|
||||
|
III. Д?тскія бол?зни . Безсонница. Самымъ распространеннымъ средствомъ противъ нея служитъ макъ. Въ большомъ употребленіи также виноградное вино – „гаго?ръ“, которымъ мочатъ ребенку темя и поятъ. Грыжа д?тская. Различаютъ „пупочную“ и „мошоночную“ грыжу. Вн?шнія проявленія бол?зни: „у д?вчонки выл?затъ кверху пупъ, а у парнишка кошелекъ д?лается большой и блеститъ“. Часто грыжа сопровождается поносомъ. Прогрызенный пахъ выл?чить можно скоро; запущенную грыжу л?чить надо долго, и трудно это. При л?ченіи употребляется: сулема съ масломъ въ вид? мази; помогаетъ загрызаніе грыжи (наговоръ 4); поятъ „артимоньей“; „поятъ, предъ т?мъ какъ въ зыбку клас(т)ь, настоемъ на вод? чилибухи; раза три попоишь, видишь, что будетъ лучше – надо еще поить, а не поможетъ – надо чего-нибудь другого искать“ (Е. А. В-ва). Наприм?ръ, прокалываютъ ухо: „если прогрызаетъ правое яичко, прокалываютъ л?вое ухо, а (если) грызетъ л?вое яичко, прокалываютъ правое ухо; въ проколотомъ ух? носятъ сережку“2. Дифтеритъ. См. отд?лъ общихъ бол?зней. 371 Душноротость. Происхожденіе бол?зни объясняютъ такъ: „когда брюхатая баба найдетъ что-нибудь га?дское, – прим?рно, пропастину или что-нибудь другое нехорошее, – и зачнетъ плюваться, вотъ ребенокъ и родится душноротый“. Такихъ съ д?тства пріучаютъ курить табакъ. Запоръ д?тскій. Л?чится винограднымъ виномъ и пережженымъ на огн? коровьимъ масломъ, которое дается 2-3 раза въ день по маленькой деревянной ложк?. Зачи?черев?етъ ребенокъ. Это бываетъ, когда безъ пути – безъ надобности сито на голову над?нетъ. Хилый, росту ему н?ту, смотр?ть – душа болитъ. Происходитъ это еще и оттого, что „ребяты садятся близко другъ къ дружк? чи?шкать“ (испражняться). Садиться надо, – учатъ взрослые, – такъ, чтобы, протянувъ руки, ребята не могли достать другъ друга (Алюй, Тулунъ, Худоелань). Испугъ. Если ребенокъ „со сна“ вздрагиваетъ, соскакиваетъ съ постели, кричитъ тревожно, плачетъ, бредитъ, – значитъ, онъ „напуганъ“. Испугаться можетъ и „зы?бошной“ ребенокъ. Въ предупрежденіе испуга, зыбочнаго ребенка покр?пче пеленаютъ и, когда приходится оставлять его въ изб? одного, подъ зыбку кладутъ „в?никъ“ (Тулунъ, Алюй). „Ладятъ“ отъ испугу на „вечорну зо?рю“. Накрываютъ ребенка ч?мъ-нибудь б?лымъ (скажемъ, скатертью) всего съ головой. Противъ сердца его держатъ ковшикъ холодной воды, а изъ „поварёнки“ выливаютъ въ эту воду растопленное олово и говорятъ: „Кого испужался, тотъ и вылейся!“ Такъ (д?лаютъ) три зари. Сначала олово разсыпатца, какъ дробь, по вс?мя? угламъ, а потомъ, какъ пойдетъ д?ло на поправу, все олово остается въ кучк?. Степанъ ?омичъ (Распопинъ) былъ маленькой, испужался гусей, такъ вотъ какъ е?с(т)ь – гусь вылился… Другой ребенокъ съ этова поправляться начнетъ, а другому еще надо ладить“ (Е. А. В-ва). Этотъ способъ „ла?женья“ довольно распространенъ. Довольно распространенъ и другой способъ – троекратное окачиванье водой изъ-подъ п?туха. Подъ „с??дало“, на которомъ спитъ п?тухъ, ставятъ на ночь чашку съ водой, накрытую ситомъ. „Передъ п?тухами“ идутъ караулить. Какъ только п?тухъ пропоетъ третій разъ, воду немедленно уносятъ и обливаютъ ею ребенка „на роди?момъ м?ст?“, т. е. на томъ м?ст?, гд? онъ родился (Худоелань, Курзанъ, Тулунъ). Изъ травъ употребляютъ преимущественно чертополохъ. Л?чатъ также наговорами (наговоръ 8). Корь. См. отд?лъ общихъ бол?зней. Младенчецкая. См. Родимецъ. Не говоритъ долго робенокъ. Въ такомъ случа? „надо достать звонкій колокольчикъ, чтобы былъ съ язычкомъ“. Изъ этого колокольчика 372 ребенка поятъ молокомъ и водой три, шесть или девять разъ, смотря по ходу д?ла и по усердію родителей или л?карки. „Подъ землей“ л?ченіе не будетъ им?ть усп?ха, а потому совершаютъ его или на улиц? (подъ открытымъ небомъ), въ „анбар?“, на потолк? котораго н?тъ земли, въ новой изб?, на которую еще не усп?ли поднять землю, въ конюшн?, „во кл?в?“ и т. под. м?стахъ. Не маратца ребенокъ. Поятъ молоснымъ масломъ. Ношно недержаніе мочи. Оно не разсматривается какъ бол?зненное явленіе: „засыпа?тца робенокъ, вотъ и пру?дитца“. Изстари ведется обычай „бить засо?ню“ на заслонк? помеломъ. Когда „печка сядетъ на жаръ“ и ужъ пора заметать въ ней, ребенка усаживаютъ на заслонку; кто-нибудь изъ членовъ семьи держитъ его, а мать слегка ударяетъ его н?сколько разъ горячимъ помеломъ по тому м?сту, о которомъ говорятъ, что „тамъ не р?пу с?ять“1. Ночной рёвъ. „Отъ испугу бываетъ: ребенокъ по ночамъ реветъ; днемъ не шибко, а какъ ночь – ну, и б?да. Въ какое время испужали ребенка, въ такое и ладить надо. Хорошо помогаетъ кипарисова икона“2; она считается р?дкостною, ибо не во всякой деревн? ее найти можно у кого-нибудь. Счастливца, „хозяина“ иконы, осаждаютъ просьбами – позволить обмыть кипарисову икону. Объ отказ? слышать не приходилось. Икону моютъ (а н?которыя, улучивъ удобный моментъ, даже скребутъ ножомъ дерево) и водой этой поятъ больного ребенка. „Если ребенокъ уснетъ, – значитъ, жить будетъ; (если) не поможетъ – смёртно“ (Е. А. В-ва). Подопр?лость. Чаще всего бываетъ у „сырыхъ ребятъ, отъ недогляду“. А. П. П-на обсыпаетъ пр?лыя м?ста „картовной мукой“ и прикладываетъ „портяну?ю“ тряпочку. Вм?сто тряпочки употребляется наскребенная съ „поско?нины“ (своед?льскій холстъ) „па?рга“: она въ род? ваты (Е. А. В-ва). На присыпку идутъ мелко накрошенный кирпичный чай, прос?янныя сосновыя гнилушки, „печи?на“. Полуно?шникъ. По ночамъ бываетъ: „хватитъ ребенка, бьется сердешный, кричитъ; посл? уснетъ. И такъ кажну ночь“. Л?чатъ читая наговоръ 17. Поносъ. У грудныхъ д?тей считается признакомъ того, что ихъ „грызётъ“. Если, къ тому же, ребенокъ „маратца зеленымъ“ – грыжа несомн?нная; тогда л?чатъ отъ этой бол?зни. „Когда просто брюшни?шка разстроится, поятъ квасцами“. Родимецъ, родимчикъ. „Отъ испугу бываетъ. Бываетъ, что такъ съ этимъ и родится ребенокъ. У большихъ этакъ же случается, только у большихъ-то о?мморокомъ зовется, потомъ параличомъ бьетъ“… 373 „Ребенокъ пужается, бьётъ его, треплетъ – не дай Богъ!.. А какъ смёртно, то по всему т?лу потомъ ровно (будто) синяки, ровно кто его исщипа?лъ“. Изъ м?стныхъ растеній употребляютъ для л?ченія „шесть травъ“, зат?мъ – глухой ладанъ, гвоздику. Хорошо д?йствуетъ „вода въ первомъ дыму?“. Поятъ киноварью: „ки?новарить вс? знаютъ“. На пользу служитъ еще росной ладанъ. – Изъ гребня живого п?туха берутъ н?сколько капель крови, „въ водичку пока?паютъ и поятъ съ ложечки“. Роди?мо пятно. Е. А. В-ва разсказываетъ про одного почтаря, что у него на лиц? были красныя пятна, напоминавшія форму кисти руки. Односельчанки почтаря объясняли это такимъ образомъ: „мать, когда ходила имъ, испужалась пожара и закрыла лицо рукамъ. На лиц? ребенка и пошли пятна, красныя отъ огня“. Другой случай: одна беременная женщина увид?ла чернаго медв?дя и, въ испуг? закрыла лицо ладонью. Ребенокъ родился съ „чернымъ родимымъ пятномъ“, напоминавшимъ форму ладони. „Если это – правда, такъ правда, а (если) мн? наврали, – значитъ, и я вру, а чтобы л?чили родимо пятно – не слыхивала“. Скарлатина. См. отд?лъ общихъ бол?зней. Слюнявость. „Шибко слюня? и?зъ роту текётъ“. Бываетъ оттого, что мать, держа ребенка на рукахъ, „мочится“… Слюну р?жутъ ножницами: „какъ увидишь – слюня текётъ, перехвати ее ножницамъ“ (Тулунъ, Шабарта). Собачья старость. Если женщина во время беременности ударитъ пинкомъ собаку, то ребенокъ при появленіи на св?тъ окажется больнымъ: „до трехъ годочковъ другой не подымаетца на ноги, животъ большущій, руки-ноги тохоньки-претохоньки, а голова большая“. Л?чатъ, по разсказамъ А. П. П-ной, собачью старость наговоромъ (записать его не удалось), во время произнесенія котораго стригутъ на ст?н? т?нь больного. Если обычные пріемы л?ченія не помогаютъ, ребенка несутъ въ осинникъ. Одна изъ осинокъ раскалывается на корню? и раздирается такимъ образом, чтобы получилось отверстіе наподобіе буквы о. Одинъ изъ принесшихъ ребенка беретъ его на руки и черезъ отверстіе передаетъ другому, стараясь, чтобы рубашку больного зажало въ щели осины… Рубашка тутъ и остается, а вм?ст? съ нею остается и бол?знь1. Другой, н?сколько похожій, способъ – „перепеканіе ребенка“. Больного собачьей старостью ребенка садятъ на кухонную лопату, доносятъ до печного ц?ла2 и пронимаютъ (говорятъ еще: протягиваютъ) черезъ калачъ, состряпанный для этой ц?ли. 374 Еще способъ. „Если больна д?вочка, ищутъ молоденькую сучку; если (боленъ) мальчикъ – надо молоденькаго кобелишка. Смуглый ребенокъ – нужна черная собачка; ребенокъ б?лый – и собачку надо б?ленькую. Все т?ло ребенка смазываютъ сметаной, а собаку заставляютъ облизывать. Зат?мъ ребенка и щенка несутъ въ баню; того и другого парятъ. Если ребенку жить, собачка скоро издохнетъ“. – Приходилось слышать, что собаку запариваютъ до? смерти, чтобы спасти ребенка1. Сохнетъ ребенокъ. „Ребятъ, какъ и скотину, нельзя бить сухой лучиной: будутъ сохнуть. Ни собачья старос(т)ь, ни что другое, а ребенокъ сохнетъ. Собираютъ листопату (сухого листу), да в?тренку, да чистяку; все это напариваютъ и моютъ ребенка въ корыт?. Старухи сов?туютъ брать только тотъ лис(т)ъ, который прикрылся, лежитъ кверху тыльной стороной“ (Е. А. В-ва). Стень – „какъ собачья же старос(т)ь: одна боль и л?карс(т)во одно“2 (?. М. Г-на). Цв?тетъ ребенокъ. „Не быватъ безъ этого. По т?лу идутъ мелконькіе пузырьки, какъ р?пное с?мя, красенькіе. Т?льце мажутъ медомъ; мажутъ и масломъ: масло-то еще лучше. Въ теплой вод? въ корыт? моютъ“ (Е. А. В-ва). Цв?тетъ въ ротик?. „Настружитъ, какъ творожокъ; протрешь – ничего не останется; потомъ смотришь – опеть какъ творожокъ. Медомъ или сметаной мажутъ въ роту?, да они шибко объ?даютъ; лучше мазать молоснымъ масломъ. Отъ масла отмякнетъ, поотстанетъ, потомъ обтирашь тряпочкой. Цв?тетъ дёнъ пять, другой разъ меньше“ (Е. А. В-ва). Чикоту?нъ. „Пятки у ребенка сд?лаются св?тлы да красны, ножонками су?читъ“. Причину бол?зни видятъ въ томъ, что ухаживающіе за ребенкомъ, лаская его, щекочутъ ему ножки. Смазываютъ смолкой. У н?которыхъ л?карокъ есть наговоръ. Щетина. Ребенокъ корчится, перегибается назадъ и кричитъ, – „щетина его колетъ“. Бол?знь происходитъ оттого, что мать во время беременности пинаетъ свиней. Помогаютъ такъ: когда вынимаютъ изъ печи хл?бъ, берутъ немного мя?киша и катаютъ его по спин? ребенка; спина предварительно смазывается сметаной или масломъ. На колобк? хл?ба, говорятъ, можно вид?ть волоски; это и есть щетина. Или: спинку ребенка обильно смазываютъ своед?льскими дрожжами; зат?мъ его парятъ въ бан?, причемъ на спину мать „чи?ркаетъ свое молоко“; л?чатъ опарной гущей изъ пшеничныхъ отрубей (К. И. Б-ая). Д?ти не стоятъ. Бываютъ случаи, что „родится ребенокъ, окажется хворенькимъ, вскорости же и помретъ. Опеть родится такой 375 же хиленькій и тоже умретъ. За нимъ опеть… Кажется, ужъ вс? л?карства испробованы, а толку н?тъ: ни на боль, ни на л?карства не могутъ натака?ться“. Тогда родители, чаще всего мать больного ребенка, сговариваются съ к?мъ-нибудь изъ сос?дей испытать посл?днее средство – „продажу ребенка на счастье“. Согласившійся „купить“ ребенка проходитъ мимо открытаго окна избы. Мать останавливаетъ его и говоритъ: „Купи у меня ребенка такого-то“ (называетъ по имени). – „Продай!“ Мать отдаетъ ребенка въ окошко, а сама идетъ къ двери, куда подходитъ и покупающій съ ребенкомъ на рукахъ. Мать молча беретъ ребенка, снова подаетъ его въ то же окно покупателю. Тотъ опять несетъ его къ двери. Такъ три раза. Получивъ ребенка отъ покупателя въ третій разъ, „мать над?ётъ на него крестикъ, которымъ въ купели крестился“ (О. П. Ф-ва). Если ребенку жить, то скоро посл? этого поправится (это будетъ въ томъ случа?, если купившій – „счас(т)ливой“), а не жить – скоро посл? этого помретъ1. „У тетки Акулины (Л?нивцева она, шабартинская) ребенокъ – Самсономъ звали парнишка – долго хворалъ, не могли и на боль натака?ться. Ей и посов?товали этакъ же вотъ продать Сомку. Такъ и сд?лали. И теперь еще живой!..“ (Е. А. В-ва). Н?которыя л?карки съ ц?лью узнать, поправится ли ребенокъ или умретъ, „обмываютъ колоколъ“. „Покойница Мих?иха такъ говор?ла: иди на зо?ряхъ на р?ку съ ведромъ. Иди и молчи. Почерпни воду „по вод?“ (по теченію) и молча иди съ р?ки къ колокольн?. Молча пол?зай на колокольню, поставь тамъ на м?сто ведро; молча же обмывай колоколъ… Если челов?ку оздоров?ть, – колоколъ будетъ молчать; если умереть челов?ку, – колоколъ тихонько жалобно завоетъ. Если колоколъ молчитъ, надо молча спуститься съ колокольни, молча итти до больного, покуль не поставишь ведро съ водой на м?сто. Потомъ ужъ можно и говор?ть“. Принесенной водою поятъ и умываютъ больного2 (изъ разсказовъ Е. А. В-вой). Иные родители даютъ „обв?ща?нье“: „Матушка Девята Пятница. помоги мн? отпеча?ловать дитю?!“ Об?щаютъ „потрудиться на ногахъ“, сходить къ Девятой Пятниц? въ дер. Ту?люшку, Шарагульской волости, куда каждую весну отправляется много „тру?дниковъ“, чуть ли не со всей Тулуновской волости прежнихъ границъ. Ходятъ въ Уди?нска (г. Нижнеудинскъ) къ Ахтырской Божьей Матери (2 іюля). Идутъ большею частью женщины: матери, убитыя 376 бол?знью парнишка или д?вчонки – просить заступницу „поставить дитё на ноги“, безд?тныя женщины – вымаливать „хоть кого-нибыдь“… |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|