|
||||
|
Норвежская кампания Военная предыстория кампании Германское командование долго воздерживалось от военных операций на Севере — оно было слишком занято подготовкой к войне на Западе, первой целью которой был разгром Франции. Распыление сил считалось нецелесообразным. Для германского командования был желателен нейтралитет Норвегии и других Скандинавских стран. В октябре 1939 года командующий военно-морским флотом Германии гросс-адмирал Редер был настолько обеспокоен часто обсуждаемыми в британской прессе планами высадки в Норвегии, что предложил Верховному главнокомандованию опередить противника — создать на норвежском побережье, например в Бергене и Тронхейме, немецкие базы. Через некоторое время, чтобы не расширять театр военных действий, была отклонена рекомендация Квислинга (1887–1945, лидер норвежских фашистов. Казнен. — Ред.) «взять Норвегию под защиту немцев». Только после того, как в конце января 1940 года появились убедительные доказательства того, что союзники готовятся начать здесь военные действия, было принято соответствующее решение. Эти факты были известны и в зарубежных странах, что явствует из мемуаров Черчилля и, среди прочих, из свидетельств английского военного историка Лиддела Гарта. Военные задачи и постановка целейТолько 20 февраля 1940 года после инцидента с «Альтмарком» (16 февраля английский эсминец в территориальных водах нейтральной Норвегии захватил немецкое вспомогательное судно «Альтмарк», освободив 300 британских пленных, членов команд потопленных германским рейдером «Адмирал граф Шпее» судов. При этом было убито 7 немцев. — Ред.) генерал пехоты фон Фалькенхорст получил задание оккупировать Данию и Норвегию. Первые приготовления начались 27 февраля в небольшом штабе. Не всем понятное решение, приводившее к неоправданному расширению театра военных действий и отвлечению сил, требовало быстрого и четкого исполнения. Было необходимо внезапным и как можно более скорым нападением опередить союзников и для прикрытия не защищенной с севера территории Германии и обеспечения безопасности правого фланга группировки вермахта на Западе захватить Данию и Норвегию. Это главное требование влекло за собой не менее важные задачи и цели: а) создание более широкой базы для военно-морских и военно-воздушных сил для борьбы против Англии; б) обеспечение подвоза незаменимой для военной промышленности железной руды с севера Швеции через Ботнический залив (замерзающий зимой. — Ред.) и через Нарвик (незамерзающий порт. — Ред.). Особенность операции заключалась в том, что впервые в этой войне в тесном союзе действовали все три вида вооруженных сил под одним командованием. Большая протяженность территории, непривычные климатические и географические условия могли создать непредвиденные трудности. Это опасение подтвердилось позже, причем в полной мере: снабжение войск приходилось вести по морю и воздуху, а на суше передвигаться по топким или промерзшим дорогам. Территориально отделенные друг от друга наземные войска приходилось формировать таким образом, чтобы они могли долгое время рассчитывать только на самих себя. Поскольку Генеральный штаб начал подготовку только 27 февраля, она велась в большой спешке и носила импровизированный характер. Усложняло ситуацию требование соблюдения режима полной секретности. Ведение кампанииВ ходе выполнения задания было необходимо занять расположенную рядом Данию и в короткий срок превратить ее в базу для снабжения войск, действующих в Норвегии. Захват Дании под командованием генерала авиации Каупиша был осуществлен в результате внезапного нападения в то же время, что и высадка первых десантов в Норвегии. Рано утром 9 апреля 1940 года — часы показывали 5.10 — высадились первые десанты. С восточного участка, из районов портов Варнемюнде и Киль, как исходной базы против датских островов Зеландия и Лолланн, имея целью Копенгаген, тремя боевыми группами ударила усиленная 198-я дивизия. Они одновременно направились по морю в Гесер (на юге о. Лолланн) и Корсёр (на юго-западе о. Зеландия), а усиленный батальон — в Копенгаген. Немного западнее, с рубежа Фленсбург — Нибюлль, усиленная 170-я пехотная дивизия выступила в направлении острова Фюн и полуострова Ютландия. Парашютисты захватывали важные мосты и другие ключевые места транспортной системы Дании, создавая небольшие плацдармы и обеспечивая рвущимся вперед боевым группам беспрепятственное продвижение к удаленным целям. Совместная боевая работа трех видов вермахта шла слаженно, продвижение к целям велось небольшими смешанными группами, причем почти безостановочно, хотя и без особой системы, в основном полагаясь на импровизацию. Уже сразу после полудня 9 апреля удалось установить связь с высадившимся в Копенгагене батальоном, а на полуострове Ютландия совершить большой рывок на север. Понятно, что, застигнутые врасплох датчане не смогли оказать серьезного сопротивления. Датский король и правительство, действуя во благо своего народа, отдали приказ о капитуляции. Таким образом была обеспечена важнейшая предпосылка к оккупации Норвегии. (При случайных столкновениях с датскими войсками немцы потеряли 2 чел. убитыми и 10 чел. ранеными. — Ред.) Намного сложнее и рискованнее оказалась оккупация Норвегии. Ход Норвежской кампании можно разделить на три части: а) переброска наземных войск по морю и по воздуху для захвата важнейших портов на побережье, подавление местами весьма существенной береговой обороны с последующим созданием плацдармов; б) расширение плацдармов с последующими боями за создание наземной связи между точками высадки на юге и в центральной части Норвегии с изоляцией вражеских сил; в) продвижение из района вокруг Тронхейма на север для уничтожения высадившихся в северной части Норвегии сил союзников, деблокирования немецких горных стрелков в Нарвике; сражения до ухода союзников из Северной Норвегии. ВысадкаВыбор времени для проведения операции зависел от завершения подготовки, которая велась со всей возможной энергией, и вывода войск на исходные позиции. После этого уже в середине марта операция могла начаться. Инцидент с «Альтмарком» 16 февраля 1940 года способствовал тому, что подготовка велась с максимальной скоростью и рвением. Замерзание Кильской бухты и пролива Скагеррак суровой зимой 1939/40 года задержало начало операции. Приказ начать действовать был отдан только 1 апреля. Операция была назначена на 5.15 9 апреля. Промежуток времени от отдачи приказа до одновременной высадки во многих пунктах побережья был необходим для того, чтобы морской транспорт успел достичь самого удаленного места высадки, Нарвика, до которого было семь дней пути. Господствовавшая в это время погода со штормами и снежными зарядами не только усложнила положение германских войск, находившихся в море, но и скрыла от вражеских взглядов размах предстоящего события. Вход германских войск в Осло-фьорд, Кристиансанн, Арендаль, Ставангер, Берген, Тронхейм был, в общем, исполнен по плану и полностью удался. Этот факт представляется тем более удивительным, поскольку, как выяснилось впоследствии, операция германских войск вовсе не была тайной, и Дания и Норвегия своевременно получили уведомления о ней. Только масштаб операции, ее цель и время начала были сохранены в тайне. Имеющий численное превосходство английский флот, располагавшийся на самых лучших базах, осуществлявший плотную воздушную разведку над севером Норвегии, оказался не в состоянии ни предотвратить действия немцев, ни помешать им. Оперативная внезапность, участие всех трех видов вооруженных сил, смелость командования и отвага войск предопределили успех. В операции принимали участие впервые действовавшие совместно с другими частями вермахта военно-морские силы. Военно-морскими силами здесь командовал адмирал Карлс. Расчет сил для Норвежской кампании выполнялся как для второстепенного предприятия — главным оставалась готовность к наступлению на Западе. В операции могли участвовать только пять пехотных и две горные дивизии: 163-я пехотная дивизия генерала Энгельбрехта имела своей целью овладение Осло-фьордом и Осло; 196-я пехотная дивизия генерала Горна должна была действовать на участке Арендаль — Кристиансанн — Ставангер; 69-я пехотная дивизия генерала Титтеля была нацелена на Берген; 189-я пехотная дивизия генерала Войташа — на Тронхейм; 3-я горнострелковая дивизия генерала Дитля — на Нарвик; 2-я горнострелковая дивизия генерала Фоерштайна должна была позже последовать за 3-й дивизией. Только четыре из пяти пехотных дивизий и одна горнострелковая дивизия, в которых, по причине ограниченности транспортных средств для их переброски по морю или по воздуху насчитывалось едва ли половина боевого состава, вошли в первый оперативный эшелон. Они имели только важнейшую материальную часть и самое необходимое снаряжение. Большинство подразделений смогли получить пополнение, лошадей, транспортные средства и тыловые службы только в более поздних эшелонах. Расширение плацдармовПосле успешной высадки первый оперативный эшелон должен был действовать быстро и решительно, не ожидая подхода следующих за ним частей. Боевые подразделения и части первого эшелона создали плацдармы разной глубины и с них нанесли удар быстро сформированными частично моторизованными боевыми группами по центрам норвежской мобилизации и известным местам пребывания войск в учебных центрах. Благодаря этому удалось прервать планомерную мобилизацию норвежских вооруженных сил и захватить важнейшую технику и орудия. Однако немцам все же не удалось помешать значительной части норвежской армии отойти в глубь страны и сосредоточиться для оказания решительного сопротивления противнику. Норвежское правительство начало мобилизацию и призвало, рассчитывая на активную помощь англичан, к сопротивлению захватчикам. Были сформированы боевые группы, которые по численности нередко превосходили нападавших, хотя у них недоставало тяжелого оружия, да и оснащение было недостаточным. Однако норвежские силы обладали большей маневренностью и, хорошо зная местность, отлично понимали, какие благоприятные возможности для обороны представляют горы. Норвежский солдат с точки зрения боевых действий в составе подразделения во многом уступал немецкому солдату, но как самостоятельный, одиночный боец имел хорошую подготовку. Он отличался умелым использованием местности, маневренностью и особенно точным ведением огня. Действия норвежских отрядов нередко ставили германское командование в затруднительное положение. В то время как из-за ситуации на море и в воздушном пространстве на Берген и Тронхейм могли быть доставлены только немногочисленные силы (последующие эшелоны чаще всего пользовались воздушным транспортом), подвоз сил в Осло-фьорд был обеспечен. Благодаря этому участок главного удара для установления наземной связи между плацдармами на юге и в центральной части Норвегии был создан в районе Осло. Для удара на север, прежде всего благодаря занятию Фредрикстада, Хенефосса, Драммена и Конгсвингера, было создано пространство, необходимое для оперативной базы. Из этого района, условно вдоль четырех главных транспортных артерий страны, открывалось четыре направления наступления — на Тронхейм, Ондалснес, Согне-фьорд и Берген. Одновременно поступил приказ: после занятия этих плацдармов объединиться с приближающимися южными группами, нанеся удар на юг и юго-восток. Целью операции было, кроме установления наземной связи, уничтожение вражеских сил, находившихся между ударными группами. В ходе этих боев участок главного удара должен был еще больше переместиться на восточное крыло, ибо ситуация в Тронхейме из-за высадки союзников в Ондалснесе и Намсусе после 22 апреля стала угрожающей. Существовала опасность, что слабый немецкий гарнизон Тронхейма, из-за охвата с северного и южного направлений, будет исключен из дальнейших боев, и тогда объединенные силы противника получат возможность соорудить южнее Тронхейма сильный оборонительный фронт на юг. Последнему в немалой степени способствовал бы благоприятный рельеф местности. Из-за этого общие операции немцев не только существенно замедлились бы, но и помощь немецким силам у Нарвика не прибыла бы вообще, или, по меньшей мере, прибыла бы слишком поздно. (Быстрый захват Тронхейма и местного аэродрома Вернее имел огромное значение. До этого немецким силам, занявшим Нарвик с моря, помочь было нельзя (на море господствовал английский флот, а радиус действия немецкой авиации не позволял это сделать). Теперь на подкрепления направлялись с аэродрома Вернее. — Ред.) Для германского командования было очень важно быстрыми, решительными ударами на Тронхейм и на юге установить связь, объединив имеющиеся в распоряжении силы, использовать военную авиацию под руководством командира X авиационного корпуса генерал-лейтенанта Гейстера и немногочисленные танки, чтобы наступающим боевым группам была обеспечена эффективная поддержка. Им была проложена дорога на север. Идущие от Ондалснеса на помощь норвежцам англичане попытались у Лиллехаммера остановить рвущихся вперед немцев. Британцы совершили ошибку. Вместо того чтобы наступать на север, на Тронхейм, и двусторонним охватом уничтожить германскую группировку в Тронхейме, они повернули от Думбоса на юг. При этом они нанесли удар восточнее озера Мьёса у Лиллехаммера по наступающей на север и имеющей целью Тронхейм дивизии генерала Пелленгара; западнее озера Мьёса у Йёвика — по наступающей к Бергену дивизии генерала Энгельбрехта. После тяжелых боев англичане были отброшены, начали отступление, которое спустя несколько дней превратилось в поспешное бегство, причем основная часть техники была брошена. Боеспособность высадившихся в Норвегии англичан не шла ни в какое сравнение с тем, как сражались жестко оборонявшиеся норвежцы. Осуществление успешного наступления вдоль главных дорог смешанными боевыми группами стало высшим достижением германской пехоты. Оно велось против хорошо знакомого с особенностями местности и смелого противника по труднопроходимым зимним дорогам. Наступление, в общем, было привязано к главным дорогам. Только передовые взводы наступающих ротных колонн могли вести бои. Наступали по узким глубоким горным проходам. Противник же, прекрасно знавший эти горы, имел возможность обеспечить себе местное превосходство. Норвежцы имели хорошую зимнюю экипировку, в первую очередь — лыжи, а германская пехота продвигалась вперед, увязая в снегу. Во всех немецких отрядах были люди, лишившиеся оружия и снаряжения. Все это спешно восполнялось за счет трофеев. Нехватка транспортных средств и лошадей породила импровизированную моторизацию. К трудностям перехода добавился дефицит полевых кухонь и отсутствие возможностей удобного размещения людей. Эти бои характеризовались широким использованием подручных средств и всякого рода спонтанных решений. Впервые в этой войне выявилась необходимость вести наступление совершенно без обеспечения флангов силами сформированных всякий раз для конкретных условий боевых групп. Они не имели никакой связи с обычной военной организационной структурой. Саперы, артиллеристы, танковые взводы, тяжелые и легкие минометы прокладывали для командира группы и его атакующей пехоты путь вперед. 8 мая 1940 года части норвежских дивизий (1–4-я пехотные дивизии) в Южной Норвегии были разгромлены или взяты в плен; англичане поспешно грузились на свои суда. Была установлена наземная связь с юга Норвегии до Тронхейма. Южнее линии шведская граница — Тронхейм больше не было регулярных войск противника. Таким образом, оперативная ситуация в Норвегии была стабилизирована и к началу Западной кампании главная цель Норвежской операции была достигнута. Англичане поспешно выводили свои войска из района Намсуса. Борьба за норвежскую территориюПосле этого успеха, в стремлении окончательно умиротворить Норвегию на период войны, а противника лишить последней базы на Крайнем Севере, представлялось вполне естественным двигаться к Нарвику — стратегически значимой ключевой позиции Севера (вывоз железной руды и база подводных лодок на Лофотенских островах). Артиллерии предстояло «любой ценой» отбить территорию вокруг Нарвика. Значение Нарвика британцы оценили позже. «Нарвик был стратегически ключевой позицией, которой мы в течение всей войны были лишены». Как следует поразмыслив, можно прийти к выводу, что продолжение боев за район Нарвика до полного захвата севера Норвегии, оцененное с чисто военной точки зрения, являлось непродуктивным действием, несущим с собой распыление сил и очень рискованное увеличение зоны контроля. Критики наверняка заявят, что настоящий мастер проявляется в ограничении. Захват территории Северной Норвегии за Люнген-фьордом до Киркенеса военными первоначально не планировался. Такое требование последовало только по распоряжению политического руководства (рудники близ Киркенеса) и на основании благоприятных возможностей для размещения аэродромов (Бардуфосс, Банак, Киркенес) и гидроаэродромов (Алта, Хаммерфест, Билле-фьорд) как базы для ударов по коммуникациям, ведущим в Мурманск. Решение двигаться на север до норвежско-финской границы таило в себе неожиданные трудности и большую нагрузку: солдаты начали приближаться к пределу своих возможностей. Ведущее на север шоссе — единственная дорога, похожая на канал, окруженная стенами высотой иногда в несколько метров, — была вследствие таяния снежного покрова в невообразимом состоянии, больше напоминая болото. Вопреки всем трудностям мужественные австрийские горные стрелки 2-й горнострелковой дивизии Фойерштейна, которые в спешке прибыли из района Осло, должны были форсировать казавшийся почти бесконечным отрезок пути от Стейнхьера до Будё и Фёуске (расстояние по воздуху около 450 км) в стремлении следовать по пятам за высадившимся противником и деблокировать окруженную боевую группу Дитля. При этом отдельные горные участки местности со склонами альпийского типа и многочисленные фьорды приходилось преодолевать, используя только подручные средства. 5-я норвежская пехотная дивизия была, в отличие от дивизий юга и центра Норвегии, усилена так называемым «караулом нейтралитета», со времени финского конфликта приведенного в боевую готовность. Можно назвать чудом то, что на этом участке фронта совершили немецкие горные стрелки и их саперы, опираясь на собственные мужество, выносливость и способность импровизировать. Поддержка с воздуха с ближайшей базы отправления — Тронхейма — обеспечивала определенную маневренность передвижений. После того как вражеское сопротивление по мере захвата немцами все новых территорий постепенно уменьшилось, а к северу от My снова встретился более твердый грунт, передовые части немцев уже в конце мая достигли района Фёуске и продвинулись на север до Лейрангер-фьорда. С приближением к Нарвику они достигли самого северного пункта, которым завершалась транспортная сеть страны. Отсюда отборные, отлично вооруженные австрийские горные стрелки численностью около батальона совершили бросок напролом по лишенной дорог горной местности (горы высотой до 1500 и более метров, но перепады высот до 1500 м — как высокогорье. — Ред.) к находившемуся в 180 километрах Нарвику. И если эта группа пришла в Нарвик слишком поздно для вступления в бой (передовая группа доложила о своем прибытии генералу Дитлю, когда англичане уже ушли из Нарвика), нельзя сомневаться в том, что они совершили почти невозможное, преодолев считавшуюся непроходимой в это время года местность. С самого начала было ясно, что эта атака не могла оказать существенной помощи попавшей в бедственное положение группе Дитля и тем более деблокировать ее. Скорее необходимо оценивать ее психологический эффект как проявление истинного братства по оружию. Сражение за НарвикПосле перехода по бурному морю на борту эсминца германских военно-морских сил (кригсмарине) в точном соответствии с приказом утром 9 апреля, ровно в 5.15, в районе Нарвика высадились части 3-й (австрийской) горной дивизии. Всего на берег сошло около 2400 человек, входивших в следующие подразделения: боевая группа штаба 3-й горнострелковой дивизии; 139-й полк горных стрелков (3 батальона); части батальона связи; основные силы саперного батальона; отряды зенитчиков и морской артиллерии (без орудий), которые должны были захватить норвежские береговые батареи. Транспортные возможности пришедших сюда боевых кораблей были еще более ограниченными, чем при высадке на юге Норвегии. На эсминцы могли быть погружены только боевые подразделения без транспортных средств и тяжелого вооружения. Горные стрелки имели при себе, кроме легкого оружия, лишь походное снаряжение и запас боеприпасов. Было запланировано, что во втором эшелоне (который последует примерно через десять дней после захвата Нарвика) будут доставлены остальные части и подразделения из состава дивизии, в частности 138-й полк. Вслед за первым эшелоном транспортные суда, объявленные рудовозами, которые уже 2 апреля покинули Киль, везли транспортные средства, тяжелые орудия и вьючных животных. Этот транспортный конвой был потоплен английскими боевыми кораблями раньше, чем успел войти в защищенный Уфут-фьорд. Данное событие, приведшее к тяжелым последствиям, делает понятным весь драматизм боев за Нарвик. Из-за потери транспортных кораблей нарвикская боевая группа постоянно испытывала недостаток оружия и, что еще хуже, была лишена мобильности. Для этой боевой группы доставили точные данные о противнике и довольно богатый картографический материал. Части 6-й мобильной норвежской дивизии под командованием генерала Флейшнера, находившиеся в Харстаде, полковник Сундло со штабом полка и 1-м батальоном в Нарвике, штаб 1-го полка и отдельные батальоны в Эльвегардсмоене, саперный батальон и горные артиллеристы в Сетермоене, оставшиеся части дивизии в Харстаде и Тромсё и еще дальше, близ границы с Финляндией, могли при внезапной атаке немцев на Нарвик вступить в бой. На основании сведений о противнике и транспортной ситуации в районе Нарвика высадка производилась в двух местах побережья, разделенных Уфут-фьордом. В Нарвике/Фрамнесе: штаб дивизии, 139-й горнострелковый полк 2-й дивизии (майор Хауссельтс) с частями саперного батальона и батальона связи. В Бьерквике: полковой штаб горных стрелков — 139-й полк (полковник Виндиш) с 1-м (майор Штауднер) и 3-м (майор Шлеебрюгге) батальонами, а также части саперного батальона и батальона связи. Целью южной группы был Нарвик и захват рудовозной железной дороги. Южная группа должна была взять на себя части противника со стороны Эльвегардсмоена и обеспечить безопасность района вокруг Нарвика с севера и запада. Следствием внезапности стала высадка без боя, и основные силы захваченного врасплох норвежского гарнизона выполнили требование о капитуляции. Лишь одна рота сумела уйти из Нарвика и ускользнуть вдоль рудовозной железной дороги. В результате раздельной высадки с самого начала операции на северном фронте командовал полковник Виндиш, а на южном — лично генерал Дитль. Линией раздела между фронтами стал залив Ромбакен. Последовало двухмесячное сражение генерала Дитля и его храбрых австрийцев против имевшего восьмикратное численное преимущество, лучше оснащенного и экипированного противника. Повествуя о Норвежской кампании, невозможно описывать сражение за Нарвик во всех деталях. Слишком велик был бы соблазн написать только о нем. Поэтому мы сделали только краткие наброски, по которым можно составить представление о пространственном и временном ходе боев. Высадившиеся войска заняли указанные в приказе территории и оттуда повели атаку вдоль рудовозной железной дороги к шведской границе и на север к заливу Гратансботн, с целью расширить захваченный плацдарм. В западном направлении следовало захватить территорию до Боген-фьорда. Из-за приближения противника удалось продвинуться только до Трольдвикена. На этих передовых позициях были отбиты первые атаки превосходящих сил противника. Их удалось удерживать в течение всего апреля. Уже спустя день после высадки, 10 апреля, последовала первая атака британских военно-морских сил в Уфут-фьорде. Два немецких эсминца затонули, пять получили повреждения. Экипажи затонувших кораблей присоединились к наземным силам для обороны Нарвика. В этом и последующих боях немецкие эсминцы оказывали героическое сопротивление и нанесли британцам существенный ущерб. Из-за узости Уфут-фьорда немецким кораблям невозможно было выйти из него, чтобы добраться до ближайшего опорного пункта вермахта — Тронхейма. Командир эсминцев капитан 1-го ранга Бонте в этих боях пал смертью храбрых. После того как англичанами было завоевано неограниченное господство на море, на берег высадились значительные силы союзников, причем вне сферы действия группы Дитля. Развернувшиеся в мае бои горных стрелков с превосходящим и по численности, и по вооружению противником, который при поддержке огня корабельной артиллерии перешел в наступление и приступил к местным высадкам, характеризовался стойкостью горных стрелков в безнадежной ситуации. Только тот, кто знает горы севера Норвегии с их крутыми и отвесными склонами, фьельдами (платообразные вершинные поверхности отдельных массивов гор Скандинавии, покрытые выпуклыми шапками ледников норвежского типа или тундровой растительностью; над ними часто возвышаются острые пики. — Ред.) и расселинами, с метелями и таянием снегов, может более или менее точно представить себе, какие лишения вытерпели австрийские горные стрелки и военные моряки и какие принесли жертвы. Тактикой постоянных окружений хорошо ориентирующиеся на местности норвежцы оттеснили немцев от немногочисленных дорог, однако те закрепились на господствующих высотах и возобновили сопротивление, вынудив противника снова начать трудоемкую и отнимающую много времени подготовку к атаке. Со своих покрытых снегом позиций немцы видели, как противник трудится, устанавливая тяжелые орудия на позициях вне зоны действия немецких орудий, и понимали, что будут подвергаться систематическим обстрелам. Им предстояло сопротивляться, имея совершенно недостаточные вооружение и экипировку. Только беспримерной выносливостью немецких солдат и, не в последнюю очередь, профессионализмом генерала Дитля можно объяснить, почему они воевали и держались так долго. После того как Нарвик оказался в руках противника, а северная группа немцев отброшена, войска генерала Дитля в начале июня 1940 года оказались в крайне тяжелом положении. Первоначально удавалось доставить с юга по воздуху пополнение и материалы, которые потом сбрасывались с парашютами в Нарвике, однако в критические дни начала июня из-за погоды такая возможность больше не представлялась. На сколько бы то ни было существенную поддержку больше нельзя было рассчитывать. Боеприпасы почти кончились. В этой, казалось, безнадежной ситуации произошел неожиданный поворот: союзники отвели свои войска, разрушили причальные сооружения рудовозной железной дороги в Нарвике и железнодорожные мосты и прекратили очень перспективную для них, приблизившуюся к завершающей стадии борьбу. После того как союзники покинули Норвегию, 6-я норвежская дивизия капитулировала. 10 июня немецкие горные стрелки снова вошли в разрушенный Нарвик, добившись тем самым заслуженных лавров за свою стойкость. Причины прекращения операции были обусловлены общей военной ситуацией. На западе немцы стремительно двигались к побережью Ла-Манша. Положение Дюнкерка было бедственным. Учитывая такое развитие событий, британское руководство приняло решение ради срочно необходимой концентрации сил отказаться от второстепенной операции, несмотря на связанный с этим удар по ее военному престижу. Несомненно, именно в этом заключается главная причина столь тяжелого решения, разочаровавшего норвежцев. Правда, следует подумать, не появились ли уже в ходе кажущейся столь успешной операции ростки кризиса для союзников. Время шло и благоприятствовало использованию германской авиации с ближних баз против британских кораблей, в то время как значительные силы флота союзников были задействованы в снабжении и укреплении в оперативном отношении второстепенного района Нарвика и находились под угрозой. Во всяком случае, сильная опорная база немцев в Будё была расположена в опасной близости от опорного пункта англичан — Нарвика. Кроме того, как подтвердилось впоследствии, не только германские горные стрелки находились на пределе своих возможностей, но и 6-я норвежская дивизия тоже. Именно она в условиях сложной горной местности была основным участником сражений с немцами и в силу другого калибра своих орудий не могла получать боеприпасы от союзников. Единственный в Норвегии завод, производящий боеприпасы, в Рауфоссе, давно был в руках немцев. Перевооружение требовало много времени. Оценивая положение с этой точки зрения, можно сделать вывод, что, хотя германские горные стрелки и не могли нанести решающий удар своим противникам, в конечном итоге они вышли победителями. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|