|
||||
|
Второй подвиг России ПРЕОДОЛЕНИЕ РАСПРИ XI–XV ВЕКА ОСНОВНОЕ КАЧЕСТВО ЭПОХИ Период истории земного шара с XI по XV век можно назвать мировой распрей. В эти столетия вирус междоусобицы царил всюду на планете. Ни одному повелителю не удалось совладать с ним и создать прочное во времени и пространстве государство. Даже Чингисхан и Чингисиды не справились с этой задачей. Образно говоря, они накинули на воюющий мир рыхлую, гнилую, быстро рвущуюся сеть, в каждой ячейке которой междоусобица продолжалась с труднообъяснимым упрямством. Да и в самом доме Чингисидов эта разрушительница духа человеческого властвовала. Если кто-то найдёт на земном шаре землю диаметром в 2–4 тысячи километров, на которой местные обитатели создали государство, отработавшее в продуктивном режиме хотя бы 400–500 лет в обозначенном периоде, то я готов за фальсификацию истории понести самое суровое наказание. Почему именно 400–500 лет? Потому что столько времени требуется любому государству для формирования государственного языка, культуры (внутриполитической и внешнеполитической), характера, глобальной идеи, а то и реализации идеи. Государств-«пятиминуток», даже очень крупных территориально, было в те века, особенно в Великой степи и в Азии южнее Великой степи, много, но прожили они очень короткую жизнь, максимум 100–150 лет. За это время ничего серьезного, концептуального, своего ни одно, наспех сколоченное боевыми топорами, мечами и другим оружием государство создать не может. Все величайшие завоеватели и драчуны той поры являлись: а) прекрасными полководцами, б) организаторами, в) пользователями. Они, покоряя, пользовались благами побежденных народов иной раз талантливо, не очень грубо, как, например, Хубилай в Поднебесной, либо по-иному, как в первые 50 лет присутствия в Восточной Европе Золотой Орды. ВАРИАНТ РЮРИКОВИЧЕЙ Существуют разные варианты выхода из распри. 1. Вариант, взятый на вооружение Чингисханом, который уничтожил всех соперников с помощью «людей длинной воли» и установил диктатуру одного рода над племенем, племени над монгольским народом, монгольского народа над всеми завоеванными странами. «Люди длинной воли» чем-то похожи на современных бомжей. Чингисхан, обнародовав «Ясу», а до этого всем своим поведением дал этим сильным людям, изгоям, возможность выкарабкаться с оружием в руках «из грязи в князи» и даже более того. Они поверили ему, стали главной опорой Чингисханова войска, громившего всех, и в конце концов победили, взяли все, кроме того, что принадлежало Чингисхану, то есть верховной власти. Вовремя сообразив, что удержать власть в Монголии и близлежащих землях ему можно, либо… вырезав бывших «людей длинной воли», теперь его верных слуг, и тем самым лишив себя главной опоры, либо излить бурлящий в Великой степи котел людской энергии на соседей. Чингисхан избрал второй путь. Распрю в Монголии он собственными руками взял за горло и держал ее, держал ситуацию до своей смерти. Но сразу же после кончины величайшего из монголов созданная им держава стала рассыпаться, разваливаться изнутри… 2. Вариант «аристократический» использовали многие народы, в том числе и, например, в Центральной Азии, где потомственная знать билась между собой, не решаясь, однако, экспериментировать в духе Чингисхана, вовлекая в свои разборки низы общества, в том числе и «людей длинной воли». Эта борьба ослабила повелителей крупных и мелких государств, и они стали относительно лёгкой добычей Чингисхана, его сыновей и внуков. 3. Вариант «безоглядный» использовали обитатели ещё не известного евразийцам Нового Света. Местные племена и народы дрались между собой, копили злость друг на друга, не знали ничего об огнестрельном оружии, жили в какой-то богатой люльке… Европейцы легко справились с ними. В первые годы властвования на островах Карибского моря конкистадоры уничтожили около 3 миллионов человек, бывших беспечных драчунов. Осталось их около 300 человек. Конкистадоры опомнились, свезли всех живых на один из островов… 4. Вариант Рюриковичей в чем-то похож на «аристократический» вариант. К третьей четверти XI века Рюриковичи превратились в потомственных аристократов в стране, которая, с одной стороны, давно уже стала их родиной (жены-то почти всех Рюриковичей были местные, а не привозные женщины), а с другой стороны, они всё ещё чувствовали себя здесь не совсем своими и в самом начале четырёхвековой междоусобицы и в последующие века. Может быть, именно эта двойственность их положения не позволила им использовать «вариант Чингисхана»: уничтожив разросшееся древо Рюриковичей, победитель погубил бы самого себя, потому что восточноевропейские бояре всегда готовы были заменить заезжих князей на тронах. Впрочем, Рюриковичи не пошли по этому жестокому пути не только потому, что они его боялись! Это были странные люди, очень интересные для серьезного литературного и философского осмысления. Вклад этого рода, больше восточноевропейского, чем варяжского (!), во все то, что мы называем «русским духом», «русским делом», «русским древом в саду мировой цивилизации», огромен. Во время мировой распри они вели себя чисто по-русски, то есть как-то очень странно. Они чуть ли не ежегодно водили дружины друг на друга, отбивали налеты кочевников, сами ходили в степь, и на Запад, и на Восток, пробивались сквозь таежное бездорожье на север. Род Рюриковичей ветвился безудержно, то тут, то там возникали новые княжества, драка длилась десятилетиями, столетиями. Рюриковичи собирались на съезды князей, пытались договориться, замириться, мира не получалось, войны продолжались сразу же после съездов (вспомним трагедию Василька Теребовльского, ослепленного своими сородичами!). Но Русь, несмотря на постоянные войны, крепла, расширялась, украшалась, хорошо рожала. И доверие русских к дерущимся Рюриковичам почему-то не ослабевало, и в нестабильном, мозаичном политическом пространстве, осваиваемом обитателями Восточной Европы во главе с Рюриковичами, почему-то утверждалась (формируясь!) русская идея. Слишком много «почему-то», слишком много удивительного в истории Рюриковичей и русского народа. Существуют люди, которые однозначно решают в ту или иную пользу «задачу Рюриковичей и русского народа». Мне эта однозначность не по душе. Процесс рождения, формирования, утверждения «русского дела» был множественным, состоящим из разных причинно-следственных нитей. Тем-то он и интересен, тем-то интересны эти нити, живые, взаимопроникающие друг в друга, взаимно украшающие, оттеняющие всё русское. РУССКАЯ РАСПРЯ Заявив о том, что междоусобица XI–XV веков была земношарной, логично было бы объяснить причину этого глобального явления. И тут-то мне придется разочаровать читателя. Главной причины мировой распри я не знаю. Пока мне доподлинно известно только то, что движение истории нашей планеты имеет синусоидальный характер: междоусобица в VIII–III веках до н. э. — великие державы Древнего мира в III веке до н. э. — III веке н. э. — Великое переселение народов (тоже ведь — мировая распря) в III–VII веках — Великие державы Средневековья в VII–XI веках — Великая распря в XI–XV веках — Великие державы Нового времени в XV–XX веках. С этой упрямой волнообразностью спорить сложно. И понять ее первопричину — тоже. Можно, конечно, сказать так: движением земного шара управляет Господь Бог, а ему видней со стороны… Киевская Русь экономически во многом зависела от трех мировых торговых дорог: Волги и Днепра и Восточноевропейской степи. Они являлись скрепляющим остов Древнерусского государства каркасом. До середины XI века торговля между Скандинавией, Восточной Европой, с одной стороны, и Византией, Аббасидским халифатом, с другой стороны, процветала. В 1055 году халифат пал под ударами сельджуков, взявших Багдад, и здесь надолго воцарилась нестабильность. В 1056 году в Византийской империи пала Македонская династия (867–1056 гг.), и здесь также наступили времена упадка. В 1066 году погиб в походе на Альбион «последний король моря» Харальд Хардероде, конунг Норвегии, зять Ярослава Мудрого, и эпоха викингов приказала долго жить. Десятилетием позже внуки Ярослава Мудрого, умершего в 1054 году, затеяли между собой борьбу за власть, и эта борьба князей прекратится лишь в начале второй половины XV века, во время правления Василия Темного. После мировых событий середины XI века на Руси, как сказано выше, стала глобально меняться экономическая и политическая ситуация. Слева-справа от Днепра находились раздутые варяжским ветром крупные города во главе с Киевом. Их экономические возможности заметно ухудшились, особенно на фоне новых городов и княжеств, создаваемых Рюриковичами в глубинах междуречья Днепра и Волги. Этот процесс начался задолго до великих событий XI века. В городах и землях, отдалённых от могучих торговых магистралей, не надеялись на сверхдоходы от внешней торговли и, естественно, строили экономику, исходя из своих реалий. Пока Киев был силён, эти города и земли не могли тягаться с ним серьезно. Теперь, когда сама жизнь выравняла возможности «матери городов русских» и её многочисленных «деток», новые города стали быстро догонять по экономическому росту старые. Войны между Рюриковичами вспыхивали и раньше. Но до начала великой распри могущественным князьям киевским относительно легко удавалось побеждать соперников в борьбе за верховную власть. Теперь борьба шла не за киевский великокняжеский престол, а за господство новых княжеств и новых городов над старыми, над Русью, быстро меняющей не только экономическую географию, но и политические приоритеты. Этот фактор явился одной из главных причин русской распри, играя роль постоянного поддувала, разжигавшего огонь братоубийственных войн, которые велись постоянно несмотря на серьезные угрозы извне. Практически все соседи Руси нападали на нее либо участвовали на той или иной стороне в междоусобице. Самыми серьёзными соперниками русских до XII века были половцы. Ослабли они где-то после знаменитого похода в степь войска Игоря Святославича, похода, не зря воспетого в шедевре мировой литературы «Слове о полку Игореве». Далеко не все исследователи этого произведения задают себе вопрос: «Почему этот неудачный во всех отношениях поход вдохновил гениального поэта?» Я отвечаю на этот вопрос так. Потому что, во-первых, поход, несмотря на неудачу, был… удачным, во-вторых, он как бы подвел черту могуществу половцев. Удачным его можно назвать потому, что степняки почувствовали силу русских, испугались их, готовых наконец-то методично бить противника его же оружием, то есть набегами на его территорию, грабежом, взятием пленных, в том числе и мирных жителей. Финал «Слова…», в котором повествуется о мирном, даже полюбовном разрешении конфликта, говорит, прежде всего, о слабости половцев. И эту слабость выявил Игорь Святославич. Это большое дело. К сожалению, Рюриковичи не обратили внимания на данный важный момент, не вспомнили в пылу междоусобных драк историю Восточноевропейской степи, которая, как «свято место», пусто не бывает. Сильные скифы выбили отсюда ослабевших киммерийцев, сами ослабли. Сарматы выбили скифов, ослабли. Готы потеснили скифов, ослабли. Гунны потеснили готов, ослабли. Пришел черед тюркских племен… Печенегов потеснили на запад половцы. Половцы ослабли. Значит, им на смену Великая степь готовила новую силу. Почему Рюриковичи не подумали об этом? Непрерывная внутренняя борьба, регулярные внешние войны, как это ни странно, не остановили созидательный процесс: Русь крепла, расширялась, оставалась единым русским пространством. Великие князья строили города, основывали монастыри, храмы, и за это их прославляли не только летописцы и позднейшие историки, но в первую очередь и раньше всех народ. Экономически и политически слабеющая Русь оставалась сильной изнутри, то есть даже не государственно, а народно, русским духом сильна была Русь. Иначе не объяснить то, что произошло на Русской земле во второй половине XIII века… НАШЕСТВИЕ ОРДЫ Трудно поверить в то, что русские князья слыхом не слыхивали о том, что творится на востоке Великой степи, откуда на запад огненной лавой двинулись в начале XIII века монгольские тумэны. Трудно предположить, что после позорной для русских битвы на Калке 31 мая 1223 года ответственные за порядок, а значит, и за безопасность Древнерусского государства князья не знали о силище Чингисхана, его сыновей и внуков. Знали. Наверняка знали. Но удивительно — вели они себя после Калки так, будто бы ничего не произошло: дрались между собой и с внешними врагами, строили и украшали города, храмы… Многие народы, позже оказавшиеся в рыхлой, но липкой «сети Чингисидов», в так называемой монголосфере, вели себя аналогично, видимо, не веря в мощь Чингисхана. Но русские князья, по-моему, опередили планету всю по своей беспечности. И Орда пришла. И наказала она всех беспечных беспощадной рукой. Я категорически не согласен с теми, кто пытается преподнести явление Батыя на Русь как некое благо, которое в конце концов якобы подарило русским их государственность. Нужно вспомнить: а) аналогичные нашествия кочевников в других точках пространственно-временного поля на обжитые оседлым людом государства, б) хронику событий и деяния ордынцев в XIII веке во всех завоеванных ими странах, в) состояние Руси до 1240 года и в первые 50 лет данной зависимости русских княжеств от Орды, чтобы убедиться в ошибочности (это — мягко говоря) подобных концепций, опровергать которые мне лично просто смешно. Смешно, «если бы не было так грустно». В очерке «Русское Возрождение» я чуть подробнее остановлюсь на временном отрезке 1240–1292 гг. Сейчас мне хочется, чтобы читатель либо самостоятельно освоил пункты а), б), в), либо поверил мне на слово: Орда доброй тетушкой не могла быть и не была, она нанесла сокрушительный удар по Древнерусскому государству, сожгла и разорила города, разрушила экономику, надорвала силы народа, то есть демографические тенденции, благоприятные, надо сказать, в Восточной Европе. Я не обвиняю кочевников, степняков. Они просто не могли поступать иначе. Демографический взрыв в XI–XIII веках потряс и Великую степь, особенно район юго-восточнее Байкала. Чингисхан и Чингисиды, великолепные воины и организаторы, победили всех и взяли то, что плохо лежит. Кто в этом виноват? Тот, кто не сумел защитить себя и созданное своими предками. Есть и ещё один момент, связанный с историей нашествия Орды на Европу в XIII веке. Многие специалисты с гордостью говорят о том, что мужество и самопожертвование русского народа в борьбе с полчищами Батыя ослабило его настолько, что он не рискнул продолжать крупномасштабные боевые действия в Западной Европе и тем самым русские, мол, спасли Европу от очередного Аттилы. А если это так, то одним из подвигов России нужно считать именно данный эпизод мировой истории. Я уважительно отношусь к этому мнению, но все же считаю, что русские люди, героически сражаясь с ордынцами, больше думали о себе, о своей чести, о своих детях, чем о соседях на Западе. Именно поэтому они совершили много воинских подвигов в те печальные годы. Конечно же, они ослабили Орду, но нужно отдать должное и ханам (у них сработало чувство меры), и народам Западной Европы, которые несмотря на несколько поражений от пришельцев дали-таки ордынцам отпор. Кроме того, ханы прекрасно знали о подвигах крестоносцев, о силе этих воинов. И, конечно же, хорошо сработали в тот момент западноевропейские политики, наводившие дипломатические связи с ханами Орды. Это было. Это не позволяет мне поставить здесь точку. Героизм русских воинов нельзя назвать подвигом земношарного характера хотя бы потому, что этим можно обидеть другие народы, мужественно сражавшиеся с очередным «бичом божьим». …Я не случайно помещаю ниже пересказ «Легенды о граде Китеже». В ней, на мой взгляд, поведано о том, какую Русь потеряли русские люди, проиграв войну Батыю, Русь светлых, наивных людей, почему-то забывших одну из главных задач любого народа, любого государства: задачу защиты Отечества, защиты даже не самих себя, а дела своих предков и своих потомков. ГДЕ ИСКАТЬ ГРАД КИТЕЖ Великий князь Владимирский и Суздальский Георгий II Всеволодович любил строить церкви, дворцы, красивые города, надежно защищенные крепостными сооружениями. Он украсил землю русскую дивными храмами и зданиями. Он радовался всякий раз, когда видел благодарные лица соотечественников, с волнением и душевным трепетом входивших в сооруженный им храм. Но радовался он недолго: новые мечты влекли его по родному краю, а может быть, всего одна-единственная, великая мечта не давала покоя доброму и сильному человеку, и он бродил по уделам, строил, радовался и продолжал искать свою мечту. Приехал Георгий II Всеволодович в Ярославль, что на Волге-реке, оттуда на стругах поплыл по реке к Малому Китежу: здесь было его удельное княжество, здесь он правил с 1216 по 1219 годы. Природа в этих краях богатая. Чистые озера, одетые в изумрудные шубы таежных лесов, неспешные реки с многочисленными притоками — есть, правда, и быстрые реки, бегущие по кривым маршрутам к Волге. Отстроил Георгий град Малый Китеж и подивился: как удачно вписался город линиями улиц, стен и храмов в мягкие переливы ярославской земли! А уж люди-то как радовались! Им же здесь жить-поживать да добра наживать, да детям-внукам-правнукам добро, нажитое трудом и потом, передавать! Хорошо жилось в Малом Китеже людям. Домашний скарб в полной сохранности, поля ухоженные, пруды, реки и озера не загаженные, крепостные стены добротные. Горожане попросили Георгия перенести к ним «образ чудотворной пресвятой Богородицы Федоровской». Князь исполнил просьбу. И собрался у стен Малого Китежа народ православный, пропел молебен Пресвятой Богородице. Затем подошли люди к иконе, чтобы отнести ее в Малый Китеж, но не смогли поднять и удивились. Князь Георгий благоверный внял, согласно легенде, гласу чудотворной иконы, повелел построить на этом месте монастырь пресвятой Богородицы Федоровской, а сам отправился дальше. Сердце подсказывало ему, что самое лучшее его творение еще не построено. По сухопутью шла дружина князя. Переправился он через реки Узолу, Санду, Саногту, Керженец и перед взором его раскинулось озеро Светлояр, красоты необыкновенной. Стоял князь на берегу озера и удивлялся. Небольшое, круглое озеро в центре могучего леса. Великаны деревья будто специально собрались на голубой пятачок по случаю приезда знатного гостя. Конопушками домов разбросаны по берегам селения. Осторожно, будто по хрусталю, передвигаются рыбацкие лодки по воде. Словно бы не озеро это вовсе, а огромное голубое из тончайшего материала сотканное панно, на котором они расписывают картину для местного пока еще не сооруженного храма. Рисунок на панно меняется медленно: может быть, красок не хватало у мастеров, а может быть, в тихий полдневный час работалось им плохо? На противоположном берегу, зажатая с обеих сторон сосновым бором, стояла дубовая роща, пронизанная золотыми нитями, а в некоторых местах окутанная прозрачным пухом солнца. К дружине князя спешили люди из местных селений. — Построй нам, княже, город! — просили они его. И повелел князь строить на берегу Светлояра град Большой Китеж. Первым делом люди выкопали крепостные рвы, затем возвели церкви: Воздвижения, Успения Пресвятой Богородицы, Благовещения Пресвятой Богородицы. Художники украсили стены иконами всех святых. После этого князь повелел разметить улицы и строить дома и терема. Сто сажен в длину и сто сажен в ширину град Большой Китеж был. Много это или мало для большого города, если в сажени двести тринадцать метров всего? Маловато показалось Георгию и местному люду: уж очень красивый город возвел князь, всем хотелось жить в нем, поживать и добра наживать. Приказал Георгий Всеволодович удлинить Большой Китеж ровно на сто сажен, и все обрадовались этому решению. В «Легенде о граде Китеже» говорится, что строительство завершилось 30 сентября 1176 года, «на память священномученика Григория, епископа Великой Армении», хотя ученые вполне обоснованно считают, что Большой Китеж мог быть построен лишь в 1216–1219 годах, когда княжил здесь Георгий II Всеволодович, но не в этом суть! Закончив дела в Поволжье, князь приехал в Псков, и вдруг пришла на Русь беда великая, нежданная: с востока, из дикой степи, нагрянули на Русскую землю ордынцы. В 1237 году хан Батый прошелся с огнем и мечом по Восточной Европе, никто не мог совладать с ним. Георгий Всеволодович собирал на Севере войско, а татаро-монголы 7 февраля 1238 года штурмом взяли Владимир, изолировали Владимирское, очень сильное, княжество от других русских земель. Георгий с войском отправился в поход на врага, подошел к реке Сити, занял удобную позицию, но опытный противник обошел его войско с правого фланга и 4 марта неожиданным ударом нанес русским сокрушительное поражение, в котором пал князь Георгий Всеволодович. Так говорят ученые, опираясь на строгие факты, но при этом не отрицая возможности существования городов Малого Китежа и Большого Китежа. Легенды же говорят, что русский князь с войском не погиб в тот страшный день, 4 марта, но отступил после неудачного сражения в Малый Китеж, долго бился там, отражая многочисленные атаки врага. Силы были неравные. Русские воины и жители города-крепости дрались до последнего. Пришла ночь. Уставшие защитники Малого Китежа спали на боевых постах. Георгий понял, что спасти город невозможно, и решил отойти в Большой Китеж и там продолжить борьбу. Через подземный ход выбрался он из города и отправился в путь. Немного-немало — ровно сто поприщ отделяло Малый Китеж от Большого Китежа. По дорогам рыскали конники завоевателей, трудно было пройти не замеченному врагом по лесным тропам. Но Георгий перехитрил врага. Войско Батыя овладело Малым Китежем. Захватчики долго искали князя, не нашли, схватили одного жителя, пытали его, пытаясь узнать, куда делся Георгий. Долго терпел человек, не вытерпел пыток. Рассказал он, куда и по какой дороге пошёл князь. Отряд Батыя спешно отправился к озеру Светлоя-ру. И был там страшный бой. Всего 213 метров в ширину и 426 в длину — не очень большую площадь занимал город, да не город, а скорее средневековый замок! Но несколько дней сражались русские, не сдавали город. Лишь усталость помешала им. Разве может человек не спать несколько суток и вести беспрерывный бой с опытным противником?! Ордынцы ворвались в город, но и там продолжился бой. Степняки, озверев, губили всех подряд. Георгий Всеволодович видел, как гибнут его воины, бился, себя не жалея. Горстка защитников Большого Китежа сдавала дом за домом, улицу за улицей. Полыхнул огонь. Крики детей, стариков и женщин птичьим гамом взвились в небо. Не осталось ни единого шанса победить, выжить. Но мечта у князя Георгия ещё была. Сильный, со злыми глазами враг подбежал к нему, совсем ослабевшему. Вот меч занес суровый монгол над головой князя, накрыв острой сталью и солнце, и небо, и даже собственные одичалые глаза. Князь Георгий погиб. И град Китеж погиб. Но мечта русского князя осуществилась: град Китеж остался жить во веки веков. И не только в памяти людской живет город — но и в мечтах. Учёные пока не могут найти град Китеж, хотя бы остатки его церквей, теремов, дворцов. Но они обязательно его найдут. Потому что он был. Говорят, надежда умирает последней. Но живет она в народе только до тех пор, пока народ не устает мечтать. Суровый монгол убил князя Георгия, но ни один золотоордынский хан не мог убить в русском народе мечту: выжить, чтобы жить, чтобы творить прекрасное. Эта мечта не была сродни современным рекламным плакатам либо коммунистическим лозунгам недавнего советского прошлого. Это было внутреннее состояние сильного народа, допустившего серьезную ошибку и пропустившего на свою землю страшного врага. Это состояние являлось той невидимой силой, которая берегла в русских все русское. ДАННИКИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ Итак, войну ордынцам русские князья проиграли вчистую. Затем они признали себя данниками Золотой Орды, и этот момент ввел многих поспешных на выводы «знатоков» в заблуждение. Русские, мол, признали власть чужеземцев, русское государство перестало существовать, Рюриковичи стали родниться с ханами и с их помощью строить новую державу. Существуют и другие версии истории Восточной Европы в XIII–XV веках. Оставим их в покое, продолжим разговор о Подвиге России. Говоря простонародным языком, грубым, но точным, русские люди в тот жуткий для себя период прогнулись. И правильно сделали. По природе. Чтобы проиллюстрировать это утверждение, не для всех лестное, я расскажу одну историю с юной березовой рощицей, случившуюся осенью 1993 года в Ярославской области. В тот год слишком рано начались тяжелые снегопады. Березки еще не сбросили листву, и снег тяжестью своей согнул деревца в три погибели. Ровными уродливыми дужками стояли березки. Жалко их было. Мой учитель, сидевший за рулем, успокоил меня: «Ничего, справятся». Я не поверил. Уж очень круто прогнулись березки, словно бы сжатые холодной, сильной рукой. Через несколько дней мы вновь ехали мимо той же рощицы. Снега уже не было. Солнце сделало свое дело. Березки стали медленно выпрямляться. Правда, несколько из них надломились, видимо, поспешили сбросить с себя снег и сломались. Русский народ, сжатый со всех сторон разными сильными врагами и главным из них — Ордой, потерпел, выстоял, сохранил в себе все свое русское и медленно-медленно, начиная с 1292 года, когда была построена первая после пятидесятилетнего перерыва каменная церковь на Русской земле (на Липне близ Новгорода), стал выпрямляться. Это сложно — прогнувшись, не упасть, не превратиться в безликое существо, в раба …Русским это удалось. О том, как возрождалась русская душа, какие подвиги духа она совершила с этого момента, лучше говорить в очерке «Русское Возрождение»… В 1380 году войско Дмитрия Донского дало бой войску темника Мамая. По поводу битвы на поле Куликовом тоже существует множество версий. Я придерживаюсь «классической» версии хотя бы потому, что она не нарушает логики движения истории, она логична. Я уверен, что Куликовская битва была, и победило в ней войско, созданное и вооруженное, и обученное великим князем московским Дмитрием Ивановичем (Донским). Но я считаю, что эта битва была частью большой войны. Чтобы обосновать это мнение, я приведу весьма сжатый хронологический свод некоторых событий тех лет в Восточной Европе. ХРОНОЛОГИЯ 1350 год. 12 октября в семье Ивана Ивановича Красного родился сын Дмитрий. 1351 год. С одобрения папы Римского шведский король намерился нарушить договор с Русью, но ему помешала напряжённая обстановка в самой Швеции. 1352 год. На Русь с севера, с Новгорода и Пскова, обрушилась эпидемия моровой язвы. 1353 год. 15 июня родился князь Владимир Андреевич (Храбрый, Серпуховской). 1354 год. 30 июня митрополитом всея Руси стал владимирский епископ Алексий. 1360 год. В Пскове вспыхнула эпидемия чумы, завезенная купцами из города Бездежа. Чума попала в Коломну, а затем в 1361–1362 годах в Переславль, в Москву. 1362 год. Московская знать и митрополит Алексий добились в Орде ярлыка для Дмитрия Ивановича. 1364 год. Чума перекинулась в Новгород. 1365 год. Страшной силы пожар сжег деревянную Москву. 1365 год. Великий князь Дмитрий Иванович вместе с боярами и братом Владимиром Андреевичем принял решение «ставить город камень Москву». 1367 год. Заложен каменный Кремль в Москве. 1367 год. Татары ограбили Приволжье, но Дмитрий Нижегородский разгромил их у реки Пьяна. Много налётчиков при бегстве утонуло в реке. За это Булат-Темир был казнён в Орде. 1368 год. Литовцы взяли Ржев, но князь Владимир Андреевич отбил город у неприятеля. 1368 год. Ноябрь. Войско Ольгерда три дня продержало в осаде Москву, но взять крепость не смогло. 1369 год. Князь Дмитрий начал строительство новой крепости в Переславле-Залесском. 1370 год. Ольгерд в декабре пытался взять Москву, разорив перед этим окрестности Волока-Ламского. Восемь дней он простоял у Кремля и, боясь окружения, заключил мир. 1371 год. Ярлык на великое княжение получил князь Михаил Тверской. Он отказался от предложенного ханом войска, а князь Дмитрий Иванович с войском вступил в Переславль-Залесский, не желая признавать великим князем Михаила, отказываясь ехать во Владимир слушать грамоту хана. И жители Владимира не признали Михаила. Сарыхожа, посол хана, выдал ярлык Михаилу, приехал в Москву. Князь Дмитрий Иванович осыпал его дарами, угощал, пировал с ним: Сарыхоже понравилось «благонравие» Дмитрия. 1373 год. После столкновения московского и литовского войска при Любутске князь Дмитрий и Ольгерд подписали «Перемирную грамоту». 1374 год. Князь Дмитрий «размирился» с Мамаем после того, как в Нижнем Новгороде произошло «избиение татар». 1376 год. Опасаясь нашествия Орды, князь Дмитрий выводил на Оку войско. 1377 год. Русские проиграли ордынскому войску бой у реки Пьяна, погибло много воинов и князей. 1377 год. Ордынцы разорили Рязань, Нижегородское княжество. Ослаблением этих областей решили воспользоваться мордовские воины, но князь Дмитрий Константинович догнал их, уже возвращавшихся с добычей домой, разгромил, сбросил в реку Пьяну. 1378 год. На реке Вожа русские одержали победу над войском Орды. 1378 год. Князь Дмитрий Константинович ходил в Мордву, учинил там погром, взял много пленных. 1378 год. Нижний Новгород взяли татары. Они сожгли город, ограбили окрестности, на обратном пути влились в крупное войско Мурзы Бегича, которого встретила и разгромила на реке Воже русская рать. 1379 год. 9 декабря Владимир Андреевич отбил у Литвы Стародуб и Трубчевск. 1380 год. Заложен Успенский храм в Коломне. Русские одержали полную победу над войском Мамая на поле Куликовом. 1380 год. 1 ноября на съезде русские князья договорились поддерживать друг друга в борьбе против татар. 1382 год. Хан Тохтамыш осуществил грабительский поход на Москву. 1384 год. Тохтамыш наложил на Русь дань. 1389 год. В Москву из Германии были доставлены первые огнестрельные пушки. 1389 год. При согласии князя Владимира Андреевича претендентом на престол великого княжения в случае смерти Дмитрия Донского был утвержден новыё порядок наследования, согласно которому законным наследником великого княжения становился старший сын Дмитрия Донского, а не братья его, как было ранее. 1389 год. Дмитрий Донской умер. 1392 год. Василий отправился в Орду. Тохтамыш отнёсся к нему очень хорошо. Великий князь получил, как наследственную за великокняжеской властью, Нижегородскую область. 1395 год. Из Владимира в Москву перенесли икону Божьей Матери. На месте встречи иконы был основан Сретенский монастырь. Здесь 26 августа совершался крестный ход. 1395 год. Тамерлан, осуществляя поход в Восточноевропейскую степь, пошёл на Москву, но неожиданно для русских повернул назад. 1398 год. Василий Дмитриевич послал «знатное количество серебра» византийскому императору Мануилу. Империя находилась в критическом состоянии. Финансовую помощь Константинополю оказали и другие русские князья по убедительной просьбе великого князя. 1399 год. 12 августа войско Витовта потерпело в битве при городе Ворске сокрушительное поражение от войска ордынцев. Василий Дмитриевич не поддержал литовцев в этой войне, хотя в ней участвовали и погибли многие князья, участники Куликовской битвы. 1401 год. Олег Рязанский и Юрий Смоленский выбили литовцев из Смоленска, но Василий Дмитриевич, к которому Юрий обратился за помощью, не принял участия в той войне, не желая портить отношения с Витовтом. 1404 год. Витовт вновь взял Смоленск, отошедший от Русской земли на 110 лет. 1406 год. Витовт напал на Псков. Василий Дмитриевич стал собирать войска, готовый каждую минуту кончить дело миром. Витовт отверг предложения о мире. Василий Дмитриевич попросил помощи у Шадибека, тот прислал ему несколько полков, и московское войско выступило навстречу литовцам. Близ Кра-пивны Витовт и Василий Дмитриевич заключили перемирие. 1408 год. Свидригайло выступил в поход против Витовта, встретился с ним на берегах реки Угры. Сражения не было. Стороны заключили мир. Граница между московскими владениями и Литвой пролегла по реке Угре. 1408–1409 годы. Едигей, посланный ханом Булатом, с крупным войском осуществил поход на Русь, дошёл до Москвы, 1 декабря осадил город. 21 день длилась осада, затем по просьбе хана Едигей вернулся в Орду. 1410 год. Умер князь Владимир Андреевич. 1411–1412 годы. В Орду отправился Василий Дмитриевич. Хан Керимбердей встретил его хорошо. После этой поездки Василий Дмитриевич, видимо, до конца жизни платил Орде дань, но ханы помогали ему надежно противостоять Литве, отношения с которой были весьма напряжёнными. КРЕДИТ ДОВЕРИЯ Великое княжество Московское получило большой кредит доверия от русского народа перед той войной, продолжавшейся, на мой взгляд, с 1367 по 1412 годы. Русские, воевавшие еще и с Тверью, и с княжеством Литовским, одержали несколько побед, в том числе и на поле Куликовом, потерпели несколько обидных поражений, в том числе и в 1382 году, когда Тохтамыш хитростью взял Москву, но в целом одержали в ней победу! Больше моральную, естественно, но очень важную. Потому что, например, даже Тимур, лучший полководец своего времени, побоялся идти на русскую столицу. Побоялся. Люди, глубоко верующие, совершенно справедливо считают, что его напугала перенесенная из Владимира в Москву икона Божьей Матери, совершившая чудо. В день встречи иконы, 26 августа 1395 года, москвичи совершили крестный ход в том месте, где позже возник на улице Сретенской Сретенский монастырь, а Тамерлан отправился на юг. Чудо. Чудеса очень редко нарушают логику движения истории. Чудеса редко одаривают тех, кто их не заслужил. Чудеса не любят, когда ими пренебрегают. Как уже говорилось выше, перед этой долгой войной Москва получила от русского народа огромный кредит доверия. И это не громкие слова. И Москва это доверие оправдала. После жестокого ответа Тохтамыша, разорившего молодую столицу, Тверь, её сильная соперница, не смогла воспользоваться случаем и перехватить инициативу в борьбе за первенство на Руси. Почему? Потому что кредит доверия, эта хрупкая ваза, попала в надежные руки. И русский народ, уже почувствовавший в себе самом силищу, продолжал доверять Москве, которая, надо сказать, с первых же десятилетий активной жизни в политике, то есть со времен Даниила Александровича, проводила политику осторожную, взвешенную, с которой не все горячие люди могут согласиться. К счастью, таких людей на Руси было меньше нормальных, понимавших, что даже после победной войны 1374–1412 годов с Ордой, уже распадавшейся на части, но еще сильной, пока лучше ладить. Это был точный ход. Распря продолжалась. Зависимость от Орды осталась, хоть и мизерная. Но крепла-то не Орда, а Русь. Не впрок шло русское богатство ордынским ханам. В 1433 году вспыхнула «последняя распря русских князей». Она продолжалась почти двадцать лет. Московский великий князь Василий Тёмный одержал в ней победу и умер в 1462 году. А в 1480 году его сын Иван III Васильевич после так называемого Стояния на Угре русских и ордынских войск окончательно порвал с данной зависимостью Руси от Золотой Орды. Это символично: сначала расправились с междоусобицей, затем покончили с данной зависимостью. Красивой и сильной была Киевская Русь во времена расцвета и могущества. Красивыми были русские княжества перед нашествием Орды. Это тяготение русской души к неземной красоте не покинуло её в тяжкие годы данной зависимости, о чем говорит деятельность Ивана III Васильевича, во времена правления которого на Руси началось бурное строительство храмов, монастырей, в том числе и Московского Кремля. Сильно изменилась Русь за 400 лет, в том числе и демографически. В Восточной Европе и в Москве появилось много татар (так стали называть выходцев из Орды, многонациональной, многоликой). Это мощное вливание не могло не сказаться на всех сферах жизни и деятельности государства в целом и каждого гражданина в отдельности. Но Русь и русский элемент остался формирующим и национальное самосознание, и язык, и культуру. Об этом тоже нужно говорить, не стесняясь и не боясь обидеть кого-то, самих русских, испытавших на себе влияние всех жителей России, и тех, кто это влияние оказывал. Что тут обидного, если это — жизнь?! Если это — путь?! Четыре самых напряжённых в истории Руси-России столетия россияне преодолели с наименьшими для подобных ситуаций потерями, сохранив и укрепив в себе всё русское, которое вскоре станет опорой всего российского. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|