Онлайн библиотека PLAM.RU


Глава 12

В «воровском» лагере

Потерпев сокрушительное поражение в битве под Добрыничами, Отрепьев намеревался бежать из России вслед за своим наемным воинством.[1]

Однако жители и повстанцы, собравшиеся в Путивле, помешали осуществлению его планов. Они «со слезами» просили царевича остаться, говорили, что не желают разделить участь «комаричей», претерпевших «лютые и горькие муки» за поддержку, оказанную ими «царевичу». Лжедмитрий не слушал их советов. Тогда повстанцы пригрозили, что силой задержат его в Путивле, чтобы Борису «добити челом, а тобою заплатити вину свою».[2] Самозванец подчинился, опасаясь, что путивляне выполнят свою угрозу и выдадут его правительству.

Восставший народ заявил о своей готовности продолжать борьбу. Путивляне заявляли, что готовы служить доброму «царевичу» с оружием в руках: «Пойдем мы с тобой все своими головами». Торговые люди, по словам летописцев, откликнулись на призыв о добровольном пожертвовании средств. Некоторые якобы принесли по сто и даже по тысяче рублей.[3]

Можно установить имена главных руководителей повстанческих сил в Путивле. Ими были мелкопоместные дети боярские Сулеш Булгаков и Юрий Беззубцев, несшие службу в местном гарнизоне.[4] В критической для него ситуации Лжедмитрий поручил первому ехать за помощью к королю в Польшу, а второму идти на выручку гарнизону Кром.

Отрепьев был далек от понимания того, что только народное восстание может помочь ему одолеть Бориса Годунова. В Путивле самозванец вернулся к своим старым планам, суть которых сводилась к тому, чтобы поднять против России татарские орды и Речь Посполитую.

Столкновение России с Турцией на Северном Кавказе подало Лжедмитрию надежду на то, что ему удастся подтолкнуть Крым к нападению на Русское государство. В конце апреля его гонцы повезли дары крымскому хану. Еще раньше посланцы Отрепьевы выехали к князю Иштереку в Большую Ногайскую орду.

Борис Годунов поддерживал распри внутри Ногайской орды, чтобы не допустить ее усиления и предотвратить вторжение ногайцев на Русь. Он велел доставить из России в орду Янарослана-мурзу, главного соперника Иштерека, и обязал соперников жить в мире и кочевать вместе.[5] Опасаясь за свою власть, Иштерек принял путивльского гонца и принес присягу на верность Лжедмитрию. Последний приказал ногайцам перенести свои кочевья к Цареву-Борисову с тем, чтобы иметь возможность использовать их конницу для наступления на Москву.[6]

Будучи в Путивле, Отрепьев предпринял решительный шаг с тем, чтобы добиться вмешательства Речи Посполитой в русские дела. Он послал к королю Сигизмунду путивльского сына боярского Сулеша Булгакова в качестве представителя восставшей Северской земли. Позже польские власти напомнили московским «диплоных и свецких людей московских Шулеш Булгаков з кграмотою».[7]

Текст письма от имени северских городов сохранился в копии. В конце письма имеется помета: «из Путивля лета 7113 месяца января 21 дня». Публикуя грамоту, А. Гиршберг вполне основательно выразил сомнение насчет аутентичности указанной в тексте даты. По предположению Гиршберга, дата на письме была искажена при копировании русского оригинала: переписчик прочел 27 января как 21 января из-за сходства в написании единицы и семерки.[8] Однако Гиршберг не учел, что русские употребляли буквенную систему цифр, в которой единица нисколько не напоминает семерку.

Представляется, что самозванец сознательно обозначил в письме неверную дату. Подлог был связан с ложной версией, согласно которой битва под Добрыничами 21 января 1605 г. была проиграна людьми самозванца в его отсутствие. Очевидно одно: письмо было составлено в момент наибольших неудач Отрепьева, когда он прибыл в Путивль, потеряв всю свою армию. Грамота заканчивалась отчаянным призывом, чтобы король «соизволил как можно быстрее дать помощь нам (городам Северской земли. — Р.С.) и государю нашему».[9]

Текст письма был составлен от имени «жителей земли Северской и иных замков, которые ему (царевичу. — Р. С) поклонились». Поскольку Путивль и прочие восставшие города ничего не знали о тайном договоре Лжедмитрия с Сигизмундом III, для них смысл обращения был совсем иным, чем для расстриги.

В грамоте к королю «убогие сироты и природные холопы государя Дмитрия Ивановича» просили с плачем, покорностью и уничижением, чтобы король смиловался над ними и взял их, убогих, «под крыло и защиту свою королевскую». Письмо жителей заключалось словами: «При том сами себя и убогие службы наши под ноги

Вашего королевского величества отдаем».[10] Отрепьев был связан с королем обязательством о передаче под власть короны главных северских городов. Теперь он давал понять королю, что готов на определенных условиях выполнить свое обязательство. Авантюрист сознательно старался разжечь конфликт между Россией и Польшей. В том случае, если бы Сигизмунд III принял под свое покровительство отвоеванные Лжедмитрием города, конфликт между Речью Посполитой и Русским государством был бы неизбежен.

Вторжение самозванца, поддержанное королем, закончилось полным крахом. Это смешало все планы и расчеты военной партии при королевском дворе. Не только Мнишек, но и Сигизмунд III оказался в двусмысленном положении. Опозоренный Мнишек подвергался нападкам с разных сторон. Доверившиеся его обещаниям кредиторы жалели о деньгах, потраченных на самозванца. Ведущие политические деятели спешили напомнить о своих предостережениях против участия в авантюре, повлекшего за собой нарушение мирного договора с Россией.

В таких условиях Сигизмунд III не осмелился использовать благоприятную ситуацию и на основании тайного договора присоединить к коронным владениям северские города.

Лжедмитрий направил в Варшаву для переговоров с Сигизмундом и членами сейма своего полномочного посла князя Ивана Татева. Однако посла демонстративно задержали на границе впредь до окончания сейма.[11] Гонец с письмом от города Путивля был принят при дворе, но его миссия закончилась безрезультатно.

Польский сейм, открывшийся 10 января 1605 г., решительно высказался за сохранение мира с Россией. Канцлер Замойский резко осудил авантюру Отрепьева. Этот враждебный набег на Московию, говорил он, губителен для блага Речи Посполитой. Самого самозванца канцлер осыпал язвительными насмешками: «тот, кто выдает себя за сына царя Ивана, говорит, что вместо него погубили кого-то другого. Помилуй бог, это комедия Плавта или Теренция, что ли? Вероятное ли дело, велеть кого-то убить, а потом не посмотреть, тот ли убит… Если так, то можно было подготовить для этого козла или барана».[12]

Литовский канцлер Лев Сапега поддержал Замойского. Он осудил затею Мнишка и заявил, что не верит в царское происхождение «Дмитрия», ибо законный наследник царя Ивана нашел бы иные средства для восстановления своих прав.[13] Воевода Януш Острожский требовал, чтобы сейм вынес решение о наказании виновных.

Сейм принял решение о нерушимости мирного договора с Россией. Однако Сигизмунд III не утвердил это решение.[14] Московский посол Постник Огарев потребовал объяснений по поводу вероломного нарушения польской стороной договора о перемирии с Россией. Отвечая ему, литовский канцлер Лев Сапега сказал совсем не то, что говорил перед членами сейма. Согласно заявлению Сапеги, король не помогал Дмитрию, а лишь хотел выведать о его намерениях и сообщить о них в Москву; из королевских владений Дмитрий бежал к запорожским казакам, делал ли он с ними набеги на русские земли, королю неизвестно.[15]

Сапега мистифицировал русского посла, пользуясь тем, что тот покинул Россию в сентябре 1604 г. и содержался в Польше в строжайшей изоляции, не получая никаких вестей с родины.

Из-за противодействия сейма Сигизмунд III не мог принять предложения самозванца и оказать ему прямую военную поддержку. Тем не менее эмиссары Лжедмитрия имели возможность свободно действовать в пределах Речи Посполитой. В то самое время, как литовский канцлер объяснялся с русским послом, в Польшу прибыли из Путивля ротмистры С. Борша и Е. Бялоскорский. Отрепьев поручил им возобновить вербовку наемников. Ротмистрам удалось убедить некоторых участников московского похода вернуться на службу к царевичу. Но число их было невелико.[16]

Не осложненная вмешательством извне, гражданская война с весны 1605 г. вступила в свою новую фазу. Восставшие жители Путивля, Курска и других городов помогли самозванцу развернуть агитацию по всей южной окраине. Гонцы с письмами Лжедмитрия появлялись в казачьих станицах, пограничных городах и даже в столице.

В «прелестных» письмах Лжедмитрия трудно уловить какие-то социальные мотивы. Всех подданных без различия чина и состояния «Дмитрий» обещал пожаловать «по своему царскому милосердному обычаю, и наипаче свыше, и в чести держати и все православное християнство в тишине и в покое и во благоденственном житии учинить».[17]

Тяжесть царских податей и натуральных повинностей, трехлетний голод и полное разорение породили в народе глубокое недовольство, и поэтому люди воспринимали обличения самозванца против злодея царя, сидевшего в Москве, как откровение. Вчерашний боярин Борис Годунов был, как то утверждал «царевич», изменником и убийцей, желавшим предать «злой смерти» их законного, «прирожденного государя».[18]

Уставшие от бедствий и гнета низы охотно верили обличениям Лжедмитрия I и связывали с именем законного царя надежды на перемену к лучшему.

Участие в восстании принесло определенные материальные выгоды податному населению. Сбор тяжелых государевых податей был сорван по всей Северской земле. С наступлением весны казаки северских и южных степных городов перестали пахать государеву десятинную пашню. Иначе говоря, признание власти Лжедмитрия I привело на первых порах к освобождению восставшего населения от тяжелого налогового бремени и наиболее ненавистных натуральных повинностей. Но временное уничтожение гнета не могло превратиться в длительное и постоянное, не будучи подкреплено необходимым политическим переустройством. Материальные интересы масс своеобразным образом преломлялись в социально-утопических идеях, получивших в народе самое широкое распространение. Не надеясь на собственные силы, низы ждали спасения от царя-избавителя.

Еще будучи в Севске, самозванец в письмах к своим покровителям в Польшу сетовал на то, что среди русских распространился слух о его отречении от православия.[19]

Чтобы прекратить неблагоприятные для него толки, Лжедмитрий стал выказывать в Путивле особое почтение православным святыням. Когда из Курска в Путивль привезли икону божьей матери, он вышел навстречу к ней и велел устроить крестный ход. Затем он поместил эту икону в своих покоях.[20]

Между тем московское правительство пыталось заслать своих лазутчиков в путивльский лагерь. Сведения об этом эпизоде можно обнаружить в письмах иезуитов из Путивля и записках Г. Паэрле.

В письме от 7 (17) марта 1605 г. иезуиты Чижовский и Лавицкий сообщали о том, что неделю назад, т. е. 1 марта, в Путивль явились три монаха, подосланные Годуновым. Они доставили грамоты от царя и патриарха. Иов грозил путивлянам проклятием за поддержку беглого расстриги. Борис Годунов обещал им полное прощение и милость, если они убьют вора вместе с окружавшими его ляхами или выдадут его в цепях законным властям. Однако монахи были арестованы еще до того, как они успели обнародовать привезенные грамоты. Лжедмитрий велел пытать их, и они во всем сознались.[21]

Г. Паэрле, использовавший рассказы находившихся в Путивле поляков, воспроизвел более подробную версию происшедшего. По его словам, Борис прислал в Путивль трех монахов кремлевского Чудова монастыря, хорошо знавших Отрепьева. Монахи должны были обличить перед населением беглого дьякона. После ареста два монаха были подвергнуты пытке, но ни в чем не признались. Третий лазутчик, чтобы избегнуть пытки, донес, что его сотоварищи имели поручение отравить царевича ядом. Монахи якобы успели втянуть в свой заговор двух придворных самозванца. Последний велел выдать изобличенных изменников — «бояр» на расправу народу. Их привязали к столбу посредине рыночной площади, и путивляне расстреляли их из луков и пищалеи.[22]

О казнях в Путивле упоминают как иностранные, так и русские источники. По данным А. Поссевино, царевич передал на суд народу одного из находившихся при нем московитов, который в секретном письме к Борису просил дать ему войско и обещал живьем захватить самозванца.[23] Путивляне расстреляли московита. В русских источниках имеются данные о том, что в 1605 г. в Путивле был казнен тульский дворянин Петр Хрущев.[24] Он попал в плен к самозванцу еще в сентябре 1604 г. и тогда же признал его царевичем. Таким путем он попал в число придворных Лжедмитрия. Подлинные обстоятельства его гибели, однако, неизвестны.

В Самборе Мнишек велел обезглавить сына боярского Пыхачева, обвинив его в лазутчестве и покушении на жизнь царевича. В Путивле Отрепьев действовал с одинаковой жестокостью и вероломством. Он велел казнить нескольких своих «придворных», чтобы терроризировать тех, кто знал правду о его подлинном происхождении и тайном обращении в католичество.

Отрепьев понимал, что одни жестокости и преследования не помогут ему рассеять неблагоприятные для него толки. Поэтому он прибегнул к новой мистификации. Будучи в Путивле, Отрепьев попытался отделаться от своего подлинного имени с помощью двойника. 27 февраля (8 марта) 1605 г. иезуиты, бывшие с Лжедмитрием в Путивле, записали: «Сюда привели Гришку Отрепьева, известного по всей Московии чародея и распутника… и ясно стало для русских людей, что Дмитрий Иванович совсем не то, что Гришка Отрепьев».[25] Факт появления Лжеотрепьева был широко известен современникам. Польские дипломаты в переговорах с Шуйским не раз ссылались на то, что подлинного Отрепьева ставили в Путивле «перед всими, явно обличаючи в том неправду Борисову».[26] Появление «Отрепьева» в лагере самозванца было еще одной загадкой в истории Лжедмитрия. Французский историк де Ту отметил, что знаменитого чародея Гришку Отрепьева захватили в Лихвине и оттуда привели в Путивль.[27] Но француз писал с чужих слов. А очевидцы происшествия иезуиты, близкие к особе самозванца, предпочли выразиться неопределенно: Отрепьева привели невесть откуда.

Появление Лжеотрепьева при особе самозванца на время прекратило нежелательные для самозванца толки. Капитан Маржарет, служивший позже телохранителем при «царе» Дмитрии, писал: «… дознано и доказано, что Разстриге было от 35 до 38 лет; Дмитрий же вступил в Россию юношею и привел с собой Разстригу, которого всяк мог видеть…»[28] Как видно, инициаторы фарса не позаботились о том, чтобы придать инсценировке хотя бы внешнее правдоподобие. Отец истинного Отрепьева был всего лишь на восемь лет старше Лжеотрепьева.

В конце концов истинный Отрепьев решил, чтобы лучше укрыть обман, упрятать своего двойника в путивльскую тюрьму.[29] Со временем московские власти дознались, что под личиной Лжеотрепьева скрывался некий старец бродяга Леонид.[30]

Самозванец позаботился и о том, чтобы сведения о появлении «истинного» Отрепьева стали известны в Москве. Наконец он нанес последний удар властителю Кремля. Прощенные им монахи написали письмо Борису и патриарху Иову о том, что «Дмитрий есть настоящий наследник и московский князь и поэтому Борис пусть перестанет восставать против правды и справедливости».[31]

Мистификация с Лжеотрепьевым произвела огромное впечатление на простой народ. Но она привела в замешательство также и Годуновых. Официальная пропаганда с ее неизменно повторявшимися обличениями против расстриги оказалась парализованной. В борьбе за умы самозванец одержал новую победу над земской династией.

Отрепьев овладел северскими городами исключительно благодаря восстанию низов и мелких служилых людей. Однако его нисколько не привлекала роль народного вождя. При первой же возможности он стал формировать свою «Боярскую думу» и «двор» из захваченных в плен дворян.

Нельзя представлять себе дело так, будто народ бил и вязал воевод, тащил их к самозванцу, а последний тут же возвращал им воеводские должности, жаловал в бояре и пр. Не все пленные дворяне сделали карьеру при дворе Лжедмитрия, а некоторые из них были казнены за отказ присягнуть истинному государю. Среди пленников Отрепьева только один М. М. Салтыков имел думный чин окольничего и далеко продвинулся по службе. Он рано попал в руки воровских людей, но не оказал самозванцу никаких услуг и не удостоился его милостей.

В Путивле Лжедмитрий пытался опереться на людей, которые были всецело обязаны ему своей карьерой. Самой видной фигурой при его дворе стал князь Мосальский. В отличие от высокородного Салтыкова Мосальские, несмотря на свой княжеский титул, не принадлежали к первостатейной знати. Они давно выбыли из думы, и при Грозном лишь один из них выслужил чин земского казначея. Заместничавший с ним опричник заявил в то время, что не ведает, «почему Мосальские князи, и кто они». Казначей стерпел обиду и ответил, что «своего родства Мосальских князей не помнит».[32] При дворе царя Федора князь В. М. Мосальский служил стряпчим с платьем. Царь Борис послал его на самую глухую сибирскую окраину, приказав выстроить городок в Мангазее.[33]

Про Мосальского говорили, будто он спас самозванца, отдав ему своего коня во время бегства из-под Севска. Скорее всего, этот рассказ является легендой.[34] Так или иначе Мосальский не покинул Лжедмитрия после погрома. Лжедмитрий оценил это, тем более, что при нем осталось совсем немного старых советников. Мосальский едва ли не первым получил от вора чин ближнего боярина.

Дьяк Богдан Сутупов занимал самое скромное положение в московской приказной иерархии. В 1600–1603 гг. он служил помощником у дворянских голов, поддерживавших порядок в столице.[35] Сутупов добровольно перешел в воровской лагерь, за что был удостоен неслыханной чести. Отрепьев сделал его своим «канцлером» — главным дьяком и хранителем «царской» печати.[36]

Благодаря подобным пожалованиям дворяне, различными путями попавшие в Путивль, вполне оценили возможности, которые открывала перед ними служба у новоявленного царя.

Воевода князь Г. Б. Роща Долгорукий был арестован народом в Курске. После присяги самозванцу его направили на воеводство в Рыльск. По приказу царя Бориса бояре вешали всех изменников, поступивших на службу к «вору». Страшась опалы и казни Долгорукий упорно оборонял Рыльск. За это самозванец пожаловал его в окольничие.[37]

Козельский дворянин князь Г. П. Шаховской в начале войны собирал детей боярских в Курске. Вероятно, там он и попал к повстанцам. К моменту восстания в Белгороде Шаховской успел прослужить Лжедмитрию несколько месяцев. Самозванец пожаловал Шаховскому чин воеводы и послал управлять Белгородом.[38] Знатный дворянин-чашник князь Б. М. Лыков и головы А. Измайлов и Г. Микулин, захваченные в Белгороде, после присяги были оставлены Лжедмитрием в Путивле. Со временем они также получили от самозванца думные и воеводские чины.

Если в первые месяцы войны Отрепьев именовал себя царевичем и великим князем всея Русии, то в Путивле он присвоил себе титул царя.[39] Первые достоверные разряды путивльского государя, содержащие сведения о пожаловании думных чинов, датируются концом мая — июнем 1605 г. Пленные воеводы из южных крепостей были привезены в Путивль не ранее второй половины марта 1605 г. Если большинство из этих пленников (князья Б. М. Лыков, Б. П. Татев, и Д. В. Туренин, голова А. Измайлов) получили от самозванца думные чины два месяца спустя, то на это были свои причины.

Весной 1605 г. политическое положение в государстве претерпело разительные перемены. Борис Годунов умер, и знать подняла голову. Многие бояре, прежде поневоле терпевшие худородного царя, стали искать пути, чтобы избавиться от выборной земской династии. Лжедмитрий сумел использовать наметившийся поворот. Спешно формируя свою думу из знатных московских дворян, он старался расчистить себе путь к соглашению с правящим московским боярством.


Примечания:



Глава 12

id="c12_1">

1 Армия Дмитрия подверглась такому разгрому, что, «говоря собственными его словами, ни об чем более не помышлял, как о спасении жизни, и не воображая, чтобы мог когда-либо собрать какое-нибудь войско» (Чилли А. Отрывок из сочинения «История Московии», с. 27). В феврале 1605 г. самозванец неоднократно спрашивал совета у иезуитов, не следует ли ему прекратить войну и укрыться в Польше (Пирлинг П. Дмитрий Самозванец, с. 172–173)

id="c12_2">

2 Иное сказание. — РИБ, т. XIII, стб. 35–36.

id="c12_3">

3 Там же.

id="c12_4">

4 О землях С. Булгакова см.: Анпилогов Г. Н. Новые документы, с. 295. — Данные о землевладении путивльских вождей имеют немаловажное значение для понимания характера восстания в северских городах.

id="c12_5">

5 Новосельский А. А. Борьба Московского государства, с. 57–59.

id="c12_6">

6 Пирлинг П. Дмитрий Самозванец, с. 190. — Русские хронографы отметили, что Иштерек, признав власть Лжедмитрия, намеревался прислать ему в помощь войска (Попов А. Н. Изборник, с. 228).

id="c12_7">

7 Сб. РИО, т. 137, с. 585.

id="c12_8">

8 Гиршберг А. Дмитрий Самозванец, с. 87–88. — 21 января Лжедмитрий находился не в Путивле, а под Севском, и в день неудачной битвы ему некогда было составлять письмо.

id="c12_9">

9 Библиотека Вроцлавского университета (Оссолинеум), ф. библ. Оссолинских, № 2284, л. 149.

id="c12_10">

10 Там же.

id="c12_11">

11 РИБ, т. 1, стб. 134, 188.

id="c12_12">

12 Там же, стб. 16–17.

id="c12_13">

13 Пирлинг П. Дмитрий самозванец, с. 132; Мацишевский Я. Польша и Москва, с. 71.

id="c12_14">

14 РИБ, т. 1, стб. 39.

id="c12_15">

15 Пирлинг П. Дмитрий Самозванец, с. 136.

id="c12_16">

16 Борша С. История Московская, стб. 390; Паэрле Г. Записки, с. 169.

id="c12_17">

17 ААЭ, т. II, с. 76; ср.: РИБ, т. XIII, стб. 28.

id="c12_18">

18 РИБ, т. XIII, стб. 28.

id="c12_19">

19 Письмо Лжедмитрия к Рангони 8 (18) января 1605 г. В кн.: Пирлинг П. Дмитрий Самозванец, с. 168.

id="c12_20">

20 Там же, с. 175.

id="c12_21">

21 Письмо Чижевского и Лавицкого от 7 (17) марта 1605 г. — in: Pierling P. Rome et Demetrius, s. 205.

id="c12_22">

22 Паэрле Г. Записки, с. 169.

id="c12_23">

23 Поссевино А. Историческое и правдивое повествование, с. 18.

id="c12_24">

24 Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. Т. II. СПб., 1887, с. 614.

id="c12_25">

25 Письмо Чижовского и Лавицкого от 27 февраля (8 марта) 1605 г. — in: Pierling P. Rome et Demetrius. Paris, 1878, s. 205.

id="c12_26">

26 Сб. РИО, т. 137, с. 580.

id="c12_27">

27 Сказания современников о Дмитрии Самозванце, ч. 1. СПб., 1859, с. 333.

id="c12_28">

28 Маржарет Я. Записки, с. 210.

id="c12_29">

29 РИБ, т. XIII, стб. 48.

id="c12_30">

30 По некоторым данным, Леонид был постриженником Крипацкого монастыря (РИБ, т. XIII, стб. 155–156, 797).

id="c12_31">

31 Письмо Чижовского и Лавицкого от 7 (17) марта 1605 г. — In: Pierling P. Rome et Demetrius, s. 205.

id="c12_32">

32 Разрядная книга 1375–1605 гг., л. 455 об., 456.

id="c12_33">

33 Боярский список, ч. 1, с. 110; Разрядная книга 1598–1638 гг., с. 153; Книга записная. Томск, 1973, с. 8.

id="c12_34">

34 Беседуя с К. Буссовым и другими наемниками, Лжедмитрий I признался, что в битве под Севском едва не попал к ним в руки, но все же раненый конь вынес его с поля сражения. По приказу самозванца конь был затем вылечен и приведен в Москву (Буссов К. Московская хроника, с. 108).

id="c12_35">

35 Разрядная книга 1598–1638 гг., с. 97, 120, 178.

id="c12_36">

36 СГГД, ч. 2, с. 209.

id="c12_37">

37 Там же.

id="c12_38">

38 БАН, ОР, 32.15.16, л. 108; Белокуров С. А. Разрядные списки, с. 204; Боярские списки, ч. 1, с. 159, 203; Белокуров С. А. Разрядные записки, с. 84.

id="c12_39">

39 ААЭ, т. II, с. 76, 89; ср.: РИБ, т. XIII, стб. 27. — Титул «царь» употреблен в письме Дмитрия Сигизмунду III, написанном из Путивля в конце января 1605 г. (Гиршберг А. Дмитрий Самозванец, с. 87–88).

>

Глава 13

id="c13_1">

1 Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты, с. 248–249.

id="c13_2">

2 Скляр И. М. О начальном этапе первой крестьянской войны в России. — Вопросы истории, 1960, № 6, с. 94.

id="c13_3">

3 Назаров В. Д. О некоторых особенностях крестьянской войны начала XVII в. — В кн.: Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М., 1972, с. 120, 123.

id="c13_4">

4 Грушевский М. С. История украинского казачества. СПб., 1913, т. 1, с. 246.

id="c13_5">

5 Пашуто В. Т., Флоря Б. Н., Хорошкевич А. Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М., 1982, с. 184.

id="c13_6">

6 Письмо Бориса Годунова (1604 г.). — Старина и Новизна, кн. 14, с. 291–292.

id="c13_7">

7 Грушевский М. С. История украинского казачества. Т. 2. СПб., 1914, с. 7, 10, 13, 17.

id="c13_8">

8 Борша С. История Московская, стб. 367.

id="c13_9">

9 Киевская старина, 1899, янв., с. 11, 12.

id="c13_10">

10 Там же.

id="c13_11">

11 Львовская историческая библиотека АН УССР, ф. Библ. Оссолинских, 5998/III, копии А. Гиршберга, л. 80.

id="c13_12">

12 Борша С. История Московская, стб. 383.

id="c13_13">

13 Паэрле Г. Записки, с. 162–163.

id="c13_14">

14 Письмо Я. Вислоуха из Москвы 14 (24) июля 1605 г. — Библиотека Вроцлавского университета (Оссолинеум), ф. библ Оссолинских, № 2284, л. 155.

id="c13_15">

15 Письмо Я. Острожского от 30 января (8 февраля) 1604 г. — Старина и Новизна, 1911, кн. XIV, с. 430.

id="c13_16">

16 Пирлинг П. Дмитрий Самозванец, с. 154.

id="c13_17">

17 См. выше, с. 129. Согласно именным спискам на 1614 г., в центре Войска Донского Раздорах находилось 7 атаманов и при них 1888 донских казаков. В это число однако не входили казаки из дальних городков с верховьев Дона (Русская историческая библиотека, т. XVIII. СПб., 1898, стб. 26).

id="c13_18">

18 Буссов К. Московская хроника, с. 102, 104.

id="c13_19">

19 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 238. — По словам очевидцев, в Путивле не раз случались смятения, вызванные ложными слухами о падении Кром. Женщины, очевидно, жены путивльских казаков из отряда Беззубцева, «оплакивали мужей и сыновей» и набрасывались с упреками на поляков (Борша С. История Московская, стб. 393).

id="c13_20">

20 Паэрле Г. Записки, с. 166.

id="c13_21">

21 Письмо Я. Вислоуха из Москвы от 14 (24) июля 1605 г., л. 155. — Библиотека Вроцлавского университета (Оссолинеум), ф. библ. Оссолинских, № 2284, л. 55.

id="c13_22">

22 Письмо Я. Запорского Ю. Мнишку (май 1605 г.). — Там же, л. 151–152.

id="c13_23">

23 ПСРЛ, т. XIV, с. 65. — Столь же осторожным был С. Чертенский в своих взаимоотношениях с тушинским «вором». Он ждал, когда Лжедмитрий II займет Москву. А до того прислал к нему на помощь 500 казаков «своей станицы». Сам же предпочитал оставаться на Дону (Палицын А. Сказание Авраамия Палицына, с. 149).

id="c13_24">

24 Вкладные книги Кирилло-Белозерского монастыря. — ГПБ, Отдел рукописей, Кир./Бел., № 78/1317, л. 301; Архив ЛОИИ АН СССР, кол. 115, № 1074, л. 474.

id="c13_25">

25 Книга расходная денег московской езды игумена Антония 1605 г. — ЦГАДА, ф. 1201, оп.1, Соловецк. мон., № 10, л. 2 об. — 3.

id="c13_26">

26 Челобитная грамота донских казаков 1632 г. — В кн.: Карпов А. Б. Уральцы. Уральск, 1911, с. 861.

id="c13_27">

27 Книга расходная денег московской езды, л. 2 об. — 3.

id="c13_28">

28 Сб. РИО, т. 137, с. 352–353.

id="c13_29">

29 Там же, с. 189; Пирлинг П. Дмитрий Самозванец, с. 189.

id="c13_30">

30 Временник ОИДР, кн. XIV, с. 64–65.

id="c13_31">

31 Масса И. Краткое известие, с. 109.

id="c13_32">

32 Там же.

id="c13_33">

33 Описание рукописного отдела БАН СССР, т. 3, вып. 2, Л., 1965, с. 147–148. — Автор выражает благодарность А. Л. Станиславскому за указание этого источника.

id="c13_34">

34 Карпов А. Б. Уральцы. Уральск, 1911, с. 90–91.

id="c13_35">

35 Там же, с. 91–92.

>

Глава 14

id="c14_1">

1 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 199.

id="c14_2">

2 Грамота ростовского митрополита 29 апреля 1605 г. — ААЭ, т. II, с. 87.

id="c14_3">

3 ААЭ, т. II, с. 77, 79, 81.

id="c14_4">

4 Опись архива Посольского приказа 1626 г., ч. 1. М., 1977, с. 185.

id="c14_5">

5 СГГД, ч. 2, с. 189.

id="c14_6">

6 Масса И. Краткое известие, с. 97.

id="c14_7">

7 Грамота царицы Марии и царя Федора 1 мая 1605 г. — СГГД, ч. 2, с. 187–188.

id="c14_8">

8 Масса И. Краткое известие, с. 97.

id="c14_9">

9 Опись архива Посольского приказа 1626 г., ч. 1, с. 316.

id="c14_10">

10 СГГД, ч. 2, с. 191–193.

id="c14_11">

11 Там же, с. 192.

id="c14_12">

12 Иное сказание. — РИБ, т. XIII, стб. 39; Попов А. Изборник, с. 415; Масса И. Краткое известие, с. 97; Буссов К. Московская хроника, с. 104.

id="c14_13">

13 Масса И. Краткое известие, с. 99.

id="c14_14">

14 «…Князь Мстиславской был отозван из стана в Москву помочь молодому царю решать и вершить дела правления…» (Буссов К. Московская хроника, с. 104). За боярами под Кромы был послан жилец И. К. Карамышев (Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 199).

id="c14_15">

15 Масса И. Краткое известие, с. 99–100.

id="c14_16">

16 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 200.

id="c14_17">

17 Разрядная книга 1375–1605 гг. — ГПБ, ОР, Эрм. собр., № 390, л. 932 об. — 933; ГБЛ, ОР, собр. Горского, д. 16, л. 580.

id="c14_18">

18 Смит Т. Путешествие, с. 68.

id="c14_19">

19 Попов А. Изборник, с. 234; Буссов К. Московская хроника, с. 101.

id="c14_20">

20 Смит Т. Путешествие, с. 42–43.

id="c14_21">

21 Масса И. Краткое известие, с. 95.

id="c14_22">

22 Иное сказание. — РИБ, т. XIII, стб. 40; ПСРЛ, т. 34, с. 206.

id="c14_23">

23 Иное сказание. — РИБ, т. XIII, стб. 40.

id="c14_24">

24 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 245.

id="c14_25">

25 Там же, с. 246.

id="c14_26">

26 Там же, с. 115.

id="c14_27">

27 Там же.

id="c14_28">

28 Там же, с. 193, 200.

id="c14_29">

29 Там же, с. 200.

id="c14_30">

30 Там же.

id="c14_31">

31 Там же, с. 200.

id="c14_32">

32 Князь В. В. Голицын стал главным воеводой полка правой руки.

id="c14_33">

33 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 116.

id="c14_34">

34 Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты, с. 259; Скрынников Р. Г. Россия накануне Смутного времени, с. 62.

id="c14_35">

35 ПСРЛ, т. XIV, с. 64; Иное сказание. — РИБ, т. XIII, стб. 41. — Поздние летописцы не могли забыть о последующих предательствах М. Г. Салтыкова.

id="c14_36">

36 Маржарет Я. Записки, с. 195. — Другой осведомленный современник Петр Петрей подтвердил, что заговорщики захватили М. Г. Салтыкова и жестоко терзали его. Швед Петрей знал Салтыкова как воеводу Орешка (Реляция Петра Петрея о России начала XVII в. М., 1976, с. 91).

id="c14_37">

37 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 200.

id="c14_38">

38 Разрядная книга 1559–1605 гг. М., 1974, с. 349–350.

id="c14_39">

39 Буссов К. Московская хроника, с. 103.

id="c14_40">

40 Русский исторический сборник. Т. II. М., 1838, с. 268.

id="c14_41">

41 Кобеко Д. Родословные заметки о некоторых деятелях Смутного времени. — Известия русского генеалогического общества. Вып. 3. СПб., 1909, с. 5–6.

id="c14_42">

42 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 203.

id="c14_43">

43 Там же.

id="c14_44">

44 Боярские списки, ч. 2, с. 4.

id="c14_45">

45 Пирлинг П. Дмитрий Самозванец, с. 200. — Приведенное свидетельство находит аналогию в одном любопытном донесении герцогу Тосканы из Нюрнберга от 16 (26) сентября 1605 г. Согласно донесению, Лжедмитрий I обещал русским, что он не будет награждать поддерживавших его поляков недвижимостью и важными государственными постами в России (Калачов Н. Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. Кн. I. СПб., 1860, с. 50).

id="c14_46">

46 Письмо Лжедмитрия I Мнишку I (II) мая 1605 г. — In: Niemcewicz V. Dzieie Panowania Zygmunta III. Т. II. Wroclaw, 1836, s. 529; ср.: Попов А. Изборник, с. 328.

id="c14_47">

47 Масса И. Краткое известие, с. 100.

id="c14_48">

48 Буссов К. Московская хроника, с. 128.

id="c14_49">

49 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 200.

id="c14_50">

50 ПСРЛ, т. XIV, с. 63.

id="c14_51">

51 Сб. РИО, т. 137, с. 586.

id="c14_52">

52 Масса И. Краткое известие, с. 90.

id="c14_53">

53 Сб. РИО, т. 137, с. 521.

id="c14_54">

54 Борша С. История Московии, стб. 393.

id="c14_55">

55 Паэрле Г. Записки, с. 169.

id="c14_56">

56 Сб. РИО, т. 137, с. 584, 585.

id="c14_57">

57 Поссевино А. Историческое и правдивое описание, с. 21–22.

id="c14_58">

58 Паэрле Г. Записки, с. 170.

id="c14_59">

59 Письмо Я. Запорского Ю. Мнишку (май 1605 г.). — Библиотека Вроцлавского университета (Оссолинеум), ф. библ. Оссолинских, № 2284, л. 155.

id="c14_60">

60 Гиршберг А. Дмитрий Самозванец, с. 114.

id="c14_61">

61 Пирлинг П. Дмитрий Самозванец, с. 195.

id="c14_62">

62 Письмо Я. Запорского Ю. Мнишку (май 1605 г.). — Библиотека Вроцлавского университета (Оссолинеум), ф. библ. Оссолинских № 2284, л. 155.

id="c14_63">

63 Там же; ср.: Борша С. История Московская, стб. 395.

id="c14_64">

64 Масса И. Краткое известие, с. 101.

id="c14_65">

65 Попов А. Изборник, с. 328.

id="c14_66">

66 Разрядная книга 1550–1636, т. II, вып. 1. М., 1976, с. 225.

id="c14_67">

67 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 200–201.

id="c14_68">

68 Масса И. Краткое известие, с. 101.

id="c14_69">

69 Боярские списки, ч. 2, с. 53.

id="c14_70">

70 Там же, с. 61, 88.

id="c14_71">

71 Самозванец вскоре же дал Щербатому более высокий воеводский пост (Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 203).

id="c14_72">

72 Повесть 1626 г. — РИБ, т. XIII, стб. 576.

id="c14_73">

73 Иное сказание. — РИБ, т. XIII, стб. 42.

id="c14_74">

74 Боярские списки, ч. 1, с. 197.

id="c14_75">

75 ПСРЛ, т. XIV, с. 64.

id="c14_76">

76 Боярские списки, ч. 2, с. 27.

id="c14_77">

77 Лишь автор «Иного сказания» утверждал, будто к заговорщикам присоединились «многие дети боярские новгородские» (Иное сказание. — РИБ, т. XIII, стб. 40). Однако его свидетельство решительно расходится с показаниями всех остальных источников.

id="c14_78">

78 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 29.

id="c14_79">

79 Боярские списки, ч. 2, с. 69.

id="c14_80">

80 Масса И. Краткое известие, с. 103.

id="c14_81">

81 Там же, с. 101.

id="c14_82">

82 Там же, с. 102–103. — «Те, которые кричали «Дмитрий», вставали на одну сторону, а те, которые кричали «Федор» — на другую…» (Реляция Петра Петрея о России начала XVII в., с. 91).

id="c14_83">

83 Масса И. Краткое известие… с. 103.

id="c14_84">

84 Паэрле Г. Записки, с. 171.

id="c14_85">

85 Иное сказание. — РИБ, т. XIII, стб. 41.

id="c14_86">

86 Реляция Петра Петрея о Москве начала XVII в., с. 90.

id="c14_87">

87 Там же.

id="c14_88">

88 Иное сказание. — РИБ, т. XIII, стб. 44.

id="c14_89">

89 Реляция Петра Петрея о Москве начала XVII в., с. 91.

id="c14_90">

90 Попов А. Изборник, с. 238; Бельский летописец. — ПСРЛ, т. 34, с. 242; Повесть 1626 г. — РИБ, т. XIII. стб. 576.

id="c14_91">

91 Масса И. Краткое известие, с. 102.

id="c14_92">

92 Письмо Лжедмитрия I Ю. Мнишку 14 (24) мая 1605 г. — СГГД, ч. 2, с. 197.

id="c14_93">

93 См. об этом: Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 238–239, 133.

>

Глава 15

id="c15_1">

1 Борша С. История Московская, стб. 396–397.

id="c15_2">

2 Масса И. Краткое известие, с. 103.

id="c15_3">

3 Разрядная книга 1550–1636 гг., т. II, вып. I. М., 1976, с. 225; Письмо Лжедмитрия I Ю. Мнишку от 14 мая 1605 г. — СГГД, ч. 2, с. 196.

id="c15_4">

4 Письмо Лжедмитрия I Ю. Мнишку от 14 мая 1605 г. — СГГД, ч. 2, с. 196–197; см. также: Пирлинг П. Дмитрий Самозванец, с. 197–198.

id="c15_5">

5 Масса И. Краткое известие, с. 103.

id="c15_6">

6 Маржарет Я. Записки, с. 196.

id="c15_7">

7 Разрядная книга 1550–1636 гг., т. II, вып. 1, с. 226.

id="c15_8">

8 Масса И. Краткое известие… с. 102; Борша С. История Московская, стб. 396; ср.: Маржарет Я. Записки, с. 196.

id="c15_9">

9 Гиршберг А. Дмитрий Самозванец, с. 115.

id="c15_10">

10 Борша С. История Московская, стб. 394.

id="c15_11">

11 Маржарет Я. Записки, с. 196. — По словам И. Массы, в армии при самозванце находилась большая часть поляков и казаков и некоторые русские, которым он доверял (Масса И. Краткое известие… с. 104).

id="c15_12">

12 Разрядная книга 1550–1636 гг., т. II, вып. 1, с. 226.

id="c15_13">

13 Сб. РИО, т. 137, с. 587.

id="c15_14">

14 «Отступники» ожидали прибытия Отрепьева в Орле (Реляция Петра Петрея о России в начале XVII в. М., 1976, с. 91).

id="c15_15">

15 Гиршберг А. Дмитрий Самозванец, с. 114.

id="c15_16">

16 Разрядная книга 1550–1636 гг., т. II, вып. 1, с. 226.

id="c15_17">

17 Разрядная книга 1559–1605 гг. М., 1974, с. 342.

id="c15_18">

18 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 203, 199, 133.

id="c15_19">

19 ПСРЛ, т. XIV, с. 64.

id="c15_20">

20 Счетные дела. — Временник МОИДР, кн. 14. М., 1852, с. 64.

id="c15_21">

21 ПСРЛ, т. XIV, с. 64.

id="c15_22">

22 Поссевино А. Историческое и правдивое повествование, с. 24.

id="c15_23">

23 ПСРЛ, т. 34, с. 203, 204; Архив АН СССР (Москва), ф. С. Б. Веселовского (620), оп. 1, № 19, л. 456.

id="c15_24">

24 Дневные записки И. А. Желябужского. — Русский архив, кн. 3, вып. 9, с. 18.

id="c15_25">

25 10 июня Голицын уехал в Москву, узнав о восстании там (Бычков А. Ф.Описание славянских и русских рукописных сборников. Вып. 2. СПб., 1882, с. 138).

id="c15_26">

26 Гиршберг А. Дмитрий Самозванец, с. 166.

id="c15_27">

27 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 72; Сказание о Гришке Отрепьеве. — РИБ, т. XIII, стб. 729.

id="c15_28">

28 Белокуров С. А. Разрядные записки, с. 28.

id="c15_29">

29 Там же, с. 5; ПСРЛ, т. XIV, с. 64; Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев, с. 111.

id="c15_30">

30 ААЭ, т. II, с. 90.

id="c15_31">

31 Масса И. Краткое известие, с. 109.

id="c15_32">

32 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 202. — Позже Лжедмитрий сослал его в Царев-Борисов (там же, с. 6).

id="c15_33">

33 Счетные дела. — Временник МОИДР, кн. 14, с. 64.

id="c15_34">

34 Масса И. Краткое известие, с. 104.

>

Глава 16

id="c16_1">

1 Смирнов И. И. Восстание Болотникова, с. 85–86; Корецкий В. И. Голод 1601–1603 гг. в России и церковь. — В кн.: Вопросы истории религии и атеизма, вып. 7, М., 1959, с. 237–239; Назаров В. Д. Классовая борьба горожан и правительство Бориса Годунова. — В кн.: Города феодальной России. М., 1966, с. 217.

id="c16_2">

2 Бахрушин С. В. Научные труды, т. 1. М., 1952, с. 219–220.

id="c16_3">

3 Маковский Д. П. Первая крестьянская война в России. Смоленск, 1967, с. 291.

id="c16_4">

4 Масса И. Краткое известие, с. 104, 105.

id="c16_5">

5 Там же, с. 105.

id="c16_6">

6 Там же, с. 106.

id="c16_7">

7 ПСРЛ, т. XIV, с. 65; Пискаревский летописец. — ПСРЛ, т. 34, с. 206.

id="c16_8">

8 Маржарет Я. Записки, с. 196.

id="c16_9">

9 Буссов К. Московская хроника, с. 105.

id="c16_10">

10 Там же.

id="c16_11">

11 Пискаревский летописец. — ПСРЛ, т. 34, с. 206.

id="c16_12">

12 Бельский летописец. — ПСРЛ, т. 34, с. 242.

id="c16_13">

13 ПСРЛ, т. XIV, с. 64–65.

id="c16_14">

14 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 5.

id="c16_15">

15 ПСРЛ, т. XIV, с. 65; Попов А. Изборник, с. 328; ПСРЛ, т. 34, с. 206, 242.

id="c16_16">

16 Буссов К. Московская хроника, с. 105.

id="c16_17">

17 ААЭ, т. II, с. 90–91.

id="c16_18">

18 Там же.

id="c16_19">

19 Буссов К. Московская хроника, с. 106.

id="c16_20">

20 Попов А. Изборник, с. 328.

id="c16_21">

21 Путешествие сэра Томаса Смита, с. 76.

id="c16_22">

22 ПСРЛ, т. XIV, с. 65.

id="c16_23">

23 Там же.

id="c16_24">

24 Разрядная книга 1550–1636 гг., т. II, вып. 1 М., 1976, с. 227

id="c16_25">

25 Один Петр Петрей упоминает о том, что народ, получив воззвание «Дмитрия», обратился с вопросом, что случилось с угличским царевичем. Шуйский будто бы сказал, что Дмитрий избежал козней Бориса и ждет своего часа (Реляция Петра Петрея о России начала XVII в., с. 91–92). Свидетельство Петрея лишено конкретности. Как видно, он не был очевидцем события и записал слухи, лишенные достоверности.

id="c16_26">

26 Маржарет Я. Записки, с. 196.

id="c16_27">

27 Буссов К. Московская хроника, с. 109.

id="c16_28">

28 Болдаков И. М. Вступление. — В кн.: Путешествие сэра Томаса Смита, с. XI–XIII.

id="c16_29">

29 Путешествие сэра Томаса Смита, с. 50.

id="c16_30">

30 Там же.

id="c16_31">

31 Буссов К. Московская хроника, с. 105.

id="c16_32">

32 Письмо А. Лавицкого от 11 (21) сентября 1605 г. — Старина и Новизна, кн. XIV, с. 533.

id="c16_33">

33 Путешествие сэра Томаса Смита, с. 50.

id="c16_34">

34 Пискаревский летописец. — ПСРЛ, т. 34, с. 206.

id="c16_35">

35 Разрядная книга 1550–1636 гг., т. II, вып. 1, с. 227.

id="c16_36">

36 ПСРЛ, т. XIV, с. 65; т. 34, с. 206.

id="c16_37">

37 Путешествие сэра Томаса Смита, с. 81.

id="c16_38">

38 Масса И. Краткое известие, с. 107. — В прощальной грамоте 1607 г. патриарх Иов с особым возмущением писал о том, что москвичи среди других вещей захватили во дворце и разодрали в мелкие клочки златотканную материю, подготовленную на «господню плащаницу», и лоскуты «на копья и на рогатины встыкая, по граду и по торжищу носяху» (Соборная грамота Иова 1607 г. — ААЭ, т. II, с. 154).

id="c16_39">

39 ПСРЛ, т. XIV, с.65.

id="c16_40">

40 Число дворов, принадлежавших на Москве Сабуровым и Вельяминовым, не превышало четырех десятков. Между тем имеются сведения, что от переворота в столице пострадало от 70 до 120 домов родни и сторонников Годуновых (Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 201; Гиршберг А. Дмитрий Самозванец, с. 123–124, прим. 3; Поссевино А. Историческое и правдивое описание, с. 25).

id="c16_41">

41 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 201.

id="c16_42">

42 Путешествие сэра Томаса Смита, с. 80–82; ср.: Масса И. Краткое известие, с. 107–108.

id="c16_43">

43 Попов А. Изборник, с. 329.

id="c16_44">

44 Масса И. Краткое известие, с. 107.

id="c16_45">

45 Путешествие сэра Томаса Смита, с. 81.

id="c16_46">

46 Масса И. Краткое известие, с. 108.

id="c16_47">

47 Летопись занятий Археографической комиссии. Вып. IX. СПб., 1893, с. 57.

>

Глава 17

id="c17_1">

1 Буссов К. Московская хроника, с. 106.

id="c17_2">

2 Масса И. Краткое известие, с. 108.

id="c17_3">

3 Попов А. Изборник, с. 328.

id="c17_4">

4 Путешествие сэра Т. Смита, с. 82–83.

id="c17_5">

5 Гиршберг А. Дмитрий Самозванец, с. 116.

id="c17_6">

6 Там же, с. 115.

id="c17_7">

7 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 202–203.

id="c17_8">

8 Разрядная книга 1550–1636 гг., т. II, вып. 1, с. 187.

id="c17_9">

9 Масса И. Краткое известие, с. 108.

id="c17_10">

10 Разрядная книга 1550–1636 гг., т. II, вып. 1, с. 227–228; Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 204.

id="c17_11">

11 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 201.

id="c17_12">

12 Там же.

id="c17_13">

13 Там же, с. 203.

id="c17_14">

14 ПСРЛ, т. XIV, с. 65.

id="c17_15">

15 Там же.

id="c17_16">

16 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 203.

id="c17_17">

17 Попов А. Изборник, с. 329.

id="c17_18">

18 Борша С. История Московская, стб. 397.

id="c17_19">

19 Путешествие сэра Т. Смита, с. 92–95.

id="c17_20">

20 Грамота Лжедмитрия I на Пельм 11 июня 1605 г. — СГГД, ч. 2, с. 200.

id="c17_21">

21 Скрынников Р. Г. Россия накануне Смутного времени, с. 126–127.

id="c17_22">

22 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 6.

id="c17_23">

23 СГГД, ч. 2, с. 191, 202.

id="c17_24">

24 Там же, с. 202.

id="c17_25">

25 ПСРЛ, т. XIV, с. 65; Буссов К. Московская хроника, с. 106.

id="c17_26">

26 Маржарет Я. Записки, с. 68.

id="c17_27">

27 Дмитриевский А. Архиепископ елассонский Арсений, с. 97. — Очевидец события епископ Архангельского собора Арсений отметил, что тело Бориса вынули из гроба «ради поругания» (Дмитриевский А. Архиепископ елассонский Арсений, с. 99). Автор «Нового летописца» говорит о том же намеком: «…яко же и мертвенное тело поругано бысть» (ПСРЛ, т. XIV, с. 66). И лишь поздний «Морозовский летописец» сообщает такие подробности: «Царя Бориса извергоша из храма архистратига Михаила и повелеша извлещи на сонмище с великим поруганием и камение на нь метали и ногами пхати тело его, поверженное и на земле лежащее» (Карамзин Н. М. История государства Российского, т. XI, прим. 351).

id="c17_28">

28 Буссов К. Московская хроника, с. 107.

id="c17_29">

29 Путешествие сэра Т. Смита, с. 78.

id="c17_30">

30 РИБ, т. XIII, стб. 731.

id="c17_31">

31 Летопись о многих мятежах и о разорении Московского государства. 2-е изд. М., 1788, с. 92.

id="c17_32">

32 Назаров В. Д. «Новый летописец» как источник по истории царствования Лжедмитрия I. — В кн.: Летописи и хроники. М., 1974, с. 304.

id="c17_33">

33 ПСРЛ, т. XIV, с. 65; ср.: Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 6, 203; Масса И. Краткое известие, с. 110.

id="c17_34">

34 Дмитриевский А. Архиепископ елассонский Арсений, с. 99.

id="c17_35">

35 ПСРЛ, т. XIV, с. 66.

id="c17_36">

36 Там же.

id="c17_37">

37 Реляция Петра Петрея, с. 92; Маржарет Я. Записки, с. 68. — Чтобы ввести в заблуждение народ, палачи снесли трупы в одну храмину и положили их так, будто мать и сын отравились и умерли в объятиях друг друга (Масса И. Краткое известие, с. 11; Путешествие сэра Томаса Смита, с. 84–85).

id="c17_38">

38 Дмитриевский А. Архиепископ елассонский Арсений, с. 99; Масса И. Краткое известие, с. 111.

id="c17_39">

39 ПСРЛ, т. XIV, с. 66.

id="c17_40">

40 Масса И. Краткое известие, с. 110.

id="c17_41">

41 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 6.

id="c17_42">

42 Там же, с. 201–202.

id="c17_43">

43 СГГД, ч. 2, с. 200.

id="c17_44">

44 Бельский летописец, — ПСРЛ, т. 34, с. 242.

id="c17_45">

45 Там же.

id="c17_46">

46 Пирлинг П. Дмитрий Самозванец, с. 207.

id="c17_47">

47 ПСРЛ, т. 34, с. 343.

id="c17_48">

48 ААЭ, т. II, с. 154.

id="c17_49">

49 РИБ, т. XIII, стб. 936.

id="c17_50">

50 Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. СПб., 1888, с. 282.

id="c17_51">

51 Пирлинг П. Дмитрий Самозванец, с. 210, прим. 1.

id="c17_52">

52 СГГД, ч. 2, с. 200.

id="c17_53">

53 Дмитриевский А. Архиепископ елассонский Арсений, с. 100.

id="c17_54">

54 Масса И. Краткое известие, с. 114; РИБ, т. XIII, стб. 732, 1293.

id="c17_55">

55 ПСРЛ, т. XIV, с. 65; РИБ, т. XIII, стб. 936.

id="c17_56">

56 Борша С. История Московская. — РИБ, т. 1, стб. 397

id="c17_57">

57 ПСРЛ, т. XIV, с. 66; Буссов К. Московская хроника, с. 108.

id="c17_58">

58 ААЭ, т. II, с. 91.

id="c17_59">

59 Смит Т. Путешествие, с. 65–66.

id="c17_60">

60 Масса И. Краткое известие, с. 109.

id="c17_61">

61 Там же, с. 108–109.

id="c17_62">

62 Одним из распространителей такой молвы был некто Алешка, бывший у Годунова крестовым дьячком, а затем служивший подьячим в приказах (Бантыш-Каменский Н. Н. Переписка между Россией и Польшей по 1700 г. — Чтения ОИДР, 1861, I, с. 60).

id="c17_63">

63 Масса И. Краткое известие, с. 112.

id="c17_64">

64 Старина и Новизна, кн. XIV, с. 267.

id="c17_65">

65 ПСРЛ, т. XIV, с. 64; Попов А. Изборник, с. 329.

id="c17_66">

66 РИБ, т. XIII, стб. 578, 652.

id="c17_67">

67 Боярские списки, ч. 2, с. 10.

id="c17_68">

68 Museum Narodowe w Krakowie. — Zbiory Czartoryskich, № 2726.

id="c17_69">

69 Буссов К. Московская хроника, с. 108–109.

id="c17_70">

70 Там же, с. 109. — По некоторым данным, Отрепьев предусмотрительно посадил в свой экипаж двух главных бояр Мстиславского и Василия Шуйского (Немоевский С. Записки, с. 114). Возможно, часть пути самозванец ехал в карете, часть — верхом.

id="c17_71">

71 Масса И. Краткое известие, с. 111.

id="c17_72">

72 Гиршберг А. Дмитрий Самозванец, с. 129.

id="c17_73">

73 ПСРЛ, т. XIV, с. 66; Сказание о Гришке Отрепьеве. — РИБ, т. XIII, стб. 733.

id="c17_74">

74 Масса И. Краткое известие, с. 112.

id="c17_75">

75 Дмитриевский А. Архиепископ елассонский Арсений с. 100–101.

id="c17_76">

76 ПСРЛ, т. XIV, с. 66; РИБ, т. XIII, стб. 733.

id="c17_77">

77 Старина и Новизна, кн. XIV, с. 535.

id="c17_78">

78 Дмитриевский А. Архиепископ елассонский Арсений, с. 101.

id="c17_79">

79 Сказание о Гришке Отрепьеве. — РИБ, т. XIII, стб. 733.

id="c17_80">

80 Борша С. История Московская, стб. 398.

id="c17_81">

81 Буссов К. Московская хроника, с. 109.

id="c17_82">

82 Масса И. Краткое известие, с. 112.

id="c17_83">

83 Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей. СПб., 1877, с. 415.

id="c17_84">

84 ПСРЛ, т. XIII, с. 67; Сказание о Гришке Отрепьеве. — РИБ, т. XIII, стб. 736, Масса И. Краткое известие, с. 114.

id="c17_85">

85 Дмитриевский А. Архиепископ елассонский Арсений, с. 101.

id="c17_86">

86 В «Записках» Арсения избрание Игнатия помечено датой 31 мая. В тексте рукописи эта дата исправлена на 31 июня (Дмитриевский А. Архиепископ елассонский Арсений, с. 103, прим. 2).

id="c17_87">

87 Иное сказание. — РИБ, т. XIII, стб. 52.

id="c17_88">

88 Немоевский С. Записки, с. 115.

id="c17_89">

89 Сказание о Гришке Отрепьеве. — РИБ, т. XIII, стб. 734.

id="c17_90">

90 Косточкин В. В. Государев мастер Федор Конь. М., 1964, с. 34–44.

id="c17_91">

91 Сказание о Гришке Отрепьеве, стб. 734.

id="c17_92">

92 Там же.

id="c17_93">

93 Иное сказание, стб. 52.

id="c17_94">

94 Письмо Лавицкого от 4 (14) июля 1605 г. — in: Pierling P. Rome et Demetrius, s. 85.

id="c17_95">

95 Немоевский С. Записки, с. 115.

id="c17_96">

96 Маржарет Я. Записки, с. 197.

id="c17_97">

97 Письмо Я. Вислоуха из Москвы от 14 (24) июля 1605 г. — Библиотека Вроцлавского университета (Оссолинеум), Рукописи библиотеки Оссолинских, № 2284, л. 156 об.

id="c17_98">

98 Борша С. История Московская, стб. 399.

id="c17_99">

99 Буссов К. Московская хроника, с. 112.

id="c17_100">

100 Масса И. Краткое известие, с. 115.

id="c17_101">

101 ПСРЛ, т. XIV, с. 67.

id="c17_102">

102 Боярские списки, ч. 1, с. 163, 232, 299.

id="c17_103">

103 Сказание Авраамия Палицына, с. 111; ПСРЛ, т. XIV, с. 67. — В своем челобитье дворянин Денис Петрович Тургенев подтвердил, что отца его Петра казнил «вор-рострига» (ЦГАДА, ф. 210, Столбцы Московск. стола, стб. 856, л. 37).

id="c17_104">

104 Сказание Авраамия Палицына, с. 111.

id="c17_105">

105 Масса И. Краткое известие, с. 114.

id="c17_106">

106 Иное сказание, стб. 52.

id="c17_107">

107 Pierling P. Rome et Demetrius, s. 85.

id="c17_108">

108 Иное сказание, стб. 52; Маржарет Я. Записки, с. 197; Немоевский С. Записки. — В кн.: Титов А. А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие А. И. Вахромееву. Вып. 6. М., 1907, с. 116.

id="c17_109">

109 Платонов С. В. Очерки по истории Смуты, с. 273.

id="c17_110">

110 РИБ, т. I, стб. 17.

id="c17_111">

111 Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI–XVII вв. М., 1978, с. 151.

id="c17_112">

112 Назаров В. Д. «Новый летописец» как источник по истории царствования Лжедмитрия I. — В кн.: Летописи и хроники. М., 1974, с. 310.

id="c17_113">

113 Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты, с. 288.

id="c17_114">

114 Маржарет Я. Записки, с. 197

id="c17_115">

115 Паэрле Г. Записки, с. 174.

id="c17_116">

116 ПСРЛ, т. XIV, с. 67.

id="c17_117">

117 Там же.

id="c17_118">

118 Немоевский С. Записки, с. 115–116.

id="c17_119">

119 Сказание Авраамия Палицына, с. 111.

id="c17_120">

120 ПСРЛ, т. XIV, с. 67.

id="c17_121">

121 Немоевский С. Записки, с. 116.

id="c17_122">

122 Там же.

id="c17_123">

123 Иное сказание, стб. 53.

id="c17_124">

124 По словам Массы, стрельцов было восемь тысяч (Масса И. Краткое известие, с. 115).

id="c17_125">

125 Немоевский С. Записки, с. 116.

id="c17_126">

126 Иное сказание, сгб. 52–53.

id="c17_127">

127 Масса И. Краткое известие, с. 115.

id="c17_128">

128 Сказание о Гришке Отрепьеве, стб. 735.

id="c17_129">

129 Немоевский С. Записки, с. 117.

id="c17_130">

130 Сказание Авраамия Палицына, с. 111

id="c17_131">

131 Немоевский С. Записки, с. 117.

id="c17_132">

132 Масса И. Краткое известие, с. 115.

id="c17_133">

133 Там же.

id="c17_134">

134 Буссов К. Московская хроника, с. 113; Масса И. Краткое известие, с. 115.

id="c17_135">

135 Немоевский С. Записки, с. 116; Масса И. Краткое известие, с. 115–116; Маржарет Я. Записки, с. 197; Паэрле Г. Записки, с. 174; Сказание Авраамия Палицына, с. 111.

id="c17_136">

136 Немоевский С. Записки, с. 117.

id="c17_137">

137 СГГД, ч. 2, с. 261.

id="c17_138">

138 «А в верху при нем (Лжедмитрии I. — Р.С.) были поляки и литва…» (Попов А. Изборник, с. 329).

id="c17_139">

139 Борша С. История Московская, стб. 399.

id="c17_140">

140 Иное сказание, стб. 53; ПСРЛ, т. XIV, с. 67.

id="c17_141">

141 Разрядная книга 1550–1636 гг., т. II, вып. 1, с. 228–229.

id="c17_142">

142 Там же, т. III, вып. 1, с. 172–173, 198.

id="c17_143">

143 Там же, с. 228–229.

id="c17_144">

144 АИ, т. II. СПб., 1841, с. 64–65.

id="c17_145">

145 Дмитриевский А. Архиепископ елассонский Арсений, с. 106.

id="c17_146">

146 Строев П. Списки иерархов и настоятелей, с. 333.

id="c17_147">

147 Разрядная книга 1550–1636 гг, т. III, вып. 1, с. 168, 188.

id="c17_148">

148 СГГД, ч. 2, с. 209.

id="c17_149">

149 Там же, с. 210.

id="c17_150">

150 Белокуров С. А. Разрядные записи, с. 6.

id="c17_151">

151 ПСРЛ, т. XIV, с. 67.

id="c17_152">

152 После убийства самозванца, Нагая, спасая свое доброе имя, объявила, будто Отрепьев ее «устрашил смертию». «…Коли он с ней говорил, и он ее заклял и под смертью приказал, чтоб она того никому не сказывала» (СГГД, ч. 2, № 147).

id="c17_153">

153 Маржарет Я. Записки, с. 197; Буссов К. Московская хроника, с. 109–110; Масса И. Записки, с. 113; Борша С. История Московская, стб. 399; Иное сказание, стб. 54.

id="c17_154">

154 Пирлинг П. Дмитрий Самозванец, с. 219–220.

id="c17_155">

155 Дмитриевский А. Архиепископ елассонский Арсений, с. 104.

id="c17_156">

156 Маржарет Я. Записки, с. 197; Масса И. Краткое известие, с. 113.

id="c17_157">

157 Борша С. История Московская, с. 402.

id="c17_158">

158 Письмо Я. Бучинского Лжедмитрию I. Январь 1606 г. — СГГД, ч. 2, с. 259–260.

id="c17_159">

159 Борша С. История Московская, с. 400.

id="c17_160">

160 Там же, с. 401.

id="c17_161">

161 Борша С. История Московская, стб. 401.

id="c17_162">

162 СГГД, ч. 2, с. 259.

id="c17_163">

163 Паэрле Г. Записки, с. 169; Сб. РИО, т. 137, с. 520.

id="c17_164">

164 СГГД, ч. 2, с. 260.

id="c17_165">

165 Сб. РИО, т. 137, с. 585. — Король велел произвести «обыск» по поводу взаимных обид царя и Ратомского.

id="c17_166">

166 СГГД, ч. 2, с. 259.

id="c17_167">

167 Там же, с. 261.

id="c17_168">

168 Там же.

id="c17_169">

169 Борша С. История Московская, стб. 402.

id="c17_170">

170 Письмо Я. Бучинского от января 1606 г. — СГГД, ч. 2, с. 259.

id="c17_171">

171 СГГД, ч. 2, с. 260.

id="c17_172">

172 Немоевский С. Записки, с. 118.

id="c17_173">

173 СГГД, ч. 2, с. 259.

id="c17_174">

174 Масса И. Краткое известие, с. 113–114.

id="c17_175">

175 Там же, с. 114.

id="c17_176">

176 Там же, с. 114.

id="c17_177">

177 ЦГАДА, ф. 1201, Соловецк. мон., № 46, кн. 426, л. 9 об.


Глава 12

id="c12_1">

1 Армия Дмитрия подверглась такому разгрому, что, «говоря собственными его словами, ни об чем более не помышлял, как о спасении жизни, и не воображая, чтобы мог когда-либо собрать какое-нибудь войско» (Чилли А. Отрывок из сочинения «История Московии», с. 27). В феврале 1605 г. самозванец неоднократно спрашивал совета у иезуитов, не следует ли ему прекратить войну и укрыться в Польше (Пирлинг П. Дмитрий Самозванец, с. 172–173)



2 Иное сказание. — РИБ, т. XIII, стб. 35–36.



3 Там же.



4 О землях С. Булгакова см.: Анпилогов Г. Н. Новые документы, с. 295. — Данные о землевладении путивльских вождей имеют немаловажное значение для понимания характера восстания в северских городах.



5 Новосельский А. А. Борьба Московского государства, с. 57–59.



6 Пирлинг П. Дмитрий Самозванец, с. 190. — Русские хронографы отметили, что Иштерек, признав власть Лжедмитрия, намеревался прислать ему в помощь войска (Попов А. Н. Изборник, с. 228).



7 Сб. РИО, т. 137, с. 585.



8 Гиршберг А. Дмитрий Самозванец, с. 87–88. — 21 января Лжедмитрий находился не в Путивле, а под Севском, и в день неудачной битвы ему некогда было составлять письмо.



9 Библиотека Вроцлавского университета (Оссолинеум), ф. библ. Оссолинских, № 2284, л. 149.



10 Там же.



11 РИБ, т. 1, стб. 134, 188.



12 Там же, стб. 16–17.



13 Пирлинг П. Дмитрий самозванец, с. 132; Мацишевский Я. Польша и Москва, с. 71.



14 РИБ, т. 1, стб. 39.



15 Пирлинг П. Дмитрий Самозванец, с. 136.



16 Борша С. История Московская, стб. 390; Паэрле Г. Записки, с. 169.



17 ААЭ, т. II, с. 76; ср.: РИБ, т. XIII, стб. 28.



18 РИБ, т. XIII, стб. 28.



19 Письмо Лжедмитрия к Рангони 8 (18) января 1605 г. В кн.: Пирлинг П. Дмитрий Самозванец, с. 168.



20 Там же, с. 175.



21 Письмо Чижевского и Лавицкого от 7 (17) марта 1605 г. — in: Pierling P. Rome et Demetrius, s. 205.



22 Паэрле Г. Записки, с. 169.



23 Поссевино А. Историческое и правдивое повествование, с. 18.



24 Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. Т. II. СПб., 1887, с. 614.



25 Письмо Чижовского и Лавицкого от 27 февраля (8 марта) 1605 г. — in: Pierling P. Rome et Demetrius. Paris, 1878, s. 205.



26 Сб. РИО, т. 137, с. 580.



27 Сказания современников о Дмитрии Самозванце, ч. 1. СПб., 1859, с. 333.



28 Маржарет Я. Записки, с. 210.



29 РИБ, т. XIII, стб. 48.



30 По некоторым данным, Леонид был постриженником Крипацкого монастыря (РИБ, т. XIII, стб. 155–156, 797).



31 Письмо Чижовского и Лавицкого от 7 (17) марта 1605 г. — In: Pierling P. Rome et Demetrius, s. 205.



32 Разрядная книга 1375–1605 гг., л. 455 об., 456.



33 Боярский список, ч. 1, с. 110; Разрядная книга 1598–1638 гг., с. 153; Книга записная. Томск, 1973, с. 8.



34 Беседуя с К. Буссовым и другими наемниками, Лжедмитрий I признался, что в битве под Севском едва не попал к ним в руки, но все же раненый конь вынес его с поля сражения. По приказу самозванца конь был затем вылечен и приведен в Москву (Буссов К. Московская хроника, с. 108).



35 Разрядная книга 1598–1638 гг., с. 97, 120, 178.



36 СГГД, ч. 2, с. 209.



37 Там же.



38 БАН, ОР, 32.15.16, л. 108; Белокуров С. А. Разрядные списки, с. 204; Боярские списки, ч. 1, с. 159, 203; Белокуров С. А. Разрядные записки, с. 84.



39 ААЭ, т. II, с. 76, 89; ср.: РИБ, т. XIII, стб. 27. — Титул «царь» употреблен в письме Дмитрия Сигизмунду III, написанном из Путивля в конце января 1605 г. (Гиршберг А. Дмитрий Самозванец, с. 87–88).









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.