|
||||
|
Воины тюркских каганатов в Сибири Главную роль в истории Центральной Азии и Южной Сибири в VI–VIII вв. сыграли два крупных объединения тюрко-язычных кочевых племен — теле и тюкю. Все эти племена имели явно гуннских и динлинских (ветвь гуннов) предков. Динлины делились на северных и западных. Первые жили к северу от гуннов в районе Байкала. По преданиям северные динлины отличались тем, что у них были «лошадиные голени» и они быстро бегали. Историк Л. П. Потапов объясняет это предание тем, что северные динлины носили меховую обувь, сшитую из шкур, которые снимали с ног лошади или козули, и ходили зимой на лыжах, подбитых той же шкурой. Подобную обувь носили в недалеком прошлом некоторые группы жителей Южной Сибири — тувинцы, алтайцы, хакасы, шорцы, которые пользовались такими же лыжами (8, с.266). В китайских летописях потомков динлинов называли «теле». Большинство племен теле в IV–VI вв. обитало на территории современной Монголии, достигая во время перекочевий Тывы и горного Алтая. Некоторые из названий племен теле упоминаются и в древнетюркских рунических надписях, например уйгуры, курыканы и др. В тех же летописях содержатся сведения по племенному объединению древних тюрков — тюркют, в китайском варианте — тюкю. Отсюда происходит название тюркской группы языков. Но на этих языках говорили не только тюрки, но и многие племена теле, в частности уйгуры (огузы, кыпчаки и др.). Известны легенды и предания, согласно которым предками тюкю были северные гунны. Вот две из них в изложении историка Л. П. Потапова. Брат главы государства северных гуннов был шаманом, рожденным от волчицы. Один из его сыновей превратился в лебедя, то есть, видимо, стал родоначальником рода лебедя. Его сын стал правителем на р. Чуе. Его четвертый сын Нортулушад жил в государстве Со с 10 женами, сыновья от которых носили имена матерей. Сына от наложницы звали Ашина. После смерти отца его избрали предводителем под именем Ахиеншада. Его внука назвали Тумен, и он часто упоминается в китайских источниках как историческое лицо и основатель государства тюкю, тюркского каганата. По другому преданию утверждается, что предки тюкю были одним из родов гуннов, разгромленного врагами и полностью истребленного, за исключением одного десятилетнего мальчика. Его спасла волчица и спрятала в пещере в горах, расположенных севернее государства Каочан (Турфан). Волчица родила от выросшего мальчика 10 сыновей, которые взяли в жены женщин из других родов и имели многочисленное потомство. Одним из потомков был и Ашина. Через несколько поколений тюкю вышли из этих гор и стали кузнецами у монголоязычных племен жужаней, создавших свое государство — каганат. Они жили и работали на южных склонах Джунгарского Алтая (8. с.268, 269). Напомним, что у многих народов Сибири и Центральной Азии той эпохи кузнечное дело, связанное с добычей руд и получением металлов, с изготовлением металлических орудий и украшений, считалось всегда связанным с шаманством, с общением с духами и богами. Отсюда и особый авторитет кузнецов и рудознатцев среди других племен. Все эти предания нашли подтверждение в китайских летописях. Известно, что после разгрома в 439 г. одного из небольших гуннских государств, расположенного в южной части излучины Хуанхэ, предки тюкю откочевали в горы Гаочана, находящиеся к северо-западу от Турфана (ныне называются «Богдо-ола»), где имелись залежи железных руд. Там тюкю, как и обитавшие поблизости некоторые племена теле, занимались кузнечным делом. Там они и приняли наименование «тюркют», или «тюкю». Объединение племен тюкю и образование тюркского каганата произошли в начале 30-х гг. VI в., так как каган объединенных тюкю Шаболио в 585 г. писал императору Китая: «С тех пор как тюкю созданы небом, прошло уже более 50 лет» (8, с.269). Могущество племен тюкю основывалось на наличии у конных воинов оружия и доспехов (шлемы и кольчуги) из железа. Историк Л. П. Потапов приводит слова одного из китайских императоров, который метко охарактеризовал источники силы тюркского каганата: «Сила тюкю заключается в верховой езде и стрельбе из лука. Если они видят благоприятное положение, то продвигаются вперед, если замечают опасность, тотчас же отступают. Они бушуют, как буря и молния, и не знают устойчивого боевого порядка. Лук и стрелы являются их когтями и зубами, а кольчуги и шлемы— повседневным одеянием. Их войска не маршируют строем и не разбивают лагерей на определенном месте. Они поселяются там, где находят воду и траву, а их овцы и лошади представляют собой военный провиант» (8, с.270). Как все это напоминает тактику ведения боевых действий гуннами. В середине VI в. вождь тюкю Тумен разгромил и захватил 50 тыс. юрт теле, которые до этого в 546 г. восстали против господства жужанского кагана. Тумен предложил жужанскому кагану Анахуаню выдать за него замуж дочь последнего. Презрительный ответ кагана гласил: «Ты же наш простой кузнец. Как ты мог осмелиться произнести такие слова» (8, с.270). В ответ Тумен убил жужанского посланника и в 552 г. разгромил жужаней в битве, которая произошла на территории северовосточной части современной провинции Суйюань. После этого каган жужанов покончил жизнь самоубийством, а Тумен провозгласил себя каганом. Так началось правление тюркских каганов, хотя государство тюкю возникло примерно на 20 лет раньше. Каган являлся верховным командующим войсками каганата. Его помощниками были наследник престола (тегин) и командующие армиями (шады). Каганат у тюкю делился, как и государство гуннов, на правую и левую стороны. Соответственно этому назначались высшие правители этих частей — правые и левые ябгу, войска также делились на армии правой и левой стороны, которыми командовали правые и левые шады. Ябгу и шады назначались каганом из числа своих сыновей, братьев и других близких родственников. Всего в государстве тюкю было 28 классов чиновников, так что этот признак государства — наличие бюрократии — был в каганате довольно развит. При кагане Мухане, младшем брате Тумена, власть тюркского каганата распространялась с запада на восток от Средней Азии до Ляодунского залива, а с юга на север от Китая до Байкала, включая районы Алтая и Саян. Племена теле полностью подчинились тюркскому кагану и активно привлекались для участия в завоевательных и карательных походах. В это время с тюркским каганатом вступили в экономические и политические отношения не только ближайший сосед Китай, но и такие могущественные и далекие страны, как Византия и сасанидский Иран. Став в 553 г. тюркским каганом, Мухан, который был, по свидетельству китайских летописей, «тверд, жесток, храбр, умен и ничем не интересовался, кроме войн», вероятно весной 554 г. из своей ставки на р. Орхон направил на запад армию под командованием Истемикагана. Не встречая, видимо, серьезного сопротивления, тюрки пересекли Джунгарию и через Джунгарские ворота, которыми пользовались еще гунны, проникли в Семиречье. Затем тюрки где-то близ современного г. Кзыл-Орда переправились через Сырдарью и в 555 г. достигли «Западного» (Аральского) моря. Затем через степи Западного Казахстана, преодолевая сопротивление местных племен, они дошли до Волги. Пока Истеми воевал на западе, Мухан с войском проник в Центральную Тыву, в верховья Енисея, и покорил жившие там тюркоязычные племена (9, с.143, 144). Разгром тюрками объединения варварских племен эфталитов в 560-х гг. позволил купцам из Согдианы (район между средними течениями Амударьи и Сырдарьи), которая оказалась в зоне влияния тюркского каганата, восстановить торговлю с Китаем по Великому шелковому пути. Купцы обратились к Истеми-кагану с предложением направить посольство к иранскому шаху, с тем чтобы добиться разрешения на провоз шелка через его страну. Тюркским послом был назначен согдиец Маниах, но иранский шах не дал разрешения на проезд купцов. Истеми решил начать войну с Ираном. Чтобы объединить силы с Византией, старым врагом иранского шаха, Истеми направил туда того же Маниаха, который прошел мимо южного побережья Арала, по пустынному плато Устюрт, обогнул с севера Каспий и через Кавказ добрался до Византии. В августе 568 г., заключив военный союз и торговый договор, Маниах в сопровождении посла Византии Зимарха отправился обратно. По прибытии в ставку Истеми Зимарх получил в подарок пленницу и сопровождал Истеми в походе против персов. Впоследствии он с новым тюркским послом возвратился в Византию (9, с.145). После смерти Мухана каганом тюркской державы стал в 572 г. его младший брат Тобо, при котором громадное государство было разделено на восточную и западную части. Управление обеими частями осуществляли близкие родственники кагана. В это время раздробленный и ослабленный Китай старался всяческими дарами и подарками задобрить тюркских властителей. Одни правители северных областей Китая посылали кагану ежегодно 10 тыс. кусков шелка, другие правители также делали ценные подарки, тратя на это громадные суммы денег. Правление Тобо ознаменовалось попытками распространения у тюрок буддизма. Сам каган и его приближенные приняли новую религию, на тюркский язык были даже переведены некоторые буддийские священные книги, но широкой массой кочевников буддизм не был принят. В 581 г. каганом стал сын Тобо, известный под именем Шаболио, о котором уже упоминалось, однако он не сумел удержать все земли и в результате междоусобиц каганат в том же году распался на западный и восточный. В восточном каганате остался править Шаболио, а в западном — каганом стал Тардуш-хан. Китайские императоры всячески пытались ослабить тюрков и усилить вражду между обоими каганатами. В 630 г. каган восточных тюкю Хели был разбит и пленен китайцами. Так фактически закончил свое существование первый тюркский каганат. Китайские императоры распространили свое влияние на земли племен теле и восточных тюкю. Но в 660–663 гг. племена теле и восточных тюкю подняли восстание, и в 682 г. образовался второй тюркский каганат северных (восточных) тюкю, во главе которого стал Гудулу (Ильтерес — по древнетюркским надписям), происходивший из знатного рода Ашина, родственник умершего кагана Хели. Он объявил себя каганом после одержанных побед над рядом племен теле и поселился в районе древней родины тюкю в местности «Черные пески» (в древнетюркских надписях — Каракум» по северную сторону хребта Инь-Шань, недалеко от г. Куку-Хото (современный Хух-Хото). Восточно-тюркский каганат оказался в окружении враждебных государств и племен. Каган Гудулу, или Ильтерес, с помощью мудрого советника Тоньюкука сумел разбить и покорить врагов. После смерти Гудулу в 692 г. каганом объявил себя его брат Мочо. Он продолжил успешные набеги на Китай. В 696 г. Мочо предложил императору Китая усмирить восставшие племена киданей. За это император должен был возвратить всех тюкю, находившихся в различных районах Китая. Мочо разбил киданей, и император выполнил условия договора. Возвращение всех тюкю усилило Мочо, и он возобновил борьбу против китайских императоров династии Тан, которые назначили большую награду за его голову. Восточно-тюркский каганат подчинил себе все племена теле, обитавшие в Монголии. Мочо сумел поставить в зависимость от себя и западных тюрков. Восточные племена киданей и хи платили кагану налоги, выполняли «подневольные работы». Это было время расцвета второго восточно-тюркского каганата. Советник при нескольких каганах и полководец Тоньюкук снежной зимой 711 г. возглавил поход против кыргызов Енисея, крупный отряд которых охранял Главный перевал через Западный Саян. Тоньюкук, не став дожидаться лета, собрал свою армию на р. Хемчик (бассейн Верхнего Енисея) и поднялся с ней по долине его левого притока Ак-Сук. В одной из тюркских надписей на камне (до нашего времени дошло много надписей на камнях, освещающих деятельность этого полководца и начинающихся словами: «Я, мудрый Тоньюкук…») сказано: «Приказав сесть на лошадей, я пробил дорогу сквозь снег (до 1,5 м. — М.Ц.). Я взошел с другими на верх горы, ведя лошадь в поводу, пешком, удерживаясь деревянными шестами. Передние люди протаптывали дорогу, и мы перевалили через вершину, поросшую лесом». Это был первый, подтвержденный письменными источниками переход через хребет Западный Саян. «С большим трудом спустились и в 10 ночей… прошли до склона горы… Мы шли вниз по течению Аны (Большая Она, правый приток р. Абакан. — М.Ц.). После остановки и определения количества отставших и замерзших, Тоньюкук проследовал на конях, двигаясь днем и ночью, на север и где-то в долине Абакана разгромил не ожидавшую нападения армию кыргызов, предводитель которой погиб в сражении. Затем Тоньюкук вышел в долину Среднего Енисея и захватил все земли кыргызского племенного союза. Тюрки оставили там свои гарнизоны, о чем свидетельствуют раскопки на склонах Абаканского хребта и в Минусинской котловине. Самый северный пункт, до которого они доходили, — долина р. Тесь, левый приток Енисея у 54°30 с. ш. Вновь перевалив Западный Саян, Тоньюкук возвратился в ставку на р. Орхон (9, с.147). Но восстания порабощенных племен не прекращались. В 716 г. во время одного из карательных походов Мочо был случайно в лесу убит воином из племени паэгу, которое перед этим было разгромлено в бою. Второй каганат просуществовал до 744 г., когда был убит последний каган Озмиш. История тюркских каганатов тесно связана с Южной Сибирью, где проживали тюркоязычные племена. Историк Л. П. Потапов считает, что на Алтае в то время жили тюкю, о чем свидетельствуют каменные курганы с захоронениями человека с конем. Он утверждает, что «о связи предков тюкю с Алтаем и Енисеем свидетельствуют генеологические легенды древних тюрков, в частности рассказ о государстве Со. Принято считать, что государство это находилось в Саяно-Алтайском нагорье, где название «со» сохранилось до нашего времени в наименовании одного из родов кумандинцев (северных алтайцев). В этой легенде говорится также, что один из сыновей предка-шамана превратился в лебедя: род лебедя (куулар) сохранился среди тувинцев и северных алтайцев. У современных народностей Саяно-Алтайского нагорья — тувинцев, хакасов, телеутов, кумандинцев — сохранились тотемистические представления о лебеде» (8, с.274). В Западном Алтае жили некоторые племена теле: карлуки, кыпчаки, тюргеши, в долине Енисея — чики, а также поблизости племя азов. Все племена теле, тюкю и другие соседние с ними тюркоязычные племена, обитавшие в Южной Сибири, были кочевыми скотоводами, разводившими овец, лошадей, крупный рогатый скот, а на Алтае еще и яков. Скот круглогодично находился на пастбищах, но велась и заготовка сена. Историк Л. П. Потапов утверждает, что еще в первой половине ХХв. у тывинцев и алтайцев практиковался древний способ заготовки сена, когда траву срезали вручную, свивали ее в жгуты и развешивали для просушки и хранения на деревьях (8, с.275). Важное место в хозяйственной деятельности племен Южной Сибири занимала и охота. Железо добывалось как в Тыве, так и на Алтае, причем плавка руды велась в глинобитных горнах. Алтайские кузнецы делали из местного железа мечи, наконечники стрел, алтайское оружие — сабли с массивным клинком, имеющим легкий изгиб. Стрелы снабжались, как и у гуннов, полыми костяными шариками с отверстиями для того, чтобы они при полете издавали устрашающий свист. Искусно изготавливали они железные котлы, как круглые подвесные, так и стоящие на конусообразной ножке. Такие котлы изготавливали на Алтае до ХVIII в., и северные алтайцы платили дань джунгарским ханам именно такими котлами. Л. П. Потапов сообщает, что изготавливаемые древними алтайцами железные тесла — топоры, которыми можно было срубить дерево и изготовить разнообразные деревянные предметы, сохранились в быту у них еще в ХIХв., а в Тыве под названием «кержек» — до середины ХХ в. (8, с.276). Для племенной знати местные кузнецы изготавливали сосуды из серебра. На некоторых таких сосудах, найденных археологами, имеются древнетюркские рунические надписи. Кузнецы, видимо, являлись и ювелирами, как это было до начала ХХ в. у тывинцев, алтайцев, хакасов. Важным видом домашнего производства были на Алтае и в Тыве изготовление войлока, выделка шкур домашних и диких животных. Ученые находят в погребениях VI–VIII вв. в Южной Сибири войлок различных сортов, который шел на покрытие юрт, пошив одежды, изготовление постелей. Любопытно, что племена тюкю делали грубую ткань из волокон некоторых растений. Л. П. Потапов сообщает, что «ткацкие станки у кочевников были маленькими и разборными, наподобие сохранившихся до нашего времени у алтайцев, бурят, шорцев. Ни одна из частей станка не превышает размером 70–80 см, и весь станок свободно укладывается в маленькую сумку и мешочек и привязывается к седлу. Алтайцы на таких станках еще в первой половине ХХв. изготовляли грубую ткань в виде холста из волокон кендыря, а буряты— шерстяную ткань» (8, с.276). У тюкю племенная знать и приближенные кагана вели торговлю с Китаем, обменивая скот, преимущественно лошадей, и меха в основном на шелк и золото. Основными продуктами питания у тюркских племен были мясо баранов и диких животных (косуль, маралов и др.), а также молоко. Видимо, употреблялись и кедровые орехи, которые иногда даже клали с погребенными. Важную роль в рационе питания играло кислое молоко, широко употреблялся приготовляемый из кобыльего молока кумыс — излюбленный хмельной напиток кочевников. Согласно записям в летописях, угощая им друг друга, становились на колени и пели песни, как это делали совсем недавно современные тывинцы и алтайцы. А хранили кумыс в деревянных, глиняных и, возможно, кожаных сосудах и мехах. Хотя у племен тюкю семейный уклад не предусматривал многоженства, господствующее положение в семье занимал мужчина. Правда, положение женщины в семье было относительно свободным, так как на нее возлагалась вся ответственность за домашнее хозяйство. Мужчина же часто отсутствовал в семье из-за участия в военных походах, охоте или когда пас принадлежащее семье многочисленное стадо. О довольно высоком для того времени уровне культуры тюкю и некоторых племен теле (уйгуры) свидетельствует наличие у них рунической письменности, так называемого орхонского письма, которое было создано ими к середине VI в. Рунические памятники на камнях и строениях найдены в Северной Монголии (древнетюркские орхонские и уйгурские надписи VIII в. на каменных стелах), в долине Енисея, а именно в Минусинской котловине (по берегам рек Уйбат, Абакан, Туба), в Тыве (известно свыше 50 рунических надписей на отдельных камнях и скалах, относящихся, вероятно, к более позднему времени, когда там господствовали кыргызы), в Прибайкалье, на Алтае (на отдельных предметах из древнетюркских погребений), и даже в Европе — в Донбассе и на Дунае. Эта письменность тюкю создана на основе арамейского алфавита, скорее всего, при посредстве согдийцев, о связях которых с тюркскими каганами говорилось ранее. Письменность у тюкю существовала уже при кагане Мухане. В 70-х годах VI в. были переведены на тюркский язык некоторые буддийские священные книги. Установлено, что древнетюркские надписи (особенно орхонские) являются своеобразными каменными летописями и содержат описание исторических событий. Так что эти надписи — важные письменные документы по истории предков современных тывинцев, алтайцев, хакасов. Безусловно, что грамотность у тюкю являлась прерогативой знати и чиновников кагана. Рядовые кочевники, вероятнее всего, не были грамотными. При каких-либо массовых подсчетах воинов, лошадей или скота «делали зарубки об их количестве на дереве» (8, с. 281). Дощечку с зарубками запечатывали воском вместе с небольшой стрелой с металлическим наконечником, и тогда дощечка превращалась в документ. В официальных документах каганов года датировались по 12 летнему циклу, когда год назывался по имени определенного животного (год лошади, затем овцы, змеи, мыши и т. д.). Эти названия годов следуют в строго определенном порядке и повторяются через каждые 12 лет. В какой-то степени о развитии изобразительного искусства у тюкю можно судить по каменным изваяниям, известным как «каменные бабы», которые довольно часто встречаются на территории Тывы и Горного Алтая — многие из них изготовлены именно в древнетюркское время. Часто скульптура изображает мужчину, держащего в руках сосуд. На многих фигурах можно различить лицо, детали одежды и оружия. Историк Л. П. Потапов считает, что статую умершего делали и ставили к моменту поминок, которые совершались у сооруженной каменной оградки. При похоронах каганов и представителей знати строили поминальные храмы. От племен тюкю и теле осталось много наскальных рисунков в Тыве, Минусинской котловине и в горном Алтае. Именно к древнетюркским временам ученые относят рисунки Сулекской писаницы в Хакасии, где изображены охотники с луками на лошадях, которые преследуют большей частью копытных животных. На других писаницах в Тыве встречаются также сцены охоты, в том числе с охотничьими собаками. Племена теле, тюкю и кыргызов по религиозным верованиям были шаманистами. Буддизм, насаждаемый некоторыми каганами, так и не проник в народную массу. Древние тюрки верили в то, что окружающий мир наполнен многочисленными духами, которые прямо влияют на жизнь людей. Посредниками между духами и людьми в их представлении были шаманы — мужчины и женщины, которые с помощью жертвоприношений могли лечить больных и предсказывать будущее. Вера в древнетюркские божества, имена которых известны по орхонским надписям, дожила у тывинцев, хакасов и алтайцев до ХХв. Тюкю сперва сжигали своих покойников. Погибших в бою воинов они сжигали прямо на поле боя и оплакивали их. Позже, с первой четверти VII в., они стали хоронить умерших в земле, в ямах под курганом из камней. В завершение рассказа о племенах теле и тюкю отметим, что время древнетюркских каганатов явилось важным этапом в истории Центральной Азии и прилегающих к ней районов Южной Сибири. Именно в это время сложились обширные этнические общности тюрко-язычных племен, которые впоследствии сыграют важную роль в истории народов Евразии. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|