Онлайн библиотека PLAM.RU


Глава 12

Бей, король

– И бьют короли так же, как и ходят: на соседней клетке, – объяснил Незнайка и расставил на шахматной доске такое положение:

– Здесь белый король может на выбор побить: или черного слона, или черную ладью, – сказал Незнайка.

– Я покажу, как ладью побить! – закричал Пиноккио и взял белым королем черную ладью. Наискосок.

А Мурзилка показал, как побить черного слона. По прямой.

Незнайка довольно кивнул и поставил новое положение:

– Ход белых. Куда может пойти белый король? – спросил Незнайка. – Черного слона, слона надо побить, – замахал руками Пиноккио.

– Слона бить нельзя – он обидится, – съехидничал Чиполлино.

– Правильно. Слона нельзя бить. Потому что тогда ладья побьет нашего короля.

– Ну, тогда пусть белый король возьмет не слона, а любую черную ладью, – буркнул Пиноккио. – И ладью нельзя побить. Ведь тогда другая ладья возьмет нашего короля, – объяснила Дюймовочка. – И этого нельзя, и того нельзя, – ворчал Пиноккио. – А куда же ходить-то? Некуда! Везде нашего короля побьют.

– Есть ход! Только один, – догадалась Дюймовочка. – Надо белым королем пойти наискосок. Направо вниз. Белый король заулыбался, подпрыгнул над шахматной доской и поцеловал Дюймовочку в щеку. И встал куда советовала Дюймовочка:

– Постойте, постойте. Нетушки! Тут черная ладья перепрыгнет через черного слона и побьет белого короля! – воскликнул Пиноккио.

– Не перепрыгнет, – усмехнулся Незнайка. – Я же вас учил: ферзь, слон и ладья через фигуры не перепрыгивают… А теперь, братцы, посражайтесь королями. Белым против черного. И белый король расположился в углу, а черный – неподалеку, через клетку. Вот так:

– Белым королем играет Пиноккио, черным королем играет Дюймовочка, – объявил Незнайка. – Ходи, Пиноккио. – Все Пиноккио да Пиноккио играет, – вздохнули остальные человечки.

– Не сердитесь, просто Пиноккио хуже всех играет, – сказал Незнайка.

– Я лучше всех играю, – обиделся Пиноккио. – Смотрите, как я сейчас побью черного короля. – И Пиноккио шагнул белым королем вправо по прямой.

– Сюда нельзя, – сказала Дюймовочка. – Тут я сама твоего короля побью. Переходи.

– Правильно, Дюймовочка, – кивнул Незнайка. – Если один из игроков ставит своего короля под бой, то второй игрок никогда не побьет его короля, а разрешит переходить.

Пиноккио быстро вернул белого короля в угол и сыграл по-другому: наискосок.

– И тут я побью твоего белого короля, – улыбнулась Дюймовочка. – Фу-ты ну-ты, – пробурчал Пиноккио и опять переходил белым королем, на этот раз он пошел правильно: по прямой вниз. Вот так:

И пошли бродить белый и черный короли по шахматной доске. Но больше ни Пиноккио, ни Дюймовочка не ошиблись и сыграли вничью. Никто не выиграл, никто не проиграл. Вот.

Советы родителям

Королей в шахматах не бьют, но под бой их ставить нельзя. Эти обстоятельства следует учесть, когда вы начнете сражаться с ребенком королем против короля, королем против других фигур. При безошибочной игре партнеров на обычной шахматной доске в единоборстве короля со слоном или ладьей победителя нет. Тем более что, если король нечаянно встанет под бой, ему разрешается переходить. Уважают шахматного владыку игроки – разрешают исправить свою ошибку.

А вот в поединке с ферзем королю не позавидуешь. Ловко маневрируя на шахматной доске, ферзь может оттеснить короля в любой угол и лишить его ходов. И королю пришлось бы встать под бой, если бы это разрешалось правилами. Если у вашего малыша обнаружатся большие способности к шахматам, попросите его запереть подобным образом шахматного властелина в углу.

Очень силен король на ограниченных участках 64-клеточной доски и на ее фрагментах. На фрагменте «две на две клетки» сила короля равна силе ферзя. Слона король всегда ловит на фрагментах «две на две клетки», «две на три клетки», «две на четыре клетки», «три на три клетки», «три на четыре клетки», а ладью – на фрагментах «две на две клетки», «две на три клетки», «три на три клетки».

В то же время все королевские единоборства (белого короля с черным) заканчиваются вничью, ведь короли не имеют права атаковать друг друга (на фрагменте шахматной доски «две клетки на две» королевские поединки по этой причине запрещены, в противном случае пришлось бы одному из королей бить другого).

Для разыгрывания с детьми 3,5 лет рекомендуем положения 1–21:

В положениях 1–3 белый король бьет неприятельскую фигуру первым же ходом. В позициях 4 и 5 ничья неизбежна, причем все ходы противников вынужденны. В положении 4 следует 1.?b1 ?аЗ2.?а1 ?bЗ, в следующем – 1.?b1 ?bЗ 2.?а1 ?аЗ, и короли возвращаются на исходные рубежи. А вот в положении 6 белые перемещают короля на поле «а2», и черная ладья теряется. В позиции 7 после 1.?b1 или 1.?b2 ловится черный слон. В следующем положении партнеры, как и в позициях 4 и 5, вынуждены делать единственные ходы, чтобы не проиграть: 1.?b1 ?bЗ 2.?а1 ?аЗ с ничьей. В положении 9 должно последовать 1.?b1 с легкой ничьей. Также ничья и в позиции 10, при этом у белых есть выбор равноценных первых ходов: белый король может пойти и на «b2», и на «b1», и на «а1». Например: 1.?b2 ?b4 2.?а2 ?а4 3.?b1 ?bЗ 4.?а1 ?аЗ.

Все же лучше выбирать королем такие ходы, чтобы после ответа противника у белого короля был больший выбор возможных ходов. Полезно ограничивать действия короля партнера, чтобы у черного короля был меньший выбор. Единоборства короля и ладьи на фрагменте доски «две клетки на четыре» при точной игре партнеров приводят к ничьей. Так, в позиции 11 может последовать 1.?а2! ?а4! 2.?b2 ?b4 3.?аЗ ?b1, а в позиции 12 – 1.?b1 ?аЗ (или любой другой ход короля на линию «а») 2.?a1 ?b2 3.?а4 и т. д. Несдобровать черному слону в позиции 13 после 1.?а2 (возможно и 1.?а1 ?b42.?а2 или 2.?b2) ?b4 2.?bЗ (или 2.?b2) ?а З3.?:аЗ. Несложно достичь ничьей в позиции 14 – 1.?а2 ?сЗ 2.?b1 ?bЗ 3.?с1 ?сЗ 4.?b1 ?bЗ; можно играть и по-иному. В позиции 15 белый король одолевает черную ладью: 1.?с2 ?а З 2.?b2! (централизация). Не спастись черному слону в позиции 16 – 1.?с2! В положении 17 после 1.?b4 партия закончится ничьей. В позиции 18 сразу решает 1.?а2! В положениях 19–21 для ничьей достаточно не ставить свои фигуры под бой. В позиции 19 следует начать с 1.?а2, в положении 20 – с 1.?а4, в положении 21 – с 1.?d2.

С детьми 4,5 лет разыграйте и положения 22–32:

В позиции 22 выигрывает 1.?:b1 ?b2 2.?:b2. А вот в положениях 23–26 белым не избежать поражения. В позициях 23 и 24 у белых фигур нет полей для отступления, в позиции 25 ладья теряется после 1.?b1 ?а2, а в положении 26 после 1.?а1 ?а2 или 1… ?аЗ проигрывается белый слон. В позиции 27 белые выигрывают путем 1.?b2 ?bЗ (не лучше и другое) 2.?:а2, и черной ладье некуда отступить. В следующих трех положениях белые фигуры беспомощны против черного короля. В позиции 28 белым приходится играть 1.?b2, и после 1… ?bЗ (или 1… ?b4) 2.?а1 ?аЗ слон проигрывается. В положении 29 у белых два равноценных первых хода: 1.?b1 и 1.?с2, но в обоих случаях черные централизуют короля и легко выигрывают. В первом случае после 1… ?а2 2.?с1 ?b2. Во втором случае после 1… ?bЗ 2.?с1 ?b2. В позиции 30 белые вынуждены сыграть 1.?с1, и теперь после наиболее точного 1… ?а2 слону придется встать под бой. В позиции 31 решает 1.?b2! Например: 1… ?2.?:а2 ?с З 3.?b2, всё! В положении 32 белые играют 1.?а З, и черные легко выигрывают, например, после 1… ?а2 2.?b4 ?bЗ.

С детьми 5,5 лет рекомендуем разыграть и положения 33–38:

В позиции 33 белым следует играть 1.?b2 (нельзя ходить белым слоном, ведь тогда король оказывается под боем, а 1.?b1 ничего не дает, так как черные сыграют 1… ?b4, и королю придется вернуться на место) 1… ?b4 2.?bЗ (или 2.?аЗ), и ладья теряется. Лишь искусной игрой белые могут добиться ничьей в позиции 34. Нельзя играть 1.?а1? из-за 1… ?bЗ (но не 1… ?аЗ 2.?b1! ?b4, и получается исходное положение) 2.?b1 ?аЗ 3.?a1 ?b2 4.?а4 ?а З, и ладья в западне. К ничьей ведет только 1.?b2 ?аЗ (или 1… ?аЗ 2.?b1! ?b4 3.?b2)2.?b1 ?а4 3.?b2!, и черным не усилить свою позицию. Гораздо легче для разыгрывания положение 35. После 1.?b2 черный ферзь оказывается в капкане. В позиции 36 сразу выигрывает 1.?bЗ, в позиции 37 – 1.?b2, в позиции 38 – 1.?bЗ ?b42.?сЗ.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.