|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Эпилог
Два противоположных полюса движут библейскую историю: воспоминание о потерянном рае и надежда на грядущее царство Господне. Могущество этих двух мифов объясняет упорство евреев в стремлении спасти свою веру, язык, культуру от давления времени. Традиции поддерживают сердца в час, когда для выживания необходима борьба. Поскольку ожидание грядущего царства Господня питается воспоминаниями прошлого и надеждой. Ведь настоящее состояние мира, трагедии, которые пережил Израиль, реалии зла, войны, ненависти временны и исчезнут, словно кошмар, который пропадает утром. И в этом нет сомнений, поскольку Господь придет и создаст новую землю и новые небеса. Грядущее явление Господа — это зерно эсхатологии мессианства Израиля. Пророки неустанно вспоминают в своей теофании Авраама, выход из Египта, дарование Торы на Синае, завоевательную войну, союз с Давидом1. Господь явится, чтобы судить землю, приговорить преступника, спасти невинного и покарать нечестивцев. Спасение тесно связано с идеей суда Господня. Господь справедлив и милосерден, он покарает своих врагов и врагов своего народа2. И эта победа разрушит окончательно беззаконие, которое противостоит царству любви. Языческие боги будут низвергнуты3, могущество зла будет уничтожено4, беззаконию не будет больше места в Израиле5. Кара придет как голод, чума, огонь, дрожь земли, ужасы войны6. Поскольку наказание за преступления должно предшествовать царству справедливости. Этому дню предшествует возрождение Израиля в райской прелести: Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение7. Мир воцарится на земле даже среди животных; больше не будут умирать дети; человеческая жизнь будет очень долгой8. Поскольку в день Господа живой Бог провозгласит триумф жизни над смертью. Так миф о потерянном рае кристаллизуется в ожидание Земли обетованной. Когда она завоевана — человек грезит о времени ее освобождения от сил зла, о дне всеобъемлющего искупления. Амос, первый из великих пророков-писателей, делает акцент на катастрофах, которые будут сопровождать день Господа9, не светлый, но сумеречный10. Спасение придет лишь для праведников, лишь они будут защищены от апокалиптических катастроф. Для них царство Давида возродится в своем былом могуществе, в эру мира и счастья, которая последует за судом Господа. Осия также делает акцент на Израиль как на центр эсхатологии: он будет избавлен благодаря силам любви. Мысль Исайи и Михея простирается на всю вселенную: спасение Господне ожидает не только Израиль, но и другие нации, даже природу, поскольку небеса и земля будут обновлены в день Господа. Софония связывает также судьбу нации с судьбой всего человечества. В повествовании о кровавых трагедиях, которыми наполнена история Иудеи и Израиля, Иеремия, Авва кум, Иезекииль, Аггей, Захария запечатлевают несравненное звучание эсхатологического лиризма, который достигает вершин в некоторых Псалмах и особенно в последних главах (40–65) Книги Исайи. Во 2-й книге Исайи содержится наиболее полное изложение мессианской эсхатологии Израиля. Придет день Господень, день искупления. Яхве освободит свой народ благодаря своему милосердию: новая Пасха отметит возрождение Сиона, куда стекутся спасенные после Апокалипсиса. Иерусалим и Храм будут восстановлены11. Яхве царствует в Сионе над своим народом, окончательно избавленным от своих врагов. Апокрифическая литература откроет путь появлению образа Иисуса и Новому Завету. Мессия — это помазанник Господа, «мешиах». Будучи избранным Им, он получает то же помазание, что царь или священник12. Это своего рода идеальный царь или священник, через него реализуются все обетования завета. Он установит мир и уничтожит врагов; его власть имеет источником Господа, он Его любимый сын13. Исайя и Михей в древней традиции предусматривают для этого персонажа чудесное рождение: Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить… И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он мир14. Исайя детально описывает грядущий райский мир: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой вол, и лев будут вместе, и малое дитя будет водить их… И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому, и младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море15. Этот древний сон не покидает сознание нации со времен Авраама. Призвание Израиля не заключается в триумфе нации над другими, речь идет о примирении всего человечества и природы с Богом, вне какой бы то ни было войны: Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам16. В этот день каменное сердце станет живым, из крови и плоти, и в нем будет пребывать Господь17. Слепые обретут зрение, глухие — слух. Наступит время всеобщего спасения, мира и любви18. Это ожидание приобретает в сознании людей Библии мировоззренческое значение19. Исайя, Михей, Иеремия, Иезекииль, Аггей и Захария, второй Исайя, второй Захария — все они пребывают в ожидании освобождения, которое изменит реалии национальной жизни в процессе обновления всего Сущего. История и утопия Пророки провозглашают тотальное грядущее изменение человечества, которое касается не социологии, морали или философии, но следует из их сознания Бога: «Я есмь Сущий»20. И потому у истории есть начало, смысл, целесообразность. Она не абсурдна, несмотря на самые жестокие свои повороты. Она не заключается в слепом и замкнутом следовании событий, в которых человек становится вечной жертвой. Она являет собой путь к триумфу гармонии во Господе. Речь не идет о том, что евреи — носители философии истории, скорее — сознания прошлого, настоящего и будущего в свете грядущего спасения. В этом смысле доктрина пророков не является утопией. Со циальная справедливость, мир, нравственная метаморфоза человечества — вот ориентиры исторического процесса. На протяжении веков евреи получают послание своих пророков и воспринимают источник морали и законности — Тору, давшую рождение трем монотеистическим религиям: иудаизму, христианству, исламу. Поколение за поколением они сохраняют и передают знание о грядущем благом обновлении человечества. 1]рек, посещавший Ближний Восток во времена Соломона, Исайи, Иезекииля, видел не слишком большое отличие своей страны от Ассирии, Вавилона, Сирии, Финикии или Египта. Тот же образ жизни, те же способы строительства, тот же монархический режим, те же технологии обработки металлов, те же способы вести войну, та же манера одеваться, обрабатывать землю, собирать урожай. В материальном плане путешественнику было очень трудно отметить отличия быта древнего еврея от жизненного уклада соседних народов. В плане социальном и политическом разница была более заметна: отношения между царями и подданными, богатыми и бедными, гражданами и иноземцами, работниками и работодателями или хозяевами и рабами; право собственности; концепция частной жизни мужчины и женщины; место, которое занимали представления о морали в повседневной жизни, несмотря на многие сходные черты, имели значительные особенности в сравнении с окружающим древним миром. Но в смысле представления о Боге и грядущем человечества евреи внесли совершенно особенный вклад в мировую культуру. Их Бог един и трансцендентен. Это простое утверждение подорвало основы всех древних обществ, чьи божества были прокляты как лживые, бессильные, смертные. Это изменение сознания положило конец господству идолов, мифов и мистики. Эта констатация сопровождает осуждение дурных проявлений человеческой природы, выражающихся в стремлении к убийству, краже, несправедливости, ненависти, войне, сексуальным излишествам, лжи. Надежды человека обращаются к святости, справедливости, законности, господству духовной природы над животными проявлениями человеческого существа. Так идеал древних евреев патриархальной эпохи приобретает общечеловеческое звучание и значение, становясь в некоторых текстах Исайи, Иеремии, Захарии или Иезекииля представлением о грядущей гармонии, когда человеческая душа освободится от порока и обновится. Творение имеет смысл, и человечество должно обратиться к Господу. История составляет центральную драму творения. Она развивается сквозь тысячи перипетий, подобно священному обряду, сценой которого является вселенная, и обращена к духовному совершенствованию человечества. Спасение, искупление, освобождение должны не только избавить человечество от зла, но и обеспечить триумф блага. Поскольку справедливость и истинность — основы жизни, без них невозможны любовь и союз. Изначально мыслители Израиля не различали понятия права и долга, они были слиты в представлении о божественной воле и законе. Понятие справедливости — центральное, оно постоянно присутствует в рассуждениях всех пророков: чтобы заслужить благословение пророков, человек должен быть в первую очередь справедлив, кроме того, он должен принять Господа. Мятежники окажутся в Шеоле, а праведники обретут царство Божие. Человек как носитель воли Господней — ведущая тема Книги Иова, Псалмов, пророков. Тайна справедливости Господней существует, и постичь ее можно лишь посредством веры: «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину»21. Пророки не устают на протяжении веков порицать несправедливость, злоупотребления, нарушения закона, отсутствие милосердия, жестокость, агрессию, неумеренность. Злодеяния абсурдны, поскольку влекут за собой страдания и жертвы. Триумф справедливости положит конец противоречиям человечества. Пророки не были погружены в метафизику, занимавшую умы древних язычников: их беспокоила проблема справедливости и духовного совершенствования, в котором заключена истина грядущего триумфа Господа22. Так размышления пророков преодолевают зло и обращаются к новым горизонтам, которые найдут свое выражение в двух религиях, источником которых станет Библия: иудаизме и христианстве. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ Хронологическая таблица истории евреев и соседних народов периода кочевания, полуоседлости и царской эпохи Египет Месопотамия Земля Израиля Тексты из Тель- Амарны. Стелы Сети I и Рамзеса II в Бейт- Шеан. Стелы упоминают о победе над народом Израиля 2000 Поздняя бронза 1550- 1200 Хананеи Древняя бронза 3100- 2100 (зарождение письменности 3000) Средняя бронза 2100–1550 Призвание Авраама. Прибытие в Ханаан к 1750 (?). Путешествие Иакова в Египет ок. 1600 (?) В Ханаане — хетты. Угарит- ские таблички (1400- 1300). Выход из Египта в пустыню. 1230- прибытие в Ханаан 1500 Древнее царство; Мемфис, Великие пирамиды Среднее царство: Тети 2030–1720. Контроль над сиро-палестинскими владениями. Вторжение гиксосов 1700–1550 XVIII и XIX династии 1580–1200. Тутмос III 1468- 1436- палестино- сирийские кампании. Аменхотеп IV (Эхнатон) 1375–1350. Культ гелио- польского бога Солнца Ра, а не фиванского Амона. Сети I 1314–1292. Рамзес II 1291–1225. Борьба с хеттами. Мернептах 1225–1215 Шумеры и аккадцы Шумеры, затем аморреи — 2050–1750. Аккадские поэмы о сотворении мира и потопе. Хаммурапи ок. 1750 В Малой Азии и на севере Сирии — хетты. Начиная с XV в. — апогей хеттской цивилизации. Рост могущества Ассирии Пророки Иудея
Египет Израиль Арамейские царства Железный век II 900–600 930 — собрание в Сихеме и схизма 950 XX династия. Шешонк I 945–925 — победа над землей Израиля. Стела в Мегиддо 900 850 Египет теряет могущество Ровоам 928–911 Храм, построенный Шешон- ком I Авия 911-908. Аса 908- 867- союзс Венада- дом1 против Ваасы Иосафат 867–851 АХИЯ из Силома ИЕГУ, СЫН АНАНИИ ИЛИЯ Иеровоам 928- 907-пребывание в Фирце; храмы: Дан и Вефиль Наддав 907–906. Вааса 906–883. Падение дома Иеровоама. Элла 883–882. (Замврий 882). Амврий 882–871, воздвиг Самарию. Ахав 871–851, женился на Иезавели, дочери царя TYipa Евфаала Храм Ваала; победа вАфеке Дамаск. Тавримон. Венадад I Венадад II
Плен — восстановление самостоятельности — рассеяние
Римская эпоха
БИБЛИОГРАФИЯ Albright W. P. L'archeologie de la Palestine. Paris, 1984. Albright W. P. YHWH and the Gods of Canaan. New York, 1976. Baron S. W. Histoire d'Israel, vie sociale et religieuse. V. 1–5. Paris, 1957–1964. BarroisA G. Manuel d' archeologie biblique. Paris, 1953. BronnerL. Biblical Personalities and Archeology. Jerusalem, 1974. Biblical Archeology. Keter, Jerusalem, 1973. Contenau G. La vie quotidienne a Babylone et en Assyrie. Paris, 1954. Encyclopedia Judaica. V. 1 — 16. Jerusalem, 1974. Encyclopedia miqrait. (на ивр.). V. 1–8. Jerusalem, 1962. HeatonE. W. Every Day Life in Biblical Time. London, 1956. KenyonK Archeology in the Holy Land. London, 1970. L'Encyclopedie des fouilles en Israel, (на ивр.) V. 1–2. Jerusalem, 1970. Miller. Encyclopedia of Bible Life. New York, 1973. Moritet P. La vie quotidienne en Egypte au temps de Ramses. Paris, 1924. Munk S. La Palestine, description geographique, historique et archeologique. Paris, 1845. Pedersen. Israel, its Life and Culture. V. 1–2. Oxford, 1926–1940. «Revue des Etudes bibliques» — Ecole Biblique de Jerusalem. VauxR. Les institutions de l'Ancien Testament. Paris, 1966. Vaux R. La vie quotidienne des Hebreux au temps de la Bible. Paris, 1968. ПРИМЕЧАНИЯ Пролог 1 Суд. 11:29–39. 2 2 Цар. 11. 3 Быт. 11: 27; 28: 1–9; Числ. 12: 1; Неем. 13: 23. 4 1 Цар. 10: 23; Втор. 1: 28; 2: 10. 5 1 Цар. 17:4. 6 Песн. II1: 5 и далее. 7 Песн. II. 5: 11; 4: 1;6: 5. 8 Суд. 13: 5; 16: 17. 2 Цар. 14: 26. Их вес равнялся 200 сиклям, что составляет приблизительно 2,28 кг. 9 Иез. 44: 20. 10 Лев. 9:6. 11 Быт. 27: 11. 12 3 Цар. 18:46. 13 2 Цар. 1:23; 2:18. И Суд. 14: 6; 1 Цар. 17: 34–36. 2 Цар. 23: 20. 16 1 Цар. 16:18. 17 Ис. 1: 2. 18 Втор. 34: 7; Числ. 33: 39; Иис. Н. 24: 29. 19 Речь идет о Ровоаме (58), Иосафате (60), Иораме (40), Охо- зии (23), Амасии (54), Озии (68), Иофаме (41), Ахазе(Зб), Иезе- кии (54), Манассии (78), Амоне (24), Иосии (39); 3 Цар. XIV, 21—4 Цар. XXII, 1. Септуагинта дает существенно другие цифры и ограничивается средним возрастом для царей не более 52 лет. 20 Пс. 89: Ю. 21 Ис. 65: 20. 22 Чис. 4: 3; 8: 26. 23 Чис. 8: 24; 1 Пар. 23: 3, 24. 24 Лев. 27:1–7. Шекель или сикль золота упомянут в Быт. 24: 22 и Иис. Н. 7: 21. В золоте или серебре (Быт. 23:16; 2 Цар. 4: 26; 4 Цар. 15: 20; Зах. 11: 12–13) он весил от 22 до 23 г, тогда как шекель вавилонян (от 11 до 11,5 г для легкого шекеля) составлял от 14,5 до 15,3 г по отношению к финикийскому (от 7,3 до 7,7 г для легкого шекеля). Во времена первых дворцов в Израиле имел хождение легкий вавилонский шекель. Таким образом, перевести шекель в сегодняшний эквивалент удалось бы только с большой долей произвольного предположения, что послужило бы в ущерб точности. 25 Быт. 11:30; 30: 1. 26 Суд. 13:2; 1 Цар. 1:2–7. 27 2 Цар. 6: 23. 28 Быт. 1: 28. 29 Пс. 126: 3. 30 Быт. 25:21. 314 Цар. 4: 8-17. 32 Быт. 30: 1. 33 Быт. 30: 14–21. 34 Быт. 38: 9. 35 Быт. 35: 18. Первые врата ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ Глава 1 Общество 1 А именно главы со 2 по 9 Первой книги Паралипоменона. 2 Их сближают с арабскими текстами, несколько более поздними по отношению ко времени рождения Ислама. 3 Суд. 6: 1–5; 1 Цар. 30. 4 Быт. 12: 16; 13: 2-12; 18: 1–8; 20: 14–15; 21: 25–26; 26: 12–22; 30: 43; 31: 17–18; 32: 13–15; 33: 18–20; 36: 6–8; 37: 2; 42: 1–5; 43: И; 46: 6,31,34; 47: 6-11. 5 Исх. 20: 24; Быт. 49; Втор. 33. 6 Иер. 35. Рехавиты примкнули к мадианитянам, из которых Моисей взял себе жену (1 Пар. II, 55). 7 Быт. 9: 5–6; Числ. 35: 19; Суд. 18–21; 2 Цар. 3: 30; 4:4–7; 21: 1-14. 8 Исх. 20: 12–17; 21: 15–17; 22: 15–16, 21; Лев. 18: 6-18. Втор. 25: 2-10; Исх. 22: 20; Втор. 10: 19. 9 Исх. 21: 13–14; Числ. 35; Втор. 19; Числ. 2: 34. 10 Суд. 6: 15; 1 Цар. 17: 18; 22: 7. 11 1 Цар. 9: 16; Числ. 21: 18; 1 Цар. 2: 8; Суд. 5: 9; 11: 11. 12 Числ. 1:44; 2: 7. *з Втор. 26: 5. И Числ. 24: 24; Иез. 27: 21; Прит. 30: 1; Ис. 60: 7; 21: 14. Быт. 23. 16 Чис. 22: 4; Суд. 11: 5-11; Втор. 31: 28; Иер. 29: 1; 2 Цар. 12: 17. Они компетентны в таких вопросах, как искупление убийства кровью; бунт сына; насилие над девственницей; прелюбодеяние (Втор. 19: 12; 21: 3–6; 21: 19; 22: 15; 25: 9). 18 Втор. 21: 1. 19 Исх. 9: 7; 24: 1–9; Втор. 27: 1; 31: 9; Иис. Н. 8: 33; 1 Цар. 8: 4; Суд. И: 5-И; Иис. Н. 8: 10; 2 Цар. 17: 4-15; 3: 17; 5: 3; 1 Цар. 4: 3; 3 Цар. 8: 1–3; 1 Пар. 16: 25; Иис. Н. 8: 6; 1Пар. 21: 16. 20 Втор. 21: 19; 22: 15; 25: 7; Руф. 4: 1; Плач. 5: 14; Иов. 29: 7. 21 Суд. 11:3. 22 Быт. 46: 8-27; Исх. 1: 5; Втор. 10: 22. 23 Исх. 12: 37; Числ. 11:21. 24 Исх. 30: И; Числ. 1: 1–4; 1: 1-18, 20–46; 2, 32; Исх. 38: 26. 25 Числ. 3: 39. 257 26 Числ. 26:51. 9 Шураки А. 27 Данные этой переписи: 1 млн 300 тысяч записанных для Израиля и Иудеи в 2 Цар. 24, 9 и 1 млн 570 тысяч в 1 Пар. 21, 5. 28 Ис. 5: 8. 29 Мих. 2: 1–2. З03 Цар. 21: 1-16. 31 Лев. 25: 23–35, 39–40. 32 Mendelsohn I. Slavery in Ancient East. P. 23 sq. 33 Ис. 21: 16. 34 Втор. 24:14–15; Лев. 19:13. 35 Ис. 3: 18. 36 Иер. 37:21. 37 Неем. 3:31–32. 38 Ис. 7: 3. 39 Неем. 3: 3. 401 Пар. 4: 22; Vaux Institutions de PAncien Testament. P. 121. 41 3 Цар. 9: 26–28; 10: 11–12. 42 3 Цар. 20: 34; 5: 15–26; 9: Ю-14; Ю: 1-13. 43 Втор. 19. 44 Втор. 21:18–21. 45 Втор. 22: 18. 46 Втор. 22: 22–24. 47 Втор. 25. 481 Цар. 25:18. 49 Иов. 1: 3. 501 Цар. 16: 20. 5» Исх. 22: 24–25. «Втор. 15: 7-11. 55 Втор. 15: 1. 54 Исх. 13: 11. 55 Втор. 14: 29. 56 Втор. 14: 28. 57 Лев. 25:8. 58Чис. 35:15. 59 Лев. 19: Ю; 23: 22; Втор. 24: 19–21; Иер. 7: 6. 60 Исх. 22: 20; 23:9; Лев. 19: 34. 61 Иез. 47:23. 62 Лев. 17:15. 63 Исх. 13:48; Лев. 16: 29; Числ. 15: 29; 19: 20; Иез. 14:7. 64 Числ. 9:14. 65 Сир. 33: 25–28. 66 Сир. 33: 32. 67 Иов. 31:15. 68 Втор. 21: 10–14. 69 Втор. 23: 16. 70 2 Пар. 28:8—15; Суд., в различных местах. 71 Числ. 31:15–18. 72 з Цар. 9: 27; 2 Пар. 8: 9. 73 Исх. 21: 32. 74 Лев. 25: 39–43. 75 Лев. 25:47–53. 77 Втор. 15: 12–18. 78 Втор. 15: 17. 79 Быт. 17: 12–13. 80 Исх. 12: 44; 20: 10; 23, 12; Прит. 17: 2; Быт. 15: 3; Втор. 21: 10–14. 81 1 Цар. 30: 26–31; Числ. 22: 7; Суд. 8: 5-16; Иез. 8: 11; Иов. 29:9; Быт. 12: 15; Иер. 25: 19; 38: 17; Есф. 1: 3; 3 Цар. 9: 22; 4 Цар. 23: 8; 1 Цар. 8: 12; 17, 18; 2 Цар. 24: 2–4. 82 1 Цар. 2: 8; Пс. 113: 8; 118: 9; Прит. 19: 6; Иер. 27: 20; 3 Цар. 21:8-11. 83 Втор. 17: 14–20; 3:18; Ос. 13:10; Иез. 37:25; Агг. 2: 23; Зах. 3:8. 84 Исх. 22: 27. «2Цар.21: 17; Пс. 131: 17. 1. 2 Цар. 24. 2. 2 Цар. 7: 14; Пс. 89: 27–28; Пс. 2: 7–8; 44: 7; 89: 15–30. 3. Втор. 6: 15. 4. 2 Цар. 5:3; 1 Цар. 10:25; 4 Цар. 11:17; 3 Цар. 14:7; 2 Цар. 23:5. 5. 3 Цар. 12: 28; Ам. 7: 13. 6. 3 Цар. 3:9. 7. 2 Цар. 14: 5; 1 Цар. 3:16; 3 Цар. 8: 3; Иер. 22: 15–16. 8. 3 Цар. 15: 28–29; 16:10–12; 4 Цар. 10; 3 Цар. 11. 9. 3 Цар. 1:33–48. 10. Пс. 2; 101; 110. 11. з Цар. И: 12; 2 Цар. 1: 10. 12. 1 Цар. 8: 11–17. 13. 1 Цар. 22: 7. 14. 1 Цар. 22: 11. 15. 3 Цар. 2: 10. 16. Спохватившись, он счел крепость Тель эль Фул, датируемую периодом Книг Маккавейских (1-я описывает события израильской истории 175–135 гг. до Р.Х. и появилась около 100 г. до Р.Х.), созданием крестоносцев. 1011 Цар. 9: Ю-24. 1021 Цар. 10: 16–17 и 17–21. 103 3 Цар. 10:18–20. 104 3 Цар. 5: 14. 105 Parrot A Le musee du Louvre et la Bible // Cahiers dArcheo- logie biblique. Paris, 1957. P. 82. n. 2; 3 Цар. 7: 23. 106 3 Цар. 10: 1. 107 2 Цар. 3: 2–5; 5:13. 108 3 Цар. 11:3. 109 3 Цар. 20: 3–7. 110 2 Цар. 3: 3; 3 Цар. 3, 1; 11: 1; 16: 31; 4 Цар. 8:18. 111 3 Цар. 15: 13; 4 Цар. 10:13; Иер. 13: 18; 29: 2. 112 Ос. 8:4; 13: 10–11; Иез. 13: 10–12; 21: 30. 113 1 Цар. 18:25. 114 1 Цар. 14: 52; 10: 26; 17: 25. "5 1 Пар. 27: 16. 116 3 Цар. 4:7-20. 117 1 Цар. 20: 23–26. 119 2 Цар. 8: 6. 120 3 Цар. 16:9; 18: 3;4Цар. 10: 5; 15:25. 121 1 Цар. 8: 17. 122 1 Цар. 17:25. 123 4 Цар. 15:19–20; 23: 35. 1231 Цар. 8: 14; 3 Цар. 18: 5; Ам. 5: 11; Числ. 31: 28. 124 3 Цар. 10:15. 125 2 Цар. 20: 24; 3 Цар. 4:6; 5: 27; 3 Цар. 15: 23; Иер. 22: 13. 126 Втор. 20: 11; Иис. Н. 16: 10; Суд. 1:35; Иис. Н. 17: 13; Суд. 1: 28, 30, 33. 127 Иис. Н. 9:21–27. 128 3 Цар. 5: 27. 129 Зах. 11: 13. В персидскую эпоху даже крестьяне платили налоги в серебре. 130 3 Цар. 12: 18. 131 Числ. 27: 5; Иов. 13: 18; Иер. 12: 1;Пс. 143: 2; Втор. 25:1;Лев. 18: 3–4; Втор. 1: 17; 3 Цар. 3: 28. !32 Быт. 34: 12; 31: 15; 31: 30–35; 20: 12; 2 Цар. 13: 13; Лев. 18: 4; 20: 22–23. 133 Быт. 16: 3; 21:9-14; 30: 3,9; 38: 25. 134 Исх. 18: 13; 1 Цар. 7: 15; 2 Цар. 15: 2. 135 Суд. 2:16. 136 Исх. 18: 13–26; Втор. 1:9-18. 137 Чис. 35: 24–25; Лев. 4: 15; Втор. 19: 12; 22: 15; 25:7–8. 138 Втор. 16: 18–19. 139 Втор. 17:8–9; 2 Пар. 19: 5. 140 Втор. 24: 16; 3 Цар, 14: 5, 6; 9: 25; 21: 1-14. 141 Быт. 9: 5. 14 [53] Исх. 21: 28–29. 14 [54] Лев. 20: 16. 144 дев. 18:29. 145 Исх. 21:29–30. 146 Исх. 21: 18–19. 147 Втор. 24. 148 Folk V.-Z. Law in Biblical Time. Jerusalem, 1964. Глава 2 Места и жесты 10Ис.45:1. 11 Иис. Н. 2: 15; 1 Цар. 19: 12; Иер. 22: 13–14; Суд. 5: 28; 4 Цар. 9: 30–33. 12 2 Цар. 6: 16; Песн. И 2:9; Прит. 7:6; 3 Цар. 9: 30. >з Иис. Н. 2: 6. 14 1 Цар. 9: 25.!5 Прит. 21:9. 164 Цар. 23:12. 17 Суд. 3: 20; 3 Цар. 17:19; 4 Цар. 4:10; Иер. 19:13. 18 Ам. 3: 15. 19 Иер. 26: 22. 20 Втор. 6: 9; 11: 20. 21 з Цар. 5: 6; 3 Цар. 10: 26; 2 Пар. 1: 14. 22 4 Цар. 20: 20; 2 Цар. 32. 13 БЫТ. 12: 10; 26: 1;41:27. 24 Исх. 9: 22; Исх. 10: 3; Втор. 28: 38; Иоил. 1: 4; Ам. 4: 7, 9; 7: 1–6. 25 3 Цар. 5: 5; 4 Цар. 18: 32; Ис. 36: 17. 261 Цар. 11:7; 3 Цар. 19:19. 27 Суд. 19: Ю; 1Цар. 8: 16. 28 Втор. 22: 10. 29 Ис. 30: 24; 3 Цар. 7: 16; Ис. 21: 7. 30 2 Цар. И: 1. з» Иов. 20: 17. з21 Пар. 27: 29. 33 Быт. 18: 7; 3 Цар. 5: 3. 34 Иез. 1: 10. 35 Ис. 7: 19; Втор. 22: 13; 81: 17; 1 Цар. 14: 25–27; Суд. 14: 8. 36 Мат. 3:4; Map. 1:6. 37 Ис. 7: 18; Пс. 118: 12; Втор. 1: 44. 38 Быт. 10: 9. 39 Быт. 21:20. 40 Быт. 25: 27. 41 Втор. 14: 5. 42 Иер. 16: 16; Иез. 47: 10; Ам. 4: 2. 43 Суд. 5:17; Втор. 33:19. 44 Числ. 34, Втор. 33: 23. 45 Иез. 26:4, 5,14; Ис. 19:8; Еккл. 9: 12;Авв. 1: 15. 46 Ис. 14: 8; Иез. 31: 3; Зах. 11: 2; Ис. 7: 2. 47 Ис. 16: 9, 10; Суд. 21: 19- 48 Песн. 112: 1. 49 Лев. 25: 1–7; Исх. 23: 10; Лев. 20: 22. 50 Лев. 25: 23. 51 Дев. 25: 1 22. 52 Иер. 32:6-11; Втор. 15: 1-13; Лев. 19. 53 Лев. 14: 23–25; Лев. 26. 54 Втор. 20:19. 553 Цар. 24: 14. 56 1 Цар. 8: 13; Исх. 25: 35–36; 28: 32; 3 Цар. 23: 7; 1 Пар. 4: 23; Исх. 28: 6; 28: 36; 26: 1. 57 Исх. 26: 14. 1 Пар. 4:23; Неем. 3:8; 1 Цар. 2:13; Иез. 5:1; Суд. 17:4; 1 Пар. 9:30. 59 В Иерусалиме существовал рынок сыров Тиропеон. 60 В Иерусалиме улица булочников. Иер. 37:21; район сукновалов, Ис. 7: 3. 61 Втор. 24:6; Числ. 11: 8; Ис. 47: 2. Жернов не изменялся от эпохи неолита до эпохи эллинизма: только вместо того, чтобы пользоваться верхним камнем как пестиком, его закрепили на устойчивой оси; Втор. 24:6; Суд. 9: 53; 2 Цар. 11:21. 62 Прит. 27:22; Числ. 11:8; Плач. 5: 13. 63 См. ¦Питание*. «Исх. 35:25; Прит. 31:19; 2 Цар. 3: 29. 65 Лев. 13:47; Втор. 22: 11. 66 Ис. 19:9. 671 Пар. 4:21. 68 Пр. 31Г 24; 7:16; Лев. 13:48. ^Есф. 1:6; Иез. 16:10–13; Суд. 16:13–14. 70 Ис. 38: 12; Иов. 7: 6. 71 Суд. 5:30. 72 2 Цар. 12:22. 73 Иер. 4:14; Пс.51:4. 74 4 Цар. 18:17; Ис. 7:3. 75 Возможно, эпго был какой-то вид нитрата. 76 3 Цар. 22:14. 77 Ис. 44:12; 48:4; 54: 16; Иер. 1: 18; Втор. 3: 11; 8: 9; Числ. 31: 22; 1 Цар. 13:21. 781 Пар. 29:7; 22: 3; 1 Цар. 13: 19–21; 2 Пар. 24:12. 79 Быт. 24: 22; Числ. 31:50; 2 Цар. 1: 24; Исх. 32: 31. 80 3 Цар. 10:22; Ам. 3:15; Иез. 27:15; 3 Цар. 6: 29–32. 81 Иов. 28: 17. 82 3 Цар. 9: Ю. 83 Пр. 20:14. 84 3 Цар. 10.28–29; Ис. 43: 24; Песн. II 3:6. Быт. 37: 28; Иез. 27:17. 86 3 Цар. 9: 26–28; 10: 11. 87 3 Цар. 10:28–29. 88 3 Цар. 10:15; 2 Пар. 9:13–14. 3 Цар. 20:34. Цар. 12: 3; 3 Цар. 7:1; Неем. 13: 15–17; Иер. 19: 1; 13: 1, 2; 32:9-10. 91 Прит. 31: 14. 92 Лев. 19: 35; Втор. 25:13–16; Ам. 8: 3; Ос. 12: 8; Мих. 6:10. 93 Ис. 5:10; Лев. 27:16; 3 Цар. 18: 32; Исх. 27:9; 28:16; Иез. 40. 94 Исх. 38: 25–26; Быт. 20:16; Исх. 30:13. 95 Быт. 33: 19; Иис. Н. 24: 32; Иов. 42: 11. 96 Быт. 27: 15; 37:3; Иис. Н. 7: 21; 9: 13; Суд. 5: 30; 14: 12–13; 2 Цар. 2:21. 97Руф. 3:15. 98 Числ. 15: 37; Втор. 22:12. 1. Ион. 3: 6. 2. 3 Цар. 2:23. 3. Лев. 19: 27. 4. Исх. 29:9; Иез. 21: 31; Ис. 62: 3. 5. Иез. 16: 10. Шнурки для обуви упомянуты в Быт. 14: 23. 6. Исх. 3: 5; Иис. Н. 5: 15; 2 Цар. 15: 30; Ис. 20:1–4. 7. Руф. 4: 7; Ам. 2: 6; 8: 6. 8. Втор. 25:7,10. Онан хотел избежать предписания левирата и был наказан смертью (Быт. 38:8). 9. 2 Цар. 10:4, 5; Ис. 47: 24; Песн. И 5: 7. 10. Быт. 37: 34; 2 Цар. 1: 11; 3: 31; Иез. 24: 16; Плач. 2: 10; Иер. 41:5. 11. Быт. 24: 22–30,47, 53. 12. Ал. 21. 13. Исх. 32. 14. 2 Цар. 12: 30. 15. з цар. 10:2-10. 16. 2 Пар. 4:7. "5 Иер. 32:10–14. 116 Быт. 38: 18. 117 Быт. 41: 42. 118 Иер. 40:5–8. 1 *9 Быт. 14:18; Втор. 29:5;Суд. 19:19; Иис. Н. 9:4–5; Плач. 2:12. 120 Песн. II 2: 3. 121 К столу Соломона подавали откормленных гусей. Точно неизвестно, когда в Израиле была одомашнена курица. Петух фигурирует на печати царского слуги Иазанахиу в VI веке, до персидской эпохи, когда его повсеместно одомашнивают. 122 Лев. 17:13; Втор. 12:16; Лев. 17:10. 123 Ис. 10: 14; Втор. 22: 6; Иер. 17: 11; Иов. 39: 14–15. 124 Соф. 1:10; Неем. 3: 3; 12: 39; 2 Пар. 33:14; Abb. 1:14–17; Ис. 19:8; Иез. 26: 5-14; Лев. 11:9-12; Втор. 14:9-Ю. 125 Лев. 2: 13; Иез. 43: 24. 126 Числ. 18:19; 2 Пар. 13:4–5. 127 Ис. 5:11,14,22. 128 Быт. 43:16–25; 3 Цар. 20, 16; Руф. 2: 14–17. 129 Ис. 5:8-11. 130 Быт. 27:19; 37, 25; 1 Цар. 20, 24. 131 Ам. 6:4. 132 Втор. 8: 10. 133 KnudtzonI A El Armana. Tafeln II, 877, № 290. 134 Burrows М. What mean these stones?. P. 99, 140. 135 Пс. 104:13. l)6Danell G. A Studies in the name of Israel in the Old Testament. 137 Быт. 29: 35. 138 Rops D. La vie quotidienne en Palestine. P. 46. 139 2 Цар. 16:6. 140 1 Пар. 4:18. Вторые врата ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ Глава 1 Череда дней 1 Быт. 1:1,5; Иер. 33:25; 5:24; 31:34–35; Быт. 8:22; Пс. 18:2–3; 103:19; Иов. 38:31–33. 2 БЫТ. 1:2; Ис.45: 7. 3 Иез. 1: 25–27; Авв. 3: 3–4; Пс. 103:1–2; Иов. 10: 21–22. 4 2 Пар. 30: 2; Числ. 9:11; 3 Цар. 12: 32. 5 Таблицу летосчисления из Газера см.: Vaux. Указ. соч. V. I. Р. 279. 6 Быт. 2: 2; Исх. 34: 21; 31: 12; 20: 8; Втор. 5: 12. 7 Ис. 1:13; Ос. 2:13; 4 Цар. 4: 23. 8 Числ. 10:10; 28:1—10; Исх. 15: 2; Числ. 28:11–15. 9 Пс. 80: 4. 10 Исх. 12. 11 3 Цар. 9:25. 12 Исх. 23: 16; 34: 22; Втор. 31: 10. 13 Числ. 29: 1–6; 7-12. 14 Лев. 23: 26–32; Числ. 29: 7; Лев. 16. >5 Быт. 17:9-14; Исх. 4: 24–26; Быт. 34: 14–25; Иис. Н. 5: 2–9; Лев. 12: 3; Втор. 30:6; Иер. 4:4. 16 Philon *De specialibus legibus», I, 2—11. 17 Исх. 12:43–49. 18 Библия описывает 46 ситуаций называния новорожденного. В 28 случаях имя выбирает мать, в 18 — отец. 19 Быт. 29 и 30. Таким образом, Ногах (луч) должен был родиться на заре; Лайла — ночью, Варак — во время грозы и т. д. 20 Исх. 2: 3–9; Быт. 35: 8. 211 Цар. 1:21,28. 22 Быт. 21: 8. 23 Ис. 1:2; 23: 4; 51: 18. 24 Числ. 11:12; Втор. 1: 31; Плач. 2: 20. 25 Иер. 36. 26 Иез. 19: 2. 27 Неем. 8. 28 Быт. 24:65. 29 Быт. 1: 28. 30 Лев. 20: 18. 31 Лев. 18:22. 32 Быт. 19; Суд. 19- 33 Втор. 23:18–19; 3 Цар. 22:46. 34 Быт. 38: 15. 35 Числ. 25: 1–3. 36 3 Цар. 14: 24; 3 Цар. 15: 12. 37 Иис. Н. 2: 1. 38 Лев. 21:7–9. 39 Ос. 5: 3. 40 Лев. в разл. местах; Числ. 19: 7–8—19- 4 Цар. 5:10–14. 42 Быт. 18:4; Суд. 19: 21; 1 Цар. 25:41. 43 Песн. Н 5: 3. 44 Иов. 9: 30. 45 Исх. 2: 5. 46 2 Цар. 11:2,4. 47 2 Цар. 12: 20; Иез. 16:9; Руф. 3: 3; 2 Пар. 28:15. 48 Втор. 28:40; Прит. 5: 3. 49Есф. 2: 12. « Иер. 16: 2; 1:5; 15: 17. 5*2 Цар. 13: 1. 52 Быт. 31: 50. 53 Быт. 11:29; 20: 12. 54 Лев. 18: 7; Втор. 27: 20–23. 55 Исх. 34:11–16. 56 2 Цар. 3: 3; 3 Цар. 7:13–14; 11:1; 16: 31; Руф. 1:4. 57 Иез. 9; Неем. 10: 31; 13: 23,28. 58 Лев. 21:14. 59 Быт. 29: 27, 28; Суд. 14. 60 Втор. 22: 28; Исх. 22: 16. 61 Втор. 22: 13. 62 Быт. 18; 21; 25; 1 Цар. 1, 1-19. 63 Пс. 127. 64 Суд. 13; Ис. 8; Ос. 1; Пс. 126. 65 Лев. 18; 20: 10–22; Втор. 11:17. 66 Исх. 34:16; Числ. 15: 39; Втор. 31: 16. 67 Числ. 5:12–31. 68 Втор. 29:17; Иис. Н. 7:14; 1 Цар. 10:21; Исх. 6:14; Числ. 3:14 и далее. 69 Исх. 12:21. 70 Быт. 19: 37–38; Суд. 13: 24; 1 Цар. 1: 20. 71 Быт. 46: 8; 2 Цар. 2: 18. 72 Быт. 20: 12; 2 Цар. 13: 13- 73 Втор. 21: 17. 74 Быт. 38: 24; Иис. Н. 7: 24; Втор. 21: 18–21. 75 Втор. 21: 15–17. 76 Быт. 22; Суд. 11: 30–40. 77 Лев. 25:13–16. 78 Втор. 19; 21:1–9; Руф. 4; Суд. 11:1–7; Втор. 25: 5. 79 Втор. 21: 18–21. 80 Втор. 24:1–4. 81 Втор. 22:13–19. 82 Втор. 24:1–4; Иер. 3:1; Ис. 50: 1; Иер. 3:8; Втор. 21:15–17. 83 Числ. 27: 8—11; 36: 6–9; Втор. 3: 18; 18: 1. 84 Иис. Н. 17: 3–6. 85 Быт. 31: 14. 86 Втор. 21: 15–17. 87 Втор. 25: 5–6. 88 Быт. 1: 28. 90 Быт. 1: 20. 91 1 Цар. 25: 3; Прит. 31:10. « Числ. 5: 6–7; Втор. 29: 11; Иис. Н. 8: 35. 92 Числ. 6: 2. 93 Исх. 35: 22–29; 38:8. 94 1 Цар. 28:7 и далее. 953 цар. 15:13. 1. 3 Цар. 23:7; Иер. 7:18; 44:15–29; Иез. 8:14. 9 7 Ос. 4: 10, 14. 9«Иер. 2: 20; 5: 7; 13: 27; 29: 23; Иез. 16: 20. 99 3 Цар. 23: 7. 100 Лев. 19: 29. 101 Суд. 14; Зах. 8: 5; Иов. 21:11. 102 Лев. 19: 12–18; Прит. 21: 3. 103 Числ. 6. 104 Псалтирь. 105 Еккл. 7:6. 106 Пс. 1:4. 107 Быт. 26: 8. ю8 VoelyselR. Le rire du Seigneur. Strasbourg, 1955. io9 Быт. 15: 12. no Мат. 27: 19. in Быт. 20: 3–7; 31: 24. U2 Быт. 31:11–13; 37: 5-11. из Быт. 40: 5-20; 41: 1-36. и4 Числ. 22: 8-13, 20. "5 1 Цар. 28:6. 116 Дан. 2: 1-4б;4: 2-25. 117 Ис. 6:1;Иер. 1:11–13;Иез. 1:1–3; 8:1–3; Иоил. 3:1. 118 Иов. 4: 12–16; 33: 14–16. Ц9 1 Цар. 3; 3 Цар. 3: 5; 2 Пар. 1:7. 120 Иоил. 2: 28. Глава 2 Жить и продолжать свой род 11 Цар. 10:6; 4 Цар. 3:15; Втор. 18:17. 2 Быт. 31: 34; Суд. 17: 5; 18: 14; Ос. 3:4; Зах. 10: 2. 3 Лев. 19: 26; Втор. 18: 10; 4 Цар. 21: 6; 2 Пар. 33:6. 4 Быт. 44: 5. 5 Иез. 21: 26. 6 Ис. 47: 13. 7 Втор. 18:9-11. 8 1 Цар. 28: 5 и далее. 9 Лев. 5: 2–6; 21: 1-11; Числ. 6:9-12; 9:6-11; 19: 17–22; 31: 21–24. ю Лев. 14:1–7,49, 57. и Исх. 12: 7, 13, 22. 12 Лев. 16: 2-22. 13 4 Цар. 2:8-14. 3 Цар. 17:8; 3 Цар. 17:17–24.»5Исх. 13: 2-16; Втор. 6: 4–9; 11: 13–21. 16 Втор. 6: 4–9. 17 Ис. 3: 16–21. 18 Исх. 28: 33–35. 19 Числ. 5:11–31. 20 Втор. 18:9-14; Ис. 44: 25. 21 Исх. 22: 18; Лев. 20: 27; Втор. 18:9-14; 1 Цар. 15: 23. 22 Ис. 8: 19–20; 47: 8-15; Иер. 10: 2–3. 23 Быт. 41; Исх. 8; 3 Цар. 18: 22; Дан. 2. 24 Числ. 23: 23. «Ис. 43:8-12; Втор. 18:9; Втор. 18:15. 26 Иез. 13:17–23. 27 Числ. 12:1 -15; 3 Цар. 13:4–6; 17:17–24. 28 Числ. 21:4–9. 294 Цар. 2:19–22. 30 4 Цар. 4:18; 4: 38–41; 5; 20:1-11. 31 Втор. 23: Ю и далее. 321 Цар. 25: 36 и далее. 33 3 Цар. 1:1; 15: 23; 2 Пар. 21: 19. 34 Быт. 1:21. 35 Иез. 30: 21. 36 Лев. 15:2-13. 37 Втор. 28:4. 38 Лев. 13:14. 39Эккл. 12: 3–7. 40 Иез. 14: 19–21. 41 Суд. 6: 2–7; 7: 8-11; 18: 2; Быт. 33; Суд. 20: 10; 1 Цар. 18: 7; Суд. 3: 27; 6: 34. 42 Суд. 20: 16; 1 Пар. 12: 2; 12: 23 и далее; 2 Пар. 14: 7. 43 Суд. 20: 1. 44 Суд. 6: 16. 451 Цар. 22: 2; 1 Цар. 25:11–18; Суд. 9:4; 11: 3. 46 3 Цар. 9: 22; 2 Пар. 8:4; 9: 11–12; 26: 14. 47 1 Цар. 13: 2; 14: 52; 24: 3. 4«4 Цар. 25:19; Иер. 52: 25; 4 Цар. 4:13. 49 Исх. 18: 21; з Цар. 11:4; 4 Цар. 1:9. 50 2 Пар. 18:33; 4 Цар. 9:17–18; 2 Цар. 15:1; 1 Цар. 22:17; 14:6. 51 3 Цар. 16:8–9. 52 4 Цар. 11. 53 1 Цар. 17:40. 54 Суд. 9: 53. 55 иез. 4: 2; 22: 27. 56 Иез. 39:9; Иер. 51: 20. 57 Быт. 41:43. 58 Суд. 3:11; 3 Цар. 5:4; 2 Пар. 14: 5. 59 Пс. 59: 21; Числ. 10:9; 2 Пар. 13:2-15. 60 Втор. 23: Ю-15; 1 Цар. 21:6; 2 Цар. 11:11; 1 Цар. 14:23–45. 61 Втор. 20: 2–4. 63 Втор. 20–21. 64 Втор. 20: 16–18; 13: 15–18. 65 Втор. 20: 10–15; 2 Цар. 8: 1–8; 3 Цар. 20: 30–34. 66 Втор. 20: 19–20; 3 Цар. 3: 19. 67 Числ. 31: 27; 1 Цар. 30: 24; 2 Цар. 8: 11–12. 68 3 Цар. 20: 39–40. 69 Втор. 20: 18; Числ. 31:15. Суд. 5: 8; 1 Цар. 13:19. 70 Суд. 7: 1; 1 Цар. 14: 6; 13: 22. 71 Иис. Н. 8; Суд. 9: 30; 20: 29; 1 Цар. 15: 56. 72 Иис. Н. 10:19; 11:7–8; Суд. 7: 22–25; 8:4-11; 1 Цар. 14:3–6; Суд. 3: 28–29; 7: 24–25; 12: 5–6. 73 Суд. 4: 15; 5: 20–21. 74 Суд. 1:22–26. 75 4 Цар. 13:7. 76 Ис. 22:9-11; 2 Пар. 32: 2,6. 77 Числ. 13: 1–2; 31: 2; Втор. 2: 31; 3: 2; Иис. Н. 1: 2; 6: 2; 8: 1; Суд. 4: 6; 1 Цар. 15: 2–3. 78 Ам. 5:9; Мих. 6:4–5; Пс. 43: 2, 3; 77: 16; 78: 55; 105:44. 79 Ос. 5: 13; Ам. 6: 13. 80 Ис. 2: 7; 10: 26; 14: 1–3; 30: 15–17; 31: 1. 81 Иер. 12: 12; 13: 9; Иез. 11: 8; Ос. 11: 6; Ам. 4: 10; 7: 17; Иер. 14: 15; 28: 8; Иез. 5: 12; 14: 11–22; Ис. 5: 26–30; Иез. 2; Иер. 5: 15–17; 6: 22–28; Авв. 1:2-11. 82 Ис. 11: 11–16; Мих. 4: 11–13; 5: 7; Пс. 47: 4; Ис. 63: 1–7; Авв 3 83 Ис. 14: 25; 29: 7–8; Иоил. 4: 9-17; Аг. 2: 5; Зах. 12: 2; 14: 1; Иез. 38–39. 84 3 Цар. 3:4-Ю. 85 Прит. 3: 19; 4: 8; Пс. 103: 24; 135: 5. 86 Иов. 28: 28; Пс. 110: 10; Прит. 1: 7; 15: 33- 87 1 Цар. 10: 12; 24: 13; Притчи. 88 Втор. 28:44. 89 Исх. 21: 33; 22: 4; 21: 35; 23: 4, 5. 90 Втор. 24: 16. « Числ. 14: 18; Лев. 26: 39- 92 Иис. Н. 7; 4 Цар. 9: 26; 2 Цар. 21:1. 93 Дев. 20: 6. 94 Втор. 18: 10; Иез. 22: 17. 95 Быт. 18:22–32. 96 Исх. 32: 11–14; 32:31–32. 97 Числ. 12: 13. 98 2 Цар. 7: 18–29; 3 Цар. 3:4-15. 99 Пс. 2; 3; 4; 5; 6; 9; 11; 12; 139; 140; 142; 143. 100 1 Цар. 1:8 и далее; Быт. 35: 1-15; 28: 19–22. 101 3 Цар. 18: 29–39; Пс. 139. 102 Дан. 6: 10. юз Иез. 9: 8; Дан. 6: И. 1. БЫТ. 27: 21; 48: 1; 1 Цар. 3: 2; 3 Цар. 14: 4. 2. з Цар. 1: 1–4. 4. Ос. 7: 9. 5. Еккл. 12: 3–8. 6. Втор. 34: 7. 7. Быт. 49; Втор. 33. 8. Исх. 20: 12; Втор. 5: 16. 9. Лев. 19: 32. 10. Ам. 6: 10. 11. Быт. 2: 7; Иов. 10: 9. 12. Быт. 3: 19. 13. Пс. 90:6; Иов. 18: 13. 14. Песн. II 8: 6; Иер. 9: 20. 15. Авв. 2: 5; Ис. 5: 14; Прит. 1: 12. 16. Ис. 25: 8. 17. См. Эпилог и Иер. 9: 20; Ис. 38: 11; Пс. 48: 15. 18. Втор. 32: 39. 19. Ис. 14: 9-12; Иез. 32: 17–32; Прит. 5: 5; 7: 27. 20. Пс. 21:30; Ис. 26: 19- 21. Прит. 28: 17; Ис. 14: 15; 38: 18. 22. Пс. 7: 16. 23. Прит. 28: 17; Ис. 14: 15; 38: 18. 24. Пс. 87: 12. 25. Иез. 31: 14; Втор. 32: 22; Плач. 3: 55. 26. Иов. 10:21. 27. Иов. 10: 21; 16: 22; 7: 9; 2 Цар. 12: 23. 28. Быт. 37:35; Ис. 14: 19. 29. Прит. 21:16; Иов. 30: 23; точное значение слова «рефаим» неизвестно, но оно употребляется в указанном смысле в уга- ритских текстах. 30. Иез. 32: 17–32. 31. Пс. 87: 5; Иов. 3: 13–19; Еккл. 9:4–5; Иов. 14: 21. 32. Пс. 87: 12–13. 135Пс. 30: 10; 114: 3~9. 136 Иез. 32: 22–26; Быт. 47: 29; 49: 29; 50: 25; 2 Цар. 21: 12–14. 137 3 Цар. 14: И. 138 Быт. 25: 8; Суд. 2: 10; 3 Цар. 2: 10; 1 Пар. 17: 11. 139 3 Цар. 14: 11; Иер. 16:4; Иез. 29: 5. 140 Быт. 46:4. 141 1 Цар. 28:14; 3 Цар. 13:21. 142 Быт. 50: 23–26. 143 2 Цар. 1: 19–27. 144 1 Цар. 30:18. 145 Быт. 5: 24; 3 Цар. 2: 11; Втор. 34: 6. 146 Пс. 48: 16. 147 Пс. 72: 24. 148 Пс. 27: 1; 142: 7. 149 Ис. 53:8-12. 1 Цар. 2: 6. Пс. 15: Ю. 152 3 Цар. 17: 18–24. 153 4 Цар. 13: 20–21. >54 Иез. 37. "5 Ис. 26: 19; Ис. 26: 14; Прит. 12: 28. Дан. 12: 2; Ис. 66: 24; Иов. 14: 22; Еккл. 3: 20–21. Третьи врата ЧЕЛОВЕК И НЕБО Глава 1 Корни неба 1 Быт. 1: 1; 3 Цар. 8: 27; Ис. 66: 1; Иез. 1: 25–26; Иов. 1: 2. 2 Быт. 49: 25; Втор. 8: 7. 3 Пс. 18: 5–6; Ис. 40: 22; Исх. 24: 10; 2 Цар. 22: 8; Иов. 26: 11. 4 Иер. 7: 18; 44: 17, 19. М Цар. 21:6. 64Цар. 23: 10; Лев. 18: 21; 20: 1–5; Втор. 12:31; 18: 10. 7 Иер. 7:29–34; 10: 1-13. 8 Иез. 16: 20; 20: 26, 30. 9 1 Фес. 2: 14–16. 10 Иер. 1: 5. 11 Ам. 3: 8. 12 4 Цар. 9:11; Иер. 19; Ос. 9:7. 13 Ис. 20:21. 14 Иез. 3: 22 и далее. 15 Иез. 24:15 и далее. 16 Иез. 5: 1. 17 Ис. 28: 10. 18 4 Цар. 13, 21. 19 4 Цар. 2, 1. 20 2 Цар. 14, 1; 4 Цар. 6, 12, 32; 3 Цар. 13, 4; 20, 36 и далее; 21,19. 214 Цар. 4, 22. 22 3 Цар. 11, 29; 12, 22 и далее; 4 Цар. 8, 7 и далее; 2 Цар. 12. 23 Ам. 2:6. 24 Мих. 3: 3–5. 25 Быт. 10:21,31. 26 Самый древняя находка, содержащая алфавит, открыта в Вавилоне: это саркофаг Ахирама (1292–1225). 27 Ездр. 4: 8–6, 18; 7: 12–26. 28 Дан. 2:4–7: 28. 29 Иер. 10: 11. 30 Быт. 31:47. 31 На арамейском говорят в Мосуле и его окрестностях и в двух деревнях Ливана. Сирийский сохранился как язык литургии. 32 Исх. 20: 2-17; Втор. 5:6-21. 33 Исх. 20: 22–23: 33. 34 2 Цар. 1-24. 35 Исх. 14; Суд. 5. 37 Быт. 17: 15. 38 Быт. 25: 21. з «Быт. 30: 22. 39 Руф. 4: 13. 1 Цар. 1: 19. 41 Быт. 40: 8; 41: 25, 32. 42 БЫТ. 20, 28; 3 Цар. 3: 5. 43 Быт. 41:8; Дан. 2. 44 Суд. 7:13. 45 Иоил. 2: 28. 46 Быт. 4: 21. 47 Суд. 7: 18. 48 2 Пар. 5:12. 49 Mishnah Ketuboth 5,4. 50 1 Пар. 25: 1–8. 51 Исх. 7: 11,12, 22; 8: 3; Числ. 22:6; 1 Цар. 28. 52 Втор. 18:9-14. 53 Исх. 7: 17–20; 8: 12–13; 9: 23; 14: 16; Числ. 20: 11; 4 Цар. 4: 29; 3 Цар. 14:4; 19: 19–21; 4 Цар. 4: 34; 13: 21; 2: 8; Исх. 4:6,7; 8: 1–2; 10: 12–21. 54 Исх. 8:4–9, 24–27; 9: 28–33; 10:17–19; Числ. 11:2 55 Ис. 20: 1–3; Иер. 19: 27; 25: 14–20; 32: 6–9; Иез. 4; 5; 12: 3-20. 564 Цар. 22: 14–20; Иер. 1: 10; 28: 16–17; 15: 16–17; 20: 9; 23: 19–20; Иез. 11: 13; 1:3; 3: 14–16; 8: 1–3; Ис. 8: 11. 57 Числ. 11: 25–30; 1 Цар. 10: 5–6; 10–12; 19: 20–24; 3 Цар. 22: 11–12; 4 Цар. 3: 15. 58 Суд. 3: 10; 11: 29; 14: 6, 19; Ис. 8: 11; Иез. 1: 3; 8: 1–3; 3: 14; 33: 22. 59 4 Цар. 3:15. 60 Быт. 3: 8-24; 12: 7; 15: 18; 17: 1; 26: 2; 32: 25: 31; Иер. 1:4; 15: 16–19; Суд. 6: 11; 13: 3- 61 Быт. 18; Иис. Н. 5:13; Исх. 3: 5; 3 Цар. 19:13; Ис. 6: 5; Иез. 2: 1–2; Ам. 3:8; Исх. 19: 24; 20:18–19; 34: 3; Суд. 6: 22–23. 62 Втор. 13:1–6; Иез. 20: 25; Втор. 18:9-22; 3 Цар. 20: 35–43. 63 Исх. 10: 3; 4:13; Втор. 34:11; Суд. 6:8; Ис. 6:8; Иер. 1:7; Иез. 2: 3; 3:4; Быт. 20: 7; Иер. 7: 16; Ам. 7: 2–5. 641 Цар. 9:6–8; з Цар. 17:18–24; 4 Цар. 1:9; 5:8; 6:6. 651 Цар. 19: 20. 663 цар. 20: 35; 4 Цар. 2: 3. 67 Ис. 2: 1; Ам. 1: 1; Мих. 1: 1;Ис. 13: 1;Авв. 1: 1. 68 Исх. 20: 18. 69 Быт. 12: 1. 70 Быт. 12:4 и далее; 12: 10; 13:4. 71 Быт. 12–22. 72 Моше (евр.) = Моисей. 73 Числ. 12: 6–8; Втор. 18: 15; 34: 10. 74 Числ. И: 16–18; 24:25. 75 Исх. 33:11; Числ. 12: 8. 76 Исх. 33: 20–23. 78 Исх. 7: 1; 4: 16; Втор. 34: 11–12. 79 Исх. 24: 18; 34: 29; Втор. 9:9-18. 80 Исх. 3. 81 Суд. 1: 19, 22; 6: 34; 1 Цар. 10: 6-10; 11:6; 16: 13; 18: 10. 82 1 Цар. 3: 18–21. 83 2 Цар. 12; 3 Цар. 1: И и далее; 13: 1-10; 18: 16–17; 18:41 и далее. 84 2 Цар. 12. 85 3 Цар. 18:40. 86 3 Цар. 19. 87 3 Цар. 17 — 4 Цар. 9. Эти главы, без сомнения, можно считать литературными шедеврами, напитанными народной традицией, которую умело использовали создатели Книг Царств. 874 Цар. 4:8,11–16; 5: 3; 8:7-15; 4:18–35; 3 Цар. 17:17–21. 88 3 Цар. 17: 2; 19: 1–6. 89 4 Цар. 2: 19–22; 4: 40–41, 38; 42–44; 6: 1–7; 10: 8-21; 13: 14–19. 90 Ам. 4: 6-11; 5: 18–22; 7: 1–3; 4–6; 8: 8–9; 3: 14–15; 4: 10; 5: 3; 5: 26–27; 9: 10. 91 Ос. 5: 11; 7: 5; 2:23–25. 92 В соответствии с древней раввинской традицией Исайя был убит царем Иудеи Менаимом (687–642). 93 Ис. 6. 94 Ис. 2: 1–5. 95Мих. 7: 20. 1. Иер. 9: 20. 2. Иез. 10: 18. "Иез. 1: 1. "Иез. 17:23. 100 Иез. 37. Глава 2 У истоков света 14 Суд. 9:4; 20:1; 1 Цар. 7: 5-12; 10: 17; Быт. 31:44–49; Иис. Н. 24: 1,25–26. 15 3 Цар. 6–8; 2 Пар. 2–4. 16 Исх. 28: 1; 30: 26–30; 40: 9-15; 29: 8; Числ. 3–4; Втор. 10: 8–9. 17 Исх. 20: 24; 17: 15; 18: 12; 24: 4; Суд. 6: 20–28; 13: 16–23; 1 Цар. 6: 14; 3 Цар. 1: 9; 2 Цар. 8: 18; 20: 25; 3 Цар. 12: 31; 13: 33- 18Лев. 16: 2; Лев. 4: 3-21; Числ. 3: 32. 19Числ. 6:22–26. 20 Числ. 6: 27. 21 1 Цар. 4:4-И; Исх. 32: 29; 15: 24; 3 Цар. 2: 26. 22 Исх. 30: 7–9; 27: 20–21;Лев. 24: 1–4; Числ. 8: 1–3; Лев. 24: 5–9; Исх. 25: 29; Числ. 4: 7. 23 Исх. 28: 12, 29,35. 24 Числ. 27:21. 25Числ. 5: И-31; Исх. 22: 7–8. 26Втор. 24: 8; 21: 5; Иез. 44: 23; Лев. 11: 13; 14: 5–6; Числ. 19:4; Лев, 4: 3,21,25. 27Лев. 16:14–15; Иез. 45:18–20; Числ. 8:7; Иез. 36:25; Зах. 13:1. 28 Числ. 17: 11–13. 29 Втор. 17: 8-13; 21: 5; 1 Цар. 4: 18; Иез. 44: 24. 30 4 Цар. 22: 8. 31 Втор. 31: 10–13; 27: 9-Ю. 321 Цар. 22: 17; 3 Цар. 2: 26; Исх. 19:6. 33 Исх. 28. 34 Лев. 21: 1–4; Иез. 44: 25; Лев. 19: 27–28; Втор. 14: 1–2. 35 Лев. 21: 10–12; 8: 33–35; 10: 6–7. 36 Лев. 21: 5; верховный жрец должен был стричь волосы каждую пятницу, а обычные священники каждый месяц. 37 Лев. 21: 9; 22: 13; 19: 29. 38 Числ. 35: 1–8; 31: 1-40. 39 Втор. 10:9- 40 Суд. 19. 41 1 Пар. 6: 33; 9: 17–33; 16: 37–42, 25, 26; 2 Пар. 5: 12; 16: 17; 20: 19; 31: 14; 34:8. 42 2 Пар. 24. 43 Лев. 25:32–34; Иез. 45: 5; Неем. 13: 10; 11:3; 11: 15–18; 12: 27–47. "Иез. 41: 22; 43: 13 и далее. 4* 1 Цар. 9:12–24; 7:17; 3 Цар. 3:4; 4 Цар. 23:12 и далее, 3 Цар. 12:31; 13:32. 46Быт. 12:6–7; 8:20; 13:18; 26: 25; 31: 54; 33:18–20; 35:1–7 и др. 47 Исх. 30: 1-10; 37: 25–28. 48 Быт. 31:46–54. 49 Втор. 26: 13–15; Пс. 105: 28. 1 Цар. 10: 27; 2 Цар. 9:12; 4 Цар. 17: 3–4; Ос. 10:6; Пс. 71: 10; 4 Цар. 20: 12; 2 Цар. 8: 10. 5» Лев. 2: 1; 23: 17; 2: 11–16. 5 [55] Исх. 29: 21; 29: 7; Лев. 8: 30; 3 Цар. 18: 24. 53 4 Цар. 3: 27. «Суд. 11: 31. 554 Цар. 23: 10; Иер. 32: 35; Лев. 18: 21; 20: 2–6. 56 Быт. 22; Мих. 6: 7; Исх. 13: 2; 34: 20; 3 Цар. 16: 34. 5? 2 Цар. 21:1–9; Иис. Н. 9:15; Числ. 25:4. 58 Быт. 4; 8; 14; 22; Исх. 18: 1-17; 19; 24; 34. 59 Быт. 22: 11–15; Исх. 3: 2; Числ. 22: 22, 35; 3 Цар. 19: 5–7; 4 Цар. 1:3; Суд. 2:1–5. 60 Суд. 13: 16. 61 Быт. 18:4. 62 Быт. 19: 16. бзБыт. 32:25; Ос. 12: 5. 64 Быт. 16: 7-14. 65 Цар. 14: 20; 1 Цар. 29: 9; 2 Цар. 14: 17; 19: 28; Зах. 12: 8. Филон позднее скажет, что великий жрец — сын Господа и мудрости. '66 3 Цар. 22: 19; Иов. 1:6; 38: 7; Пс. 102: 19–21. 1. Иез. 1: 10. 2. Ис. 6. 3. Зах. 1:9; 2: 2; 4: 1; 5: 5. 4. Дан. 4: 10; 7: 7, 10, 16; 9:21; 10: 9 и далее; 13, 20,21. 5. Числ. 22: 22; Исх. 23: 22. 6. 3 Цар. 8: 37; 11: 14, 23,25. 7. Зах. 3:1. 741 Пар. 21:1. 75 2 Цар. 24: 1. 76 Быт 3: 1–3; 6: 1–8. 77 Быт. 15: 2; 20: 3. 78 Ис. 43: Ю. 79 Пс. 18, 2. 80 1 Цар. 8; 12; Суд. 8: 22–23. 81 Иез. 20: 33. 82 Пс. 46: 3–4; 23; 93. 83 Пс. 95:10–13; 96:1;97:6–9;94:3; 95:4–5; 96:9; Иер. 10:7-10. 84 Пс. 23; 46; 92; 95; 96; 92; 98. 85 Зах. 6:13- 86 Ис. 45: 7; Иер. 29:11. 87 Иов. 5:19; Иез. 34: 25–30. 88Зах. 9: 9-10; Ис. 9: 1–6; И: 10–14; 45: 25. 89Дан. 12:2–4; Ис. 25; 26. Эпилог 'Ис. 10: 26; И: 15; 43: 16; 51: 10; 52: 12; 48: 21; Ос. 2: 17; Иез. 37: 26. 2Ис. 27: 1. зСоф. 2: 11. 4 Иер. 25: 15; Иез. 25; 32. 5 Ос. 4: 1–2; Мих. 6: 1–4; Иер. 11:9-13; 20: 6. 6Иер. 14: 12;Иез.6:11;Ам. 1:4; 2:13; 5: 3;Ис. 5:25;Иер. 15.7Ис. 51:3; Ос. 2: 20. 8Ис. б5: 20. 9Ам. 7; 8; 9- 10 Ам. 5: 18–20; 8: 9. 11 Ис. 44: 28. 12 Исх. 19: 6. 13 Пс. 1; 19; 20; 71; VuillaudP. Les Psaumes messianiques. 14Мих. 5: 2; Ис. 7: 14. 15 Ис. 11: 1-10. 16 Зах. 9: Ю. 17Иер. 31: 31–33. 18 Ис. 45; 70; 60;66. 19Быт. 49: 8-12; Числ. 24: 5-17. 20 Исх. 3: 14. 21 Пс. 36: 1–5. 22 Иер. 12: 1–4; Иов. 21; Иез. 3: 20; 14:14–20. СОДЕРЖАНИЕ Продолжительность и стоимость жизни 16 Первые врата ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ Глава 1. Общество 24 Народ кочевников 24 «И утучнел Израиль, и стал упрям…» 39 «Один устав пусть будет у вас и для пришельца, и для туземца. 42 «Вечно владейте ими, как рабами…» 43 Налоги и принудительные работы 56 Глава 2. Места и жесты 63 Город 63 Производство пряжи и тканей 84 Окрашивание тканей и стирка 86 Некоторые особенности одежды 99 Вторые врата ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ Глава 1. Череда дней НО Время и его значение НО Учиться Обычаи Семья 126 Глава 2. Жить и продолжать свой род 137 Предсказание будущего 137 Грядущая победа жизни над смертью 167 Третьи врата ЧЕЛОВЕК И НЕБО Глава 1. Корни неба 170 Развитая культура 170 Противоречие природы и разума 172 Глава 2. У истоков света 210 Сакральное 21° Любовь — основа этического монотеизма 233 Свобода, облегчение, надежда Израиля 235 Хронологические таблицы 244 Библиография 255 Примечания 256 Примечания:5 Арад — город на южной границе Ханаана, ныне Телль-Арад, в 27 км южнее Хеврона. 53 Быт. 12: 6; 13: 3; 13: 18; 20: 1; 22: 19; 24: 62. 54 Числ. 35:1–8; 1 Пар. 6: 39; Втор. 4:41–43; 19:1-13; Иис. Н. 20–21. 55 Лев. 16: 2; Числ. 4: 4-15; 18–20; 8: 19. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|