|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Глава 1 Роль Донбасса и оборона края в 1941–1942 годах Особенности театра боевых действий Еще выдающийся русский писатель Антон Павлович Чехов, посетив живописные места Донетчины, любуясь ее просторами, отмечал неповторимую красоту местного рельефа: «Жил я последнее время в Донской Швейцарии, в центре так называемого Донецкого кряжа: горы, балки, лесочки, речушки и степь, степь, степь… Широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется… до самого горизонта и исчезает в лиловой дали… Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным…» Хотя Донетчина действительно расположена в степной зоне, на юго-востоке Украины, она очень разная. Если в Тельмановском районе и сейчас можно встретить огромные пространства ковыля да диких трав, то в Марьинском районе аграрный пейзаж пшеничных полей ничем не отличается от хлебных нив Полтавщины или Черкасчины. На Северском Донце, в районе Славяногорска, трудно будет себе представить, что это — та самая Донетчина, где «степь да степь кругом». Скалы и горы здесь чем-то в самом деле напоминают Швейцарию. Донецкая область раскинулась с севера на юг на 240 км и с запада на восток — на 170 км. А территория Донецкой области составляет 26,5 тыс. км?. Это территория десяти таких государств, как крошечный Люксембург, или же без малого целая Бельгия! В целом рельеф области — холмисто-равнинный, наибольшие возвышения (до 350 м) — только на северо-востоке Донецкого кряжа. По своему рельефу область обычно делят на три района: на северо-востоке — Донецкий кряж, на юге — Приазовская возвышенность, в приморских районах — береговая равнина. Донецкий кряж пересечен многочисленными балками, оврагами и долинами рек и несколько приподнят над прилегающей равниной. В ряде мест песчаники образуют возвышения. Все реки Донетчины, которые текут в Азовское и Черное моря, относятся к бассейнам рек Дона, Днепра и Азовского моря и берут начало от главного водораздела — Донецкого кряжа, а также от Приазовской и Средне-Русской возвышенностей и Придонецкого плато. Самая крупная и полноводная река — Северский Донец, имеющая длину 1053 км. За ним идут Миус протяженностью 258 км, Кальмиус, впадающий в Азовское море, — 209 км, Грузский Еланчик — 91 км. На юге Донецкая область омывается неглубоким (средняя глубина всего 7,2 м) Азовским морем. Донецкая область богата флорой и фауной. В степях произрастает более 1500 видов различных растений. По долинам рек, а также в байраках, балках, на крутых склонах, вокруг некоторых населенных пунктов растут леса. В большинстве районов имеются искусственные насаждения — лесополосы. Отметим также, что Донетчина относится к малолесным областям Украины: большие лесные массивы раскинулись только по территории Краснолиманского и Славянского регионов. Суммируя все вышесказанное, можно сделать немаловажный вывод: географически Донбасс — типично степной регион, тотально урбанизированный на рубеже XIX–XX веков. Здесь нет обширных лесных массивов, нет и отдельно стоящих хуторов. Соответственно любая вооруженная оппозиция может осуществляться исключительно в виде подпольной борьбы. Почти срединное положение между экватором и полюсом обеспечивает региону большое количество тепла. В то же время принадлежность этого края к западной части континентальной степной области делает его климат умеренно континентальным с ярко выраженными временами года, со значительной разницей зимних и летних температур. Среднеянварская температура воздуха составляет минус 4–6 градусов, а в центральной части Донецкого кряжа она опускается до минус 7–8 градусов. В наиболее холодные зимы минимальная температура составляет минус 36 градусов, порою — до минус 40. В связи с частыми вторжениями теплых воздушных масс с запада морозы часто сменяются оттепелями. Максимальная температура летом достигает плюс 38–40 градусов, а средняя температура июля — в пределах плюс 21–23 градуса. Среднегодовая температура составляет плюс 7–8 градусов. Наибольшей силы ветры восточного направления наблюдаются в районе Донецкого кряжа и Приазовской возвышенности. В южных и юго-восточных районах часты суховеи. Снежный покров (высота 10–17 см) устанавливается, как правило, в конце декабря, а исчезает в начале марта. Под влиянием ветров с Атлантики довольно часты зимние дожди. Весна в Донецкой области, как правило, короткая. В конце марта — начале апреля наступает резкое потепление, быстро тает снег. Устанавливаются теплые дни, хотя ночи все еще холодные. В конце апреля температура превышает плюс 10, а в середине мая — выше 15 градусов тепла. Лето наступает в конце первой — начале второй декады мая и продолжается до середины сентября. Оно жаркое и сухое. Осень — одно из лучших времен года здесь. Начинается она в октябре. Ей предшествует теплый предосенний период, длящийся около трех недель. Чаще идут дожди, особенно в ноябре, стоят туманы. Зимы преимущественно малоснежные, хотя бывают исключения. Морозная погода часто сменяется потеплением, снегопадами и дождями. Изредка тут бывают суровые зимы с крепкими морозами и снежными сугробами. Тогда в пору весеннего таяния местные реки разливаются и становятся многоводными. Донбасс перед войной Донбасс всегда играл особую роль в хозяйственной жизни как Российской империи, так и СССР. К концу 1930-х годов регион стал одной из важнейших промышленных баз, развитым сельскохозяйственным регионом. Только в Донецкой области накануне войны работало 1260 крупных промышленных предприятий — шахт, металлургических, машиностроительных, химических и других заводов, разветвленная сеть железных дорог, несколько электростанций, высоковольтные линии электропередачи, предприятия легкой и пищевой промышленности. В 1940 году на шахтах Ворошиловградской и Сталинской областей было добыто 83,3 млн тонн каменного угля, что составляло около 60 процентов общесоюзной добычи. Перед войной Донбасс давал 40 процентов чугуна, 23 процента стали, почти 25 процентов проката от их общесоюзного производства и являлся важнейшим районом сосредоточения тяжелого и среднего машиностроения. Потому нет ничего удивительного, что Гитлер в своих планах по захвату европейской части СССР отводил особое место Донбассу: согласно его планам уже в 1943 году оккупированный бассейн должен был давать 1 млн тонн металла. Вот что писал Манштейн в своих «Утерянных победах»: «Уже в 1941 г. Донбасс играл существенную роль в оперативных замыслах Гитлера. Он считал, что от овладения этой территорией, расположенной между Азовским морем, низовьями Дона и нижним и средним течением Донца и простирающейся на западе примерно до линии Мариуполь (Жданов) — Красноармейское — Изюм, будет зависеть исход войны. С одной стороны, Гитлер утверждал, что без запасов угля этого района мы не сможем выдержать войны в экономическом отношении. С другой стороны, по его мнению, потеря этого угля Советами явилась бы решающим ударом по их стратегии. Донецкий уголь, как считал Гитлер, был единственным коксующимся углем (по крайней мере, в европейской части России). Потеря этого угля рано или поздно парализовала бы производство танков и боеприпасов в Советском Союзе. Я не хочу вдаваться в рассмотрение вопроса о том, в какой степени это мнение Гитлера было обоснованным. Но бесспорно то, что Советы и без донецкого угля выпускали в 1942–1943 гг. тысячи танков и миллионы снарядов»[1]. Кроме природных богатств и экономического потенциала руководство Третьего рейха рассчитывало использовать и население, численность которого на начало войны составляла 3103,2 тыс. человек, причем мужчин из них было около 1500 тыс. человек. Мобилизационный потенциал Сталинской области хорошо показал призыв в Красную армию гражданского населения с территории Сталинской области в 1941 году[2] (см. таблицу на стр. 14):
Наступление на Донбасс В конце сентября 1941 года, после того как войскам немецкой армии «Юг» во взаимодействии с группой армий «Центр» удалось окружить юго-восточнее Киева основные силы войск советского Юго-Западного фронта, немецкое командование решило, что создались благоприятные условия для разгрома войск Южного фронта и овладения территорией Донбасса и Крыма. Замысел германских генералов состоял в том, чтобы одновременным ударом 1-й танковой группы генерала Клейста со стороны Днепропетровска в южном направлении и 17-й армии из района севернее озера Молочное вдоль Азовского моря в общем направлении на Бердянск (Осипенко) окружить и уничтожить основные силы войск Южного фронта юго-восточнее излучины Днепра. В последующем силами 1-й танковой группы предполагалось наступать на Ростов, обходя Донбасс с юга, а корпусами 17-й армии вести наступление из района Краснограда в направлении к реке Северский Донец. Основная роль в этих планах отводилась, естественно, 1-й танковой группе. Для наступления немцев условия были благоприятными, так как отступившие от границы войска Красной армии понесли большие потери и не успели закрепиться на новых рубежах. Из-за угрожающего положения под Москвой Верховное главнокомандование Красной армии не могло усилить войска Юго-Западного и Южного фронтов. Наступление немецких войск на Донбасс началось 29 сентября 1941 года. Как и планировалось, главный удар нанесла 1-я танковая группа в составе трех танковых и двух моторизованных дивизий (до 350 танков на фронте всего 25 км). Удар пришелся по левому флангу 12-й армии Южного фронта. В результате фронт был прорван, и немцы устремились к побережью Азовского моря. В это же время перешла в наступление и 17-я армия, подвижная группа которой 7 октября прорвалась в район Бердянска, куда уже вышли передовые части 1-й танковой армии Клейста[3]. В результате в окружении оказались основные силы Южного фронта: девяти стрелковых дивизий 9-й и 18-й армий, многочисленные подразделения поддержки и обеспечения. До 10 октября эти части отчаянно сражались в окружении в районе северо-восточнее Бердянска и сумели сковать часть сил 1-й танковой армии[4]. При этом отдельные части и подразделения начали выходить из тисков окружения, причем происходило это в тяжелейших условиях, а связь со штабами была потеряна. Вот воспоминания бывшего командира саперного взвода 96-й горнострелковой дивизии Н. Семенюка о прорыве частей 18-й армии: «Уже где-то за Темрюком (40 км севернее Осипенко) мы натолкнулись на противника, занявшего населенный пункт. Завязался бой. Полыхали соломенные крыши домов, и черный дым стлался над землей, закрывая солнце. Комдив Шепетов поднял в атаку три цепи бойцов длиной до километра. Солдаты и командиры с винтовками наперевес с криком „Ура!“ рванулись вперед. Победа или смерть! Комдив был в первой цепи. Бойцы ворвались в село, сметая немецкую пехоту. Не выдержали немцы русского штыкового удара! Через созданный прорыв удалось выйти многим частям и штабу 18-й армии». Непосредственно на территории Донбасса бои начались на юге 8 октября 1941 года, когда немцы заняли районный центр Мангуш, а затем и Мариуполь. Портовый город обороняли части 726-го и 714-го стрелковых полков 395-й стрелковой дивизии. Около 10 утра немцы после короткой артподготовки прорвали оборону и с ходу ворвались в город. Остановить их фактически было нечем — у артиллеристов были только полковые и горные пушки, которые оказались совершенно неэффективными против танков. Прорыв немцев оказался для руководства города и жителей полной неожиданностью — с утра 8-го в городе протекала обычная мирная жизнь прифронтового города — работали магазины, учреждения. При этом ради справедливости отметим, что эвакуация металлургического производства города началась практически сразу с началом войны: так, с 15 июля рабочие завода имени Ильича начали демонтаж и эвакуацию оборудования (прежде всего броневого стана 4500), но на начало октября закончить не успели. Из-за эффекта неожиданности оборона города оказалась очаговой — до утра 9 октября шли бои, а потом уцелевшие части отошли: 714-й стрелковый полк — на рубеж Чердаклы — Первомайский, а 726-й стрелковый полк — на Асланово. Следствием хаоса в управлении стал тот факт, что на момент вступления немцев в городе располагалось несколько фронтовых госпиталей и штабов, которые не успели эвакуировать. В результате большая часть раненых на сегодняшний день числится пропавшими без вести — вероятно, они были убиты немцами. 10 октября практически без боя немцами также был занят Буденновск (ныне Новоазовск), и противник вышел на ближние подступы к Таганрогу. На центральном участке фронта наступали 17-я немецкая армия и итальянский корпус[5], на северном — часть сил 6-й армии. Им противостояли: на юге — соединения 9-й армии, в центре — 18-й армии, севернее оборонялись дивизии 12-й армии Южного фронта и 6-й армии войск Юго-Западного фронта. 8 октября в состав 9-й армии были включены сформированные на территории Сталинской области 383-я, 395-я стрелковые дивизии, 38-я кавалерийская дивизия (из состава 10-й резервной армии). Эти части по праву считались «шахтерскими», так как были укомплектованы призывниками и добровольцами Донбасса. Согласно архивным материалам, на 8 октября 1941 года в этих дивизиях не было ни одного противотанкового средства, ни 45-мм пушек, ни ручных противотанковых ружей (первые 10 противотанковых пушек 383-я стрелковая дивизия получит только 13 октября)[6]. Таким образом, эффективно бороться с танковыми частями вермахта, которые были основной ударной силой противника, они не могли. Из дивизий, сумевших вырваться из окружения и отступивших на территорию области, боеспособность сумела сохранить лишь 96-я стрелковая дивизия из состава 18-й армии. Остальные соединения представляли собой в лучшем случае лишь малочисленные группы бойцов и командиров, вооруженных почти исключительно легким стрелковым оружием. Так, в 218-й стрелковой дивизии после выхода из окружения осталось лишь около 1000 бойцов[7]. Как уже отмечалось выше, 395-я стрелковая дивизия 7 октября заняла оборону на подступах к Мариуполю и с 8 октября вела боевые действия западнее города. Не сумев остановить моторизованные части противника, части дивизии отступили на северо-запад. В начале октября командованием Южного фронта была создана так называемая «группа Колосова» (по фамилии командира 15-й танковой бригады). В ее состав вошли 2-я и 15-я танковые бригады (практически без матчасти), 2-й и 95-й погранотряды, 521-й противотанковый артполк и минометный дивизион М-13 майора Воеводина. Уже вечером 8 октября это сводное подразделение в составе 33 танков и десятка грузовых машин устремилось на юг, в направлении Тургеневки, Гуляй-Поля, имея задачей нанести удар во фланг неприятельской танковой группе в направлении на Гуляй-Поле — Пологи и отойти в район Павловки (30 км северо-западнее Волновахи). В головном дозоре шел танковый взвод с пограничниками на броне. В районе Гуляй-Поля, вырвавшись на трассу Рождественское — Чубаревка, взвод с ходу разгромил немецкую колонну штабных машин. С ценными документами, пленным офицером и самое главное — шинелями, взвод благополучно возвратился к основным силам группы. Пленный офицер через переводчика отряда показал, что уничтоженные машины являлись замыкающими в штабной колонне самого фон Клейста, который, по его словам, на ночь 8 октября остановился в селе Чубаревка. До села оставалось каких-нибудь полтора десятка километров, и полковник Колосов решается на ночной внезапный удар по врагу с надеждой уничтожить верхушку немецкого командования. На полном ходу, освещая себе путь фарами, танки ворвались в Чубаревку, открыв огонь из пушек и пулеметов. Впервые с начала войны наши солдаты видели такое паническое бегство врага и с каким-то азартом расстреливали почти в упор бегущих. Вот свидетельство участника этого рейда, пограничника третьей комендатуры 95-й погранзаставы Андрея Ковтуна: «Когда наши танки открыли огонь из пушек и пулеметов, фашисты выскакивали из хат и убегали в одном нательном белье. Их очень хорошо было брать на мушку на фоне темной ночи». В течение часа все было кончено, хотя штаба Клейста тут не оказалось, тем не менее потери немцев оказались серьезными: на месте боя были найдены около сотни трупов, более десятка подбитых танков. В руки бойцов Колосова попали свыше пятидесяти автомашин с боеприпасами, обмундированием и продовольствием. По воспоминаниям очевидцев, изголодавшиеся пограничники с удовольствием отведали свиной тушенки и гречневой каши с хлебом урожая 1939 года. Особенно же они обрадовались, обнаружив полную машину новых шерстяных свитеров: было уже холодно, а со складов шинели выдать просто не успели. Кроме того, в Чубаревке пограничники освободили из плена более сорока красноармейцев. Однако победное ликование длилось недолго. Немцы, собрав в кулак несколько десятков танков, на рассвете открыли шквальный огонь по селу. Под прикрытием танков двинулась немецкая пехота. Как костры, запылали соломенные крыши хат, оставленная немцами техника. Загорелось и несколько наших танков. Местами начались встречные танковые бои. Однако силы были неравны, и вскоре наши бойцы стали отходить, как и планировалось, в северо-восточном направлении. По команде капитана Брованя пограничники, разбившись на группы, прикрывали отход танков. В 11 часов остатки группы сосредоточились за противотанковым рвом, проходившим за северо-восточной окраиной Чубаревки. Только к 12 октября уцелевшие бойцы вышли к Павловке[8]. Времени на переформирование или отдых не было, и уже ночью 14 октября группа Колосова в срочном порядке заняла оборону на высотах севернее нынешнего районного центра Старобешево. На тот момент обстановка для советского командования на этом направлении была неясной: четкой линии фронта не было, общее управление войсками потеряно, поэтому обороняющимся частям постоянно приходилось вести разведку, высылая в различных направлениях свои мобильные группы. Одна из таких разведывательных групп в составе двух отделений под командованием начальника резервной заставы старшего лейтенанта Лягуши была направлена по маршруту Стыла — Николаевка Старобешевского района. В 3 км от Николаевки группа столкнулась с разведкой противника, действовавшей на бронемашинах. Завязался бой — короткий и неравный. Прикрываясь броней, немецкие разведчики имели явное преимущество, которым они не преминули воспользоваться. В результате столкновения большая часть отряда погибла, в том числе и начальник заставы старший лейтенант Филипп Григорьевич Лягуша. Оставшиеся в живых несколько человек рассредоточились по полю и в посадке, продолжая вести огонь из винтовок. Немецкая группа (видимо, также разведывательная) развернулась и ушла в обратном направлении. На рассвете следующего дня пограничники, впервые за четыре месяца войны, подобрали своих боевых товарищей и похоронили на окраине села Стыла. Благодарные сельчане после освобождения в 1943 году поставили им памятник. 11 октября немцы, не прекращая наступления на Таганрог, частью сил из района Мариуполя начали наступление на север. В течение дня они заняли села Красновка, Македоновка (Жовтневое), Асланово, а 12–13 октября, развивая наступление дальше, нанесли поражение полкам 395-й стрелковой дивизии в районе Чердаклы (Кременевка) — станция Карань (Гранитное) и захватили Волноваху. В боях здесь снова отметились бойцы группы Колосова, которые 13 октября в районе станции Карань (Гранитное) разгромили немецкую мотоколонну и этим дали возможность оторваться от противника и отступить на восток остаткам 726-го стрелкового полка 395-й стрелковой дивизии. Еще в середине месяца, когда на территорию Сталинской области вступили главные силы 17-й немецкой армии и стало понятно, что сдержать вражеское наступление имеющимися силами на прежних рубежах невозможно, Ставка Верховного главнокомандования издала директиву № 00206/оп от 16 октября на отвод войск на новые рубежи. Предполагалось остановить противника на линии Красный Лиман — Артемовск — Горловка— Иловайская — Донецко-Амвросиевка — Матвеев Курган — Таганрог. Отход планировалось начать 17-го и закончить 30 октября. Для планового отхода намечалось пять промежуточных рубежей, которые надо было удерживать до установленного времени. Забегая вперед, скажем, что выдержать график отхода удалось только в полосе 12-й армии. В центре и на юге наши войска под давлением противника без приказа отошли восточнее реки Миус. Немецкие части удалось остановить в центре области только 5 ноября восточнее города Снежное, и то за счет предельного ослабления войск 12-й армии. При этом армия хотя и понесла большие потери, но боеспособность сохранила. Дни с 8 по 12 октября были наиболее критическими для командования Южного фронта. Лишь 13 октября 1941 года удалось восстановить фронт после прорыва противника. К этому времени войска 9-й армии несколько задержали немцев на подступах к Таганрогу, и командование Южного фронта получило возможность создать группировку (всего около 1500 человек при 20 орудиях) для удара во фланг 1-й танковой армии. В ходе боев 14 и 16 октября группа Колосова несколько потеснила противника на запад, но, подтянув главные силы, немцы отбили это контрнаступление и 17 октября овладели Таганрогом. Захват этого приморского города не был основной целью немецкого командования — важных военных и промышленных объектов в городе не было (большую часть заводов и оборудования все-таки успели на тот момент эвакуировать). Чтобы выйти к главной цели наступления — Ростову, не обязательно захватывать Таганрог. Это хорошо видно, если внимательно посмотреть на карту: продвижение немецких войск к Ростову могло осуществляться по двум направлениям. Одно — со стороны Таганрога через Самбек, другое — с севера, через Матвеев Курган, Покровское, минуя Таганрог. Однако второе направление считалось у командования Южного фронта «танкоопасным», и туда, кроме всего прочего, были стянуты дополнительные части, включая 31-ю стрелковую дивизию, 8-й гаубично-минометный и 26-й мотоциклетный полки. При захвате немцами Таганрога произошли только незначительные столкновения: ночью немцы не решились войти в город и только в 7 часов утра 17 октября они выдвинулись к пригороду (так называемому Северному поселку), где были встречены бойцами объединенного истребительного батальона под командованием П. Ф. Герасимова. Несмотря на слабость вооружения, советским бойцам удалось задержать продвижение частей СС (а именно они действовали на этом направлении) на несколько часов (от четырех до шести по разным источникам), что позволило частям 31-й стрелковой дивизии отойти вдоль побережья Таганрогского залива к станции Синявка. Возникли проблемы у немцев и в районе станции Марцево, где действовал бронепоезд № 59 (он курсировал в районе станции и блокпоста № 469). Продвинуться дальше противнику удалось только после того, как в результате нескольких попаданий снарядов бронепоезд был сброшен с рельс. Возвращаясь к боям в центре Донбасса, стоит отметить, что главный удар в центре приняли на себя войска 18-й армии[9], основу которой составляли 383-я (держала оборону по правому берегу небольшой степной речушки Сухие Ялы (ныне Марьинский район Донецкой области)[10], 395-я стрелковые дивизии, 38-я кавалерийская дивизия с приданными ей полками 99-й стрелковой дивизии (1-й, 197-й стрелковые полки), впоследствии усиленные остатками 96-й стрелковой дивизии. Эти соединения вели достаточно активные боевые действия и понесли наибольшие потери (к сожалению, по большей части небоевые). Фактически собранный с бору по сосенке личный состав «шахтерских» дивизий с началом активных боевых действий буквально разбежался по домам. Так, в фонде 383-й стрелковой дивизии хранится дело о дезертирах (7500 человек), которые покинули часть в октябре. Именно этих дезертиров в 1943 году после освобождения области массово собирали полевые военкоматы, и большинство из них кровью смыло «позор осени 1941 года» в боях на реке Молочной. Во многом эти же дезертиры составили кадры сформированной при оккупации русской полиции. На юго-востоке области сражались также две кавалерийские дивизии (35-я и 56-я)[11]. Еще одна «местная» 393-я стрелковая дивизия, сформированная из жителей северной части Донецкого региона, была передана в состав 6-й армии войск Юго-Западного фронта и с 17 октября вела активные боевые действия. Стык фронтов до 20 октября прикрывала 30-я кавалерийская дивизия (12-я армия Южного фронта). С 28 октября войска 12-й армии под давлением противника начали отход за реку Бахмутка. При этом 230-я стрелковая дивизия удерживала рубеж по реке с 30 октября по 15 ноября, тем не менее 15-я стрелковая дивизия не смогла удержать город Артемовск и отступила несколько восточнее. Две стрелковые дивизии (74-я и 296-я) удерживали до декабря район посёлка Никитовки (восточная часть Горловки) и Дебальцева[12]. В целом 18-я армия к 22 октября отступила за реку Крынку и удерживала рубеж пять дней, пока противник силами 49-го горнопехотного корпуса не прорвал ее оборону в районе Зугрэса и, развивая наступление, к концу октября вышел к реке Миус в районе западнее города Снежное. В эти же дни дивизии немецкой 1-й танковой армии перешли в наступление на ростовском направлении и к 30 октября 1941 года полностью заняли Амвросиевский и южную часть Шахтерского района. Ввиду сложившихся обстоятельств под угрозой окружения 18-я армия отступила за реку Миус. Для отражения вражеского наступления командованию Южного фронта пришлось снимать с некоторых участков все боеспособные части и перебрасывать к месту прорыва. В центре наступление противника удалось остановить к 5 ноября восточнее назначенного оборонительного рубежа по реке Миус. Период с 5 по 15 ноября 1941 года на участке обороны 12-й армии был относительно спокойным по одной простой причине: противник подтягивал резервы, производил перегруппировку, а противостоящие им части как могли укрепляли оборону. Но уже 16 ноября немцы силами 4-го армейского корпуса из района Артемовска перешли в наступление, в направлении на узловую станцию и город Попасное (им. Кагановича). Защищавшие его 230-я и 15-я стрелковые дивизии не смогли оказать противнику достойного сопротивления и отступили на 35–50 км восточнее. В конце ноября левофланговые дивизии 18-й армии приняли участие в локальной наступательной операции войск Южного фронта против 1-й танковой армии немцев: 136-я, 395-я стрелковые дивизии в начале декабря сумели выбить немцев с левого берега реки Миус и освободить несколько населенных пунктов, в том числе деревни Дубровка, Кожевня, восточную часть села Дмитровка. Таким образом, линия фронта стабилизировалась и возник первый Миус-фронт[13]. Для облегчения положения 1-й танковой армии, которая увязла в оборонительных боях в районе Ростова, 17-я армия 5 декабря силами 4-го армейского корпуса перешла в наступление на дебальцевском направлении. Под неожиданный удар попали полки 15-й стрелковой дивизии, которые, не выдержав натиска, отступили. В связи с отходом 15-й сд 74-я стрелковая дивизия, державшая оборону восточнее Горловки, вынуждена была отойти на восток и юго-восток. Командование фронта немедленно приняло меры с целью не допустить развития наступления противника в сторону Луганска, и к исходу 7 декабря 1941 года линию фронта в основном удалось стабилизировать. Значительным успехом немецкого командования стал захват важной железнодорожной станции и города Дебальцево. Понимая стратегическое значение Дебальцева для положения на этом участке фронта, практически сразу советское командование стало предпринимать меры для освобождения города. До конца года бои шли с переменным успехом: так, центральную часть Дебальцева советским частям удалось освободить 22 декабря, но всего лишь на три дня. Фактически попав в окружение, ворвавшиеся в город части 25 декабря снова оставили Дебальцево[14]. Неприятным сюрпризом для немцев стала локальная наступательная операция, проведенная севернее Чистякова (ныне — Торез) частями и соединениями 18-й армии. Ввиду удачно подобранного времени (рано утром 25 декабря, на католическое Рождество) и внезапности контрнаступление имело большой успех: обороняющиеся там итальянские дивизии, бросая технику и тяжелое вооружение, стали отступать. К исходу дня были освобождены населенные пункты Мало-Орловка, Ново-Орловка, Орловка-Ивановка, Михайловка[15]. Но положение изменилось в тот момент, когда для спасения союзников немцы ввели в бой танковые дивизии, которые фактически и решили исход операции. Уже к середине дня 26 декабря советские 136-я и 296-я стрелковые дивизии начали отход на исходные позиции, при этом вырвавшийся вперед 733-й стрелковый полк 136-й дивизии оказался окруженным в селе Михайловка и к исходу дня был полностью уничтожен. Хаос внесло попадание под удар командного пункта 296-й стрелковой дивизии в районе села Каменка, в результате чего управление полками было окончательно потеряно. Советские кавалерийские дивизии, введенные было в прорыв, в результате танковых атак противника были вынуждены отойти на северо-восток (68-я вышла в район Никитина (Никишино), а 56-я отошла в район Редкодуба). Большой трагедией стало фактическое уничтожение полка 35-й дивизии, который был отрезан от основных сил. Одновременно 353-я стрелковая дивизия, ведущая бои за Петропавловку и Рассыпную, не добившись успеха, отошла на исходные позиции[16]. 28–30 декабря немцы нанесли ряд ударов по позициям 296-й и 136-й дивизий. В результате им удалось занять разъезд Кулинацкий, Димитрова (коммуна имени К. Ворошилова), Греко-Тимофеевку. При этом 296-я стрелковая дивизия сдала стратегически важные позиции в районе высоты 311.7, Каменки и отступила за реку Ольховатку, а все атаки в полосе обороны 353-й стрелковой дивизии были отбиты. 30–31 декабря командование 18-й армии попыталось организовать контрнаступление, но оно успеха не имело. Таким образом, ко второй декаде декабря войска армии, ведущие наступательные действия на левом фланге, вышли к реке Миус и столкнулись с заранее подготовленной обороной противника. Не имея сил и средств для прорыва, войска перешли к обороне (1-й Миус-фронт, декабрь 1941 — июль 1942 года). Линия фронта стабилизировалась и проходила, таким образом, по условной линии Северский Донец — Ольховатка — река Миус.
Азовская военная флотилия в боях 1941 года Азовская военная флотилия в составе Черноморского флота была сформирована в августе 1941 года на основании приказа наркома ВМФ от 22 июля 1941 года и предназначалась для содействия войскам Южного фронта в ведении оборонительных боевых действий на приморских направлениях и обеспечения перевозок на Азовском море. В состав флотилии входили: — дивизион канонерских лодок (вооруженные суда «Дон», «Рион» и № 4); — дивизион сторожевых кораблей-тральщиков («Войков», «Мариуполь», «Перванш», «Севастополь» и «Штурман»); — отряд сторожевых катеров и катеров-тральщиков («Амур», «Адлер», «Туапсе», «Тайфун», «Поти», «Ураган», «Шквал», «Циклон») из мобилизованных и переоборудованных судов Азово-Черноморского пароходства. Кроме того, в оперативное подчинение командования флотилии включили 87-ю отдельную истребительную авиаэскадрилью (девять И-15 бис). Главной базой был определен портовый Мариуполь. Начиная с 20 августа 1941 года в составе флотилии в течение месяца был сформирован Отдельный Донской отряд (ОДО) кораблей для оказания содействия войскам Южного фронта в районах Таганрога и нижнего течения Дона. В него были переданы дивизион речных канонерских лодок («Кренкель», «Октябрь», «Ростов-Дон» и «Серафимович») и дивизион речных сторожевых катеров (8 катеров), которые базировались на Азов и Ростов-на-Дону, маневренными базами были определены Калач, Каменская и Цимлянская. В дальнейшем состав ОДО менялся, ведь боевые действия корабли отряда вели до конца июля 1942 года. 24 сентября 1941 года флотилия поступила в оперативное подчинение оборонявшейся на северном побережье Азовского моря 9-й армии. Военный совет, опасаясь ударов во фланг и тыл армии из района Кирилловка— Горелое, где противник сосредоточил переправочные средства, потребовал, чтобы корабли во взаимодействии с 296-й стрелковой дивизией не допустили переправы противника через косу на Степановку, а также высадку врагом десантов в районе Бердянска[18]. Флотилия достаточно активно участвовала в обороне Мариуполя. Так, в распоряжение начальника Мариупольского гарнизона для прикрытия города от ударов немецкой авиации были переданы 87-я эскадрилья и вся зенитная артиллерия дивизиона тральщиков, развернутого на тот момент у завода «Азовсталь». И действовали эти силы очень эффективно. Так, только в течение 7 октября, отражая нападения авиации противника на город, летчики 87-й эскадрильи и артиллеристы кораблей заявили о шести сбитых самолетах врага. При этом особо отличился командир эскадрильи капитан Г. И. Агафонов, который за два вылета сбил четыре немецких бомбардировщика (был награжден орденом Ленина). С угрозой реального захвата Мариуполя советским командованием было принято решение срочно вывести из порта и других стоянок вдоль побережья, к которому выходил противник, суда торгового и рыболовного флотов. Основная роль в эскортировании отводилась судам Азовской флотилии. Для руководства боевыми действиями сил и завершения эвакуации города 7 октября в Мариуполе был создан береговой штаб во главе с начальником штаба флотилии капитаном 2-го ранга И. А. Фроликовым[19]. Небольшой отряд в составе канонерской лодки «Дон», сторожевых кораблей «Перванш» и «Войков», катеров-тральщиков «Ураган» и «Поти» артиллерийским огнем поддерживал фланги частей 9-й армии. Остальные корабли флотилии по возможности обеспечили эвакуацию из Мариуполя 350 тыс. тонн зерна, выводили из порта Осипенко и других стоянок транспорты, рыболовные шхуны и сейнеры. 8 октября Мариуполь был оставлен. Последние корабли, принявшие на борт руководителей города (сам командир флотилии капитан 1-го ранга Александров ушел на сторожевом корабле «Мариуполь»), под обстрелом врага выводили из Мариупольского порта задержавшиеся транспорты. Не обошлось и без потерь. При выходе из главной базы огнем противника был потоплен буксир «Саламбала». Оставшиеся корабли флотилии самостоятельно отошли в Керчь и Ейск. На основании приказа главнокомандующего Северо-Кавказским направлением от 3 мая 1942 года был сформирован Отдельный Кубанский отряд кораблей. Для его формирования из состава ОДО были переданы два отряда заграждения и ряд сторожевых катеров. 4 августа в состав отряда были включены также монитор, 2 канонерские лодки, 4 бронекатера. Перед отрядом ставились следующие задачи: — ведение борьбы с минами противника; — обеспечение коммуникаций на реке Кубань и в Ахтанизовском лимане; — поддержка с моря войск 47-й армии, ведущих бои на Таманском полуострове. Боевые действия корабли отряда вели до конца августа 1942 года. К июлю 1942 года флотилия состояла из монитора, 8 канонерских лодок, 3 сторожевых кораблей-тральщиков, 7 бронекатеров, 7 торпедных катеров, 35 сторожевых катеров, 9 катеров-тральщиков, 23 полуглиссеров, 9 артиллерийских батарей, отдельных артиллерийского и зенитного артиллерийского дивизионов, 4 батальонов морской пехоты, 2 бронепоездов, 44 самолетов. Флотилия поддерживала боевые действия 9, 47, 51 и 56-й армий, участвовала в Керченско-Феодосийской десантной операции (25 декабря 1941 — 2 января 1942 г.), эвакуировала войска Крымского фронта с Керченского полуострова в мае 1942 года, содействовала переправе войск 56-й армии через Дон. Батальоны морской пехоты длительное время отражали атаки противника на Таманском полуострове. Флотилия первого состава была расформирована на основании приказа командующего Черноморским флотом от 8 сентября 1942 года. Корабли, тыловые и обеспечивающие части и органы управления были переданы в состав Новороссийской и Керченской военно-морских баз, 2-й бригады торпедных катеров, других частей, морская пехота — на формирование частей морской пехоты. Бронепоезда в боях на Донбассе Принято считать, что бронепоезда являлись неотъемлемым атрибутом Гражданской войны, однако малоизвестно, что они сыграли определенную роль и в событиях первого этапа войны. С приближением фронта к Донбассу в июле — августе 1941 года на предприятиях транспорта стали экстренно сооружать бронепоезда, бронеплощадки и бронедрезины. Благо все необходимое было, что называется, под рукой. Уже в сентябре 1941 года в Донбассе ударными темпами было построено около двух десятков бронепоездов. Сооружали их рабочие и инженерно-технические работники разных специальностей — металлурги, железнодорожники и машиностроители Сталина, Ясиноватой, Красного Лимана, Славянска, Ворошиловграда, Попасной, Мариуполя, Волновахи, Дебальцева, Енакиева, Макеевки и Мушкетова. Причем на крупных предприятиях, таких как, например, Мариупольский металлургический завод имени Ильича, быстро освоили полный цикл постройки бронепоезда. В этой связи интересны воспоминания бывшего начальника цеха комбината Г. К. Фурсова:
В других депо, где не было таких возможностей, действовали по другому сценарию. Специальными поездами с металлургических заводов доставляли броневую сталь, а из Горловки — кислород. Производился отбор паровозов, годных для бронирования (как правило, наименее изношенных), срочно укомплектовывались бригады слесарей и сварщиков. Чтобы ускорить работы, четко разделили сферы ответственности. Так, в Краснолиманском депо в основном производилось бронирование площадок, а в Дебальцеве и Попасной «одевали» в броню паровозы. Как правило, личный состав бронепоездов укомплектовывали преимущественно железнодорожниками и заводскими рабочими, прошедшими первоначальную военную подготовку. «Крепости на колесах» отправлялись из Донбасса на различные участки фронта. Уже в октябре один из них отправился под Москву. Дебальцевский бронепоезд, где старшим машинистом паровоза был Федор Пилипенко (за эти бои он получил орден Красной Звезды)[21], отличился в осенних боях с фашистами на подступах к Харькову. Один из «мариупольских» бронепоездов воевал под Сталинградом. Что касается непосредственно Донбасса, то впервые бронепоезда отметились в боях за Попасную. Утром 16 ноября 1941 года немцы ворвались в Попасную со стороны села Триполье. Бой завязался как в самом городе, так и на железнодорожном узле. На этом участке фронта на тот момент действовали бронепоезда № 6 и 11, которые держали оборону в районе Натальевки и на 14-м км у станции Роты. Советским командованием было решено подтянуть эти бронированные крепости в район станции — для этого надо было скрыть от немцев заминированный мост. Около часа не покидал своего поста стрелочник А. Чудный, хотя каждую минуту рисковал своей жизнью. На его счастье немцы в суматохе боя проскочили мимо поста № 26 и не заметили заминированного моста. Когда стемнело, на станцию вошли бронепоезда. Задачей их команд стало прикрытие эвакуации оставшихся материальных ценностей в Марьевку, с чем они благополучно и справились. Очень хорошо задокументирован боевой опыт бронепоезда «Красный профинтерн». Достроить на Брянском заводе его не успели: вражеские танки уже приближались к городу. И тогда, в августе 1941 года, бронеплощадки, броневые листы и вся материальная часть, предназначенная для бронепоезда, была погружена на железнодорожные платформы и отправлена в Ворошиловград на завод имени Октябрьской революции. Заводское руководство внимательно следило за ходом строительства и оперативно решало вопросы материально-технического снабжения, технологии сборки, которая обеспечила бы досрочный выпуск бронепоезда, как того требовала ухудшающаяся обстановка на фронте. На сооружении бронепоезда отличились электросварщики Коновалов и Школа, сборщики Кожухарь, Супрун, Кучеров, Костин, Шепелев, монтажники электрооборудования, телефонной связи и радиостанции Ланцов, Голдованский, Дорошенко и многие другие. Пока сооружался бронепоезд, была сформирована команда, которая настойчиво изучала военное дело. Так, в Вергунке и Лутугине велись учебные стрельбы. В начале октября бронепоезд был отправлен в распоряжение войск Южного фронта. Его боевые позиции располагались на железнодорожных участках Родаково — Дебальцево, Дебальцево — Чернухино и Дебальцево — Боржиковка — Алмазная. В свой первый бой с противником экипаж бронепоезда вступил в районе станции Дебальцево-Сортировочная. После этого «Красный профинтерн» прорвался за линию фронта и какое-то время действовал по линии Алмазная — Дебальцево — Депрерадовка. Однако такой успех в тех условиях был кратковременным — в одну из ночей немцы подорвали железнодорожные пути в тылу бронепоезда. Хотя группа бойцов под руководством путевого мастера В. Пузакова под огнем противника смогла устранить повреждение, однако бронепоезду был открыт только один путь — назад, на базу. Позже бронепоезд поступил в распоряжение командующего 18-й армией и некоторое время действовал в районе станции Заповедная, где прикрывал важную железнодорожную магистраль Ростов — Москва. После чего вновь вернулся в Донбасс, на этот раз на станцию Мануйловка. Боевая карьера бронепоезда была крайне насыщенной боевой работой — в конце ноября 1941 года он попал под массированный удар немецких пикировщиков и, хотя два самолета были сбиты огнем ПВО (по крайней мере, так доложили зенитчики), тем не менее повреждения оказались настолько серьезными, что бронепоезд пришлось отправить в Ворошиловград на ремонт. Правда, долго он там не пробыл и, получив после капитального ремонта новую броню, продолжал действовать во взаимодействии с артиллерией 261-й стрелковой дивизии 12-й армии на участке Голубовка — Попасная. Стоит отметить также, что в Краснолиманском районе в период с 25 по 27 октября достаточно успешно действовали бронепоезда № 3 и 8, которые впоследствии ушли на территорию Ворошиловградской области. Участие гражданского населения Донбасса в оборонных мероприятиях Основной формой помощи фронту в 1941 году стало активное участие жителей Донбасса в оборонных мероприятиях. В условиях войны гражданские лица активно привлекались к строительству оборонительных сооружений на дальних и ближних подступах к Донбассу, эвакуации рабочей силы и оборудования в глубокий тыл СССР. 26 августа 1941 года ГКО принял постановление о строительстве оборонительных сооружений в полосе обороны Юго-Западного и Южного фронтов. При этом размах строительства был колоссальный. Например, линия оборонительного строительства в полосе Южного фронта имела протяженность до 300 км. На строительство прежде всего привлекались рабочие и инженерно-технические работники (ИТР) угольных предприятий, имевшие опыт проходческих работ и навыки эксплуатации отбойных молотков и другой горнодобывающей техники и механизмов. Привлечение специалистов было массовым: так, трест «Артемуголь» командировал на спецработы 6 тыс. человек, «Красноармейскуголь», «Дзержинскуголь», «Калининуголь», «Орджоникидзеуголь», «Сталинуголь» — по 5 тыс.; тресты «Буденновуголь», «Советскуголь» — по 4 тыс.; по 3 тыс. шахтеров выделили «Снежнянскуголь», «Чистяковуголь», «Сталинжилстрой»[22]. Как свидетельствуют документы и воспоминания очевидцев, жители региона в значительном большинстве осознавали важность оборонного щита, поэтому на эти работы люди шли добровольно, зачастую целыми семьями, бригадами, сменами, цехами и даже шахтами во главе с руководителями. Не раз случалось, что на строительство людей прибывало гораздо больше, чем предполагалось разнарядкой. Вместе с опытными рабочими к строительству были привлечены молодежь и женщины, профессорско-преподавательский состав и студенты высших учебных заведений, учащиеся старших классов и техникумов. По документам уже в августе — октябре 1941 года на строительстве фортификаций работало 1500 студентов Сталинского индустриального института во главе с ректором Г. Б. Пронченко, секретарем парткома Н. С. Барановским, главным инженером дистанций П. С. Кучеровым. Позже Н. С. Барановский вспоминал: «Несмотря на неудовлетворительное обеспечение продуктами питания, норма выработки составляла 4–5 м. Не было ни единого парня или девушки, которые бы ее не выполняли». Как утверждает академик П. Т. Тронько, «десятки тысяч молодых патриотов с Донбасса вместе со своими старшими товарищами на строительстве рвов, окопов, траншей, эскарпов вырыли 17 млн куб. м земли, возвели 20 тыс. военно-инженерных объектов»[23]. 8 сентября 1941 года областное руководство обязало предприятия городов Сталино, Макеевка, Краматорск, Мариуполь, Никитовка и других изготовить и доставить для строительства оборонительных укреплений железобетонные и металлические детали в необходимой номенклатуре. Был спущен и план — так, комбинату «Сталинуголь» нужно было изготовить 180 комплектов, а тресту «Донбассшахтострой» — 160. Ответственными были назначены А. Ф. Засядько и Игнатов[24]. Однако ухудшавшаяся ситуация на фронте требовала скорейшего завершения, строительства оборонительных сооружений и, таким образом, привлечения еще большего количества человеческих сил и материальных средств. В этих непростых условиях Сталинский обком КП(б)У в середине сентября 1941 года принял специальное постановление «О привлечении населения Сталинской области на спецработы Южного фронта», в соответствии с которым 21 сентября в район Павлограда (Днепропетровская область) было направлено 160 тыс. человек, 4 тыс. подвод и 180 тракторов с плугами. Формирование команды шло по географическому принципу — так, из Горловки было направлено 6 тыс. человек, Дзержинска — 3,5 тыс., Доброполья — 3 тыс., Макеевки — 9 тыс., Орджоникидзе — 3 тыс., Селидова — 4 тыс., Снежного — 1,5 тыс., Сталина — 19 тыс., Чистякова — 3 тыс. Всего же из Сталинской области на протяжении августа — октября 1941 года на строительство оборонительных сооружений в Запорожскую, Днепропетровскую и Харьковскую области было отправлено 370 тыс. человек[25]. Туда же было отправлено и 100 тыс. жителей Ворошиловградской области. Таким образом, на строительстве оборонительных сооружений на подступах к Донбассу работало около 500 тыс. его жителей, из которых в октябре 1941 года была создана целая Трудовая армия. Для них выходила даже специальная газета «Донбасский отпор», которую выпускала группа журналистов областной газеты «Социалистический Донбасс». Энтузиазм на строительстве был достаточно высоким. Овладевая новым делом, коллективы трудящихся выполняли нормы выработки на 150–200 %. Благодаря шахтерской находчивости земляные работы механизировались подручными средствами (деревянными волокушами, велись взрывные работы, производились заготовки для укрепления окопов и блиндажей). Следует отметить, что, получив в первые дни работы на строительстве оборонительных рубежей указания и чертежную документацию от саперного отделения Южного фронта, в дальнейшем строители работали самостоятельно, поскольку командование фронта не имело возможности выделить необходимое количество инженеров. Работа по строительству оборонительных сооружений на подступах к Донбассу трудящимися региона проводилась огромная. Хотя не обходилось и без эксцессов. Например, в начале сентября в Горловке на шахтах «Комсомолец» и № 5 имени Ленина были случаи выступлений группы женщин, которые не отпускали своих мужей на строительство оборонительных сооружений. Как отмечалось в постановлении бюро Сталинского обкома партии, они были спровоцированы «вражескими элементами»[26]. Тем не менее такие случаи не были характерными. В целом же боевой дух и энтузиазм жителей Донбасса на строительстве оборонительных сооружений оставался высоким. К сожалению, по назначению эти сооружения полностью не были использованы: в связи с резкой сменой военно-стратегической обстановки на юго-востоке Украины не в пользу Красной армии хорошо укрепленные рубежи были использованы только частично (Мелитополь, Павлоград, Сталино). Это также не помогло действующим частям более организованно отойти на запасные позиции, но дало возможность силами жителей края, а также Ростовской, Воронежской областей построить новые укрепления, которые позволили стабилизировать ситуацию на Южном фронте до лета 1942 года. Примечания:1 Цит. по: Манштейн Э. Утерянные победы / Сост. С. Переслегин, Р. Исмаилов. М., 1999. 2 ЦАМО (Центральный архив Министерства обороны). Ф. 151. Оп. 14104. Д. 17. С. 324. 3 6 октября 1941 г. группа переименована в армию. 4 История Второй мировой войны. 1939–1945 гг. М., 1975. Т. IV. С. 116–117. 5 В состав итальянского подвижного корпуса входили три пехотные дивизии: «Посубио», «Торино» и «Челере», действовали в составе резерва группы армий «Юг». 6 ЦАМО. Ф. 464. Оп. 5689. Д. 2. Журнал боевых действий. Запись за 7-13.10.1941. 7 Там же. 8 Кулага И., Файнштейн Д. Граница проходила через сердца. Донецк, 1996. С. 65–67. 9 Вновь восстановленной 13.10.1941. 10 ЦАМО. Ф. 371. Оп. 6367. Д. 2. Ж. Б. Д. Записи с 4.10 по 15.07.1942. 11 ЦАМО. Ф. 461. Оп. 5157. Д. 11. Боевые донесения и оперативные сводки штаба 6 А ЮЗФ с 27.08. по 31.12.1941. 12 Там же. Ф. 467. Оп. 6005. Д. 56. Ж. Б. Д. Записи с 14.10 по 30.11.1941. 13 ЦАМО. Ф. 461. Оп. 5157. Д. 11. Боевые донесения и оперативные сводки штаба 6 А ЮЗФ с 27.08 по 31.12.1941. 14 ЦАМО. Ф. 467. Оп. 6005. Д. 56. Ж. Б. Д. Записи с 14.10 по 30.11.1941. 15 Донетчина в годы Великой Отечественной войны. Донецк, 2008. С. 77. 16 ЦАМО. Ф. 461. Оп. 5157. Д. 11. Боевые донесения и оперативные сводки штаба 6А ЮЗФ с 27.08 по 31.12.1941. 17 Таблицы потерь составлены по данным: Статюк И. От обороны к наступлению. М., 2006. 18 Свердлов Л. В. На море Азовском. М., 1986. 19 Решение было, конечно, сильно запоздалым — всего через сутки немцы войдут в город. 20 Некрасовский Ю. Я. Огненное столетие 1897–1997. Мариуполь, 1999. С. 73. 21 Донецкий Кряж. 2010. 12–18 марта. № 10. 22 Донбасский отпор. 1941. 19 сентября. 23 Донетчина в годы Великой Отечественной войны. С. 39. 24 ГАДО (Государственный архив Донецкой области). Ф. 326. On. 1. Д. 1892. Л. 83. 25 Комсомолец Донбасса. 1990. 4 мая. 26 ГАДО. Ф. 326. On. 1. Д. 1892. Л. 2. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|