Онлайн библиотека PLAM.RU


Глава 31. Русская разведка в начале ХХ века

На рубеже ХХ века внешняя разведка России сосредотачивалась главным образом в руках МИДа. Согласно «Учреждению Министерства иностранных дел» 1892 года, в канцелярии МИДа сосредотачивались сведения политического, экономического и военного характера, поступавшие из-за границы.

За рубежом организация изучения страны пребывания любыми способами возлагалась на глав дипломатических представительств. Перед отъездом в командировку каждого руководителя загранпредставительства знакомили с секретными письменными инструкциями, подготовленными в канцелярии МИДа и заверенные императором.

Так, в инструкции, полученной новым посланником в Аддис-Абебе Власовым в сентябре 1897 года, говорилось: «В дополнении к данным уже Вам общим инструкциям, я считаю необходимым обратить внимание Вашего Превосходительства на некоторые вопросы, выяснение которых на месте будет одной из задач Вашей Миссии, имеющей разведочный характер».

Для обеспечения финансовой поддержки мероприятий, связанных с разведывательным характером, выделялись специальные суммы — для подкупа нужных людей.

В организации разведывательного дела за рубежом существовали некоторые особенности. Например, ведение тайной агентурной разведки посланниками России (на которую выделялись специальные средства) не являлось обязательным, а предоставлялась на их усмотрение, что порождало пассивное отношение к разведке со стороны большинства сотрудников МИДа.

До сих пор представляют интерес материалы о деятельности органов военной разведки в преддверии войны с Японией, где особо подчеркивается слабость русской агентурной разведки в этой стране.

После поражения России в войне с Японией в 1905–1906 годах военная разведка реорганизуется. В Академии Генерального штаба впервые вводится курс тайной разведки, а подготовка профессионалов-разведчиков обретает регулярную основу.

Самым крупным успехом русской разведки перед 1-й Мировой войной явилась вербовка полковника русского отдела австро-венгерской разведки Альфреда Редля.

Полковник намеренно скрывал от австро-венгерского Генерального штаба поступающую к нему лично, по долгу службы, разведывательную информацию от агентов Вены в России.

Редль передал России австро-венгерские мобилизационные планы против России и Сербии. Впоследствии измена Редля помогла успешно противостоять сербской армии против австро-венгерских войск в начальный период войны.

Любопытно, что некоторые услуги полковник делал из собственных побуждений, никогда не просил гонорар, который русская сторона ему всегда щедро платила.

Эксперты истории спецслужб мира считают Альфреда Редля самым эффективным российским агентом-гомосексуалистом, действовавшим в Европе до первой мировой войны.

До 1905 года Редль был директором австро-венгерской разведки. О Редле ходили легенды, что в Европе нет секретов, не доступных руководимой им разведслужбе. В действительности же этими секретами владела русская разведка, ибо Редль служил России.

Полковник Редль был крупнейшим в истории мировой разведки кротом — офицером спецслужбы, действующим в интересах противника. Завербовал австрийца полковник Батюшин, резидент царской военной разведки в Варшаве.

Среди своих коллег-разведчиков он прославился бесшабашной отвагой и авантюризмом. Однажды на маневрах немецкой армии, где Батюшин присутствовал в качестве наблюдателя, он ухитрился вытащить записную книжку из кармана германского императора Вильгельма II.

Перефотографировал ее и быстро вернул на место, да так ловко, что кайзер даже не успел хватиться пропажи. Хотя Редль тщательно скрывал от начальства и сослуживцев свои многочисленные связи среди гомосексуалистов, Батюшину, опытному ловцу душ, была известна эта порочная страсть своего коллеги.

Используя шантаж и подкуп, Батюшин сделал из Редля первого в истории русской разведки голубого крота. Помимо огромной ценности поставляемых Редлем разведданных в его деятельности присутствовала еще одна отличительная черта — он был самым дорогостоящим шпионом России.

Австрийская военная контрразведка, проводившая исследование документов и имущества Редля после его самоубийства, только ахнула. В последние два года жизни он приобрел огромное поместье под Веной, шикарный особняк в Праге, шесть автомобилей самых престижных марок.

Один из них Редль подарил своему любовнику — молодому офицеру уланского полка. Кроме ежегодного жалованья в 100 000 крон, которое в 15 раз превышало его годовой должностной оклад, Редль получал деньги от русской разведки и за разовые успешные операции.

Гомосексуальные страсти Редля стоили жизни не одному ему. Потери Австро-Венгрии в четырех сербских кампаниях исчислялись 200 тысячами убитых и 300 тысячами раненых.

Сербия потеряла лишь 331 тысячу убитыми и ранеными. На русском фронте австро-венгерская армия потеряла около шести миллионов солдат и офицеров. Военное поражение привело к развалу австро-венгерской империи и падению династии Габсбургов. В своей предсмертной записке полковник Редль писал: «Легкомыслие и страсти погубили меня. За свои грехи я расплачиваюсь жизнью. Альфред».

Правда, историки разведки расходятся во мнениях относительно степени полезности его документальной информации для русской стороны. Вероятно, последнее слово остается за будущими исследованиями.

Несмотря на монополию МИДа в отношении разведки за рубежом, иногда отдельные ведомства России имели собственных агентов за границей. Характерным примером может служить Рачковский, руководивший во Франции агентурой царского департамента России, и совмещавший работу на полицию и разведку.

Коллега Рачковского в Берлине, Гартинг, сыграл заметную роль в добывании разведывательной информации. Сбор сведений государственного значения за границей производило и Министерство финансов, опираясь на собственную агентуру — финансовых агентов и представителей банков.

Министерство торговли и промышленности, созданное в октябре 1905 года, располагало рядом отдельных агентов за рубежом, состоявших при русских представительствах и занимавшихся в основном сбором разведывательных данных экономического характера.

Собственные сведения поставлял и Святейший Синод, использовавший для достижения целей духовные миссии Русской православной церкви за рубежом.

Однако не стоит переоценивать деятельность отдельных ведомств. Информация, поступившая, например, от банкира либо иеромонаха, отличалась разной степенью заинтересованности, активности, регулярности, глубины, полноты и достоверности.

Если обрисовать общее положение русской разведки накануне 1-й Мировой войны, оно находилось в сильно запущенном состоянии.

Как правило, агентурная деятельность за границей базировалась на отрывочных сведениях доброжелателей, то есть лиц, самостоятельно предлагавших информацию, часто — один, или несколько раз.

Разведывательные структуры не имели четкой организации, зачастую сведения получали бессистемно, при отсутствии общей программы.

Характерен следующий пример. Командир Выборгского полка Церницкий рассказывал, что в Берлине граф Шувалов — посол в Германии в 90-х годах XIX века собрал всех русских офицеров и решил узнать их мнение о германской армии и предложил им всем дать письменные ответы, дав на эту работу час времени. Сам он тоже написал.

Когда были прочитаны эти ответы, которые очень высоко ставили германскую армию во всех отношениях, Шувалов сознался, что он «признавал германскую армию хорошей, но не столь блестящей, как сейчас увидел из прочитанных отзывов, что, значит, он вводил правительство свое в заблуждение, не придавая в своих отчетах этой армии никакого значения».

Русская разведка, конечно, имела собственные недочеты и недостатки в работе. В ее рядах служили и предатели, без которых не существует ни одна разведка в мире.

Но самое главное и примечательное состоит в беспредельном мужестве русских разведчиков, порой ценою жизни добывавших необходимую для страны информацию, способствовавшую процветанию России.

У государств, возникших на заре истории, забота о безопасности и порядке стояла на переднем плане государственной деятельности. Она составляла не только особую отрасль управления, но и становилась центром и одновременно наибольшей и наиважнейшей частью государственной работы, вокруг которой только постепенно стала намечаться остальная управленческая деятельность.

Эти функции и выполняют специальные службы, под которыми принято понимать государственные органы, созданные и действующие в интересах защиты национальных интересов и безопасности как внутри страны, так и на международной арене.

Они всегда являлись наиболее острым инструментом борьбы, обеспечивая политическое руководство достоверной объективной информацией о реальном состоянии дел в той, или иной сфере социально-политической и экономической жизни, требующих решения на высшем уровне.

Деятельность специальных служб регламентируется законом и контролируется правительственными и законодательными органами. Они имеют свою структуру, которая соответствует специфике решаемых задач.

Используют в своей практической деятельности специальные формы и методы, которые не применяются другими государственными органами власти и управления.

Речь идет об использовании агентуры, то есть лиц, которые конспиративно, тайно, добровольно, либо вынужденно, на постоянной, или временной основе выполняют поручения спецслужб, не являясь их кадровыми сотрудниками.

Таким образом, внутренней безопасности государства в России всегда придавали большое значение, создавая для этого специальные подразделения и службы.

К началу ХХ века в стране сложилась система спецслужб и правоохранительных учреждений, которую составляли: полицейские подразделения Министерства внутренних дел, пенитенциарные подразделения Министерства юстиции, конвойная стража и Фельдъегерский корпус Военного министерства, Корпус пограничной стражи Министерства финансов.

Регулярная полиция появилась в России в ходе реформ Петра I. Задачи полиции были определены в Регламенте Главному магистрату в 1721 году, в котором говорилось, что «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности».

В 1802 году было учреждено Министерство внутренних дел, в подчинение которого постепенно перешли все полицейские структуры. В начале ХХ века полиция подразделялась на городскую, уездную, оперативно-розыскную и жандармскую.

В столицах и крупных городах основными полицейскими звеньями были участки, которые делились на околотки. Непосредственную полицейскую службу в околотках несли городовые.

В уездах основными полицейскими звеньями были станы, в которых несли службу становые приставы. В сельской местности полицейские функции выполняли сельские стражники.

Для усиления уездной полиции в мае 1903 года была образована уездная полицейская стража, предназначавшаяся для охранения благополучия, общего спокойствия, безопасности и порядка и имевшая военную структуру. Ее основу составляли конно-полицейские части.

Оперативно-розыскные функции в полиции возлагались на охранные отделения, по политическим преступлениям, и сыскные отделения, по делам общеуголовного характера.

Наиболее могущественной в системе полицейских учреждений была жандармерия. Отдельный корпус жандармов — ОКЖ был учрежден в 1827 году.

Он имел чисто военную организацию и в административном, строевом и хозяйственном отношении первоначально подчинялся Военному министерству. В 1880 году Отдельный корпус жандармов вошел в состав МВД, но остался состоять на бюджете Военного министерства.

Жандармерия имела свои разновидности: жандармерия столичных и губернских управлений, железнодорожная жандармерия, каждая железная дорога имела свое жандармское управление, пограничная несла службу по охране границ и осуществляла контроль за въездом в империю и выездом за ее пределы, полевая жандармерия, осуществлявшая функции военной полиции, аналогичные функции в крепостях выполняла крепостная жандармерия.

В ОКЖ имелись наблюдательная полиция и собственная агентура, которые активно использовались для контрразведывательной деятельности. Численность жандармерии была невелика, в начале ХХ века она составляла немногим более 6 тысяч человек.

Остроги и тюрьмы, к сожалению, были неотъемлемой частью России на протяжении всех периодов ее истории. Уже в Уложении о наказаниях 1649 года было более 40 статей, предусматривавших тюремное заключение.

Но единой пенитенциарной системы в стране долго не существовало. В начале XIX века в Департаменте исполнительной полиции МВД было образовано Управление местами заключения, которое в 1879 году преобразовывается в Главное тюремное управление — ГТУ. В двадцатый век ГТУ вступило с 895 тюрьмами и большим штатом тюремной администрации, чиновников и стражников.

В 1811 году в России вводится внутренняя стража, как особый род войск для несения караульной и конвойной службы, а также для выполнения ряда полицейских функций.

Внутренняя стража была полицейским органом, но имела военную организацию и подчинялась Военному министерству. Во второй половине XIX века внутренняя стража реорганизуется в местные войска, в составе которых выделяется конвойная стража.

Местные войска подчинялись командующим военными округами. В каждой губернии располагалась бригада местной стражи, в которую организационно входили команды конвойной стражи.

Конвойная стража, предназначавшаяся для сопровождения арестантов, подавления беспорядков в местах заключения и наружной охраны тюрем, подчинялась не только военному руководству, но и начальнику Главного тюремного управления. В 1886 году было сформировано 530 команд конвойной стражи, в составе которой было 100 офицеров и около 12 тысяч нижних чинов.

Самым малочисленным в среди спецслужб был Фельдъегерский корпус, образованный в 1797 году. В январе 1859 года в Корпусе служило всего 92 фельдъегеря, распределенных по двум ротам.

В начале ХХ века его состав доходил до 120 человек. Чины корпуса не только доставляли во все концы империи и за рубеж секретную корреспонденцию, документы, деньги и ценности, но и обеспечивали конвоирование государственных преступников. Так, все декабристы были отправлены в Сибирь в сопровождении фельдъегерей.

В России всегда большое внимание уделялось охране границ, но организационное оформление Отдельный корпус пограничной стражи — ОКПС получил только в октябре 1893 году, когда он был выделен из состава Департамента таможенных сборов в самостоятельную структуру в составе Министерства финансов.

К 1900 году в состав корпуса входило 7 пограничных округов, дислоцированных по границе России, и Особый Заамурский округ, охранявший район КВЖД в Китае, 35 бригад, два самостоятельных отдела и флотилия. Самым крупным подразделением ОКПС был Заамурский округ, в котором служило до 500 офицеров и 25 тысяч нижних чинов.

1 января 2008 года исполняется 91 год со дня присвоения ОКПС наименования Отдельный пограничный корпус. С этого дня чины пограничной стражи стали официально называться пограничниками.

В течение всего периода существования в России спецслужб и правоохранительных учреждений в них неоднократно изменялось организационно-штатное построение, они входили в состав различных министерств, но неизменной оставалась главная задача их деятельности — обеспечение внутренней безопасности государства.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.