|
||||
|
Глава 14 «Летающие крепости» на службе Третьему рейху Свой среди чужихЛетом 1942 г. в Великобританию начали прибывать подразделения 8-й воздушной армии США. 17 августа в небе Западной Европы впервые появились стратегические бомбардировщики В-17 «Flying Fortress» («Летающая крепость»), когда двенадцать таких машин подвергли бомбежке железнодорожное депо и станцию во французском городе Руан. С этого момента интенсивность дневных налетов на цели в Западной Европе и Германии неуклонно возрастала. Однако истребителей, способных сопровождать бомбардировщики на всем маршруте полета, у американцев тогда еще не было. Соединения В-17, остававшиеся без прикрытия, подвергались массированным атакам истребителей Люфтваффе и несли большие потери. От многих сбитых самолетов, взрывавшихся еще в воздухе или затем при ударе о землю, в буквальном смысле оставались лишь «рожки да ножки». Те же «Летающие крепости», чьи пилоты исхитрялись посадить подбитую машину «на живот», в большинстве случаев тоже оказывались в непригодном для восстановления состоянии. Нижняя пулеметная турель В-17 при ударе о землю резко уходила вверх, и ее мощный каркас безвозвратно ломал фюзеляж. В Люфтваффе очень хотели заполучить пригодную для полетов «Летающую крепость». Она была крайне необходима для точного определения ее тактико-технических характеристик, поиска уязвимых мест и отработки тактики атак на нее. Но специальным командам инженеров и техников, обследовавших сбитые самолеты, долгое время оставалось лишь снимать с них пригодные агрегаты и узлы и складировать их, как говорится, «до лучших времен». В Люфтваффе начал скапливаться все больший и больший запас двигателей, винтов и т. п. Наконец наступило 12 декабря 1942 г. Около 11.00 французское побережье Ла-Манша, восточнее Дьеппа, пересекло соединение из девяноста В-17. Его целью был аэродром в городке Ромийи-сюр-Сен, в 110 км юго-восточнее Парижа, где находилась основная тыловая база 3-го воздушного флота Люфтваффе. Это уже была вторая попытка нанести по ней бомбовый удар. Первый налет — 10 декабря — сорвался, поскольку цель тогда была закрыта плотной облачностью. В 11.51 с аэродрома Бомон-ле-Роже (Beaumont-le-Roger), расположенного в 47 км юго-западнее Руана, по тревоге взлетели FW— 190Аиз 9-й эскадрильи 26-й истребительной эскадры (9./JG26) во главе с обер-лейтенантом Отто Штаммбергером (Otto Stammberger)[149] Некоторое время они спокойно следовали за бомбардировщиками, дожидаясь, когда сопровождавшие их «Спитфайры» исчерпают резерв топлива и повернут назад. После этого «Фокке-Вульфы» атаковали противника, два В-17 были подбиты и еще несколько повреждены. Когда «Летающие крепости» достигли Ромийи-сюр-Сен, оказалось, что цель снова скрыта облаками и бомбардиры не могут обнаружить ее. Экипажи получили приказ возвращаться и по пути сбросить бомбы на запасную цель — железнодорожную сортировочную станцию в Руане. Одним из не вернувшихся из этого вылета бомбардировщиков был B-17F-27-BO № 41-124585 «PU-B» из 360-й бомбардировочной эскадрильи 303-й бомбардировочной авиагруппы (360BS 303BG). Он имел наименование «Wulfe Hound» («Волкодав»), и командиром его экипажа был первый лейтенант[150] Пол Фликинжер (Paul F. Flickinger). После того как самолет был поврежден, Фликинжер, видимо, попытался развернуться на обратный курс, чтобы дотянуть до Англии. Однако по какой-то причине у него это не получилось, и бомбардировщик полетел не обратно на запад, а на север. В итоге «Летающая крепость» совершила вынужденную посадку около голландского города Леуварден, недалеко от побережья Северного моря, и весь ее экипаж попал в плен. При первичном осмотре было установлено, что самолет находится практически в пригодном для полетов состоянии. После проверки всех систем B-17F своим ходом перегнали в испытательный центр Люфтваффе на аэродроме Рехлин. Центр состоял из нескольких испытательных станций, каждая из которых имела свою специализацию. Все трофейные самолеты поступали во 2-ю испытательную станцию (Erprobungsstelle2). Она была создана в 1940 г. и подчинялась оберст-инженеру Дитриху Швенке (Dietrich Schwenke), возглавлявшему отдел научно-технической разведки в техническом управлении рейхсминистерства авиации. В Рехлине бомбардировщик полностью отремонтировали. На него нанесли немецкие опознавательные знаки и бортовой код «DL+XC», но при этом он сохранил свой «родной» серийный номер на киле и другие эксплуатационные надписи. В течение весны 1943 г. «Летающая крепость» прошла в Erprobungsstelle 2 всесторонние испытания. Швенке, лично пилотировавший ее, нашел, что летать на ней «…необычайно легко. В кабине вы можете спокойно разговаривать со вторым пилотом». Затем летом B-17F совершил тур по аэродромам истребителей Люфтваффе, расположенным как в Германии, так и в Голландии, Бельгии и Франции. Немецкие пилоты получили возможность осмотреть вблизи одного из своих главных противников и узнать все его слабые точки. Так, в июле 1943 г. «Летающая крепость» прибыла в Голландию, на аэродром Делен, расположенный в 9 км севернее г. Арнем. Во время демонстрационных полетов, когда истребители отрабатывали способы выхода в атаку, на бомбардировщике для большей наглядности были наклеены специальные белые полосы, отмечавшие места, наиболее уязвимые для огня. Первое подтверждение тому, что один из числящихся потерянными самолетов используется противником, американцы получили лишь 11 мая 1943 г. В тот день экипажи «Летающих крепостей», вернувшись в Англию после очередного налета на базы немецких подводных лодок на побережье Бискайского залива, доложили, что приблизительно в 30 км от Сен-Назера видели в воздухе одиночный B-17F с немецкими опознавательными знаками. Спустя ровно месяц — 11 июня — аналогичные рапорты представили экипажи бомбардировщиков, участвовавшие в налете на Вильгельмсхафен. На этот раз они видели самолет-призрак над французским побережьем Ла-Манша. 25 и 28 июня ситуация повторилась «Летающая крепость» с крестами появлялась поблизости от соединений бомбардировщиков, направлявшихся к целям в Северо-Западной Германии и во Франции. В-17F № 41-124585 «DL+XC», аэродром Евер, Германия, лето 1943 г. Тот же самый самолет, на плоскости виден белый прямоугольник, указывающий расположение топливного бакаМожно определенно утверждать, что это был именно B-17F «Волкодав». На тот момент в распоряжении Люфтваффе не было никаких иных трофейных «Летающих крепостей» в пригодном для полетов состоянии. Трудно сказать, что стало причиной этих его встреч с соединениями американских бомбардировщиков — случайность, когда он перелетал с одного аэродрома на другой, или же нечто другое. Известно, что этот самолет официально передали в Versuchsverband Ob.d.L. для использования в специальных целях гораздо позднее — лишь 19 сентября. Во всяком случае, в штабе 8-й воздушной армии США с большой тревогой отнеслись к рапортам своих экипажей. Там полагали, что трофейные В-17, если немцы начнут их активно использовать, могут представлять серьезную угрозу. В специальном докладе говорилось, что такие самолеты могут «просочиться» в боевые порядки бомбардировщиков и затем выпустить с близкой дистанции ракеты типа «Panzerfaust». В связи с этим даже появилось распоряжение наносить перед каждым боевым вылетом на «Летающие крепости» новый, особый, опознавательный знак, чтобы можно было быстро отличить «чужака». Также высказывалось предположение, что немцы могут использовать трофейные В-17 для того, чтобы, приблизившись к соединению бомбардировщиков, прослушивать радиопереговоры их экипажей. Тут надо заметить, что американскому командованию было о чем подумать, поскольку экипажи «Летающих крепостей» несильно утруждали себя соблюдением режима радиомолчания. Пилоты сопровождавших их британских «Спитфайров» крайне поражались тому, как американцы свободно общаются между собой в эфире во время полета над вражеской территорией. Правда, вряд ли службы радиоперехвата Люфтваффе могли извлечь большую практическую пользу из этой болтовни. О пользе сбора металлоломаНачиная с лета 1943 г. в руки к немцам стали попадать все больше «Летающих крепостей», имевших относительно легкие повреждения. Специально для их ремонта было создано небольшое подразделение во главе со штаб-инженером Биндером (Biender). Так как большинство самолетов совершали тогда вынужденные посадки на территории Франции, разместилось это подразделение на аэродроме Шатофор, в 22 км юго-западнее Парижа. Его представители обследовали сбитые бомбардировщики, определяя их ремонтопригодность. Имея уже солидный запас запчастей к В-17, механики Биндера могли восстанавливать даже машины с повреждениями средней тяжести. В-17F № 41-124585 «DL+XC» во время демонстрационного полета над одним из немецких аэродромов B-17F № 42-30048 «SU-K» «Flak Dancer»При этом в Люфтваффе совершенно резонно рассудили, что после восстановления такие самолеты следует использовать прежде всего в специальных целях. В большом фюзеляже четырехмоторного В-17 после небольшого переоборудования, включавшего, в частности, демонтаж пулеметных турелей, умещалось больше «пассажиров», чем в двухмоторном Не-111. Следовательно, можно было за один вылет доставлять к месту выброски более крупные разведывательные и диверсионные группы или больше необходимого им снаряжения. Кроме того, в случае обнаружения противник мог посчитать такой самолет своим и не атаковать его. 26 июня 1943 г. весь день над Северной Францией стояла плохая погода. Но к вечеру немного прояснилось, и над Ла-Маншем на высоте 7500–9000 м появились две группы «Летающих крепостей». Первая из них нанесла удар по небольшому аэродрому Триковилль, расположенному около городка Понт-Одемер, в 31 км юго-восточнее Гавра, чтобы попытаться отвлечь на себя истребители Люфтваффе. Целью же основной группы бомбардировщиков был большой аэродром Виллькобле, около юго-западной окраины Парижа. Однако немецкие операторы наземного наведения вовремя разобрались в обстановке. Следуя их командам, FW-190A из JG2 «Рихтхофен» и JG26 «Шлагетер» атаковали В-17 еще до того, как те достигли Виллькобле. Главный удар пришелся по самолетам 384-й бомбардировочной группы, которые летели в нижней части лидирующего авиакрыла и были наиболее уязвимы. В итоге немцам удалось сбить пять «Летающих крепостей» и еще несколько повредить. Среди не вернувшихся обратно в Англию бомбардировщиков был B-17F-85-BO № 42-30048 «SU-K» из 544 BS, имевший наименование «Flak Dancer». Он совершил вынужденную посадку около города Лан, и его экипаж во главе с первым лейтенантом Уитом (D. Wheate) попал в плен. Пройдя через руки специалистов штаб-инженера Биндера и получив бортовой код «SJ+KY», самолет был передан сначала в Versuchsverband Ob.d.L., а позднее — в KG200. Однако второй «Летающей крепостью», которую начали активно использовать в Люфтваффе, стал не этот самолет, а тот, что был сбит чуть позже — 14 июля. Ранним утром с английских аэродромов поднялись 279 В-17 из 8-й воздушной армии США. Их главной целью снова были аэродромы около Парижа — Виллькобле и Ле-Бурже. Когда бомбардировщики достигли района города Эврё, их атаковали «Фокке-Вульфы» из JG2 во главе с командиром эскадры майором Эгоном Майером (Egon Mayer). В течение семи минут немцы смогли сбить три самолета, при этом первая «Летающая крепость», подбитая в 07.43 на высоте 7000 м в 10 км севернее Эврё, была на счету Майера.[151] Как затем выяснилось, это был B-17F-35-DL№ 42-3190 «QE-W» под названием «Mr Five by Five»(«Мистер пять на пять») из 33 IBS 94ВG. Его первый пилот и командир экипажа капитан Ки Харрисон (Kee H. Harrison) как-то умудрился посадить полностью загруженный бомбардировщик «на живот» на кукурузное поле. Было настоящее чудо, что тот при этом не взорвался. Никто из американских летчиков не пострадал, и первоначально они даже смогли избежать плена. Однако спустя некоторое время их все же арестовали, и до конца войны они содержались в лагере для военнопленных. Бомбардировщик имел незначительные повреждения. Поэтому его удалось ввести в строй гораздо быстрее, чем предыдущий. После передачи во 2-ю эскадрилью Versuchsverband Ob.d.L. он, по имеющимся данным, получил бортовой код «АЗ+ВВ». Тут надо сделать особую оговорку относительно этих кодов. Утверждать, что тот или иной трофейный самолет постоянно имел такой-то бортовой код, нельзя. Так, например, имеются данные — сохранившиеся документы и фотографии, — из которых следует, что код «АЗ+ВВ» в разное время имелся на трех разных «Летающих крепостях»: на двух B-17F и одном B-17G. Такая же ситуация и с кодом «A3+JB». Возможно, это было как-то связано с общей спецификой действий сначала Versuchsverband Ob.d.L., а потом и KG200. B-17F № 42-3190 «QE-W» «Mr Five by Five», сбитый 14 июля 1943 г. над Францией и после ремонта использовавшийся в I./KG200Утром 29 июля 1943 г. бомбардировщики 8-й воздушной армии США совершили налеты на Киль и Варнемюнде. Согласно данным Люфтваффе, истребители из JG11 «Оесау» и JG26 «Шлагетер» сбили двенадцать «Летающих крепостей». И в тот день в руки к немцам попал еще один самолет из той же 94BG — B-17F-90-BO № 42-30146 «TS-A». Он входил в состав 333BS и назывался «Down & Go»(«Вверх и вниз»). После непродолжительного ремонта он получил код «АЗ+СЕ» и присоединился к своему собрату по несчастью. Уже осенью оба этих самолета начали активно использоваться в специальных операциях отделений «Кармен» и «Тоска» в Италии и на Средиземноморье. Так, 2 сентября после налета на Болонью экипажи американских бомбардировщиков доложили, что за их группой некоторое время летел «вражеский» В-17. Аналогичный доклад пришел и 5 сентября после налета на Витербо. Затем в ноябре пилоты двухмоторных бомбардировщиков В-25 из 321BG сообщили о том, что в ходе боевых вылетов над Южной Францией и Северной Италией тоже видели две одиночные «Летающие крепости». Они имели немецкие бортовые обозначения, но на их килях был нанесен опознавательный знак 4-го бомбардировочного крыла (Bomber Wing) ВВС США, а также американские серийные номера. Это были именно те самые «Мистер пять на пять» и «Вверх и вниз». 8 начале 1945 г. оба самолета были приданы отделению «Ольга», которое занималось забросками агентов и диверсантов по всей Западной Европе. Так, 12 января «Мистер пять на пять» выполнил секретный полет в рамках операции «Kadella». Вечером самолет, который пилотировал обер-лейтенант Адальберт фон Пехманн (Adalbert von Pechmann), взлетел с аэродрома Эхтердинген, расположенного в 12 км южнее Штутгарта. Под покровом темноты он на высоте 5000 м пролетел над Швейцарией и над Южной Францией, и затем в районе Марселя с него десантировалась группа агентов. «Летающая крепость» повернула обратно и в 02.40 уже 13 января благополучно приземлилась на аэродроме Тутов. На следующую ночь этот же самолет в рамках операции «Perlen-Fischer» доставил в район к западу от Парижа другую группу немецких агентов. Он вылетел из Эхтердингена в 23.30 и вернулся обратно в 06.05 14 января. 9 февраля обер-фельдфебели Карл Шнаппеншнайдер (Karl Schnappenschneider) и Георг Иоахим (Georg Joachim), которые соответственно были первым и вторым пилотами B-17F «Вверх и вниз», получили приказ выполнить специальное задание, имевшее «высший приоритет». Они должны были доставить во Францию делегацию из десяти чиновников правительства маршала Петэна, которое временно размещалось в городке Зигмаринген, на юге Германии. В 22.00 четырехмоторный самолет оторвался от взлетно-посадочной полосы аэродрома Эхтердинген. Едва «Летающая крепость» начала набор высоты, как раздался мощный взрыв, превративший ее в огненный шар. Горящие обломки рухнули на аэродром, убив механика из наземного персонала, наблюдавшего за взлетом самолета. Из двадцати человек, летевших на нем, погибли восемнадцать. В их числе были все десять французов и восемь немецких летчиков из экипажа «Вверх и вниз»: обер-фельдфебели Кнаппеншнайдер, Иоахим, Эдуард Зинсен (Eduard Siensen) и Фритц Бурникл (Fritz Burnickl), фельдфебель Рихард Розенфельд (Richard Rosenfeld) и унтер-офицеры Йоханн Кёниг (Johann Konig), Вильгельм Фрилингсдорф (Wilhelm Frielingsdori) и Вернер Вольфрум (Werner Wolfram). Каким-то чудом уцелели лишь два бортстрелка — фельдфебель Фридрих Зеегер (Friedrich Seeger) и унтер-офицер Карл-Хайнц Хеннинг (Karl-Heinz Henning), которых во время взрыва выбросило из самолета. Проведенное расследование так и не смогло установить причину взрыва, повлекшего гибель самолета и людей. До сего дня неизвестно, куда именно направлялась «Летающая крепость» и какую миссию имела французская делегация. Возможно, она должна была попытаться наладить взаимопонимание между правительством маршала Петэна и временным правительством генерала Шарля де Голля. Поздним вечером 2 марта с аэродрома Эхтердинген взлетел «Мистер пять на пять», который на этот раз пилотировал фенрих Гельмут Шендерляйн (Helmut Schenderlein). На его борту находились девять агентов вместе со снаряжением. После того как все они были высажены в назначенных точках над Голландией, Северной и Центральной Францией, немецкий пилот повернул обратно на северо-восток. Однако самолет, летевший на высоте 2000 м, к этому времени уже был захвачен радарами союзников. Ему на перехват был направлен «Бьюфайтер» из американской 415-й ночной истребительной эскадрильи. Следуя командам сначала наземных операторов, а потом уже собственного радиооператора, его пилот лейтенант Джилпин (Gilpin) смог очень быстро найти «Летающую крепость». При этом в темноте он идентифицировал ее как немецкий FW-200. Вероятно, ему и в голову не могло прийти, что он будет атаковать «свой же» самолет. Несмотря на заградительный огонь бортстрелков, амери канец вышел на ди станцию огня и смог поджечь правую плоскость «Мистера пять на пять». Горящий самолет в 06.18 врезался в землю в районе городка Лювиньи, в 25 км южнее г. Сарбур, а вместе с ним пятеро членов его экипажа — фенрих Гельмут Шендерляйн, обер-лейтенант Герхард Бойель (Gerhard Beudel), обер-фельдфебель Карл Бух (Karl Buch), унтер-офицер Альфред Вебер (Alfred Weber) и ефрейтор Карл-Хайнц Мель (Karl-Heinz Mehl). Шестеро же остальных — фельдфебели Вилли Хельмдах (Wlli Helmdach), Вальтер Рэтцер (Walter Ratzer) и Герберт Адаме (Herbert Adams), унтер-офицеры Вернер Хофф (Werner Hoff), Курт Бёттхер (Kurt Bottcher) и Вильгельм Лотт (Wlhelm Lott) — успели выпрыгнуть на парашютах и попали в плен к союзникам. «Поставки» продолжаютсяВ течение октября немцы «приобрели» еще три «Летающих крепости». Утром 4 октября бомбардировщики 8-й воздушной армии нанесли удары по промышленным объектам в районе Франкфурт-на-Майне — Висбаден. На обратном пути, уже над Ла-Маншем, один из самолетов 544-й бомбардировочной эскадрильи — B-17F-110-ВО № 42-30604 «LN-T» капитана Хелстрома (Helstrom), имевший название «Badger Beauty V», — внезапно покинул строй своей 100-й бомбардировочной группы и повернул обратно к французскому побережью. По возвращении в Англию второй лейтенант[152] Лакин (Lakin), пилот летевшей неподалеку «Летающей крепости», написал в своем рапорте: «…машину капитана Хелстрома видели в последний раз, когда она на обратном пути оставила боевой порядок группы и ушла вниз через облака. Машина летела как обычно и, казалось, была полностью управляемой». Больше о самолете ничего не было слышно, но через какое-то время через французское Сопротивление стало известно, что весь экипаж капитана Хелстрома попал в плен, после того как самолет разбился при посадке на территории Франции. В феврале 1944 г. этот инцидент даже стал предметом специального расследования, не было ли это преднамеренным перелетом к врагу. Однако его результаты неизвестны. «Летающая крепость» капитана Хелстрома была доставлена в подразделение штаб-инженера Биндера. Однако ремонтные работы по какой-то причине затянулись, и нет никаких данных о том, что «BadgerBeauty V» когда-либо использовался немцами. Во всяком случае, после того как 25 августа 1944 г. союзные войска вошли в Париж, он был обнаружен на аэродроме Орли без носовой секции фюзеляжа. Днем 9 октября В-17 и В-24 из всех трех бомбардировочных дивизий 8-й воздушной армии, совершив длинный перелет, нанесли удары по целям на побережье Балтийского моря: в Анкламе, Мариенбурге (ныне г. Мальборк, Польша), Данциге (ныне г. Гданьск, Польша) и Гдыни. По немецким данным, истребителям Люфтваффе, атаковавшим противника, как на пути к цели, так при возвращении удалось сбить над Северной Германией и Гельголандской бухтой в течение пяти часов 52 бомбардировщика. Среди их жертв был B-17F-100-BO № 42-30336 «GX-E» первого лейтенанта Глиндона Бэлла (Glyndon Bell) из 548BS 385BG, носивший название «Miss Nonalee II». Он совершил вынужденную посадку на луг около датского города Варде, недалеко от побережья Северного моря. Сам Бэлл при помощи местного Сопротивления смог избежать плена, а его подчиненные вынуждены были оставшееся до конца войны время коротать в лагере для военнопленных. При осмотре «Летающей крепости» выяснилось, что у нее выведен из строя лишь один двигатель. Через несколько дней в Данию прилетел летчик-испытатель Ханс-Верн ер Лерхе (hans-werner Гегспе),[153] который благополучно перегнал ее на трех исправных двигателях в Рехлин. После ремонта самолет получил довольно необычный бортовой код «7+8» и затем использовался сначала в Versuchsverband Ob.d.r., а потом — в I./KG200. Согласно сохранившимся документам Люфтваффе, он был потерян 4 апреля 1945 г., но причина неизвестна. Вероятно, он был уничтожен на земле во время одного из налетов авиации союзников. B-17F № 42-30336 «GX-E» «Miss Nonalee II», совершивший вынужденную посадку около г. Варде, Дания, 9 октября 1943 г.14 октября 1943 г. американцы провели очередной дневной налет на Швайнфурт, стоивший им тяжелейших потерь. Этот день вошел в историю 8-й воздушной армии как «черный четверг». В период с 13.30 по 17.00 (по берлинскому времени) истребители Люфтваффе сбили над Германией и Западной Европой шестьдесят «Летающих крепостей», много бомбардировщиков получили тяжелые повреждения, и затем семь из них после возвращения в Англию списали. Versuchsverband Ob.d.L. приобрела очередной самолет — B-17F-5-VE № 42-5714 «LL-S» из 323BS 91BG, прозванный «OldFaithful»(«Верный старик»),[154] который после ремонта получил немецкий бортовой код «DR+PE». Затем в декабре «поступила» новая партия трофеев из трех машин. Сначала 1 декабря во время налета на Золинген был сбит B-17F-20-DL№ 42-3060 «LL-G» из 401BS, входившей в туже самую 91-ю бомбардировочную группу. Он носил фривольное наименование «Hell's Belle»(«Разгульная красотка»). Самолет был передан в KG200, но никаких сведений о его дальнейшем использовании нет. Скорее всего он послужил «дойной коровой» запчастей для других самолетов. В тот же день, после того как все уцелевшие бомбардировщики вернулись на свои базы в Англии, в штаб 8-й воздушной армии поступили новые рапорты о замеченных во время обратного полета «странных» четырехмоторных бомбардировщиках. В одном случае это был В-17, имевший на киле белый квадрат — опознавательный знак 3-й бомбардировочной дивизии — с черной литерой «D», который видели над Ла-Маншем. В другом случае экипажи бомбардировщиков В-24 из 44BG сообщили, что их над Северным морем некоторое время сопровождал некий «Либерейтор», а когда до английского побережья оставалось 20–25 км, он отвернул в сторону Голландии. Маловероятно, что это были трофеи из 2-й эскадрильи Versuchsverband Ob.d.L. Кроме того, на тот момент в распоряжении Люфтваффе еще не было ни одного пригодного для полетов В-24. Скорее всего «странными» самолетами были поврежденные и отставшие бомбардировщики, которые просто пытались присоединиться к другой группе, поскольку в этом случае их шансы уцелеть возрастали. Тем не менее тот факт, что вражеские «Летающие крепости» и «Либерейторы» продолжали периодически мерещиться американским летчикам, говорил о том, что последние по-прежнему всерьез опасались того, что немцы начнут применять их для активной борьбы с бывшими собратьями. B-17F № 42-30336 «7+8», использовавшийся в I./KG200 с 28 августа 1944 г. Пилот и два механика из I./KG200 около B-17F № 42-5714 «DR+PE»30 декабря 1943 г. самолеты 8-й воздушной армии США нанесли бомбовый удар по химическому комбинату концерна «ИГ Фарбен» в Людвигсхафене. Этот налет «принес» немцам еще две трофея. В 17F-25-DL № 42-3097 «The Ground Hog»(«Лесной сурок») из 549BS 385BG был подбит огнем зенитной артиллерии и совершил вынужденную посадку «на живот» недалеко от французского города Бетюн. В— 17G-1-VE № 42-39759 «FC–C» «Pickle Dropper/Sarah Jane» из 57 IBS 390BG, вероятно, стал жертвой истребителей, которые смогли сбить над Северной Францией и Бельгией десять самолетов. Оба бомбардировщика отправили в Шатофор. «Лесной сурок» вскоре был отремонтирован и передан в KG200. Он получил бортовой код «АЗ+ВВ» и участвовал в специальных операциях. Сведений же об использовании второй «Летающей крепости» нет, хотя она тоже официально числилась за KG200. После взятия Парижа американцы обнаружили ее в полуразобранном виде в ангаре на аэродроме Шатофор. 11 января 1944 г. бомбардировщики 8-й воздушной армии США получили приказ атаковать авиазаводы фирмы «Фокке-Вульф» в Хальберштадте и в расположенном в 21 км к северо-востоку от него Ошерслебене. Однако миссия провалилась, поскольку обе цели оказались закрыты плотной облачностью, и, кроме того, из-за плохой погоды большая часть истребителей сопровождения повернула обратно еще до момента встречи с бомбардировщиками. По данным Люфтваффе, в течение почти полутора часов, с 11.08 по 13.32 (по берлинскому времени), были сбиты 67 бомбардировщиков. Наибольшие потери понесла 1-я бомбардировочная дивизия, лишившаяся сорока двух «Летающих крепостей». Среди не вернувшихся в тот день в Англию самолетов был B-17G № 42-39969 «IW-K» из 614BS 401BG, который совершил вынужденную посадку на территории Франции. После ремонта он использовался в I./KG200. 26 июня во время вылета в рамках операции «Анти-Атлас» он из-за неисправности системы подачи топлива был вынужден приземлиться на территории нейтральной Испании, на аэродроме Валенсии. Через некоторое время экипаж во главе с лейтенантом Полем вернулся в Германию, а самолет был задержан испанскими властями и затем в 1948 г. возвращен американцам. 3 марта 1944 г. 748 В-17 и В-24 из 8-й воздушной армии США, которых сопровождали в общей сложности 730 истребителей Р-38, Р-47 и Р-51, попытались нанести бомбовые удары по Берлину и по расположенным поблизости от него городам Эркнер и Ораниенбург. Однако из-за плохой погоды над северной и центральной частями Германии большинство самолетов были вынуждены повернуть обратно ни с чем. Лишь «Летающие крепости» из 1-й бомбардировочной дивизии смогли сбросить бомбы на запасную цель — Вильгельмсхафен. Этот налет стоил американцам пяти В-17 и шести В-24, кроме того, еще 45 бомбардировщиков получили повреждения. Среди невернувшихся самолетов был B-17G-25-Dr№ 42-38017 «XR-O» из 394BS 100BG. С вышедшим из строя крайним левым двигателем он приземлился на аэродроме Шлезвиг, где тогда базировались ночные истребители из 2-й группы NJG3. Весь экипаж во главе с первым лейтенантом Джоном Госсажем (John Gossage) благополучно отправился в лагерь для военнопленных, а «Летающая крепость» после замены двигателя — в KG200, где получила бортовой код «A3+FB». Уже в мае, как следовало из данных радиоперехвата, полученных союзниками, она выполняла специальные задания в восточной части Средиземноморья. Через два дня — 6 марта — уже 504 В-17 и 226 В-24, которых на этот раз прикрывал 801 Р-38, Р-47 и Р-51, снова взяли курс на столицу Третьего рейха. Однако город по-прежнему был закрыт сильной облачностью. Передовые группы все же попытались нанести удар, используя небольшие разрывы в облаках. Большая же часть бомбардировщиков — 474 В-17 и 198 В-24 — получила приказ повернуть к запасным целям — городам Ферден, Виттенберге, Потсдам, Ораниенбург и Темплин, в 65 км севернее Берлина. Командование Люфтваффе ожидало этот налет и заранее сосредоточило свои силы. В итоге за три с четвертью часа, с 11.55 по 15.10, были сбиты 53 В-17 и 16 В-24. Помимо этого, различные повреждения получили еще 293 «Летающие крепости» и 54 «Либерейтора». Одним из неудачников стал В— 17F № 42-30713 «BI-E» «PhyllisMarie» из 568BS 390BG, совершивший вынужденную посадку около городка Вербен, расположенного в 22 км юго-восточнее Виттенберге. Фюзеляж B-17G № 42-39759 «Pickle Dropper/Sarah Jane» в ангаре на аэродроме Шатофор, Франция, сентябрь 1944 г. B-17G № 42-38017 «XR-O», совершивший вынужденную посадку на аэродроме Шлезвиг, 3 марта 1944 г.Благодаря большому количеству запасных частей, собранных немцами, самолет быстро отремонтировали. В период использования в KG200 он имел бортовой код «АЗ+ЕК», естественно, немецкие опознавательные знаки, но в то же время на нем сохранились все остальные «родные» надписи и маркировки. Затем 4 мая 1945 г. американцы обнаружили его на захваченном аэродроме Альтенбург. Подавляющее число экипажей «Летающих крепостей» совершали вынужденные посадки на вражеской территории, поскольку с имевшимися повреждениями не имели шансов дотянуть до Англии или до ближайшей нейтральной страны — Швеции или Швейцарии. Однако порой происходили просто курьезные случаи… Век живи — век учись22 октября 1943 г. фирма «Боинг» передала ВВС США очередную новую «Летающую крепость» — B-17G-10-VE № 42-39974. Он был предназначен для восполнения потерь 8-й воздушной армии США и 11 января 1944 г. прибыл в Англию. Самолет вошел в 731-ю бомбардировочную эскадрилью 452-й бомбардировочной группы, которая базировалась на аэродроме Деопхэм-Грин, расположенном в 10 км юго-восточнее г. Лестер. Его командиром и первым пилотом стал первый лейтенант Эрнест Ли Рейснер (Ernest Lee Racener), а вторым пилотом — второй лейтенант Клайд Кливленд Фримэн (Clyde Cleveland Freeman). Последний предлагал назвать их самолет довольно двусмысленно — «Nasty Pants»(«Грязные штаны»). Однако Рейснер дал своему бомбардировщику более нейтральное наименование «Punchboard», что можно перевести как «Компостер». В его носовой части были нарисованы 25 кружков, что соответствовало числу боевых вылетов, выполнив которые экипаж мог спокойно отправляться домой. После очередного вылета «компостировался» — закрашивался — следующий кружок. Свой первый боевой вылет экипаж совершил 5 февраля 1944 г., когда американские бомбардировщики нанесли удары по нескольким аэродромам Люфтваффе в центральной части Франции. Затем последовали еще одиннадцать вылетов, завершившихся благополучно. Теперь предстояло выполнить тринадцатый… Утром 9 апреля с баз на территории Англии поднялись в общей сложности 524 бомбардировщика из 8-й воздушной армии США. Большая часть из них должна была атаковать авиазаводы и аэро дромы, расположенные на балтийском побережье Померании. В то же время соединению, состоящему из 151 «Летающей крепости», в числе которых были самолеты 452BG, предстояло пролететь гораздо дальше — до города Позен (ныне Познань, Польша) и нанести удар по находившемуся там авиазаводу фирмы «Фокке-Вульф». Экипаж В-17G № 42-39974 «Punchboard», аэродром Деопхэм-Грин, Англия, начало 1944 г. Сидят (слева направо): бомбардир — второй лейтенант Гарри Дьюкс (Harry H. Dukes), штурман — второй лейтенант Артур Вагнер (Arthur F. Wagner), второй пилот — второй лейтенант Клайд Фримэн, первый пилот — первый лейтенант Эрнест Рейснер. Стоят (слева направо): левый стрелок — штаб-сержант Роберт Хазелтон (Robert C. Hazelton), хвостовой стрелок — штаб-сержант Чарльз Кук (Charles E. Cook), бортмеханик — техник-сержант Роберт Карлсон (Robert O. Carlson), бортрадист — техник-сержант Чарльз Гаретт (Charles S. Garett), нижний стрелок — штаб-сержант Вернике Уилсон (Vernice R. Wilson), правый стрелок — штаб-сержант Герберт Розенберг (Herbert M. Rosenberg)Многочасовой, утомительный полет к цели проходил сначала над Северным, а затем — над Балтийским морем. Погодные условия были сложными, и по мере приближения к польскому побережью они становились все хуже и хуже. В конце концов в штабе 8-й воздушной армии приняли решение прервать миссию. Однако ведущий соединения почему то не получил соответствующего приказа, хотя радист «Компостера» техник-сержант Гаретт утверждал, что слышал приказ об отзыве, и «Летающие крепости» продолжали лететь вперед. Над Позеном бомбардировщики встретил зенитный огонь, который, по воспоминаниям американских экипажей, был несильным, но очень точным. Освободившись от своего смертоносного груза, В-17 повернули назад к побережью Балтийского моря. Почти сразу же оба пилота «Компостера» — первый лейтенант Рейснер и второй лейтенант Фримэн — обратили внимание на то, что самолет начал быстро терять топливо из правого топливного бака. Бортмеханик техник-сержант Карлсон из верхней пулеметной башенки смог разглядеть в правой плоскости, непосредственно около топливного бака, небольшую дыру. Она могла быть пробита только осколком разорвавшегося поблизости зенитного снаряда. Затем уже поблизости от побережья Померании «Летающие крепости» были атакованы группой FW-190A. Фримэн насчитал тридцать два истребителя, которые, по его словам, походили на «рой шмелей». Пройдя прямо сквозь боевые порядки бомбардировщиков, «Фокке-Вульфы» развернулись для повторной атаки. На этот раз досталось и «Компостеру», несколькими попаданиями у него было разбито остекление пилотской кабины. Первый лейтенант Рейснер потом вспоминал: «Мы получили попадание в двигатель № 2 и теряли топливо пугающе быстро. Штурман доложил, что если мы будем продолжать терять топливо с такой же скоростью, то сможем лишь достичь Швеции. Я запросил у него курс, и мы спокойно покинули наш боевой порядок и полетели на северо-запад. Пока мы летели над морем, все боеприпасы и пулеметы были выброшены за борт». Кроме «Компостера», в направлении Швеции повернули еще несколько бомбардировщиков, которые из-за полученных повреждений не имели возможности вернуться в Англию. При этом интересно, что у штурманов не было подробных карт этого района Балтийского моря, и при расчете нового курса они руководствовались общими соображениями, что шведское побережье находится где-то к северу от их настоящего местоположения. Рейснер снизился до нескольких сот метров, чтобы у немецких радаров было меньше шансов засечь их. Приблизительно через сорок минут полета над морем экипаж увидел впереди землю. К этому времени, в дополнение к продолжавшейся потере топлива, начались перебои в работе еще и одного из двигателей. Рейснер продолжал свое повествование: «Наконец мы достигли земли. Тогда ни один из нас не знал цветов шведского флага, но на флагштоках мы увидели красные флаги с белым крестом. Мы посчитали, что это должна была быть Швеция, поскольку Дания была оккупирована и потому ей, вероятно, не позволили бы использовать собственный флаг». Конечно, трудно было ожидать от американцев знания шведской геральдики. Но самые элементарные познания они все же были обязаны иметь. Все-таки они периодически летали поблизости от Швеции и должны были хотя бы представлять, как выглядят опознавательные знаки самолетов шведских ВВС. Если бы они это знали, то никогда бы не спутали сине-желтые национальные цвета Швеции с красно-белыми цветами Дании. А тем временем первый лейтенант Рейснер в полной уверенности, что уже находится в безопасности над Швецией, искал место для посадки: «Через десять или пятнадцать минут полета мы у видели прекрасное открытое поле, которое было очень подходящим для приземления. Я сделал круг над полем, чтобы проверить, нет ли на нем траншей и живых изгородей, и когда уже пересек половину поля, то внезапно обнаружил замаскированные самолеты со свастиками на килях. Я потянул вверх и попробовал отвернуть…» Этим «очень подходящим» полем на самом деле был аэродром Ваерлёзе, находившийся в 8 км северо-западнее датской столицы — Копенгагена. На нем располагалась авиашкола Люфтваффе, в которой отрабатывались навыки воздушной стрельбы (SchieBschule der Luftwaffe). От побережья нейтральной Швеции его отделяли всего двадцать километров, надо было лишь пересечь узкий пролив Эресунн. Если бы штурман «Компостера» второй лейтенант Вагнер в свое время дал бы курс всего на один-два градуса севернее, то для его экипажа все завершилось бы благополучно. Но теперь было уже поздно. Легкая зенитная батарея, прикрывавшая аэродром, дала несколько предупредительных выстрелов по курсу бомбардировщика. Затем, когда «Летающая крепость» набрала высоту уже около трехсот метров, хвостовой бортстрелок штабсержант Кук крикнул по внутренней связи, что сзади приближается двухмоторный немецкий самолет. Это был ночной истребитель Ju-88G-1, который срочно взлетел с аэродрома Каструп, расположенного около юго-восточной окраины Копенгагена. Опытный пилот — командир 3-й группы NJG3 гауптман Вальтер Барте (Walter Barte) — не торопился открывать огонь. Было ясно, что «Летающая крепость» и так никуда уже не денется, и потому лучше заставить ее сесть. У лейтенанта Рейснера уже не было другого выхода, как подчиниться недвусмысленным «намекам» противника: «Без пулеметов и боеприпасов мы не имели шансов, и я вернулся обратно на взлетно-посадочную полосу». В 16.01 по берлинскому времени «Компостер» приземлился в Ваерлёзе. До того как самолет был захвачен охраной аэродрома, экипаж успел вывести из строя бомбовый прицел Norden и радиостанцию, а также уничтожить карты и план полета к цели. За посадкой бомбардировщика с земли наблюдал датчанин Ларсен (J. M. Larsen): «В тот день в апреле 1945 г. я стоял на первом этаже дома моих родителей в Холте[155]. Я услышал шум двигателей тяжелого самолета и, выглянув из открытого окна, крикнул отцу: «Летающая крепость»!» — ее профиль нельзя было спутать. Она пролетела в северном направлении, между Вейлесой и Фюрезё[156]. Затем «Летающая крепость» развернулась на запад и снова направилась к Ваерлёзе. Потом я услышал шум двигателя немецкого истребителя и грохот очереди, по-видимому, из 20-мм пушек, после чего уже не видел самолета в воздухе. Я взял велосипед и поехал к Ваерлёзе. Когда я преодолел холм около Сёндерзё[157], то внезапно оказался на рулежной дорожке, недавно сделанной немцами, и проехал по ней почти до Бриге, но нигде в поле так и не смог увидеть большого самолета. Я поехал обратно и миновал два сельских дома справа от меня, слева было большое желтое здание, которое тогда служило складом для оборудования. Немного западнее этого здания была живая изгородь, за которой был пологий спуск непосредственно к грунтовому аэродрому, там и стоял В-17, хвостом к живой изгороди и носом к полю. Было очевидно, что самолет не имел повреждений, кроме отсутствующего люка в верхней части фюзеляжа и спущенной шины колеса левой стойки шасси. Я записал кодовое обозначение и серийный номер самолета на обратной стороне спичечного коробка, который я, к сожалению, позже потерял. В то время я был немного вовлечен в подпольную деятельность, и мое намерение состояло в том, чтобы через секретную почту отправить сообщение относительно этого приземления в американское посольство в Стокгольме. Но я не сумел этого сделать, поскольку 10 мая был арестован гестапо и был интернирован до 5 мая 1945 г.». Однако один из членов датского Сопротивления все же успел сфотографировать «Летающую крепость», прежде чем ее отбуксировали подальше от окраины аэродрома. Пленных летчиков отвели в какое-то задание на аэродроме, где рассадили по разным комнатам. Через некоторое время с пилотами встретился гауптман Барте. По воспоминаниям второго лейтенанта Фримэна, он сказал им, что, решив приземлиться, они сделали правильный выбор. В противном случае он бы, несомненно, сбил их. Интересно, что принужденный к посадке В-17 гауптману Барте засчитали как воздушную победу.[158] На следующий день — 10 апреля 1944 г. — американцев на пароме переправили в Германию. Затем их на поезде доставили в т. н. Центр обработки данных «Запад» (Auswertestelle West), находившийся около города Оберурзель, в 10 км северо-западнее Франкфурта-на-Майне. Всех летчиков, сбитых над Европой, прежде всего отправляли в этот центр, чьей основной задачей был сбор разведывательной информации об авиации союзников. Как потом отмечали второй лейтенант Фримэн и техник-сержант Гаретт, допрашивавшие их офицеры разведки Люфтваффе имели обширные знания о 8-й воздушной армии и о ее личном составе. Снимок В-17G № 42-39974 «Punchboard», сделанный одним из членов датского Сопротивления вскоре после его посадки на аэродроме Ваерлёзе, 9 апреля 1944 г. В-17G № 42-39974 «Punchboard», аэродром Ваерлёзе, Дания, апрель 1944 г.Американцы провели в Оберурзеле три дня, после чего экипаж разделили. Офицеров отправили в лагерь для военнопленных из числа летного состава Stalag Luft I, который находился в ведении Люфтваффе и располагался около г. Барт, на побережье Балтийского моря. Сержанты же попали в лагерь Stalag XVIIB, находившийся в Австрии, поблизости от города Креме. Все они благополучно дожили до конца войны, не раз вспоминая свою ошибку. Бывший командир экипажа «Компостера» Эрнест Рейснер потом сказал: «После тринадцати месяцев в немецком лагере для военнопленных я могу утверждать, что есть десять американцев, выучивших различия между датским и шведским флагами». Доставшийся же немцам «Компостер» позднее из Ваерлёзе перегнали в Рехлин. Там его подремонтировали и немного переделали. Так, например, на немецких фотографиях этого самолета видно, что на нем отсутствует подфюзеляжная турель. Она не была повреждена во время приземления в Дании, и, вероятно, ее демонтировали именно в Рехлине. Сведения об использовании этого бомбардировщика в KG200 отрывочные. Согласно некоторым данным, его перекрасили для ночных вылетов: нижние поверхности — в черный цвет, верхние — в серый пятнистый камуфляж. В носовой части фюзеляжа была нарисована эмблема — мальчик верхом на летящем гусе. Этот персонаж из сказки датчанина Ганса Христиана Андерсена служил прозрачным намеком на место, где был захвачен самолет. Также упоминается, что самолет якобы имел бортовой код «АЗ+ВВ», который уже «всплывал» в связи с другими трофейными «Летающими крепостями». Последний «гость»Из имеющихся данных следует, что последней «Летающей крепостью», которую немцы успели отремонтировать и использовать в последние месяцы войны в KG200, стал B-17G-15-DL № 43-37827 «Wally's Wheels» из 422BS 305BG. Он был подбит 5 декабря 1944 г. во время налета на Берлин. Командир экипажа первый лейтенант Паундс (Pounds) радировал ведущему своей группы, что один двигатель поврежден огнем зенит ной артиллерии, а два других вышли из строя из-за повышенной нагрузки на них. Паундс приказал экипажу выпрыгнуть на парашютах, но никто этого не сделал. Оказалось, что часть летчиков имеют тяжелые ранения и просто не в состоянии самостоятельно покинуть самолет. В-17G № 42-39974 «Punchboard», стоящий под маскировочной сетью на аэродроме Хильдесхайм, начало апреля 1945 г. Летчики 1-й эскадрильи KG200: пилот обер-фельдфебель Раухфусс (Rauchfuss) и бортрадист обер-фельдфебель Монкемейер (Monkemeyer), летавшие как на В-17, так и на В-24Паундс смог благополучно посадить поврежденный бомбардировщик «на живот», и никто из его экипажа не получил дополнительных травм. Однако трагедия произошла позднее. Когда пленные летчики ждали отправки в допросный центр в Оберурзеле, бортрадист техник-сержант Роберт Филлипс (Robert Phillips) был случайно застрелен немецким охранником, который угрожающе размахивал перед американцами своим оружием, видимо, пытаясь тем самым внушить большее уважение к своей персоне. «Летающую крепость» подремонтировали, поврежденные двигатели заменили, после чего передали в KG200. В мае 1945 г. она была обнаружена на занятом союзными войсками аэродроме около Веймара. У нее была разрушена центральная секция фюзеляжа, но сделали это сами немцы, которые перед приходом союзников выводили из строя последние остававшиеся у них самолеты. В сохранившихся документах указано, что в 1945 г. в составе KG200 числились еще две трофейных «Летающих крепости». Первый самолет — B-17G-85-BO № 43-38432 «DS-P» из 51 IBS 351BG — был сбит 5 декабря 1944 г. во время того же самого налета на Берлин, а второй — B-17G-90-BO № 43-38648 «Н8-Н» из 835BS 468BG — 20 февраля 1945 г. в ходе налета на Нюрнберг. Однако нет никаких свидетельств, что их привели в пригодное для полетов состояние. И вероятно, они просто служили «дойными коровами» запчастей для ремонта еще летавших машин. Всего в 1943–1945 гг. в распоряжении Люфтваффе, по имеющимся данным, оказались двадцать «Летающих крепостей», из которых активно использовались не более пятнадцати. Но скорее всего, приведенный выше перечень трофейных В-17, «служивших» сначала в Versuchsverband Ob.d.L., а затем — в KG200, неполный. Так, например, из различных источников, в том числе из летных книжек пилотов, известно, что были «Летающие крепости», имевшие бортовые коды «АЗ+АЕ», «A3+AG», «АЗ+ЕЕ», «A3+GE», «A3+IB» и «A3+JB». Но установить, какие конкретно самолеты скрывались под этими обозначениями, пока так и не удалось. Пленные «Освободители»Кроме В-17, в Люфтваффе использовался и другой американский стратегический четырехмоторный бомбардировщик — В-24 «Liberator» («Освободитель»). По имеющимся данным, в течение 1944–1945 гг. в I./KG200 насчитывались семь таких трофеев. Первый из них — B-24H-5-DT № 41-28641 второго лейтенанта Тарнера (J. R. Tarner) из 732BS 453BG — был подбит 4 февраля 1944 г. во время налета бомбардировщиков 8-й воздушной армии США на Франкфурт-на-Майне. Не дотянув до Англии, он с одним тяжелораненым членом экипажа совершил вынужденную посадку около французского местечка Месло. После ремонта «Либерейтор» был передан в KG200, где получил бортовой код «АЗ+КВ». Известно, что он применялся прежде всего в качестве транспортного самолета и по крайней мере совершил один рейс на аэродром Гадурра, расположенный на острове Родос, в Средиземном море. Затем в мае 1945 г. он был захвачен американцами на аэродроме Зальцбург, в Австрии. У следующего «трофея» были все шансы не стать таковым, но судьба распорядилась иначе. 28 марта в штаб 449-й бомбардировочной группы, которая тогда действовала с аэродрома Гротталье, на юге Италии, пришел приказ о том, что на следующее утро она должна нанести удар по железнодорожной сортировочной станции в Больцано. Последняя была одним из ключевых пунктов в системе снабжения немецких войск в Центральной и Северной Италии. Приказ содержал строгое примечание, что для уничтожения этой важной цели группе следует «приложить максимум усилий». Это означало, что в налете должны будут участвовать все самолеты, способные подняться в воздух, включая B-24H-5-FO № 42-52106, носивший радостное название «Sunshine»(«Солнечный свет»). Это была уже потрепанная войной машина, начавшая свою боевую карьеру в 716-й бомбардировочной эскадрилье. Потом ее передали в 719-ю эскадрилью, где на ней летал экипаж второго лейтенанта Клиффорда Хемфилла (Clifford Т. Hemphill). В тот день — 28 марта — из-за отказа одного двигателя «Либерейтор» был вынужден прервать боевой вылет и повернуть обратно в Гротталье. Механики работали всю ночь, чтобы отремонтировать двигатель, снимая для этого запчасти с других бомбардировщиков, имевших более серьезные повреждения. К рассвету самолет был готов к вылету. В 08.21 29 марта «Солнечный свет» оторвался от взлетно-посадочной полосы Гротталье. Никто из членов его экипажа и не подозревал, что обратно сюда они уже больше никогда не вернутся. Носовой бортстрелок штаб-сержант Орел Харпер (Orel M. Harper) потом вспоминал: «На пути к цели мы справа от себя увидели эскадрилью „Мессершмиттов“ Bf-109. Мы сомкнули боевой порядок, чтобы максимально увеличить нашу общую огневую мощь и концентрированно отразить их атаки. По неизвестной причине истребители не хотели нас атаковать. Мы у порно летели в направлении Больцано, но на подходе к цели наш дефектный двигатель снова начал давать перебои, и его пришлось остановить. Лишь с тремя исправными двигателями мы начали терять скорость и высоту. Мы не могли не отстать от группы и знали, что станем легкой добычей для вражеских истребителей. Истребители дожидались, когда группа распадется, затем оттесняли и сбивали отставших. Теперь отставшими были мы. Наш временный штурман Сэмюель Гаттенберг (Samuel Guttenberg), выполнявший в тот день первый вылет снами, торопливо рассчитывал курс к ближайшему безопасному месту — Швейцарии. Мы сбросили наш груз — пять 1000-фунтовых бомб— на пустынный горный склон и надеялись на лучшее. Мы осматривали небо в поисках вражеских истребителей, но не видели ни одного из них. Мы продолжали терять высоту, и чем ниже мы летели, тем более неприветливыми и зловещими становились горы под нами. Мы продолжали держать курс к Швейцарии, и как раз в то самое время, когда мы подумали, что достигнем ее, разрыв зенитного снаряда, выпущенного, возможно, из Венегоно, повредил второй двигатель, заставив В-24 быстро терять высоту. Последовали тревожные переговоры по внутренней связи и непродолжительный момент нерешительности — выпрыгивать на парашютах или остаться в бомбардировщике. Штурман прокричал пилоту, что мы были приблизительно в двух минутах лета от Швейцарии. Мы решили остаться в «Либереиторе», в то время как пилот пытался затянуть наш быстрый спуск, чтобы пересечь границу Швейцарии и оказаться в безопасности. Мы обнаружили аэродром и, решив, что уже миновали границу, приготовились к аварийной посадке». Однако штурман совсем немного ошибся в своих расчетах, и это была не Швейцария. «Солнечный свет» приземлился на итальянском аэродроме Венегоно, около города Варезе, который, как полагали американцы, должен был уже остаться позади. Им действительно оставалось всего три минуты лета до ближайшего швейцарского аэродрома около Локарно. B-24H № 42-52106 «Sunshine», аэродром Венегоно, Северная Италия, начало апреля 1944 г. Немецкие кинооператоры снимают экипаж «Солнечного света», второй слева — бортстрелок штаб-сержант Харпер, аэродром Венегоно, Северная Италия, начало апреля 1944 г.Харпер продолжал свой рассказ: «Нас немедленно отвели к небольшому зданию, отобрали всю одежду, дав взамен изношенные костюмы из мешковины. Итальянские офицеры вызвали немцев, и мы стояли снаружи на аэродроме под охраной, ожидая, когда прибудут нацисты. Прежде чем те появились, нас погрузили в открытый армейский грузовик и отвезли в центр Милана, в городскую тюрьму. Следующим утром нас снова перевезли на некоторое расстояние, в другой город и другую тюрьму. Через несколько дней пребывания в одиночных камерах нам наконец вернули нашу одежду. Нас погрузили на борт „Юнкерса“ Ju-52, и мы перелетели в Венегоно, где снова увидели „Солнечный свет“ — в последнийраз. Нас выстроили в шеренгу напротив «Либерейтора», и немецкие кинооператоры стали нас снимать. Немцы сказали, чтобы мы показали, что счастливы перейти на их сторону. Всех десятерых членов экипажа снимали так, словно мы только что приземлились и выбирались из самолета. Я испортил немцам все дело, показав пальцами знак «V» — «Victory», и меня предупредили, чтобыя не делал этого больше». Когда киносъемка пропагандистского сюжета о «дезертирстве» завершилась, американцев отвезли в допросный центр Люфтваффе в Оберурзеле. После нескольких дней пребывания там экипаж второго лейтенанта Хемфилла отправили дальше — в лагерь для пленных из числа летного персонала Stalag Luft I. Трофейный B-24 из I./KG200 (вероятно, B-24H № 42-52106 «Sunshine»), аэродром Бергамо, Северная Италия, 1944 г. B-24G № 42-78247 «CL+XZ», использовавшийся в I./KG200Тем временем немецкие механики, осмотрев В-24, обнаружили, что, кроме двух вышедших из строя двигателей и незначительного повреждения хвостовой части фюзеляжа, он в целом находится в пригодном для полетов состоянии. Через несколько дней в Венегоно прилетели два летчика-испытателя, имевших опыт полетов на «Либерейторе». Они перегнали самолет в Рехлин, совершив промежуточную посадку на аэродроме Мюнхен-Рием. После ремонта «Солнечный свет» передали в KG200, где он получил бортовой код «A3+FK». Известно, что одно время он использовался в испытательном центре авиационного радиооборудования, находившемся на аэродроме Вернойхен, в 25 км северо-восточнее Берлина. 9 июня 1944 г. на вражеской территории совершил вынужденную посадку B-24G-5-NT № 42-78106 из 460BG. Есть данные, что во время использования в I./KG200 на нем некоторое время был нанесен бортовой код «NF+NL». 20 июня во время налета на Гамбург был подбит B-24H-15-DT № 41-28779 из 389BS 564BG, который потом в составе KG200 летал с бортовым кодом «КО+ХА». 12 июля американцы нанесли очередной удар по Берлину. При этом немецкой зенитной артиллерией был поврежден В-24Н-15-FO № 42-52627 лейтенанта Уильяма Баниаса (William Banias) из 735BS 453BG. Он также, как и «Солнечный свет» второго лейтенанта Хемфилла пятью месяцами ранее, попытался дотянуть до нейтральной Швейцарии. И так же, как и тот, он по ошибке приземлился на вражеской территории — на немецком аэродроме Регисхайм, расположенном всего в двадцати километрах от швейцарской границы. Экипаж был отправлен в Оберурзель, а механики Люфтваффе взялись за ремонт самолета. Через несколько дней «Либерейтор» полностью восстановили и нанесли на него немецкие опознавательные знаки. Он был практически готов к взлету, когда над аэродромом появилось звено американских истребителей Р-38. Обстреляв бомбардировщик, пилоты «Лайтнингов» смогли его поджечь, и в итоге он полностью сгорел. 4 октября после налета на Мюнхен обратно на свой аэродром не вернулся B-24G-10-NT № 42-78247 из 765BS 461BG. Он совершил вынужденную посадку около городка Пенцинг, в 46 км западнее Мюнхена. После ремонта его передали в KG200, где он какое-то время имел бортовой код «CL+XZ». Скорее всего это был последний трофейный «Либерейтор», активно использовавшийся немцами. В сохранившихся документах Люфтваффе упоминается еще B-24J-195-CO № 44-41108, который 23 марта 1945 г. совершил вынужденную посадку в расположении немецких войск и был передан в I./KG200. Однако маловероятно, что его успели привести в пригодное для полетов состояние. Дважды сбитыеК началу апреля 1945 г. 1-я эскадрилья KG200, базировавшаяся тогда в Вакерслебене, в 41 км западнее Магдебурга, оказалась в сложном положении. На аэродроме практически не осталось топлива, а летное поле периодически подвергалось ударам с воздуха. Поэтому было принято решение перебросить оставшиеся самолеты, среди которых были три В-17 и один В-24, в Баварию, на аэродром Фюрстенфельдбрукк. Перелет был намечен на утро 6 апреля. Накануне ночью исполнявший обязанности командира эскадрильи обер-лейтенант Вахе (Wache), собрав экипажи, сообщил им, что самолеты полетят по отдельности. При этом каждый экипаж должен разработать маршрут перелета таким образом, чтобы обойти позиции собственной зенитной артиллерии. Уведомить всех зенитчиков о предстоящем перелете уже было невозможно, и потому те могли легко сбить любую из машин, с полным правом приняв ее за вражескую. Когда к 05.30 6 апреля все самолеты были готовы к взлету, сильный дождь превратил грунтовую полосу Вакерслебена в настоящее болото. Нижняя кромка дождевых облаков висела на высоте всего 550 м. Однако взлетать все-таки надо было. Экипаж единственного «Либерейтора», которым был В-24Н № 41-28779 «КО+ХА», состоял из четырех человек: пилота обер-фельдфебеля Раухфусса, бортрадиста обер-фельдфебеля Монкемейера, бортмеханика фельдфебеля Ланге (Lange) и штурмана, чья фамилия осталась неизвестной. Летчики полагали, что при таком состоянии полосы успешно взлететь можно будет, если только в самолете, кроме их личного багажа и запчастей самолета, не будет никакого лишнего груза. Однако когда они поднялись на борт, то с удивлением обнаружили, что фюзеляж «Либерейтора» битком набит людьми. Они насчитали 29 человек. Большая часть «безбилетников» состояла из жителей соседней деревни Вакерслебен, которые, боясь скорого прихода русских, стремились любым способом убраться как можно дальше. Сначала обер-фельдфебель Раухфусс просто отказался взлетать, считая, что при такой загрузке это будет крайне опасно. Но затем отчаянные мольбы женщин и стариков все-таки сделали свое дело. Несмотря на дурные предчувствия экипажа, «Либерейтор» все же благополучно оторвался от размокшей взлетной полосы. Медленно набирая высоту в западном направлении, он достиг Брауншвейга — первого наземного ориентира на своем маршруте в Баварию. Приблизительно 25 минут спустя самолет засекла немецкая зенитная артиллерия и, как и предполагалось, открыла по нему огонь. Осколками разрывавшихся поблизости снарядов были повреждены фюзеляж, плоскости и двигатель № 4. Были перебиты тяги руля направления, но, несмотря на это, Раухфусс все же сумел удержать самолет под контролем. Осколками были тяжело ранены двое из пассажиров, и им срочно требовалась медицинская помощь. Немецкий пилот начал снижаться, ища подходящее место для вынужденной посадки. Через несколько минут он заметил около городка Кведлинбург сравнительно большое и ровное поле. Сделав над ним два круга, Раухфусс выпустил шасси и начал заходить на посадку. На конечном этапе он неожиданно прямо перед собой увидел линию электропередачи. Столкновение с ней могло закончиться трагедией, и, лишь дав максимальный газ, Раухфусс смог «перетянуть» тяжелый самолет через нее. «Либерейтор» сел на только что вспаханное поле, и носовая стойка шасси мгновенно зарылась в мягкую землю. Однако скорость была уже небольшой, и все закончилось благополучно. После осмотра повреждений было решено, что самолет можно отремонтировать на месте. Перебитые тяги руля и маслопровод в двигателе № 4 быстро заменили новыми. Сложнее было с поврежденной носовой стойкой. Ее сняли с самолета и отправили на авиазавод фирмы «Юнкере», находившийся в городке Айслебен, в 28 км западнее Магдебурга. Спустя шесть дней — 12 апреля — отремонтированную стойку привезли обратно и установили на самолет. Взлет был запланирован на следующее утро. Два трактора отбуксировали «Либерейтор» в начало импровизированной взлетной полосы. Чтобы максимально облегчить самолет, экипаж снял все ненужное оборудование, включая радиостанцию. Но как оказалось, все это было ни к чему. Во время разбега носовая стойка снова сломалась, уйдя в размокшую землю. Делать было нечего, и экипаж решил уничтожить самолет. В топливных баках пробили отверстия, и вытекавшее через них топливо затем подожгли выстрелом из ракетницы. Тем не менее летчики все же смогли добраться до Фюрстенфельдбрукка, как говорится, на перекладных. Там они окончательно поняли, что обер-лейтенант Вахе не зря предупреждал их всех перед вылетом из Вакерслебена. Немецкой зенитной артиллерией был сбит еще один самолет — В— 17G № 42-39974 «Компостер». Он упал в районе Альтенбурга, и весь его экипаж погиб. Примечания:1 01.04.1918 г. на его основе были образованы Королевские военно-воздушные силы Великобритании (Royal Air Force — RAF). 14 Ныне это соответственно г. Пуцк и Гданьская бухта, принадлежащие Польше. 15 Flugkapitan — звание командира самолета в немецкой гражданской авиации. 149 13.05.1943 г. в районе г. Сент-Омер, Франция, в бою со «Спитфайрами» из 331 Sqdn. RAF его FW-190A-4, получив прямое попадание в топливный бак, взорвался на высоте 7500 м. Штаммбергер выпрыгнул из горящего самолета, но купол парашюта раскрылся не полностью. Получив при ударе о землю тяжелые травмы, он десять дней пробыл без сознания. После излечения Штаммбергера направили в учебно-боевую группу «Запад» (JGr.West), базировавшуюся на аэродроме Биарриц, на побережье Бискайского залива. 31.12.1943 г. около г. Бержерак он сбил В-17, одержав свою седьмую и, как оказалось, последнюю победу. 24.01.1944 г. во время взлета по тревоге с аэродрома Бержерак его истребитель потерпел аварию из-за отказа двигателя. Штаммбергер получил новые травмы и больше в боях не участвовал. 150 First Lieutenant — звание в ВВС США, соответствовало званиям обер-лейтенанта в Люфтваффе и старшего лейтенанта в ВВС Красной Армии. 151 Именно он первым предложил и применил наиболее эффективный способ атаки В-17 — сверху спереди. Оберст-лейтенант Майер погиб 02.03.1944 г., когда в районе г. Монмеди, Франция, его FW-190 А-6 вовремя захода для атаки группы бомбардировщиков был сбит американскими Р-47. Он совершил 353 боевых вылета и одержал 102 победы, причем все над Западной Европой. На его счету были 26 бомбардировщиков В-17 и В-24. 152 Second Lieutenant — звание в ВВС США, соответствовало званию лейтенанта в Люфтваффе и ВВС Красной Армии. 153 6.06.1944 г. он провел в Рехлине испытания по буксировке одним из трофейных В-17 десантного планера DFS-230. 154 Название мощного гейзера на территории Йеллоустонского национального парка в штате Вайоминг, США. 155 Название северо-западного пригорода Копенгагена. 156 Озера, находящиеся к северо-востоку от аэродрома Ваерлёзе. 157 Небольшое озеро к юго-западу от Ваерлёзе. 158 Всего к концу войны на счету майора Барте были 23 победы, большинство из которых он одержал ночью. Так, в ночь на 31.05.1942 г. он сбил три английских бомбардировщика, участвовавших в налете на Кёльн. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|