Онлайн библиотека PLAM.RU


Глава 24. Совершенствование разведки при Петре I

Дело отца, Алексея Михайловича, продолжил его сын — император Пётр I. Он впервые в воинском уставе 1716 года подвёл правовую базу под разведывательную и контрразведывательную работу.

При нем возникает новая форма представительства России за рубежом — двойное представительство, официальное и тайное. Он активно посылает на учебу и стажировку за границу офицеров армии и флота, боярских и дворянских недорослей, которые, кроме непосредственного обучения, выполняли разведывательные задания.

Обострение классовой борьбы привело к дальнейшему развитию аппарата политической полиции. В первой четверти XVIII века функции органов политической полиции выполняли Преображенский приказ и Тайная канцелярия.

С самого начала они были построены на основе строгой централизации и подчинялись непосредственно царю. Связь Преображенского приказа с царем была очень тесной.

Петр I постоянно знакомился с его делами, писал по ним инструкции, выносил решения, допрашивал обвиняемых. Только с 1700 года по 1705 год сохранилось более 50 его решений.

Возникший в конце XVII века как орган, управлявший Преображенским и Семеновским потешными полками, Преображенский приказ вскоре получил исключительное право вести следствие и рассматривать судебные дела по политическим, государственным преступлениям.

Он осуществлял преследование политических преступников, а также представителей трудящихся классов. Только в 1697–1709 годы им расследовано 65,5 % всех дел против крестьян и посадских людей. В Преображенском приказе была проведена расправа над участниками Астраханского восстания 1705–1706 годов.

В 1718 году в связи с расследованием дела о побеге за границу сына Петра I царевича Алексея создается Тайная канцелярия. Ее компетенция, по существу, ничем не отличалась от компетенции Преображенского приказа.

Однако Тайная канцелярия расследовала только дела, возникавшие в Петербурге и на территории, прилегавшей к нему. В силу ряда обстоятельств, связанных с острой борьбой между различными дворянскими группировками, происходившей внутри страны после смерти Петра I, Тайная канцелярия была ликвидирована в 1726 году, а Преображенский приказ в 1729 году.

В 1731–1762 годы функции политической полиции осуществляла Канцелярия тайных розыскных дел. Но в отличие от Преображенского приказа она была освобождена от общеадминистративных функций и занималась только расследованием политических дел.

Канцелярия тайных розыскных дел жестоко преследовала тех, кто выражал хоть малейшее недовольство существующим режимом. В 60-х — начале 70-х годов XVIII века царизм стал на путь проведения политики просвещенного абсолютизма.

Она выражалась в том, что в условиях обострения классовой борьбы он пытался применять более тонкие методы управления, завуалировать истинную сущность своей классовой политики либеральной фразеологией.

Одним из проявлений такой политики было уничтожение Канцелярии тайных розыскных дел и запрещение употреблять выражение «слово и дело государево».

Однако на самом деле просвещенный абсолютизм не исключал существования в государственном механизме политической полиции. Сразу же после ликвидации Канцелярии тайных розыскных дел создается Тайная экспедиция Сената.

Непосредственно подчиненная Екатерине II, она была верным стражем царского правительства, жестоко карала всех, кто покушался на незыблемость царской власти. В Тайной экспедиции Сената в 1775 году велось следствие по делу Пугачева, а в 1790 году Радищева.

Таким образом, с утверждением абсолютизма политическая полиция занимает прочное место в системе карательных органов Российского государства.

Третье отделение императорской канцелярии постоянный аппарат политической полиции. В начале XIX века кризис феодально-крепостнической системы охватил как экономическую, так и политическую сферы жизни.

В сложившихся условиях царизм встал на путь лавирования. В этом плане особенно отличалась политика Александра I. Так, была ликвидирована Тайная экспедиция Сената — орган, осуществлявший функции политической полиции.

Однако без политической полиции царизм обойтись не мог. В 1805–1826 годы создается ряд временных органов: Комитет высшей полиции, в 1805 году Комитет охраны общей безопасности, который должен был возглавить политический сыск в стране, а в 1807 году Особенная канцелярия министра полиции — орган политического сыска, осуществлявший наряду с борьбой с инакомыслящими подданными России также функции контрразведки с 1810 года.

Но в связи с возросшей оппозицией царизму, и в частности со стороны дворянства, нужен был сильный постоянный аппарат политической полиции. А когда 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге декабристы открыто выступили против царя, перед правящими кругами этот вопрос встал особенно остро. В начале 1826 года Николаю I был представлен проект генерал-адъютанта Бенкендорфа, будущего шефа жандармов и начальника Третьего отделения.

В соответствии с Указом от 3 июля 1826 года политическая полиция передавалась в ведение нового Третьего отделения. Политическая, или, как тогда говорили, высшая полиция была самым строжайшим образом централизована: она подчинялась непосредственно царю и действовала под его надзором и контролем.

Главной задачей Третьего отделения было охранение устоев государственной жизни. Оно обладало широкой компетенцией и большими правами: от наблюдения и тайного надзора за политически неблагонадежными лицами, иностранцами, фальшивомонетчиками и раскольниками до составления ведомостей и статистических сведений о всех вообще происшествиях.

Согласно секретным инструкциям Третье отделение осуществляло контроль и надзор за всеми государственными учреждениями как в центре, так и на местах. Оно не зависело от администрации и общей полиции.

В состав Третьего отделения входили пять экспедиций. Первая экспедиция ведала организацией политического сыска и следствия, наблюдала за деятельностью революционных организаций, отдельных революционеров и общественных деятелей, занималась вопросами высылки людей подозрительных и вредных.

Вторая экспедиция вела дела, связанные с сектантством и расколом, а также должностными преступлениями. В ее ведении находились политические тюрьмы — Алексеевский равелин Петропавловской крепости, Шлиссельбургская крепость, Спасо-Евфимьевский монастырь, Шварцгольский дом.

Третья экспедиция наблюдала за иностранцами, проживавшими в России, и осуществляла некоторые функции контрразведки. Четвертая экспедиция вела борьбу с крестьянским движением в стране. Пятая экспедиция выполняла функции цензурного ведомства и наблюдала за периодическими изданиями.

Третье отделение составляло ежегодные отчеты царю о политическом состоянии в стране, настроениях различных классов, социальных групп и так далее.

Вся деятельность Третьего отделения была направлена на борьбу с революционным и общественно-политическим движением в стране. В 30-50-е годы XIX века.

Третье отделение было занято ликвидацией последствий восстания декабристов, преследованием польских революционеров, борьбой с общественным движением — кружок М. В. Петрашевского и другие.

Третье отделение пыталось вести борьбу с революционным движением в Западной Европе, помешать проникновению революции в Россию. В 60-е годы его заграничные агенты стремились воспрепятствовать общественно-политической деятельности Герцена и других лондонских пропагандистов. Будучи обеспокоенным деятельностью I Интернационала, оно пыталось, правда, безуспешно, заслать своего агента к Марксу.

Особую активность проявило Третье отделение весной 1871 году когда возникла Парижская Коммуна. В Париже оно установило контроль за перепиской между Францией и Россией и одновременно стремилось выяснить, кто из русских эмигрантов принимает участие в Коммуне.

Всем подведомственным органам было дано указание усилить надзор за неблагонадежными элементами, следить за настроениями разных кругов общества.

После падения Парижской Коммуны Александр II издал специальное повеление «О принятии мер по охране границ Империи». Губернаторы западных приграничных губерний были обязаны сделать все, чтобы закрыть границы для участников Парижской Коммуны и принять меры к задержанию тех из них, которые бы пытались тайно проникнуть на территорию Империи.

Стремясь покончить с революционным движением в Европе и его организационным центром — I Интернационалом, царское правительство выступило с предложением создать международный полицейский интернационал.

Исполнительным органом Третьего отделения на местах стала жандармерия. Сначала она выполняла функции военной полиции и входила в состав армии.

В апреле 1827 года жандармские части были объединены в отдельный корпус и связаны с политической полицией. Начальник Третьего отделения одновременно был шефом корпуса жандармов.

Корпус жандармов разделялся на 5 округов, а каждый округ на жандармские отделения во главе с губернскими штаб-офицерами, дивизионы и команды.

Происходит также увеличение жандармерии. В 1836 году создается уже 8 жандармских округов, а численность корпуса жандармов возросла с 4138 человек в 1827 году до 5797 человек в 1850 году.

Более тесной стала организационная связь Третьего отделения и корпуса жандармов. Управляющий Третьим отделением стал занимать и должность начальника штаба корпуса жандармов.

Особое внимание царское правительство уделяло укреплению и расширению аппарата политической полиции, в частности жандармерии. Увеличение сети жандармских органов сопровождалось ростом численности отдельного корпуса жандармов. В 1880 году в нем насчитывалось более 7500 человек, а в 1896 году более 9000 человек.

Охранные отделения, их организационная структура, формы и методы деятельности. Обострение классовой борьбы в стране, возникновение хорошо законспирированных революционных организаций заставили царское правительство создать в 1880 году специальный полицейский аппарат — отделения по охране общественной безопасности и порядка — в революционной среде их называли охранкой. Сначала они были организованы в Москве, Петербурге, Варшаве, а с 1903 года по всей стране.

Правовые основы деятельности охранных отделений определялись Положением об охранных отделениях, согласно которому на них возлагалось негласное расследование по делам о государственных преступлениях.

Охранные отделения вели борьбу с революционными организациями и их членами, устанавливая за ними как наружное, так и внутреннее наблюдение.

Наружное наблюдение осуществлял отдел наружного наблюдения охранного отделения. Он состоял из заведующего и агентов наружного наблюдения — филеров.

Отделу также были подведомственны низшие чины охранного отделения: участковые полицейские надзиратели, вокзальные полицейские надзиратели.

Они наводили справки о лицах, интересующих полицию, присутствовали при отправлении и прибытии поездов, в случае необходимости могли задержать тех или иных лиц.

Наибольшее распространение наружное наблюдение получило в конце XIX века в связи с ростом революционного движения в России. Особенно выделялись филеры Московской охранки.

Именно их опыт убедил Департамент полиции в необходимости расширения наружного наблюдения. Самые крупные летучие отряды филеров были созданы при московском и петербургском охранных отделениях.

Задачи, формы и методы деятельности филеров четко и подробно определялись специальной Инструкцией. Требования, предъявляемые к филеру, были очень высокими.

Они касались его человеческих качеств, деловых способностей, политических убеждений. В Инструкции по организации наружного наблюдения подчеркивалось, что филер должен быть политически и нравственно благонадежен.

Лица, принимавшиеся на службу в качестве филеров, как правило, проходили испытательный срок, чтобы овладеть определенными навыками. Деятельность филеров обычно выходила за рамки наблюдения за объектом. Они устанавливали связи объекта, стремились войти в доверие к лицам, связанным с поднадзорным.

Однако революционеры научились быстро распознавать их. Это было связано с тем, что в качестве филеров нередко подвизались лица с низкими моральными устоями, бывшие уголовники и деклассированные элементы.

Хотя наружное наблюдение широко использовалось в деятельности царской охранки, однако в одном из правовых актов Министерства внутренних дел прямо говорилось, что оно «представляется средством большею частью вспомогательным, а потому при отсутствии освещения со стороны внутренней агентуры оно лишь в исключительных случаях может дать самостоятельный материал для выявления сообществ. Поэтому наибольшую выгоду из наружного наблюдения можно получить только при строгом сообразовании его с указаниями внутренней агентуры».

Таким образом, главную роль в работе охранных отделений играла внутренняя агентура. Одной из важнейших задач негласных агентов являлось проникновение в революционную среду.

Департамент полиции возлагал на начальников охранных отделений приобретение и сбережение внутренней и секретной агентуры как единственного вполне надежного средства, обеспечивающего осведомленность.

В директивах Департамента полиции специально отмечалось, что секретного сотрудника, находящегося в революционной среде никто и ничто заменить не может.

Организацию внутреннего наблюдения осуществлял агентурный отдел, или отдел внутреннего наблюдения с секретным делопроизводством. Это было главное подразделение охранного отделения.

Отдел наружного наблюдения и канцелярия играли вспомогательную роль. Основными категориями секретных сотрудников являлись осведомители и провокаторы.

Осведомители сами не принимали активного участия в деятельности революционных организаций, а доносили на них. Провокаторы, как правило, были членами революционных организаций и предавали своих товарищей. На их вербовку обращалось главное внимание. Именно они представляли наибольшую ценность для охранки.

В охранных отделениях была установлена система работы с секретными сотрудниками. Агентов никогда не называли по фамилии, а лишь по кличке. Каждый сотрудник работал с определенным офицером.

Только он, начальник охранного отделения и директор Департамента полиции знали настоящую фамилию агента. Секретные сведения агент сообщал тому офицеру, к которому был прикреплен.

Встречи секретных сотрудников с офицерами происходили на конспиративных квартирах охранного отделения, которые содержались подобранными для этой цели лицами. Иногда агенты посылали письменные донесения по специальному адресу.

После получения сведений от агента офицер оформлял агентурную записку, в которой указывалось, кем она составлена, кто дал сведения, дата приема сведений, к какой партии или организации они относятся.

Копии записок передавались начальнику охранного отделения. Содержащиеся в них сведения подвергались дальнейшей разработке путем внутреннего и наружного наблюдения.

Все агентурные данные по району поступали в районное охранное отделение, а затем обобщенные сводки в Департамент полиции. В агентурном отделе важную роль играл карточный алфавит.

С развитием военного искусства значение разведки возрастает. При царе Алексее Михайловиче, отце Петра Великого, в 1654 году создаётся Приказ тайных дел, к которому от Посольского приказа переходят разведывательные функции.

Позднее, в 1726 году, Петр I передал дела Приказа тайных дел в Тайную канцелярию, а затем в Преображенский приказ. В регулярную практику секретной переписки вводятся шифры, мастером составлять которые был сам царь.

В 1716 году в новом воинском уставе Петра I разведывательная работа впервые приобретает правовую основу и поручается генерал-квартирмейстерской службе.

Особенно велик его вклад в обеспечение экономической безопасности России, в которой он, с одной стороны, придавал большое значение развитию производительных сил, постоянно вникал в нужды промышленности и торговли, а с другой — активно способствовал дальнейшему развитию и становлению спецслужб.

Российские посольства продолжали активно добывать политическую, военную и экономическую информацию, приглашать на работу в страну иностранных специалистов.

Кроме них Петр Великий начинает целенаправленно создавать и другие структуры, говоря современным языком под глубоким прикрытием, которые также занимались разведывательной деятельностью в интересах России.

Сотрудники российской ФСБ напрасно называют себя чекистами — в память о созданной коммунистами чрезвычайной комиссии по так называемой борьбе с контрреволюцией и саботажем, проводившей кровавую вакханалию в стране на протяжении нескольких десятилетий.

Им следовало бы именовать себя петровцами, ибо впервые ведомство по преследованию политических противников режима было создано при Петре I. При этом, как считают некоторые историки, оно было первым не только в России, но в других странах.

Этим зловещим учреждением был Преображенский приказ. Он создавался и действовал в обстановке настолько глубокой секретности, что ученые до сих пор не могут обнаружить дату его создания. Первые достоверные сведения о нем появились в 1702 году.

Начальствующий состав приказа был наделен правом расследовать по своему усмотрению деятельность любого учреждения или лица, независимо от его чина и принимать по отношению к этим людям любые меры, которые представлялись руководству необходимыми.

Тайная полиция могла арестовать любого человека для допроса и получения от него интересующих ее сведений. Петровцы арестовывали многие тысячи людей, которых подвергали пыткам и умерщвляли в подвалах приказа.

В числе арестованных были, в частности, крестьяне, которые выступали против мобилизации в армию и инакомыслящие. Была создана также система стукачей, которые добывали информацию о крамольных высказываниях по адресу действий власти и, в частности, самого императора.

Эту информацию доносчики добывали в кабаках, где такие высказывания иной раз позволяли себе подвыпившие посетители. После этого авторы подобной крамолы подвергались аресту.

Петра I у нас до сих пор принято называть «Великим». Ему в заслугу вменяются построение великой державы, завоевательные войны и открытие окна в Европу.

На практике это был диктатор, деятельность которого привела к гибели, по оценкам, от 20 до 30 % населения страны. Создание великих держав всегда сопровождается великими жертвами среди мирного населения.

При Петре I резко расширяется практика приглашения иностранных специалистов в страну. Она становится одним из элементов развития российской промышленности.

Так, только Великое посольство завербовало 800 инженеров, офицеров, врачей и корабельных мастеров. Иностранным специалистам создавались все условия — высокая оплата, беспошлинный вывоз из страны всего нажитого на русской службе имущества.

Однако значительное количество иностранных специалистов пришлось на шпионов, авантюристов и мошенников, поэтому отношение российского императора к ним претерпело серьезные изменения.

Основными методами расследования дел подведомственных Тайной канцелярии при Петре I были пытки и рассмотрение доносов. Но, кроме них появились и новшества, в том числе — перлюстрация почтовой переписки.

17 июня 1718 года специальным указом царя было «приказано вскрывать в почтовом ведомстве те письма, которые приходят на имя чужестранных министров».

Как оказалось, в этих конвертах были подозрительные письма к подданным его величества, к знатным особам. Ряд этих лиц были арестованы и сурово наказаны.

В 1697 году Петр Великий учреждает Преображенский приказ. Если вначале его функции были довольно разнообразны, то постепенно деятельность приказа сосредоточивается на разведке, контрразведке, пресечении преступлений против царя и государства.

Бессменным руководителем приказа был князь Ромодановский. Всей деятельностью, связанной с разведкой и контрразведкой, руководил лично царь. Донесения о действиях вражеских шпионов шли на имя царя, он с ними знакомился и давал точные и лаконичные указания.

Петр I превыше всего ставил национальные интересы России, поэтому он пошел дальше своего отца в определении и расследовании преступлений по слову и делу государеву.

Если по Уложению царя Алексея Михайловича от 1649 года смертная казнь полагалась за 60 видов преступлений, по современному ему французскому законодательству — за 115, то Петр ввел смертную казнь за 200 видов.

Именно при Петре I резко повысился уровень обеспечения экономической безопасности России, многие российские товары, благодаря своему качеству и дешевизне, стали конкурентоспособными и пользовались устойчивым спросом на внешних рынках.

В начале царствования Петра центральными разведывательными органами оставались Разряд, Посольский приказ и Приказ тайных дел. Но это продолжалось недолго. Молодой Петр не был удовлетворен результатами разведывательной деятельности приказов и взял руководство разведкой в свои руки.

Начало непосредственного руководства Петра разведкой относится ко времени Азовских походов. С начала Северной войны разведывательные функции приказов сходят на нет, сами эти приказы упраздняются.

Руководство разведкой осуществляет сам царь. Создаются новые органы управления: кабинет, или походная канцелярия царя, возглавляемая его кабинет-секретарем; походная Посольская канцелярия, созданная для оперативного разрешения дипломатических вопросов и одновременно проводившая разведывательную деятельность, а также разведку ведут штабы армии — обоз князя Меньшикова, командовавшего конницей, и главная военная канцелярия фельдмаршала Шереметева, командовавшего пехотой и артиллерией.

Военно-морская разведка была создана одновременно с военно-морским флотом и осуществлялась через одного из помощников адмирала флота.

Необходимо отметить, что Посольский приказ, позднее Коллегия иностранных дел, находившаяся в Москве, вела разведку через дипломатический аппарат в странах пребывания и готовила кадры дипломатических работников.

Разведка, которая велась при Петре I, обеспечивала главным образом военные интересы государства. Жизнь Петра почти сплошь было занята войнами.

Разведка направлялась на непрерывное и систематическое добывание сведений о военном, политическом и экономическом положении иностранных государств, в первую очередь Швеции и Турции, как главных противников.

Изучались и другие страны, которые так, или иначе интересовали Петра, будь то союзные, или нейтральные, близко, или далеко от России расположенные.

Все сведения шли по различным каналам к Петру, в его аппарат, где суммировались и использовались для обеспечения русских вооруженных сил в различных кампаниях Северной войны.

По характеру своих задач русская военная разведка времен Петра I может быть подразделена на два вида — стратегическую и тактическую, а по средствам ведения — на войсковую и агентурную. Удельный вес средств агентурной разведки в каждом виде разведки был различным.

Стратегическая разведка занималась вопросами подготовки и ведения войны государством в целом. Следовательно, для выработки необходимой стратегии государству нужны сведения военного, политического и технического характера о вероятном противнике.

Такого рода сведения могут и должны добываться в глубоком тылу противника задолго до войны, что, конечно, не исключает добывания их и во время войны.

Добыванием их занимается стратегическая разведка. В петровские времена добыванием таких материалов занимались главным образом дипломаты, используя для этого свой легальный и нелегальный аппарат в стране пребывания.

Тактическая разведка в петровские времена велась силами и средствами войск в интересах боевых действий самих войск.

Свою лепту в укрепление разведывательной службы России внесла императрица Екатерина Великая. По её указанию была создана тайная экспедиция, черпавшая важные сведения из перлюстрирования переписки иностранных дипломатов.

За 34 года ее правления поступления в казну увеличились в 4 раза, вдвое возросло население страны, в том числе за счет завоевания новых территорий, было добыто право свободного судоходства по Черному морю, а также через проливы Босфор и Дарданеллы, завоеван Крым, что расширяло возможности торговли южных районов России с сопредельными и более дальними странами. Сухопутная доставка товаров обходилась в 50 раз дороже транспортировки водным путем.

9 января 1769 года в Москве и Санкт-Петербурге Екатерина II основывает Ассигнационные банки, призванные пополнять постоянно нуждавшуюся казну. В качестве ближайших целей банки должны были пополнить полноценную валюту для подкупа ценных агентов.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.