Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Тема 1. Россия в XVII в.
  • Тема 2. Россия в первой половине XVIII в.
  • Тема 3. Россия во второй половине ХVIII в.
  • Раздел 2. История России XVII–XVIII вв.

    Тема 1. Россия в XVII в.

    Итоги Смутного времени. Земский собор в феврале 1613 г. избрал царем 16-летнего Михаила Романова (1613–1645). В 1617 г. был заключен Столбовский мир со Швецией. Россия возвращала Новгородские земли, за шведами были оставлены берег Финского залива, Невские земли, Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Карела. В 1618 г. заключено Деулинское перемирие с Польшей, по которому к Польше отходили Смоленские, Черниговские, Новгород-Северские земли, Себеж.

    Экономическая система в XVII в. В сельском хозяйстве господствовала барщинная система, крестьяне находились в личной зависимости от феодала, работали на барщине и платили оброк, чаще в натуральной форме.

    Постепенно происходило развитие товарного хозяйства и формирование единого всероссийского рынка, сокращалось действие натурального хозяйства. Складывалось мелкотоварное производство. Во второй половине XVII в. появились купеческие и казенные мануфактуры – крупные предприятия, основанные на ручном труде и разделении труда – в металлургии, оружейном, полотняном, кожевенном деле. В крупных центрах периодически организовывались ярмарки – торги. Самая крупная ярмарка – Макарьевская под Нижним Новгородом. Таможенный устав 1653 г. ввел единую пошлину, отменив внутренние поборы с купцов. Новоторговый устав 1667 г. запретил иностранцам вести розничную торговлю в городах. Внешняя торговля страдала от отсутствия выходов к Балтийскому и Черному морям.

    Внутренняя политика России в XVII в. При Михаиле Романове было восстановлено хозяйство страны, укреплено положение государства. Крупную роль в управлении играл отец Михаила – патриарх Филарет (умер в 1633 г.).

    При Алексее Михайловиче Романове (1645–1676) Тишайшем происходит дальнейшее значительное укрепление положения царской власти. Постепенно прекращаются созывы Земских соборов, падает роль Боярской думы. Одним из последних Земских соборов в 1649 г. принято Соборное уложение, укреплявшее власть царя и дворян, отменявшее существование «белых слобод» в городах. Уложение окончательно юридически оформило крепостное право, установив бессрочный поиск беглых крестьян. Все податное население страны было прикреплено либо к земле, либо, как это было в городах, к посаду.

    Крупными государственными деятелями при Алексее Романове были А. Л. Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев, Н. И. Одоевский. Происходит процесс усиления светской власти по сравнению с церковной.

    После смерти Алексея Михайловича на русский престол вступил болезненный Федор Алексеевич (1676–1682), а затем царем провозглашен 10-летний Петр I. Бояре Милославские, опираясь на стрельцов, выдвинули своего представителя на царство – слабого здоровьем Ивана V. За малолетних правителей власть осуществляла царевна Софья, пытавшаяся отдалить Петра от престола. В 1689 г. достигший совершеннолетия Петр отстранил от власти Софью. Софья, не желая расставаться с властью, подняла против Петра стрелков, но восстание было жестоко подавлено, а Софья заточена в монастырь. Формально Петр I был, а со смертью Ивана V стал в 1696 г. единоличным правителем.

    Церковный раскол. Старообрядчество. В 1653–1656 гг., стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, патриарх Никон проводил реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды. Результатом церковной реформы Никона становится возникновение церковного раскола, появление противников реформ Никона – старообрядцев-раскольников. Лидерами раскольников были протопоп Аввакум и боярыня Морозова. Раскол стал одной из форм народного протеста, связывавшего ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями лидеров раскола, бежали на Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.

    Социальные движения в XVII в. Введение налога на соль вызвало в 1648 г. Соляной бунт в Москве. В 1650 г. в ряде городов России также вспыхнули восстания. В 1662 г. в связи с выпуском медных денег и девальвацией в Москве произошел Медный бунт. В 1667 г. с «похода за зипунами» началось восстание под предводительством Степана Разина. В 1670–1671 гг. на Волге и Дону развернулась крестьянская война, в ходе которой Разин рассылал «прелестные письма» с призывами присоединиться к восставшим. Движение было жестоко подавлено, Разин казнен. В историю XVII век вошел как «бунташный».

    Внешняя политика России в XVII в. Расширение территории Российского государства. Главными задачамивнешней политики в XVII в. стали:

    1) возвращение потерянных в ходе Смуты земель;

    2) дальнейшее расширение территории страны на восток;

    3) получение выхода к морям – Азовскому, Черному или Балтийскому.

    В 1632 г. по решению Земского собора началась война за возвращение Смоленска. Из-за хозяйственного разорения страны и отсталости государственной и военной организации Россия не сумела одержать решительную победу в этой войне. По Поляновскому миру, подписанному в 1634 г., Речь Посполитая возвращала России лишь город Серпейск и признала царя Михаила Федоровича Романова государем Руси. Польский король Владислав отказывался от претензий на российский престол.

    В 1648 г. на Украине началась национально-освободительная борьба против Речи Посполитой. Во главе борьбы встал выдающийся государственный деятель и полководец Богдан Хмельницкий. Россия, внимательно наблюдая за ходом событий на Украине, оказывала ей дипломатическую, экономическую и военную поддержку. В апреле 1653 г. Хмельницкий обратился, и уже не в первый раз, к России с просьбой принять Украину в ее состав. В мае 1653 г. Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией. 8 января 1654 г. состоялась Переяславская рада, утвердившая это решение. Украина получала права на широкую автономию в составе России. Речь Посполитая не согласилась с воссоединением Украины с Россией, поэтому России пришлось воевать с Польшей еще 13 лет (1654–1667). В 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие с Польшей, по которому Россия получила Смоленские земли, Левобережную Украину с городом Киевом и Запорожье. Эти условия были окончательно закреплены в 1686 г. «Вечным миром» с Речью Посполитой.

    В XVII в. продолжалось освоение Сибири и Дальнего Востока. По рекам и берегам морей русские землепроходцы и мореходы шли на восток. В 1648 г. С. И. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой, В. Д. Поярков, Е. П. Хабаров исследовали Амур и другие реки. В. А. Атласов пересек Камчатку. Приамурье входит в состав владений России. Коренное население Сибири и Дальнего Востока должно было вносить в государственную казну особую плату – ясак – соболиными и другими ценными мехами. В 1689 г. был заключен Нерчинский договор с Китаем, определивший границу между Россией и Китаем.

    В 1687 и 1689 гг. состоялись два похода на Крым В. В. Голицына (ставленника Софьи), окончившиеся поражением русской армии. Петр I в 1695 г. потерпел поражение под Азовом, а в 1696 г. овладел им. Открылась возможность выхода в Черное море. Петр отправился в Европу с Великим посольством искать союзников в войне против Турции. Союз против Турции создать не удалось, но возникла возможность борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю.

    Культура России XVII в. Ведущим процессом в развитии русской культуры в XVII в. становится ее обмирщение. В результате расширения связей с западноевропейскими странами в Россию проникают элементы передовых научных знаний и культурных достижений. Русская культура приобретает все более светский характер. Это выражалось в распространении научных знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, зодчестве, живописи, усилении внимания к человеческой личности.

    Научные знания. Издавались учебники по математике, лечению травами, географии и т. д. Использовались новинки техники: куранты на Спасской башне Московского Кремля, компасы, буровые приспособления на соляных промыслах и др. На русский язык был переведен труд о строении человеческого тела Андрея Везалия. В России была известна гелиоцентрическая система Николая Коперника. Издан «Синопсис» по истории Русского государства. Для царя и его окружения составлялась рукописная газета «Куранты».

    Литература. Поэт Симеон Полоцкий прославлял правление Алексея Михайловича, был одним из создателей Славяно-греко-латинской академии – первого в России высшего учебного заведения (1687). Это было учебное заведение для людей «всякого чина и возраста», возглавили его греки – братья Лихуды.

    Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы. Он характеризовался прежде всего возникновением сатирической литературы: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Служба кабаку», «Сказание о Куре и Лисе», «Повесть о Шемякином суде». В качестве главного литературного персонажа на смену исторической личности приходит вымышленный герой, собирательный образ: «Повесть о Горе и Злочастии», «Сказание» Авраамия Палицына. Продолжает развиваться автобиографическая литература: «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

    Театр. При дворе Алексея Михайловича в 1672 г. открылся первый в России театр («театральная храмина»), но был запрещен церковью в 1676 г. после смерти царя.

    Архитектура. Возник стиль «узорочье» – сочетание изразцов, фигурного кирпича, белого и красного камня. Ярким проявлением этого стиля стал Ростовский кремль. В 1640–1670-х годах рождается новый стиль – «московское барокко» (или, по фамилии главных заказчиков, «нарышкинское барокко»), характеризуемое многоярусностью построек и пышностью убранства: храм Троицы в Никитниках, церковь Покрова в Филях.

    Замечательным образцом деревянного зодчества, которое переживало расцвет в XVII в., является дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.

    Живопись представлена иконописью. Стало заметно стремление к реализму, но в то же время использовались народные традиции, идущие из глубины веков. Выдающийся мастер живописи XVII в. Симон Ушаков написал иконы «Троица» (хранится в Русском музее), «Спас Нерукотворный», «Вседержитель». Черты реализма проявляются в портретном жанре. Светский характер живописи выражался в создании первых портретов – парсун.

    Образцы заданий

    При выполнении заданий части 1 (А) в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

    А1. Позднее других произошло событие

    1) восстание под руководством Ивана Болотникова

    2) начало проведения церковной реформы патриарха Никона

    3) восстание под руководством Хлопка

    4) «поход за зипунами» Степана Разина

    Ответ: 4.

    А2. Результат решений Переяславской рады 1654 г.

    1) создание Запорожской Сечи

    2) воссоединение Украины с Россией

    3) начало освободительного движения на Украине

    4) упразднение казачьего самоуправления и гетманства

    Ответ: 2.

    А3. В XVII в. в России появилась форма организации промышленного производства

    1) фабрика

    2) монополия

    3) мануфактура

    4) верфь

    Ответ: 3.

    А4. Основные положения Соборного уложения

    1) создание Монастырского приказа

    2) введение бессрочного сыска беглых крестьян

    3) освобождение ремесленников, принадлежавших монастырям, от уплаты налогов

    4) признание за дворянами права передачи поместья по наследству

    Ответ: 2.

    А5. Название «ясачные люди» относится к

    1) сибирским и амурским казакам

    2) черносошным крестьянам Севера

    3) сборщикам дани, приходившим на Русь из других земель

    4) нерусскому населению Сибири и Дальнего Востока, выплачивавшему натуральные подати

    Ответ: 4.

    А6. Появление мануфактур в XVII в. свидетельствовало о

    1) господстве феодальных отношений

    2) зарождении капиталистических отношений

    3) продолжении процесса закрепощения крестьян

    4) превращении России в передовую промышленную державу

    Ответ: 2.

    А7. Прочтите отрывок из труда историка В. О. Ключевского и укажите, с именем какого монарха связана деятельность названных в источнике лиц.

    «Из всего нравственного запаса, почерпнутого древней Русью из христианства, Ртищев воспитал в себе наиболее трудную и наиболее сродную древнерусскому человеку доблесть – смиренномудрие… Миролюбивый и доброжелательный, он не выносил вражды, злобы, ладил со всеми выдающимися дельцами своего времени: и с Ординым-Нащокиным, и с Никоном, и с Аввакумом, и со Славинецким, и с Полоцким при всем несходстве их характеров и направлений, старался удержать староверов и никониан в области богословской мысли, книжного спора, не допуская их до церковного раздора».

    1) Петра I

    2) Алексея Михайловича

    3) Бориса Годунова

    4) Александра I

    Ответ: 2.

    А8. Прочтите отрывок из сочинения немецкого путешественника и укажите период, о котором идет речь.

    «Оба они, правда, сидят на троне, но ни один из них ничего не решает, а царевна обдумывает все с магнатами, после чего решение публикуется – опять же от имени обоих царей… Она сестра обоих царей по отцу, но мать не у всех одна… Она одарена высоким княжеским разумением… К тому же природа создала старшего царя не очень ладно: он плохо видит, слышит и говорит. Зато младший царь природой одарен весьма щедро, он очень охотно занимается всеми высококняжескими упражнениями и добродетелями, но еще очень молод, ведь ему нет и 14 лет, а старшему только что минуло 22».

    1) 1676–1682 гг.

    3) 1682–1725 гг.

    2) 1682–1689 гг.

    4) 1700–1721 гг.

    Ответ: 2.

    Задания части 2 (В) требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.

    Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

    В1. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

    К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.




    Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

    Ответ: 5432.

    В2. Расположите следующие исторические документы в хронологическом порядке их создания. Запишите буквы, которыми обозначены документы, в правильной последовательности в таблицу.

    А) «Новоторговый устав»

    Б) «Правда Ярославичей»

    В) Судебник Ивана IV

    Г) Соборное уложение



    Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

    Ответ: БВГА.

    В3. Напишите фамилию руководителя восстания, о котором идет речь в историческом документе.

    «…Овладев без всякого боя такой большой силой, [он] выдал каждому из них за два месяца жалованье, пообещав вперед свободу грабить и убивать по их желанию, и прибавил: “За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать всем вам свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, – будьте только мужественны и оставайтесь верны”. После этих слов каждый готов был итти за него на смерть и все крикнули в один голос: “Многая лета нашему батьке. Пусть он победит всех бояр, князей и все подневольные страны!” Это известие испугало господина Прозоровского, он опасался за Астрахань, ибо глупый народ начал роптать и высказывать похвалы разбойнику, и во всех городах той местности начались такие волнения и каждый миг приходилось со страхом ждать ужасного кровопролития».

    Ответ: Разин.

    Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

    Из постановления Собора (январь 1682 г.).

    «…Мы, великий государь, потому ж те книги повелим предати огню, чтоб то было в вечном забвении. И от сего времени повелеваем боярам нашим и окольничим и думным и ближним и всяких чинов людем на Москве в приказех и у росправных, и в полках у ратных и у посольских, и везде у всяких дел быть всем меж себя без мест и впредь никому ни с кем никакими прежними случаи не считаться и никого не укорять, и никому ни над кем мимошедшими находами не возноситься».

    С1. Определите, что отменяется данным постановлением.

    С2. Объясните, в интересах какого слоя населения было принято данное постановление. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих ваше мнение.

    С3. Как повлияло принятие постановления на положение различных слоев населения?

    Ответ:



    Задания С4—С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (C4), рассмотрение исторических версий и оценок (C5), анализ исторической ситуации (C6), сравнение (C7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

    С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

    В 1658 г. патриарх Никон покинул патриарший престол и удалился в им же основанный Воскресенский монастырь под Москвой (Новый Иерусалим). Возможно, он рассчитывал, что его будут молить вернуться. Но Собор 1666–1667 гг., предавший анафеме староверов, также лишил сана Никона. Царь Алексей Михайлович поддержал это решение. Никона сослали на север в Ферапонтов монастырь. Некогда всесильный патриарх, бывший «собинный друг» царя, его соправитель, привыкший повелевать, а не повиноваться, последние 15 лет жизни провел в заточении.

    В чем заключались противоречия между царем и патриархом?

    (Укажите не менее двух причин.)

    Почему стало возможным отстранение Никона от власти?

    (Укажите не менее двух причин.)

    Ответ:



    С6. Рассмотрите историческую ситуацию, охарактеризованную историком, и ответьте на вопросы.

    «С началом династии Романовых (1613) смена царской власти проходила чинно и спокойно: Михаила Федоровича сменил Алексей Михайлович, Алексея Михайловича – Федор Алексеевич. Но как только умер царь Федор, дети Алексея… перестроились в борьбе за власть».

    Чем была обусловлена эта борьба? Через какие этапы она прошла и к каким результатам в итоге привела?

    Ответ:



    С7. Сравните положение крестьянства согласно Судебнику 1550 г. с положением крестьянства согласно Соборному уложению 1649 г. Укажите, что в этом положении было общим (не менее двух положений), а что – различным (не менее трех различий).

    Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).



    Ответ:


    Тема 2. Россия в первой половине XVIII в.

    Правление Петра I. Северная война (1700–1721). Во время Великого посольства сложился антишведский Северный союз (Россия, Дания, Польша, Саксония). В 1700 г. началась Северная война со Швецией. Под Нарвой русская армия потерпела поражение. В 1703 г. Петр I вышел к Финскому заливу в устье Невы и основал Санкт-Петербург (столица с 1712 г.). Шведский король Карл ХII победил союзников России и в 1708 г. вступил в российские пределы на Украине. Гетман Украины Мазепа присоединился к шведам. У деревни Лесной в 1708 г., а затем в Полтавской битве в 1709 г. шведы были разбиты, произошел перелом в Северной войне.

    В 1711 г. Петр I осуществил неудачный Прутский поход против Турции: пришлось оставить Азов, разрушить Таганрог.

    В 1714 г. русский флот одержал победу над шведами у мыса Гангут, в 1720 г. – у острова Гренгам.

    В 1721 г. был подписан Ништадтский мир со Швецией. Россия получила территории в Прибалтике: Лифляндию, Эстляндию, Невские земли, часть Карелии (Ингерманландию).

    Сенат преподнес Петру I за его свершения титул императора. Россия провозглашена империей.

    Внутренняя политика Петра I. Победа в Северной войне была обусловлена преобразованиями, направленными на модернизацию страны. Для обеспечения армии и флота всем необходимым было создано более 100 мануфактур, в основном частных. Поощрялось предпринимательство. Для работы на мануфактурах привлекались крепостные крестьяне, становившиеся приписными и посессионными. Возникли новые экономические районы: Уральский, Петербургский, Карелия. На верфях строились корабли. В торговле проводилась политика защиты внутреннего рынка (протекционизм), стремление к преобладанию экспорта над импортом (меркантилизм). В области фискальной (налоговой) политики вместо подворной введена подушная подать. Армия стала регулярной, формировалась на основе рекрутской повинности. Принимались воинские уставы.

    Вся полнота власти сосредоточилась в руках императора. В 1711 г. был создан высший законосовещательный орган – Правительствующий Сенат. Органы центральной исполнительной власти – приказы заменены 12 коллегиями – органами управления по отраслям (1718–1720). Петр I отменил патриаршество и полностью подчинил церковь светской власти в лице Святейшего синода (государственный орган по руководству церковными делами). В результате губернской реформы страна была разделена на 8 губерний.

    По указу 1714 г. «О единонаследии» вся земля помещика переходила только к одному наследнику, а другие дворянские дети обязаны были служить.

    С 1722 г. стала действовать «Табель о рангах», устанавливавшая порядок прохождения службы для военных и гражданских лиц. Продвижение по службе зависело отныне не от знатности, а от заслуг. Петр I сумел подобрать способных помощников, среди которых были А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, П. П. Шафиров, Ф. Лефорт и др.

    Думая о судьбе проводимых им преобразований, Петр I в 1722 г. подписал Указ о наследии престола, дававший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению (в связи с делом цесаревича Алексея, обвиненного в 1718 г. в государственной измене и приговоренного к смертной казни).

    Для осуществления преобразований нужны были квалифицированные кадры. Часть дворян направлялась на учебу за границу. Внутри страны открывались цифирные (начальные) школы, училища, издавались учебники. Царь запретил дворянам-недорослям без получения образования жениться. Поощрялось развитие науки и техники. В 1725 г. открыта Академия наук. Введены гражданский упрощенный алфавит, арабские цифры, новый европейский календарь. Появились первые театр и музей (Кунсткамера). Вводились европейские обычаи, одежда, балы– ассамблеи, курение табака, бритье бороды.

    Народные выступления в первой половине XVIII в. Реформаторская деятельность и активная внешняя политика Петра I требовали больших финансовых средств, что всей тяжестью ложилось на народные массы. Поднимались восстания: выступление в Башкирии (1705–1711), в Астрахани (1705–1706), восстание под руководством Кондратия Булавина на Дону (1707–1708).

    Период дворцовых переворотов. ПетрI не оставил прямого наследника по мужской линии. После его смерти начинается период дворцовых переворотов (1725–1762).

    Ближайший сподвижник Петра I А. Д. Меншиков возвел на престол Екатерину I, а сам возглавил Верховный тайный совет, фактически управлявший государством.

    При Петре II (1727–1730), подростке-внуке Петра Великого, большое влияние приобрели князья Долгорукие. Меншиков был сослан. Но Петр II, не дожив до 15 лет, умер от оспы. Участники Верховного тайного совета пригласили на престол племянницу Петра I Анну Иоанновну (1730–1740). Условием приглашения на престол были кондиции, ограничивавшие императорскую власть. Анна Иоанновна первоначально согласилась на эти условия, а затем, опираясь на гвардию, отвергла их. Период ее правления характеризуется засилием немцев во главе с фаворитом царицы Бироном («бироновщина»). Крупными государственными деятелями в эти годы были А. И. Остерман и Б. Х. Миних. Своим наследником бездетная Анна Иоанновна назначила младенца Ивана VI Антоновича (1740–1741) – сына ее племянницы Анны Леопольдовны (при регентстве Бирона).

    В результате очередного переворота престол переходит к Елизавете Петровне (1741–1761), дочери Петра I, которая стремилась восстановить порядки отца и расширяла привилегии дворянства.

    Внутренняя политика в период дворцовых переворотов. Дворяне получили привилегии: был отменен указ «О единонаследии», дворяне могли записывать детей в армию с самого рождения, а затем они сразу получали офицерские чины. Открыт Шляхетский кадетский корпус для дворян. Срок службы сокращался до 25 лет. При Елизавете Петровне дворяне получили монополию на винокурение, был создан Дворянский заемный банк. Отменялись внутренние таможенные пошлины.

    Внешняя политика в период дворцовых переворотов. В 1741–1743 гг. состоялась война со Швецией, в результате которой Швеция подтвердила итоги Северной войны. В правление Анны Иоанновны к России были присоединены территории Казахстана – Младший и Средний жузы.

    Культура России первой половины XVIII в. Культура первой четверти века связана с преобразованиями Петра I.

    Наука, образование. Развилось книгопечатание, выпускались учебники: «Арифметика…» Л. Магницкого, «Грамматика» М. Смотрицкого, книги по военному делу и другим направлениям. В 1702 г. издается первая печатная газета «Ведомости». А. К. Нартов – сподвижник Петра I, талантливый механик, изобрел и построил оригинальные токарные и монетные станки, оптический прицел и др. Состоялась экспедиция В. Беринга вокруг восточной оконечности Азии. С. П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки». Имена мореходов С. Челюскина, братьев Д. и Х. Лаптевых навсегда остались на картах мира. В. Н. Татищев написал «Историю Российскую с самых древнейших времен». Открываются школы Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная и др.

    Литература. Преобразования поддерживал Феофан Прокопович – политический церковный деятель, идеолог реформ церкви. Им написаны «Духовный регламент» о переустройстве церкви, «Правда о воле монаршей» и др. Прокопович заботился о развитии культуры и просвещения, возглавлял «Ученую дружину», куда входили А. Кантимир, В. Татищев. О необходимости развития промышленности, торговли, поиска полезных ископаемых говорил публицист Иван Посошков в книге «О скудости и богатстве».

    Живопись. Изобразительное искусство отличает появление гравюры (А. Ф. Зубов) и портрета. И. Н. Никитин написал портрет Петра I, картину «Напольный гетман», А. М. Матвеев – «Автопортрет с женой» и др. Победа светского направления в искусстве, установление связей с Европой подготовили подъем культуры второй половины XVIII – первой половины ХIХ в.

    Архитектура. Господствующим стилем архитектуры становится барокко. Д. Трезини построил Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге, Летний дворец Петра I. В Москве возведены Меншикова башня (храм Архангела Гавриила), Арсенал в Кремле, Лефортовский дворец и др. В Кижах построена 22-главая деревянная Преображенская церковь.

    Образцы заданий

    При выполнении заданий части 1 (А) в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

    А1. Какие из названных дат связаны с царствованием Елизаветы Петровны?

    1) 1682–1725 гг.

    3) 1741–1761 гг.

    2) 1730–1740 гг.

    4) 1762–1796 гг.

    Ответ: 3.

    А2. К памятникам архитектуры ХVIII в. относится

    1) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

    2) Успенский собор Московского Кремля

    3) храм Василия Блаженного в Москве

    4) храм Святой Софии в Новгороде Великом

    Ответ: 1.

    А3. К числу органов государственной власти, созданных при Петре I, относится

    1) Государственный совет

    3) Земский собор

    2) Верховный тайный совет

    4) Синод

    Ответ: 4.

    А4. Реформы Петра I в области государственного управления привели к

    1) выборности государственных органов

    2) усилению влияния родовитого боярства

    3) ликвидации приказной системы

    4) упразднению сословного строя

    Ответ: 3.

    А5. Какое из приведенных ниже понятий связано с эпохой дворцовых переворотов в России?

    1) «хованщина»

    2) «Смута»

    3) «опричнина»

    4) «бироновщина»

    Ответ: 4.

    А6. Резкое ухудшение положения крестьян и городских низов в начале XVIII в. было вызвано

    1) церковным расколом

    2) изменением податной системы

    3) появлением медных денег

    4) установлением налога на соль

    Ответ: 2.

    А7. Что из перечисленного ниже относится к последствиям социально-экономических преобразований Петра I?

    А) активизация социальной мобильности населения

    Б) исчезновение различий между вотчиной и поместьем

    В) исчезновение «белых слобод»

    Г) окончательное закрепощение крестьян

    Д) рост налогообложения

    Е) образование монополий

    Укажите верный ответ.

    1) АБД

    2) АВГ

    3) БГЕ

    4) ВГД

    Ответ: 1.

    А8. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название документа, о котором идет речь.

    «Чины разделялись в этой росписи на 14 классов, начиная с генерал-адмирала, фельдмаршала, великого канцлера, до прапорщика и морского и канцелярского комиссара. Но сыновья вельмож не пользовались наравне с дочерьми преимуществами отцовских чинов. Всякий солдат, дослужившийся до штаб-офицерского чина, делался дворянином, и ему нельзя было отказать в патенте и гербе, и наоборот, знатнейший боярин, опозоренный наказанием, понижался в простолюдины».

    1) «Судебник»

    2) «Строевое уложение»

    3) «Генеральный регламент»

    4) «Табель о рангах»

    Ответ: 4.

    Задания части 2 (В) требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.

    Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

    В1. Установите соответствие между процессами и терминами, к ним относящимся.

    К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.




    Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

    Ответ: 2134.

    В2. Расположите события в хронологическом порядке события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

    А) начало царствования Петра I

    Б) провозглашение России империей

    В) принятие Соборного уложения

    Г) начало Северной войны



    Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

    Ответ: ВАГБ.

    В3. В приведенном ниже списке представлены имена государственных деятелей России XVIII в. Выберите из списка имена, относящиеся к первой половине XVIII в., и обведите соответствующие им номера. Обведенные номера запишите в таблицу.

    1) Александр Меншиков

    2) Федор Ушаков

    3) Александр Суворов

    4) Франц Лефорт

    5) Борис Шереметев

    6) Петр Румянцев



    Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов)

    Ответ: 145.

    В4. Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и напишите имя императрицы, о которой идет речь.

    «Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего великого отца… Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования… Ни одно царствование… не оставляло о себе столь приятного воспоминания».

    Ответ: Елизавета Петровна.

    Для ответов на задания части 3 (С) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.

    Задания С4—С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (C4), рассмотрение исторических версий и оценок (C5), анализ исторической ситуации (C6), сравнение (C7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

    С5. В исторической науке существует мнение, что жестокие меры проведения петровских реформ оправдываются их прогрессивным характером.

    Какая другая оценка петровских реформ вам известна? Какая оценка вам кажется более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения.

    Ответ:




    Тема 3. Россия во второй половине ХVIII в.

    Внутренняя политика Екатерины II

    В 1761 г., после смерти Елизаветы Петровны, престол наследовал ее племянник, внук Петра Великого – Петр III. Будучи поклонником прусского короля, Петр III установил прусские порядки, перешел на сторону Фридриха II, отказался от завоеваний Семилетней войны в пользу своего кумира. В 1762 г. он издал «Манифест о вольности дворянской», в котором дворянам разрешалось служить по желанию.

    В июне 1762 г. произошел очередной дворцовый переворот. Свергнув Петра III, к власти пришла жена императора, немецкая принцесса, в православии Екатерина Алексеевна. Екатерина II (1762–1796) проводила политику «просвещенного абсолютизма». Поощряла развитие экономики, культуры, законодательной системы. В 1764 г. была проведена секуляризация церковных земель (их передача в ведение казны). Отменено гетманство на Украине. В 1767 г. была созвана Уложенная комиссия для выработки новых законов, в которую вошли выборные представители купцов, горожан, государственных крестьян. Через год комиссия была распущена. В 1775 г. ограничено казацкое самоуправление на Дону, ликвидирована Запорожская Сечь. В 1773 г. был введен принцип веротерпимости.

    В 1775 г. проведена губернская реформа, разделившая страну на 50 губерний, а губернии – на уезды.

    Происходил дальнейший рост привилегий дворянства. Дворяне имели право ссылать крепостных по своему усмотрению. Были приняты законодательные акты, приближавшие положение крестьянина фактически к рабскому. Крестьяне переводились на денежный оброк. Заработать деньги крестьянам можно было либо занимаясь промыслами, либо уходя на заработки в город. Крестьян, уходивших на заработки в город, называли отходниками. Постепенно крестьяне теряли связь с землей, что вело в дальнейшем к разрушению крестьянского хозяйства и кризису феодальной системы хозяйства.

    В 1785 г. даны Жалованные грамоты дворянству и городам. «Жалованная грамота дворянству» закрепляла все сословные права и привилегии дворянства, полученные ими к тому времени. Она включила в российское дворянство прибалтийских баронов, польскую шляхту, казацкую старшину, украинских и белорусских помещиков, что окончательно консолидировало сословие дворян в России.

    «Жалованная грамота городам» закрепляла сословную структуру населения города, делила его на 6 сословных категорий, сохраняла и укрепляла средневековую цеховую организацию ремесленников. Расширялись права лишь одной категории – гильдейского купечества.

    В губерниях и уездах были созданы дворянские собрания. В городах создавались градские общества во главе с наиболее состоятельными купцами.

    Реальная власть в городах оставалась в руках городничего, управы благочиния и полицмейстера. На долю градской думы оставались вопросы благоустройства и санитарного состояния города.

    Развитие промышленности и торговли. Происходил дальнейший рост мануфактурной промышленности. Дворяне заводили мануфактуры по переработке сельхозсырья. В ряде отраслей использовался вольнонаемный труд. Запрещено было покупать и приписывать крепостных крестьян к заводам. Отменялись откуп и монополии в промышленности и торговле (откупом называли исключительное право, предоставлявшееся государством за плату частным лицам на производство или продажу какого-либо товара – вина, соли и т. п.). Возникали крестьянские мануфактуры, владельцы которых становились «капиталистыми» крестьянами. Усилилась экономическая специализация районов. С 1754 г. отменялись внутренние таможенные пошлины.

    В 1765 г. Г. Г. Орлов и Р. И. Воронцов учредили Вольное экономическое общество для оказания помощи помещикам в освоении новейшего отечественного и зарубежного опыта ведения сельского хозяйства.

    Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева (1773–1775). Беглый казак, участник Семилетней войны Е. Пугачев объявил себя чудесно спасшимся царем Петром III. Он создал повстанческую армию, использовал артиллерию, рассылал «прелестные письма» с призывами присоединиться к восстанию. Война охватила огромную территорию Поволжья и Урала. Военными действиями армии правительства против войска казаков, крестьян, работных людей руководил А. В. Суворов. После ряда поражений Пугачев был выдан богатыми казаками правительственным войскам и казнен в Москве.

    Россия в войнах второй половины XVIII в. Присоединение новых территорий. В 1756–1763 гг. Россия приняла участие в Семилетней войне, где главным ее противником являлась Пруссия. Крупнейшие сражения войны: в 1757 г. у деревни Гросс-Егерсдорф, в 1758 г. – у Цорндорфа, в 1759 г. – при деревне Кунерсдорф. В 1760 г. русские войска вошли в Берлин. В сражениях Семилетней войны одержали первые крупные победы П. А. Румянцев и А. В. Суворов, впоследствии прославившие русское военное искусство.

    Задача выхода к Черному морю решалась в русско-турецких войнах. В ходе войны с Турцией 1768–1774 гг. произошли сражения: 1770 г. – на реках Ларга и Кагул под командованием П. А. Румянцева; в этом же году – Чесменское морское сражение под командованием Г. А. Спиридова. Война закончилась заключением Кючук-Кайнарджийскогомира (1774): Россия получила территорию Причерноморья от Днепра до Буга, крепости Керчь, Еникале, Кинбурн, побережье Азовского моря, право на Черноморский флот и плавание в проливах Босфор и Дарданеллы. Крым стал независимым. В 1783 г. войска во главе с Г. А. Потемкиным заняли Крым. В этом же году был подписан Георгиевский трактат о защите Грузии войсками России.

    В ходе войны с Турцией 1787–1791 гг. произошли сражения: 1787 г. – оборона крепости Кинбурн, 1788 г. – завоевание крепости Очаков, 1789 г. – А. В. Суворов одержал две крупные победы при Фокшанах ина р. Рымник, 1790 г. – взятие крепости Измаил в устье Дуная, 1791 г. – адмирал Ф. Ф. Ушаков разбил турецкий флот у мыса Калиакрия. В 1791 г. подписан Ясский мир: к России отошло побережье Черного моря от Буга до Днестра, Крым признан за Россией. Создана база Черноморского флота – Севастополь.

    Разделы Польши. В 1772 г. Россия, Австрия и Пруссия произвели первый раздел Польши. По этому разделу к России отошла Восточная Белоруссия. В годы борьбы с влиянием Французской революции польский вопрос приобрел новую остроту. Во-первых, Екатерина II прервала отношения с Францией и вступила в антифранцузский союз. Во-вторых, опасаясь распространения революционных настроений в Польше, она согласилась на второй раздел Польши (1793). К России перешли центральная часть Белоруссии с Минском и Правобережная Украина. В ответ на это в Польше вспыхнуло мощное национально-освободительное движение во главе с Тадеушем Костюшко. Оно было подавлено русскими войсками под командованием А. В. Суворова. В 1795 г. Россия приняла участие в третьем разделе Польши и получила Западную Белоруссию, часть Волыни и Литву, а также Курляндское герцогство.

    Правление Павла I (1796–1801). Внутренняя политика. Сын Екатерины II Павел I укреплял режим государства путем усиления дисциплины, стремясь исключить все проявления либерализма и свободомыслия. Издал указ о наследовании престола строго по мужской линии. Ужесточил порядок службы дворян, ограничил действие «Жалованной грамоты дворянству». В армии насаждались прусские порядки. Указ «О трехдневной барщине» (1797) положил начало ограничению крепостничества, но этот документ не ослабил остроту крестьянского вопроса. Указом помещикам лишь рекомендовалось ограничиться трехдневной барщиной и не занимать крестьян господскими работами в воскресные дни. Во взаимоотношениях помещиков и крестьян все оставалось по-прежнему.

    Политика Павла I неоднозначно оценивается историками.

    В 1801 г. в результате заговора и дворцового переворота Павел I был убит.

    Внешняя политика Павла I. Продолжая линию борьбы против революционной Франции, в 1799 г. в Северную Италию были направлены войска под командованием А. В. Суворова. Французские войска были разбиты. Затем Суворов совершил Швейцарский поход, перейдя со своими войсками через Альпы. Размышления и советы о ведении войны великий полководец изложил в книге «Наука побеждать». В 1798 г. Ф. Ф. Ушаков захватил крепость на острове Корфу, взял Ионические острова, освободил Неаполь, вступил в Рим. Но в 1800 г. Павел I перешел на сторону Наполеона Бонапарта.

    Культура России во второй половине XVIII в. Культура России этого периода связана с эпохой Просвещения и развивалась как культура светская.

    Образование. Образование основывалось на сословности. Расширилась сеть кадетских корпусов для дворянских детей. Был открыт Смольный институт благородных девиц – 1764 г. В 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова был создан Московский университет. В губернских городах увеличилось число четырехклассных училищ, а в уездных – двухклассных школ. Солдатские дети обучались в солдатских школах. В духовных семинариях и школах обучались дети духовенства. Однако большинство населения России оставалось неграмотным.

    Наука и техника. Крупнейшим ученым этого периода является М. В. Ломоносов (1711–1765). Он проявил себя как энциклопедист – естествоиспытатель, поэт, художник, историк, физик, механик, химик, исследователь в других науках. А. Т. Болотов обосновал основы агрономии. М. М. Щербатов, И. Н. Болтин создают труды по истории российского государства. Много достижений в технике. В 1766 г. И. И. Ползунов на Урале изобрел паровую машину, И. П. Кулибин разработал проект одноарочного моста через Неву, создал оптический телеграф, много других оригинальных приборов.

    Литература. Главным направлением середины – второй половины XVIII в. становится классицизм. В этом стиле создавали свои произведения А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, В. Н. Майков, М. М. Херасков. Переход к просветительскому реализму в конце века связан с поэзией Г. Р. Державина, с пьесами Д. И. Фонвизина. В духе сентиментализма писал Н. М. Карамзин.

    Живопись. Основным жанром являлись парадные портреты, созданные в стиле классицизма. Ф. С. Рокотовым написаны портреты Майкова, Новосильцевой, В. Л. Боровиковским – портреты Куракина, Лопухиной, Д. Г. Левицким – Екатерины II, Демидова.

    Скульптура. Примерами классицизма в скульптуре являются памятник Петру I Э. М. Фальконе, серия психологических скульптурных портретов Ф. И. Шубина (Панина, Павла I, Ломоносова), памятник Суворову М. И. Козловского.

    Архитектура. В середине XVIII в. господствует стиль барокко: В. Растрелли построил Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе и др. На смену барокко приходит классицизм. Основоположником русского классицизма является В. И. Баженов. По его проектам построены Дом Пашкова в Москве, Михайловский замок в Петербурге. Его ученик М. Ф. Казаков создал проекты зданий Московского университета, Сената в Московском Кремле, дом князей Долгоруких (Колонный зал) – передан Благородному собранию, Голицынскую больницу в Москве. В Петербурге Д. Кваренги возвел здания Смольного института, Академии наук.

    Театр. Первый профессиональный театр был открыт Ф. Г. Волковым в Ярославле в 1750 г. Позднее его театр в Петербурге стал императорским, и директором в нем стал А. П. Сумароков. Помещики создавали свои театры крепостных актеров. В театре Н. П. Шереметева прославилась певица П. И. Ковалева (Жемчугова), балерина Т. В. Шлыкова.

    Образцы заданий

    При выполнении заданий части 1 (А) в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

    А1. Какое из перечисленных событий произошло в России в XVIII в.?

    1) создание Славяно-греко-латинской академии

    2) открытие Высших женских курсов

    3) открытие Царскосельского лицея

    4) основание Московского университета

    Ответ: 4.

    А2. В XVIII в. русские войска вступили в Берлин в ходе

    1) Семилетней войны

    2) Северной войны

    3) походов Суворова

    4) походов Ушакова

    Ответ: 1.

    А3. Уложенная комиссия, созванная Екатериной II, была призвана

    1) учредить новый порядок престолонаследия

    2) отменить крепостное право

    3) разработать новый свод законов

    4) учредить Государственный совет

    Ответ: 3.

    А4. Секуляризация – это

    1) политика оказания экономической помощи предпринимателям

    2) активное государственное вмешательство в хозяйственную жизнь

    3) политика государства, направленная на поддержку отечественного производства

    4) обращение государством церковной собственности в государственную

    Ответ: 4.

    А5. Увеличение денежного оброка во второй половине XVIII в. свидетельствовало о

    1) развитии товарно-денежных отношений

    2) усилении эксплуатации зависимых крестьян

    3) росте жизненного уровня крестьян

    4) ликвидации подушной подати

    Ответ: 1.

    А6. «Восточный вопрос» во внешней политике России во второй половине XVIII в. был связан с

    1) ухудшением русско-иранских отношений

    2) стремлением европейских государств к захвату восточных территорий России

    3) стремлением России получить выход к берегам Черного и Азовского морей

    4) желанием России помочь южнославянским народам

    Ответ: 3.

    А7. Какие события произошли в правление Екатерины II?

    А) восстание под предводительством И. Болотникова

    Б) взятие крепости Измаил русскими войсками

    В) церковная реформа патриарха Никона

    Г) секуляризация церковных земель

    Д) вхождение Крыма в состав России

    Е) Полтавская битва

    Укажите верный ответ.

    1) АБЕ

    2) АВГ

    3) БГД

    4) ВГЕ

    Ответ: 3.

    А8. Прочтите отрывок из донесения, адресованного Екатерине II, и укажите его автора.

    «Стены измаильские и народ пали пред стопами престола Ея Императорского Величества. Штурм был продолжителен и много кровопролитен. Измаил взят, слава Богу! Победа наша… Вашу светлость честь имею поздравить».

    1) М. Д. Скобелев

    3) А. Д. Меншиков

    2) П. С. Нахимов

    4) А. В. Суворов

    Ответ: 4.

    Задания части 2 (В) требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

    В1. Установите соответствие между названиями мирных договоров и территориями, вошедшими в состав Российской империи согласно этим договорам.

    К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.




    Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

    Ответ: 1542.

    В2. Расположите следующие имена монархов в хронологическом порядке их правления. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу.

    А) Екатерина II

    В) Анна Иоанновна

    Б) Елизавета I

    Г) Петр III



    Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

    Ответ: ВБГА.

    В3. В приведенном ниже списке представлены имена деятелей русской культуры. Выберите из списка имена, относящиеся к XVIII в. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

    1) А. Н. Радищев

    4) Д. И. Фонвизин

    2) И. П. Кулибин

    5) В. Г. Перов

    3) М. И. Глинка

    6) О. А. Кипренский



    Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

    Ответ: 124.

    Для ответов на задания части 3 (С) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.

    Задания С4—С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (C4), рассмотрение исторических версий и оценок (C5), анализ исторической ситуации (C6), сравнение (C7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

    С4. Назовите основные направления и важнейшие события внешней политики России во второй половине XVIII в. Назовите и обобщите не менее трех итогов внешнеполитической деятельности России этого периода.

    Ответ:











    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.