|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Вооружение Будучи не в состоянии изготовить для своего флота 406-мм орудия, итальянская фирма «Ансальдо» спроектировала и отработала чрезвычайно мощный образец 381-мм артсистемы и трехорудийной башенной установки для нее, получившей обозначение «381/50 An 1934». К изготовлению орудий и установок подключили также фирму «ОТО» (образец в этом случае назывался «381/50 ОТО 1934»), причем если первая из фирм изготовила все 381-мм артустановки для «Литторио» и «Имперо», а также одну для «Ромы», то вторая — две оставшиеся для «Ромы» и все три для «Витторио Венето». Орудия для «Литторио» были скрепленной конструкции, а все остальные — лейнированные (т. е. могли пройти в корабельных условиях перестволивание тонкостенной внутренней трубы — лейнера). Как уже отмечалось, баллистика этих артсистем форсировалась до предела, что неизбежно вело к повышенному рассеиванию падений по дальности (снижению меткости) и резко сокращало живучесть стволов. Эти проблемы усугублялись невысоким качеством итальянских снарядов и особенно зарядов при их валовом производстве. В остальном орудия соответствовали обычным английским стандартам времен первой мировой войны: мелкая нарезка с ходом 30 калибров, открывающийся в сторону поршневой затвор системы Велина с гидропневматическим приводом. Башенная установка тоже соответствовала тем же техническим традициям: три независимые качающиеся части с гидравлическими тормозами отката и пневматическими накатниками, зарядниковая подача с перегрузочным отделением, фиксированный угол заряжания по вертикальному наведению, равный +15 градусов, цепной досылатель прибойникового типа. Существенной особенностью, однако, являлось использование только электроприводов с электромашинными усилителями системы «Вард-Леонарда». Что касается 152-мм установок, то их также изготавливали те же самые фирмы: «152/55 Ап1934» устанавливались на «Литторио», а «152/55 ОТО1936» — на «Витторио Венето» и «Роме». Различия между этими образцами практически отсутствовали. Орудия имели лейнированную конструкцию, горизонтально-скользящий клиновой затвор с ручным приводом, раздельно-гильзовое заряжание, раздельные качающиеся части с гидравлическими тормозами отката и пневматическими накатниками. Установки обладали электроприводами, элеваторной подачей боезапаса, телескопическими пневматическими досылателями. Следует также отметить, что и эти артиллерийской системы страдали большим рассеиванием и низкой живучестью стволов. Артиллерию зенитного калибра дальнего боя составляли 12 одноорудийных 90-мм башенных установок моделей «90/50 An 1938» или «90/50 ОТО 1939» с непосредственной четырехосной стабилизацией — уникальный случай в конструировании корабельного артвооружения того периода. Система стабилизации конструкции генуэзской фирмы «Сан Джордже» отличалась сложностью конструкции и, как следствие, недостаточной надежностью. Предельные углы стабилизации по бортовой качке составляли ±15, а по килевой ±5 градусов. Особенности конструкции установки включали наличие автоматического установщика дистанционных взрывателей, параллелограммного досылателя броскового типа, только ручных приводов горизонтального и вертикального наведения (весьма странно при наличии автоматической гироскопической системы стабилизации и силовых следящих приводов). Две шестиорудийные батареи занимали шкафут по правому и левому борту. Как показывают чертежи, достаточные углы обстрела им обеспечить не удалось. Несмотря на хорошую баллистику, зенитная артиллерия дальнего боя ни по огневому могуществу орудий, ни по их числу не соответствовала воздушной опасности, существовавшей уже в конце 30-х годов. Малокалиберная зенитная артиллерия имела на вооружении артустановки двух калибров и трех образцов: спаренные 37-мм модели «37/54 Br 1938», одинарные складывающиеся 37-мм модели «Br 1939» и спаренные 20-мм модели «20/65 Br 1935». Все эти установки разработаны и выпускались фирмой «Бреда». Их автоматика действовала по принципу отвода пороховых газов, а спаренные 37-мм установки имели электропривода и принудительное водяное охлаждение стволов (хотя также и серьезный недостаток — Испытывали сильную вибрацию при стрельбе очередями). Итальянская малокалиберная зенитная артиллерия в целом отличалась вполне удовлетворительными боевыми и эксплуатационными качествами, однако по своей численности не соответствовала характеру и сложности огневых задач, стоящих перед ней. По окончательному проекту линкоры получили по семь спаренных и четыре одинарных 37-мм автоматов и восемь спаренных 20-мм (уже в ходе войны их число увеличили до 14 на «Литторио» и «Рома», а также до 16 на «Витторио Венето»). Тем не менее этого было совершенно недостаточно для обеспечения ближайшего рубежа противовоздушной обороны столь крупных и ценных боевых кораблей в середине войны, когда зарубежные линкоры несли свыше сотни таких стволов. Для стрельбы осветительными снарядами служили четыре устаревших 120-мм палубных установки фирмы «Армстронг» модели «120/40 А1891-92», стоявших на палубе полубака побортно в средней части корабля. Проектный боекомплект состоял из: — 666 381-мм выстрелов (495 с бронебойным и 171 с фугасным снарядом) — по 74 на ствол; — 2520 152-мм выстрелов (840 с бронебойным, 1428 с фугасным и 252 с осколочным зенитным снарядом) — по 210 на ствол; — 5842 90-мм выстрелов — по 486 на ствол плюс еще в общей сложности 50 осветительных выстрелов; — 30 000 37-мм выстрелов — по 1500 на ствол; — до 40000 20-мм выстрелов — по 1330 на ствол; — 240 120-мм выстрелов с осветительным снарядом — по 60 на ствол. Управление артиллерийской стрельбой осуществляли пять систем соответствующих приборов: одна 381-мм артиллерией, и по две — 152-мм и 90-мм (соответственно правого и левого борта). Система приборов управления стрельбой (ПУС) артиллерии главного калибра включала в свой состав главный визир центральной наводки, установленный на вершине башенноподобной носовой надстройки. Ярусом ниже размещались два 7,2-метровых оптических стереодальномера и два визира и еще уровнем ниже — один такой же запасной дальномер, служивший в обычных условиях для решения задач тактического маневрирования и управления соединением. Два центральных автомата стрельбы (ЦАС) располагались: один в главном артиллерийском командном посту на девятом ярусе надстройки, а второй в центральном артиллерийском посту, расположенном между барбетов первой и второй 381-мм башен под главной броневой палубой на первой платформе. Сами 381-мм башни снабжались башенными автоматами стрельбы, которые совместно с башенными 12-метровыми стереодальномерами и визирами могли обеспечить автономное управление огнем своей башни или группы башен артиллерии главного калибра. В корму от центрального артиллерийского поста главного калибра на той же второй платформе размещались еще четыре таких же поста: противоминного калибра правого и левого борта, а также зенитного калибра дальнего боя правого и левого борта. Стабилизированные командно-дальномерные посты с 5-метровыми стереодальномерами систем ПУС 152-мм орудий устанавливались на первом ярусе надстройки в районе между дымовыми трубами. Визирно-дальномерные посты с 3-метровыми стереодальномерами систем ПУС 90-мм артиллерии занимали площадки по бортам на шестом ярусе носовой башенноподобной надстройки. Резервный визирно-дальномерный пост стоял на кормовой надстройке и предназначался для управления четырьмя корабельными 150-сантиметровыми боевыми прожекторами. Для управления огнем малокалиберной зенитной артиллерии, делившейся на три группы: носовую, центральную и кормовую, служили упрощенные системы ПУС с 1,5-метровыми дальномерами. Заканчивая рассмотрение артиллерийского вооружения линкоров типа «Витторио Венето», следует отметить, что его общий технический уровень заметно отставал от соответствующего уровня, достигнутого в США, Англии и Германии. В частности, отсутствовали силовые следящие привода для дистанционного наведения артиллерийских установок, а синхронные следящие передачи и артиллерийские гироскопические приборы оставляли желать лучшего. Серьезным недостатком являлось отсутствие корабельных радиолокационных станций как общего обнаружения, так и специальных артиллерийских. Лишь в сентябре 1941 г. первый опытный образец итальянской РЛС общего обнаружения (дальность до цели от нее можно было вводить в ЦАС) типа «ЕС-3 Гуфо» («Сова») появился на «Литторио», причем в первые месяцы 1942 г. его заменили на усовершенствованный «EC-3/ter», который только с октября начал функционировать вполне удовлетворительно. «Витторио Венето» оснастили локацией лишь в июне, а «Рому» в августе 1943 г. Сложнейшей проблемой для итальянского флота оставалось невысокое качество боеприпасов (хотя 381-мм бронебойные снаряды были вполне удовлетворительны). Авиационное вооружение состояло из одной поворотной пневматической катапульты длиной 21 метра, системы «Гагното-Боргиачи» и трех поплавковых гидросамолетов-бипланов «IMAM R043», один из которых размещался на катапульте, а два — на специальных тележках тут же, возле катапульты, на юте. Однако в 1942 г. часть гидросамолетов заменили колесными истребителями «RE2000», для чего сами истребители и катапульты прошли модернизацию. В отличие от гидросамолетов истребители не могли после выполнения задания приземлиться на воду рядом с кораблем, а были вынуждены лететь на какой-нибудь береговой аэродром, либо летчик покидал свой самолет, выбрасываясь с парашютом. На момент подписания капитуляции Италии «Витторио Венето» и «Рома» имели по два истребителя и по одному гидросамолету, а «Литторио» — наоборот, один истребитель и два гидросамолета. В процессе проектирования прорабатывались возможности вооружения линкоров вместо самолетов шестью автожирами системы X. де ла Сиерва, как, впрочем, и двумя сверхмалыми подводными лодками. По вполне понятным причинам от этих решений окончательно отказались. Корабли оснащались развитыми средствами радиосвязи, включающими: — одну главную коротковолновую передающую радиостанцию; — одну главную коротковолновую приемную радиостанцию; — одну резервную приемопередающую коротковолновую радиостанцию; — четыре ультракоротковолновые приемопередающие радиостанции; — один радиопеленгатор. Для точного измерения направления устанавливалось два комплекта гирокомпасов типа «Аншютц». Как и большинство боевых кораблей своего времени линкоры типа «Витторио Венето» располагали параванами-охранителями для защиты от якорных контактных мин. Имелось два паравана типа «С» с параванбалками и тросами-отводителями. Таблица 1. Основные тактико-технические характеристики артиллерийских установок
Таблица 2. Основные тактико-технические характеристики зенитных автоматов
Таблица 3. Основные тактико-технические данные корабельных самолетов
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|