Онлайн библиотека PLAM.RU


ГЛАВА XIV

Новые рубежи, новые проекты, новые полеты

Первые годы эры пилотируемых полетов были годами всеобщей эйфории. Стремительно вырвавшись в космос, человечество полагало, что освоение космического пространства будет продолжено такими же темпами. Поэтому неудивительно, что в конструкторских бюро СССР и США в те годы родились и активно разрабатывались сразу несколько типов пилотируемых космических кораблей. Еще больше было проектов и прожектов, ориентированных на перспективу, близкую и далекую. Ну а фантазия писателей и кинорежиссеров вообще не знала границ.

Еще до первого полета человека в космос в ОКБ-1 была начата разработка многоместного космического корабля под названием «Север» (позже стал называться «Союз»), который должен был прийти на смену «Востоку». Королев предполагал, что этот корабль полетит уже в 1962 году. Но загруженность другими работами, а также сложности, с которыми постоянно приходилось «бороться» разработчикам ракетно-космической техники, заставляли не один раз переносить сроки первого полета этого корабля. Сначала это был 1963 год, потом 1964 год.

Даже после завершения программы «Восток» полной определенности со сроками создания новой машины не было. А время, между тем, не стояло на месте, и наши конкуренты, то есть американцы, стремились во чтобы то ни стало вырваться вперед. Задержка с «Союзом» давала им такой шанс. Тогда-то и появилась программа «Восход».

Это был своего рода «промежуточный» вариант. В ходе реализации программы предполагалось выполнить ряд полетов пионерского характера, которые первоначально планировалось осуществить с помощью «Союза».

Корабль, известный ныне как «Восход», являлся по сути дела тем же самым «Востоком», из которого были удалены ряд систем, а вместо них установлены дополнительные кресла. Это делало возможным разместить в корабле не одного, а двух и даже трех космонавтов. Тем самым Советский Союз мог обеспечить себе приоритеты сразу в нескольких вопросах: отправка в космос экипажа, выход в открытый космос, полет женского экипажа, рекордный по продолжительности полет.

Первоначально было запланировано семь полетов. Но состоялись только два. Правда, оба эти полета, как и хотел Королев, обеспечили первенство нашей стране в двух важных вопросах пилотируемой космонавтики – экипаж и выход.

Полет первого «Восхода» состоялся в октябре 1964 года и прошел великолепно. Три космонавта в течение суток кружили над Землей, а потом благополучно приземлились на территории Советского Союза. Причем сделали это, не покидая спускаемый аппарат, в отличие от своих коллег по «Востокам». Их бы тоже катапультировали, на всякий случай, да три катапульты не помещались, поэтому пришлось рискнуть. Риск полностью оправдался.

Единственное, что немного смазало это достижение, стала происшедшая во время их полета смена власти в Кремле. Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров отправились на орбиту при Никите Хрущеве, а приземлились уже при Леониде Брежневе. Даже их прилет в Москву пришлось отложить на то время, пока в верхах делили портфели.

Второй полет корабля типа «Восход» состоялся в марте 1965 года. В этом полете было много осложнений. Да и состояться он должен был годом позже.

Когда решался вопрос об осуществлении эксперимента по выходу человека в открытый космос, планировалось, что первым за пределы кабины космического корабля отправится другое живое существо, наш верный и бессловесный друг – собака. Был даже запланирован срок такого полета – начало 1966 года. Одним из участников этого эксперимента, кстати, должен был стать популярный впоследствии телеведущий Юрий Сенкевич. Предполагалось, что он, по сути дела, выпихнет из кабины корабля собачку, облаченную в специальный скафандр, а затем за страховочный фал втянет ее обратно. Естественно, планировалось наблюдать, как при этом собака будет себя вести. Лишь после этого должен был состояться выход человека в космос.

Но в дело вмешалась «большая политика». Американцы тоже готовили аналогичный эксперимент, и под нажимом советского партийного руководства было решено форсировать ход событий, чтобы подарить советскому народу еще один космический триумф. «Восход-2» оснастили специализированной шлюзовой камерой, единственным предназначением которой был выход человека в открытый космос. После возвращения космонавта в корабль выполнившая свою миссию камера должна была быть отделена.

Первым человеком, покинувшим корабль и вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. Этот уникальный по тем временам эксперимент был проведен 18 марта 1965 года.

Этим полетом программа «Восход» была завершена. Остальные полеты были отменены, а все силы были брошены на решение других задач – разработку корабля «Союз» и лунную программу.

Одновременно с созданием орбитального корабля «Союз» в Советском Союзе шла разработка авиационно-космической системы (проект «Спираль»), военного пилотируемого корабля «Звезда» (известен также как «Союз-ВИ»), орбитальных станций военного и гражданского назначения. Первые два проекта так и не были доведены до своего завершения, а орбитальные станции появились уже после того, как наша страна потерпела поражение в лунной гонке.

Первый «Союз-1» с космонавтом на борту (Владимир Комаров) стартовал 23 апреля 1967 года. Предполагалось, что на следующий день будет запущен трехместный «Союз-2». Оба корабля должны были состыковаться на орбите, а два космонавта с «Союза-2» должны были через открытый космос перейти на «Союз-1» и на нем возвратиться на Землю. Этим экспериментом предполагалось решить сразу две задачи: стыковку двух пилотируемых кораблей и отработку методики спасения космонавтов с терпящего бедствие космического корабля.

К сожалению, ни одну из задач решить не удалось. Сразу после запуска «Союза-1» на нем начались проблемы, которые сделали невозможным запуск второго корабля. Более того, проблемы были столь серьезны, что пришлось срочно возвращать корабль на Землю. Посадка завершилась трагедией – не вышел основной парашют, и корабль разбился, а космонавт погиб. Смерть Комарова стала первой гибелью космонавта во время космического полета.

Из-за происшедшей катастрофы полеты «Союзов» были прерваны на полтора года и возобновились только в октябре 1968 года.

В январе 1969 года удалось осуществить эксперимент по стыковке двух кораблей и переходу космонавтов из одного корабля в другой. То есть удалось сделать то, что не удалось сделать в апреле 1967 года.

Параллельно с доводкой «Союза» в Советском Союзе разрабатывались корабли по лунной программе. Для сокращения сроков разработки при их создании были использованы многие технические решения, которые были реализованы на «Союзе». Поэтому орбитальные и лунные корабли оказались весьма похожими друг на друга.

Состоялось несколько полетов беспилотных лунных кораблей, по околоземной орбите и по трассе «Земля – Луна – Земля». Однако до пилотируемых полетов дело не дошло – мы проиграли лунную гонку, и советское руководство потеряло всякий интерес к программе полетов к Луне.

А тем временем продолжались орбитальные испытания «Союзов». В октябре 1969 года состоялся одновременный полет трех кораблей, на борту которых находились восемь космонавтов. В июне 1970 года в космос слетал «Союз-9» с Андрияном Николаевым и Виталием Севастьяновым на борту. Во время этого полета был установлен новый рекорд продолжительности полета – 18 суток.

Весной 1971 года в Советском Союзе начались полеты на борт орбитальных станций. Можно сказать, что последние 40 лет мы только тем и занимаемся, что летаем на станции. Сначала на «Салюты» (правда, под этим названием скрывались и гражданские ДОСы с долговременные орбитальные станции, и военные «Алмазы»), потом на «Мир», теперь на Международную космическую станцию. И везде используется «Союз». Со времени своего первого полета он претерпел ряд модернизаций, но по-прежнему это «Союз», работящий и надежный.

Единственным новым пилотируемым космическим аппаратом, который был создан в нашей стране за эти 40 лет, стал многоразовый корабль «Буран». Это была «лебединая песня» нашей космонавтики. Но «спеть» ее удалось только один раз, да и то в беспилотном режиме – в ноябре 1988 года корабль совершил два витка вокруг Земли. Полет прошел успешно, корабль в автоматическом режиме совершил посадку там же, откуда стартовал, на космодроме Байконур.

Однако для «Бурана» не нашлось грузов, которые он мог бы доставлять на орбиту. А тут еще и Советский Союз «приказал долго жить». В общем, программа была закрыта и сегодня, несмотря на многочисленные призывы, уже не может быть реанимирована – дешевле сделать новый челнок, если бы в этом была необходимость, чем восстанавливать старый.

Отечественная пилотируемая космонавтика, из советской превратившаяся в российскую, «сосредоточилась» на обслуживании орбитальных комплексов. Сначала это был «Мир», теперь – Международная космическая станция. Поэтому и продолжаем мы летать на «Союзах», теперь уже в варианте ТМА-М. И эти полеты будут продолжаться еще не менее семи лет. А, вполне возможно, и дольше. Других задач перед российскими конструкторами пока не стоит.

В США, после завершения программы «Меркурий», возникла двухгодичная пауза в пилотируемых полетах. Как и у нас, за океаном не смогли обеспечить «плавный» переход от одной космической программы к другой. Первый полет нового корабля «Джемини» постоянно переносился с 1962 года на 1963 год, с 1963 года на 1964 год, с 1964 года на 1965 год.

Первый «Джемини» с астронавтами на борту отправился в космос через четыре дня после посадки «Восхода-2», 23 марта 1965 года. А всего в 1965–1966 годах состоялись полеты 10 кораблей типа «Джемини». Все основные задачи, которые были поставлены перед астронавтами, были ими успешно выполнены. Американцам удалось осуществить первую в мире стыковку пилотируемого корабля с кораблем-мишенью, установить новый рекорд продолжительности полета, провести испытания тросовых систем. Около десяти раз астронавты выходили в открытый космос. Были проведены десятки технических, научных, медико-биологических экспериментов.

«Крайний» полет «Джемини» состоялся в ноябре 1966 года, а уже в феврале 1967 года в космос должен был полететь первый пилотируемый корабль «Аполлон», который создавался в рамках «лунной гонки». Но так же, как у нас полеты «Союзов», начались с катастрофы, так и у американцев на первом «Аполлоне» погибли астронавты. Причем они даже не успели отправиться в космос, все случилось еще на земле, во время тренировок.

Трагедия на мысе Канаверал случилась 27 января 1967 года. В тот день трое американских астронавтов Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи, экипаж корабля «Аполлон-1», проводил тренировки на стартовом комплексе. Они заняли свои места в кабине, задраили люки и начали готовиться к работам, и тут начался пожар. В насыщенной кислородом атмосфере пламя распространилось мгновенно. Спасательные команды спустя несколько минут вскрыли люки, но было уже поздно, астронавты погибли. Все, что удалось обнаружить, это три горсточки пепла в креслах.

Более полутора лет потребовалось американцам на доработку корабля, чтобы сделать его более безопасным. Следующий, а точнее, первый полет «Аполлона» состоялся только в октябре 1968 года.

Но зато потом в лунной гонке американцы взяли невиданный темп. Уже в декабре 1968 года состоялся первый полет к Луне, в марте следующего года посадочный модуль был испытан на околоземной орбите, а в мае – на окололунной орбите. А в июле американцы высадились на Луне.

В 1969–1972 годах состоялись еще пять экспедиций на Луну. В общей сложности следы на лунной поверхности оставили 12 американских астронавтов. Планировались и другие полеты, и создание на Луне постоянно действующей станции с экипажем в два человека. Однако ничего этого сделано не было – Советский Союз отказался от своих лунных планов, поэтому американцы посчитали продолжение программы «Аполлон» бессмысленной тратой денег и закрыли программу. Были отменены три уже запланированных полета, а все усилия были брошены на разработку кораблей многоразового использования системы «Спейс Шаттл». У американцев вновь возникла пауза в пилотируемой программе.

В период с декабря 1972 года, когда состоялся «крайний» полет на Луну, до апреля 1981 года, когда стартовал первый «Шаттл», в США были запущены всего четыре пилотируемых корабля. Три из них слетали по программе работ на борту орбитальной станции «Скайлэб», а один – в рамках советско-американского полета по программе ЭПАС.

Как я уже сказал, полеты многоразовых кораблей начались в апреле 1981 года и продолжаются до сих пор. Первоначально на них возлагались огромные надежды. Предполагалось, что они существенно снизят стоимость выводимого в космос груза, будут решать практически все задачи космической программы США. Планировалось, что частота их полетов составит около 60 рейсов в год – флот из пяти кораблей со стартами каждый месяц.

Но в реальности ничего этого достичь не удалось. Стоимость полетов челноков сегодня «зашкаливает» по сравнению с одноразовыми ракетами, летают они не более 5–6 раз в год (больше не получается). Да и многие задачи, которыми их предполагалось «нагрузить», оказалось выгоднее решать не с помощью этих многотонных громад. К тому же, за тридцать лет полетов были потеряны два корабля («Челленджер» в январе 1986 года и «Колумбия» в феврале 2003 года), погибли 14 астронавтов. Ко всему прочему эти корабли оказались небезопасными.

Сейчас эра «Спейс Шаттлов» приближается к завершению. «Крайний» полет запланирован на лето 2011 года. После чего «Шаттлы» «разбредутся» по музеям.

О том, что придет на смену этим кораблям, да и российским «Союзам», я поговорю в заключение этой книги. А пока немного статистики.

К 1 января 2011 года в мире состоялись 274 орбитальных и восемь суборбитальных полетов. Экипажи еще двух кораблей встретили наступление 2011 года на орбите, их полет продолжается.

Из этого числа 160 орбитальных и семь суборбитальных были осуществлены в США, 113 орбитальных и один суборбитальный – в России, три орбитальных – в Китае.

К настоящему времени в космосе побывали 517 человек. Это без учета участников суборбитальных полетов.

Космические полеты совершили граждане 35 стран. Больше всего своих представителей отправили в космос Соединенные Штаты – 332 человека. На втором месте Россия – 108 человек. Десять космонавтов у Федеративной Республики Германии (включая Зигмунда Йена, совершившего полет как гражданин Германской Демократической Республики). По девять у Канады и Франции. Восемь у Японии. Шесть у Китая. Пять у Италии. По два космонавта у Бельгии, Болгарии и Нидерландов. По одному космонавту «имеют» Австрия, Афганистан, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Вьетнам, Израиль, Индия, Испания, Южная Корея, Куба, Малайзия, Мексика, Монголия, Польша, Румыния, Саудовская Аравия, Сирия, Словакия, Украина, Чехия (хотя Владимир Ремек совершил полет как гражданин Чехословакии), Швейцария, Швеция и Южно-Африканская Республика.

Имеет своих космонавтов и Казахстан. Но я не выделяю их в отдельную строку – первый казахстанский космонавт Токтар Аубакиров совершил полет как гражданин СССР, а второй – Талгат Мусабаев как гражданин России.

Из 517 человек, побывавших в космосе, 462 – мужчины и 55 – женщины. Самый большой «женский отряд» в США – 45 представительниц прекрасного пола.

Можно было бы привести еще множество забавных и поучительных цифр, связанных с пилотируемой космонавтикой. Но я думаю, что тех, которые приведены выше, вполне достаточно, чтобы составить общее представление о достижениях за 50 лет.

А теперь я хочу вернуться к личности Юрия Гагарина и рассказать, как это ни прискорбно, о его последнем полете. Это не был полет в космос. Это был обычный тренировочный полет на самолете.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.