|
||||
|
Глава 9 Закономерный финал Прощальный «подарок» Северному флоту В 1944 г. немецкая авиация своими ограниченными силами в Заполярье продолжала, как могла, бороться с судами и малыми кораблями Северного флота. Несмотря на то что ситуация в целом на Восточном фронте складывалась не в пользу нацистской Германии, Люфтваффе еще отнюдь не было повержено и при благоприятной обстановке могло нанести ощутимые удары. Это наглядно продемонстрировали события 9 мая 1944 г. Сначала пара FW-190A из 4-й эскадрильи SG5[101] обнаружила и атаковала в Кольском заливе тральщик Т-886. Получив прямое попадание бомбы, последний затонул. Это был бывший рыболовный траулер водоизмещением 1150 тонн, который до войны принадлежал Севгосрыбтресту и носил наименование РТ-15 «Засольщик». В конце июня 1941 г. он был мобилизован, вооружен двумя 76-мм пушками, двумя 20-мм зенитками и парой 7,62-мм пулеметов, а также оснащен двумя тралами. Затем в тот же день десять «Фокке-Вульфов» совершили внезапный налет на Кувшинскую Салму. В результате им удалось потопить сразу четыре новеньких сторожевых катера: МО-435, МО-437, МО?439 и МО-443. Это были катера американской постройки, которые с начала 1944 г. в рамках ленд-лиза стали поставляться Советскому Союзу. Они имели водоизмещение 27,2 тонны, длину 19,2 метра и ширину 1,22 метра. Два бензиновых двигателя мощностью 1260 л.с. обеспечивали максимальную скорость в 25 узлов. Их вооружение включало один 20-мм зенитный автомат «Эрликон», два спаренных 12,7-мм пулемета «Кольт-Браунинг» и один 11,43-мм пулемет. Два первых катера этого типа, имевших американские обозначения РТС-37 и РТС-342, были доставлены в Мурманск 1 февраля 1944 г. Через две недели их переименовали соответственно в МО?435 и МО-436 и 20 числа того же месяца включили в боевой состав Северного флота. Затем 27 февраля в Мурманск прибыли еще семь катеров: РТС-40, -41, -43, -44, -45, -46 и -47, которые через месяц в таком же порядке получили обозначения МО-437, -438, -439, -440, -441, -442 и -443. Потом в течение апреля Северный флот получил еще пятнадцать подобных катеров. Интересно, что катера этого типа в США строились для спасения экипажей сбитых над морем самолетов. Однако поскольку они могли брать на борт 32 глубинных бомбы, их в СССР первоначально причислили к классу малых охотников за подводными лодками. Этим и объясняется, что им присвоили обозначения серии «МО». Только после того как флотское командование «неожиданно» узнало, что на этих катерах нет гидроакустической аппаратуры для поиска подлодок, они в начале июля 1944 г. были отнесены к классу сторожевых и получили обозначения серии «СК». МО-435, МО-437, МО-439 и МО-443, потопленные 9 мая в Кувшинской Салме, стали единственными катерами этого типа, потерянными Северным флотом. Трудно сказать, было ли это простым совпадением или нечто большим, но уже в течение 21–25 мая все двадцать оставшихся катеров были сначала переведены в Архангельск, а затем оттуда по внутренним водным путям и железной дороге переброшены на Черное море.[102] Во время этого же налета в Кувшинской Салме близкими разрывами бомб был тяжело поврежден большой охотник БО-208. Он получил пробоины в корпусе и вскоре лег на грунт. Это был один из 78 противолодочных кораблей, построенных в США и в 1943–1945 гг. переданных советскому флоту в рамках ленд-лиза. Он был спущен на воду в 1943 г. и первоначально имел обозначение SC-1287. Затем в августе он получил уже советское обозначение БО-207, в сентябре был принят советским экипажем и затем в конце ноября прибыл в Полярный. Корабли этого типа имели водоизмещение 136 тонн и деревянный корпус длиной 33,8 метра. Корабли были вооружены одним 40-мм зенитным автоматом «Бофорс», тремя 20-мм пушками «Эрликон», двумя реактивными и двумя штоковыми бомбометами и одним бомбосбрасывателем, а также были оснащены РЛС типа SF?1 и гидроакустической поисковой системой QBE-3A. Потопление сразу четырех сторожевых катеров и одного большого охотника стало последним успехом пилотов 4./SG5[103] в Заполярье, так сказать, их прощальным «подарком» Северному флоту. В конце июня FW-190A этой эскадрильи, долгое время представлявшие собой главную угрозу для советских судов и малых кораблей, были переброшены на аэродром Иммола, в район Карельского перешейка, где началось советское наступление. Большой охотник за подводными лодками SC-1075, переданный затем в рамках ленд-лиза Северному флоту Малый охотник за подводными лодками МО-431 7 октября 1944 г. войска 14-й армии Карельского фронта при поддержке 7-й воздушной армии и Северного флота начали так называемую Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию. К концу месяца они смогли освободить территорию Мурманской области, оккупированную в 1941 г., и соединиться с частями СОР, которые более трех лет были отрезаны на полуостровах Средний и Рыбачий. Тогда же советские войска овладели районом Петсамо и северной частью Норвегии, включая порт Киркенес. После этого активность Люфтваффе на коммуникациях в Кольском и Мотовском заливах и в районах Баренцева моря вокруг Рыбачь-его окончательно свелась к нулю. 15 сентября в районе Архангельска в последний раз был зафиксирован пролет немецкого самолета. Перехватить его не удалось. Затем 23 октября произошел уникальный случай, когда в районе острова Моржовец был захвачен гидросамолет Bv-138C-1 из 3-й эскадрильи SAGr.130, совершавший разведывательный полет над горлом Белого моря. По какой-то причине он сел на воду и подал сигнал бедствия, который и был перехвачен советской службой радиоперехвата. Команда срочно направленного в этот квадрат гидрографического судна «Мгла» взяла в плен всех пятерых членов экипажа «летающего башмака» во главе с обер-фенрихом Роландом Гюнтером (Roland Gunther). Конвои 1944 г Тем временем бомбардировщиков и торпедоносцев, способных атаковать союзные конвои, шедшие в Советский Союз и обратно, у немцев на аэродромах в Северной Норвегии просто не было. Базировавшиеся там самолеты-разведчики регулярно совершали патрульные полеты над Норвежским и Баренцевым морями, действуя исключительно в интересах подводных лодок. Посему в заполярном небе периодически происходили лишь стычки с этими самыми единичными разведчиками, ведущими поиск конвоев и следившими за ними, и палубными истребителями, взлетавшими с эскортных авианосцев. 19 февраля из залива Лох-Ю, на северо-западном побережье Шотландии, вышел конвой JW-57 из 37 транспортов и пяти танкеров. Его непосредственное охранение состояло из эскортного авианосца «Чейсер», крейсера ПВО, 18 эсминцев и четырех корветов. Отряд ближнего прикрытия включал четыре крейсера. На «Чейсере» базировались одиннадцать бипланов «Свордфиш», использовавшихся для поиска и атак вражеских подлодок, и еще столько же истребителей Грумман «Уайлдкэт» Mk.IV из 816 Sqdn. FAA. Последние были созданы американцами специально для флота и при полетной массе в 3732 кг обладали максимальной скоростью до 518 км/ч и радиусом действия в 600 км. Их вооружение состояло из шести 12,7-мм пулеметов. 23 февраля караван был обнаружен Bv-138. Эти летающие лодки теперь имели радары FuG200 «Хоэнтвиль», которые позволяли находить суда в темное время суток и при плохой видимости. На перехват были срочно подняты «Уайлдкэты» с эскортного авианосца. Они догнали «летающий башмак», но сбить его, несмотря на беспрерывную стрельбу, англичанам так и не удалось. На нескольких истребителях в конце концов заклинило пулеметы, и разведчик благополучно ускользнул. Информация о местонахождении и курсе конвоя JW-57, переданная экипажем Bv-138, не пропала даром. И 25 февраля подлодка U-990 торпедировала британский эсминец «Мэраттэ», с которым ушли под воду 183 моряка. Правда, это была единственная потеря каравана, который вечером 28 февраля достиг входа в Кольский залив. Через месяц – 27 марта – из Шотландии в путь отправился конвой JW-58, в составе которого были 46 транспортов и три танкера. Их сопровождали двадцать эсминцев, четыре корвета, один корабль ПВО и уже два эскортных авианосца: «Активити» и «Трэкер». При этом на первом находились три «Свордфиша» и семь «Уайлдкэтов» из 819 Sqdn. FAA, а на втором – двенадцать противолодочных самолетов Грумман «Эвенджер» и семь «Уайлдкэтов» из 846 Sqdn. FAA. В ходе проводки этого каравана английские летчики добились больших успехов в борьбе с разведчиками Люфтваффе. Сначала 30 марта два истребителя из 819 Sqdn. FAA, которые пилотировали лейтенант Лардж (J. G. Large) и суб-лейтенант Йо (R. K. L. Yeo), перехватили и сбили над Норвежским морем двухмоторный «Юнкерс». Это был Ju-88D-1 W.Nr.430563 «4N+CK» из 1-й эскадрильи дальней разведки Aufkl.Gr.22, вылетевший с аэродрома Банак. Он рухнул в море недалеко от конвоя, и все четыре члена его экипажа погибли. Британский эскортный авианосец «Чейсер» Палубный истребитель «Уайлдкэт» На следующий день конвой находился юго-западнее острова Медвежий. Во время часового патрулирования над ним «Уайлдкэты» перехватили и сбили сразу три четырехмоторных «Кондора» из 3-й эскадрильи KG40, взлетевших с аэродрома Ваернес, расположенного северо-западнее Тронхейма. Жертвами летчиков из 819 Sqdn. FAA стали FW-20 °C-3 W.Nr.062 «F8+BL» обер-лейтенанта Вальтера Кломпа (Walter Klomp) и FW-20 °C-8 W.Nr.224 «F8+OL» унтер-офицера Альфреда Гёбеля (Alfred Gobel). На счету же пилотов 846 Sqdn. FAA был FW-20 °C-6 W.Nr.220 «F8+GL» обер-лейтенанта Альфреда Вейера (Alfred Weyer). Все три огромных самолета упали где-то в Норвежском море, и никто из их экипажей, а это в общей сложности был 21 человек, не спасся. Вечером 1 апреля радары кораблей охранения засекли одиночную воздушную цель, появившуюся в 30–40 км от конвоя. Это был Bv-138С-1 W.Nr.311043 из 3-й эскадрильи SAGr.130, вылетевший с базы гидросамолетов Биллефьорде. С авианосца «Активити» на его перехват были подняты два «Уайлдкэта», но один из них во время взлета рухнул в море, так как палубу в этот момент сильно качнуло на волнах. Тогда в воздух был отправлен еще один самолет. Вскоре истребители догнали и сбили летающую лодку. И опять никто из семи человек, находившихся на ее борту, не уцелел. На следующий день очередной победой летчиков флота Его Величества снова стал «Юнкерс», который, как говорилось в их донесении, «после 45-минутного боя рухнул в море, охваченный пламенем». Вероятно, это был Ju-88D-1 W.Nr.430822 «4N+LH» из 1./Aufkl.Gr.22, который в тот день во время разведывательного полета над Норвежским морем пропал без вести вместе со своим экипажем из четырех человек. Всего же пилоты, сопровождавшие конвой JW-58, заявили о шести сбитых немецких самолетах-разведчиках. При этом в результате аварий были потеряны два «Уайлдкэта». Естественно, что такие эффективные действия палубной авиации не могли не остаться незамеченными противоположной стороной. Уже в середине апреля 1944 г. на совещании у Гитлера гросс-адмирал Дёниц, докладывая о ситуации в Северном Ледовитом океане, заявил, что из-за эскортных авианосцев его подводники более не могут успешно бороться с конвоями. После этого он обратился к Герингу, указав на возможность атак этих кораблей силами Люфтваффе. Это был хитрый ход командующего подводным флотом, понимавшего, что рейхсмаршал в присутствии фюрера не сможет уклониться от ответа. В итоге Геринг пообещал вернуть в Северную Норвегию ударную авиацию. Однако, как показали дальнейшие события, выполнять это обещание он явно не торопился. 15 августа, после трехмесячного перерыва, из залива Лох-Ю вышел новый конвой JW-59 в составе 28 транспортов, четырех танкеров и плавучего крана. Его непосредственное охранение состояло из легкого крейсера, двух эскортных авианосцев, семи эсминцев, пяти корветов, четырех шлюпов и одного фрегата. И опять немцам было почти нечем встретить караван. Летающие лодки Bv-138 следили за ним с 08.20 20 августа, пока одна из них не была сбита истребителями, взлетевшими с эскортного авианосца «Виндекс». В итоге, потеряв при переходе лишь один корабль охранения, потопленный немецкой подлодкой, конвой благополучно достиг места назначения. Ранним утром 25 августа часть судов пришла в Мурманск, а другая часть на следующий день встала на якорь в Двинской губе, около Архангельска. Попытки реванша Прошло четыре с половиной месяца после апрельского совещания в ставке фюрера, и рейхсмаршал Геринг наконец исполнил данное им тогда обещание. В сентябре 1944 г. в Северную Норвегию после почти двухгодичного перерыва вернулись торпедоносцы. На аэродром Бардуфос прибыла I./KG26 под командованием майора Вилли Сёльтера (Willi Solter), а на аэродром Банак – II./KG26 во главе с майором Отто Вернером (Otto Werner). В следующем месяце в Бардуфос перебазировался штаб эскадры «Лёвен» во главе с оберст-лейтенантом Клюмпером, а на аэродром Ваернес перелетела III./KG26 майора Вольфа Харсейма (Wolf Harseim). Теперь все три группы эскадры были уже оснащены самолетами Ju-88А-17 и частично Ju-188А-3. Первая робкая попытка атаки была предпринята против конвоя JW-60, отправившегося в путь 15 сентября. Однако заградительный огонь кораблей эскорта был столь силен, а истребительное прикрытие так многочисленно, что ни о какой внезапной атаке, «золотом гребне» или «щипцах» не могло быть и речи. К этому времени немецкие пилоты уже слабо верили в победу, и уж тем более в то, что их самоубийственная атака сможет приблизить ее, как это было два года назад. Сами же торпедоносцы уже явно были устаревшим оружием, неспособным активно влиять на ход боевых действий на море.[104] Штаб же командующего силами Люфтваффе в Норвегии[105] тоже не спешил жертвовать своими немногочисленными самолетами, приберегая их на случай возможного английского десанта. Характерно, что на норвежские аэродромы вскоре были доставлены управляемые бомбы, однако применять их против союзных конвоев так и не стали. И те продолжали практически спокойно следовать из Шотландии в Советский Союз и обратно. Если же отдельные немецкие пилоты и шли на риск, это не давало никаких результатов. Английский моряк Питер Ленс, служивший на эскортном авианосце «Найрана», входившем в охранение конвоя RA-61, вспоминал: «На обратном пути над конвоем кружили до 24 Ju-88. Рядом были сбиты два из них. Один „Юнкерс“ упал в воду за кормой судна, другой с ревом пронесся буквально над нашими головами, а наши артиллеристы в пылу боя открыли огонь по британским самолетам, преследовавшим „Юнкерс“, так же, как и по немецкому». Положение Люфтваффе в Заполярье дополнительно осложнилось после Петсамо-Киркенесской операции, проведенной советскими войсками. В результате отступления наземных частей летчикам сначала 10 октября пришлось оставить аэродром Луостари, а затем 23 октября – и Хебуктен. 10 декабря из Кольского залива в Англию вышел обратный конвой RA-62 из двадцати трех транспортов, пяти танкеров и спасательного судна. Его сопровождали крейсер, эскортный авианосец, десять эсминцев, шесть фрегатов. Затем в Баренцевом море к нему присоединился еще один отряд британских кораблей, включавший эскортный авианосец, четыре эсминца, четыре корвета и столько же фрегатов. Союзный конвой, 1944 г. Британский эскортный авианосец «Активити» Британский эскортный авианосец «Найрана» Утром 12 декабря немецкие летающие лодки обнаружили караван, находившийся уже юго-западнее острова Медвежий. Несмотря на плохую видимость, «Уайлдкэты» из 835 Sqdn. RAF, взлетевшие с авианосца «Найрана», смогли перехватить один «летающий башмак». И суб-лейтенант[106] Гордон (D. G. Gordon), израсходовав 3600 патронов, все же сбил его. Это был Bv-138C-1 W.Nr.310135 из 3-й эскадрильи SAGr.130, вылетевший с базы в Тромсё. Все пять членов его экипажа во главе с фельдфебелем Вильгельмом Крукком (Wilhelm Kruck) погибли. Тем не менее разведчики сделали свое дело. В воздух поднялись Ju-88A из I./KG26 майора Сёльтера. Эскадрильи летели друг за другом отдельными группами. Приблизительно через час полета сквозь непрерывный дождь и снежные заряды бортрадист на самолете командира группы поймал приводной радиосигнал, который посылался с борта дежурившей около конвоя летающей лодки. Вскоре уже сам Сёльтер заметил группу судов. Он приказал своим эскадрильям разойтись и начать заход для атаки с двух разных сторон, стараясь держаться максимально ближе к поверхности моря. Торпеды были сброшены, но вскоре некоторые экипажи доложили, что видели, как их «сигары» взорвались, не успев достигнуть назначенной цели. Когда радар на авианосце «Найрана» засек приближение к конвою двух групп самолетов: одной – с северо-востока, а другой – с юго-востока, с его палубы взлетели два «Уйалдкэта» из 835 Sqdn. FAA. Однако из-за погодных условий и все более сгущавшейся темноты они смогли обстрелять только один «Юнкерс», который быстро ушел от них в облака. Гораздо успешнее действовали пилоты из 813 Sqdn. FAA, поднявшиеся с эскортного авианосца «Кэмпения». Согласно британским данным, они сбили два торпедоносца. Еще один самолет был записан на счет корабельных зенитчиков. По возвращении экипажи майора Сёльтера сообщили о попаданиях по крайней мере в два транспорта. В действительности же ни одна из сброшенных ими торпед цель так и не поразила. При отражении этого налета англичане потеряли один самолет, но виной тому был не враг, а они сами. Когда «Уайлдкэт» заходил на посадку на свой авианосец «Найрана», по нему внезапно открыли огонь артиллеристы с ближайшего корабля охранения. И это несмотря на включенные навигационные огни и явную его непохожесть на двухмоторный торпедоносец. В итоге истребитель был сбит, а его пилот погиб. Следующая попытка удара по конвою RA-62 была предпринята 14 декабря. В ней участвовали в общей сложности тридцать торпедоносцев из II./KG26 во главе с новым командиром группы майором Рудольфом Шмидтом (Rudolf Schmidt), а также часть самолетов из I./KG26. На этот раз их главной целью должен был стать эскортный авианосец. Экипажи снова сообщили о двух попаданиях: в военный корабль и транспортное судно. Но в действительности все сброшенные торпеды снова прошли мимо. Опять наблюдались преждевременные взрывы нескольких «сигар», которые в условиях плохой видимости, вероятно, некоторые летчики и приняли за попадания. Эта безрезультатная атака стоила KG26 одного торпедоносца. Обратно не вернулся Ju-88A-17 обер-фенриха Рудольфа Таушека (Rudolf Tauschek) из 1-й эскадрильи. Все четыре члена его экипажа погибли. 1944 г. подошел к концу, и его итоги для Люфтваффе в части борьбы с конвоями союзников, направляющимися в Советский Союз, были безрадостными. Впервые во время переходов ни один из транспортов не был потерян от атак самолетов. За год в Мурманск, Архангельск и Молотовск практически беспрепятственно прибыли 243 судна. Грузы, доставленные ими в рамках программы ленд-лиза, позволили советским войскам развернуть непрерывное наступление по всему Восточному фронту. В начале 1945 г. немецкая авиация вступила в фазу непрекращающегося кризиса, обусловленного нехваткой самолетов, подготовленных летчиков и топлива. Он не мог не сказаться и в Заполярье. Полеты разведчиков над морем, выполнявшиеся до этого с завидной регулярностью, свелись к минимуму. В итоге конвои JW-63 и RA?63 даже не удалось обнаружить. 3 февраля из Англии вышел конвой JW-64 в составе 26 судов. Тяжелогруженые транспорты сопровождали эскортные авианосцы «Кэмпения» и «Найрана», один крейсер и семнадцать эскортных кораблей. 6 февраля область низкого давления, распространившаяся над Северным Ледовитым океаном, принесла сильный ветер, плотную облачность и ливни. Несмотря на сложные метеоусловия, в 13.00 караван обнаружил немецкий Ju-88D. Его экипаж успел сообщить координаты, прежде чем разведчик был сбит «Уайлдкэтом» из 813 Sqdn. FAA, взлетевшим с авианосца «Кэмпения». Правда, и сам палубник обратно «на палубу» не вернулся, пропав без вести. Британский эскортный авианосец «Найрана» зарывается носом в большие волны во время проводки конвоя JW-64, февраль 1945 г. Торпедоносец Ju-88A-17 из II./KG26, аэродром Бардуфос, начало 1945 г. Маскировочные чехлы, одетые на повернутые вверх лопасти винтов, были призваны имитировать деревья Командир KG26 оберст-лейтенант Вильгельм Штеммлер (Wilhelm Stemmler), сменивший в ноябре 1944 г. на этом посту Вернера Клюмпера, получил приказ подготовить массированную торпедную атаку обнаруженного конвоя. Остаток дня и последующую ночь наземный персонал на аэродромах Ваернес и Бардуфос, где теперь соответственно базировались первая и вторая группы эскадры, трудился не покладая рук. С каждого самолета требовалось удалить снег и наледь, проверить и отрегулировать работу двигателей, подвесить по две торпеды и так далее. Взлет был назначен почти за три часа до рассвета 7 февраля. Экипажи в темноте надели летные комбинезоны, спасательные жилеты и заняли свои места в «Юнкерсах». Пилоты запустили двигатели, и камуфлированные белыми разводами торпедоносцы один за другим выруливали на старт. Сначала с 05.20 до 05.36 с аэродрома Ваернес взлетели машины штабной эскадрильи и I./KG26. Затем в 05.50 из Бардуфоса начали подниматься самолеты II./KG26. В общей сложности конвой должны были атаковать 48 Ju-88 и Ju-188. Они летели двумя независимыми группами. Однако из-за сложных погодных условий ни одна из них так и не смогла найти союзные суда, которые, по донесениям авиаразведки, находились где-то юго-западнее острова Медвежий. По имеющимся данным, на разведчике, следившем за конвоем, неожиданно вышла из строя радиостанция, посылавшая приводной сигнал для торпедоносцев. Кроме того, когда радиолокаторы кораблей охранения засекли большую группу самолетов, приближавшихся со стороны Норвегии, командир эскорта JW-64 контр-адмирал Мак-Грегор приказал судам развернуться таким образом, чтобы оставить противника за кормой. В итоге, выработав весь лимит горючего, обе группы «Юнкерсов» были вынуждены возвратиться обратно. Самолеты из II./KG26 начали приземляться в Бардуфосе в 10.32, проведя в воздухе почти пять часов и налетав более двух тысяч километров. Затем в 10.50 в Ваернесе стали садиться машины из звена штабной эскадрильи и I./KG26. Но обратно не вернулись сразу пять торпедоносцев. Вскоре пришло сообщение, что Ju-88A-17 W.Nr.142102 из II./KG26, израсходовав все топливо, совершил вынужденную посадку на норвежском побережье в 50 км северо-западнее Тронхейма. Он был разрушен, но все четыре летчика не пострадали. Позднее выяснилось, что Ju-88A-17 W.Nr.142279 «1H+MP» лейтенанта Харальда Бургдорфа (Harald Burgdorf) из 6-й эскадрильи был по ошибке сбит зенитным огнем с немецких кораблей и весь его экипаж погиб. Судьба же трех других торпедоносцев: Ju-88A-4 W.Nr.886682 «1H+HF» унтер-офицера Эрнста Хюльсеманна (Ernst Hulsemann) из штабной эскадрильи эскадры, Ju-88A-17 W.Nr.550951 «1H+AM» обер-фельдфебеля Эриха Беттина (Erich Bettin) из 4-й эскадрильи и Ju-88A-17 W.Nr.4578 «1H+EP» обер-фельдфебеля Гельмута Гёринга (Helmut Gohring) из 6-й эскадрильи, так и осталась неизвестной. Все двенадцать человек, находившихся на их борту, пополнили длинный список пропавших без вести. В то утро где-то в Баренцевом море в буквальном смысле канули в воду еще три «Юнкерса» вместе со своими экипажами. Это были два самолета из штабной эскадрильи KG26, которые пилотировали лейтенант Ханс Денерт (Hans Denert) и фельдфебель Георг Мор (Georg Mohr), а также разведчик обер-лейтенант Пройсера (Preu?er) из 1-й эскадрильи Aufkl.Gr.120, вылетевший на поиски все того же конвоя JW-64. В течение 8 февраля поиски каравана вели сразу шесть самолетов: один Ju-188 и два Ju-88 из 1./Aufkl.Gr.120 и три Bv-138 из SAGr.130. Однако из-за плотной и низкой облачности, дождя и снега они оказались неспособными поддерживать с ним непрерывный контакт. На следующее утро штабная эскадрилья и I./KG26 перелетели из Ваернеса в Бардуфос. При этом сразу три штабных Ju-88A-4 потерпели катастрофу, потеряв в условиях плохой погоды ориентировку и врезавшись в горный склон недалеко от аэродрома. Все экипажи по главе с обер-лейтенантами Йоханнесом Крампихом (Johannes Krampich) и Йозефом Бройхерром (Josef Brauherr) и унтер-офицером Хейнцом Зюссом (Heinz Suss) погибли. Перед взорами остальных летчиков, приземлившихся в Бардуфосе, предстало заснеженное летное поле, расположенное между высоких холмов. Самолеты были размещены прямо под открытым небом, в деревянных капонирах. Тем временем самолеты-разведчики то находили конвой, то снова теряли его из виду. К тому же на подходе к острову Медвежий командир эскорта контр-адмирал Мак-Грегор приказал каравану уклониться к северу. В результате обе группы торпедоносцев KG26 в течение светлого времени 9 февраля оставались на земле, не имея точных сведений о местонахождении цели. Ju-88A-17 из 3-й эскадрильи KG26 с двумя подвешенными торпедами F5, аэродром Бардуфос, 9 февраля 1945 г. Ju-88A-17 из I./KG26 на аэродроме Бардуфос, 9 февраля 1945 г. Наконец ближе к вечеру поступило сообщение, что с конвоем установлен прочный контакт южнее от острова Медвежий. Этот квадрат находился всего в 400 км от Бардуфоса и таким образом был легко достижим. Командир KG26 оберст-лейтенант Штеммлер получил приказ быть готовым к взлету утром 10 февраля. И опять механики и оружейники работали всю ночь на холоде и в снегу, чтобы успеть подготовить машины к вылету. Первый «Юнкерс» поднялся в воздух в 08.00, как раз перед восходом солнца. Вслед за ним от взлетно-посадочной полосы Бардуфоса с минутными интервалами оторвались еще тридцать торпедоносцев. Видимость над аэродромом была еще приемлемой, но далее к побережью стремительно ухудшалась. После сбора самолеты взяли курс на Медвежий. Через некоторое время из-за неполадок в работе двигателей должен был повернуть обратно Ju-88A-17 «1H+KL» из 3-й эскадрильи. Он благополучно достиг Бардуфоса, где в 09.26 и приземлился. Оставшиеся тридцать экипажей продолжали полет далее сквозь облака и снежные заряды. В том числе на Ju-88A-17 «1H+LN» из 4?й эскадрильи летели пилот лейтенант Хорст Науманн (Horst Haumann) и три унтер-офицера: штурман Ханс Дрингенберг (Hans Dringenberg), бортрадист Артур Пфафф (Arthur Pfaff) и бортстрелок Йозеф Гавличек (Josef Havlitschek). Они летали вместе уже более года – с января 1944 г. – и были слаженной командой. 22-летний Пфафф позднее рассказывал о событиях того дня: «Ранним утром 10 февраля мы получили приказ о том, что наша группа должна атаковать торпедами вражеские авианосцы и конвой торговых судов к юго-востоку от острова Медвежий. В Бардуфосе было холодное зимнее утро, когда мы вырулили на взлет приблизительно с дюжиной других самолетов из II./KG26. Мы несли по две авиационные торпеды. Наш Ju-88 стартовал в 08.15. После взлета мы полетели на север через фьорд. Недалеко от берега группа собралась в сомкнутый боевой порядок и направилась на северо-восток. Ju-88A-17 из KG26 взлетает с аэродрома Бардуфос на рассвете 10 февраля 1945 г. Слева направо: Йозеф Гавличек, Хорст Науманн, Артур Пфафф и Ханс Дрингенберг Метеоусловия были не совсем хорошими. Имелась плотная облачность, нижняя кромка которой висела самое большое на высоте 300 метров. Море было бурным, и никто не хотел думать о ледяной воде внизу. Легкие снежные заряды были незначительной помехой для полета в строю. Мы летели низко, чтобы избежать обнаружения радарами противника. Все поддерживали радиомолчание, как и было приказано. Нашим единственными контактами были переговоры между членами экипажа по внутренней связи. Однако не было почти никаких разговоров. Все были чрезвычайно сконцентрированы и напряжены. Поскольку мы приблизились к району цели, Йозеф Гавличек и я еще раз провели наши пулеметы. Ju-88 был оснащен пулеметами MG81Z (спаренными), и мы внимательно осматривали воздушное пространство в направлении нашего полета. Время нашего прибытия в район предполагаемого нахождения цели прошло, но не было никаких признаков конвоя. Наша группа начала кружить, пытаясь определить местонахождение конвоя. Это была тяжелая работа для пилотов, поскольку требовалось сохранять сомкнутый строй. Наш пилот Хорст Науманн предупредил, что группа направляется к области сильного снегопада. Видимость стремительно снизилась, когда мы вошли в нее, и строй разомкнулся из-за опасности столкновений. Через некоторое время посветлело, и внезапно мы оказались в чистом небе. В этот момент мы увидели непосредственно под нами конвой, плывший под прямым углом к нашему курсу. Наш пилот дал полный газ и спустился настолько низко, насколько было возможно. На расстоянии были видны несколько других самолетов нашей группы. Поскольку мы больше не были в сомкнутом строю, захват в клещи был невозможен. Эскорт открыл по нам огонь из легких зениток и пулеметов. Я мог легко следить за трассерами, проходившими рядом с нами и позади нас. Однако большая часть вражеского огня была выше нас. Хорст Науманн умело обходил эскадренные миноносцы. Когда мы проходили мимо, то в нескольких случаях были в 50 метрах или даже меньше от них. Небо вокруг нас было заполнено взрывающимися зенитными снарядами. На столь малой высоте, как у нас, пилот должен был неоднократно избегать фонтанов воды, поднимаемых снарядами корабельных орудий. Несмотря на все, что происходило вокруг нас, Ханс Дрингенберг сконцентрировался на своем торпедном прицеле, поскольку мы были настроены заполучить авианосец или транспорт. Мы только что прорвались через внешнее оборонительное кольцо конвоя, когда Ханс сообщил об истребителях, атакующих спереди. Вокруг нашей машины замелькали трассеры, и Ju-88 получил попадания. Торпеды были сброшены, поскольку это был наш последний шанс улучшить маневренность. Самолеты пролетели мимо, и я первоначально подумал, что это FW-190, из-за их звездообразных двигателей. Когда истребители развернулись и возвратились, мы смогли их идентифицировать как «Мартлеты»[107]. Теперь они атаковали сзади. Йозеф и я стреляли по нападавшим из всего, что у нас было. Неожиданно мой пулемет заклинило. Наш самолет получил новые попадания. «Мартлеты» пролетали так близко, что мы могли видеть лица их пилотов. Наш пилот попытался на полной мощности достигнуть слоя облаков, но истребители развернулись и продолжили стрелять. Был поражен хвост нашего Ju-88, и от него полетели обломки. Хорст Науманн выполнил переворот через крыло, спикировал и выровнял машину над самыми волнами. Тогда «Мартлеты» начали окружать нас. Мы неоднократно пытались уйти в облака. Однако один из истребителей остался с нами и пытался выйти в позицию для стрельбы. Я направлял пилота так, чтобы мы уходили с линии огня, но при этом могли стрелять из своих пулеметов. Мой пулемет несколько раз заклинивало. Мы снова получили попадания. Когда мы набирали высоту, бортстрелок унтер-офицер Йозеф Гавличек сообщил о пламени, исходящем из нашего правого крыла. Пилот немедленно снова перевел самолет в пикирование, и увеличение скорости уничтожило огонь. Теперь мы были над серединой конвоя. Грузовые суда были ясно видны, толстый лед покрывал их надстройки и леера. Волнение моря было сильным. Я автоматически вспомнил о своей вынужденной посадке на Балтике в ноябре 1943 г. Отбив несколько атак, мы наконец достигли облаков. «Мартлеты» не последовали за нами. Мы продолжали подниматься и достигли вершины слоя приблизительно на высоте 1000 метров. Разрывы зенитных снарядов над облаками говорили о том, что конвой все еще был под нами. Мы направились на юг, к Бардуфосу, оставаясь непосредственно над облаками, готовые в любой момент резко нырнуть обратно в них. Через некоторое время мы увидели самолет, летевший параллельным курсом на той же самой высоте. Мы осторожно приближались друг к другу. Это был Ju-88 из нашей группы. Вместе мы прилетели обратно в Бардуфос. В 12.30 мы приземлились там без происшествий. Наш Ju-88 «1H+LN» имел 15 серьезных попаданий. В дальнейшем до самого конца войны машина больше не участвовала ни в каких боевых вылетах». Приближение большой группы самолетов было своевременно обнаружено радарами британских кораблей. Поэтому когда торпедоносцы из I. и II./KG26 в 10.27 появились в поле зрения зенитчиков, то по ним был немедленно открыт убийственный огонь, а с эскортных авианосцев взлетели десять истребителей. Прямым попаданием сразу же был сбит Ju-88A-17 W.Nr.300069 «1H+BH» лейтенанта Гюнтера Броя (Gunther Breu) из 1-й эскадрильи. Он врезался в серые волны и взорвался. В последующие крайне напряженные, переполненные событиями минуты вряд ли у кого-либо из членов экипажей было время следить за другими самолетами. «Юнкерсы», летевшие над самыми волнами, должны были идти к своим целям сначала сквозь стену разрывов зенитных снарядов, а потом под огнем «Уайлдкэтов», взлетевших с эскортных авианосцев. Первыми на пути торпедоносцев оказались британские шлюп «Ларк» и эсминец «Уайтхолл», которые палили из всего, что было на борту. Брайан Скофилд так описывал хаотическую атаку немцев: «Вскоре самолеты летели, казалось, со всех сторон, а море буквально кишело торпедами. Часть из них рвалась, попав в кильватерную струю. Благодаря умелому маневрированию ни один из кораблей попаданий не получил…» Зенитчики, как и в прежние годы, стреляли по всему, что летало, в том числе и по своим истребителям. И, надо сказать, весьма преуспели в последнем деле, сбив два «Уйалдкэта». Пилот одного из них погиб, а другой успел выпрыгнуть на парашюте и был затем подобран. После возвращения в Бардуфос экипажи «Юнкерсов» доложили, что им удалось потопить транспорт и эсминец, а также повредить крейсер, два эсминца и еще один сухогруз. На основе этих рапортов командир KG26 оберст-лейтенант Штеммлер и вышестоящее командование сделали вывод, что атака была успешной. В действительности же все сброшенные торпеды опять прошли мимо и ни один корабль или судно не пострадали. Можно предположить, что малоопытные летчики, а таковых в составе I. и II./KG26 было немало, видя издали внутри конвоя взрывы и столбы дыма, полагали, что это могут быть только попадания их торпед. Но скорее всего это были взрывы при падении сбитых торпедоносцев. Ju-88A-17 из KG26 возвращается на аэродром Бардуфос, 10 февраля 1945 г. Пилот торпедоносца после вылета Всего из этой атаки, помимо упоминавшегося выше самолета лейтенанта Броя, не вернулись сразу шесть Ju-88A-17: – W.Nr.801600 «1H+HH» лейтенанта Георга Хюбнера (Georg Hubner) из 1-й эскадрильи; – W.Nr.883924 «1H+LH» лейтенанта Герхарда Шёфера (Gerhard Schafer) из 1-й эскадрильи; – W.Nr.884626 «1H+AK» унтер-офицера Карла Эйгендорфа (Karl Eigendorf) из 2-й эскадрильи; – W.Nr.550965 «1H+EN» унтер-офицера Германа Блюма (Hermann Blum) из 5-й эскадрильи; – W.Nr.301449 «1H+HP» обер-лейтенанта Рудольфа Рёгнера (Rudolf Rogner) из 6-й эскадрильи; – W.Nr.886752 «1H+PP» лейтенанта Манфреда Шлёгеля (Manfred Schlogel) из 6-й эскадрильи. Однако вскоре выяснилось, что лейтенант Шёфер смог на одном двигателе дотянуть до норвежского побережья и сесть «на живот». Самолет получил тяжелые повреждения, но сам Шёфер и остальные три члена его экипажа – унтер-офицер Хоппе (Hoppe) и обер-ефрейторы Грайс (Greis) и Гаттнер (Gattner) – отделались лишь небольшими ушибами. Днем 10 февраля на поиски остальных пяти экипажей вылетела летающая лодка Do-24 из 51-й поисково-спасательной эскадрильи, но ей не удалось найти никаких их следов. Еще один торпедоносец – Ju-88A-17 «1H+NL» лейтенанта Ханса-Вернера Гроссе (Hans-Werner Grosse) из 3-й эскадрильи – остался цел лишь чудом. Выполняя на предельно малой высоте маневр уклонения от зенитного огня, он задел за поверхность воды винтом правого двигателя. В результате каждая из трех лопастей мгновенно «укоротилась» на 40 см. Несмотря на сильнейшую вибрацию, Гроссе удалось не только дотянуть до своего аэродрома, но и благополучно приземлиться. А вот Ju-88A-17 W.Nr.885565 «1H+FK» лейтенанта Карла Бурчера (Karl Burtscher) из 2-й эскадрильи не повезло. Он был поврежден зенитным огнем и при посадке потерпел аварию. Один летчик получил ранение, но трое остальных не пострадали. Всего с 6 по 10 февраля KG26 «Лёвен» совершила три групповых боевых вылета против конвоя JW-64. Потеряв за эти дни 19 самолетов и 60 летчиков, эскадра фактически не добилась ни одного, даже самого малого, успеха. Можно смело утверждать, что события этих нескольких дней поставили жирный крест на существовании торпедоносцев как таковых. Последняя жертва 17 февраля 1945 г. из Кольского залива вышел обратный конвой RA-64 в составе 34 судов. Уже на выходе он понес потери от атак подводных лодок, а потом попал в шторм, сильно разбросавший его по морю. Кораблям эскорта удалось собрать большую часть судов и восстановить их походный ордер только к девяти часам утра 20 февраля. Уже через час поблизости появился и немецкий самолет-разведчик. Затем в 10.30 на экранах радаров британских кораблей появились отметки большой группы воздушных целей, приближавшихся с юго-запада. Это были пятнадцать Ju-88A и десять Ju-188А-3, вылетевшие с аэродрома Ваернес. Их собрали из всех трех групп KG26, и они имели самые опытные экипажи. Ведущую машину пилотировал командир 8-й эскадрильи гауптман Принц (Prinz). Несмотря на сильное волнение и высокие волны, с авианосца «Найрана» удалось поднять четыре уцелевших после шторма «Уайлдкэта». На другом же эскортном авианосце – «Кэмпения» – штормом были разрушены или повреждены все находившиеся на нем истребители. Командир эскорта, поняв, что приближаются торпедоносцы, приказал развернуть конвой таким образом, чтобы принять удар с кормовых углов. Предполагалось, что «Юнкерсы» возьмут караван в «щипцы», применив тактический прием, придуманный и отработанный еще в 1942 г. прежним командиром KG26 оберст-лейтенантом Клюмпером. Однако времена уже были не те. Массированный зенитный огонь и атаки палубных истребителей в очередной раз разрушили боевой порядок торпедоносцев. Последние в итоге атаковали хаотично, уже кто как мог. По возвращении летчики доложили о двух попаданиях. Но в действительности атака вновь закончилась неудачей и все сброшенные торпеды прошли мимо. Конвой RA-64 не понес никаких потерь. В то же время зенитным огнем с кораблей охранения были сбиты два Ju-88A-17 из II./KG26– W.Nr.800631 и W.Nr.142060. Оба экипажа во главе с унтер-офицерами Отто Алльхоффом (Otto Allhoff) и Хансом Мёрцелем (Hans Morzel) погибли. В течение двух последующих дней летающие лодки продолжали следить за конвоем, но новых торпедных атак не последовало. К вечеру 22 февраля на море снова разыгрался шторм, нарушивший строй конвоя. При этом поистине ураганный ветер поднимал такие волны, что авианосец «Найрана» едва не опрокинулся. В итоге к утру 23 февраля в составе походного ордера осталось только двадцать транспортов. Постепенно эскортные корабли сумели отыскать и собрать почти все суда, кроме одного. Этим неудачником оказался американский транспорт «Генри Бэкон» тоннажем 7177 брт, у которого произошла поломка машины. В этот день с аэродрома Ваернес на поиск конвоя, примерное положение которого сообщили самолеты-разведчики, вылетели двадцать шесть «Юнкерсов» из KG26. Их снова возглавлял командир 8-й эскадрильи гауптман Принц. И вот в 14.15 немецкие экипажи увидели картину, о которой уже и не мечтали. Посреди океана, переваливаясь с волны на волну, не спеша шло одиночное судно. И никаких тебе авианосцев и эсминцев вокруг. Это тот самый «Генри Бэкон». Американские моряки, заметив приближающуюся армаду торпедоносцев, поняли, что им конец. Однако сдаваться не собирались. Капитан начал маневрирование, а моряки открыли огонь из многочисленных зениток, коими суда типа «либерти» были буквально утыканы. Видя, что судно начало выполнять резкий маневр, пилоты торпедоносцев отказались от атаки с ходу и прошли мимо. Потом «Юнкерсы» встали в круг и начали поочередно с разных направлений заходить на цель. Периодические всплески воды говорили о том, что очередная торпеда сброшена. Однако взрывов все не было, американцы умудрялись вновь и вновь уклоняться. Атака продолжалась около получаса, а запас торпед все уменьшался. Но упустить такую добычу было бы для немцев полным позором даже в 1945 г. Вскоре одна из торпед все же попала в «Генри Бэкона». Мощный взрыв прогремел в районе артиллерийского погреба. Немедленно вышло из строя рулевое управление, во многих местах разошлись сварные швы корпуса, ударной волной выбило переборки. В трюм стала быстро поступать вода. Убедившись, что судно идет ко дну, торпедоносцы оставили его и повернули обратно на аэродром. Транспорт из конвоя RA-64 во время шторма в Баренцевом море Ju-88A-17 из I./KG26, аэродром Бардуфос, 20 февраля 1945 г. Вскоре после того как уцелевшие члены команды судна перебрались на шлюпки, «Генри Бэкон» погрузился в пучину. Прибывшие на место катастрофы эсминцы подобрали 64 из 86 человек, находившихся на его борту. Это было последнее судно, потопленное Люфтваффе в ходе Второй мировой войны. Этот успех стоил немцам еще трех Ju-188A-3 из III./KG26. Два из них – W.Nr.190604 гауптмана Отто Фишера (Otto Fischer) и W.Nr.190349 унтер-офицера Гюнтера Цирке (Gunther Zierke) – упали где-то в Норвежском море. Все восемь летчиков, входившие в их экипажи, погибли. Третий же самолет – «1H+NR» из 7-й эскадрильи – потерпел аварию в районе Тронхейма, но его экипаж уцелел. Что стало причиной всех этих потерь: технические исправности, ошибки пилотов или боевые повреждения, точно неизвестно. Конвой RA-64, прибывший 1 марта в Клайд, потерял во время перехода два транспорта и два эскортных корабля, еще один был поврежден и потом уже не восстановлен. По меркам 1945 г. это было довольно много. Тем временем война неумолимо подошла к своему финалу. А с ней в последнюю фазу кризиса вступило и Люфтваффе. Из-за нехватки горючего самолеты-разведчики поднимались с аэродромов в Северной Норвегии уже все реже. Поэтому следующие союзные конвои – JW-65, RA-65 и JW-66 – ими даже не были обнаружены. Посему борьбу с транспортами, и, надо сказать, небезуспешно, вели только подводные лодки. 29 апреля, когда советские войска уже подошли к Рейхстагу, из Кольского залива в море вышел обратный конвой RA-66 в составе 24 транспортов. 1 мая он в 18.00 был все-таки замечен немецким разведчиком, и информация о его местоположении была передана в штаб KG26 «Лёвен». По имеющимся данным, оберст-лейтенант Георг Теске (Georg Teske), командовавший эскадрой в последние месяцы войны, планировал атаковать этот конвой в районе острова Медвежий. Для этого в его распоряжении на аэродроме Тронхейм еще были 35 исправных торпедоносцев и необходимый резерв топлива. Однако сообщение о падении Берлина отрезвило Теске и заставило отказаться от последней и уже совершенно бессмысленной атаки. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|