой стрельбой. 3. Повысить строевую выучку бойца и подразделения (отделение?рота). К строевой подготовке отнести рукопашный бой, лыжную подготовку и преодоление полевых препятствий. В физической подготовке сделать упор на прикладную полевую гимнастику. Наставление по рукопашному бою (НП РБ-38) и Наставление по физ-подготовке (НФП-38) пересмотреть, сократив количество упражнений и упростив их комплекс. 4. Курс огневой подготовки пехоты (конницы) пересмотреть в сторону сокращения отдельных упражнений, изменения дистанций стрельбы, порядка оценок (особенно за подразделение и часть), упрощения порядка выполнения некоторых упражнений и повышения требований к боевым стрельбам. Увеличить количество тактических учений с боевой стрельбой. Стрелков и ручных пулеметчиков обучать по единой программе на основе взаимозаменяемости. Подготовку снайперов вести на дистанции до 500 метров. Наставление по стрелковому делу пехоты (НСД-38-39) дополнить указаниями по управлению огнем в особых условиях (в лесу, ночью — применение трассирующих пуль, ракет). Резко повысить подготовку минометных частей и подразделений. III. Подготовка командных кадров 1. Отбор в полковые школы производить после прохождения школы молодого красноармейца. Курс обучения в полковых школах установить 9 месяцев. 2. Создать кадры младших командиров сверхсрочников по 4—5 человек на роту (эскадрон, батарею). Для подготовки старшин сверхсрочной службы создать окружные (армейские) школы старшин с 4-х месячным сроком обучения. 3. Военные училища укомплектовывать преимущественно из числа младших командиров и прослуживших в армии не менее года, красноармейцев, имеющих законченное среднее образование, а также и из спецшкол. 4. Подготовку командиров взводов — кандидатов на командиров рот и батарей и командиров рот — кандидатов на командиров батальонов проводить в дивизиях. На курсах «Выстрел» вести усовершенствование командиров батальонов и командиров полков. Для усовершенствования высшего начальствующего состава восстановить КУВНАС со сроком обучения 9 месяцев (при Академии Генерального штаба). Пересмотреть программы военно-политических училищ, курсов и Военно-политической академии в сторону решительного усиления удельного веса военных дисциплин. Считать необходимым, чтобы политруки Красной Армии в двухгодичный срок окончили нормальное военно-политическое училище или сдали экзамен за военно-политическое училище. Для подготовки и переподготовки комиссаров-летчиков открыть военно-политическое училище комиссаров-летчиков. Организовать 4—6-месячные курсы при Академии им. Фрунзе, Артиллерийской академии и Мотомехакадемии для повышения военных знаний комиссаров соединений. Для переподготовки комиссаров авиабригад и полков организовать шестимесячные курсы на Липецких курсах усовершенствования командно-начальствующего состава ВВС. Для повышения квалификации комиссаров санитарных учреждений организовать шестимесячные курсы при Военно-медицинской академии. Военно-политическая академия выпускает недостаточное количество политработников, способных быть комиссарами отдельных частей. В целях расширения выпуска из Военно-политической академии комиссаров частей признать необходимым: а) выделить из Военно-политической академии мор[ской] фак[ультет], передав его полностью в распоряжение Наркомата Военно-Морского Флота; б) выделить педагогический факультет академии в самостоятельное высшее военно-педагогическое учебное заведение[73]. За счет освобождающихся мест расширить подготовку политработников на должности комиссаров частей (по специальностям). Ленинградские и Горьковские курсы комиссаров реорганизовать в курсы усовершенствования комиссаров полков. Комиссаров артполков (артдивизионов) и комиссаров танковых батальонов обучать на курсах усовершенствования комиссаров мотомех. и артчастей в Горьком. Для повышения специальной и военной подготовки клубных работников и работников ДКА организовать четырехмесячные курсы на базе нового помещения театра Красной Армии. 5. Существование Академии Генерального штаба наряду с Академией им. Фрунзе себя оправдало. Необходимо оставить существующий в них программный объем: Академия имени Фрунзе — полк, дивизия, ознакомление с вождением корпуса. Академия Генштаба — вождение корпуса, армейская операция и ознакомление на военной игре с фронтовой операцией. В Академии Генерального штаба создать кафедру тыла. Комплектование академий: повысить общеобразовательный уровень подготовки при приеме в Академию им. Фрунзе (до десятилетки) и повысить практический стаж в командовании (не менее 2-х лет командования ротой) в Академию Генерального штаба; командиров, не имеющих навыков работать в масштабе дивизии и не знающих дивизию, не принимать. В целях повышения качества комплектования сократить контингент набора в академии. Для практического решения этого вопроса необходимо установить, какие должности в войсках должны заниматься лицами с академическим образованием. 6. В Артиллерийской академии взять упор на подготовку артиллериста, уменьшить контингент инженеров и снабженцев. Соотношение состава командного факультета к остальным должно выразиться: 60% — на командном факультете, 40% — на остальных. Усилить материальную базу и части обслуживания академии (Академия им. Фрунзе — полк связи; Артиллерийская академия — артполк и т. д.). 7. На преподавательские должности в военные училища и академии назначать лучший по опыту и подготовке командный состав. Пересмотреть порядок прохождения службы преподавательским составом, установить через известный промежуток времени возвращение их в строй. Улучшить в академиях постановку изучения иностранных языков. 8. Подготовку командного состава в войсках проводить в основном по занимаемой должности, добиваясь отличного выполнения своих обязанностей, только после усвоения последних готовить на ступень выше. В основу подготовки командного состава положить прежде всего отличное знание и практическое применение уставов и наставлений. Для углубления знаний широко практиковать проведение рефератов, бесед по материалам последних войн и изучение иностранных армий. Ввести в практику взаимные стажировки командного состава в других родах войск (пехоты, артиллерии, авиации и АБТ). 9. В целях накопления кадров начсостава запаса, порядок прохождения службы лицами, имеющими законченное среднее и высшее образование, установить следующий: красноармейцам в строевых подразделениях — 6 месяцев; обучение в школе младшего начсостава — 6 месяцев; практическое командование отделением — 6 месяцев; сдача экзамена на получение звания младшего лейтенанта запаса с последующим назначением на должность помкомвзвода, а лучшие — на должность комвзвода. Не сдавшие экзамены на получение звания младшего лейтенанта запаса остаются на должности командира отделений и в конце второго года службы допускаются к вторичному экзамену. Не выдержавшие вторичный экзамен на младшего лейтенанта запаса продолжают службу третий год на общих основаниях с младшим командным составом. 10. Для подготовки младших лейтенантов запаса из младших командиров запаса в частях (на курсах) срок обучения с 3-х месяцев увеличить до 6 месяцев. На базе созданной учебной сети (курсы усовершенствования политсостава запаса, курсы руководящих работников партийных комитетов, курсы политсостава при академиях и военно-политических училищах и призыв на практическую переподготовку политсостава запаса при частях) переподготовить весь политсостав запаса в 3-4-годичный срок. Приписанный к частям политсостав запаса нуждается в теоретической подготовке, и наоборот — политработники, оканчивающие курсы переподготовки политсостава запаса, должны получать практический опыт работы в частях. В соответствии с этим Политуправлению Красной Армии организовать переподготовку политсостава запаса. Считать необходимым, чтобы политсостав запаса нерусских национальностей в Средней Азии и Закавказье овладел бы русским языком, для чего пропустить его через курсы политсостава запаса. Отмечая отсутствие повседневного влияния на начальствующий состав запаса, считать необходимым: а) издание ежемесячного журнала для начсостава запаса, распространяемого по индивидуальной подписке; б) периодически читать при Домах обороны лекции на военные и военно-политические темы для начальствующего состава запаса. Существующие танковые полки по переподготовке начсостава запаса расформировать. Запас переподготавливать: а) в мирное время при курсах усовершенствования и при учебных батальонах танковых бригад. Для этого в последних иметь специальную роту по переподготовке начсостава запаса, которая явится кадром для развертывания запасных батальонов в военное время IV. Смотры и контроль боевой подготовки войск 1. Итоговые смотры боевой подготовки войск проводить один раз в год — в сентябре месяце. Смотры подразделений и частей в течение года проводить: а) смотр одиночного бойца после прохождений школы молодого красноармейца, для введения его в строй — проводит командир роты с поверкой этого командиром батальона и полка; б) смотры мелких подразделений и частей после окончания их подготовки в зимний и летний периоды обучения, проводят: отделения — командир роты; взвода — командир и комиссар батальона; роты — командир и комиссар полка; батальона — командир и комиссар дивизии; полка — командир и комиссар корпуса. Качество боевой подготовки и боеготовность подразделений частей должны лечь в основу аттестования и прохождения службы командного и политического состава. Командир и комиссар (политрук), часть (подразделение) которого показала на смотрах плохую боевую подготовку, к очередному повышению в звании и назначению на высшую должность не представляются. 2. Начальствующий состав от командира полка до командующего войсками округа (армии) вопросам руководства боевой подготовкой и ее контроля уделяет не менее 75% своего служебного времени. V. Обеспечение боевой подготовки 1. Увеличить производство учебных пособий, приборов и имитационных средств. Учебные приборы приблизить к боевым. Артиллерии и минометам дать учебные выстрелы и отпускать на учебные стрельбы специальные снаряды (дымные, зажигательные). Для занятий с пёхотой отпускать артиллерийским частям специальную норму снарядов. 2. Для обеспечения отработки взаимодействия родов войск в масштабе взвод, рота, батальон, разрешить отпуск на это количество моторесурсов для АБТ войск и артиллерии на мехтяге: боевому парку машин — 40 моточасов, учебному — 250 часов в год. VI. Отправные данные по построению программы боевой подготовки на 1940-41 гг. Не позднее 1 сентября 1940 г. разработать и выслать в войска стабильные программы обучения. Построение программы должно исходить из следующего: а) школа молодого красноармейца — 4 месяца, с 1 октября по 1 февраля; б) подготовка мелких подразделений в зимних условиях и совершенствование знаний бойца-специалиста — 3 месяца, с 1 февраля по 1 мая. В этот период проводить отрядные учения в зимних условиях в составе усиленного батальона; в) подготовка подразделений и частей в летних условиях — 4 месяца, с 1 мая по 1 сентября; г) дивизионные учения, маневры и смотры — 1 месяц, сентябрь При разработке стабильных программ исходить: а) количество учебных дней в месяц — не менее 22; б) учебный день нормально: для пехоты — зимой — 8 часов, летом — 9 часов. Для АБТ войск, конницы и артиллерии — на 1—2 часа меньше. в) не менее 60% общего времени отвести на подготовку бойца по специальности. На лето 1940 г. установить: пехота — 10-часовой учебный день; АБТ войсками артиллерии на мехтяге — 9-часовой; коннице и артиллерии на конной тяге — 8-часовой. РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2768. Л. 81-89. Примечания:7 Мельтюхов М.И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу. 1939— 1941 гг. (Документы, факты, суждения). М., 2002. С. 130. 70 Датируется по событиям. Материал готовился к заседанию комиссии ГВС КА 21 апреля 1940 г. Документ оформлен как «Постановление ГВС...», в правом верхнем углу указано — «Проект». 71 См. сноску к док. №11. 72 См. док. №81. 73 Приказом НКО СССР №228 от 26 июля 1940 г. на базе выведенного из состава Военно-политической академии имени В.И. Ленина педагогического факультета был образован Высший военно-педагогический институт Красной Армии. Кроме того, при академии на летний период 1940 г. приказом НКО СССР №097 от 21 мая 1940 г. сформированы курсы по военной подготовке и переподготовке руководящих работников партийных комитетов — с. 54. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|