Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Глава 1 Развитие культа Атона
  • Глава 2 Эхнатон запрещает имя Амона
  • Глава 3 Великий храм Атона
  • Глава 4 Прекрасный город
  • Глава 5 Отношение Эхнатона к своей семье
  • Глава 6 Друзья Эхнатона
  • Глава 7 Тревоги Эхнатона
  • Часть шестая

    С тринадцатого до пятнадцатого года правления Эхнатона

    Переезд правителя и всего двора в новый дворец и город, его попытки насадить там новый культ и новый художественный стиль… представляют собой один из самых забавных и интересных эпизодов мировой истории.

    (Бадж. История Египта)

    Глава 1

    Развитие культа Атона

    В гимне Атону встречаются также слова: «Ты был один и сотворил землю по желанию сердца своего… Чужеземные страны, Сирию, Куш, Египет!..»

    Следует заметить, что Сирия и Нубия (Куш) в перечне предшествуют Египту, похоже, по мнению Эхнатона, они были более древними царствами.

    В другой строфе того же гимна говорится: «Нил на небе – для чужестранцев и для диких животных о четырех ногах, а Нил, выходящий из преисподней, – для Земли Возлюбленной тобой». Эхнатон имеет в виду дождь, который выпадает в Сирии и орошает эту чужую землю, сравнивая его с рекой, питающей его собственную страну. И снова его мысли обращаются прежде к Сирии и затем уже к Египту. Таков подлинный имперский дух: в сознании фараона чужеземные владения в такой же мере заслуживали любви и заботы, как и сам Египет.

    Подобное отношение коренным образом отлично от чисто потребительского подхода первых фараонов Восемнадцатой династии, которые покоряли «жалких» чужеземцев и вывозили из стран едва ли не все богатства, не задумываясь о последствиях.

    Эхнатон верил, что его бог является отцом для всего человечества и что сирийцы и нубийцы, как и египтяне, находятся под его покровительством. Поэтому культ Атона должен был превратиться в мировую религию. Подобные изменения в этических представлениях имели большее значение, чем кажется на первый взгляд; Атон оказался первым божеством, которое не было ни племенным, ни национальным. Эти воззрения близки христианскому пониманию Бога и мало напоминают иудейскую концепцию Иеговы. Исходя из своих представлений Эхнатон решил построить храм Атона в Палестине, возможно, в самом Иерусалиме и в Судане. Где располагался сирийский храм, неизвестно, но недавно раскопали храмовые постройки в Нубии, которые, как предполагают, занимали значительную территорию.

    Одновременно храмы воздвигались в различных частях Египта. В Гермонтисе появился храм «Град небесный Атона»; храмы возвели в Гермополе и Мемфисе, храм «Восхождения Ра Гелиопольского», а также царский дворец в Гелиополе. «Дома» Атона поднялись в Файюме и Дельте. Но реальное число приверженцев нового культа оставалось невелико, ибо смысл его осознавался далеко не всеми. Из почтения к фараону религию Атона приняли, но она не пользовалась любовью, и даже в самом городе Атона немного находилось тех, кто ее понимали.

    Эхнатон в рассматриваемый нами период внес некоторые изменения в титулы Атона. Ему показалось не совсем удачным определение «податель тепла Атон». Оно использовалось в первые годы существования культа и, вероятно, было введено без одобрения Эхнатона.

    Написание слова «тепло» напоминало об одном из старых богов и невольно вызывало у посвященных соответствующие ассоциации. Поэтому титул Атона переменили на «сияние, которое есть Атон», новое слово записывалось с помощью иероглифа Ра, солнца. Точный смысл изменений не вполне ясен, но можно предположить, что новое словосочетание лучше отражало суть того, что хотел передать Эхнатон. И сегодня не так-то просто подобрать название для той животворной энергии, первопричины жизни, присутствие которой так четко сознавал фараон.



    Рис. 5. Иллюстрация дружественных отношений между Сирией и Египтом Сирийскому солдату по имени Терура и его жене прислуживает слуга-египтянин, он поддерживает трубку, через которую солдат пьет вино. Рисунок с таблички, найденной в Тель-эль-Амарне.


    Неизвестно, когда были произведены эти изменения; вероятно, это произошло между девятым и двенадцатым годами правления, скорее на девятый год, когда Эхнатону было около двадцати пяти лет. В надписях на стенах усыпальницы царицы Тиу используется новая форма имени, соответственно, ко времени, когда строилась усыпальница, перемены уже были узаконены.

    Глава 2

    Эхнатон запрещает имя Амона

    В предыдущих главах мы отмечали, что Эхнатон снисходительно относился к поклонению старым богам и не преследовал служителей Амона-Ра. Очевидно, здесь сказывалось влияние его матери, поскольку вскоре после ее смерти Эхнатон с фанатической страстностью обрушился на фиванскую коллегию жрецов. Возможно, фиванские священнослужители попытались восстать или вызвали какими-то своими действиями такое недовольство царя, что он предпринял радикальные шаги. Эхнатон издал распоряжение, чтобы имя Амона повсюду, где оно встречается, было стерто, и этот приказ исполнялся с изумительной последовательностью. Несмотря на то что доверенным лицам Эхнатона пришлось иметь дело с тысячами надписей, сохранилось всего несколько, где имя бога осталось в целости. Царские слуги уничтожали имена, выбитые на стенах храмов, по всему Египту, они проникали в гробницы мертвых, чтобы вымарать упоминания об Амоне из текстов, не пропускали даже надписи на маленьких статуэтках и фигурках. Они отправлялись в отдаленные пустыни, чтобы стереть имя Амона в надписях, оставленных путешественниками, взбирались на скалы, расположенные за Нилом, чтобы отбить его с граффити, приходили в частные дома, чтобы соскоблить ненавистное имя с предметов домашней утвари, где его иногда писали. Эхнатон не признавал полумер. Когда речь зашла об имени его отца, он не колеблясь и здесь убрал имя Амона, хотя, скорее всего, в большинстве случаев просто использовалось второе имя царя Небмаара.

    Доверенные лица Эхнатона проникли в гробницу царицы Тиу и стерли в надписях в усыпальнице имя Аменхотепа, написав поверх него красной краской имя Небмаара. Изничтожив имя Амона даже на миниатюрной вазе царицы, они покинули гробницу, заложили вход новой каменной стеной и продолжили свои поиски в других местах.

    Теперь встал вопрос, как быть с собственным именем царя – Аменхотеп, которое он носил, прежде чем стал Эхнатоном. Фараон и здесь проявил последовательность. На монументе в Гебел-Силсилех имя царя стерто, хотя оно сохранилось в гробнице Рамоса.

    Имена вельмож и чиновников, в состав которых часто входило имя Амон – Аменхотеп, Сетамен, Аменемхет, Аменемапт, – также безжалостно стирались, а живым людям пришлось назваться по-другому. Стирая с памятников имя своего отца, Эхнатон отнюдь не собирался оскорблять своих предков. Он только хотел вытравить имя Амона из памяти людей, чтобы они смогли принять нового бога. В действительности Эхнатон гордился своими предками и стремился увековечить память о своем отце. Ранее мы упоминали, что один из его художников, Бек, изобразил фигуру Аменхотепа III на памятнике Эхнатону в Асуане.

    Эхнатон также позволил Хуи, мажордому царицы Тиу, изобразить царя на стенах гробницы, и в личном храме Тиу помещались статуи Аменхотепа III.

    Эхнатон помнил и почитал также других фараонов своей династии. Чиновник по имени Ани занимал должность смотрителя дома Аменхотепа III. Имеется рисунок, изображающий Эхнатона, приносящего дары Атону в «доме Тутмоса IV в городе Атона». В надписи на пограничном камне упоминается о том, что у Аменхотепа III и Тутмоса IV возникали конфликты со жрецами Амона.

    Из сказанного следует, что в городе Атона существовали святилища, посвященные предкам Эхнатона, у каждого из них был свой управляющий. Вероятно, Эхнатон рассчитывал, что после его смерти подобное святилище возведут и для него, поскольку встречается упоминание о человеке, который был «вторым жрецом» царя, и еще об одном, называвшемся его «верховным жрецом». Подобным образом он хотел показать свою преемственную связь с фараонами прежних времен и подтвердить частичность его собственных притязаний на титул «сын Солнца», который носили монархи Египта начиная со времен Пятой династии и который обрел такую значимость в свете новой религии.

    Эхнатон заявлял о своем происхождении от Ра, который был для него тем же самым божеством, что и Атон, чтобы доказать свое право на титулы «дитя Атона» и «сын Солнца», подобно тому как иудейские патриархи тщательно прослеживали свою родословную, стремясь доказать, что они ведут свой род от Адама и, следовательно, некоторым образом от Бога.

    Глава 3

    Великий храм Атона

    Мы знаем, что в городе Атона было огромное количество храмов. В нем имелись святилища предков царя, храм царицы Тиу, храм, предназначенный для Бакетатон, сестры фараона, «дом для отдыха Атона», где проводила церемонии Нефертити. Существовал и храмовый комплекс Атона, в который, вероятно, входили и другие здания, помимо перечисленных в надписях.

    Опишем в основных чертах главный храм, поскольку читатель пока получил представление только о личном храме царицы Тиу. Храм был окружен со всех сторон высокой стеной и этим напоминал святилище в Эдфу, которое могут видеть современные путешественники. Внутри в замкнутом пространстве находились два здания, одно сзади другого, располагавшиеся на некотором расстоянии от стен, так что вокруг них оставалось довольно большое пустое пространство.

    Пройдя через ворота внешней стены, можно было увидеть фасад первого из двух храмов; справа и слева от него размещались небольшие домики или ризницы. Фасад здания выглядел внушительно. На двух высоких пилонах покоился массивный портик, сравнительно узкий проход закрывали тяжелые двустворчатые ворота. Перед каждым пилоном вздымались в небо пять высоких мачт, на каждой из них развевался малиновый вымпел. Пройдя через ворота, посетитель попадал в открытый двор, в середине его располагался высокий алтарь, к которому вела небольшая лестница. По сторонам залитого солнцем двора располагался ряд небольших молелен. В другом его конце, точно напротив первых ворот, находились вторые, которые вели во второй двор, откуда также можно было пройти в третий двор.

    Наконец, миновав еще одни ворота, посетитель оказывался в четвертом дворе храма, где он мог передохнуть в прохладной тени колоннады. Затем ему следовало пройти вперед через следующие ворота в пятый двор, пересечь его и оказаться в шестом дворе, где находился еще один алтарь. По периметру этого двора располагались двадцать небольших молелен, вглядываясь в темноту через дверные проемы, можно было разглядеть находившиеся внутри них простые столы и подставки. Последние ворота вели в седьмой, и последний, двор, где опять-таки имелись алтарь и молельни.

    За главным храмом и отдельно от него, хотя и внутри обнесенного стеной пространства, располагался меньший по величине храм, которому тем не менее приписывалось большое сакральное значение. При входе в него, перед каждой из колонн, поддерживавших портик, стояла статуя Эхнатона, рядом с ней меньшие по размеру статуи его жены или одной из его дочерей. Пройдя через ворота, полностью скрывавшие внутренности храма от посторонних глаз, посетитель входил в открытый двор, где размещался алтарь; по периметру двора также располагались небольшие молельни.

    Оба здания были расписаны яркими красками, на праздниках в них расставляли многочисленные подставки, где грудами возвышались цветы и другие подношения, яркие красные ленты усиливали общее впечатление. В храме Атона не было места мрачным и тусклым тонам, и этим он представлял полную противоположность святилищам Амона.

    В храме Амона свет проникал через множество узких окон. Постоянный сумрак и игра теней создавали особую таинственную атмосферу, и многие сердца молящихся трепетали от благоговейного ужаса. Узкие лестницы спускались в подземелья; по подземным переходам можно было попасть в темные камеры, выбитые в толщине стены, откуда жрецы громовым голосом вещали к собравшимся. Храмы Эхнатона оставались открыты солнечным лучам. Здесь не было ничего таинственного, ужас перед темнотой не заставлял молящихся в трепете становиться на колени. Эхнатона не интересовали таинства. Он смотрел на бога открыто, как ребенок смотрит на своего отца.

    Ему казалось, что он разрешил загадку жизни, поэтому в сердце его не оставалось места для страхов и сомнений, и единственным чувством его было почтение к создателю, чью силу он ощущал повсюду. Эхнатон был ярым противником всевозможных трюков и сценических эффектов, использовавшихся жрецами для усиления впечатления, поскольку в его целомудренной душе подобные уловки рождали глубокое отвращение.

    Глава 4

    Прекрасный город

    Город Атона был настоящим произведением искусства. За восемь лет щедрость фараона и умелые руки мастеров превратили луга и пустоши в красивейший город в мире. Вельможа по имени Май описывает его таким образом: «Величественный город Атона, неподражаемый в своей красоте; город пышных церемоний и богатых усадеб, посвященный солнцу. Его красота приносит радость каждому сердцу. Он сияющий и прекрасный, видеть его – значит узреть красу небес».

    Кроме храмов и общественных зданий, город украшали многочисленные дворцы, утопавшие в зелени. Один из таких дворцов представлен в росписях гробницы Мериры. Судя по этому изображению, в его архитектуре удачно соединились удобство и простота.

    Войдя в огороженный двор, гость оказывался перед парадным входом в дом. Четыре колонны, украшенные лентами, поддерживали портик, прикрывавший дверной проход от солнечных лучей. Пройдя через эту дверь, с верхней перекладины которой свешивались головы и хвосты сплетающихся в узоре кобр, гость попадал в просторный зал с колоннами, за которым находилась обеденная зала. Двенадцать колонн поддерживали потолок, возможно расписанный изображениями летающих птиц; в середине зала в некоем подобии беседки стояли обеденный стол и несколько удобных кресел с яркими цветными подушками.

    Дверь из зала вела в просторный внутренний двор, в задней части дома располагалось несколько комнат, в том числе спальня хозяина с большим мягким ложем. Другая часть дома, которую занимали женщины, на рисунке не показана.

    Еще более вычурным был дворец Аи, тестя ЭхнАтона. Через богато украшенные ворота посетитель входил во двор. Оттуда дверь вела в огромный обеденный зал с колоннами, через который можно было попасть во внутренний двор, куда выходили спальные комнаты и будуары. Видно, как в одной из этих комнат танцуют друг с другом две женщины, одетые в легкие одежды, им подыгрывает мужчина на арфе. В другой комнате девушка танцует под звуки арфы, пока слуга расчесывает волосы одного из представителей мужской части семейства. В остальных комнатах мы видим лютни, арфы и лиры, а также всевозможные предметы туалета.

    В небольшом дворике растут благоухающие цветы, бассейны с водой, дно которых вымощено цветным камнем, даруют прохладу. За этим двориком размещаются другие комнаты и кухня.

    Повсюду в доме расставлены изящные столики, на которых располагались кувшины с вином или блюда с фруктами; красивые кресла с подставками для ног ждут членов семьи или гостя. Слуги бегают туда-сюда с освежающими напитками, сметают пыль или просто болтают.

    На рельефах или рисунках в гробницах не показан дворец Эхнатона, но остатки его были обнаружены во время раскопок в Тель-эль-Амарне. Как и все постройки рассматриваемого нами периода, это было легкое и просторное здание, возведенное из кирпича.

    Стены, потолки и полы залов украшали изящные росписи. Тонкие колонны, поддерживавшие легкий потолок, были инкрустированы цветным стеклом или драгоценными камнями или покрыты реалистическими резными изображениями виноградных лоз и вьющихся растений. Часть росписей, украшавших пол, сохранилась до наших дней, и посетитель, приехавший на место раскопок, может их увидеть. Вот молодой бычок скачет по полю из красных маков, дикий гусь взлетает из болота и пролагает свой путь через камыши, вспугивая бабочек. Среди цветов лотоса, медленно покачивающихся на воде, кружат разноцветные рыбки. Такого рода картинки когда-то радовали фараона или заставляли улыбаться царицу.

    Живописцы того времени поднялись до самых высот мастерства в изображении животных и растений. Плавные контуры листьев и сплетающихся ветвей виноградных лоз, грациозные позы животных передавались с поразительной точностью и тщательностью, и в этом художники Эхнатона намного превзошли своих западных коллег.

    Невиданного расцвета достигла скульптура. Статуя Эхнатона не уступает творениям Донателло, а статуэтка Нефертити, хранящаяся в Берлинском музее, представляет собой самый живой и реалистичный портрет из всех созданных в египетском искусстве.

    В гробнице Хуи в одной из росписей запечатлен скульптор Аута. Он показан в своей мастерской во время работы над статуей принцессы Бакетатон. Расположившись на низком стуле с палитрой в руке, он в соответствии с обычаем раскрашивает статую.

    В отличие от застывших канонических изображений раннего периода, статуя девушки выглядит изящно и грациозно. Одна рука просто опущена, в другой принцесса держит гранат, который собирается поднести ко рту. Возле статуи расположился помощник Ауты, два ученика выполняют черновую работу, их инструменты разложены на стоящем рядом столе.

    Недавно была обнаружена мастерская другого скульптора по имени Тутмос, в которой нашли прекрасные бюсты. Творения Ауты, Тутмоса и других мастеров стали памятником эпохе Эхнатона, благодаря им имя фараона будет помниться, пока, по собственному его выражению, «лебедь не станет черным, а ворон – белым». Пройдет еще какое-то время, искусство Египта привлечет всеобщее внимание, и тогда Эхнатона, возможно, поставят в один ряд с Медичи как покровителя, если не учителя, великих мастеров.

    Именно он сломал устаревшие традиции и позволил мастерам передавать в рисунках и скульптурах то, что видели их глаза, и именно он обратил их взоры к красотам природы. Он, и никто другой, научил художников ощущать дыхание жизни и вкладывать в холодный камень «сияние, которое есть Атон». И если те немногие творения, которые уцелели после уничтожения города Атона, наполняют радостью наши сердца, этой радостью мы обязаны Эхнатону.



    Рис. 6. Художник Аута работает над статуей Бакетатон.


    Во время раскопок были обнаружены остатки дворцов и садов необыкновенной красоты. Существовала, например, «Земля Атона» – нечто вроде священного сада, где были собраны прекраснейшие цветы и деревья. Этот сад мог служить живой иллюстрацией словам из гимна Атону: «О, Владыка, сколь многочисленно творимое Тобою, как прекрасны предначертания Твои!»

    «Земля Атона» включала в себя два обширных участка, обнесенных стенами. В первый можно было войти через зал с тридцатью шестью колоннами; далее находилось небольшое искусственное озеро, окруженное деревьями и кустарниками, сохранились обрубки стволов и корни растений, высаженных в подложку из земли, привезенной в песчаную пустыню с берегов Нила.

    В озере плавали рыбы; археологи обнаружили корни и высохшие остатки цветков лотоса и водяных лилий, которые когда-то красовались на водной глади. Вдоль одной из боковых границ этого участка размещались ряды построек, которые, похоже, представляли собой ферму. Там содержались овцы, утки и тому подобная живность, которая, согласно гимну, ежедневно возносит хвалы Атону.

    На втором участке, куда можно было попасть из первого, находилось озеро большого размера, также обсаженное деревьями. Здесь имелась небольшая пристань, так что, видимо, по озеру плавали на лодках. В саду стояли красивые беседки. Вдоль северного края озера тянулась прекрасная колоннада, где можно было сидеть, наслаждаясь благодатной тенью, и следить за игрой солнечных бликов в спокойной воде. Рядом располагались винные погреба; два из них оказались запечатанными, в них были обнаружены кувшины с обозначениями даты розлива. На некоторых кувшинах написано: «Очень хорошее вино».

    В дальнем конце сада стояла необычайно красивая маленькая беседка, колонны которой поднимались из небольших бассейнов, где некогда плавали цветки лотоса. Стены и колонны были украшены изображениями пурпурных виноградных кистей и красных гранатов, голубых цветков лотоса, зеленых листьев и диких уток, улетающих вверх, в лазоревое небо.

    Обрамленная цветочными клумбами дорожка вела к другому небольшому озеру с островом, на который можно было пройти по резному мостику. На островке размещался летний домик, украшенный фаянсовыми изразцами и росписями.

    Были откопаны также несколько усадеб знатных вельмож. Большинство зданий было выстроено вдоль двух главных улиц города: улицы Верховного жреца и Царской дороги. Опишем кратко дом, принадлежавший Нахту, визирю Эхнатона.

    Здание было построено на высоком фундаменте, к парадной двери вела лестница из нескольких ступеней. Через вестибюль можно было пройти на северную веранду – нечто вроде зала с широкими оконными проемами, выходившими в сад. Раскрашенный в яркий голубой цвет полоток поддерживали восемь резных колонн, установленных на каменных основаниях; по верху белоснежных стен тянулся фриз из голубых цветков лотоса на зеленом фоне, пол был выложен разрисованными изразцами. В углах веранды располагались двери, ведущие в комнаты слуг, через третью дверь, находившуюся посередине, можно было пройти в центральный зал площадью примерно 30 квадратных метров. Четыре каменные колонны поддерживали изысканно расписанный потолок. Вдоль одной из стен зала стояло низкое ложе, без сомнения, в свое время на нем лежали подушки. Перед ним в полу было сделано круглое углубление, в нем в холодные зимние вечера зажигали огонь, дым проходил через окно, расположенное под самой крышей. В другой части залы находилось каменное возвышение, – очевидно, визирь или его гости стояли на нем, пока, в соответствии с восточным обычаем, слуги омывали им руки и ноги. Четыре двери вели из залы во внутренние покои, в том числе в спальню визиря, на западную веранду, где так приятно нежиться в лучах вечернего солнца зимой и скрываться от полуденного зноя летом, и на лестницу, ведущую на верхний этаж и плоскую крышу. Рядом со спальней располагалась ванная комната: хозяин стоял на каменной плите, а слуги лили на него воду, грязная вода стекала в специальное углубление. За ванной размещалась комната с туалетом.

    Такие дома, как описанный выше, всегда окружали сады, в которых располагались очаровательные маленькие беседки и, возможно, небольшие пруды. У внешней стены помещались амбары и кладовые, обычно здесь же находился колодец, из которого брали воду на повседневные нужды.

    Глава 5

    Отношение Эхнатона к своей семье

    На тринадцатый год правления Эхнатона родилась его пятая дочь, названная Нефернеферура. Любопытно, что, если в состав имен старших дочерей входило имя Атон, теперь вместо него появилось имя Ра. Примерно через год после этого у фараона родилась шестая дочь. И снова вместо слова «Атон» использовалось «Ра», девочку назвали Сетепенра. Трудно сказать, чем было вызвано это изменение и что оно означало с точки зрения теологической доктрины, но очевидно, что в культе произошли некоторые подвижки, и теперь на первый план выдвинулась фигура Ра.

    Сын так и не родился; вероятно, и фараон, и его жена в шестой раз пережили сильное разочарование. У несчастной пары на следующий год родилось дитя, вновь оказавшееся девочкой, в последующие два года правления Эхнатона новый ребенок не родился или не выжил, поэтому Эхнатон умер, так и не оставив наследника. Странно видеть этого высоколобого идеалиста в окружении шести дочерей, как его обычно изображали на памятниках. До сих пор ни одного фараона не изображали в кругу семьи, но, похоже, Эхнатон никогда не чувствовал себя счастливым, если с ним рядом не было его детей и жены.

    Очарование семейной жизни, священность отношений между мужем и женой, родителями и детьми составляли важнейшую часть его учения. Он принуждал своих вельмож уделять внимание собственным семьям. Так, например, в росписях гробницы Пахенеси этот сановник представлен сидящим со своей женой в окружении трех дочерей.

    Небольшая статуэтка, сегодня находящаяся в Берлинском музее, изображает фараона на троне с маленькой дочкой на коленях. Он собирается поцеловать ее, их губы соприкасаются. Подобное открытое выражение нежности кажется особенно поразительным на фоне суровости и строгого целомудрия египетского искусства всех других периодов.



    Рис. 7. Эхнатон с женой и дочерьми.


    Примерно в четырнадцатый год правления Эхнатона ему написал Бурна-Бураш, царь Вавилонии. Он просил выдать за его сына одну из дочерей фараона. Стремясь сохранить дружественные отношения с Вавилонией, Эхнатон согласился на союз и выбрал в качестве невесты свою четвертую дочь Нефернеферуатон. Его старшая дочь вышла замуж за вельможу Сменкхара, сменившего Эхнатона на троне. Третья дочь позже стала женой другого сановника по имени Тутанхатон, который впоследствии захватил власть[25]. Тот факт, что ни та ни другая не были отданы в жены вавилонскому принцу, указывает, что они уже были просватаны. Следовательно, этот брачный союз не мог быть заключен ранее названной выше даты.

    Вторую дочь, Мекетатон, не выбрали, очевидно, потому, что она отличалась слабым здоровьем. Предложенная в жены принцу маленькая принцесса родилась на десятый год правления Эхнатона, следовательно, ей было не более пяти лет от роду. Эхнатон не отправил ребенка в будущий дом, но организовал женитьбу заочно. Продержал дочь дома еще несколько лет.

    Об этом свидетельствует письмо Бурна-Бураша, где он сообщает Эхнатону, что отправляет «дочери фараона, жене моего сына» ожерелье из тысячи драгоценных камней. Очевидно, что в это время будущая вавилонская царица еще жила в Египте.

    Кроме шестерых дочерей Эхнатона, возможно, во дворце жили по крайней мере еще две принцессы. Одной из них была юная сестра фараона Бакетатон, которая ранее посещала город Атона вместе со своей матерью. Поскольку со временем о ней перестают упоминать, очевидно, что она не намного пережила царицу Тиу.

    Другой принцессой была Несеммут, сестра царицы Нефертити; она, возможно, вышла замуж за кого-то из придворных. Ее портреты встречаются в гробницах Мая, Пахенеси и Аи. Обычно ее сопровождали две карлицы – Пара и Ренехех, которые, переваливаясь из стороны в сторону, повсюду ходили за ней. Без сомнения, она была еще очень юной, и безобразные спутницы не только веселили, но и охраняли ее.

    Глава 6

    Друзья Эхнатона

    Доброжелательная и непринужденная атмосфера, переданная художниками, когда они изображали Эхнатона в кругу семьи, косвенно свидетельствует о том, что, хотя Эхнатон требовал повиновения себе как царствующему фараону, во всех остальных случаях больше рассчитывал на понимание и любовь своих подданных.

    Как фараон он представлялся недосягаемой полубожественной персоной, но как живой человек он никогда не упускал случая подать добрый пример своим приближенным. Даже сидя на троне, Эхнатон демонстрировал всем свою обычную смертную природу, играя с детьми или оказывая внимание жене.

    Многие из его учеников и придворных, которые подходили к его трону, как полагалось, со склоненными в низком поклоне головами, на самом деле были его добрыми друзьями и наперсниками.

    Эхнатон вовсе не заботился о точном соблюдении всех условностей, хотя и требовал соблюдения положенных церемоний и наименее обременительных правил дворцового этикета. Многие близкие его друзья были незнатного происхождения. Руки, которые теперь держали драгоценные опахала, ранее вполне могли держать пику или плуг.

    Май, высший чиновник города, говорит о себе так: «Со стороны отца и со стороны матери я был человеком низкого происхождения, но царь возвысил меня… У меня не было ничего… он каждый день давал мне пищу и все необходимое».

    Ему вторит Пахенеси, утверждавший, что фараон «создавал правителей и возвышал убогих». Он добавляет: «Я сблизился с царем, хотя не был вхож в круг знати». Фараон мог не только возвысить; порой он ввергал в ничтожество тех, кто не желал соблюдать установленные им правила.

    Судя по всему, Май подобным образом впал в немилость и был изгнан из города.

    В гробнице Маху, начальника стражи и царского любимца, который, вероятно, тоже был низкого происхождения, изображены сцены, связанные с его службой, представляющие для нас особый интерес. Серия росписей повествует об аресте каких-то чужеземцев, возможно бедуинов, которые принадлежали к некоей шайке смутьянов или воров.

    Ранним зимним утром Маху был разбужен сообщением о беспорядках; пока он выслушивал доклад своего подчиненного, слуга развел огонь в очаге, поскольку утро выдалось прохладным. Затем он посылает за своей колесницей и отправляется на место событий, каковы бы они ни были. Вскоре ему удается арестовать нескольких преступников.

    Затем этих людей доставляют к визирю, который приветствует Маху вместе со своими подчиненными и выражает ему свою благодарность. «Допросите этих людей, о господин, – заявляет начальник стражи, – которых подстрекали чужеземцы».

    Из этих слов следует, что арестованные оказались шпионами или даже наемными убийцами, подосланными к фараону.

    Вероятно, из страха, что Египет может восстать, или просто в соответствии с обычаями, но в то время город Атона охранялся особенно строго. В той же самой гробнице изображена другая сцена, в который Эхнатон проверяет городские укрепления. Он едет в колеснице с женой и старшей дочерью, с трудом управляясь со сноровистыми лошадьми, которых Меритатон из озорства тыкает палкой.

    Однако Эхнатон оказывается опытным возничим и умудряется одновременно разговаривать с царицей и перебрасываться репликами с Маху, который бежит рядом с колесницей.

    Вразрез с обычаями во время осмотра укреплений Эхнатона сопровождает невооруженная охрана, – косвенным образом это свидетельствует о его популярности. Заметим, что укрепления представляли собой караульни, размещенные на одинаковом расстоянии, между которыми было протянуто заграждение из переплетенных канатов. В нескольких гробницах встречаются изображения их владельцев в те моменты, когда они получают награды от правителя за добросовестное выполнение своих служебных обязанностей и верность царю либо за прилежание, с которым они следуют новому учению.

    Сановник по имени Пенту оставил нам изображение подобной сцены с его участием: он стоит перед фараоном, сидящим на троне в одном из залов своего дворца, и в знак признания своих заслуг получает из рук царя многочисленные золотые украшения. К сожалению, изображение сильно повреждено: в одном из углов картины можно рассмотреть небольшой бассейн или пруд, окруженный цветами, но нельзя понять расположение комнат. Похоже, что Эхнатон был столь же преданным другом, сколь и безжалостным недругом. Те, кто помогал ему, щедро вознаграждались за все свои труды.

    Глава 7

    Тревоги Эхнатона

    Здоровье Эхнатона настолько ухудшилось, что он поспешно начал строить для себя гробницу в горах за городом Атона. Он выбрал для своего последнего приюта длинную и труднопроходимую долину, которая рассекала горы, поднималась по высохшему речному устью и выводила в пустыню на другой стороне хребта.

    Это было:

    Суровое место, священное и исполненное чар,
    Сродни тем долинам, где под ущербной луной
    Женщина ожидает своего любовника – демона.

    Эхнатон хотел быть похороненным в горах, где бродили гиены и шакалы и эхом отзывались среди утесов унылые крики сов. Зимой холодные ветры проносились по долине и завывали в скалах, летом солнце превращало это место в настоящее пекло.

    Здесь ничто не напоминало человеку о том боге, который всегда был с ним рядом, похоже, добрый ко всему живому Атон уступил это место силам зла. Тут не росли цветы, не пели птицы, поскольку фараон верил, что душа его, вкушающая блаженство на небесах, не будет привязана к его гробнице.

    Узкий коридор уходил от входа гробницы в недра горы, где располагалась погребальная камера, крышу которой поддерживали четыре колонны. В ней находился саркофаг из розового гранита, куда должны были поместить мумию фараона. Стены зала были покрыты рельефами, высеченными в штукатурке, изображавшими различные сцены поклонения Атону. Короткий коридор вел в другую небольшую комнату, за которой начинался еще один туннель пошире, возможно, он должен был вести во вторую погребальную камеру, предназначенную для царицы, но работу так и не завершили. Сооружение гробницы прервалось из-за смерти Мекетатон, второй дочери Эхнатона, которой не довелось дожить до своего девятого дня рождения. Ее слабое здоровье ни для кого не было секретом, и эта смерть не стала неожиданностью для родителей. Тем не менее они тяжело переживали потерю. Когда тело девочки положили в одной из комнат в гробнице ее отца, по приказу Эхнатона стены расписали изображениями, показывающими, как опечалена семья, которую она покинула.

    Мы видим царицу Нефертити, которая держит на руках недавно родившуюся седьмую дочь, ее имя оканчивалось на «т», но оно нам неизвестно. Пять девочек плачут вместе со своими родителями, идя за похоронными носилками своей любимой сестры.

    Но не только это огорчало Эхнатона. Египтяне принимали его вероучение вовсе не так охотно, как ему хотелось. Возможно, Эхнатон чувствовал неискренность даже ближайших своих сподвижников. Вряд ли нашелся бы хоть один человек, который мог бы достойно продолжать его дело после его смерти.

    Завершив строительство храмов и дворцов, он понял, что строил на песке. Империя, основанная на культе Атона, о которой он мечтал, рассыпалась не родившись. Из Сирии приходили тревожные вести.

    В то же время вавилонский царь, чей сын женился на дочери Эхнатона, находился в плохих отношениях со своим соседом, царем Митанни, и Эхнатон оказался втянутым в эту ссору. Какое-то время правитель Вавилона был серьезно болен, но Нефертити в ходе их продолжавшейся переписки ни разу не обратилась к царю со словами сочувствия.

    Вавилонский царь страшно обиделся и послал Эхнатону оскорбительное письмо. В нем он заявляет, что направил фараону традиционный подарок, состоящий из дорогих украшений, но просит учесть, что только часть из них предназначается для «хозяйки дома», то есть для Нефертити, поскольку она не осведомилась о его здоровье, когда он болел.

    Вскоре правитель Вавилонии пишет Эхнатону другое письмо с многочисленными жалобами; он заявляет также, что его посланников ограбили в землях, принадлежащих фараону, следовательно, он должен возместить их потери. В третьем письме содержатся сходные жалобы, а заключение дает намек на будущие неприятности.

    Одновременно Эхнатон рассорился и с царем Митанни. Похоже, тот арестовал посланника фараона по имени Мани, чем вызвал крайнее возмущение ЭхнАтона. Соседи склонны были недооценивать египетского царя, и Эхнатон, по-видимому, сильно на это досадовал. Он мог бы отправить войско в Азию и заставить всех непокорных замолчать, но это противоречило его принципам.

    Письмо к одному из сирийских царей, в чьей преданности он сомневался, Эхнатон заканчивает словами: «Я чувствую себя превосходно, я солнце в небесах, нет числа моим колесницам и солдатам; и от Верхнего Египта до Нижнего, от места, где поднимается солнце, до того места, где оно садится, вся страна благоденствует и процветает». Как мы видим, Эхнатон знал свою силу и хотел, чтобы другие знали о ней; тем более удивительно, что он не использовал свое преимущество.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.