|
||||
|
Глава 8 ОТКРОВЕНИЕ Фивы, 1369 год до н. э. Эхнатон и Нефертити играли главную роль на всех религиозных и светских праздниках, которыми изобиловал египетский календарь. А самыми большими торжествами этой веселой земли были праздники, посвященные богам. Многие из них были посвящены Амону, но дни сотен других богов также должным образом отмечались, и все эти праздники требовали присутствия молодых царя и царицы. В такие дни тысячи паломников стекались со всех концов Египта, чтобы принять участие в народных гуляниях, поглазеть на священную процессию и хотя бы мельком увидеть ослепительных Эхнатона и Нефертити. Обычно царскую чету жрецы несли на тронах высоко над головами людей – ведь они были живыми воплощениями богов. Перед ними бежала толпа, славившая молодых царя и царицу, лишь льстивые восхваления доносились до их увешанных драгоценными камнями ушей. Многие крупные торжества проходили в зале храма Амона – там же, где ежегодно проводились грандиозные «пиры победы», посвященные завоеваниям Тутмоса III. Один только праздник в честь Амона продолжался одиннадцать дней, и все одиннадцать дней люди должны были есть, пить и веселиться. Египтяне никогда не забывали о своих умерших родственниках. В праздничные ночи длинные процессии одетых в маски жрецов Амона с факелами в руках отправлялись к захоронениям, чтобы отслужить там службу. Самым радостным праздником был День мертвых. В этот день все Фивы стекались к некрополю, люди несли пищу, цветы и послания, обращенные к умершим. Но самая лучшая часть праздника начиналась на закате, когда обычно темный город сверкал огнями. Масляные лампы, прикрепленные снаружи каждой двери, горели всю ночь, потому что это был день, когда мертвым разрешалось вернуться домой и провести праздник с живыми, а фонари должны были освещать им дорогу назад, в могилы, когда ежегодный визит заканчивался. (Не эти ли лампы со Дня мертвых послужили предшественниками тыкв, которые в Америке зажигают на Хэллоуин, в канун христианского праздника всех святых, введенного в 998 году н. э.?) В течение года были и более мелкие праздники, посвященные мертвым, когда, словно на пикник, семьи отправлялись в некрополь, захватив еду, цветы и другие подарки. Но это были небольшие, а не общемасштабные праздники. В такие дни Эхнатон и Нефертити, вместе с удалившимися от дел царем Аменхотепом и царицей Тиу, не раз должны были посещать семейный погребальный храм рядом с Долиной царей, который был одним из самых красивых в Фивах. В предвидении будущей счастливой жизни эта любящая семья проводила здесь праздники. Некоторые из них происходили в погребальных храмах других предков, но все погребальные банкеты были по-настоящему радостными. Украшенные венками гости угощались зажаренными на вертеле гусями, мясом и вином. Однако самым главным праздником года, во время которого происходило самое впечатляющее появление Эхнатона и Нефертити, был священный праздник богини Опет. Опет была самой популярной и самой уродливой богиней Фив, обладавшей лицом и фигурой гиппопотама. Но она была божеством долины Нила, известным своими великодушием и влиятельностью. Ее праздник длился целый месяц. Во время этого праздника бог Амон покидал Фиванский храм и совершал ежегодный ритуальный визит в Луксор. Народ провожал процессию до южной части Фив. Горожане стекались на берега реки, чтобы посмотреть, как под пение заклинаний одиннадцать крепких жрецов, сжимающих серебряные шесты, выносят священное изображение Амона из мрачного уединения его дворца и несут через сады к берегу реки, где ждала его собственная священная барка, предназначенная для этого ежегодного путешествия. Барка была украшена знаменами. Как только царь и царица поднимались на борт и занимали свои места под платформой, поддерживающей скульптуру Амона, она начинала сиять, как мистический корабль солнца, который и олицетворяла. Амон был солнцем. Сидящий под образом золотого бога Эхнатон также был солнцем, и не только для Нефертити, дарившей счастливые улыбки жителям Фив, приветствующим их с берега. Вся ее жизнь состояла из подобных чудес. Священная барка заполнялась поющими жрецами высокого ранга, и гребцы брались за весла. Судно разворачивалось и направлялось вверх по течению, на юг, к южному району Фив. Путешествие было коротким, но эффектным, поскольку процессия растягивалась по всей длине города. В кильватере барки Амона следовало множество украшенных лодок, а по берегу, вровень с баркой, шли музыканты, певцы и тысячи других жрецов. Поскольку это был величайший праздник, все служители Амона должны были принимать участие в процессии, сопровождающей бога в Луксор. Хлопающие в ладоши и поющие жрецы шагали вровень с медленно двигавшейся баркой, задавая темп движения церемониального марша. Вслед за жрецами Амона шли женщины храма, танцующие священные танцы, встряхивающие священными систрами и поющие священные гимны золотому образу божества. Позади женщин шли представители царских армий. За блестящими колесницами следовали лучники, метатели копий и пешие солдаты. Среди них были солдаты с темной блестящей кожей, рекрутированные в Нубии, которые, будучи не в силах сдержать гордости за своего бога и царя, то и дело нарушали строй, пускаясь в праздничный танец. А за процессией шли тысячи ликующих мужчин, женщин и детей – горожан Фив, которые начинали этот великий праздник с участия в торжественной процессии, посвященной богу богов, в присутствии своего молодого царя царей. Вдоль берега реки через равные расстояния, прямо на открытом воздухе были установлены палатки, где подавали ячменное пиво и виноградное вино, чтобы гребцы с тяжелой барки Амона и солдаты, в качестве почетной стражи марширующие по берегу, могли промочить пересохшее горло. Приближаясь к таким местам, матросы начинали грести энергичнее под слова своей собственной песни: Питейную точку поставили для моряков, Им в ответ развязавшимися от вина языками кричали солдаты: О Амон, бог трона Двух Земель, живи Неподвижные, как золотой идол над их головами, сидели на барке юные регенты. Кто знал, о чем они думали? Никогда больше Эхнатон не будет земным воплощением Амона. Это путешествие, чуть длиннее мили, занимало большую часть дня. Царственные и божественные пассажиры сходили в Луксоре, где Ай восстановил для отца Эхнатона храм Амона под названием «Гарем Юга». Статую вносили в храм, а публика оставалась снаружи. То, что происходило внутри храма, оставалось секретом для них и остается для нас. Египетская религия делала возможными самые необычные преображения. Например, прибывая в Луксор, бог Амон становился своим alter ego Ми-ном, питающимся зеленым салатом богом чувственности. Четыре недели празднества, происходившего в южном храме, известные как «прекрасный праздник Гарема», были явно основаны на древних обрядах, посвященных плодородию. Мы не знаем точного происхождения обрядов в «Гареме Юга», знаем лишь, что они были продолжительными и очень земными, а пиры и празднование продолжались и днем и ночью. Частью их руководил Ай, чудесным образом преображавшийся из жреца Амона в жреца Мина. Иногда во время этого праздника молодые жрицы из Фиванского храма танцевали древний священный танец, называвшийся «муу», который учителя по религиозным танцам посвятили любимой гиппопотамше богине Опет. На девушках были очень короткие юбки и высокие, сплетенные из тростника короны на головах. Танец начинался медленно: под хлопки и звон тамбуринов слегка начинали двигаться руки и бедра. Постепенно движения ускорялись, наконец стройные тела танцующих сливались в ритмичном движении и девушки начинали продвигаться вперед, исполняя хореографические па, весьма напоминавшие балет. Через месяц, пресытившись множеством наслаждений, жрецы возвращали Амона в храм в Карнаке, опять в сопровождении всего населения Фив, уже завершившего свои личные праздничные обряды. Праздник Опет подошел к концу. Вновь водворенную в большой храм статую Амона устанавливали под каменными колоннами огромного зала, и теперь Эхнатон мог осмелиться задать ему вопрос. Другие цари также задавали Амону вопросы. Некоторые рассказывали, что бог отвечал, другие – что он кивал. Эхнатон был борцом за правду. Он был идеалистом, которого Ай воспитал не только на мифах, но и на логике. Он не мог принять обмана. В ответ на его вопрос золотой образ не наклонил голову, вырезанные губы не произнесли его имени. У него не было видений, как у некоторых из его предков. Когда к нему пришло великое откровение, оно не имело формы видения. Оно взорвалось в нем в виде убеждения, выросшего из его детских вопросов и сомнений. Оно принесло ему ненависть поколений и бессмертную славу. Что же заставило этого мальчика-царя спрашивать воли богов? К чему были вопросы, если все, что он хотел знать, было установлено за много веков до него и изложено в Книге Тота? «Каким образом человек узнает?» – спрашивал он. При таких вопросах жрецы хмурились, а их мысли устремлялись к затерянным источникам, истершимся от веков пассивного одобрения. «Потому что так постановил Осирис… потому что такова воля Амона…» Вот те ответы, которые получал Эхнатон, после чего приносились жертвы, произносились обычные молитвы, и аромат мирры, цветов, фруктов и жареного мяса струился вверх, достигая благодарных ноздрей божества. Все, чем был человек, чем он владел, от чего страдал или по поводу чего торжествовал, – все было по воле бога. С этим Эхнатон был согласен. Но между развлечениями, праздниками и восхвалением любимой, наполнявшими его жизнь, его мозг, как жало осы, терзал вопрос: «Какого бога?» Он был Аменхотепом IV, царем царей. Всю жизнь его уверяли в его величии и божественности. Его изображениям в храмах молились. Что бы он ни делал, шел ли, сидел или отдыхал, повсюду его сопровождали группы музыкантов, и хор пел: «Ты создан для вечности, царь Аменхотеп. Все делается по твоей воле. Чего бы ты ни приказал, мы готовы это исполнить». Это было не простым делом – родиться божественным. Эхнатон серьезно относился к своему положению бога и царя. Он и Нефертити играли ведущие роли в обрядах, существовавших со дня возникновения религии. Египетские боги подтвердили их божественность. Под руководством богов страна процветала. При Амоне она стала империей. И все же новый молодой царь осмелился поднять свои глубоко посаженные глаза фанатика, взглянуть в холодные, металлические глаза идола Амона и поставить под сомнение его авторитет. Блестящий шестнадцатилетний мальчик противопоставил свой ум слепой воле бога. «По какому праву, – спросил он, – Амон является богом богов?» Прежде таких вопросов никто не задавал. Существование богов человек принимал с рождения. Они были частью его жизни. Он видел их во всем: в растениях, в воде, земле и воздухе. До Эхнатона никто не требовал доказательств их реальности. Только царь, который сам был богом, мог осмелиться посмотреть в глаза холодному образу Амона и спросить: «А ты действительно существуешь? Или ты – просто идол, вырубленный молотком ремесленника и горящий драгоценными камнями, привезенными со всех концов моей великой страны? Моей, Амон! Не твоей». С горящими глазами фанатика молодой царь требовал объяснений. Но бог не ответил. С тех пор он стал сомневаться в богах. В Египте существовало множество богов и богинь. В священном писании Тота их было более двух тысяч. Запомнить их всех мог лишь такой великий ум, как Ай. У всех богов были собственные молитвы, службы, церемонии и жертвоприношения, свои храмы и жрецы. Теперь воспитанного на логике Эхнатона заинтересовало: а какие разрушения может вызвать, к примеру, бог Нила, если не возносить ему ежедневные молитвы? Двоих детей в Фиванском дворце растили в священном трепете перед древними и ужасными богами. Запутанная египетская религия была достаточно простой для непосвященных. Средний необразованный египтянин должен был знать, что земля – его мать, солнце – его отец и что любой предмет, камень или дерево, содержит дух божий. Политеизм был древней и естественной верой. Это была несложная и удобная точка зрения. Но Эхнатона обучал мастер софистики, побуждавший его исследовать лабиринты египетской веры. С раннего детства внимание Эхнатона было приковано к религии, которой его учил Ай. Именно Ай рассказывал ему об Амоне, главном боге по Книге Тота. «В начале начал, – так обычно начиналась проповедь в дохристианском Египте, – существовала лишь темнота первичного хаоса». (Другие легенды из доисторического прошлого человечества в качестве первичной материи, из которой развилась жизнь, называли ил.) «В мире царила темнота, – продолжала священная книга, – темны были воды, тьма разливалась над водой, и не было никаких признаков жизни. Затем из тьмы вод медленно поднялся холм ила. Он рос, пузырился, пыжился и, наконец, принял форму первого бога Амона. Оторвав свои ноги и руки, разорвав себя на множество частей, Амон создал из них человека, животных, небесные тела и все, что существует…» Амон в переводе означает «невидимый». Он является создателем, и все сущее содержит его часть на веки веков. Так Ай поучал находившегося на его попечении мальчика-принца, а Ай был мудрейшим человеком в Египте. Теперь мальчик стал царем и пытался понять значение богов, потому что если каждый культ содержал правдивый ответ, то кто должен был задать первый вопрос и кто должен был ему ответить. До возвышения Амона главным богом Египта был Осирис. Амона и Осириса часто путали. Оба были главами священных троиц, оба – мужчинами, у обоих были жена и сын, священным животным обоих был баран с витым рогом. У каждого бога было животное, являвшееся его символом на земле. Троица является постоянной частью мировой мифологии, и в Египте ей молились с незапамятных времен. Первоначальной троицей были Осирис – отец, Исида – мать и Гор – их сын. Происхождение Осириса неизвестно. Он мог попасть в ранний Египет из Сирии как один из богов зерна. Он мог возникнуть в дельте как ливанский бог Анцети, которого изображали с цепом в руках, с головным убором в форме половых органов козы, считавшимся символом власти. (Возможно, прототип высокой шляпы?) По одной из легенд, он – мудрый царь, научивший египтян сельскому хозяйству, искусству и ремеслам, что позволило их стране стать ведущей державой. Осирис был царем Северного Египта, одним из четверых детей, рожденных от бога земли Геба богиней небес Нут. Осирис олицетворял добро, а его брат Сет – зло. Сета всегда изображали высоким, худым и элегантным, с заостренными, как у животных, ушами и раздвоенным хвостом – раннее изображение дьявола. Осирис был счастливо женат на их общей сестре Исиде. Но его ревнивый брат Сет убил Осириса и занял его трон. Чтобы спрятать следы преступления, он разрезал тело Осириса на множество кусков и разбросал их по всему Египту. Но плачущая Исида собрала куски его тела и с помощью Анубиса (бог с головой шакала, в чьи обязанности входило бальзамирование) соединила их и вернула Осириса к жизни. Таким образом, Осирис стал бессмертным, но он не вернулся в верхний мир. Он сделался царем подземного царства, стал богом мертвых и взвешивал их души. На изображениях он представлен мумифицированным, держащим в забинтованных руках посох и цеп, которые были эмблемами царской власти. Исида присоединилась к Осирису в подземном царстве и родила сына с головой ястреба, которого назвали Тором. Гор отомстил за убийство отца: он столкнулся с Сетом во время битвы, убил его и сам стал царем. Бессмертный Осирис стал символом солнца, которое никогда не умирает, всегда рождаясь заново. Каким-то таинственным образом его стали отождествлять с Нилом, который также был богом и бессмертным с той точки зрения, что вода в нем ежегодно убывала, но затем чудесным образом поднимались опять. Поэтому весь Египет молился Осирису, а временами молились и мертвым, потому что они были частью Осириса. Эхнатона могла беспокоить одна тонкость: когда умирал царь, он становился Амоном, но, исходя из веры в Осириса, даже самый последний, находившийся на низшей ступени социальной лестницы человек становился Осирисом! Что касается Исиды, то она являлась образом жены-сестры-матери, богиней плодородия, материнства, любви, веселья и «светских развлечений». Каждый год она оплакивала смерть Осириса, это ее слезы вызывали разлив Нила и приносили изобилие земле. Иногда Исиду изображали с головой коровы. В результате ее часто путали с Хатхор, богиней любви, чьими масками в виде коровьей морды в Египте часто украшали колонны. Иногда Хатхор неожиданно изображали в виде змеи. Греки отождествляли ее с Афродитой. Таковы были первоначальные члены божественной троицы. В древних Фивах они трансформировались в Амона – отца, Мут – мать и Хонсу – их сына. Но, несмотря на поклонение фиванской троице, распространившееся по всему Египту, страна продолжала молиться и первоначальной троице, и нескольким тысячам других богов – для египетской религии это было обычным явлением. Скорее всего, эта ситуация заботила только Эхнатона. Амона обычно представляли в виде красивого мужчины, часто похожего на правящего фараона, хотя временами и с головой животного (быка). Животным Мут была самка грифа – птица, которую очень ценили в Египте, так как она убирал а мусор и очищала землю. Среди обязанностей Мут была охрана пустыни, окружающей Фивы. Хонсу, ее сына, обычно представляли с головой животного или сокола, окруженной диском луны, поскольку он был одним из лунных божеств. Позже его изображали в виде мальчика. Фиванцы очень любили Хонсу за его доброту и способность прогонять злых духов. Его храм до сих пор стоит в Фивах. Одного за другим Эхнатон оценивал древних богов и животных, воплощавших их на земле. Какое право они имели, спрашивал он себя, на то, чтобы им молились и приносили жертвы? Одной из немногих, к кому он и Нефертити сохранили уважение и никогда от нее не отрекались, была богиня Маат – богиня закона, порядка, этики и того, что эта пара уважала больше всего, – правды. Маат всегда изображали в виде маленькой элегантной женщины с огромным страусовым пером в волосах. Перо было эмблемой справедливости. Принося присягу в суде, свидетели, и мужчины и женщины, клялись «именем Маат». Даже великий визирь давал священную клятву «говорить, как повелела Маат». Маат принимала участие в устрашающей церемонии взвешивания душ умерших. Она изображалась стоящей рядом с весами, на которые Осирис клал сердце того, кому выносился приговор. В обязанности Маат входило уравновешивать весы. Иногда она сидела напротив сердца. Временами она просто клала на весы свое перо. Будущее умершего держалось на пере Маат. Одно лишь пугало в образе Маат: у нее не было лица. Другим уважаемым богом был покровитель Ая Тот. Мужской вариант Минервы, бог писцов, изобретатель письма и чтения. Одному из его животных, шакалу, молились в тщетной надежде удержать его от разорения могил. Другими животными Тота были ибис и обезьяна. Любой египтянин, увидевший прячущегося в некрополе шакала, засунувшего клюв в речной ил ибиса или мельком заметивший ухмылку обезьяны среди переплетенных листьев пальмы, знал: он увидел великого бога в одном из его земных воплощений. Простого египтянина не занимало, почему именно эти животные были избраны представлять бога мудрости. Об этом знали жрецы, и этого было достаточно. Опустивший свой клюв в речной ил ибис мог олицетворять ум и любознательность. Обезьяна, выкрикивающая утреннее приветствие поднимающемуся солнцу, могла казаться пародией на противоречивые настроения человека. Шакал мог поразить завыванием, обращенным к луне. Кто может теперь объяснить верования египтян тридцативековой давности? Скорее всего, не могли и они сами. Теперь трудно определить силу влияния религии на их воображение. Но несомненно, все их мысли и действия каким-то образом были связаны с верой в богов, и у каждого бога была своя функция. Например, Бес отвечал за шутки, удовольствия и моду. То был маленький веселый приземистый человечек, которого нередко путают с греческим богом Бахусом и семитским богом Баалом. Эрнутет была богиней, помогавшей при деторождении. Шу следил за ветрами, Хапи – за Нилом. Непри был богом засеянных зерном полей, а Шаи управлял человеческой судьбой. Старый уродливый обрюзгший демон в образе полузверя-полуженщины Баби, «пожиратель мертвых», притаившись, поджидал перед воротами подземного царства – он обладал правом пожирать души приговоренных к смерти. У египтян существовали боги-животные и священные животные, являвшиеся воплощениями богов. Всех их следовало помнить и определенным образом умиротворять. Наибольшим уважением пользовалась богиня-гиппопотам Опет. Собек, бог-крокодил, отвечал за Нил, а в некоторых городах его реальным воплощением являлись и другие рептилии. Эти привилегированные создания имели свои собственные храмы, где в их честь ежедневно исполнялись гимны, они носили серьги в ушах и украшенные драгоценностями браслеты на чешуйчатых лапах. Для них было устроено даже специальное кладбище. Римлян бы очень позабавило, если бы они услышали о жестокой битве между двумя египетскими городами, расположенными на реках, поводом для которой послужило убийство жителями одного города крокодила, являвшегося божеством другого города. Два других египетских города, расположенных на Ниле, развязали войну из-за съеденной обожествленной рыбы. Священные животные, если их не умиротворять, могли навлечь несчастье. Египтянин должен был знать, какое из животных, встреченных им за день, было священным, и будет ли оно мстить, если ему не было оказано должного уважения, а какое просто служит богам, но при этом само не является священным. Некоторые животные были священными, например шакал, обезьяна и кошка. Священными были и определенные птицы. Среди них – ибис, сокол и журавль. Существовали выдуманные священные животные, такие, как феникс и сфинкс. Они были богами, но не все животные – представители богов были священными. Так, Амоном был только бык, родившийся с витыми рогами. Не каждый бык был и Аписом, священным быком – богом Мемфиса, позже отождествлявшимся с греческим Зевсом. Священным жрецы признавали только теленка мужского пола с белым треугольником на лбу. Тем не менее все священные животные каким-то странным образом оказывались божественными. Все знали, что скарабей не был в действительности солнцем, но он был связан с солнцем, а потому был священным. Не исключено, что Эхнатон давно мог испытывать религиозные сомнения насчет божественных прав скарабея. Может быть, это и стало причиной отсутствия скарабеев, долженствующих увековечить его женитьбу на Нефертити? Маленький черный жук веками был символом удачи и сохранности в Египте. Его носили в виде амулета или украшения. Его изображали на печатях и вкладывали между бинтами, которыми обматывали мумий, чтобы предохранить их от осквернения. Мумии жуков были найдены в захоронениях. В Новый год друзья обменивались эмблемами жуков, выгравированными наподобие открыток с пожеланием «Удачного тебе года». Более крупные изображения из золота, серебра или драгоценных камней использовались как памятные таблички. Отец Эхнатона, Аменхотеп III, приказал изготовить серию скарабеев по поводу своей женитьбы на царице Тиу. Их изготовляли и по поводу других радостных событий в его жизни. (Копии скарабеев продаются и теперь, в основном в качестве пресс-папье.) Возможно, Эхнатон предлагал Нефертити посмотреть на скарабея, оставляющего легкие, напоминающие иероглифы следы на песке, перекатывающего своими маленькими передними ножками крошечный шарик верблюжьего навоза, в связи с чем у него было еще одно название – жук-навозник. Для всего Египта скарабей был божеством, потому что круглый шарик, который он перед собой катил, был миниатюрной моделью солнца. Видимо, много веков назад какого-то жреца поразило это сходство, и он вплел его в уже существующую религиозную матрицу. Теперь только Эхнатон задавался вопросом о власти животного. Показывая на скарабея, он мог спросить Нефертити: «Как ты думаешь, навозный жук действительно является богом?» А возможно – ведь он обладал пытливым умом, – обутая в сандалию ступня царя Эхнатона опустилась на блестящие крылышки и спину священного скарабея, и раздавленное насекомое осталось лежать на песке, а за действиями царя, не дыша, следила Нефертити. И небеса не обрушились. С богов-животных Эхнатон переключился на демонов. Их были сотни. Как и боги, они постоянно присутствовали в повседневной жизни египтян. На семейном обеде, в ванне или в постели – людей всегда сопровождали демоны. И так же как боги, эти духи были скоры на обиду и на месть, если люди говорили или думали что-либо, могущее вызвать их гнев, забывали вознести хвалу и одарить подарками. А между двумя этими мирами осторожно пробирались по жизни египтяне. Жрецы умело держали их в постоянном напряжении, поскольку большая часть их дохода складывалась из продажи индульгенций, брелков, амулетов, проклятий и молитв. Кроме того, жрецы занимались предсказаниями, пророчествами и толкованием снов. Они продавали индульгенции, которые гарантировали счастье мертвым или счастливое будущее вступающим в брак. Жрецы Амона знали обряды и специальные молитвы на случаи юридических и семейных дел, как то: рождения, смерти и свадьбы, предлагали воскуривание благовоний и принесение жертвы, чтобы привлечь внимание Амона. У них были специальные молитвы, которые следовало читать в некрополе, предлагая пищу и пиво мертвым. Существовали жрецы, которые за подношение предсказывали будущее, разъясняли пророчества, объясняли смысл снов и значения дней. Удача определялась календарем. Существовали хорошие и плохие дни, которые знали только специально подготовленные жрецы, и хорошие и плохие сны, которые тоже могли разъяснить только жрецы. Сон, в котором человек заглядывал в зеркало или в колодец, считался опасным (спящий мог угодить в тюрьму). Увидеть во сне собственное лицо считалось таким же ужасным, как увидеть свою «ка». Это значило мельком увидеть свою другую сущность, что могло привести к плачевным результатам: например, женщине грозило выйти замуж за нелюбимого. Были и вселявшие ужас проклятия, торжественное произнесение которых сопровождалось разбиванием вазы перед статуей Амона или другого могущественного божества. Эти проклятия внушали такой мистический ужас, что в некоторые из них, особенно в те, где упоминаются имена древних египетских богов, верят и по сей день, как, например, в «проклятие» гробницы Тутанхатона. За все эти услуги египтянам приходилось платить жрецам. Каждая клятва, молитва и амулет увеличивали благосостояние храмов, рассеянных по всей стране. В Эхнатоне рос протест против жрецов и их богов, присваивавших изрядную часть доходов страны. Он и Нефертити были царем и царицей, богом и богиней, повелителями двух Египтов, правителями верхнего и нижнего миров. Бывали моменты, когда он не мог подавить свои мысли. В бессонные ночные часы он вызывал Ая и заставлял его записывать стихи и вопросы, во множестве роившиеся в его мозгу. Длинные ночи в пустыне. Вдвоем с Нефертити, на покрытом подушками балконе дворца, поэт и мечтатель наблюдал за движением звезд. В те далекие времена они считались фонариками, которые зажигали боги. Но даже в беззвездные, безлунные ночи человек знал, что небо тут, на месте, оно поддерживается четырьмя небесными столбами, стоящими в четырех углах земли. Так отчего же им было сомневаться в существовании двух тысяч богов, которые двигались и разговаривали в ночи? Из некрополя в западной пустыне доносился дрожащий вой Анубиса, бога смерти. Черный шакал выкапывал тела бедняков, похороненных под тонким слоем песка. Эхнатон мог спросить у ночи: что же это за бог, который живет так бесчестно? С реки доносился устрашающий рев. Это гиппопотам звал свою громадную самку. И этот неуклюжий зверь – бог? Для верящих это был истинный голос богини Опет. На балконе пищала землеройка, маленькое, похожее на мышь существо, размером не больше большого пальца Нефертити, но и оно было божественным. Мумии землероек благочестиво хоронили в могилах. Что за богиней была землеройка, которую Миу, кошка – богиня домашнего очага, могла схватить и с которой могла играть как с игрушкой? Нефертити явно не возмущали мятежные вопросы, волновавшие Эхнатона. Он был ее богом и царем, ее любовью, отцом новой жизни, которая уже шевелилась в ее теле. Удовлетворенные женщины не задают вопросов. Вначале она могла быть смущена: ни одна другая царица не выходила замуж за царя, который осмеливался сомневаться в древних и ужасных богах. Вначале она могла оставаться привязанной к богине Бает, потому что даже императрице было бы трудно отрицать божественность кошки. Помимо того что она была богиней, богиня-кошка Бает (Бубаст) была еще и самой любимой из божественных животных, ее египетское имя Миу являлось ласкательным прозвищем для маленьких девочек. К кошкам относились с особым почтением. Бает была одним из старейших божеств. Она являла собой лицо солнца. На одном древнем рисунке она изображена под Древом жизни разрывающей на куски скользкую шкуру Змеи Зла. На статуях ее изображали улыбающейся и лоснящейся, предельно дружелюбной кошкой. Временами ее изображали сверкающей драгоценными камнями, сидящей на маленьком, но элегантном троне. К тому же Бает была божественной покровительницей многих явлений, особенно интересующих женщин, как, например, любовь и мода. Но, несмотря на свою жизнерадостную внешность, она одновременно служила посланницей смерти. В противоположность остальным богам Бает не имела супруга. Она была настоящей «кошкой, которая гуляет сама по себе». Как Миу, она была животным, которое больше всех баловали. Ее божественность почитали, ее восхваляли за умение ловить мышей, а при ущемлении ее чувства собственного достоинства она могла ударить с неистовством, достойным божества. На своих мягких лапах Миу гордо ходила по дворцам, храмам, домам и улицам Фив. Дома и на улице она была любимой спутницей молодых и пожилых. Одетая в ошейник, на поводке, она ходила на охоту со своими хозяевами. Многим любимым кошкам прокалывали уши, и они, как и их хозяйки, носили в ушах маленькие золотые колечки. На них надевали маленькие, изящно украшенные драгоценностями ошейники, ожерелья и даже пояса. Почти все умершие кошки удостаивались чести мумификации. Тысячи туго спеленатых свертков были найдены в египетских могилах. От этих древних египетских кошек происходят и наши собственные домашние полосатые любимцы. Наверное, женственной Нефертити было очень нелегко заглянуть в кошачьи глаза, расширявшиеся, как водяные лилии, в глубине которых таилось колдовство, светившееся подобно драгоценному камню, и грустно сказать: ты не Бает и не богиня солнца, а просто кошка, которая ловит мышей в царских закромах! Эхнатон был растерян. Одного за другим ниспровергнул он тысячи богов, пока не остался один Амон – самый среди них могущественный. Одновременно он размышлял о величии своих предков. Они вели армии и завоевывали целые народы. Чем он мог увенчать их победы? Через тысячу лет после Эхнатона Александр будет плакать, потому что его отец ничего не оставил ему для завоевания. Однако предки Эхнатона сделали его наследником и другого мира, гораздо более великого и таинственного, чем Египет. Некоторые из них мельком его видели. Они были безжалостными воинами и завоевателями, но у них были видения. Даже Хатшепсут, женщина, сделавшая себя царицей, видела живого Амона. Тутмос III, самый могущественный из предков Эхнатона, сделался фараоном после личной встречи с богом. Его сын, Аменхотеп II, прадедушка Эхнатона, также получил корону благодаря видению. Во время визита в Гизу он заснул в тени сфинкса, и во сне сфинкс сказал Аменхотепу, что если тот очистит его основание от песка, то станет царем Египта. Откровение, пришедшее Эхнатону, могло случиться утром, когда вместе с Нефертити он смотрел на покрасневшее над восточными холмами небо, наблюдая восход диска, который был огненным лицом солнца. Пустыня нагревалась, пробуждался город, люди, птицы и звери, каждый на своем языке, пели гимны ежедневному чуду рассвета. Царь повернул лицо к солнцу и внимал. Ему пришел ответ: единственным истинным богом, созидателем всей жизни, цветов, деревьев, животных и человека, ее вечным огнем и источником является солнце. В этот ослепительный момент, за четырнадцать веков до рождения Христа, родилась теория монотеизма. И первыми новообращенными были Эхнатон, правитель величайшей империи на земле, и Нефертити, самая прекрасная женщина в мире. Современному уму невозможно разобраться в хитросплетениях религиозной мысли Древнего Египта. Солнце представлял собой Амон-Ра, но в Фивах лицом огненного диска солнца был Атон, младшее божество, почти неизвестное остальному Египту. И этого младшего бога Атона поставил Эхнатон над Амоном и всеми другими богами. Как писал Фрейд, эта новая вера была «…первым и, возможно, самым безупречным примером монотеистической религии в истории человечества». По традиции своих отцов и дедов молодой царь начал строить. Для этого у него были все возможности: видение, неограниченное количество материалов, средств и рабский труд. Как его предки, которые строили во славу Амона, он собирался строить во славу Атона, своего единственного бога. Жрецы Амона в ужасе наблюдали за вторжением Атона в сферу, до тех пор принадлежавшую одному Амону. Новый храм Эхнатона был закончен. Мало того, что он возвышался в священном саду между двумя храмами Амона в Карнаке и Луксоре на принадлежавшей ему территории, в это здание была вложена значительная часть доходов, также ранее принадлежавших жрецам Амона. Поэтому в то время, когда Эхнатон и растущие ряды жрецов Атона в торжественной церемонии освящения обходили участок парка, более века принадлежавший Амону, постановив с этих пор называть его «светлейший Атон великий», в храмах Амона возносились гневные молитвы и заклинания. Возвышение нового бога было длительным и дорогостоящим занятием, поэтому Эхнатон увеличил количество богослужений, а тем самым – и ненависть жрецов Амона. В законченном виде храм Атона был большим и величественным. Его стены покрывала чудесная роспись. Однако интерьер мог разочаровать тех, кто привык к ярким, безвкусным, сверкающим изображениям, украшавшим храмы других богов. Он был по-пуритански строгим. Новая религия Эхнатона не имела мифологической базы. Это была чистая вера. Поэтому в его храме не было ни идолов богов, ни их священных животных. А сверкавший над алтарем Атон выглядел так же, как в жизни, – солнечным диском с множеством лучей. Тянувшиеся вниз, к головам молящихся, лучи заканчивались кистями рук. Одна из них держала анх, символ жизни. (Через века наука подтвердит верование Эхнатона, что жизнь началась и зависит от солнца.) Храм был посвящен «Ра-Хоракти, имя которому – солнечный свет, появляющийся над горизонтом в виде солнечного диска». (В сокращенной форме его называли Атоном.) В честь этого события был устроен грандиозный праздник. В новом храме Эхнатон установил тридцать статуй, изображавших его самого. Но они не были похожи ни на одну из ранее существовавших скульптур. Это были первые статуи, изображавшие Эхнатона таким, каким его видел скульптор. Они не льстили. Они изображали сурового аскетического молодого человека в царском головном уборе с длинным, узким лицом и странными, устремленными вверх глазами. Проколотые уши откровенно велики, а длинный подбородок кажется еще длиннее от искусственной бороды – признака власти. Египетские художники также получили заказы от молодого царя. Они должны были изобразить жизнь такой, какой она была на самом деле. Маат была истиной. С этих пор искусство должно было следовать законам Маат. Это было одним из первых иконоборческих решений, принятых Эхнатоном. Это было началом «амарнской революции». Верховным жрецом Атона Эхнатон назначил себя, а Нефертити стала верховной жрицей. Они вместе председательствовали на обряде посвящения и руководили другими ритуалами, состоявшимися в новом храме. За ними потянулся двор, приверженцы царя перестали посещать храм Амона. Перед лицом испускающего лучи солнечного диска сама Нефертити вела процессию фиванских девушек в белых одеждах, исполнявших священные танцы и песнопения и читавших молитвы, которые теперь посвящались не Амону, а Атону. Ее стройные руки встряхивали звенящий систрум, ее чистый молодой голос пел гимны, а Эхнатон, ее муж и любимый, добавляя благовония в сосуды на алтаре, с гордостью следил за ее грациозными ритуальными движениями. Из его сердца поднимались слова, которые он приказал высечь на камне, чтобы сохранить навечно красоту Нефертити, ее изящество и очарование ее голоса. И как все предыдущие годы их жизни, за ними наблюдал Ай, теперь ставший высшим жрецом Атона. У Эхнатона были свои ученики, но первой и самой преданной из них была Нефертити. Царь Аменхотеп был все еще жив. На одной из изображающих его статуй были начертаны слова: «Бог Атон роняет свои лучи на царя Аменхотепа III». Это единственный намек на то, что старый царь знал о попытке своего сына изменить веру в Египте. На изображениях того времени Аменхотеп предстает перед нами одряхлевшим стариком. Рядом с ним находится царица Тиу, утешающая его в старости, так же как и в молодые годы. Не существует свидетельств того, что царица Тиу обратилась в новую религию своего сына. Для этого она была слишком прагматичной и мудрой. Считается, что она заранее предвидела опасность, угрожающую новой вере, поэтому из фиванского дворца исходила аура традиционной власти, которая много сделала для подавления возникшего негодования, ставшего началом восстания против молодого царя и его единственного бога. Эхнатон порвал с прошлым и другим путем. Его отец перевернул восточные традиции, разделив трон с женщиной, которую любил. Эхнатон разделил его с двумя женщинами – своей матерью и Нефертити. В эти последние фиванские годы его изображают вместе с Нефертити и царицей Тиу, а на заднем плане угадывается присутствие Ая. Итак, советниками и доверенными лицами царя были честолюбивый писец и две блестящие, прекрасные женщины. Самым удивительным в этой связи было обращение в новую веру Ая; впрочем, это не кажется таким необычным, если учитывать его родственные отношения с Нефертити. В качестве жреца Амона Ай был могущественным лидером храма в Карнаке. Но он был и оппортунистом – мастером всегда плыть по ветру. Его явно радовало уменьшение авторитета Амона в пользу Атона. Теперь большая часть богатств будет поступать царю и меньшая – храму. И Ай стал оказывать неоценимую поддержку новому богу. Птахмоз, бывший великий визирь царя Аменхотепа, перенес свою преданность на Эхнатона. Он был среди первых новообращенных. Его прекрасная гробница в Фивах является одним из памятников искусства разрушенного города. В ней сохранилось одно из первых изображений Эхнатона и Атона. Жрецы Амона были разгневаны появлением нового храма и возвышением бога-соперника. Впервые были оспорены их полномочия, установленные Тутмосом III. Храм Амона был не только самым большим строением в мире, он был богатейшим учреждением Египта, центром духовной и светской власти страны. Верховный жрец Амона управлял тысячами жрецов, живших в главном храме и в сотне мелких храмов Амона, разбросанных по всей территории Египта, в каждом из которых была своя собственная армия жрецов. Жрецы Амона обладали могущественной сетью, протянувшей свои руки вплоть до самых отдаленных уголков царства Эхнатона. Огромные просторы азиатских земель, завоеванные предками Эхнатона, разделяли одну веру в главного египетского бога. Со времен Тутмоса III большая часть дани и пошлин доставалась Амону. Все храмы Амона были сокровищницами. Жрецы владели обширными полями и пастбищами, тысячами овец, коз и другого скота, которых выращивали их рабы и слуги. Все, вплоть до беднейшего египетского крестьянина, платили Амону посильную (а часто и непосильную) дань. Его собиравшие пошлину жрецы могли вторгнуться в самую бедную лачугу и отобрать в пользу бога полупустой кувшин зерна или клочок ткани. А поскольку богатство означает власть, жрецы Амона оказывали все более сильное давление на дела правительства. Они занимали административные должности. Храмовые власти могли поддержать или отклонить назначение чиновника. Жречество стало одной из наиболее высокооплачиваемых профессий в Египте, и молодой человек, который смог получить опоясывание Амона, мог не сомневаться в будущей роскошной жизни. Под силу ли было фараону соперничать с таким богом? Эхнатон осмелился. Он объявил, что больше не является живым воплощением бога Амона на земле, бога, чье имя он носил. Он был Атоном, солнцем. С этих пор, заявил он, он не будет больше зваться царем Аменхотепом IV. Он будет царем Эхнатоном IV, названным так в честь солнца, что означало также «блистающий свет солнца» или «солнце удовлетворено». Он приказал переименовать Фивы, в то время известные как Но-Амон (город Амона), в Но-Атон (город Атона). Он также попросил всех приверженцев новой веры сменить имена, происходившие от старых божеств, если они не были богами солнца, и взять имена в честь Атона, Гора или Ра. Теперь его великий визирь Птахмоз, чтобы доставить удовольствие царю Эхнатону IV, стал зваться Рамозом в честь Ра. Великий храм в Карнаке гудел как встревоженный улей. Нововведения Эхнатона жрецы Амона считали ересью. Все вышеописанные события произошли в 1369 году до н. э., в том самом году, когда поженились Эхнатон и Нефертити. За этот год они сделали многое. Они основали новую религию и ввели в Египте новые ценности. В этом же году у них родился первый ребенок. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|