|
||||
|
№57. Протокольная запись №2 заседания комиссии ГВС[273] 5 мая 1940 г. 12.00. (утреннее заседание) Присутствовали: Ворошилов, Кулик, Мехлис, Щаденко, Локтионов, Проскуров, Шапошников, Смородинов...[274] Слушали: Об авиационном вооружении. II. Бомбардировщики Докладывает комдив т. Алексеев: 1. С 1936 г. состоит на вооружении самолет СБ с мотором М-100, с 1938 г. с мотором М-103, дальность 1200 км, на испытаниях дал 1728 км, бомбовая нагрузка 500 кг, потом увеличили до 600 кг, а теперь довели до 800 кг. Скорость: в 1936 г. — 409 км/ч, в 1938 г. — 414 км/ч, в 1939 г. — 426 км/ч, после модификации скорость доведена до 441 — 450 км/ч. Самолет имеет 6 кассет емкостью каждая по 38 гнезд. Самолет вооружен 4 пулеметами, экипаж 3 чел. С 1939 г. установлены протектированные баки. События в Финляндии заставили выпускать самолет с перегородками. Опыты оборудования самолета нейтральными газами, (использования отработанных газов), показали — в летних условиях хорошие результаты, а в зимних — отрицательные. Сейчас ведутся работы по применению углекислого газа, по защите стрелка-радиста, обеспечению самолетов средствами навигации (радио-полукомпасами) и по доведению скорости самолета до 550 км/ч. Предлагаю самолет СБ оставить на вооружении, заменив в этом же году мотор М-100 на мотор М-103, чем будет достигнута скорость 480—525 км/ч. 2. Самолет БТ-22[275] конструкции Яковлева, (трехмоторный). Сейчас закончена отработка материалов испытания. Результаты — скорость 515 км/ч, дальность 660 км и бомбовая нагрузка 400 кг. Предлагаю принять на вооружение. 3. Пикирующий самолет конструкции Поликарпова с двумя моторами М-100. Предварительные заводские испытания показали скорость 500 км/ч, бомбовая нагрузка 600 кг и дальность 1200. До сего времени пикирующих самолетов мы не имели, поэтому самолет Поликарпова для нас представляет большой интерес. 4. Самолет «С» конструкции Болховитина[276] с двумя моторами М-103, расположенными один за другим, на одном валу два винта, вращающиеся в разные стороны. Скорость 600 км/ч, проектируемая скорость — 640 км/ч. Дальность 1200 км, бомбовая нагрузка внутри самолета 320 кг и наружная 400 кг. Построен с учетом дальнейшей модификации, с возможностью установки мотора большей мощности (М-107), тогда скорость будет доведена 700—750 км/ч. Предлагаю запустить малую серию этого самолета, чтобы ускорить окончательную отработку его. 5. Самолет Суркова[277] одномоторный (М-88). Скорость 500 км/ч, бомбовая нагрузка 400 кг, дальность 1000 км, экипаж 2 чел. Лучший самолет из существующих. Запущен в серию. Предлагаю оставить на вооружении. Дальние бомбардировщики 1. Самолет ДБ-З с 1937 г. имел мотор М-85, скорость 381 км/ч., затем был установлен мотор М-86, скорость 395 км/ч, нормальная бомбовая нагрузка 1000 кг и максимальная 2000 кг, дальность 4100 км, практическая — 3500 км. Отрицательная сторона самолета — большое количество баков расположено в плоскостях (14 баков). С 1939 г. выпускается с протектированными баками и нейтральным газом. Скорость, после установки в 1938 г. мотора М-87, была достигнута 435 км/ч. После проведенной в 1939 г. модификации скорость достигнута 445 км/ч. В 1939 г. была произведена еще одна модификация и поставлен мотор М-88 (1100 л/с), но скорость получили меньшую — 425 км/ч, хотя была запроектирована скорость 480 км/ч. Бомбовая нагрузка 1000 кг. Предлагаю самолет ДБ-3 с мотором М-85 и М-86 перевооружить мотором М-87. Ворошилов: Кто виноват — самолет или мотор, что скорость снизилась после модификации? Алексеев: Думаю, что мотор[278]. 2. Дальний бомбардировщик ДБ-мк[279] — летающее крыло с двумя моторами М-88 — скорость 550 км/ч, бомбовая нагрузка 1000 кг. Нормальная, и максимальная 2000 кг, дальность 4000 км. Особенность — прекрасно вооружен. Сзади подвижные установки, дающие круговой обстрел. Допускает установку крупнокалиберных пулеметов и пушки. Оригинальная конструкция этого самолета вызывала настороженное отношение наших работников. Ворошилов: Было враждебное отношение к нему, а не настороженное. Алексеев: Испытания этого самолета затянулись, т.к. промышленность слабо помогает. 3. В стадии разработки находится самолет ДБ-4, конструкции Ильюшина. Скорость 600 км/ч, с мотором М-120. Мотора для этого самолета нет, из-за чего задерживается испытание. 4. Самолет конструкции Ермолаева, с мотором М-105, скорость 500 км/ч, дальность 5000 км, бомбовая нагрузка 1000 км. Проектировался на установку мотора большей мощности. 5. ДБ-3 (старый), с четырьмя моторами М-17, М-34, М-34ф, М-34н, со скоростью от 180 км/ч, до 288 км/ч. Предлагаю оставить для использования, как транспортника и как ночного бомбардировщика. На основании учета состояния современного самолетостроения можем промышленности предъявить следующие требования по разработке дальних бомбардировщиков со скоростями: в 1941 г. — 550—600 км/ч, в 1942 г. — 600—650 км/ч, и в 1943 г. — 650—750 км /ч. По ближним и средним бомбардировщикам: в 1941 г. — 600-650 км/ч, в 1942 г. — 650-700 км/ч, и в 1943 г. — 700-750 км/ч. Мелкишев: В иностранных армиях на вооружении в основном находятся двухмоторные бомбардировщики. Так, например: Англия: имеет два типа двухмоторных и один тип одномоторный. Двухмоторные — воздушное охлаждение, трехместный, скорость 475 км/ч, дальность 3000 км. Второй тип этого самолета с жидким охлаждением, пятиместный, скорость 400 км/ч, дальность 2700 км. Одномоторный — воздушное охлаждение, двухместный, скорость 450 км/ч, потолок 9000 м, бомбовая нагрузка 450 кг нормальная и с перегрузкой — 550 кг. Вооружение во всех случаях по три пулеметных точки. Франция: а) Самолет ...[280] двухмоторный воздушного охлаждения, скорость 470 км/ч, дальность 2000 км, потолок 8500 м, бомбовая нагрузка 1000—1900 кг, вооружение — 4 пулемета. б) Самолет ... двухмоторный, скорость 500 км/ч, дальность 3000 км, потолок 10000 м, бомбовая нагрузка 1500 кг, вооружение — 2 пулемета и одна 20-мм пушка. в) Самолет ... двухмоторный, трехместный, воздушное охлаждение, скорость 480 км/ч, дальность 1500 км, потолок 8200 м, бомбовая нагрузка 1500 кг. Имеется опытный образец четырехмоторного самолета, дающий скорость ... дальность 2000 км, потолок 10000 м, бомбовая нагрузка 1200 кг, вооружение — 3 пулемета и одна 20 мм-пушка. Германия: Двухмоторные: а) самолет ... , скорость 450 км/ч, дальность 2400 км, потолок 9000 м, бомбовая нагрузка 1000 кг, вооружен тремя пулеметами. б) Самолет ... скорость 500 км/ч, дальность 3000 км, потолок 9000 м, бомбовая нагрузка 1500 кг, вооружен тремя пулеметами. в) Самолет «Хейнкель-111». Скорость 440 км/ч, бомбовая нагрузка 1500— 2000 кг. г) «Юнкерс-88». Скорость 375 км/ч, дальность 2000 км, потолок 7400 м. Не строится. д) «Юнкерс-88» (опытный), скорость 480 км/ч, дальность 1420 км, бомбовая нагрузка 1400 кг. Америка: а) «Дуглас Б-18». Скорость 400 км/ч, дальность 1600 км, бомбовая нагрузка 1000 кг, потолок 8000 м, вооружен тремя пулеметами. б) Самолет В-17,4-х моторный, экипаж 7 чел., скорость 420 км/ч, дальность 2500 км, с пониженной бомбовой нагрузкой до 1000 кг, потолок 8000 м, вооружен пятью пулеметами. в) Самолет ... 4-х моторный, скорость 450 км/ч, дальность 4000 км, вооружен шестью пулеметами. Италия: Двухмоторные: а) Самолет «Савойя-79», экипаж 4 чел., скорость 425 км/ч, дальность 2000 км, потолок 7700 м, бомбовая нагрузка 1500 кг. б) Самолет Ю-86. Скорость 440 км/ч, дальность 3000 км, потолок 10000 м. в) Самолет [Ю]-88. Скорость 560 км/ч, дальность 1800 км, потолок 8500 м, бомбовая нагрузка 1000 кг. Япония: Все существующие в Японии самолеты уступают нашим. Ворошилов: Имеются ли дизеля на самолетах в Германии и других странах? Мелкишев: В Германии есть, а в других странах нет. Шапошников: Необходимо срочно создать пикирующий бомбардировщик. Поликарповский бомбардировщик нужно скорее запустить в серию. Ближний бомбардировщик принять Яковлева. Средний бомбардировщик конструкции Болховитина нужно скорее дорабатывать. Наши расстояния требуют увеличения дальностей средних бомбардировщиков. Больше склоняюсь к дальнему бомбардировщику Ермолаева, но нужно усилить вооружение его. Дальние бомбардировщики нужно пустить на дальность 5000 км и дать им скорость 500 км/ч. Дальний бомбардировщик должен иметь сильное вооружение: крупнокалиберные пулеметы и пушку, должен стрелять назад и вниз, должен [быть] сконструирован для самостоятельного боя, экипаж можно дать 4 чел. Бомбовая нагрузка более 1000 кг не требуется. Локтионов: Одномоторные самолеты часто уступают двухмоторному. Самолет Суркова со скоростью 500 км/ч до 550 км/ч был бы приемлем, если бы он был пикирующим самолетом, а при одном моторе и не пикирующий нецелесообразно принимать. Самолет СБ нужно срочно заменить другим. Скорость даже 480 км/ч не будет соответствовать современным требованиям. Заменять его можно самолетом ДБ-22 — хороший самолет. Он может лететь от фронта 250 км, но нужно было бы увеличить скорость до 600 км/ч, а скорость 520 км/ч мало. Можно сократить радиус действия. Бомбардировщик Поликарпова — пикирующий. Если он будет иметь скорость 600 км/ч, то он не будет удовлетворять требованиям современного боя. Если дать скорость 570 км/ч, то он может быть принят. Дальний бомбардировщик Ильюшина не удовлетворяет запросам. Моторная группа капризна. Поражаемость большая, скорость маленькая. На больших высотах он может показать себя. Если удастся поставить на ДБ-4 новый мотор, то проблема дальнего бомбардировщика будет разрешена. Самолет ДБ-7. Скорость 400 км/ч, потолок 12000 м, бомбовая нагрузка 4000 кг, 5-ти моторный, снят с вооружения, но он для дальних и попутных целей хорош. Дорого стоит и трудно строить. Кулик: Мы идем на поводу конструкторов, то, что нам они дают, то мы и берем, а мы должны требовать то, что нам нужно. Нам нужно три типа самолета: 1 тип — ближний бомбардировщик, должен быть легкий бомбардировщик, действовать непосредственно на переднем крае, с большой скоростью и с большим диапазоном кассет. Бомбовой нагрузкой никто не занимается, нужно, чтобы был разный ассортимент бомб — от 2,5 кг и выше. Нужно попадать в цель, а наши летчики бомбят без прицела. Нельзя, чтобы дальше продолжалось такое безобразие, когда звено «Юнкерсов» требует наших СБ 25 штук. У них на самолете имеется 96 кассет. Наши летчики безграмотны, такого положения мы терпеть не можем. Нужно отметить, что мы в пять раз все делаем хуже, чем немцы. Алексеев: Самолет ДБ-3 имеет 23 различных варианта бомбовой нагрузки. Запорожец: Где Ваши разные варианты, когда целей не поражаете? (Приводит пример бомбежку города Кексгольм.) Кулик: Необходимо выработать правильные тактико-технические данные, с указанием скорости, потолка и бомб и под этим углом просмотреть, что нам представляет промышленность. Легкий бомбардировщик должен быть с максимальной нагрузкой мелких авиабомб — не менее 1000 кг. Средний бомбардировщик должен иметь скорость 500—600 км/ч, с хорошей бомбовой нагрузкой и большим диапазоном бомб. До сего времени мы идем на поводу у конструкторов. Ближний бомбардировщик должен иметь радиус действия 200—250 км, должен быть скоростной и иметь большой диапазон бомб. Дальний бомбардировщик должен иметь большую высоту. Каждый конструктор — феодал, что хочет, то и делает. Они на текущем счету имеют миллионы, а работать не хотят. Одновременно нам нужен хороший разведчик. О помощи войскам в фотосъемке и разведке вопрос стоит на нуле. Мехлис: Правильно. Шахурин: В прошлом году сделан хороший разведчик. Кулик: О бомбардировщике Ильюшина ДБ-3. Настроение в войсках очень плохое. Мотор капризничает. Проскуров: Я целиком поддерживаю выступление т. Кулика. Нужен больший ассортимент бомб, нужна скорость 550 км/ч, нужно более сильное вооружение бомбардировщиков. Драка между бомбардировщиками и истребителями всегда будет иметь место. Разности в скоростях между истребителем и бомбардировщиком всегда останутся. Рычагов: Что Вы открываете истины, которые были еще открыты в 1916 г. Проскуров: На дальнем бомбардировщике ввести 4 чел. С доводкой хорошего бомбардировщика у нас дело идет плохо. Возьмите историю с ДБ-3. Сколько времени конструировали шасси и перекрытие баков. Ильюшин не только не берет лучшие образцы иностранных армий, но даже достижения наших конструкторов не использует. Щаденко: Кустарничеством занимается. Проскуров: Нужно приказывать конструкторам принимать на свои самолеты, уже созданные, те части самолета, которые опытом проверены и показали себя хорошо. Ворошилов: Тов. Кулик, Вы живете прошлым. Сейчас дело иначе обстоит. Все авиационное руководство промышленности сменено. Поставлены новые люди. Старые методы работы осуждены. Новые люди берутся за работу хорошо. С помощью ЦК ВКП(б) и т. Сталина все поставлены на ноги. Вчера мы здесь сидели с Вами, а т. Сталин занимался с работниками авиационной промышленности по тем же вопросам. У нас теперь больше машин, чем нужно, и стоят они на уровне самолетов передовых капиталистических стран. Сейчас стоит проблема — это выбрать наиболее лучший образец и пустить в серийное производство. Все, что создано, это результат большой работы коллектива, Правительства, Центрального Комитета и лично т. Сталина. Тут и диапазоны учтены, и разные ассортименты бомб. Вы, товарищ Кулик, говорите, что нужно предъявить промышленности тактико-технические требования. Если мы сейчас их предъявим, то результаты получим на наши требования не ранее 1943 г., а чем мы должны жить в 1940 и 1941 гг.? Мы не гарантированы, что нам [не] придется драться в этом году. Вы же, мои заместители, должны знать, как этим вопросом занимается Правительство, Центральный Комитет и лично т. Сталин. Возьмите официальные правительственные документы и почитайте, они у нас есть. Ведь то, о чем Вы сейчас говорите, все предусмотрено и на основе этого созданы новые образцы. Смушкевич: Главное — скорость. Мы имеем среднюю скорость всех машин 420—450 км/ч, а иностранные армии: Англия — 420—440—460 км/ч, Германия — 420—430 км/ч, и пошли в серийное производство со скоростями 480— 500 км/ч. У французов новые самолеты имеют скорость 500 км/ч. Наша главная задача сейчас отобрать и быстрее внедрить серию из имеющихся 7 новых типов. Минимальная скорость опытных самолетов 500—600 км/ч. Необходимо запустить в малую серию самолет Б-22[281] конструкции Поликарпова. Самолет Суркова уже пошел в серию. Мы имеем ближний одномоторный бомбардировщик Суркова со скоростью 500 км/ч. Три завода уже осваивают эту машину, нужно его принять на вооружение. Он может действовать на поле боя. Второй тип ближнего бомбардировщика двухмоторный, конструкции Яковлева, со скоростью 520—540 км/ч. Он также нужен нам. Третий тип — модифицированный СБ, дать скорость 495—500 км/ч, его нужно быстрее переделать. Будет хороший ближний бомбардировщик. Локтионов: Эта машина только на 1941 г., а дальше? Смушкевич: Хуже дело идет с дальним бомбардировщиком. Его нужно сделать самостоятельным, для чего необходимо дать ему шесть пулеметов, в том числе и крупнокалиберный. Тогда он может рассчитывать на свою оборону. В печати пишут, что в Америке есть самолет с пушкой 107 мм. Чепуха. Нигде в мире сейчас нет таких самолетов. Даже в воюющих странах еще не участвовали самолеты с пушкой 23-мм. Бомбардировщик Ильюшина мы проверили только в Финляндии. Результат плохой. Дальнего бомбардировщика мы не имеем. Из новых образцов мы можем выбрать летающее крыло и бомбардировщик Ермолаева. Некоторые товарищи абсолютно не знают авиации и хотят выехать на крике. Мы имеем кассеты с различным ассортиментом бомб. Так, например, самолет СБ имеет 250 кассет, а практически — 216. Ворошилов: Нужно правильно комментировать т. Кулика — он хочет иметь больший диапазон бомб, чем есть. Смушкевич: Мы, товарищ народный комиссар, можем делать любой ассортимент бомб. Если бы речь шла о том, что было два года тому, тогда было бы правильно, а сейчас этот вопрос решен. Нам нужны следующие типы бомбардировщиков: 1) ближний одномоторный и двухмоторный; 2) средний типа СБ и пикирующий. Я согласен с т. Шапошниковым о необходимости поставить вопрос о пикирующем самолете. Немцы пикируют под углом 80°, а мы и японцы с 30°. Кроме того, у них есть автоматическое приспособление для выхода из пике. Ворошилов: Вопрос о пикирующем самолете уже поставлен. Есть специальное постановление Правительства о постройке такого типа самолета. Нужно добиваться, чтобы скорее это постановление выполнить. Смушкевич: О живучести. Бомбардировочные самолеты очень уязвимы с воздуха. При боевых действиях на 80—90% горели в воздухе. Японцы тоже горели, но меньше, а немцы совсем горят мало. Нужно дальние бомбардировщики вооружать автопилотами. Современные иностранные самолеты более 1000 кг бомбовой нагрузки не имеют. Нормальной считается внутренняя подвеска 1000—1200 кг бомб. Нужно правильно общевойсковым командирам использовать бомбардировочную авиацию. Бомбардировщики должны действовать тогда, когда есть активная операция на земле. Неправильно говорят, что мы не фотографировали во время войны в Финляндии. Мы там сделали 40 000 снимков, но качество их плохое. Этот вопрос нами отработан недостаточно. Ворошилов: С этим делом у нас плохо. Снимки плохие. Никто и никогда не разберет их. Дешифровщиков нет. На это дело нужно нажать. Мехлис: Авиаторы не любят фотодела и боятся его. Пример, начальник штаба ВВС 9-й армии доложил мне, что нет фотоаппаратов для производства съемок, что всего имеется только 4, а на деле оказалось, что имеется 16 штук, и организовать фотосъемки можно было. Мерецков: У нас, в 7-й армии, было лучше дело с фотосъемками, но качество снимков не на должной высоте. Рычагов: Для более точного попадания бомбы необходимо поднять на парашют. Моторы, которые мы имеем, мало надежны. Самолетные ресурсы наших моторов 100 ч, а следовательно, работать можем не более 70—80 ч. Нужны моторы с летными ресурсами не менее 300 ч. Необходимо создать транспортный самолет, особенно это диктуется условиями Дальнего Востока. Фотослужбой бросили заниматься в 1930 г. Мы отстали в этой области. Особенно отстали по фотоаппаратуре, пленкам, бумаге и др. За это надо ругать нас — авиаторов, Генштаб и командующих округов. Шапошников: 300 самолетов сделали снимки, а ничего разобрать нельзя. Плохо освоили это дело. Рычагов: Я принимаю часть вины на себя. В предложениях подкомиссии ВВС мы просили помочь нам в деле организации фотограмм-службы, но т. Кулик и смотреть не стал на этот раздел предложений. Ворошилов: Генштаб разведчиками и фотослужбой не занимался. Нужно, т. Шапошников, наладить это дело. Птухин: Самолеты типа СБ и ДБ по качеству не уступают иностранным. Но эти самолеты не живучи, уязвимы. Два года тому назад т. Сталиным перед конструкторами была поставлена задача — устранить этот недочет. У нас неправильно используют авиацию, заставляют летать на неположенной высоте и дают неправильные маршруты. Ворошилов: Тов. Птухин, ведь Вы квалифицированный командующий ВВС округа, и Вы должны были влиять, учить войсковых командиров, подсказывать им и требовать. А ведь в практике авиаторы как делали — летали в одни и те же ворота, в результате сбивали много наших самолетов. Пришлось вмешаться Главному командованию и издать специальную директиву о запрещении летать через одни и те же ворота. Птухин: Мы летали на не надлежащей высоте потому, что не было летной погоды. Дело не в воротах, а в высоте, обороне и маршруте. Нам нужно иметь дальний бомбардировщик с дальностью 4—5 тысяч км с бомбовой нагрузкой до 2000 кг. Сила бомбардировщика в обороне и живучести. ДБ-3 имеет 14 баков в плоскостях, которые не протектированы. В результате за 1,5 минуты было сбито 7 наших самолетов (загорелись). Неверно проектируются машины, когда плоскости с баками. Я предлагаю баки спрятать в фюзеляж, а бомбы складывать во внутрь плоскостей. ДБ должен иметь пушки. У наших бомбардировщиков много мертвых конусов, финны подходили под углом 10° и били до тех пор, пока самолет не загорался. Ворошилов: Почему никто ничего не скажет о машине Беляева?[282] Эта машина весьма оригинальная. Нужно ее посмотреть. Единственный инженер Самарин любит ее и изучает уже три года, а наши командиры-авиаторы не помогают ему. Замечательная машина. Скорость, потолок, нагрузка, оборона — хорошие, эту машину сконструировал некто профессор Беляев, нужно ее скорее довести. Птухин: Нужна подвижная башня. На дальний бомбардировщик нужно 4 чел. Средний бомбардировок нужен типа СБ, только необходимо увеличить скорость. Нужен одномоторный небольшой бомбардировщик, который одновременно может быть и разведчиком. Мы испытывали ДБ-3 как пикирующий самолет, но он не годится, громоздок в управлении. Шахурин, нарком авиапромышленности: Мы в серийной продукции отстали и по скорости и по типу. Этим вопросам серьезно занимался ЦК ВКП(б). Два месяца проверяли производство самолетов и моторов. Сейчас приняты решительные меры Центральным комитетом и Правительством и лично т. Сталиным[283]. Сейчас даже некоторые конструктора заболели. Тов. Кулик плохо разбирается в авиации. Как видно, не следит за постановлениями ЦК и Правительства. Разговоры о том, что нас тянут конструктора, что существует феодализм, вакханалия в создании самолетов — неправильные. Нужно всемерно развивать опытное строительство. Мехлис: А конструктора все-таки зажирели. Павлов: Не заболели конструктора, а саботажничают. Шахурин: Поликарпова, Архангельского и Ильюшина перехвалили. Между отдельными конструкторами и летчиками существовала спайка, которая мешала двигать вперед самолетостроение. Нет ни одного дня, чтобы т. Сталин не занимался авиацией. Павлов: Сколько времени М. Каганович обманывал т. Сталина о моторах. Боюсь, что и сейчас некоторые товарищи этим не занялись. Шахурин: Сейчас Центральный комитет вынес 34 решения по типам самолетов и принял меры по устранению целого ряда недочетов. Было так, что чем дольше испытывалась машина, тем было выгоднее экономически летчику. Машину строили полтора месяца, а испытывали два года. В результате машина старела. Помогите нам отобрать из имеющихся опытных машин наилучшие образцы. Нам желательно знать, какие из этих машин поставите на вооружение. Сейчас уже имеются все данные, чтобы вести разговоры на этот счет. Тов. Локтионов, выступая, ничего не сказал, нужно строить или нет машину Суркова. Локтионов: Нужно строить. Шахурин: Опытный образец пикирующей машины есть — Б-22[284] скорость 560, бомбовая нагрузка 400 кг. Есть смысл работать над этой машиной с мотором М-105. Сейчас ведутся испытания ее. Радиус действия будет не менее 500 км. По-моему, такая машина нужна. Складывается мнение, что ДБ-3 не нужно принимать. Ворошилов: Эта машина с мотором М-87 давала скорость 447 км/ч, поставили мотор М-88, стала давать 425, а должна давать 480 км/ч. Принимать такую машину не можем. Вы — молодой нарком, а действуете, как старик. Мы машин, не выдерживающих наших требований, не принимаем. Шахурин: Машина ДБ-3 не та, что должна быть, но совсем отказываться нельзя. Дальний бомбардировщик нужно строить по типу ермолаевской машины, она берет 2 т бомб вовнутрь, и, кроме того, есть перспектива, что эту машину можно будет вывести на дизель. Беляевская машина у земли дает скорость 385 км/ч, на высоте должна дать 480 км/ч — это с мотором М-87. С мотором М-88 может дать 520. Дальность 4000 км, может принять любое вооружение — пулеметы и пушка. Круговая оборона. ТБ-7 — т. Сталин говорит, что нам нужна такая машина, чтобы она была и транспортная, и бомбардировщик. Эту машину нужно поставить. Нам нужна линия военных товарищей, чтобы они предъявляли требования. Я просил т. Алексеева собрать ТБ-7 15 штук, которые были сделаны, он согласился на сборку только 7. От НКО нет требований по аппаратуре. Моторы наши имеют срок службы в два раза меньше, чем за границей. До сих пор завод был не заинтересован в удлинении срока службы. Нужно заинтересовать заводы и наших авиаторов за[285] больший срок службы моторов. Тов. Ворошилов целиком прав, когда говорит, что наша задача выбрать лучшее из имеющихся образцов. Ворошилов: Оглашает целый ряд решений ЦК ВКП(б) и Правительства по опытному самолетостроению и далее говорит — наличие большого количества образцов самолетов нельзя называть вакханалией, мы сейчас имеем огромное количество машин, которые сделаны по нашим тактико-техническим данным, и это хорошо. Кулик: Диапазона бомб и кассет у нас нет. Локтионов: Тов. Кулик видел польский самолет «Лодзь», на котором кассеты отработаны лучше, чем наши, и на этом основании делает вывод, что у нас кассет нет. Смушкевич: В 1937 г. на основании опыта войны в Испании были разработаны шесть кассет и поставлены на самолет СБ. С 1938 г. все самолеты выходят с этими кассетами. Сейчас мы можем иметь на самолете бомбы в любой комбинации. Кроме того, у нас есть еще РАБы, которые также позволяют сбрасывать бомбы в любой комбинации. Все наши бомбардировщики имеют прицелы для сбрасывания бомб, поэтому утверждение т. Кулика, что у нас нет прицелов, неправильно. Кулик: Мне нужно, чтобы можно было [бы] действовать прицельно, а вы бомбите без всякого прицеливания. Воронин, зам. народного комиссара авиапромышленности: Мне кажется, не к лицу т. Кулику не знать авиацию. Алексеев: Бомбардировщик нам нужен такой, который бы имел хорошую скорость и высоту. Нам нужны пикирующие бомбардировщики. Общевойсковые командиры должны ставить задачи умело, а не так, как было в 7 армии. Тов. Птухину была поставлена задача — бомбить объект в удалении 305 км, на выполнение которой отводился всего лишь один час. Фотограмм-служба забыта, она должна быть возглавлена Генштабом и войсковыми штабами. Мы имеем хорошие фотоаппараты, рассчитанные на существующие скорости. Нужно наладить хранение фотобумаги. Штурмовая авиация. Штурмового самолета мы не имеем. Р-5 устарел. Сейчас закончили испытание самолета Ильюшина, который дает скорость 360 км/ч, дальность 700 км, бомбовая нагрузка 400 кг, вооружение — один пулемет ШКАС. Строится самолет со скоростью 730 км/ч. На ближайшее время необходимо допустить вооружение штурмовой авиации самолетом И-15 БИС, впредь до введения на вооружение самолета Ильюшина. Разведчики. Разведчика мы также не имеем. Р-5 устарел, «ССС», Р-3, Р-10 с производства сняты. Нужен разведчик с большой скоростью, с хорошим вооружением, средствами связи и фото. Сейчас намечен разведчиком самолет Яковлева, который дает скорость 550—560 км/ч. Впредь до построения специального самолета нужно принять в качестве разведчика самолет СБ, и для ближней разведки самолет истребительного типа, вооруженный фотоаппаратом. Фотоаппарат, который можно установить на истребителе, уже имеется. Спецсамолеты. Корректировщика также не имеем. Артиллеристы не настаивали на скорейшем создании такого самолета. Есть автожир, но он не удовлетворяет современным требованиям. Необходимо заказать специальный корректировщик. Тактико-технические требования начальником артиллерии [Красной Армии] разработаны, а пока придется принять СБ. Самолетом связи служит У-2, скорость 130—137 км/ч, сейчас мы привезли из Германии самолет «Аист», посадочная скорость которого 35 км/ч. Нам необходимо по типу этого самолета изготовить свой самолет под мотор МБ-6. Санитарных самолетов нам нужно иметь два типа: один связного типа и второй — большой для эвакуации раненых. Сейчас выпускается «Дуглас», который может быть использован для санэвакуации. Кроме того, нам необходимо создать самолет многоцелевого назначения и как транспортный, и как ночной бомбардировщик. Имеющийся старый ТБ-3 нас не удовлетворяет. «Дуглас» использовать как санитарный, как транспортный и как бомбардировщик, нельзя, поэтому необходимо заказать промышленности самолет многоцелевого назначения от двух до четырех моторов. Ворошилов: У нас этих спецмашин сейчас нет, но в течение последних трех лет этим машинам уделялось внимание и промышленность над этими заданиями работает. Нужно скорее создать эти самолеты. Алексеев: О моторах. Мы сильно отстали в моторостроении. На сегодня имеем: 1. М-103, 960 л/с, срок службы 200 ч, лучший по качеству из всех существующих. 2. М-105, 1050 л/с, вес 510 кг, расход горючего 270—210 грамм[286]. Этот мотор требует доводки. 3. М-62, М-63 не доведены, имеют заклинивание валов. 4. М-88, 1100 л/с, неполноценный, моторные заводы не занимаются по-настоящему. Заводы не имеют высотных камер, агрегатные заводы плохо работают. 5. В перспективе М-120, М-71, М-81. 6. М-34, М-35а не удовлетворяют. Плохо дело обстоит с агрегатами, с карбюраторами, свечами. Опытные машины не обеспечены винтами. Нужно расширить серийное производство винтов. Нам необходимо подумать о переводе самолетов на автомобильный двигатель. Ворошилов: С моторами вопрос сложный, они нас режут. Шахурин: Все новые самолеты основаны на новых моторах, поэтому нужны моторы, чтобы новые самолеты могли быть пущены в серийное производство. Нам придется крепко заняться моторами и агрегатами. М-105 прошел государственные испытания, значит, этот мотор есть, но он имеет еще недоделки. Недоработано давление масла на высоте. Сейчас на заводах оборудованы аэродромы для испытания моторов. М-37 отрабатывается. М-120 проходит первую стадию испытаний. К-90 тоже. Сейчас имеется заместитель наркома авиапромышленности по моторостроению. Думаем, что это дело вытянем. Перед директорами серийных заводов поставлена задача заниматься опытными работами по моторам. По указанию т. Сталина созданы два управления — Управление опытного моторостроения и Управление опытного самолетостроения. Управления укомплектованы хорошими работниками. Надеемся, что эти мероприятия двинут опытные работы как с моторами, так и с самолетами. Сейчас расширяется база по строительству жидкостных моторов. Левин: М-63 не доведен, имеет заклинивание. М-88 тоже имеет дефекты. М-105, хотя госиспытания прошел, но еще не отработан вопрос с давлением масла на высотах, и не в порядке карбюратор. Ворошилов: Если госиспытания М-105 прошел, значит, мотор есть. Мне непонятно, почему же он имеет дефекты. Левин: М-88 и М-105 прошли станковые государственные испытания, но летных испытаний не проходили, а потому сейчас испытания в воздухе, вполне естественно выявляются указанные выше дефекты. Ворошилов: Я предлагаю для подработки предложений по системе авиавооружения дополнить выбранную нами комиссию тт. Левина, Филина и Сакриер. По вооружению самолетов мы говорили одновременно, когда разбирали отдельные типы самолетов, и, поскольку, не было возражений по существующему вооружению самолетов, то комиссия в своей работе учтет это, а самостоятельно заниматься этим вопросом сейчас нам не следует. Может быть, от Генштаба кого-нибудь включите в комиссию, Борис Михайлович? Шапошников: Я предлагаю от Генштаба включить т. Ермолина. Ворошилов: Возражений нет? Предложение т. Ворошилова принимается, и в комиссию включается тт. Левин, Филин, Сакриер и Ермолин. На этом заседание прерывается до 19.00.[287] РГВА. Ф. 34891. Oп. 1. Д. 9. Л. 13—31. Подлинник. Примечания:2 РГВА. Ф. 4. Оп. 18. Д. 47. Л. 106?107. 27 Первоначально напечатанная цифра 1 зачеркнута. 28 Первоначально напечатанная цифра 10 зачеркнута и от руки написано 11. 273 Заголовок документа — «Протокол заседания №2 комиссии Главного военного совета. 5 мая 1940 г. 12.00». 274 Отточия документа, далее опущено перечисление членов комиссии. 275 Так в тексте, правильно ББ-22. 276 Так в тексте, правильно Болховитинова. 277 Так в тексте. Здесь и далее — Сухого. 278 Написано вместо зачеркнутого первоначального текста: «Причины не установлены, ведутся работы». 279 Так в тексте. Должно быть ДБ-ЛК. 280 Здесь и далее отточия документа. 281 Так в тексте. Должно быть ББ-22. Далее ошибочно указана фамилия конструктора; в действительности конструктором самолета ББ-22 являлся А.С. Яковлев. 282 В.Н. Беляев (1896—1953) — советский ученый в области самолетостроения, авиаконструктор, один из основоположников науки о прочности металлических самолетов. В 1939 г. В.Н. Беляев стал главным конструктором авиазавода, на котором был построен самолет ДБ-ЛК (дальний бомбардировщик — летающее крыло). Дальность полета самолета с бомбовой нагрузкой 1 т — 1270 км, скорость на высоте 5100 м — свыше 480 км/час, потолок — 8500 м. Оригинальная схема ДБ-ЛК имела ряд преимуществ по сравнению с серийным бомбардировщиком Ил-4 аналогичного веса и размера. Однако испытания показали, что обзор из кабин летчика и штурмана на ДБ-ЛК плохой, в связи с чем затруднено прицеливание. В.Н. Беляеву было предложено устранить недостатки, но построить вторую опытную машину не удалось в связи с началом Великой Отечественной войны — с. 230. 283 По результатам проверки производства самолетов и моторов ЦК ВКП(б) и СНК СССР 24 июля 1940 г. утвердили постановление Комитета Обороны при СНК СССР «Об увеличении выпуска самолетов и авиамоторов на период август-декабрь 1940 года». Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 24 июля 1940 г. обязывало руководителей ряда наркоматов «взять под личное, особое наблюдение выполнение ряда заказов для авиационной промышленности за период август—декабрь 1940 г. и обеспечить их выполнение в количествах и сроки в соответствии с утвержденным постановлением Комитета Обороны при СНК СССР» (Известия ЦК КПСС. 1990. №2. С. 183-184). Такая же задача была поставлена и перед первыми секретарями обкомов и председателями облисполкомов областей, на территории которых функционировали заводы, поставлявшие Наркомвоенпрому материалы, оборудование, полуфабрикаты и прочие изделия. 16 ноября 1940 г. было принято постановление Политбюро ЦК ВКП (б), обязывавшее директоров моторных и самолетных заводов НКАП ежедневно, начиная с 16 ноября, сообщать ЦК ВКП (б) и НКАП о количестве принятых военпредами моторов по каждому типу моторов и боевых и учебных самолетов по каждому самолету (там же, с. 194) — с. 230. 284 Так в тексте. Должно быть ББ-22. 285 Так в тексте. 286 Так в тексте. 287 Последняя фраза вписана от руки Комаровским. После его подписи стоит дата — 6.5.40. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|