Онлайн библиотека PLAM.RU


Глава 18

Белый конь

– Ты, Незнайка, говорил, что пешка может превращаться в ферзя, ладью, слона или коня. А как ходит конь, мы не знаем, – сказала Дюймовочка.

– Конь – самая хитрая фигура на шахматной доске, – объяснил Незнайка. – Ходит он в любую сторону так: два поля прямо, потом одно поле вбок. Или одно поле прямо, потом два поля вбок. И останавливается конь только на этом третьем поле, когда пойдет вбок. Вот так. – Незнайка поставил белого коня в центр доски и показал все поля, на которые скачет конь.

– Ух ты, здорово конь прыгает, – восхитился Пиноккио. – Дaвайте скорее поиграем конем. Поведем, например, коня из ближнего левого угла в противоположный. Пиноккио поставил коня в левый ближний угол и пошел на два поля вверх по прямой и на одно поле направо. Вот так:

Затем белого коня поднял Петрушка и тоже прыгнул им на два поля вверх и на одно поле вправо. И Чиполлино сыграл белым конем так же: два поля вверх и одно направо. Вот так:

А Дюймовочка скакнула белым конем так: одно поле вперед и два поля направо.

Потом конем завладел Мурзилка.

Он пошел конем на два поля вниз и на одно поле направо. Вот так:

– Ура, я прыгну конем в угол, – обрадовался Щелкунчик и сыграл так: одно поле направо и два поля вверх. В угол. – Вот мы и прискакали белым конем в противоположный угол доски. За шесть ходов, – сказала Дюймовочка.

Советы родителям

Ход шахматного коня не случайно изучается после ходов остальных фигур. Дело в том, что детям 3–5 лет трудно усвоить прыжки хитроумного скакуна. Например, согласно исследованиям доктора психологических наук Я. А. Пономарева, дети в возрасте первой половины пятого года не могли овладеть ходом коня, а 5-летние хотя и освоили ход коня, но смогли решить далеко не все задачи, связанные с перемещениями коня на шахматной доске. В экспериментах Я. А. Пономарев использовал фрагмент шахматной доски «три клетки на три». В самом простом задании требовалось кратчайшим путем побить неприятельскую пешку (при самых разнообразных положениях белого коня и черной пешки). И вот что выяснилось:

– 5-летние дети не могли четко решить задачи; – дети 6–7 лет успешно решали задачи, перемещая коня по доске, а в отдельных случаях и «в уме» (без передвижения коня по доске), после многочисленных проб и ошибок;

– 8-летние дети оказались способны решить все задания «в уме», не прибегая к пробам и не ошибаясь.

Поэтому советуем не форсировать события при обучении ребенка ходу коня, а исповедовать два принципа: неторопливость и терпение. Хотя опыт обучения детей по нашей методике говорит о том, что оказывается возможным даже детей 3,5 лет обучить ходу коня. Не огорчайтесь, если ребенок все же не освоит этот ход. В таком случае не спешите переходить к изучению дальнейшего материала, лучше еще раз закрепите изученный. Пусть малыш немного повзрослеет и научится более умело оперировать «в мысленном плане». Можете двояко объяснить ребенку передвижения коня. Либо так: «Два поля прямо, одно поле вбок» (или: «Одно поле прямо, два вбок»). Либо так: «Раз, два – прямо, а три – вбок» (или: «Раз – прямо, а два, три – вбок»).

На следующем рисунке цифры «3» показывают все поля, на которые может скакнуть конь из этого положения.

Чтобы ребенку было легче запомнить, как ходит конь, вырежьте из плотной бумаги шаблон хода коня. Вот такой.

Прикладывая этот шаблон к шахматной доске, всегда можно увидеть, куда в состоянии скакнуть конь. Для этого еще одну черную клетку наложите на поле, где стоит шахматный конь, тогда расположение второй черной клетки укажет одно из полей, на которые пойдет конь (шаблон раскрасить с обеих сторон).

Чтобы ребенок мог сразу увидеть все поля, на которые может переместиться конь из того или иного положения, изготовьте другой шаблон.

Черную клетку (сплошную) наложите на поле, на котором расположен конь, тогда штриховые черные клетки окажутся на полях, куда может перейти конь.

А теперь поиграйте с ребенком белым конем, совершая ходы по очереди.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.