|
||||
|
КОМПОЗИЦИИ ИЗ РАСТЕНИЙ ОФОРМЛЕНИЕ ОКОН С точки зрения освещения окна – лучшее место для растений. Это утверждение весьма спорно. Конечно, солнечный свет, который проникает сквозь оконные стекла нужен растениям. Но в нем отсутствуют ультрафиолетовые лучи. С другой стороны, разросшиеся на окне растения не дают свету проникать в комнаты. Как быть, если вы хотите сделать квартиру удобной для цветов и одновременно с этим не лишать себя значительной доли солнечного света? Размещайте на подоконнике одно-два растения. Остальные можно расположить возле окна, создавая обрамление оконного проема, и тем самым, зрительно расширяя его. По боковым сторонам можно разместить вертикальные стойки для ампельных растений. Если в стойке более 3 кашпо, то ампельные можно с успехом чередовать с красивоцветущими растениями, которые не имеют длинного стебля. Например, плющ будет прекрасно смотреться над цветущей сенполией или цикламеном. Рис. 37. Оформление окон 1 Растения можно размещать и под окном. Это идеальное место для подиума или цветочницы, в которой вы будете содержать высокое растение (такое как драцена или пальма). Почву около ствола можно закрыть покровными или ползучими растениями. Но можно просто разместить красивую гальку или камешки. Если же в напольном кашпо для такого растения будет видна почва, то это не прибавит декоративности ни растению, ни помещению, в котором оно растет. Место перед окном хорошо освещено, но есть одна проблема – там же часто располагаются радиаторы центрального отопления. Если это так, то многие растения не будут расти. Правда, можно установить растение чуть сбоку, или предусмотреть увлажнение, подставив под радиатор поддон с водой. Если это будет возможно сделать без ущерба для интерьера – то, пожалуйста. Проявите фантазию, и эта проблема будет решена. Можно соорудить или приобрести передвижную или стационарную цветочницу, в которой вы установите растения, подобрав их согласно своему вкусу. Не ставьте в ряд одинаковые растения – выберите одно, самое высокое, и вокруг него составьте композицию, каждое растение которой должно быть особенным. Одно, например, раскидистыми листьями прикроет почву, другое будет обильно и красиво цвести. Удачно дополнят композицию ампельные, покровные или ползучие растения. Такие цветочницы могут быть в виде подиумов, лесенок или целых оазисов с фонтанчиком или мини-бассейном. Рис. 38. Композиция в цветочнице Уместны столики с террариумами и аквариумами разных форм, установленные перед окном. В этом случае тот микроклимат, который создается в закрытом объеме, не ухудшается от радиаторов столь сильно, как в том случае, если растения расположены в горшках, плошках или кашпо. Зато такой столик – традиционное место для размещения красивого подноса с бонсай или ландшафтной композицией любого типа. Помещение преображается, украшенное таким элементом дизайна. С помощью ампельных растений, о которых мы говорили, можно устроить «зеленые гардины» – пусть их плети обрамляют окно, свисая или располагаясь по периметру. Для этого подойдут кронштейны или стойки около окна, на которых крепятся горшки (а лучше – кашпо) с растениями. Неплохо смотрятся и подвесные кашпо, выполненные в самых различных стилях из самых разных материалов. Это могут быть и кованые изделия, и пластиковые подвесные кашпо, и плетеные в различных техниках. Так что способов озеленения окна, которые не закрывают зеленой массой оконный проем, более чем достаточно. Нет ничего тоскливей, чем ряды горшков на подоконниках. Растения теряют свою индивидуальность и «теряются» среди общей массы. Но если вам не мешает то, что в комнате стало меньше света, что ж, можно расположить растения на окне. Но, повторяем – ряд горшков – это не лучшее решение. Кронштейны, закрепленные на оконных откосах, лестнички и решетки для красивого расположения растений – вот нужное решение. В этом случае обрамление оконного проема ампельными будет также уместно. Рис. 39. Оформление окна 2 Следующее место, которое заслуживает внимания с точки зрения расположения растений – это стена, противоположная окну. Она обычно достаточно освещена для того, чтобы на ней располагались растения, которые не нуждаются в сильном освещении. Растения можно располагать как на стенах, так и на столиках, полках и в напольных кашпо самого различного дизайна. Помните – чем оригинальнее емкость для растения, тем проще оно может быть само по себе, и тем меньше растений должно быть в комнате. И наоборот – чем пышнее и оригинальнее сами растения, тем проще должна быть посуда. Заслуживает внимания и ажурная стенка – перегородка, которая может быть стойкой для растений. На такой стенке можно разместить не только цветы – на ней, рядом с цветами, удачно будут выглядеть статуэтки, мини-скульптуры, книги и многое другое. О растениях, которые должны украсить длинные стационарные цветочницы в затененных местах, можно сказать следующее – композиция должна иметь смысл. Это может быть тропический лес, уголок с водоемом или другой ландшафт. Возможно, вам придется применить искусственную подсветку. Но она не только не испортит внешний вид, но может его украсить. Для тех, у кого есть лестница на второй этаж, под ней почти всегда есть пространство, которое можно назвать идеальным для такого уголка. Подсветка, как вы читали в предыдущей главе, может быть в любом месте, где вашим растениям не хватает света. Это не введет вас в большие расходы, но сделает рост и развитие ваших растений гораздо более эффективным. Что же касается окон, то их можно украшать не только изнутри, но и снаружи. Что это будет – контейнеры для красивоцветущих однолетников, или место, куда вы на лето будете ставить комнатные растения – решать вам. Но помните – растения на окнах не должны мешать вам жить, а, напротив, должны делать вашу жизнь красивее и комфортнее. ИСКУССТВО БОНСАЙ В последнее время стали очень модными композиции в стиле бонсай. Бонсай – это миниатюрная копия небольшой части природы. Деревья с замшелыми корнями, камни, мох – все это в уменьшенном виде. Конечно, мы адаптируем древнюю китайскую и японскую культуру выращивания карликовых деревьев согласно нашим климатическим условиям и вкусу. Рис. 40. Композиция в стиле бонсай Российские любители привнесли много новшеств в классические композиции, но речь идет не о соответствии наших композиций оригинальным, а о создании нашего стиля, который и ближе нам, и больше соответствует нашим климатическим условиям и культурным традициям. Занимаются у нас искусством бонсай, в сравнении с ее тысячелетней историей в Китае и затем в Японии, всего около 20 лет. Огромный выбор комнатных растений представляет неограниченные возможности выращивания миниатюрных композиций. Справка: бонсай (от начального «пан-сан» или «пан-чинг») зародилось в Китае где-то в 200 г. до н. э. – 400 г. н. э. Его абсолютно правильно считают культурным явлением Японии, поскольку именно там, в Японии, искусство бонсай росло, развивалось, пережило свое становление, и с тех пор широко распространилось в мире. В японском языке слово «бонсай» обозначает весь процесс выведения на подносе или в неглубоком горшке определенного вида или группы растений. Очевидно, что если дерево может быть выращено на подносе, то должен существовать метод культивирования миниатюрных образцов того или иного вида. Бонсай в классическом варианте можно представить как дерево или любое растение, рассматриваемое через уменьшительные линзы. Основные элементы бонсай – растения, грунт и горшок. Все это вместе создает прекрасную живую композицию, которая долгое время тешит глаз своего творца. Итак, цель заключается не только в выращивании в контейнере здорового растения, но и создание единого целого из трех данных элементов, которые абсолютно подходят друг другу, при этом каждый из них должен иметь свою индивидуальность и привлекать внимание. Для начинающих можно посоветовать собирать пейзажи и делать наброски, наблюдать за естественными ландшафтами. Бонсай имеет все признаки своего прототипа в природе: у него есть ствол, кора, ветви, листья, цветы, плоды, он также произрастает в почве, обнажая выступающие корни, в общем, повторяет модель живого дерева определенного вида естественной величины. Грунт должен выглядеть естественной частью рельефа. Для этого подобранные камни – «скалы» и мох будут вызывать ассоциацию с лесным природным ландшафтом. Емкость нужно выбирать попроще, т. е. цвет и форма не должны быть броскими, тогда и она становится естественной составляющей этого трехмерного дизайна. Если следовать этим рекомендациям, то получившийся бонсай сможет создать такое настроение, которое у нас бывает, когда мы смотрим на чудесный пейзаж, рощицу и т. д. Культура бонсай предусматривает некоторые первоочередные решения, агротехнику и методы, которые необходимо рассмотреть перед тем, как переходить к основному и подробному описанию. Некоторые бонсай произрастают и развиваются из семян, другие начинаются с черенков и отводков. В первую очередь, следует выбрать определенный вид растения. Начинать надо с тех видов растений, которые произрастают в данной местности. В регионах с прохладным климатом это могут быть хвойные растения, цветущие и плодоносящие виды. Современные композиции включают в себя не только миниатюрные деревья. Это лианы, папоротники, и другие комнатные растения, которые включаются в композицию. Многие комнатные растения имеют все признаки оригинальных бонсай – мелкие листья, небольшие стволы. Папоротники как будто созданы для того, чтобы создать имитацию каменноугольного ландшафта. Запомните – растения с маленькой листвой и изящными небольшими цветами в миниатюрном бонсай смотрятся намного эффектнее растений с крупными листьями и цветами. Рис. 41. Композиция, имитирующая бонсай Но вернемся к оригинальному, «настоящему» бонсай. Существуют различные стили, в которых может быть выращен бонсай. Такие знания нужны при выборе. Любители величавых конических форм будут искать молодое деревце, модель роста которого соответствует правильному прямостоячему стилю. Другие ищут неправильное строение дерева, которое в дальнейшем может создать вид как бы нависания над утесом. Для начинающих необходимо понять предназначение некоторых аксессуаров – контейнера, средств для декорирования бонсай, инструментов, необходимых для ухода. Итак, первый вопрос – с чего начать выращивание бонсай. Есть несколько доступных способов, и каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки. Самый сложный, и одновременно приносящий со временем огромное удовлетворение способ – это посеять семя и наблюдать, как из него вырастает сеянец, потом – молодое деревце, которое с вашей помощью превращается в изящный бонсай определенной формы. Второй способ – выращивание бонсай из черенков и отводков, в том числе и из воздушных отводков. Особенно хорош этот способ для вьющихся растений – кустарников и некоторых видов деревьев. Нужно выбрать ветку, в которой уже проглядывался бы будущий бонсай. Воздушный отводок можно сделать по своему усмотрению, чтобы вырастить корни бонсай, а ветку нужно отрезать уже после того, как хорошо развились корни. Потом дерево пересаживается в контейнер. В такой модели растение можно культивировать в течение нескольких лет. Трудности заключаются, прежде всего, в поиске подходящей ветки, а простирающиеся по земле неглубокие корни при естественном росте развиваются очень медленно. Рис. 42. Выбор ветки для бонсай и отделение отводка Третий способ, употребляемый в бонсай – применение прививки. Его преимущество – это использование в качестве привоя короткого побега. Особенно подходит этот способ для цветущих и плодовых деревьев. Недостаток его заключается в том, что остается заметным место прививки. Однако этот дефект может быть скрыт с помощью формирования кроны или использования привитых растений в том стиле бонсай, когда это не бросается в глаза. Рис. 43. Привитое деревце Четвертый метод, который определенно лучше всего подходит для начинающих – это выбор и приобретение в питомнике подходящего деревца, обладающего уже достаточно толстым стволом и определенным количеством ветвей. Они-то и позволяют придать конечную форму бонсай, который уже прожил в контейнере несколько лет и, следовательно, адаптировался к жизни в ограниченном пространстве. После тщательной стрижки и обкручивания проволокой в этом растении уже через какой-нибудь час будут проступать очертания будущего бонсай, потом еще два года уйдут на доведения его до зрелого состояния. Пятый метод. Вы едете за город и ищете там маленькие деревья, выдержавшие все бури. Если найти такое дерево, откопать и, придав форму, пересадить, то это уже будет хорошая основа для бонсай. Возможно, корни деревца окажутся недостаточно развитыми. В этом случае полезно пересадить его в землю на год или более, чтобы у растения развилось как можно больше поверхностных корней, при этом продолжая работать над его формой. После этого деревце следует выкопать и поместить в контейнер уже в качестве бонсай. При выборе дерева для бонсай необходимо иметь в виду, что размер листьев (или хвои – у хвойных пород) должен быть изначально мал, цветки также не должны быть крупными, так как большие цветки на маленьком дереве выглядят непропорционально. Можжевельник (Juniperus prostrata) – кустарник из числа хвойных, который очень хорошо подходит для бонсай. Он вынослив, легко принимает форму в соответствии с избранным стилем, хотя развивается медленно. Выносливая сосна Роксбурга (Pinus roxburqhii) имеет очень длинную хвою и годится только в качестве бонсай, выращиваемого в саду, где достигает двухметровой высоты. Тем не менее этот устойчивый вид можно вырастить и в миниатюрном варианте, если подстричь хвою до соответствующего размера. Кедр, ель, пихта – все эти хвойные породы прекрасно подходят для бонсай. Также подходят некоторые виды кипариса (Cupressus) и тиса (Taxus). Лиственные породы. В первую очередь деревья рода фикус (Ficus) семейства тутовые. Они устойчивы, хорошо принимают заданную форму и настолько быстро растут, что в течение нескольких лет превращаются в очень интересные бонсай. Фикус зеленоватый быстро ветвится и образует толстые большие корни, выступающие над поверхностью почвы. Фикус бенгальский также очень быстро дает наземные корни, и вскоре формируется во взрослое колонновидное дерево, занимающее внушительную площадь. При этом листья со временем уменьшаются, и в дальнейшем из этой породы можно получить правильное, с точки зрения бонсай, маленькое дерево заданной формы. Рис. 44. Фикус для бонсай Маленькое дерево, которое легко и свободно развивается в контейнере – хурма из семейства эбеновые. Уже в процессе роста очень легко придается чудесная зонтичная форма. Гинкго двулопастный из семейства гинкговые – один из старейших видов деревьев на земле. Современная его форма растет на окаменелостях, возраст которых достигает 175–200 миллионов лет. Окаменелые отпечатки листьев этого дерева были найдены и в Индии. В Японии это растение называют «волосы девушки», так как оно имеет сходство с папоротником, и его достаточно часто используют в бонсай. Особенно красиво выглядит дерево осенью, когда листья перед опаданием приобретают ярко-желтый цвет. Хорошо поддается выращиванию коричник камфарный, камфарный лавр (Cinnamomum camphora) семейства лавровые, а также дуб (Quercus). Среди листопадных деревьев отметим несколько видов клена, березы, ольхи и граба, которые пригодны для бонсай. Можно попробовать вырастить в бонсай чинару, или плакучую иву. Цветущие и плодовые деревья. Все деревья относятся к цветущим или плодоносящим деревьям. Исключение составляет небольшая группа, принадлежащая к семейству древовидных папоротников, спороносов. Следует знать, что цветки и плоды в бонсай при правильном соблюдении всех методов не уменьшаются в размере, поэтому рекомендуется подбирать деревья, дающие небольшие по размеру цветы и плоды, чтобы они выглядели пропорционально миниатюрному дереву. Хорошо смотрятся некоторые виды персика, сливы и абрикоса, зацветающие перед тем, как развиваются листья. Также хорошо выращивать грушу японскую и миндаль. И все-таки предпочтение отдается яблоне. Особенно хороша яблоня лесная в белом и розовом цвету или с обилием маленьких красных яблочек. Для нашего климата вполне подходят многие разновидности вишни. Подходит и боярышник – маленькое дерево, усыпанное пучками крошечных душистых белых цветков. Семейство тутовых представляется двумя основными видами деревьев. Шелковица как дикорастущая, так и окультуренная является исключительно устойчивой породой и хорошо приспосабливается к развитию в условиях ограниченного пространства. При тщательной стрижке достигается красивая округлая форма кроны с изящными ветвями. Маленькие листья пропорциональны масштабам, принятым в бонсай. Съедобные плоды культурных видов этого дерева очень аппетитны и кажутся обладателям бонсай на вкус слаще, чем какие-либо другие. Единственный недостаток – листья трудно поддаются уменьшению в размере. Карликовая гуайява очень подходит для бонсай. В ней привлекают прекрасные белые цветы и маленькие лилово-красные плоды, из-за которых этот вид гуайявы иногда называют клубникой. Некоторые виды акаций, принадлежащие к семейству мимозовые также подходят для выращивания бонсай. Это, в первую очередь ароматная акация Фарнези. Мелкие листочки этого растения формируют своеобразное изящное оперение (даже не в период цветения) маленьких золотистых шаровидных цветков. Она в изобилии растет на улицах городов, где используется для создания живых изгородей. Кустарники. Мальпигия стоит на первом месте среди кустарников, которые могут быть использованы любителем бонсай. Это устойчивое неприхотливое растение сильно ветвится, создавая простор для воображения в поисках формы. Маленькие листья темно-зеленые, глянцевитые. Кустарник дает множество нежных розовых цветков на протяжении всего лета. Растение бывает так усыпано изящными цветками, что кажется, будто ствол, ветви, листья лишь просвечивают сквозь них. Полноту картины довершают распростертые по земле мощные корни. Это растение нуждается в постоянной подрезке для поддержания заданной формы. Мелкий кустарник под названием лайм китайский, миртовый, также принадлежит к семейству рутовые, обладает красивыми темно-зелеными тройчатыми листьями. Он распускает маленькие белые душистые цветки, краснеющие по мере созревания и придающие бонсай неповторимое очарование. Представитель семейства рутовые – мурайя, или мирт китайский. Это красивый кустарник с темно-зеленой листвой и душистыми соцветиями, появляющимися во время сезона дождей. Листья легко поддаются уменьшению с помощью регулярной стрижки. Кизильник приспособлен к еще более прохладному климату, может давать красные или желтые ягоды в зависимости от вида. Существует много красивых кустарников, устойчивых в прохладных климатических зонах, например многие виды и сорта азалий, которые пользуются большим успехом у любителей бонсай в Японии. К семейству чайные относится камелия. Некоторые ее виды и сорта характеризуются маленькими цветочками и прекрасно выглядят в культуре бонсай. Гардения предпочитает теплые климатические условия в сочетании с прохладной зимой. Ее карликовый вид G.fortunei с маленькими листьями и цветками может служить прекрасной основой для бонсай. Также пригоден для миниатюры и гибискус, или китайская роза, семейство мальвовые, хотя для размеров бонсай его листья несколько крупноваты. Брунфельзия – кустарник, который в народе называют «Вчера, сегодня, завтра» – отличный объект для бонсай. Цветы, появляющиеся несколько раз в году, в первый день бывают густо-фиолетового оттенка, на второй день они бледнеют и на третий полностью теряют цвет, превращаясь в белые и оправдывая этими метаморфозами свое название. Смена цветовой гаммы очень красива в бонсай. Карликовая форма граната обыкновенного, семейство гранатовые, цветет и дает плоды, не требуя какого-либо дополнительного ухода. Цветы – ярко-красные, небольшие, пропорциональны миниатюрному деревцу. Маленькое цветущее и плодоносящее гранатовое дерево всегда вызывает чувство восхищения. Дважды цветущая разновидность гранатового дерева прекрасно культивируется в бонсай. Молочай колючий из семейства молочайные, хорошо известное растение, усыпанное маленькими красными цветками. С ним тяжело работать из-за бесчисленных колючих шипов. Жасмин арабский, самбак. Этот достаточно крупный кустарник пользуется исключительной популярностью из-за небольших белых и оранжевых цветков, распускающихся в ночное время и опадающих утром. Листья жесткие и довольно грубые, но их уменьшают и делают более податливыми с помощью регулярной подрезки. Лианы. При культивировании лиан в бонсай следует знать два правила: 1. Из-за большого количества красивых корней лучше не пытаться производить первую пересадку в контейнер. 2. Придавать форму с помощью проволоки следует в тот период, когда побеги не одревеснели и их можно легко изгибать. Компактные разновидности легче содержать в небольшом пространстве, чем раскидистые. Некоторые виды с двойными цветками особенно впечатляют вследствие обильного цветения и малого размера цветков. Вьющиеся растения травянистого происхождения также могут выглядеть эффектно в качестве бонсай, например, жимолость японская. Особенно эффектен бонсай из этого вида растений в стиле «каскад» или в стиле «дерево, нависшее над скалой». Глицинию выращивают из-за эффектно свисающих гроздьев цветков – сиреневые, пурпурные или белые. Растение принадлежит к подсемейству мотыльковые семейства бобовые. В культуре бонсай можно также использовать бамбук. Сначала в контейнер высаживают маленькие нежные корни, а затем уже толстые корни с новыми ростками, отобранные в качестве основы для будущей рощицы. Далее их поливают и оставляют в контейнере, давая вырасти новым стеблям. Циперус зонтичный, семейство осоковые, удобен тем, что в маленьком контейнере он не вырастает до больших размеров и, следовательно, будет привлекательно выглядеть, как и многие цветущие однолетние растения. Нандина домашняя (Nandina domestica), семейство барбарисовые, привлекательна своими темно-красными листьями. Многие суккуленты, в частности, толстянки и молочаи, могут быть удачной находкой для композиции. В качестве сопутствующих основному растению бонсай в композицию обычно включают травянистые растения, мхи, лишайники для того, чтобы подчеркнуть достоинства основного растения. Аир – карликовое растение с зелеными и белыми продольными полосами на листьях, оно прекрасно смотрится в небольшом контейнере. То же самое можно сказать и о ряде карликовых растений с мелкими луковицами, которые прекрасно произрастают в маленьких контейнерах, например мускари, мышиный глацинт, виды зефирантес, некоторые виды кислицы. СТИЛИ БОНСАЙ Назовем следующие основные стили: · «бонсай в миниатюре»; · «бунжин»; · «дерево, согнутое ветром» (в основе лежит предыдущий стиль, однако имеются некоторые отличия); · «метлообразное» дерево; · группа деревьев, или «рощица»; · каскад; · композиции на скалах; · многоствольное дерево; · наклоненное дерево; · неправильный прямостоячий; · полукаскад; · правильный прямостоячий. В восточных странах их насчитывают намного больше, однако перечисленные здесь составляют основу всех остальных стилей и их подстилей. Однако не стоит строго придерживаться самых строгих правил в их отношении, так как мы используем породы, растущие у нас, и они, естественно, могут отличаться от пород растительного мира Востока. Современные миниатюрные композиции отличаются большим разнообразием стилей и растений. Можно выделить: · пруд и фонтан в миниатюре; · грот; · латиноамериканский ландшафт; · каменноугольный ландшафт с использованием папоротников и мхов. А также совершенно фантазийные композиции, например, кактус, увитый плющом или драцена, на которой расположилась цветущая фуксия, а внизу, вокруг ствола – лишайники, очитки или камнеломки. Идет речь только о стиле оформления, ландшафте в миниатюре. И все-таки, следует знать главные принципы, заложенные в правилах – они разрабатывались в Японии для того, чтобы каждый мог руководствоваться ими в процессе выращивания в миниатюре естественно выглядящего дерева. И успеха можно быстрее добиться, придерживаясь какого-то определенного стиля. Это гораздо эффективнее, чем пытаться наугад представлять себе, каким образом то или иное дерево может расти в природных условиях. Придерживаясь предложенных рекомендаций, вы избежите многих ошибок. Правильный прямостоячий стиль. Основной стиль бонсай. Дерево характеризуется прямым стволом, который сужается кверху, толстыми расходящимися корнями, ветвями, чуть склоненными вниз. Верхушка дерева – почти всегда конической или шарообразной формы. Рис. 45. Правильный прямостоячий стиль Главное – форма ствола. Он делится на три части. Нижняя часть – без ветвей и листвы, чтобы ствол, корни и структура коры были на виду. От следующей трети ствола отходят три главные ветви. Они расположены в трехмерной проекции, две ветви – в стороны, и третья вглубь композиции, усиливая впечатление перспективы. Эта ветвь – главная, и она должна быть красивой по форме и украшенной листьями. Две боковые ветви дополняют картину. Они могут быть слегка повернуты на зрителя, но не должны заслонять главную. Третья, верхушечная, часть ствола формирует крону. Обычно ветви подняты вверх, а листва на них развита и густая. Дерево в данном стиле лучше всего смотрится в овальном или прямоугольном контейнере. Из приведенного описания следуют несколько важных выводов: 1. Следует учитывать, что передняя и тыльная части дерева должны быть легко различимы. Передний план бонсай выглядит наиболее эффектно и создает непосредственное восприятие его как естественно растущего дерева. Зритель без труда определяет передний, наиболее зрелищный план бонсай по следующим признакам: свободно просматриваются две трети ствола, вторая или третья ветви направлены от зрителя и придают бонсай пространственную глубину. 2. Визуальный возраст и, следовательно, «внушительный» облик дерева определяются разросшимися корнями, расположенными на поверхности и уходящими в землю. Корни создают впечатление, что дерево растет много лет и прочно держится в земле. 3. Большие нижние ветви многих старых деревьев клонятся вниз, тогда как маленькие у верхушки направлены вверх. Подобное расположение в культуре бонсай имитирует природный вид дерева, создает визуальное ощущение его «возраста». Кроме того, отсутствие ветвей в самой нижней части ствола, ясно видимая их ветвистость в срединной части также придают бонсай ощущение «возраста», отличающего миниатюру от кустарника или молодого деревца. Правильный прямостоячий стиль подходит для хвойных деревьев и деревьев с шаровидной кроной. Неправильный прямостоячий стиль. Главное отличие этого стиля – ствол дерева должен быть изогнут. Для лучшего зрительного восприятия крона должна быть слегка повернута к зрителю. Ветви, корни и листья располагаются так же, как в композициях в прямостоячем стиле. Рис. 46. Неправильный прямостоячий стиль Стиль «наклоненное дерево». В данном случае дерево наклонено или изогнуто в одном направлении, а нижняя ветвь направлена в противоположном направлении. Все ветви изогнуты в сторону наклона ствола, верхушка слегка наклонена вперед. Дерево растет в середине контейнера так, чтобы крона и ветви не выходили за пределы посуды. Рис. 47. Наклоненное дерево Стиль «дерево, согнутое ветром». Само название говорит за себя. Данный вид бонсай представляет собой дерево, склоненное под сильным ветром, имеющим определенное направление. Сторона, с которой, предположительно, дует ветер, может быть вообще без ветвей, или эта ветвь огибает ствол и направлена в ту же сторону, что и остальные. Рис. 48. Дерево, согнутое ветром Стили «полукаскад» и «каскад». Стиль «полукаскад» еще называется «дерево на скале». Ствол сначала растет прямо вверх, а затем резко перегибается в сторону. В стиле «каскад» ствол спадает на сторону, при этом свисает ниже уровня контейнера. Для этого контейнер ставят на край стола или подставки. Три главные ветви должны быть заметны с обратной стороны каскада. Рис. 49. Каскад Рис. 50. Полукаскад Композиция будет более устойчива, если контейнер высокий. Маленькая ветвь верхушки обычно направлена в противоположную сторону от основной массы дерева. Это зрительно уравновешивает композицию, и придает дереву более естественный вид. Можно также направить вниз не ствол, а одну из главных ветвей. Стиль «метлообразное» дерево. Это прямостоячий стиль. Нижних ветвей нет, а все ветви направлены вверх. Поэтому деревце напоминает метелку. Рис. 51. Метлообразное дерево Стиль «бунжин» (элитарный стиль). Такой стиль достаточно сложно оценить и описать. Его особенность – изгиб ствола. Это основная линия композиции, и то, насколько эта линия изыскана и эстетична, и определяет успех композиции. Этот стиль отражает художественные традиции Японии. Старинные изображения деревьев, ствол которых изогнут и содержит мало листьев. Но те листья, которые видны, имеют четкие и изысканные очертания, позволяют оценить красоту отдельного листа. Стиль «многоствольное дерево». Дерево может иметь два и больше стволов, но они должны расти из одной точки. Обычно это нечетное количество. Вариантов такой композиции очень много, визуальное впечатление может быть основано на переплетении стволов, или создании многоплановой композиции. Крона может быть общей или раздельной, деревца могут быть одинаковы или различны по высоте. Можно добиться интересных сочетаний боковых ветвей Группа деревьев. Этот стиль предусматривает от двух-трех деревьев до целой «рощицы». Если выращивается небольшое количество деревьев, их можно располагать вблизи друг от друга. Это может быть и целый ландшафт. В такой композиции использование дополнительных элементов обязательно – именно они и определят колорит ландшафта и вариантов так много, что для их описания мы отведем отдельную главу. Рис. 52. Группа деревьев Композиции на скалах. Здесь есть прекрасные возможности. Основное – это камни, сложенные в виде естественной скалы. Вы можете разместить растения так, чтобы акцентировать внимание на самих растениях на фоне скалы, но возможно и другое. Корни растения, которые оплетают скалы, и сами по себе могут быть декоративны и интересны. В первом случае должны быть видны камни и сами растения, у которых хорошо оформленные ствол, ветви и крона, во втором случае нижняя половина растения должна быть прозрачной, с минимальным количеством ветвей, чтобы дать возможность зрителю рассмотреть именно корни и камни. Крона может быть меньше, но тогда должны быть интересные немногочисленные листья. Оба этих типа композиций на скалах должны быть максимально натуралистичны, то есть приближены к природным ландшафтам. Рис. 53. Деревья на скалах Бонсай в миниатюре. Это совсем крохотные деревца, высота мини-бонсай не должна быть больше 25 см. Чем меньше деревце, чем оно старше, и чем больше походит на взрослое растение – тем ценнее такое растение. Миниатюрность достигается путем посадки в очень тесные контейнеры. Выращивание такого растения – долгое и кропотливое дело. Существуют экземпляры 50–70-летнего возраста. Стили оформления – те же, что и для вышеописанных бонсай. Рост и утолщение ствола происходят очень медленно из-за небольшого количества земли в крошечных контейнерах. Главное – правильный полив – небольшое количество земли в контейнере очень быстро высыхает, и растение может погибнуть. Итак, можно сделать вывод – важнейший элемент бонсай – это ствол растения. Ведь каждый раз при сгибании можно его поломать и все последующие формы бонсай абсолютно зависят от формы ствола. Чтобы легко развивать бонсай в соответствии с выбранным стилем, начинать процесс определения формы следует с молодого ствола. ПОЧВА Лучшая почвенная смесь для бонсай должна сохранять влагу, содержать минеральные вещества, кислород для питания корней. Питательных веществ должно быть достаточно для того, чтобы растение росло без пересадки по крайней мере год. В такую земляную смесь входят: глина с перегноем, гумус и крупнозернистый песок – все это замешивают в пропорциях, соответствующих требованиям растения. Для хвойных пород особенно необходим хороший дренаж, иначе корни загниют. Учитывая это, предлагается следующая пропорция почвенных компонентов: на шесть частей лиственного перегноя одна часть песка. При таком соотношении состава почва становится рыхлее и лучше пропускает воду. КОНТЕЙНЕР ДЛЯ БОНСАЙ Третий, но не менее важный компонент бонсай – контейнер. По своим параметрам контейнер должен полностью соответствовать размерам своего будущего растения. С эстетической точки зрения контейнер должен визуально подходить для растения и сочетаться с интерьером помещения, в котором он будет находиться. Главное и самое ценное в бонсай – создание натуралистической миниатюры. Но современные композиции не придерживаются правил так жестко. Композиция может быть и фантастической, только чувство вкуса подскажет вам, какой именно она должна быть. Но если вы хотите классический бонсай, то деревце должно выглядеть естественно. Чтобы композиция привлекала взгляд, контейнер не должен быть ярким. Но если он задуман как часть ее, то возможны различные варианты. Например, плетеная низкая корзина, в которую помещен контейнер – хорошее обрамление для композиции «одинокое дерево в степи». Окраска контейнера должна учитывать сочетание с цветами дерева. Прямоугольная и овальная форма контейнера более всего гармонируют с правильным прямостоячим и наклонным стилем бонсай. В стиле «каскад» лучше всего подходит использование высокого контейнера, для дерева с толстым стволом и густой листвой лучше всего подходят контейнеры темного цвета, строгие и прочные, придающие бонсай основательность и устойчивость. При выборе формы контейнера следует сразу представлять положение в нем будущего растения. В овальном или прямоугольном контейнере растение лучше всего помещать немного в стороне от центра, учитывая длину и положение боковых ветвей. В круглых и квадратных контейнерах растение лучше выглядит в центре. На практике любители и профессионалы используют самые различные и невероятные контейнеры и подручные емкости – фарфоровые чайники, подносы, бутылки и пластиковые прозрачные коробки, в которых можно видеть не только надземную часть растения, но и его корневую систему. Рис. 54. Различные контейнеры для бонсай ИНСТРУМЕНТЫ Особого обилия инструмента не требуется. Кроме обычного секатора, понадобятся маленькие острые ножницы, проволока и кусачки для того, чтобы ее резать. Проволока лучше всего медная. Палочки с острыми концами, пинцеты, шпатели. Нужна подставка для того, чтобы поворачивать контейнер и иметь доступ к растению со всех сторон. ФОРМИРОВАНИЕ РАСТЕНИЯ И ПЕРЕСАДКА Периоды покоя и начала сокодвижения различаются у разных растений, хотя весна – это время пробуждения почек почти у всех видов. Именно это время и является наиболее благоприятным для пересадки и формирования дерева. Как только вы заметили, что почки на деревце начали расти – можно приступать к работе. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТИЛЯ И ПРИДАНИЕ ФОРМЫ Изначальный облик растения – это и есть то, из чего следует исходить, определяя стиль. Чем меньше придется искусственно деформировать растение, тем лучше результат, и тем меньше вероятность ошибок. Рассмотрите деревце со всех сторон и выберите те ветви, которые станут главными. Особенно важно выбрать ту ветвь, которая будет располагаться отдельно. Она должна быть развитой и здоровой. Когда вы определили форму зрелого бонсай, следует подумать о цвете и форме контейнера. После необходимо удаление всех ненужных веток между тремя ветвями, выбранными в качестве главных, и в нижней части ствола. Главные ветви следует укоротить. Можно сделать это после того, как ветвям приданы форма и направление с помощью проволоки. Рис. 55. Формирование бонсай с помощью проволоки Срез делают на сгибе непосредственно над листовой почкой или побегом. Все ненужные ветви срезают. Чтобы избежать симметрии, одну из ветвей, которые растут непосредственно друг против друга, иди друг над другом, удаляют. Не торопитесь, подумайте, какие именно ветви нужно удалить, а какие – оставить. Можно пойти против правил, и оставить больше ветвей. Возможно, вы удалите их потом, а может, они и создадут неповторимость вашему творению. Следующий момент – верхушка. Если ее лучше срезать, нужно оставить маленькую ветвь, которая ее заменит. Тонкие ветви подрезают до двух-трех междоузлий, чтобы крона лучше ветвилась. Один из сложных и ответственных моментов в работе над бонсай – выведение корней на поверхность. Поверхность почвы расчищают у основания, до тех пор, пока не выявится фактура, которая вам нужна. Может быть, из-за особенностей расположения корней вы не сможете придерживаться выбранного стиля, и вам придется с этим смириться. Рис. 56. Выведение корней растения на поверхность Если ствол пластичен, ему можно придать форму, используя при этом медную проволоку. Сначала дерево медленно наклоняют, добиваясь нужного изгиба. Следует ответственно отнестись к выбору толщины проволоки, потому что проволока слишком большого диаметра в сечении может нанести повреждения растению и оставить рубцы и отметины на коре. Проволоку оставляют такой длины, какая необходима для работы над формой ствола. Один конец проволоки глубоко и прочно закрепляют в грунте как можно ближе к основанию ствола с тыльной стороны. Одной рукой поддерживают дно контейнера, а другой – спиралью обкручивают проволоку вокруг ствола, немного не доходя до того места, в котором предполагается изгиб. Указанным образом каждый виток проволоки удерживают в данной позиции одной рукой, а следующий виток проводят уже с помощью другой руки – в результате этого достигается необходимая степень натяжения проволоки. Проволока все время находится в соприкосновении с корой, однако нигде не должна в нее врезаться, чтобы не повредить. Несмотря на то, что натяжение должно быть достаточно сильным для фиксации изгиба ствола, она не должна врезаться в кору. Это не так просто, как кажется. Предварительно нужно потренироваться. После того как зафиксирован ствол, можно таким же образом фиксировать направление главных ветвей. Самый кончик проволоки слегка загибают вниз. Две ветви могут быть изогнуты одним длинным куском проволоки. Обкрутку нужно вести от ствола к кончику. Витки не должны пересекаться или идти в разных направлениях. Маленькие веточки также можно обкручивать. Проволока должна быть на деревце не больше месяца, после этого в течение года не следует повторять процедуру. Чтобы не повредить кору нежных растений, можно обернуть проволоку бумагой, тканью или использовать проволоку с мягкой оплеткой. И все-таки существует целый ряд растений, которые слишком нежны для проволоки. Можно использовать клейкую ленту, которую крепят к ветви с одной стороны, а другой конец крепят к любому неподвижному предмету – краю контейнера, специальному колышку, и т. д. Любое формирование ствола и ветвей возможно только после того, как растение приживется в контейнере. Рис. 57. Фиксация нежных веточек Еще один метод формирования ветвей – делать грузы на ветви. Это можно делать в том случае, когда нужна «плакучая» форма. Камешек или какой-либо другой груз, не слишком тяжелый, чтобы не сломать веточку, привязывают к ее концу. Формирование деревца – это кропотливый труд, который иногда занимает несколько лет. Работу можно считать законченной, когда ствол и все растение в целом сохраняет форму фиксации, и при этом видно, что ветви, форму которых вы стремились изменить, здоровы и продолжают расти. Рис. 58. Грузы на ветви ПЕРЕСАДКА В КОНТЕЙНЕР Контейнер нужно простерилизовать. Дренажное отверстие закрывают кусочками пористого пластика или обломками черепков. Далее в качестве дренажа и фильтра укладываем древесный мох, затем – плотные комья земли. После этого идет слой почвенной смеси, в соответствии с требованиями растения. Для посадки самого дерева нужно оставить ямку. Почва – умеренно влажная, такая, какой она должна быть во время роста растения. Растение осторожно извлекают из той посуды, в которой оно росло. Можно разрыхлить почву, прокалывая ее палочкой вертикально. Иногда единственный оставшийся способ извлечь из контейнера растение – это разбить его. Также обратите внимание в нормальном ли состоянии корневая система. К моменту подготовки дерева к пересадке соотношение между корнями, с одной стороны, и стволом, ветвями, листвой – с другой, должно быть приблизительно равно 6:4. При слабых корнях нужно пропорционально сократить листву, иначе они не смогут обеспечивать необходимое питание остальной части растения. После этого следует определить, насколько можно укоротить стержневой корень. С помощью секатора или ножа отделяют ту часть, без которой растение может обойтись. В этой связи, исходя из принципа соотношения между подземной и надземной частями растения, следует обратить внимание, во-первых, на количество листвы, состригаемой с дерева в процессе придания формы, и, во-вторых, на количество тонких корней, успевших к этому времени развиться. Если имеется необходимое количество тонких корней, стержневой корень можно удалить полностью, так как оставшиеся тонкие корни смогут поддержать рост дерева с укороченной листвой до тех пор, пока не разовьется новая корневая система. В противном случае следует отложить удаление стержневого корня, пока не разрастутся тонкие корни. Толстые поверхностные корни следует подрезать наискось, тогда их срезанные концы хорошо выглядят на поверхности почвы. Примерьте растение к новому контейнеру. Для этого дерево следует вставить в ямку, которую вы оставили в почве, и распределить корни соответственно своему замыслу по поверхности. На первых порах можно закрепить дерево в контейнере проволокой. Процедуру заполнения землей необходимо проводить очень тщательно, утрамбовывая землю вокруг корней палочкой, ликвидируя воздушные полости в почве. В последнюю очередь добавляют оставшуюся часть земляной смеси толщиной примерно 1 см от вершины контейнера. Почву тонким слоем наносят на поверхность и придавливают рукой или небольшой лопаточкой. Этот слой определяет общий вид поверхности контейнера с деревом. Можно настелить мох. Неприкрытыми остаются большие поверхностные корни. Зачастую можно столкнуться с ситуацией, когда корневая система с комом земли не умещается в подготовленный контейнер. В этом случае почву вместе с корнями располагают над уровнем контейнера и затем сверху покрывают мхом, чтобы избежать эрозии. Такую технологию можно использовать и при необходимости сильно накренить дерево в одну из сторон, корневая система тогда значительно возвышается над общим уровнем почвы. Рис. 59. Посадка растения в контейнер Первый полив осуществляют через дренажное отверстие, на короткое время помещая контейнер в таз, наполненный водой. Вода проникает в дренажное отверстие и в короткое время впитывается в почву контейнера. Листву и поверхность почвы можно опрыскать. Примерно на второй или третий день возникает необходимость в повторном поливе. Но поливать следует только те растения, у которых удалено мало корней. Если же вы удалили у растения много корней, поливают его тогда, когда почва на поверхности около основания ствола высохла. Если вы не хотите чтобы корни загнили, не давайте воду раньше, т. к. обрезанные корни не могут впитывать большое количество влаги, пока не отрастут. По мере отрастания новые корни начнут впитывать влагу интенсивно, и тогда высыхание почвы на поверхности будет служить сигналом к тому, что наступило время очередного полива. ПОДРЕЗКА И СТРИЖКА Самая интенсивная стрижка конечно первая, и делается она при посадке в контейнер, когда уже выбраны стиль и форма растения. Хотя существуют и другие ситуации, при которых необходима стрижка и обрезка, например для подчеркивания возраста растения или укорачивания слишком длинной ветки. Большинство цветущих растений можно обрезать после опадения цветков. Поэтому любителям цветущих растений этот период обрезки предпочтительнее, чем весенний. После нескольких таких сезонов можно подумать и об изменении формы растения. И в этом случае потребуется значительная обрезка и стрижка дерева. Когда вы внимательно осматриваете ветку, видно, что новые побеги растут из нее в различных направлениях. Место, с которого предстоит укоротить ветку, выбирают после тщательного изучения почек и побегов. Чем внимательнее вы будете осматривать растение, тем реже вы будете стричь ветви – ведь в большинстве случаев можно ограничиться удалением почек. Рис. 60. Первая стрижка После обрезки ветки новый побег вырастает из верхней почки, т. е. ближайшей к срезу, или же из последнего побега. Поэтому надо выбирать направление нового побега таким образом, чтобы он дополнил формирование кроны и не был направлен вверх или в центр ее. Другого подхода требуют хвойные породы, в частности сосны. Это связано с тем, что при обрезке ветвей этих деревьев спящие почки не развиваются. Обрезав ветку, вы оставите сучок. МИНИАТЮРИЗАЦИЯ РАСТЕНИЙ И ТЕХНИКА ПОДДЕРЖАНИЯ РАЗМЕРОВ Сохранить размеры очень трудоемкий процесс, который производится на протяжении всей жизни бонсай, а иногда, например, с мальпигией багряной, осуществляется круглый год. С помощью данной техники ствол сохраняет свою форму, маленькие ветви становятся тоньше, образуя в конечном итоге изящный ажур тонких побегов, сокращается размер листьев – они становятся пропорциональнее по отношению ко всему миниатюрному дереву. Очень важно производить стрижку вовремя. Как только появляются ненужные почки, их следует сразу же выщипать или выломать. После того как на побегах образуется четыре или пять междоузлий, проводят обрезку и оставляют не более двух. Поэтому новые побеги вырастают более тонкими, с меньшими листьями. Стрижка должна производиться на протяжении всего сезона роста (шелковица, персик и слива – каждые две недели). Для зацветания новой ветки или побега следует подождать развития и созревания почек. После этого часть ветки над почкой, из которой желателен рост нового побега, отрезают. Некоторые представители рода фикус (фикус бенгальский и фикус зеленеющий) изначально имеют очень большие листья. Определив задачу по уменьшению размера листьев, вы должны знать, одна или две стрижки за сезон роста обеспечивают новый прирост побегов, и процесс уменьшения размера листьев будет проходить медленно. Также существуют растения, у которых рост продолжается в течение большей части года. Поэтому не следует оставлять их без контроля, так как они, в конце концов, утратят форму и вы потеряете контроль за композицией. Когда вы занимаетесь с хвойными породами (сосной, можжевельником) не надо кончики веток состригать ножницами, это может привести к порче оставшихся хвоинок и некоторых будущих почек, появляющихся из молодого дерева. Рост сосновых почек не ограничивают до тех пор, пока иголки не начнут разделяться. Тогда ее как бы «вывинчивают» (выщипывают), и после остается лишь пучок хвоинок. Очень скоро на молодом дереве начнут развиваться новые почки, и в результате кончик ветки останется густым и пушистым. Очень важно определить точный период для выщипывания почек. Если эту операцию проводить с опозданием, то некоторые из вновь появившихся почек в дальнейшем придется удалять. Все хвойные деревья необходимо выращивать подобным образом для обеспечения нормального роста. Молодые хвоинки сосны (более короткие и более светлые) можно удалить из растущего кончика в любое время и тем самым лишить ветку возможности разрастись до чрезмерной длины. Можжевельник выщипывают на протяжении года, в отличие от сосны и других хвойных пород, у которых делать это надо один раз в год. СТРИЖКА ЛИСТЬЕВ Данная процедура применяется для стимулирования роста новых тонких побегов, т. е. на увеличение количества листвы и уменьшение размера листьев. Ее можно выполнять исключительно на здоровых растениях. На слабых ветках листья трогать не следует. Листья срезают, оставляя на ветке часть черешка, чтобы он впоследствии высох и отделился естественным образом. Можно даже оставить половину листовой пластинки, тогда почки на осях каждого удаленного листа получат стимул к новому росту, и новые листья, которые уже будут меньшего размера, появятся быстрее. На цветущих деревьях стрижку листьев не производят, так как можно случайно срезать цветочную, и тогда дерево не сможет зацвести. Рис. 61. Стрижка листьев Рис. 62. Формирование кроны КАЖДОДНЕВНЫЙ УХОД ЗА БОНСАЙ Классические композиции – это композиции из растений, которые растут на открытом воздухе, поэтому их чаще нужно выносить на свежий воздух. Чтобы это не было стрессом для растений, даже тогда, когда бонсай находится в помещении, ему нужно обеспечить достаточный доступ свежего воздуха и солнечного света. Свет играет исключительную роль для нормального роста растения, без него ветви чересчур удлиняются и ветвятся. Если дерево выращивают на веранде или в помещении, и солнечный свет поступает только с одной стороны, необходимо периодически поворачивать контейнер для равномерного освещения. Можно применять искусственное освещение, о котором мы писали в одной из глав. Полив всегда следует расценивать как важное мероприятие. Ведь все растения требуют индивидуального подхода. Так, бугенвиллеи в момент зацветания меньше, чем многие другие растения, нуждаются в частом поливе. Сосна, как и некоторые хвойные деревья, могут расти и при малом количестве воды. Земляная смесь для такого бонсай должна иметь в себе песок в большом количестве. И поэтому чтобы давать таким растениям меньший объем воды, лучше всего реже поливать их, то есть давать почве высыхать больше, чем это допустимо в отношении других пород. В целом обильность поливов здесь такая же, как и для влаголюбивых растений, а вот совершать их нужно значительно реже. Мох, придающий бонсай привлекательный вид, не будет разрастаться при соблюдении режима полива, соответствующего потребностям дерева. Поэтому частые опрыскивания мха могут проводиться в промежутки между редкими, но обильными поливами. Например, таким весенне-цветущим деревьям, как персик и слива, требуется меньше воды, и полив нужно сочетать с частым опрыскиванием мха. Самое лучшее время для полива – утренние и вечерние часы, но это зависит и от расположения окон относительно сторон света. В любом случае, установив для себя наиболее удобное время для поливов, следует и в дальнейшем четко придерживаться определенного расписания. Кроме полива, бонсай нуждается еще в «умывании» водой каждые три-четыре дня для смывания пыли. Такие освежающие процедуры больше всех любят хвойные. Тревожным сигналом можно считать, если почва высыхает медленнее, чем обычно. Это значит, что дренажное отверстие засорено. Если черепки над отверстием, сухой мох или другой фильтрующий материал располагаются неправильно, или мха вообще нет, то это вполне вероятно. Необходимо как можно быстрее восстановить дренаж. Растение извлекают из контейнера вместе с землей и восстанавливают дренаж. Нужно периодически удалять погибший мох и удалять с почвы опавшие листья и цветы. Борьба с паразитами, вредителями и болезнями ничем не отличается от той, которую приходится вести при уходе за любыми комнатными растениями. РАЗМЕЩЕНИЕ В ИНТЕРЬЕРЕ Бонсай – это произведение искусства, живая скульптура. Как и где разместить свое творение – дело вашего вкуса. Это может быть композиционный центр интерьера комнаты, или просто уголок, или часть композиции из других растений. В Японии бонсай располагают в специальной нише или даже отдельной комнате, поместив контейнер на поднос, который еще больше подчеркивает художественную ценность композиции и обращает на нее внимание зрителя. Ракурс обзора должен показывать растение в самом выгодном свете. Рис. 63. Классический бонсай на столике с подносом МИНИАТЮРНЫЕ ЛАНДШАФТНЫЕ КОМПОЗИЦИИ Любой человек, который занимается растениеводством, рано или поздно принимается создавать композиции. Ландшафтные композиции – один из интереснейших видов фитодизайна. Бонсай – идеальный элемент для таких композиций. Основное условие для того, чтобы начать это занятие – это ваша фантазия и чувство вкуса. А материалы для этого у нас уже имеются. Итак, что нужно, помимо желания и самих растений? Элементы любого ландшафта – это камни, земля, растения и вода. Создание ландшафтов в миниатюре может быть репетицией или созданием макета террасы или зимнего сада. Типы ландшафтов мы уже описывали, помимо этого, имеют значение размер композиции и тот элемент из четырех, который будет главным – почва, камни, вода или растения. Рис. 64. Пруд с фонтаном Камни – это не обязательно скалы, на которых располагается растение. Это – голые вершины гор, русло потока, отдельно стоящий валун, уравновешивающий композицию из растений в другой части контейнера. Также обратите внимание на цвет и строение камней. Так, грубая поверхность несет на себе отпечаток разрушительной силы стихии, а вот полированный срез наводит на мысль, откуда такой камень появился. Можно подобрать камни, которые будут похожи на строительные блоки или кирпичики в миниатюре. Если вы будете использовать камни, собранные на морском берегу, их следует в течение нескольких месяцев отмывать в пресной воде до тех пор, пока не будет удалена морская соль, очень вредная для растений. Желательно чтобы камни для ландшафта соответствовали назначению. Камни на дне ручья должны быть похожи на гальку, а скалы должны создавать впечатление горных разломов. Задача растений в миниатюрной «экосистеме» – подходить к ландшафту. Это не обязательно должны быть бонсай. Вместо травы используйте мелкие растения, мох или лишайник. Лианы могут заменить плющи и фикусы с мелкими листьями. Пальмы заменит циперус, выращенный в мелком горшке, и так далее – вариантов настолько много, что только их описание займет не один том, гораздо превосходящий по объему эту книгу. Земля, как один из важных компонентов всех ландшафтов, должна быть в максимальной степени приближенной к той, которая соответствует воспроизводимой на подносе среде. Если это невозможно, например, вы создаете миниатюрный тропический лес, то поверхность почвы должна как-то выглядеть похожей на естественное покрытие. Можно попробовать воссоздать с помощью камней, гравия и песка иллюзию потока падающей воды. Вода, включенная в ландшафт в качестве элемента композиции, всегда вносит в бонсай ни с чем не сравнимый колорит. Настоящую воду достаточно трудно воссоздать в миниатюрном ландшафте, тем не менее, иллюзии ее присутствия можно попробовать достичь. Это может быть ручей с песчаным или гравийным дном, усеянным круглыми, обточенными водой камешками, берега, покрытые подходящей растительностью. Но возможны и более сложные варианты – с компрессором, гидроизоляцией, натуральными водоемами, мини-фонтанами и водными растениями. Перед тем как взяться за миниатюрный ландшафт, можно «поиграть» с образцами почвы и камней, пока вы не будете довольны композицией, которую создали. Всегда должен быть художественный центр композиции. Это дерево, растение (или группа) и камни, вода и растение, то есть то главное, что вы хотите показать, должно быть определено. Классика предполагает три растения, расположенные в форме тупого треугольника. Три главных дерева в посадке образуют тупоконечный треугольник, а наиболее зрелищное и большое растение располагается не в центре, а у края контейнера. Таким образом, обеспечивается наилучший обзор, с первым и вторым планом, около скалы либо непосредственно из нее. В культуре бонсай это выглядит вполне естественно. Можно вводить элементы человеческого присутствия – изгороди, мосты, развалины и даже строения. Композиция может не оставаться неизменной – вы можете менять ее, если захотите – убирать или добавлять растения, передвигать горы и русла рек, в общем, это весьма увлекательное и даже захватывающее занятие. Для ухода за готовым ландшафтом необходимы такие условия, которые связаны с регулированием доступа солнечного света и обеспечения влагой. Растения не очень нуждаются в подкормке удобрениями, зато маленькие деревья требуют периодической стрижки и подрезки для сохранения их небольшого размера. Все наши рекомендации для того, чтобы помочь начинающему любителю бонсай разработать микросреду по своему усмотрению и в то же время избежать многих типичных ошибок. Успешное завершение работы над ландшафтом на подносе очень скоро вызовет у художника чувство большого удовлетворения. «РОЩИЦА» «Рощица» относится к особому типу ландшафта на подносе, в котором передается неповторимое очарование лесного пейзажа. Такие пейзажные композиции можно составлять, имитируя ландшафты любого уголка планеты. Можно «вырастить» любой лес, причем если растения растут в группе, то мелкие промахи при их формировании не так бросаются в глаза. Тесно растущие растения легче поддаются миниатюризации. Лес может быть густым, редким, после бури, с поваленными стволами или, наоборот, с молодой порослью. Преимущество выращивания «рощицы» в том, что нет нужды в возрастных деревьях, в придирчивой отборке тех или иных пород. Все деревья можно выращивать из семян и использовать как молодые деревца в возрасте одного-двух лет. Молодые деревца могут соседствовать с более старшими по возрасту. Причем те из них, которые развиваются плохо, можно тоже включать в композицию, но при этом надо стараться, чтобы оголенные участки скрывались стволами других деревьев. Данный стиль очень хорошо подходит для тех любителей, которым хочется поскорее насладиться плодами своего труда, и которые не могут и не хотят годами ждать становления зрелого бонсай. В поиске абсолютно законченной композиции допустимы самые смелые эксперименты: деревья можно пересаживать с одного места на другое, умершие – заменять новыми видами. В композиции можно включать и другие растения – папоротники, драцены, плющи и циперусы. Это зависит от вашего замысла. Из хвойных пород подходит можжевельник, кедр гималайский и ель. В перечень широколиственных деревьев для данного стиля входят многие виды шелковицы, различные акации. В целом, конечно, проще выращивать растения одного вида, хотя листопадное дерево среди хвойных может быть удивительно красиво. Почва – такая же, как и для одиночных растений, но контейнер должен быть больше. Нужно следить, чтобы растениям хватало влаги и солнца. Не забывайте и об оформлении почвенного покрова. ФАНТАЗИЙНЫЕ КОМПОЗИЦИИ Они ничем не хуже оригинальных бонсай. В настоящее время уже никого не удивишь композициями из суккулентов, которые можно увидеть почти в каждом интерьере, где используются комнатные растения. Ландшафт латиноамериканской пустыни – с кактусами, молочаями, толстянками и седумами. Если в такой композиции присутствует зигокактус, то в период цветения композиция может быть неотразимой. Но есть и более невероятные сочетания. Драцена, окруженная островком из мха на фоне песка с кактусами – это оазис в пустыне. Рис. 65. Каменноугольный ландшафт Папоротник возле амариллиса в окружении хвойных – это сказочный аленький цветочек в ночь на Ивана Купала, а те же папоротники, драцены и циперусы и почва, покрытая зеленым мхом – это тропический лес, особенно если подобрать подходящую лиану. Другой тип – композиции с водой. В настоящее время есть передвижные цветочницы с механизмами и приспособлениями для маленького фонтана или водопада, а в контейнер вмонтирована емкость для воды, которая может быть и болотцем, и озером, и берегом моря – по желанию дизайнера. В таких сооружениях можно поместить водные растения. Рис. 66. Композиция с мини-каскадом Разнообразие композиций ограничивается только рамками вашей фантазии. Единственная сложность – различные требования растений, которые иногда входят в состав одной композиции. Но эта проблема решается относительно просто – достаточно поместить растения в отдельные небольшие емкости, а затем поставить эти отдельные горшки в общий контейнер и присыпать слоем грунта. В этом случае вы можете поливать и удобрять каждое растение отдельно. Что касается требований растений к свету, это можно решить способом размещения их относительно источника света и друг относительно друга. Возможно применение искусственной подсветки, о которой мы говорили в отдельной главе. Рис. 67. Композиция с подсветкой |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|