|
||||
|
Глава 28 Ферзь, ладья и слон дают мат в один ход – Теперь, братцы, поучимся ставить мат, – неторопливо проговорил Незнайка и одно за другим расставил на шахматной доске четыре таких положения. ![]() – Сначала решите четыре задачи, где мат в один ход черному королю дает белый ферзь, – сказал Незнайка. – У, первая позиция легкая. Белый ферзь прыгнет направо через клетку по линии. Шах и мат! – крикнул Пиноккио. – Нет, это не мат, – возразила Дюймовочка. – Это только шах. Ведь тогда черный король пойдет из угла на одно поле направо. По прямой. Мат по-другому надо ставить, – и Дюймовочка сходила белым ферзем наискосок через клетку, вверх. – Мат! Точно мат! – обрадовался Пиноккио. – Теперь черному королю отойти некуда – везде его белый ферзь побьет. И закрыть короля нечем. И ферзя не побить. Мат! – Вторая позиция еще легче, – сказал Мурзилка. – Белый ферзь пойдет вправо по линии на одно поле. Шах! – Шах-то будет, но это не мат, – засмеялся Незнайка. – Ведь черные тогда отойдут королем из-под шаха вниз по прямой. А могут и ладьей закрыться – пойдут черной ладьей на одно поле вниз. – Я знаю, как тут мат поставить, – вызвался отвечать Гурвинек и передвинул ферзя по линии направо, через две клетки. – Мат! – Молодец! – захлопал в ладоши Незнайка. – А как в третьем положении мат сделать? – Тоже надо ферзем направо прыгнуть через две клетки. По прямой, – ответила Дюймовочка. – Верно, а в четвертом положении? – спросил Незнайка. – И тут ферзем пойдем через две клетки. Направо, вниз наискосок, – ответил Петрушка. – Точно, ферзем научились мат ставить, теперь дайте мат в один ход черному королю белой ладьей, – промолвил Незнайка и по очереди расставил перед друзьями вот такие положения: ![]() – Красиво черные пешки стоят. Рядышком, – сказал Чиполлино, изучая первое положение. – Красиво, но плохо, – усмехнулся Гурвинек и переместил белую ладью вверх через клетку. – Мат! – Ух ты, в самом деле мат! Свои же черные пешки мешают черному королю уйти из-под боя, – удивился Чиполлино. – Мне-то, мне-то порешать дайте, – забеспокоился Пиноккио, когда на шахматной доске появилось новое положение, и побил белой ладьей черного коня. – Мат! – Какой же это мат? – удивился Незнайка. – Учил я вас, учил… тут даже шаха нет. – Не мат, не шах, только шум в ушах, – хихикнул Чиполлино и побил черной ладьей белую ладью. – Можно было и королем побить, – заметила Дюймовочка и поставила фигуры как они стояли раньше. – Надо белой ладьей вперед пойти на одно поле. И мат! – Толково, – похвалил Незнайка. – А как в третьем положении белой ладье заматовать черного короля? – Пешку надо побить, пешку! Черную! Белой ладьей налево через клетку. Мат! – закричал Пиноккио. – Правильно, Пиноккио, – кивнул Незнайка. – Когда побить кого-то надо, ты тут как тут. – А в четвертом положении белая ладья прыгнет вниз через поле, шах! – сказал Щелкунчик. – Шах, но не мат, – возразил Незнайка. – Ведь черный король назад отойдет на одно поле. Или вперед шагнет. – Направо надо белой ладьей пойти. Вот тогда мат, – сказал Петрушка и заматовал черного короля. – Поучитесь и слоном мат ставить, – улыбнулся Незнайка и одну за другой показал друзьям новые расстановки фигур. Вот такие: ![]() Посмотрев первое положение, Пиноккио сказал: – Я бы тут черными играл. У них и ладья, и пешки, а у белых слон один. – Зато этот слон сейчас даст мат в один ход, – усмехнулся Гурвинек и передвинул белого слона на одно поле вверх, наискосок направо. – Мат! – Ух, а во второй позиции у черных и ферзь есть. Хочу черными, – попросил Пиноккио. – Пожалуйста, – улыбнулась Дюймовочка. – А я белым слоном сыграю направо на одно поле наискосок. Мат тебе. – В третьем положении я сам белым слоном поиграю, – пробормотал Пиноккио и шагнул им налево вверх на одно поле. – Мат! – Вот это другое дело, – закивал Незнайка. – А кто последнее задание первым решит? – Я! – вызвался Щелкунчик и пошел белым слоном налево вниз на одно поле. – Шах и мат. – Какой же это мат? – удивился Мурзилка. – Ведь черный король побьет нашего белого слона. – Не побьет, – ответил Незнайка. – Ведь тогда он встанет под бой белого короля, а королю под бой идти нельзя. Правильно Щелкунчик сказал: «Шах и мат». – Шах и мат… шахматы, – удивленно заметил Пиноккио. – Молодец, Пиноккио! Хорошо сообразил, что слово «шахматы» получилось из слов «шах» и «мат», – похвалил Незнайка. – Шах и мат – шахматы. Советы родителямЭлементарная игра «на уничтожение» доступна и понятна детям 3–5 лет, а вот игра «на мат» вызывает большие затруднения. Да и для детей 7–10 лет игра «на мат» очень непроста. Чтобы вам было легче объяснить малышу, как же поставить противнику мат, скажите: «В шахматах выигрывает тот, кто побьет неприятельского короля. Но, чтобы побить короля, на него нужно напасть». Шахматную игру принято прекращать за ход до того, как король будет побит. Это и есть мат. Он обозначается – «Х». Поучите малыша ставить мат в один ход. Расставьте на шахматной доске следующие положения, в которых белые должны объявить черному королю мат в один ход (задания эти адресуются детям 5 лет и старше, а также одаренным детям 3–4 лет). ![]() 1. 1.?с8Х. ![]() 2. 1.?с1Х. ![]() 3. 1.?а6Х. ![]() 4. 1.?е8Х. ![]() 5. 1.?b2Х. ![]() 6. 1.?h1x. ![]() 7. 1.?h1x. ![]() 8. 1.?е5Х. ![]() 9. 1.?b6Х. ![]() 10. 1.?b5Х. ![]() 11. 1.?с8Х. ![]() 12. 1.?а8Х. ![]() 13. 1.?а2Х. ![]() 14. 1.?b1x. ![]() 15. 1.?а8Х. ![]() 16. 1.?а8Х. ![]() 17. 1.?b8Х. ![]() 18. 1.? c1x. ![]() 19. 1.?b8Х. ![]() 20. 1.?b1x. ![]() 21. 1.?е5Х. ![]() 22. 1.?е4Х. ![]() 23. 1.?е5Х. ![]() 24. 1.?b7Х. ![]() 25. 1.?е5Х. ![]() 26. 1.?е6Х. ![]() 27. 1.?bЗХ. ![]() 28. 1.?b5Х. ![]() 29. 1.?с6Х. ![]() 30. 1.?е4Х. Детям более младшего возраста предложите поставить мат в один ход на фрагментах шахматной доски. На фрагменте шахматной доски «две клетки на три» расставьте следующие положения: ![]() 1. Матует 1.?b1Х. ![]() 2. К мату в один ход ведет 1.?а1Х. ![]() 3. Решает 1.?а2Х или 1.?b2Х. ![]() 4. 1.?b2Х. ![]() 5. 1.?:b2Х. ![]() 6. 1.?b2Х. ![]() 7. 1.?а2Х. ![]() 8. 1.?b2Х. ![]() 9. 1.?а2Х. ![]() 10. 1.?b2Х. ![]() 11. 1.?аЗХ или 1.?b2Х. ![]() 12. 1.?bЗХ. ![]() 13. 1.?аЗХ или 1.?b2Х. ![]() 14. 1.?bЗХ. ![]() 15. 1.?а2Х. ![]() 16. 1.?а2Х. ![]() 17. 1.?b2Х. ![]() 18. 1.?а2Х. ![]() 19. 1.?b2Х. ![]() 20. 1.?b2Х. На фрагменте шахматной доски «две клетки на четыре» расставьте такие позиции: ![]() 1. Матует 1.?а2Х. ![]() 2. 1.?b2Х. ![]() 3. 1.?а2Х. ![]() 4. 1.?аЗХ. ![]() 5. 1.?b2Х. ![]() 6. 1.?а2Х. ![]() 7. 1.?b1Х. ![]() 8. 1.?b1Х или 1.?b2Х. ![]() 9. 1.?2bЗХ. ![]() 10. 1.?а4Х. ![]() 11. 1.?а3Х. ![]() 12. 1.?b3Х. ![]() 13. 1.?а2Х. ![]() 14. 1.?аЗХ. На фрагментах шахматной доски «три клетки на три» расставьте следующие позиции: ![]() 1. 1.?с1Х. ![]() 2. 1.?а1Х. ![]() 3. 1.?аЗХ, 1.?b2Х, 1.?с2Х. ![]() 4. 1.?b2Х. ![]() 5. 1.?b2Х. ![]() 6. 1.?аЗХ. ![]() 7. 1.?а1Х. ![]() 8. 1.?сЗХ. ![]() 9. 1.?bЗХ. ![]() 10. 1.?c1X. ![]() 11. 1.?b2Х. ![]() 12. 1.?b2Х. ![]() 13. 1.?b2Х. ![]() 14. 1.?b2Х. ![]() 15. 1.?b2Х. На фрагментах шахматной доски «три клетки на четыре» и «четыре клетки на четыре» подобные положения на мат в один ход несложно придумать самостоятельно. Тщательно следите за тем, чтобы ребенок ставил именно мат (шах, от которого нет защиты). Если королю шах не объявлен, это не мат. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|