Онлайн библиотека PLAM.RU


Заключение.

11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне произошли события, которые, без преувеличения, изменили ход истории, геополитику, расстановку сил на международной арене. Группе международных террористов-смертников одновременно удалось совершить серию дерзких террористических актов захватить четыре воздушных лайнера, совершавших пассажирские рейсы на внутренних авиалиниях Соединенных Штатов Америки, и обрушить их на здания Пентагона, Всемирного торгового Центра (ВТЦ). В результате погибло свыше 5 тысяч человек, здания ВТЦ оказались полностью разрушенными. Убытки исчислялись миллиардами долларов. События «черного вторника» ярко продемонстрировали, какую огромную угрозу миру, человеческой цивилизации, прогрессу несет международный терроризм и религиозный исламский экстремизм, создавшие по всему миру сеть лагерей по подготовке наемных убийц, выработавшие коварную стратегию и тактику дестабилизации обстановки в регионах.

Состоявшаяся через два дня в Нью-Йорке сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций осудила кровавую провокацию преступника террориста номер один саудовского миллионера Усамы бен Ладена, признала вне закона созданную им террористическую организацию «Аль-Каида» и движение «Талибан», захватившее власть в Афганистане. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, призывавшую мировое сообщество выступить единым фронтом против международного терроризма, вскормленного на грязные деньги наркобизнеса. Генассамблея одобрила предложение о создании антитеррористической коалиции государств — членов ООН, санкционировала ответную вооруженную акцию, которую возглавили Соединенные Штаты Америки. Их поддержало подавляющее большинство членов ООН, в том числе Россия и Кыргызстан.

Еще 4 октября 2000 года, почти за год до «черного вторника», во время официального визита в Индию, Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая в индийском парламенте, сообщил, что кровавые акции международных террористов организуются и направляются из одних и тех же центров исламского экстремизма. Затянувшийся конфликт в Кашмире, Чечне, на Ближнем Востоке, события последних лет в Узбекистане, Кыргызстане имели, по мнению российского Президента, одну цель: дестабилизировать обстановку в регионах, затормозить процесс демократизации, создать напряженность в межгосударственных отношениях под предлогом «борьбы за национальные интересы, свободу религии». Поэтому противостоять исламскому экстремизму, как и другим формам религиозного, политического экстремизма, можно только объединив усилия всех прогрессивных сил, независимых государств, международных организаций.

Эту же мысль В.В. Путин повторил через несколько дней, 9 октября 2000 года в ходе официального визита в Казахстан, во время которого было завершено создание Евразийского экономического сообщества (Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), утверждена единая система безопасности.

За первые 3 месяца после начала антитеррористической операции возмездия в Афганистане (октябрь — декабрь 2001 г) удалось успешно решить политическую и военную задачи, одобренные Генассамблеей ООН: отстранить от власти реакционную религиозную организацию «Талибан», разгромить ее вооруженные формирования. Сформировано временное коалиционное правительство во главе с премьером Хамидом Карзаем, который на инаугурации 22 декабря поклялся приложить все силы, чтобы превратить Афганистан в демократическое, мирное, единое, цивилизованное государство, живущее по принципам добрососедства, стабильности и веротерпимости. Прекрасные намерения, на реализацию которых уйдут годы. Предстоит преодолеть огромные трудности, поскольку афганское общество разобщено, консолидация сил, движений и партий после разгрома талибов только началась, национальная идея еще не сформирована, экономическая программа пока не разработана. Между тем, не представляет секрета, что экономика режима талибов основывалась, в основном, на выращивании, переработке опия, изготовлении героина, переброске наркотика за рубеж.

Переориентация экономики, рождение новых отраслей, подготовка кадров потребуют немало времени, сил и средств, помощи и содействия мирового сообщества. При этом не может не настораживать такой факт: ни сам глава нового временного правительства Афганистана Х. Карзай, ни лидеры северного альянса, занявшие ключевые посты силовых министров, не заявили о том, что готовы немедленно уничтожить запасы героина, опия-сырца, накопленные на афганской земле. Наркотик, в основном, складируется в районах вблизи границ с Таджикистаном, Узбекистаном. Пока не заявлено официально о категорическом запрете производства наркотиков, закрытии героиновых лабораторий и т. п., создании специальных полицейских, карательных подразделений по пресечению наркоэкспансии с территории Афганистана. Несомненно, отступая, талибы унесли с собой большое количество наркотиков, которые постараются реализовать в ближайшее и более отдаленное время, используя их как орудие шантажа, обогащения, подрыва авторитета новых властей. Сдаваясь в плен северному альянсу и вооруженным формированиям ряда пуштунских племен, поддерживавших антиталибскую акцию, талибы сдавали победителям только оружие. Так было под Кандагаром, Кундузом. Нигде в качестве непременного условия сдачи не оговаривалась передача или уничтожение накопленных запасов опия-сырца или героина. Это подтверждает наше предположение, что большое количество неучтенного наркотика осело в руках и тайниках бывших полевых командиров, отдельных лидеров, идейных вождей движения «Талибан» и будет представлять угрозу нормализации обстановки в регионе, стабилизации внутри страны.

Поэтому, на наш взгляд, выявление, сбор, публичное уничтожение накопленных запасов наркотика в Афганистане должно стать непременным условием нормализации обстановки в этой стране, строительства нового общества. Это станет наглядным примером, что новые власти непримиримо относятся к наркоэкспансии и не намерены поддерживать политику двойных стандартов. Такой подход, несомненно, заставит землероба, арендатора, представителей мелкого и среднего бизнеса искать другие сельхозкультуры, выращивание и реализация которых может принести доход.

Вторым этапом должно стать издание закона, категорически запрещающего наркобизнес и усиливающего уголовную ответственность за преступления, связанные с незаконными операциями с наркотическими веществами. Одновременно должны быть созданы надежные полицейские силы для контроля и обеспечения выполнения этого закона, противодействия наркобизнесу. В их создании, обучении профессиональным навыкам могли бы оказать существенную помощь миротворческие полицейские силы, которые могут быть введены в Афганистан по линии ООН, как это было сделано в Косово, Боснии и некоторых других регионах Югославии сразу после гражданской войны, а еще ранее в Анголе, Камбодже, других странах. В подготовке кадров афганских полицейских новой демократической формации ведущую роль могла бы сыграть Академия МВД Кыргызской Республики, обладающая современной учебной базой и опытными преподавателями. Следует, на наш взгляд, разумно использовать и такой ценный потенциал, как бывшие офицеры-«афганцы», продолжающие службу в органах внутренних дел, Службе Национальной безопасности Кыргызстана. Обладая хорошим знанием языков (пушту, дари, афгани), специфики межэтнических, религиозных, культурных связей, они могут оказать существенную помощь в качестве советников в налаживании оперативно-разведывательной, кадровой работы в новой полиции Афганистана.

Пока же правоохранительным, силовым органам Кыргызской Республики необходимо, на наш взгляд, продолжать тщательно отслеживать обстановку в Афганистане и в приграничных регионах, выявлять и пресекать попытки переброски наркотиков на нашу территорию. При этом следует уделить повышенное внимание и таким вновь открывшимся каналам, как автотранспорт, используемый для перевозки большого количества гуманитарного груза по трассе Ош — Ишкашим — Толукан, по которой только в декабре 2001 года проследовало туда и обратно свыше 400 большегрузных автомашин.

Авиабаза ВВС США, разместившаяся с разрешения Президента и правительства республики в бишкекском аэропорту «Манас», помимо нанесения систематических ударов по военным базам, вооруженным формированиям международных террористов, планирует ежесуточно осуществлять отсюда по 15–20 рейсов тяжелых военно-транспортных самолетов в Афганистан с гуманитарным грузом. Обеспечен ли этот огромный транспортный поток целенаправленным оперативным наблюдением, позволяющим исключить использование этого канала международным наркобизнесом? Над этой проблемой необходимо во взаимодействии с американскими коллегами упорно работать сотрудникам милиции, СНБ Кыргызстана, чтобы, сработав на опережение, совместными усилиями не допустить возникновения нового канала доставки наркотика в Евразию.

Ни в коей мере нельзя сбрасывать со счетов и еще одно обстоятельство, уже несколько лет дестабилизирующее ситуацию в регионе. Речь идет о действиях отрядов боевиков из амбициозного «Исламского движения Узбекистана», решившихся на вооруженную агрессию и вторжение в Баткенскую область Кыргызстана летом 1999 и 2000 годов, что подробно рассматривалось в соответствующих разделах данной работы.

Сразу после начала вооруженной антитеррористической акции США в Афганистане, «Исламское движение Узбекистана» заметно активизировало свои действия на стороне талибов. Лидер ИДУ, одиозный Джума Намангони, передислоцировавший отряды своих боевиков из Таджикистана в Афганистан еще осенью 2000 года, сумел завоевать полное доверие и поддержку талибских руководителей своими воинственными утверждениями о реальной возможности создания исламского халифата в Ферганской долине.

Анализ военной операции не входит в задачу настоящего исследования и интересует автора лишь в разрезе дальнейшей судьбы ИДУ и развития наркоситуации в регионе.

Как известно, Джума Намангони и его боевики изначально были вовлечены в наркотранзит. Это подтвердили неоднократные вооруженные стычки с российскими пограничниками, в которых участвовали люди Намангони, действовавшие с территории Афганистана, непосредственно примыкающей к Таджикистану. У афганского населенного пункта Кулух-Тепа и в многочисленных кишлаках у уездного центра Янги-Кала с 1999 года действует «коридор» для пересечения границ. Здесь, в основном, проживают этнические узбеки, среди которых не первый год активную работу проводят эмиссары ИДУ, вовлекая их в наркотрафик, терроризм. Именно на линии этих населенных пунктов российские пограничники только в августе 2000 года предотвратили около 20 прорывов вооруженных групп на территорию Таджикистана и изъяли свыше 1200 килограммов опия и героина. Большинство попыток прорыва границы поддерживалось огнем с афганского берега.

Стало достоянием гласности, что, кроме нелегальной транспортировки наркотиков, Джума Намангони активно участвовал в контрабанде оружия, боеприпасов, золота и алмазов, добывавшихся в копях Афганистана и Джергетальском районе Таджикистана.

Наше предположение о том, что Джума Намангони, возможно остался жив после тяжелого ранения в боях под Кундузом (9 декабря 2001 года), нашло неожиданное подтверждение. В июле 2002 года ряд СМИ Кыргызстана опубликовали информацию об очередном заседании Совета безопасности КР, на котором секретарь Совбеза М.Ашыркулов сделал следующее сенсационное заявление: «По некоторым данным нам стало известно, что Намангони жив после ранения в Афганистане и сейчас собирал до 1,5 тыс. боевиков с целью вторжения в Ферганскую долину». По фигурировавшим на заседании Совбеза и проникшим в печать сведениям, боевики скрываются в труднодоступных высокогорных районах афганского Горного Бадахшана, частично переправились в Таджикистан и вместе с активистами экстремистской религиозной партии «Хизб ут-Тахрир» могут воспользоваться напряженной обстановкой на юге Кыргызской Республики в целях осуществления своих коварных планов.

Однако вскоре Министерство иностранных дел Кыргызстана опровергло появившееся в СМИ это сообщение и обвинило журналистов в неточной интерпретации материалов Совбеза. МИД констатировал, что угроза международного терроризма в настоящее время не представляет прежней опасности, а Намангони действительно был ближайшим приспешником Усамы бен Ладена, в 2001 году исполнял обязанности главнокомандующего северным фронтом талибов и убит в ноябре того же года под Кундузом. Это подтверждают лидер антиталибского альянса Абдул Рашид Дустум и командующий Центральным направлением Вооруженных сил США в Афганистане генерал Томми Фрэнкс.

Невольно возникает вопрос: могли ли несколько разнородных газет, телевизионных программ одновременно ошибиться в трактовке заявления официальных лиц из Совбеза о судьбе и планах Джумы Намангони? Навряд ли. Скорее всего, эта информация специально проникла в СМИ, чтобы привлечь внимание руководителей государств, входящих в антитеррористическую коалицию, мировой общественности к существующей опасности так называемого «Джуманизма». Имя Джумы Намангони становится символом, объединяющим религиозных и политических экстремистов, наркотрафикантов, лидеров оппозиционных партий и движений, а для функционеров из властных структур и простого народа он превращается в жупел, сеющий страх, неуверенность в завтрашнем дне. Это понуждает страны региона выделять все больше средств на повышение обороноспособности, укрепление пограничных служб, правоохранительных органов. Не исключено, что подобный сценарий спектакля «Явление Джумы» будет разыгрываться неоднократно. И особенно когда в странах региона от дестабилизирующих действий оппозиционных сил будет возникать угроза демократии, существующему статус-кво. Причем, лидеры фундаменталистских исламских группировок попытаются не только использовать это имя для усиления идейного воздействия на массовое сознание, но и не преминут воспользоваться в своих целях дивидендами с принадлежавшей Джуме Намангони солидной собственности, опийных плантаций, героиновых лабораторий, расположенных в Афганистане.

Эту новую опасную ситуацию, очевидно, имел в виду Президент А. Акаев, выступая 16 октября 2001 г. с Обращением к парламенту и народу Кыргызстана, когда требовал от силовиков быстрее завершить строительство погранзастав на границе с Таджикистаном, модернизации вооружения, экипировки, совершенствования разведки, повышения боевой готовности воинского контингента Южной группировки войск (ЮГВ). «Волею истории, — подчеркнул Президент, — Кыргызская Республика оказалась на переднем рубеже борьбы с международном терроризмом, экстремизмом и наркобизнесом. Борьба с этим злом потребует значительных средств, мы будем вынуждены нести затраты, связанные с принятием афганских беженцев. Только для охраны границ потребуется дополнительно около 174 миллионов сомов и 52 миллиона для выплаты денежного довольствия военнослужащим. Но Кыргызстан заявил о поддержке антитеррористической операции, своей готовности активно участвовать в скоординированных действиях, направленных на борьбу с терроризмом и экстремизмом, на обеспечение безопасности, устойчивого развития человеческой цивилизации. От решительного искоренения сил международного терроризма и политического авантюризма выиграет все мировое сообщество и, в первую очередь, наш регион».

В этой четкой, принципиальной позиции главы государства обращает на себя внимание, что с точки зрения степени опасности для региона Президент ставит в один ряд три основные проблемы современности: терроризм, экстремизм, наркобизнес, и в очередной раз подчеркивает необходимость мобилизации сил демократии, прогресса на борьбу с ними. Эта мысль проходит красной нитью через многие публичные выступления А. Акаева. Тем самым Президент как бы направляет усилия государственных органов, общественности на целенаправленное искоренение наркобизнеса, наркотрафика, которые питают, подкармливают террористов и экстремистов разных мастей.

После событий 11 сентября 2001 года борьба против терроризма, религиозного экстремизма и наркобизнеса стала приоритетным направлением внутренней и внешней политики многих стран — членов ООН. И все чаще стала рассматриваться как триединая задача, т. к. наркобизнес оставался основной питательной средой и терроризма, и религиозного экстремизма. Характерна в этом отношении позиция президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова, которую он обнародовал 8 сентября 2002 года на торжественном собрании, посвященном годовщине независимости республики. «Мы не отделяем терроризм и экстремизм от производства и контрабанды наркотиков, — отметил Рахмонов, которые в сопредельном Афганистане с каждым годом увеличиваются. Распространение наркотиков напрямую угрожает суверенитету страны и генофонду нации. Ни одно государство мира в одиночку не способно справиться с транснациональной наркомафией. Мировое сообщество, международные организации, развитые государства обязаны оказать посильную помощь странам, непосредственно борющимся с этим злом».

Итак, со сменой правящего режима в Афганистане проблема опасности афганской наркоэкспансии в Центральную Азию сохраняется, продолжая оставаться финансовой наркобазой международного терроризма и религиозного экстремизма. Если каналы денежной подпитки «Аль-Каиды»» и других террористических центров можно перекрыть путем временного замораживания счетов, например, саудовских шейхов в американских, швейцарских, английских банках за их открытую поддержку международных террористических организаций, то доходы от контрабанды наркотиков фактически неконтролируемы, скрыты от мирового общественного мнения и носят ненормированный характер, выгодный для тех, кто заинтересован в дестабилизации обстановки в мире. Поэтому противостояние наркоэкспансии должно быть систематическим, наступательным, целенаправленным, объединяющим усилия и возможности развитых государств, международных организаций. В этом отношении заслуживает всемерной поддержки намерение ЮНДКП сформировать и финансировать на долговременной основе Агентство по борьбе с контрабандой наркотиков Кыргызстана (АБКНК), вклад Европейского Союза в компьютеризацию и внедрение информационных технологий, установку электронно-досмотрового оборудования в аэропортах Кыргызской Республики.

В Республике Таджикистан такое Агентство функционирует уже несколько лет и добилось определенных успехов в противодействии наркотрафику и наркобизнесу. Руководитель Агентства по контролю наркотиков при президенте Республики Таджикистан Рустам Назаров заявил 16 сентября 2002 года в интервью телекомпании СНГ «Содружество», что на афгано-таджикской границе спустя год после ликвидации режима талибов наркотрафик возрос, увеличилось и количество боестолкновений с перевозчиками наркотиков из Афганистана. За 8 месяцев 2002 года российские пограничники в Таджикистане изъяли 3 тонны героина, т. е. почти столько же, сколько за весь 2001 год. Самым печальным является тот факт, что число потребителей внутри страны увеличилось в 3 раза, а стоимость килограмма афганского героина на черном рынке Душанбе достигла 5 тыс. долларов США.

Антитеррористическая войсковая операция США в Афганистане внесла коррективы в мировую наркоситуация. Движение «Талибан», контролировавшее до 75 % добычи опиатов, оказалось фактически блокированным внутри страны и лишилось главных источников приобретения оружия, продовольствия, валюты через отлаженные каналы наркотрафика. Иран сразу подтянул к границе с Афганистаном войска и наглухо закрыл ее. Путь через Пакистан по тем же причинам, а также в связи с дестабилизацией обстановки и усилением антинаркотиковой борьбы в европейских странах стал также бесперспективным. К тому же США заблокировали банковские счета, питавшие террористов. Единственной реальной возможностью для талибов реализовать в новых военных условиях колоссальные запасы героина оставался северный канал: через Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан. Именно по этому каналу с началом антитеррористической операции произошел первый массовый сброс героина.

По аргументированному мнению оперативников из УБН МВД Кыргызской Республики, «белая смерть» в сентябре-октябре 2001 года пошла из Таджикистана в Кыргызстан через Ляйляк, Алай, Баткен, Дараут-Коргон. Снова активизировались попытки провести крупные партии афганских наркотиков по высокогорной трассе Ош — Хорог, надежно перекрытой кыргызстанскими пограничниками, милицией, таможней в 1999–2000 годах. Наркомафия пошла ва-банк, увеличилось число вооруженных стычек с пограничниками, вновь, как в прежние годы, в наркосети заманивают за крупную мзду местных жителей…

Но правоохранительные органы перегруппировывают силы. В конце октября 2001 г. в Баткенской, Ошской, Джалал-Абадской областях прошли рабочие совещания на уровне губернаторов с участием начальников областных УВД, СНБ, таможен. Намечены и осуществляются дополнительные меры по блокированию наркотроп. Удалось изъять за месяц 24 килограмма героина. В ноябре 2001года цена на героин на черном рынке возросла на 25 %, а это — самый точный показатель дефицита наркотика на рынке. Следовательно, на кыргызстанском направлении активизацию антинаркотиковой борьбы наркотрафиканты уже ощутили. И это — весомый вклад нашей республики в искоренение международного терроризма. Поэтому-то Кыргызстан вправе рассчитывать на более весомую финансовую подпитку нашей работы со стороны ООН, ОБСЕ и других международных организаций. Ведь северное направление остается самым приоритетным для наркобизнеса, и нейтрализовать, решительно пресекать его нужно именно здесь, в Кыргызстане.

На наш взгляд, сегодняшняя ситуация дает республике возможность вновь, как и в 1990-х годах, обратиться к странам-донорам за помощью. Целесообразно именно сейчас возродить целевые антинаркотиковые программы, используя опыт проектов «Ошский узел» и «Crime Prevention», о которых автор подробно рассказал выше. Таково же мнение практиков Управления по борьбе с наркобизнесом МВД, с трудом изыскивающих возможности для перекрытия новых каналов сброса афганского героина и мобилизации скромных милицейских ресурсов на эти цели.

Кыргызстану, несомненно, предстоит и в дальнейшем противостоять полномасштабной наркоэкспансии. И в этом, как и прежде, целесообразно опираться как на собственный опыт, в том числе обобщенный в данном исследовании, так и на международное сотрудничество. Афганский наркотрафик сравнительно молод. Раскинувшись по горным ущельям Памира, Памиро-Алая, Гиндукуша, по автомагистралям, авиа и железнодорожным трассам Центральной Азии, он по-прежнему усиленно ищет безопасные пути проникновения в населенные пункты ближнего и дальнего зарубежья, устраняет конкурентов, упорно наращивает преступный опыт транспортировки опасного груза через госграницы СНГ.

Еще об одном способе переброски поведала 1 июня 2002 года московская телепрограмма ОРТ «Время». Речь идет о «ничейной» территории — островах в поймах пограничных рек Вахш и Пяндж в зоне деятельности Московского и Пянджского погранотрядов. На этих островах во времена талибов нашли временное убежище десятки тысяч беженцев — сторонников северного альянса. С этих островов на плотах, вплавь, на бурдюках неоднократно предпринимались попытки проникнуть на территорию Таджикистана с наркотиком, оружием. Еще в 1993, а затем, неоднократно, в 1997–1999 годах, автор данного исследования совместно с коллегами из МВД Республики Таджикистан пересекал афгано-таджикской границы, встречался с пограничниками и убедился, насколько трудно преодолеть могучий горный поток и насколько сложно обнаружить нарушителей, т. к. крупные острова покрыты кустарником, не просматриваются с вертолета и в бинокль. Там много пещер, убежищ. Пограничники уже тогда предлагали ускорить заключение межправительственного соглашения о проведении превентивных проверок островов в качестве профилактической меры против афганского наркотрафика. Однако осуществить это предложение тогда не удалось.

И только после поражения «Талибана» и прихода к власти в Кабуле Временного правительства Хамида Карзая(ноябрь-декабрь 2002 года), когда беженцы стали покидать острова и возвращаться к покинутым очагам, для пограничников появилась возможность обследовать острова, не опасаясь стычек с временными поселенцами, считающими эти участки суши «своей землей». И сразу наткнулись на систему организации «островных баз» — оригинальных тайников для наркотиков, где героин и опий производства 2001 года были расфасованы по килограмму, на целлофановых пакетах были условными знаками помечены время изготовления товара, гарантия качества и возможный владелец.

Эти надписи подтвердили наши предположения, что на островах преступные наркокланы готовили перевалочные базы, откуда «товар», когда появлялось «окно» переправляли на сопредельную территорию в Таджикистан, причем забирать его должны были надежные перевозчики из Таджикистана. Именно для них, очевидно, предназначались надписи на упаковках, чтобы знали, кому и куда следует направлять выручку. Обнаруженные во время первого рейда на пянджские острова опий (156 кг) и героин (7 кг) были уничтожены на месте путем сожжения, чтобы огонь был виден с обоих берегов. Вся операция была зафиксирована на видеопленку, которая затем в профилактических целях демонстрировалась по нескольким телеканалам.

В начале мая 2002 года Пентагон направил в СМИ пресс-релиз, в котором оповестил широкую общественность, что представители вооруженных сил США в Афганистане, руководящие антитеррористической акцией, обнаружили два крупных тайника с оружием и наркотиками, принадлежащих талибам и боевикам «Аль-Каиды». Один в окрестностях Герата, другой в горах у Оруна: 5 танков «Т-54», 15 тысяч минометных снарядов, 600 реактивных снарядов, около 200 килограммов героина…

Посетивший в мае 2002 года северные провинции Афганистана известный журналист-международник, преподаватель кафедры журналистики Кыргызско-Российского Славянского университета (КРСУ) А.А.Князев в серии телепередач, вышедших на экраны по программе «Пирамида», рассказал, что экономика афганских сел по-прежнему зиждется на выращивании, переработке опия-сырца и продаже его скупщикам-оптовикам. В расположенных вблизи границ с Таджикистаном афганских поселениях сохранились небольшие лагеря сторонников Джумы Намангони, которые кое-где выполняют охранно-полицейские функции, состоя на временной службе у местной администрации или крупных плантаторов. Но все вооружены, поддерживают тесные контакты со старыми сподвижниками из банд Намангони, окопавшимися на территории Таджикистана и по-прежнему претендующими на власть.

Сохранились и прежние каналы переправки опия-сырца и героина, подтверждением чему является задержание в Оше в апреле 2002 года КАМАЗа, под бензобаком которого был оборудован хитрый сейф-тайник, откуда оперативники УБН МВД извлекли 60,4 килограмма опия и 53 килограмма героина в целлофановых пакетах. Владельцы автомашины — два предпринимателя из Канта — в конце марта отвезли в Джергетальский район Таджикистана стройматериалы, продукты, которые выгодно реализовали джергетальцам. Там же «загрузились» свежим наркотиком афганского происхождения. Продуманная оперативная разработка, проведенная сыщиками МВД совместно с пограничниками, позволила не только задержать преступников, но и установить пути доставки наркотиков из Афганистана. Эти факты еще раз подтверждают наши выводы, сделанные в предыдущей главе о том, что переориентация экономики Афганистана уничтожение посевов опийного мака и героиновых лабораторий — процесс длительный, который будет, очевидно, идти параллельно с усилением наркотрафика, накопленного в больших количествах и пополняемого новыми урожаями.

Анализируя первые итоги объединенной антитеррористической операции в Афганистане, Президент Кыргызской Республики А. Акаев подчеркнул: «Совместными усилиями мировое сообщество сможет надежно защитить человечество от угрозы терроризма, политического или религиозного экстремизма, наркоэкспансии, организованной преступности…Временное размещение военной базы США на территории Кыргызской Республики призвано гарантировать нашему народу и государству безопасность, если агрессивные силы, террористы сделают попытку возродиться и снова дестабилизировать обстановку в Центральной Азии».

После 11 сентября 2001 года демократический мир стал внимательнее следить за действиями деструктивных сил и решительно противостоять проискам экстремистов в разных регионах, напрямую рассматривать наркобизнес, наркоэкспансию как основной источник, питающий терроризм, экстремизм. Об этом свидетельствуют и участившиеся совещания международного и регионального масштабов, что были организованы ООН, ОБСЕ, где с учетом новых реалий детально обсуждены вопросы укрепления взаимодействия, объединения усилий в борьбе с наркоэкспансией. Мировая общественность выражает обоснованную обеспокоенность тем, что огромные запасы опия и героина, которые режим талибов успел накопить в Афганистане, остались не выявленными и не уничтоженными, а также тем обстоятельством, что поток наркотиков за рубеж не сокращается. Так, на состоявшейся в конце февраля 2002 года под эгидой США международной стратегической конференции в Анкаре (Турция) представители силовых структур 25 государств обсудили вопрос «как перекрыть кислород наркобизнесу на континенте».

По информации россиян, сегодня на севере Афганистана у границ с Таджикистаном, Узбекистаном, Туркменистаном скопилось около 2 тысяч тонн героина, огромное количество опия. Этих запасов хватит еще на 5 — 6 лет питать страны СНГ и Европы. Не снижаются и темпы наркоэкспансии. УБН МВД Кыргызстана отмечает заметное оживление на наркотропах, проложенных из Афганистана через Горный Бадахшан и Согдийскую (бывшую Ленинабадскую) область Таджикистана.

Нужны решительные, масштабные меры, адекватные той крупной скоординированной операции против международных террористов, что развернута в Афганистане с октября 2001 года. Такой мерой, по нашему мнению, может стать обращение мировой общественности в лице ООН и ОБСЕ к правительству и народу Афганистана с призывом сдать все имеющиеся запасы опия, героина, выдать лаборатории, запас прекурсоров. Это позволит разом подорвать основы афганской наркоэкспансии, подтвердит стремление новых властей к переориентации экономики. Выдачу наркозапасов и лабораторий следует приравнять к сдаче оружия.

Проводить такую антинаркотиковую акцию необходимо под строгим и систематическим контролем международных организаций вместе с армейским контингентом, осуществляющим антитеррористическую акцию, с использованием оперативных данных силовых структур стран СНГ, Ирана, Пакистана, Китая, накопивших целевую разведывательную информацию о местах производства, методах перевозки и реализации афганского наркотика. Изъятый опий-сырец, героин должны быть уничтожены с широким отражением такой акции в средствах массовой информации. Эта акция может быть осуществлена под эгидой Департамента по наркотикам и борьбе с организованной преступностью Организации Объединенных Наций.

Анализ ситуации после завершения первого и второго этапов антитеррористической акции в Афганистане подтвердил, что борьба с наркобизнесом, наркотрафиком стала отходить на задний план. Это не может не вызывать обоснованную тревогу. С одной стороны, официальные руководители постталибского Афганистана в ходе межгосударственных визитов признают опасность наркобизнеса для судеб страны, так как накоплены большие запасы наркотиков, не сформированы антинаркотиковые полицейские подразделения. В то же время правительство Х.Карзая явно медлит с принятием решительных мер против наркобизнесменов, подавляющее большинство которых было тесно связано с режимом талибов, подкармливало его. Комплексная антинаркотиковая программа не разработана, за конкретной помощью в международные организации по официальным каналам страна пока не обращалась.

Во время первого визита афганской правительственной делегации в Москву в начале марта 2002 года Х. Карзай поднял вопрос об оказании помощи в становлении мирной экономики, ремонте и пополнении военной техники, запуске предприятий, законсервированных за годы военного противостояния, обучении кадров специалистов в различных отраслях, переориентации сельского хозяйства, чтобы вытеснить посевы опийного мака. Но, как ни странно, вопросы сотрудничества спецслужб двух стран в борьбе с наркобизнесом и наркоэкспансией на переговорах не поднимались. Посол Афганистана в Российской Федерации Ахмадзия Масуд в интервью радио «Эхо Москвы» 21 марта 2002 года на конкретный вопрос корреспондента А.Венедиктова «Как новое правительство намерено бороться с наркобизнесом?» весьма уклончиво ответил: «Это — важная задача нового правительства. Есть реальные трудности. Международная общественность должна помочь нам реконструировать сельское хозяйство, преобразовать экономику, чтобы накормить народ, укрепить государственный строй, вытеснить наркобизнес». Ни слова о борьбе с наркотрафиком, о перекрытии каналов транспортировки героина, опия из Афганистана, об укреплении взаимодействия правоохранительных органов при этом сказано не было.

На уже упоминавшемся нами форуме правоохранительных органов 25 государств в Анкаре (февраль 2002 года) начальник управления уголовного розыска правительства Афганистана заявил, что в ходе антитеррористической операции было уничтожено несколько наркогруппировок, но пока не обнаружено ни одного крупного склада наркотиков и героиновых лабораторий. Издан указ о запрещении изготовления и хранения наркотиков. Но наркоиндустрию, по мнению начальника УУР, остановить невозможно. Поэтому, несмотря на декларированный запрет, афганский наркотик продолжает в больших размерах поступать в соседние Пакистан и Иран, границы с которыми наглухо закрыть не удается, что с тревогой констатировали участники заседания в Анкаре. Но обольщаться, что эти страны «оттянут нашу «порцию» наркотиков на себя» нельзя, т. к. преступные группировки, использующие северный маршрут (через Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан) снова проявляют активность. Это направление — единственное, где наркодельцы продолжают прорываться с боями, где постоянно гибнут люди.

По нашему мнению, явная нерешительность официальных афганских властей в борьбе с наркобизнесом в известной мере вызвана конкретным стратегическим замыслом: использовать эту проблему несколько позже, когда мировое сообщество будет решать вопрос о выделении солидных сумм на восстановление экономики, реконструкцию социально-политической жизни Афганистана. Необходимо учитывать, что в наркобизнесе в северных афганских провинциях активно участвуют некоторые лидеры бывшего «северного альянса». Они, естественно, заинтересованы в том, чтобы эта проблема решалась медленно, продолжая приносить дивиденды.

Обеспокоенные сложившимся положением вещей и продолжающейся наркоэкспансией из Афганистана, участники стратегической конференции в Анкаре решили усилить обмен оперативной информацией, проведение совместных превентивных операций, полностью перекрыть ввоз в Афганистан прекурсоров из (или через) сопредельных стран, необходимых для производства наркотиков. Была поддержана инициатива США по открытию в Ташкенте регионального представительства американского департамента по контролю наркотиков. Это, на наш взгляд, позволит лучше координировать антинаркотиковые мероприятия стран Центральноазиатского региона, применять новейшие технологии, учеты Интерпола, Европола, национальных информационных центров.

Президент Афганистана Хамид Карзай призвал международное сообщество оказывать более активную помощь в борьбе с незаконным производством наркотиков в стране. В заявлении президента говорится, что в Афганистане никогда не наступит стабильность и процветание, пока в стране продолжает действовать наркомафия. Заявление Карзая было приурочено к началу работы в Кабуле международной конференции по борьбе с наркотиками (октябрь 2002 года). Глава государства заявил, что его правительство сделает все для борьбы с наркотиками, но отметил, что эта цель не может быть достигнута, пока крестьяне не будут уверены в том, что у них будет другой надежный источник дохода вместо «макового».

В начале апреля 2002 года Карзай, будучи временным лидером Афганистана, издал указ о полном запрете выращивания опийного мака в Афганистане. Однако эта мера ни к чему не привела, так как доходы от выращивания мака в 40 раз превышают доходы от выращивания пшеницы. По его словам, все предыдущие попытки убедить крестьян отказаться от мака, закончились ничем. Карзай обратил внимание на то, что поставки пшеницы в рамках гуманитарной помощи мешают экономике страны, поскольку подавляют выращивание собственной пшеницы, что в свою очередь подталкивает крестьян заниматься маком. Мак требует меньше воды, а это один из решающих критериев для афганского сельского хозяйства, пораженного продолжающейся уже четыре года засухой.

Афганские власти объявили о начале кампании по уничтожению плантаций. Правительство предлагало крестьянам 500 долларов за каждый уничтоженный гектар. Однако стоимость выращенного на одном гектаре мака составляет около 16 тысяч долларов. Нетрудно предсказать, какое решение приняли крестьяне.

Следовательно, сегодняшняя ситуация позволяет говорить о новом измерении наркоугрозы и о том, что Кыргызстану в ближайшие годы предстоит противостоять еще более масштабной наркоэкспансии. По оценкам ООН лишь 3 % афганского населения заняты выращиванием сырья, однако на Афганистан приходится производство 75 % опиума и 80 % героина, нелегально продающихся на территории европейских стран.

На открытии в Кабуле международной конференции по борьбе с наркотиками (октябрь, 2002 год) в выступлении спецпредставителя ООН в Афганистане Л. Брахими прозвучали такие данные: «Урожай мака в 2002 году превысит 2,5 тыс. тонн. Это значительно больше, чем в 2001 году. Если при режиме талибов (1996–2001 годы) производство опия упало до 185 тонн в год, то после падения талибов (конец 2001) производство стало резко расти. Это вновь выводит Афганистан на прежние позиции во главе стран — экспортеров».

Анализ сегодняшней наркоситуации подтверждает наш вывод, что, несмотря на завершение антитеррористической операции в Афганистане и приход к власти в Кабуле демократического правительства Х. Карзая, поток наркотиков в Центральную Азию не уменьшился, несколько изменилась лишь его интенсивность и маршруты. Так, выступая 11 февраля 2003 года перед журналистами в Москве, начальник международно-договорного управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации генерал — лейтенант Александр Манилов заявил, что производство наркотиков в Афганистане за минувший год выросло. 50 % наркотиков из Афганистана вывозится через Пакистан и Иран, 35 % — через Туркмению и 15 % — через Таджикистан. «Проблема создания антинаркотического пояса вокруг Афганистана созрела и перезрела». Генерал Манилов напомнил, что подпитка террористов во многом осуществляется за счет наркоторговли. «Героиновый вопрос с повестки дня не снимается», — констатировал он.

Как видим, производство опия в Афганистане набирает прежние темпы, и вскоре Кабул может вновь превратиться в одного из главных мировых поставщиков этого вида наркотиков на мировой рынок.

Мы согласны с мнением президента Таджикистана Эмомали Рахмонова, высказанным им 21 октября 2002 года в Душанбе на встрече участников Договора об общественном согласии Таджикистана с секретарем ООН Кофи Аннаном, о том, что антитеррористическая коалиция в Афганистане не нанесла существенного урона инфраструктуре производства и реализации наркотиков. Считаем, что война с международным терроризмом не даст результатов, если мировое сообщество не добьется существенного прогресса в борьбе с наркобизнесом, который является финансовой опорой международного терроризма. Борьба как с терроризмом, так и наркомафией должна рассматриваться в одной плоскости исходя из степени их угрозы для человечества. Поэтому необходимо формирование эффективной антинаркотической коалиции государств. Кыргызстан, надеемся, будет занимать в ней достойное место, так как имеет, как было показано выше, значительный собственный опыт и предпринимает довольно успешные попытки интегрироваться в международный процесс противодействия афганской наркоэкспансии. Полагаем, что наши выводы, предложения и рекомендации, основанные на теоретическом анализе и практической деятельности, будут в определенной степени тому способствовать.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.