|
||||
|
№67. Предложения подкомиссии по системе вооружения ВВС Красной Армии[321] Не позднее 9 мая 1940 г.[322] Раздел I. Типаж самолетов ВВС КА до 1943 г. 1. Истребители: а) Скоростной одноместный и одномоторный. б) Скоростной двухмоторный. 2. Бомбардировщики: а) Ближний одномоторный двухместный. б) Средний двухмоторный 3—4-местный. в) Дальний двухмоторный 4-местный г) 4-моторный ночной и транспортный 7—8-местный. Примечание: Ближний и средний бомбардировщики должны быть пикирующими. 3. Штурмовики: а) Бронированные одноместные. 4. Разведчики: Для выполнения разведки необходимо использовать истребительные и бомбардировочные самолеты, соответственно оборудовав для выполнения разведки эти самолеты. 5. Транспортные и санитарные: а) Двухмоторные типа «Дуглас». б) Двухмоторные легкие типа «Драгон». 6. Связи: а) Типа «Аист», трехместный, с отличным обзором, оборудованные радио. 7. Корректировщик: а) Трехместный, с отличным обзором и хорошими средствами связи. С хорошим диапазоном скоростей и обязательно со средствами оптического наблюдения. 8. Учебные и тренировочные: а) Первоначального обучения типа У-2, двухместный. б) Учебно-тренировочные 2-местные, одномоторные. в) Учебно-тренировочные одноместные, одномоторные. г) Учебно-тренировочный 2-моторный и 2—3-местный. А. Скорость На ближайшие годы необходимо поступление серийных самолетов на вооружение ВВС Красной Армии со следующими скоростями на высоте 6000—8000 м: 1. Истребители: 1940 г. — 560—600 км/ч; 1941 г. — 650 км/ч; 1942 г. — 700 км/ч; 1943 г. — 750 км/ч. 2. Ближние одномоторные бомбардировщики: 1940 г. — 475—500 км/ч; 1941 г. — 550 км/ч; 1942 г. — 600 км/ч; 1943 г. — 650 км/ч. 3. Средние двухмоторные бомбардировщики: 1940 г. — 500—550 км/ч; 1941 г. — 600 км/ч; 1942 г. — 650 км/ч; 1943 г. — 700 км/ч. 4. Дальние двухмоторные бомбардировщики: 1940 г. — 480—500 км/ч; 1941 г. — 650 км/ч; 1942 г. — 600 км/ч; 1943 г. — 650 км/ ч. Б. Дальность полета и практический потолок Для истребителей нормальная дальность на 0,9 от максимальной скорости — 800 км, и с перегрузкой — 1100 км. Для ближних одномоторных бомбардировщиков нормальная дальность на 0,9 от максимальной скорости — 1000 км. Для средних двухмоторных бомбардировщиков нормальная дальность — 1200 км на 0,9 от максимальной скорости и с перегрузкой — 2000 км (на 0,9 от максимальной скорости). Для дальних двухмоторных бомбардировщиков нормальная дальность — 5000 км на 0,8 от максимальной скорости. Для штурмовиков нормальная дальность на 0,9 от максимальной скорости — 800 км. Практический потолок самолетов кроме штурмовиков и ближних одномоторных бомбардировщиков должен быть: 1940-41 гг. — 10 000—12 000 м; 1942-43 гг. — 12 000—13 000 м. В. Вооружение 1. Истребители А. Скоростные одноместные одномоторные: Вариант 1: 2 синхронных пулемета 7,62 мм. Запас патрон — 1200 шт. Одна пушка 23-мм через вал редуктора мотора. Запас снарядов — 100 шт. Вариант 2: 2 синхронных пулемета 7,62 мм. Запас патрон — 1200 шт. 2 синхронных пулемета 12,7 мм. Запас патрон — 500 шт. На всех самолетах предусматривается съемная установка 8 шт. РС-82. В перегрузочном варианте предусматривается подвеска 2 — ФАБ-100 или 4 — ФАБ-50, или 2 — ВАП’ов. Б. Скоростные двухмоторные: Вариант 1: Две пушки 23-мм. Запас снарядов — 240 шт. 4 пулемета 7,62 мм. Запас патрон — 2000 шт. Вариант 2: 4 пулемета 12,7 мм. Запас патрон — 1600 шт. 1 пушка 23-мм. Запас снарядов — 120 шт. На всех самолетах предусматривается установка 8 шт. PC-132 мм. В перегрузочном варианте предусматривается подвеска со съемными бомбодержателями 1 — ФАБ-500, или 2 — ФАБ-250, или 4 — ФАБ-100 для бомбометания с пикирования. 2. Бомбардировщики А. Ближние одномоторные двухместные 1. Стрелковое вооружение: 1 синхронный пулемет 7,62 мм. Запас патрон — 600 шт. 1 скорострельный пулемет 7,62 мм на турели (3000—3500 выстрелов в минуту). Запас патрон — 1200 шт. 2. Бомбардировочное вооружение: Нормальная внутренняя бомбовая нагрузка — 400—600 кг. 1) ФАБ-250 — 2 шт. (допускается наружная подвеска). 2) ФАБ-100 — 4 шт. 3) ФАБ-50 — 8 шт. 4) АО-25 — 20 шт. 5) АО-10 — 40 шт. 6) АО-2,5 — 160 шт. 7) ЗАБ-2,5 или ЗАБ-1 — 140—160 шт. 3. Химическое вооружение: 1) 2-ВАП — 200. 2) Хим[ические] ампулы диаметром 125 мм или 265 мм (подвешиваются на тех же держателях, что и бомбы АО-2,5 и ЗАБ). Б. Средний двухмоторный 1. Стрелковое вооружение: Вперед[и] — 1 пулемет 7,62 мм, патрон — 500 шт. для штурманов. На верхней средней установке — 1 пулемет 12,7 мм, патрон — 400 шт., и в нижней люковой установке — пулемет 7,62 мм с запасом патрон — 600 шт. С таким вооружением иметь 50% самолетов. На остальных 50% самолетов вместо пулемета 12,7 мм оставить пулеметную спарку 7,6 мм. 2. Бомбардировочное и химическое вооружение: Нормальная нагрузка — 1000 кг (внутренняя). Варианты нагрузки: 1. ФАБ-1000 — 1 шт. 2. ФАБ-500 — 2 шт. 3. ФАБ-200 — 4 шт. 4.ФАБ-100 — 10 шт. 5. ФАБ-50 — 20 шт. 6. АО-2,5 — 400 шт. 7. АО-10 — 80 шт. 8. Хим[ические] ампулы диаметром 125 мм и диаметром 265 мм. 9. ВАП-500 — 2 шт. В. Бомбардировщики дальнего действия 1. Экипаж — 4 человека. Стрелковое вооружение: 2 пулемета (спарка) 7,62 мм в передней установке для штурмана, запас патрон — 1000 шт. Спарка на верхней и средней установке: 1 к.к. пулемет 12,7 мм, запас патрон — 400 шт. и 1 пулемет 7,62 мм, запас патрон — 1000 шт. Спарка в люковой установке: 2 пулемета 7,62 мм, запас патрон — 1200 шт. Бомбардировочное вооружение: Нормальная бомбовая нагрузка — 1500 кг. Общая емкость бомбодержателей — 2000 кг. Варианты бомбовой нагрузки (нормальные): 1. ФАБ-1000 — 1 шт. 2. ФАБ-500 — 3 шт. 3. ФАБ-250 — 6 шт. 4. БРАБ-320 — 6 шт. 5. ФАБ-100 — 15 шт. 6. ЗАБ-200 — 30 шт. 7. ФАБ-50 — 30 шт. 8. РРАБ №2 — 6 шт. 9. РРАБ №3 — 6 шт. 10. Зажигательные бомбы калибра от 10 до 2,5 кг общим весом до 1000 кг. 11. УХАП-500 — 3 шт. 12. ВАП-500 — 3 шт. 13. Химические ампулы — 265 мм и 125 мм. 14. Для ночного бомбометания сверх указанных бомб вариантов должны подвешиваться 4 — САБ-50, или 4 — САБ-25 и для пристрелки ОВ — 2 ПАБ-15. Г. Тяжелые бомбардировщики — многомоторные Экипаж — 7—8 человек. а) Стрелковое и пушечное вооружение: 1) Носовая установка — 7,62 мм пулемет с 750 шт. патронами. 2) Подфюзеляжная вперед — 7,62 мм пулемет с 750 патронами. 3) Средняя верхняя — 12,7 мм пулемет на турели с 350 патронами. 4) Хвостовая установка — 12,7 мм пулемет БС с 350 патронами. 5) Подшассийная установка — 2 7,62 мм пулемета по 750 патрон на каждый. б) Бомбардировочное вооружение: Бомбовая нагрузка 2000 кг (внутренняя). Общая емкость 4000 кг. Бомбовые варианты: 2 — ФАБ-1000, 10 — БРАБ-200, 4 — ФАБ-500, 4 — БРАБ-500, 8 — ФАБ-250, 20 — ФАБ-100, 4 — РАБ №2, 80 — ФАБ-50, 4 — РАБ №3, 80 — ЗАБ-50 т.г. Для ночного бомбометания сверх указанных бомбовых вариантов должны подвешиваться 4 — САБ-50 или 4 — САБ-25. в) Химическое вооружение: 4 — ВАП-1000 или хим[ические] баки емкостью на 2500 л. ОВ. Хим[ические] ампулы — 125 и 265 [мм]. В транспортно-десантном варианте самолет должен брать следующую нагрузку: 50 чел. бойцов или груза 4000 кг, а также иметь оборудование на 20 мест для лежания для перевозки больных. 3. Штурмовики А. Одноместные одномоторные а) Стрелковое вооружение: 1 вариант: 4 крыльевых пулемета 7,62 мм, патрон — 4000 шт., 1 пушка 23-мм через вал редуктора, снаряд[ов] — 120 шт. 2 вариант: 2 пушки 23-мм крыльевых, снарядов — 240 шт., 2 синхронных пулемета 7,62 мм, патрон — 1500 шт. б) Бомбардировочное и химическое вооружение: Нормальный вариант нагрузки — 250 кг (внутренняя). Варианты: 1) АО-25 — 10 шт. 2) АО-20 — 10 шт. 3) АО-10 — 20 шт. 4) АО-2,5 — 100 шт. 5) АО-8 — 30 шт. 6) ФАБ-100 — 2 шт. 7) ФАБ-250 — 1 шт. 8) ВАП-200 — 1 шт. с дополнительным прибором «ЗВ». 9) УХАП-250 — 1 шт. 10) РС-82 — 10 шт. Размещение экипажа на многоместных самолетах должно быть возможно компактным. Летчик и штурман должны быть обязательно расположены в одной кабине с обеспечением непосредственной связи между ними. Считать необходимым все самолеты выпускать с протектированными баками и с заполненными нейтральными газами. Существующий протектор является недостаточно надежным, а самолеты в противопожарном отношении не гарантируют безопасность полета в боевых условиях. Необходимо развернуть исследовательскую работу и испытания по изысканию более надежного протектора, заполнению баков нейтральным газом, устройству противопожарных перегородок и т.д. Создание боевых самолетов с герметическими кабинами должно послужить основой для развития сверхвысотной боевой авиации, а также в дальнейшем послужить базой для решения задачи постепенной замены боевых высотных самолетов с открытыми кабинами самолетами с герметическими кабинами. Для этой цели каждый из опытных самолетов истребителей, дальних бомбардировщиков и разведчиков в одном из экземпляров должны строиться с герметической кабиной. Считать необходимым все самолеты выпускать полностью экранированными и металлизированными. Для обеспечения простоты пилотирования боевых самолетов должна быть обеспечена хорошая устойчивость на всех режимах полета. Тормозные приспособления на существующих боевых самолетах не удовлетворяют современным требованиям. Необходимо принять решительные меры к доводке тормозных приспособлений с тем, чтобы потребные размеры аэродромов для современных самолетов были максимально сокращены. Раздел II. Самолеты, оставляемые на вооружении; самолеты, подлежащие снятию с вооружения и передаче в учебные заведения и ОФИ 1. Самолеты И-153, И-16 [с моторами] М-62 и М-63, СБ, ДБ-3 — оставить на вооружении. 2. Самолеты СБ с моторами М-100 (1 378 шт.)[323] по мере замены самолетами СБ-2 [с моторами] М-103 передать в вузы и резервные части. 3. Самолеты И-16 с [моторами] М-25 двухпулеметные в количестве 1465 [шт.][324] по мере замены их самолетами И-16 с М-63 обратить на укомплектование школ и резервных частей. 4. Самолеты И-15-бис в количестве 1 882 [шт.] по мере замены их с вооружения истребительных частей снять и обратить на укомплектование вузов, резервных частей и вооружение штурмовых частей. 5. Самолеты Р-5, ССС, Р-Зет по мере замены обратить на укомплектование вузов. 6. Самолеты ТБ-3 в количестве 606 [шт.], годных для полетов без капитального ремонта, оставить на вооружении как транспортные, остальные использовать на запасные части. 7. Самолеты ДИ-6 в количестве 121 [шт.] оставить на вооружении одного полка в САВО, остальные использовать на запасные части. 8. Самолеты ТБ-1 в количестве 66 [шт.] с вооружения снять, годные передать гражданским организациям, остальные — в ОФИ {Отдел фондового имущества (комиссия по учету и реализации госфондов)}. 9. Самолеты Р-6 в количестве 167 [шт.] с вооружения снять, годные передать в гражданские организации, негодные — в ОФИ. 10. Самолеты Р-10 в количестве 356 [шт.] снять с вооружения и передать в вузы. 11. В текущем году перейти на выпуск модифицированных самолетов СБ (с моторами М-105, с радиаторами в крыле) со скоростью 485—500 км/ч. 12. Из числа проходящих испытания опытных самолетов принять в текущем году на вооружение и запустить в серийное производство лучшие по летным характеристикам: а) один тип истребителя с мотором воздушного охлаждения; б) один тип истребителя с мотором жидкостного охлаждения; в) истребитель двухмоторный одноместный; г) истребитель двухмоторный многоместный; д) один тип двухмоторного дальнего бомбардировщика; ж) один тип пикирующего бомбардировщика; з) один тип штурмового бронированного самолета. Раздел III. По авиационным моторам 1. Состояние нашего серийного моторостроения на май 1940 г. характеризуется отставанием его от передовых заграничных стран на 1,5—2 года (по основным данным) и значительно меньшим сроком службы, чем у заграничных моторов. Кроме того, даже в пределах этих сроков службы надежность наших моторов М-87 и М-62 — недостаточная. 2. Моторы М-105 и М-88, внедряемые в настоящее время в серийное производство, и мотор М-63, внедряемый в настоящее время в эксплуатацию, по основным данным практически равноценны заграничным моторам «Даймлер-Бенц ДБ-601», последнему варианту «Пратт—Уитней», «Туин—Осп» и «Райт ДЖИ-205», выпускаемые в серии около 1,5 лет. Для обеспечения надежной работы этих моторов в эксплуатации необходимо устранить у мотора М-63 заклинивание втулки нижней головки главного шатуна, у мотора М-105 выбрасывание масла из картера и падение давления масла на высотах больше расчетной, у мотора М-88 уступы зеркала цилиндров и задир поршней при высоких температурах масла и головок цилиндров, а также доработать карбюраторы этих моторов (у М-88 и М-63 — по автоматике высотного корректора, у М-105 — по узлу поплавковой камеры). Доработку всех этих вопросов необходимо закончить не позднее 1 июля 1940 г. 3. Решениями правительства был утвержден план постройки ряда мощных моторов (М-120, М-90, М-71, АМ-36, М-250 и М-300), которые должны были вывести наше моторостроение на уровень заграничного. Но сроки, установленные правительством по этим моторам, промышленностью не выполнены. Дальнейшая затяжка работ по их постройке и доводке может привести к тому, что наше отставание от заграницы по моторам не только не уменьшится, а еще и увеличится. 4. Установить следующий типаж бензиновых моторов для ВВС Красной Армии на 1940—1943 гг.: а) 80—120 л.с. (невысотный) для самолетов первоначального обучения; б) 200—300 л.с. на высоте 2000—3000 м для тренировочной авиации и самолетов связи; в) 1000—1200 л.с. на высоте 6000—8000 м для серийных истребителей и бомбардировщиков 1941—42 гг.; г) 1500—2000 л.с. на высоте 6000—8000 м для серийных истребителей и бомбардировщиков 1941—42 гг.; д) 2500—3500 л.с. на высоте 8000—10000 м для серийных бомбардировщиков 1942—43 гг. Удельный вес моторов — не более 1,3 кг/л.с. для мощностей 80—120 л.с., не более 0,9 кг/л.с. для мощностей 200—300 л.с. и не более 0,5 кг/л.с. для мощностей 1000 л.с. и выше. Удельный вес лоб-моторов жидкостного охлаждения для боевой авиации — не более 6 кв см/л.с. для мощности 1000-1500 л.с. и не более 5 кв см/л.с. для мощностей выше 1500 л.с. Габаритный диаметр моторов воздушного охлаждения для боевой авиации не более 1300 мм. Удельный расход топлива на крейсерской мощности для моторов жидкостного охлаждения — не более 230 г/л.с.ч. Удельный расход топлива на крейсерской мощности для моторов воздушного охлаждения — не более 240 г/л.с.ч. Топливо для моторов с мощностью 80-120 л.с. — автомобильный бензин с октановым числом не более 59. Октановое число топлив для моторов с мощностью от л.с. и выше не более 87 для мощностей 200—300 л.с. и не более 93 для мощностей 1000 л.с. и выше. Срок службы моторов между переборками не менее 250 часов для мощностей 1000 л.с. и выше, не менее 300 часов для мощностей 200-300 л.с. и не менее 350 часов для мощностей 80—120 л.с. 5. Установить следующий типаж авиадизелей для ВВС Красной Армии на 1940—43 гг.: а) 80—120 л.с. (не высотный) для самолетов первоначального обучения; б) 1000—1200 л.с. на высоте 6000—8000 м для серийных дальних бомбардировщиков и транспортных самолетов 1941—42 гг.; в) 2000 л.с. на высоте 8000—10000 м для серийных дальних бомбардировщиков 1942—43 гг. Удельный вес дизеля — не более 1,6 кг/л.с. для мощностей 80—120 л.с. и не более 0,8 кг/л.с. для мощностей 1000 л.с. и выше. Удельный расход топлива на крейсерской мощности — не более 170 г/л.с.ч. 6. Основными работами по опытным бензиновым моторам на 1940 г. считать моторы: AM-37, АМ-36, М-120, М-170П, М-90, М-89, М-71 и М-300. Просить Комитет Обороны при СНК Союза СССР обязать НКАП обеспечить доводку и удовлетворительное проведение госиспытаний этих моторов, кроме М-300, в 1940 г. и М-300 — к 1 апреля 1941 г. с тем, чтобы начать серийный выпуск этих моторов, кроме М-300, в первом квартале 1941 г. и М-300 — в третьем квартале 1941 г. 7. Работы по моторам М-88 без редуктора, М-88 и М-65, как не представляющие интереса для ВВС Красной Армии и отвлекающие внимание моторных заводов — прекратить. Раздел IV. Вооружение и боеприпасы 1. Пулеметы калибра 7,62 мм. Пулемет «ШКАС» в вариантах турельном, синхронном и крыльевом — оставить на вооружении. Однако, ввиду сложности его в эксплуатации и невозможности устранения в воздухе большинства задержек, формировать отработку и окончание испытаний более простого пулемета со скорострельностью 1800—2000 в/мин. Пулемет «Ультра-ШКАС, как неосвоенный в течение года в промышленности, с производства снять. Взамен его ввести на вооружение бомбардировочный пулемет «СН», как более простой и надежный, со скорострельностью 2800—3000 выстрелов в минуту. Одновременно с этим разработать синхронный вариант пулемета «СН». Оставить на вооружении существующие типы боеприпасов к пулемету калибра 7,62 мм, а именно: а) зажигательная пуля ПЗ; б) зажигательная пуля ЗБ-46; в) бронебойно-зажигательная пуля Б-32; г) трассирующая пуля Т-46; д) обыкновенная пуля. 2. Пулеметы калибра 12,7 мм. Синхронный пулемет Березина считать основным видом крупнокалиберного пулеметного вооружения истребителей. В месячный срок закончить испытания и ввести на вооружение турельный и крыльевой варианты пулемета Березина. Установить следующие виды боеприпасов к пулемету Березина: а) разрывная зажигательная пуля МД; б) бронебойно-зажигательная пуля Б-32 и в) бронебойно-зажигательно-трассирующая пуля Б-3. Поставить вопрос перед Правительством об увеличении заказа на пулю МД. 3. Пушки калибра 20—23-мм. Ввиду неудовлетворительности баллистики 20-мм пушек ШВАК и маломощности ее снаряда по сравнению с 20-мм иностранными пушками, — в месячный срок испытать и ввести на вооружение 23-мм пушку из числа трех образцов (Таубина[325], Волкова—Ярцева и Салищева—Галкина), находящихся на испытании. 23-мм пушку считать основным видом пушечного вооружения истребителей в вариантах: моторном, крыльевом и фюзеляжном. Установить следующие виды боеприпасов 23-мм пушки: а) осколочно-зажигательный снаряд; б) осколочно-трассирующий снаряд и в) бронебойно-зажигательный снаряд. До внедрения 23-мм пушки 20-[мм] пушку ШВАК оставить на вооружении в крыльевом, моторном и турельном вариантах. Вопрос о внедрении синхронного варианта решить после войсковых испытаний. 4. Пушки калибра 37-мм. Продолжить разработку 37-мм пушки с данными: а) вес пушки — 150—160 кг; начальная скорость — 910—920 м/сек. скорострельность — 200 в/мин. вес снаряда — 0,7 кг. Одновременно разработать вариант 37-мм пушки с начальной скоростью 600—700 м/сек и весом ее не более 90 кг. 5. Ракетные снаряды калибра 82 и 132 мм: а) осколочно-фугасный снаряд калибра 82 мм считать основным видом крупнокалиберного вооружения истребителей. Параллельно разработать и испытать в 1940 г. зажигательный и бронебойный типы снарядов; б) ракетный осколочно-фугасный снаряд калибра 132 мм установить на вооружении двухмоторных истребителей и ближних бомбардировщиков; в) в качестве первоочередной задачи — закончить в 1940 г. разработку для ввода на вооружение трубки двойного действия (дистанционно-ударной) с установкой из кабины летчика; г) ввести на вооружение для стрельбы PC колиматорный прицел ПАН-23[326]. 6. Стрелковые прицелы. Существующие стрелковые прицелы для неподвижных установок и турелей оставить на вооружении. Вместе с тем подготовить к вводу на вооружение колиматорный прицел с дневной просветкой для стрельбы с подвижных и неподвижных установок для последующей замены прицелов ПАК-1 и ОПТ-1. 7. Прицелы бомбометания. Существующие типы бомбардировочных прицелов ОПБ-1 и ОПБ-2 оставить на вооружении. Дополнительно ввести на вооружение: а) для дальних бомбардировщиков синхронный прицел СПБ-21 (по типу СПЕРРИ); б) для всех типов бомбардировщиков — ночной колиматорный прицел; в) для пикирующих бомбардировщиков — колиматорный прицел ПАН-24. Потребовать от промышленности, как первоочередную задачу, скорейшей разработки синхронного прицела с гировертикалью и гироскопического прицела для бомбометания с пикирования. Одновременно поставить задачу по уменьшению габаритов и упрощению прицела СПБ-21. 8. Фугасные авиабомбы: а) установить следующие калибры фугасных бомб: ФАБ-1000, ФАБ-500, ФАБ-250, ФАБ-100, ФАБ-50. Принять соотношение (в штуках) между калибрами ФАБ-100 и ФАБ-50 как 3:1; б) существующие типы фугасных бомб со взрывателем АПУВ и АВ-1 (для штурмовых действий) оставить на вооружении. Одновременно вести работы по увеличению фугасного действия фугасных бомб; в) закончить испытания и подготовить к вводу на вооружение в 1940 г. взрыватель многочасового замедления (до 48 часов); г) разработать мостовую фугасную авиабомбу калибра 250—500 кг; д) взрыватели АГП и АДП изъять из войсковых частей и разработать мероприятия по их использованию для учебных целей. 9. Осколочные авиабомбы: а) установить следующие калибры осколочных авиабомб: АО-25, АО-10 и АО-2,5 со взрывателем АМ-а. Существующие типы осколочных авиабомб АО-10 и АО-2,5 из сталистого чугуна оставить на вооружении. Одновременно с этим использовать артиллерийские снаряды калибров 45 мм, 76 мм, 107 мм (стальные) и 122 мм (стальные) для переделки их в осколочные авиабомбы АО-2,5, АО-8, А0-20 и АО-25. б) закончить испытание и ввести в 1940 г. на вооружение для действий по танкам, бронемашинам и артиллерии 25-кг штатную осколочную авиабомбу (АО-25), после ее освоения снять с производства осколочную авиабомбу АО-15. в) закончить в 1940 г. разработку и ускорить ввод на вооружение взрывателя с замедлением к осколочным бомбам для штурмового действия; г) взрыватель АГМ-1 и АГМ-3 использовать только для бомбометания осколочными бомбами из РРАБ, для комплектации химических бомб и для бомбометания цементными бомбами. 10. Бронебойные и бетонобойные авиабомбы: а) ввести на вооружение для бомбометания с пикирования ракетные бронебойные и бетонобойные бомбы калибров: БРАБ-200 ДС, БРАБ-400 ДС, БРАБ-150 ДС и БЕТАБ-600 ДС; б) оставить на вооружении существующие типы обыкновенных бронебойных бомб БРАБ-1000 и БРАБ-500. 11. Зажигательные авиабомбы. Существующие типы зажигательных авиабомб: ЗАБ-1Э, ЗАБ-2,5, ЗАБ-ЮТТ и ЗАБ-50ТГ со взрывателем ATM-16 и АМ-б оставить на вооружении. 12. Осветительные авиабомбы. Установить следующие калибры осветительных авиабомб: САБ-15, САБ-25, САБ-50 и ФОТАБ-35 (для ночной фотосъемки). В соответствии с этим: а) САБ-3 с производства снять, а имеющиеся запасы использовать для учебных целей; б) разработать и ввести в 1940 г. на вооружение САБ-50; в) ввести в 1940 г. на вооружение механическую трубку ТМ-24 (на 60 секунд) с ветрянкой; г) продолжить работу по повышению светосилы осветительных авиабомб. 13. Химические авиабомбы и химическое вооружение. а) Установить следующие калибры химических авиабомб: ХАБ-500, ХАБ-200, ХАБ-100 и однолитровую химическую ампулу. В соответствии с этим, имеющиеся в запасах ХАБ-500, ХАБ-200 и ХАБ-25 оставить на вооружении, но ХАБ-25 в производстве прекратить и взамен ввести на вооружение и в производство ХАБ-100. В производстве перейти на изготовление модернизированных ХАБ-500 и ХАБ-200 (с повышенным содержанием ОВ); б) оставить на вооружении следующие типы химических приборов: ВАП-500, ВАП-200 и ВАП-6 и ввести на вооружение УХАП-500; в) оставить на вооружении разливочную станцию АРС-6 для наполнения ВАЛ и ввести на вооружение разливочную станцию для наполнения ампул; г) курящуюся ядовито-дымовую бомбу не производить как неудовлетворительную по своим тактико-техническим свойствам. Имеющийся запас использовать. 14. Ротативно-рассеивающие авиабомбы (РРАБ). Установить следующие типы РРАБ: РРАБ №2 (вес снаряженной РРАБ — 500 кг), РРАБ №3 (вес снаряженной РРАБ — 250 кг). В соответствии с этим оставить на вооружении и в производстве РРАБ №2 и РРАБ №3. РРАБ №1 (вес снаряженной РРАБ — 1000 кг) не производить, а имеющийся запас оставить до полного использования. 15. Форсировать работы по уменьшению габаритов всех типов авиабомб, в том числе и ракетных. 16. По установкам вооружения на самолетах. 1) Ввести на вооружение всех истребителей и штурмовиков пневмоспуска для неподвижных пулеметов и пушек. 2) Потребовать от промышленности выпуска опытных и серийных моторов с синхронизаторами под принятые на вооружение винты. 3) Форсировать разработку синхронизаторов с автоматическим опережением. 4) Форсировать испытания и подготовить к вводу на вооружение турель со спаренными пулеметами ШКАС, одновременно с этим разработать и испытать турельную спаренную установку пулеметов ШКАС и Березина. 5) Считать неотъемлемой частью вооружения бомбардировщиков — наличие огневых точек для защиты задней полусферы сверху и снизу. 6) Потребовать от промышленности разработку стрелковых установок, управляемых на расстоянии. 7) Считать неотъемлемой частью вооружения истребителей — бомбардировочное вооружение, в частности, установить бомбодержатели на истребителе И-16. 8) Проектирование бомбардировщиков в отношении максимальной кассетной бомбовой нагрузки производить по количеству замков под ФАБ-50, а по габаритам и прочности по ФАБ-100. 9) Потребовать от промышленности ускорить разработку кассетного держателя для бомбометания с пикирования и наружного держателя с приспособлением для ввода бомбы из плоскости винта. 10) Форсировать ввод на вооружение кассетных ящиков для мелких осколочных и зажигательных бомб. 11) Потребовать от промышленности ускорить установку одного пулемета вместо спарки в штурманской кабине СБ и установить прицел для ночного бомбометания (КНПБ-3). Раздел V. Спецоборудование самолетов I. Радиооборудование[327] 1. Самолетная приемно-передающие радиостанция: а) РСР-бис с приемником УС б) РСБ с приемником УС в) РСИ-3 г) автономный приемник батарейного питания РСИ-3 Оставить на вооружении с заменой соответственно: а) на РСР-1 с приемником УС-2 — с 1941 г. б) на РСБ-бис, спаренной с СПУ-3 бис — с IV кв. 1940 г. в) на РСИ-4 — с 1941 г. г) на автономный приемник РСИ-4 — с IV кв. 1940 г. По опытному строительству 2. Самолетная приемно-передающая радиостанция РСР-2 разработки 2-го спецотдела НКВД. Провести испытания в 1940 г. и в случае положительных результатов внедрить в серийное производство в 1941 г. для разведывательной и легобомбардировочной авиации. 3. Самолетная приемно-передающая радиостанция РСБ-2 разработки 2-го спецотдела НКВД. То же для дальнебомбардировочной авиации. 4. Самолетная приемно-передающая радиостанция РСИ-6 на УКВ для истребителей. Изготовить образцы в 1940 г. Провести государственные испытания и войсковые в 1941 г. 5. Самолетная приемно-передающая радиостанция РСИ-5 (полностью кварцованная) для истребителей. Изготовить образцы, провести государственные и войсковые испытания в 1941 г. 6. Земная мощная радиостанция для связи между аэродромами т. РА. Закончить постройку опытного образца в 1940 г. и начать внедрение серию в 1941 г. II. Авиаприборы 1. Авиасекстан АС. Прекратить с III квартала 1940 г. снабжение секстаном самолетов в СБ, оставив АС только на дальних бомбардировщиках с последующей заменой его в 1942 г. на перископический секстан. Опытное строительство 2. Перископический панорамный авиасекстант. Изготовить в 1941 г. по имеющемуся опытному образцу серию для войсковых испытаний. С 1942 г. ввести на вооружение дальнебомбардировочной авиации 3. Дистанционный компас в сочленении с задатчиком радиополукомпаса по типу немецкого. Изготовить к 1.1.1941 г. опытный образец и ввести на вооружение с 1942 г. для самолетов легкобомбардировочной и дальнебомбардировочной авиации. 4. Автоштурман. Изготовить опытную серию в 1940 г. и провести войсковые испытания в первой половине 1941 г. В случае положительных результатов принять на вооружение тяжелобомбардировочной авиации. III. Средства радионавигации и системы слепого расчета на посадку 1. Радиополукомпас РПК-2 (Найка) Оставить на вооружении для бомбардировщиков с последующей заменой в 1941 г. на РПК-2 с радиоотметчиком. 2. Радиостанция РАФ (ЛАР) в качестве приводной Провести модернизацию в 1940 г. Оставить на вооружении с последующей заменой в 1941 г. на приводную аэродромную станцию ПАР 3. Радиомаяк тип 13А-1 Провести модернизацию в 1940 г. имеющихся в ВВС радиомаяков 13А-1 и строящихся. В дальнейшем (1941—42 гг.) заменить на новый тип радиомаяка. Производство 13А-1 с 1.1. 1941 г. прекратить 4. Радиомаяк тип РАМ и РАМД Довести в 1940—41 гг. на имеющихся в ВВС маяках секретный курс. Дальнейшее производство радиомаяков РАМ, РАМД прекратить 5. Система слепого расчета на посадку тип «Ночь-1» В 1940 г. проверить широкими испытаниями в войсках По опытному строительству 6. Радиополукомпас РПК-5 («Чижик») Испытать образцы в 1940 г. и в случае положительных результатов принять на вооружение всех легких самолетов с 1941 г. 7. Подвижной радиомаяк «Колба» Построить опытный образец в 1940 г. и провести испытание. В случае положительных результатов принять на вооружение с 1941 г. 8. Приводная аэродромная радиостанция ПАР-1 Изготовить опытный образец в 1940 г., испытать и внедрить в серию в 1941 г. 9. Система слепого расчета на посадку СПН-3 с использованием радиополукомпаса, радиоотметчиков и приводной радиостанции Провести в 1940 г. войсковые испытания 10. Земная радиопеленгаторная приемно-передающая радиостанция на коротких волнах Провести в 1940 г. испытание закупаемого в Германии образца сравнительно с имеющимся в ГВФ. В случае положительных результатов построить опытную серию в 1941 г. Примечание: Кроме указанных образцов необходимо в интересах ВВС обеспечить: а) в 1940 г. создание и доводку стационарного радиомаяка ГВФ без ночных ошибок с возможностью привода по радиополукомпасу; б) в 1941—43 гг. серийное производство и создание сети радиомаяков ГВФ по территории СССР с учетом нужд Военведа (для перебросок и внутренних полетов). IV. Аэрофотоаппараты 1. Аэрофотоаппараты для плановой съемки АФА-1, АФА-И, НАФА-19 и для перспективной съемки АФА-27Т Оставить на вооружении с последующей заменой аппарата «АФА-1» на аппарат «АФА-20» с 1941 г. 2. Аэрофотоаппарат для плановой съемки АФА-Б. Принять на вооружение для бомбардировщиков. 3. Аэрофотоаппараты старых типов ПОТТЕ-1, -2, -1а, -16 и перспективный АФА-24. С вооружения ВВС снять как устаревшие и передать в ОФИ. По опытному строительству 4. Аэрофотоаппарат для плановой съемки АФА-30. Провести в 1940 г. войсковые испытания. 5. Аэрофотоаппарат для непрерывной плановой съемки тип «2Щ». Закончить опытный образец и провести испытания в 1940 г. В случае положительных результатов заказать опытную партию в 1941 г. V. Походные фотолаборатории 1. Походные аэрофотолаборатории двух-машинного и трех-машинного состава на ГАЗ-ЗА. Оставить на вооружении. По опытному строительству 2. Аэрофотолаборатория подвижная на 5—6 прицепов для фотограмцентра штаба армии на тракторной тяге. Изготовить опытные образцы в 1941 г. и провести испытание. 3. Аэрофотолаборатория для фотограмцентра штаба фронта в разборных перевозных домиках. Изготовить опытные образцы в 1941 г. и провести испытание. 4. Телевизионная самолетная установка типа «Доломит». Изготовить опытный образец в весе не более 80 кг в 1941 г. и провести испытание. 5. Самолетный бильдаппарат для передачи по радио изображения и фотоснимков на землю. Изготовить в 1941 г. опытный образец и провести испытание. VI. Метеослужба 1. Походная метеостанция на шасси ЗИС-5. Оставить на вооружении. VII. Прожекторные посадочные и маячные станции 1. Прожекторная посадочная станция АП-4 и маячно-посадочная станция ПС-6. Оставить на вооружении. 2. Зарядная автомобильная станция АЗС-1 для зарядки аккумулятора. Принять на вооружение. 3. Электроагрегат 18-ЗС-1 для зарядки аккумуляторов. Оставить на вооружении с последующей заменой 12-квт агрегатами с двигателем ГАЗ в 1941 г. Примечание: В интересах ВВС Красной Армии должно быть развито ночное оборудование линии ГВФ по образцам, разработанным к настоящему времени ГВФ и согласованными с ВВС Красной Армии. VIII. Автопилоты 1. Автопилот т. АПГ-1. Принять на вооружение с 1940 г. для самолетов дальней бомбардировочной авиации. Образец прошел войсковые испытания. 2. Автопилот т. АК-1. Принять на вооружение с 1941 г. для самолетов скоростной легкобомбардировочной авиации в случае благоприятных войсковых испытаний в 1940 г. Опытное строительство 1. Подвижная поверочная установка для автопилотов АПГ-1 и АК-1 и прочего оборудования для самолетов. Изготовить опытный образец в 1941 г. IX. Самолетные кислородные приборы 1. Кислородный прибор КПА-1 с кислородной маской открытого типа. С вооружения снять. 2. Кислородный прибор КПА-3бис. Оставить на вооружении с последующей заменой в 1941 г. на прибор в компактном корпусе. 3. Кислородная полумаска ПМ-1 с резиновым морозостойким шлангом. Принять на вооружение. Произвести последующую модернизацию в опытной серии на электрообогрев к концу 1940 г. 4. Кислородный прибор — легочный автомат КПЛ-1. Провести войсковые испытания в 1940 г. и в случае положительных результатов ввести на вооружение с 1941 г. X. Средства по добыче кислорода 1. Жел[езно]дорожная кислородная установка В-3. Оставить на вооружении. 2. Автомобильная кислородная установка АК-0,5. Принять на вооружение. 3. Стационарная кислородная установка тип СК-0,5. Оставить на вооружении. По опытному строительству 4. Автомобильная кислородная установка — тип АК-25 по методу академика Капицы. Построить опытные образцы в 1940 г. и испытать 5. Подвижная кислородная зарядная станция для зарядки баллонов на борту самолета. Построить опытные образцы в 1940 г. и испытать. Раздел VI. По средствам аэродромной механизации Средства заправки самолетов. 1. Водомаслозаправщик BM3-38 оставить на вооружении. Необходимо работать над новой конструкцией водомаслозаправщика, в которой предусмотреть: а) повышение температуры нагрева масла 120—150°; б) раздельный нагрев масла и воды; в) установку насосов, обеспечивающих подсос воды и масла. 2. Водомаслозаправщик BM3-34 и BM3-35 и водомаслотермос ВМТ-35 снять с производства и снабжения, оставив в эксплуатации в частях до их износа. 3. Маслозаправщик M3-38 оставить на вооружении. 4. Бензозаправщик Б3-35 оставить на вооружении. 5. Бензозаправщик Б3-38 оставить на вооружении для истребительной авиации. 6. Бензозаправщик Б3-39 изготовить установочную серию для проведения широких войсковых испытаний в 1940 г., для чего необходимо выделить производственную базу. 7. Съемная бензоцистерна на шасси ЗИС-5 СБЦ — принять на вооружение. 8. Бензозаправщик Б3-34 снять с вооружения. 9. Бензоприцеп Б-35 и съемная бензоцистерна на прицепе — с производства снять, оставив в частях до износа. 10. Бензоприцеп на гусеничном ходу к трактору на 4-5 тонн спроектировать и построить опытный образец в 1940 г. По средствам выпуска моторов. 1. Автостартер АС-2 оставить на вооружении. Автостартер для моторов больших мощностей (1000-1500 л.с.) спроектировать с повышенной проходимостью и построить опытный образец в 1940 г. 2. Авиакомпрессорную станцию АКС-2 оставить на вооружении. Авиастартеры на танкетке Т-27 с производства и снабжения снять, а имеющиеся передать обратно в АБТУ и сдать в ОФИ. По средствам подогорева моторов. 1. Подогореватели ППМ-6, ППБ-2М снять с производства и вооружения. Подогреватели ПБММ с мотором М-3 и ПМЖ-2 снять с вооружения. Арктическую подогревательную лампу АПЛ-1 и РП-2 с ручным приводом принять на вооружение, снабдив все самолеты. По вспомогательным средствам аэродромной службы. 1. Автоводополивщик оставить на вооружении. 2. Подвижной подъемный кран ПП-К-35 оставить на вооружении. 3. Подвижной подъемный тракторный кран завода «Январец» на шасси ЗИС-5 ввести на вооружение. 4. Разборную треногу с талью ввести на вооружение. 5. Аэросани пассажирские оставить на вооружении. Необходимо заменить воздушный мотор на водяной. 6. Аэросани санитарные оставить на вооружении, заменив воздушный мотор на водяной. 7. Подвижные авиамастерские ПАРМ-1 оставить на вооружении. 8. Подвижные авиамастерские ПАРМ-6 принять на вооружение. 9. Необходимо принять на вооружение: а) санитарную автомашину, отвечающую требованиям перевозок раненного летного состава; б) автобус пассажирский ЗИС-5 для перевозки летного состава — на аэродром; в) автобус, приспособленный для штаба, для оперативного пункта полка. Председатель авиационной подкомиссии командарм 2-го ранга Смушкевич Члены: дивизионный комиссар Агальцов комкор К. Гусев комкор (Рычагов)[328] комкор Птухин комдив Алексеев дивинженер (Филин) дивинженер Сакриер комкор Арженухин бригинженер Левин РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2687. Л. 2—34. Подлинник[329]. Примечания:3 РГВА. Ф. 4. Оп. 18. Д. 47. Л. 107. 32 На записке и расчете имеются машинописные пометы: «Отпечат[ано] два экз. 16.3.40.». 321 Заголовок документа. См. также док. №19. 322 Датируется по препроводительной записке начальника ВВС Красной Армии Я.В. Смушкевича на бланке Главного управления ВВС Красной армии от 9 мая 1940 г. (Там же, л. 1. Подлинник). 323 Цифра в скобках вписана от руки простым карандашом. 324 Здесь и далее цифры по количеству самолетов вписаны от руки чернилами. 325 Имеется в виду 23-мм пушка, сконструированная в КБ-16 под руководством Я.Г. Таубина. 4 октября 1940 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) об использовании этой пушки на самолетах СБ. За ее изобретение Я.Г. Таубин в ноябре 1940 г. был награжден орденом Ленина — с. 283. 326 Прицел для бомбометания с пикирования принят на вооружение ВВС КА приказом НКО СССР №182 от 9 июня 1940 г. — с. 284. 327 В 1940 г. на вооружении ВВС Красной Армии состояло 10 типов самолетных радиостанций, установленных на 19 типах самолетов, причем почти все радиостанции были старой разработки (конструкции) с низкими техническими данными. 2-й спецотдел НКВД, по личному указанию И.В. Сталина приступивший к разработке трех образцов самолетных радиостанций (для бомбардировщика, истребителя и разведчика) еще в начале 1939 г., разработал к лету 1940 г. универсальную самолетную радиостанцию РСУ-1, которая по своим данным значительно превосходила радиостанции, состоявшие на вооружении ВВС. Поэтому на заседании ГВС КА 11 декабря 1940 г. заместитель начальника ГУ ВВС генерал-лейтенант авиации Ф.А. Астахов предложил принять ее на вооружение ВВС в вариантах РСУИ-1 для истребителей, РСУБ-1 для бомбардировщиков, штурмовиков и разведчиков и РСУД-1 для дальнебомбардировочной авиации (РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2711. Л. 49—57). ГВС постановил принять эту радиостанцию на вооружение ВВС Красной Армии (там же. Д. 2739. Л. 7—10) — с. 287. 328 Подлинная подпись отсутствует. 329 На документе имеется машинописная помета: «Отп. в 4 экз.». |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|