|
||||
|
Диагностика ходовой части и устранение неполадок Неисправности ходовой части (передней и задней подвесок, колес и шин) нередко приводят к повышенному расходу топлива и быстрому износу шин, поэтому ее диагностику необходимо проводить регулярно и своевременно. Проверку ходовых механизмов проводят: ? посредством визуального осмотра систем, для этого понадобятся стенд, смотровая яма или эстакада; ? в ходе тестирования автомобиля на контрольном пробеге, когда: проверяют способность машины сохранять прямолинейность движения; устанавливают стук и шум подвесок; прослушивают скрипы; проверяют работу пружин и амортизаторов. При наружном осмотре элементов передней и задней подвесок автомобиля, его колес и шин проверяют состояние деталей подвесок, осматривают места их крепления, выявляют деформации деталей, их износ, наличие или отсутствие повреждений (рис. 59). Рисунок 59. Передняя и задняя подвески автомобиля Особое внимание уделяют осмотру резиновых деталей; при обнаружении следов старения или повреждений резиновых элементов системы необходимо произвести замену деталей. При осмотре резинометаллических шарниров проверяют отсутствие на деталях следов износа, различных повреждений, в том числе и трещин. Если резиновая часть отделилась от арматуры или выгнулась на одной из сторон, деталь подлежит замене. Подвеска Передняя подвеска Для проверки на деформацию кронштейна буфера сжатия передней подвески автомобиль вывешивают на передние колеса, затем при помощи линейки или рулетки замеряют расстояние от края отверстия в кронштейне до края чашки буфера. В норме оно не должно быть меньше 32 мм. Для про верки осадки верхней опоры стойки подвески необходимо поставить автомобиль на ровную поверхность, после этого при помощи рулевого колеса установить одинаковое расстояние по всей окружности от ограничителя хода сжатия до резиновой части опоры. После того как зазор станет одинаковым по всей длине окружности, замерить его при помощи штангенциркуля. В норме он не должен быть больше 10 мм. Для того чтобы установить степень деформации поперечины передней подвески, нужно открутить гайки крепления осей нижних рычагов на такое расстояние, чтобы в полученный зазор между дистанционной шайбой и привалочной поверхностью поперечины можно было поставить ножку штангенциркуля, соединив ее со стержнем переднего болта. После этого нужно замерить длину поперечины от левого до правого болтов осей нижних рычагов, которая в норме составляет 610—612 мм (рис. 60). Рисунок 60. Поперечина передней подвески Если поперечина сильно деформирована, то невозможно будет отрегулировать углы установки колес; в этом случае необходимо заменить поперечину новой. При визуальном осмотре необходимо убедиться в отсутствии следов повреждений, трещин или деформации, после чего можно переходить к проверке состояния резинометаллических шарниров. В ходе диагностики ходовой части необходимо внимательно осмотреть все элементы системы: ? стойки передка кузова; ? поперечину; ? рычаги подвески; ? оси нижних рычагов. Для проверки состояния резинометаллических шарниров автомобиль вывешивают на передние колеса, после чего штангенциркулем замеряют радиальное смещение внутренней упорной шайбы сайлентблока относительно кромки внешней втулки. В норме оно не должно превышать 2,5 мм, это так называемая просадка шарнира (рис. 61). Рисунок 61. Замер радиального смещения шарниров После этого производят замер осевого смещения шарниров нижнего и верхнего рычагов, для чего при помощи штангенциркуля следует определить расстояние между внутренними сторонами упорной шайбы и втулки, которое для нижнего рычага составляет от 3 до 7,5 мм (рис. 62 а), а для верхнего рычага не должно быть меньше 1,5 мм и превышать 5 мм (рис. 62 б). В тех случаях, если расстояния не укладываются в указанные рамки, сайлентблоки следует заменить новыми. Рисунок 62. Замер осевого смещения шарниров Детали подлежат замене и в том случае, если при осмотре выявлены следы износа, вспучивание и повреждение резины деталей или старые детали не дают возможности отрегулировать развал колес. На следующем этапе осмотра проверяют верхние шаровые шарниры, для чего под нижний рычаг автомобиля ставится опора.
После того как педаль тормоза нажата, обхватите руками верхний край колеса и резкими короткими движениями подвигайте его. При покачивании колеса не должно ощущаться зазора (рис. 63). Рисунок 63. Проверка верхних шаровых шарниров То же самое нужно проделать и со вторым колесом. Для проверки нижнего шарового шарнира, помимо штангенциркуля, потребуется ключ № 8. Для проведения осмотра колесо следует вывесить, для чего под нижний рычаг ставится опора и автомобиль осторожно опускают на нее. После очистки детали от грязи отворачивают и снимают пробку шарового шарнира и замеряют расстояние от нижней стороны шаровой опоры до шарового пальца (рис. 64). Рисунок 64. Проверка нижнего шарового шарнира Расстояние не должно превышать 11,8 мм, в противном случае деталь следует заменить. Проверку зазора между подшипниками ступицы проводят на снятом с автомобиля колесе. С колеса снимают верхний декоративный колпачок и при помощи молотка и отвертки выпрессовывают и снимают колпак ступицы, при этом следует проверить, чтобы находящаяся под колпаком регулировочная гайка была надежно закреплена (рис. 65 а). Рисунок 65. Проверка зазора между подшипниками В таком виде колесо ставят на место и закрепляют двумя болтами, которые располагают на противоположных концах (рис. 65 б). После этого одной рукой покачивают колесо, а вторую держат на ступице и шайбе, чтобы определить, какой величины осевой зазор в подшипниках (рис. 65 в). В норме он должен быть в пределах от 0,02 до 0,08 мм. Если показание меньше или больше, требуется провести регулировку осевого зазора. Задняя подвеска При проверке задней подвески осмотру подлежат все резиновые детали системы, проверяют их на отсутствие трещин, повреждений, следов износа, при обнаружении которых требуется замена новыми деталями. При осмотре резинометаллических шарниров надо обратить внимание на отсутствие трещин, следов износа, выпучивания резины с одной из сторон. Особо внимательно осматривают штангу подвески и кронштейн поперечной штанги (рис. 66). Рисунок 66. Штанга подвески и кронштейн поперечной штанги Детали не должны быть деформированы или повреждены, следует обратить особое внимание на отсутствие трещин и сколов, перед осмотром кронштейна и буферов сжатия с автомобиля снимают задние колеса. Амортизаторы Техническое состояние амортизаторов можно проверить в домашних условиях, при этом не обязательно снимать их с автомобиля. Перед диагностикой состояния амортизаторов следует внимательно осмотреть остальные элементы подвески, так как неудовлетворительное состояние пружин, резиновых втулок или резинометаллических шарниров может существенно исказить результаты диагностики. Автомобиль вывешивают, можно использовать эстакаду или смотровую яму, после чего переходить к внешнему осмотру амортизаторов (рис. 67). Рисунок 67. Амортизатор В первую очередь следует обратить внимание на герметичность деталей. Недопустимо подтекание жидкости из амортизаторов – в этом случае детали следует заменить. При осмотре проверяют состояние резинометаллических шарниров передних амортизаторов, осматривают место крепления деталей к кузову автомобиля и подвескам. Для проверки работы амортизаторов автомобиль устанавливают на ровную поверхность, снимают с ручника, выключают двигатель, рычаг коробки передач устанавливают на первую передачу, после чего раскачивают автомобиль, с силой надавив несколько раз на его крыло (рис. 68). Рисунок 68. Проверка работы амортизаторов Если амортизаторы исправны, автомобиль вернется в прежнее положение после одного движения наверх. Эту операцию повторяют 4 раза – с каждого крыла машины. Для более точного определения технического состояния амортизаторов понадобятся специальные стенды, которые есть на СТО в этом случае амплитудные колебания кузова фиксируют специальными приборами, а показания сравнивают с нормой. Если один из амортизаторов неисправен и требует замены, стоит помнить, что они всегда меняются парами, но лучше сменить сразу все четыре. Шины Диагностика углов установки передних колес Так как от углов установки передних колес, как и от давления воздуха в шинах, напрямую зависит срок их службы, диагностику этих параметров необходимо проводить регулярно и своевременно. Проверку углов колес лучше всего производить на СТО, где у специалистов есть стационарные проходные или электрооптические стенды, позволяющие отрегулировать углы установки передних колес и проверить как угловые, так и линейные смещения заднего моста. Помимо таких стационарных систем, есть ряд переносных приборов, позволяющих проверить схождение и развал колес с достаточной степенью точности. При визуальном осмотре шин можно установить нарушение баланса колес, в этом случае следы износа будут проявляться отдельными пятнами по внешней дорожке протектора, тогда как центральная часть будет менее изношенной. Такие же пятна наблюдаются и приувеличении сверх допустимой нормы бокового биения колеса, возникающего из-за деформации диска. Дисбаланс колес возникает и при излишне резком торможении автомобиля – в этом случае на протекторе шин появляются характерные пятна во всю ширину колеса, которые расположены неравномерно по всей длине шины. Балансировку колес производят на СТО. Проверка шин и колес Диагностику состояния шин и колес проводят визуально, из инструментов используют штангенциркуль. Сначала осматривают внешнее состояние протектора шины, на нем не должно быть отслоения, порезов, разрывов, вздутия. Затем замеряют глубину протектора: если она меньше 1,6 мм, шины необходимо менять. При помощи индикаторов, которые наносятся на шину производителем (как правило, это буквы TWI или треугольник), определяется степень износа шины в ее боковых частях и в центре (рис. 69). При неравномерном износе устанавливают причину его появления и устраняют. Рисунок 69. Проверка шин В ходе проверки шин и колес необходимо: ? осмотреть диски и обода; ? при необходимости подтянуть болт крепления; ? убедиться в отсутствии трещин и деформаций деталей. Типичные неисправности Проблема – при трогании автомобиля с места раздается стук 1. Проверить шарниры. Их износ или повреждение шарниров приводит к появлению стука. Замена поврежденных деталей новыми позволит устранить проблему. 2. Проверить элементы крепления подвесок, осмотреть болты в месте крепления к днищу кузова штанги стабилизатора поперечной устойчивости, проверить поворотный кулак передней подвески, обратить внимание на гайки резинометаллических шарниров рычагов подвески, на крепежные элементы растяжек и опоры стойки; при обнаружении ослабления крепления подтянуть резьбовые соединения. 3. Проверить резиновый массив опоры телескопической стойки, сайленблоки системы. Часто к появлению шума приводит износ или повреждение резиновой части деталей, в этом случае следует полностью заменить поврежденные элементы. 4. Проверить подшипники передних колес и крепежные элементы ступицы. При ослаблении гаек подтянуть их; если на подшипниках появились следы износа, заменить детали. 5. Проверить пружину подвески. К появлению характерного стука может привести поломка этого элемента. При обнаружении дефектов стоит заменить сразу обе пружины подвески. Проблема – при движении автомобиля по ровной дороге постоянно слышится шум 1. Проверить подшипники колес. Шум может появиться при износе или повреждении этих элементов. Замена подшипников позволяет полностью устранить причину шума. 2. Проверить соответствие вида установленных на колеса шин типу покрытия. Шипованные или вездеходные шины не предназначены для езды по бетону или асфальту, из-за этого может возникать шум при движении автомобиля. Стоит прочитать инструкцию по использованию на разных поверхностях тех или иных видов шин и следовать ей. Соблюдение правил не только позволит избавиться от неприятного шума, но и поможет избежать преждевременного износа шин. 3. Если шум появляется на поворотах, это может быть следствием излишне высокой скорости. От шума удается избавиться при снижении скорости перед очередным поворотом. 4. Проверить колесо и шины автомобиля. Причиной появления шума могут быть износ, деформация, отслоение резины шины, повреждение обода. В этом случае стоит заменить шины или колесо. 5. Проверить работу колеса. Нередко происходит задевание его за подкрылок, в этом случае следует проверить угол установки колес, элементы подвески и пружины. Все деформированные и поврежденные детали заменяют новыми, в дальнейшем следует уменьшить нагрузки на автомобиль и равномерно распределять их по всему корпусу. 6. Проверить колесные болты около заднего тормоза. Из-за использования креплений, не соответствующих толщине колеса, возникает касание болтов во время движения за элементы заднего тормоза, что и является причиной появления шума. Следует заменить болты на более короткие. 7. Проверить колесо и болты крепления. Возможно, произошло ослабление крепежных элементов. Болты надо подтянуть. Если в ходе осмотра обнаружится деформация колеса, следует заменить поврежденное колесо на запасное. Причинами появления шума при движении автомобиля могут быть: ? неисправности в тормозных механизмах; ? багажник при движении автомобиля на высокой скорости; ? установление на автомобиль различных дополнительных элементов, не предусмотренных конструкцией, например антикрыльев. Проблема – при движении автомобиля по бездорожью скрипит и стучит подвеска 1. Причиной может быть перегрузка автомобиля. Необходимо проверить, нет ли перегрузки. В случае надобности перераспределить груз по салону. 2. Проверить амортизаторы стойки. Появление стука или скрипа может быть связано с деформацией, повреждением или износом одного из амортизаторов. В этом случае их либо заменяют новыми (менять амортизаторы всегда следует парой), либо вставляют в патрон обеих парных стоек ремонтные картриджи. 3. Проверить буфер сжатия хода. Часто его поломка приводит к появлению скрипа. После замены детали скрип прекратится. 4. Проверить пружину подвески. Деформация или поломка одной из пружин может привести к появлению стука при движении автомобиля. Поврежденную деталь заменяют новой, при этом следует поменять и вторую пружину подвески. 5. Проверить опору телескопической стойки. Ее повреждение или слишком сильная осадка часто приводят к появлению стука. Опора меняется на новую. 6. Проверить детали подвески. Деформация рычагов, растяжек, повреждение стабилизатора поперечной устойчивости, погнутость рулевых тяг, лонжеронов или балки задней подвески приводят к появлению скрипов и стуков. При осмотре проверить надежность креплений, при необходимости подтянуть резьбовые соединения, деформированные детали заменить. 7. Осмотреть шаровые и резинометаллические шарниры передней подвески. При их износе или обнаружении повреждений детали заменяют новыми. 8. Проверить давление в шинах. Слишком сильное давление необходимо снизить. 9. Проверить автомобиль на наличие повреждений деталей рулевого колеса, неисправностей силового агрегата. При необходимости заменить поврежденные элементы новыми. Проблема – при движении автомобиль сильно вибрирует 1. Проверить баланс передних колес. Разбалансировка всегда приводит к тому, что автомобиль начинает мелко трясти при движении – в этом случае следует отбалансировать колеса на стенде в СТО. 2. Проверить колеса и шины автомобиля. К появлению вибрации могут привести износ, деформация, отслоение резины шины, повреждение обода. Следует заменить шины или колесо. 3. Проверить амортизаторы стойки. Вибрация может быть вызвана деформацией, повреждением или износом детали. Требуется или замена обоих амортизаторов, или установка в патрон обеих парных стоек ремонтных картриджей. 4. Проверить шарниры привода. Если они изношены или повреждены, заменить их новыми. 5. Проверить вал привода. При его деформации заменить вал новым. 6. Осмотреть подшипники передних колес и проверить крепления гайки ступицы. Износ подшипников и ослабление крепления приводят к повышению осевого люфта колеса, и, как результат, автомобиль начинает вибрировать. В этом случае следует подтянуть гайки крепления, неисправные или изношенные подшипники заменить. 7. Проверить крепления элементов подвески. Ослабление гаек в местах крепления рычагов, растяжек, стабилизатора поперечной устойчивости или рулевых тяг может стать причиной вибрации. После подтягивания резьбовых соединений дефект исчезает. Проблема – протектор шины истирается неравномерно, на шине появляются «лысые» пятна Очень часто причиной появления пятен на протекторах шин является сохранение слишком высокой скорости на поворотах с заносом или сносом колес. 1. Проверить балансировку колес, при необходимости отбалансировать их. 2. Проверить шины и обод колеса на деформацию, при необходимости заменить их. 3. Проверить давление в шинах. Неравномерное давление становится причиной проседания автомобиля на отдельное колесо, что приводит к неравномерному износу протектора. Следует регулярно проверять давление во всех шинах и поддерживать его на одинаковом уровне. 4. Проверить углы установки передних колес, при их нарушении отрегулировать. 5. Осмотреть подшипники передних колес и проверить крепления гайки ступицы. Износ подшипников и ослабление крепления приводят к повышению осевого люфта колеса и неравномерному износу шин. При необходимости нужно подтянуть гайку ступицы, неисправные или изношенные подшипники заменить. 6. Причиной быстрого износа шин могут стать износ или повреждение шарниров, а также деформация и повреждение деталей подвески или кузова. Следует проверить детали подвески, лонжероны, панели кузова, при необходимости выправить поврежденные элементы или заменить новыми. 7. Проверить рулевое управление. Увеличенный свободный ход рулевого колеса приводит к появлению характерных пятен на протекторах шин. Следует заменить изношенные шарниры, проверить и при необходимости подтянуть ослабленные резьбовые соединения, проверить и отрегулировать зазор, образующийся между шестерней и рейкой в рулевой системе. 8. Проверить амортизаторы стойки на наличие деформаций, повреждений или износа. В случае их обнаружения требуется или замена обоих амортизаторов, или установка в патрон обеих парных стоек ремонтных картриджей. Проблема – преждевременный износ протектора шин Быстрый износ шин может происходить из-за: ? слишком высоких скоростей движения автомобиля; ? сохранения высокой скорости на поворотах, что приводит к заносу машины; ? резкого начала движения с пробуксовкой колес; ? резкого торможения «на юз». Если ни одна из этих причин не подходит, следует проверить соответствие типа шин покрытию, осмотреть амортизаторы и пружины, проверить их соответствие модели автомобиля. 1. Проверить балансировку колес. Смещение угла установки колес повышает износ шин на 20—30 %. 2. Проверить давление в шинах. При отклонении от нормы его следует отрегулировать. 3. Осмотреть подшипники передних колес и проверить крепление гайки ступицы. Износ подшипников и ослабление крепления приводят к повышению осевого люфта колеса, и шины быстро изнашиваются. При необходимости нужно подтянуть гайку ступицы, неисправные или изношенные подшипники заменить новыми. 4. Часто причиной износа шины может стать попадание на их поверхность агрессивных веществ. Это могут быть битум, масло, бензин, различные растворители и кислоты, которые приводят к разрушению резины шины; в этом случае следует заменить шину и в будущем соблюдать осторожность. 5. Перегрузка автомобиля приводит к преждевременному износу шины, поэтому необходимо соблюдать установленные нормы загрузки и равномерно распределять нагрузку по салону. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|