|
||||
|
Глава 27 Мат Незнайка оставил на шахматной доске три фигуры: белого ферзя, черного короля и черную ладью – и сказал: – Белыми играет Дюймовочка, черными – Мурзилка. Дaвай шах, Дюймовочка. Дюймовочка взяла белого ферзя и передвинула его на одно поле влево, по линии. – Шах! Мурзилка вытаращил глаза и сказал: – А мне некуда ходить. Побить белого ферзя я не могу. Защитить короля нечем. И отойти королем некуда – везде его белый ферзь побьет. – А раз так, проиграл ты, Мурзилка, – заметил Незнайка. – Это мат. Белый ферзь объявил черному королю не шах, а мат. Мат – это победа. Мат – это выигрыш. Для того и играют в шахматы, чтобы дать мат королю противника. – Получается, мат – это шах, от которого нет защиты, – сообразила Дюймовочка. – Я поняла: чтобы выиграть в шахматах, надо так напасть своей фигурой на короля противника, чтобы следующим ходом короля побить. – Молодец, Дюймовочка, – похвалил Незнайка. – Сейчас я покажу четыре положения, где мат черному королю объявил белый ферзь. – Разве во второй позиции мат? – удивился Мурзилка. – Ведь черный король побьет белого ферзя. – Ферзя нельзя побить. Тогда белая пешка побьет черного короля, – объяснил Незнайка. – А в третьем положении, если король ферзя возьмет, то слон короля побьет, да? – догадался Мурзилка. – Верно, – кивнул Незнайка. – А вот в этих четырех позициях мат черному королю дала белая ладья: – Здесь в четвертом положении черный король не может «съесть» белую ладью. А то белый конь побьет черного короля, – проговорила Дюймовочка. – А вот в таких положениях черного короля заматовал белый слон, – сказал Незнайка и одно за другим расставил четыре новых положения: Потом Незнайка показал человечкам четыре положения, где мат черному королю поставил белый конь. Вот такие: – А вот в таких двух положениях черного короля заматовала белая пешка, – промолвил Незнайка. И еще две позиции расставил Незнайка. В них черная пешка дала мат белому королю. – Какой же тут мат? – удивился Чиполлино. – Ведь пешки ходят вперед, вверх и бьют наискосок вверх. – Совсем ты, Чиполлино, забыл, что белые пешки бьют наискосок вверх, а черные пешки бьют наискосок вниз. Тут черные пешки объявили мат, – усмехнулся Незнайка. – Теперь мы будем учиться ставить мат, да? – спросил Мурзилка. – Дa, но сначала немножко отдохнем, – улыбнулся Незнайка. Советы родителямДостижение мата – вот цель шахматной партии. Тот, кому поставили мат, проиграл. Дети 3–5 лет с превеликим трудом усваивают понятие мат, для них он недостаточно конкретен, неосязаем. Поэтому еще раз повторимся – не спешите. Расставьте перед ребенком следующие положения и спросите малыша, стоит ли на доске мат черному королю. Если мата нет, то как ходить черным? 1. Нет мата: черные сыграют 1… ?b7. 2. На шахматной доске мат. 3. Нет мата: есть ход 1… ?b5. 4. Мат на доске. 5. Мат черному королю. 6. Мата нет. Черные пойдут 1… ?с8. 7. Нет мата: 1… ?:с2. 8. На доске мат. 9. Мат. 10. Нет мата. Черные побьют ладью 1… ?:а2. 11. Мат черному королю. 12. Нет мата. Черные отойдут королем 1.?b8. 13. Мат. 14. Нет мата: 1… ?:а7. 15. Мат. 16. Нет мата. Черные пойдут 1… ?а2. 17. Мат. 18. Нет мата: 1… ?b8. 19. Нет мата. Черные побьют слона 1… ?:сЗ. 20. Мат. 21. Нет мата. Черные сыграют 1… ?а2. 22. Мат. 23. Нет мата: 1…аb. 24. Мат. 25. Мат. 26. Мата нет: 1… ?:b7. 27. Мат. 28. Мата нет: 1… ?:а7. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|