|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Приложения к главе 6 1. План заложения запасных частей в НЗ для танкового парка Красной Армии в 1941 г. (в войсковых комплектах) 15 мая 1941 г.
Справка к рассмотрению плана заложения НЗ войсковых комплектов запасных частей для танкового парка Красной Армии Подсчет потребности в войсковых комплектах запасных частей для заложения в НЗ произведен на танковый парк Красной Армии по штатам военного времени. Войсковые комплекты, в соответствии с приказом НКО № 50— 1941 г., предназначаются:
Один войсковой комплект запасных частей обеспечивает эксплуатацию батальона (роты) по нормам военного времени: — для тяжелых танков 2 месяца — для средних и легких танков 1 месяц — для малых танков 1 месяц. Годовые нормы эксплуатации в условиях военного времени приняты: — для тяжелых танков 450 моточасов — для средних и легких танков 900 моточасов — для малых танков 900 моточасов… Исходя из наличия и ожидаемого поступления имущества по плану заказов 1941 года, заложение запасных частей (в войсковых комплектах) в НЗ в 1941 году будет произведено: Для танков БТ, Т-26, Т-35, Т-37, Т-38 и Т-40 а) В двух военных округах (ЗапОВО, КОВО) полное количество комплектов; б) В семи военных округах (ОдВО, ПрибОВО, ЛВО, ДВФ, ЗабВО, ЗакВО и САВО) — 50 % потребного количества; в) Остальные военные округа (СибВО, УрВО, ПриВО, МВО, ХВО, ОрВО, СКВО, АрхВО) заложение в НЗ запасных частей производят в 1942 г. Для танков KB, Т-50 и Т-28: Во всех военных округах будет произведено заложение в НЗ запасных частей только 50 % потребного количества, то есть на танковую дивизию 1 батальонный комплект для KB и Т-28 и 2 батальонных комплекта Т-50. При этом в 1941 г. не полностью будет обеспечено заложение в НЗ для танка KB дизель-мотора. Для танков Т-34: Во всех военных округах будет произведено заложение в НЗ запасных частей только на 20 % потребного количества. Очередь заложения запасных частей в НЗ устанавливается: Западный и Киевский 1 очередь в 1941 г. Одесский, Прибалтийский и Ленинградский 2 очередь в 1941 г. Дальневосточный фронт, Забайкальский, Закавказский и Среднеазиатский 3 очередь в 1941 г. Сибирский, Уральский, Приволжский, Московский, Харьковский, Орловский, Северо-Кавказский, Архангельский в 1942 г. Закладываемые в НЗ комплекты запасных частей предназначаются для танковых и моторизованных дивизий и будут храниться в указанных войсковых частях, а 10 % закладываемого имущества — на окружных складах, как резерв для обеспечения развертывания головных складов. Начальник Главного автобронетанкового управления Красной Армии генерал-лейтенант танковых войск Федоренко[226] 2. Сведения о потерях матчасти 23-й танковой дивизии за период с 22.6 по 13.7.41 года.Объяснительная записка Оставлено машин на зимних квартирах: 15 танков Т-26: 3 машины 45 танкового полка и 12 машин 144 танкового полка. Все вышеуказанные машины ожидали среднего ремонта и в том числе было 3 машины, требующие капитального ремонта. К ремонту танков было приступлено, все детали и агрегаты, бывшие в наличии в дивизии, были сменены, задержка происходила из-за отсутствия моторов, поршневой группы, подшипников бортовой передачи, сальников бортовой передачи, подшипников карданного сочленения, камер подогрева и ряда других деталей, которых не имелось в наличии. Часть вышеуказанных деталей и агрегатов были высланы со склада № 942, но к моменту выступления были дивизией не получены. Перед занятием г. Тельшая 12 танков 144 танкового полка были сосредоточены на ст. Тельшай для отправки в капремонт на заводы промышленности. Погрузить удалось только 3 танка, так как старшему команды воентехнику 1-го ранга Комкову было приказано кончить погрузку и оставить Тельшай отрекомендовавшимся представителем Военного Совета округа — батальонным комиссаром[227]. 4 трактора СХТЗ и 1 ЧТЗ-60 требовали капитального ремонта, округом были запланированы на июль месяц для отправки на заводы промышленности. Из 12 машин ЗиС-5 8 машин [требовали] капитального ремонта, 4 среднего, на капитальный ремонт были получены наряды из УАБТВ[228] Округа для отправки в капремонт, 4 машины требовали среднего ремонта, но из-за отсутствия деталей машины стояли не на ходу в ожидании среднего ремонта. 3 понтонных ЗиС-5, 1 М-1 остались на зимних квартирах из-за отсутствия резины. 3 вездехода ЗиС-5 — не на ходу в ожидании среднего [ремонта] — смена задних мостов, которых дивизия не имела в наличии. 16 штук мотоциклов остались в ожидании ремонта, отсутствие деталей задерживало своевременное восстановление. Из общего количества колесных машин, в РВБ ремонтировалось 13 машин, у некоторых была отремонтирована ходовая часть, расточены блоки двигателей, т. е. все было подготовлено к сборке машин, но из-за отсутствия ряда деталей машины были не собраны к моменту выступления РВБ с места расквартирования. Потери машин по техническим неисправностям, от артогня и авиации: Т-26 18 машин: 9 машин порча моторов, у 3 машин лопнули корпуса бензонасосов, 1 сгорела, 2 порча ходовой части, 1 разрыв бензобака, 1 порча зажигания, 1 застряла в кювете во время прикрытия отступления наших частей. Из общего числа 18 машин 9 были стянуты на СПАМ, часть машин были разобраны для ремонта, но угроза быть отрезанными заставила пойти на уничтожение танков, частое перемещение дивизии, быстрое продвижение противника и отсутствие эвакуационных средств не позволяло производить ремонт или эвакуировать танки. Остальные 9 машин были оставлены при прикрытии отхода наших частей, как правило оставались танки из состава тыльной походной заставы. Подбитые танки артогнем с незанятой территории противником, как правило, выводились с поля боя буксиром, при марше подбитые танки также буксировались танками, но при вступлении в бой оставлялись в тылу и в большинстве случаев отрезались противником, а в особенности во время марша перед фронтом противника. При совершении марша из-под Мадоны на буксире тянули 15 танков Т-26, что снижало скорость движения колонны в 2–3 раза, а также приводило к сильному перегреву буксирующих машин. Беспрерывная работа танков при отсутствии запчастей привела к тому, что большинство оставшихся машин требовало переборки двигателей из-за выпадания седел цилиндров, так из оставшихся 44 машин 12 были не на ходу, остальные работали на 2–3 цилиндрах, и при буксировке такими машинами буксирующие танки из-за чрезмерного перегрева, как правило, загорались. При наличии тракторов в дивизии для буксировки, все танки, вытащенные с поля боя и вышедшие из строя по техническим причинам в пути, были бы эвакуированы в тыл и восстановлены, что уменьшило бы общие потери в танках на 30–40 %. 14 тракторов СТЗ-5 потеряны от артогня противника в момент окружения и выхода из окружения 3-й батареи и парковой батареи 23 гаубичного артполка, в этом же бою было потеряно 10 грузовых машин, 1 М-1 и 14 прицепов парковой батареи. Остальные транспортные машины потеряны от огня противника в период от 22.6 по 13.7.41 года. Передано другим частям: 2 батальона танков в количестве 87 машин Т-26, 1 «Виккерс» из состава 144 танкового полка по приказанию командующего 8-й армией были переданы 10 стрелковому корпусу. 3 танка Т-26 переданы в штаб 12 мехкорпуса. 136 грузовых машин, 1 машина М-1, 2 цистерны ЗиС-5 переданы согласно распоряжения УАБТВ Северо-Западного фронта на формирование 202 мотострелкового полка. 45 грузовых машин ЗиС-5 забраны из ТЭПа в районе Тельшай распоряжением члена Военного Совета Северо-Западного фронта на подвозку снарядов. 1 машина ЗиС-6 забрана в дороге в 463 стрелковый полк полковником Живых, рекомендовавшимся представителем штаба 8 армии. 25 грузовых машин и 1 трактор забраны в пути под угрозой оружия, в том числе: 5 машин отрядом НКВД г. Риги, 1 трактор в районе Тельшай командиров заградительного отряда, 2 машины командиров артполка, остальные машины забраны различными лицами. 207 грузовых машин, 2 трактора СТЗ-5, 4 трактора Т-20, 1 легковая М-1, мастерская «А» ГАЗ-ААА, цистерна ЗиС-5, радиостанция 5-АК ГАЗ-ААА, санитарная ГАЗ-АА переданы из 23 мотострелкового полка в 10 стрелковый корпус, 90 стрелковую дивизию и 202 мотострелковую дивизию. Пропало без вести: 9 танков Т-26 не вернулось из разведки вместе с экипажами. 1 БА-10, 3 БА-20 не вернулись с делегатами связи. 2 трактора ЧТЗ-65 отрезаны противником, т. к. малая скорость движения тракторов привела к отставанию их от общей колонны. 2 грузовых, 3 цистерны были отрезаны противником в момент возвращения с бензосклада, 2 санмашины были посланы с ранеными и не вернулись в дивизию. 1 грузовая машина пропала вместе с велосипедами. Пом. Командира 23 танковой дивизии по тех. части майор Морозов. 20.7.41 г.[229] Примечания:2 Тухачевский M. Н., Берзин Я. К., Жигур Я. М., Никонов А. Н. Будущая война. М.: ВАГШ ВС РФ, 1996, с. 276. 22 «Waffen und Geheimwaffen des Deutschen Heeres 1933–1945» von Fritz Hahn. 226 ЦАМО РФ, ф. 38 (ГАБТУ КА), оп. 11355 (Танковое управление), д. 225 (Доклады ГАБТУ КА о выполнении планов поставок заводами танков и запасных частей к ним), лл. 88–93. 227 Авторы хотели бы особо отметить, что для документов первых дней войны упоминания подобных «неизвестно чьих» указаний являются скорее правилом, нежели исключением: «по приказанию генерал-майора, фамилию которого никто не успел заметить», «отрекомендовавшимся представителем Военного Совета округа батальонным комиссаром», «представителем штаба такого-то корпуса капитаном (фамилии не знаю)» и т. д. 228 Управление автобронетанковых войск. 229 ЦАМО РФ, ф. 221 (Северо-Западный фронт), оп. 1376 (управление командующею бронетанковыми и механизированными войсками), д. 7 (Указания штаба и управления автобронетанковых войск о приведении в боевую готовность частей, порядке эвакуации на случай отхода войск, материально-техническом обеспечении войск; сведения автобронетанковых соединений и частей о боевом и численном составе; переводы трофейных (немецких) документов о деятельности артиллерии и танков противника), лл. 143–145. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|