Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Если ребенок закатывает истерики?
  • Если ребенок кусается?
  • Если ребенок все время льнет к вам?
  • Если ребенок дразнится и ругается?
  • Если ребенок слишком много капризничает и плачет?
  • Если ребенок дерется?
  • Если ребенок балуется?
  • Если ребенок перебивает взрослых?
  • Если ребенок берет чужие вещи?
  • Если ребенок сосет палец?
  • Если ребенок плохо ест?
  • Если ребенок слишком много смотрит телевизор?
  • Если ребенок испытывает страхи?
  • Если ребенок часто обманывает?
  • Если ребенок сочиняет небылицы?
  • Если ребенок ведет себя зло и жестоко?
  • Если ребенок ябедничает?
  • Если ребенок упрямится?
  • Если ребенок не желает заниматься «серьезными делами»?
  • Если у ребенка нет друзей?
  • Если ребенок недостаточно активен?
  • 2. ЕСЛИ РЕБЕНОК ВЕДЕТ СЕБЯ КАК-ТО НЕ ТАК…

    Если ребенок закатывает истерики?

    Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои нужды. Неудовлетворенность от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребенок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики, и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество – слишком высокие или слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его потребностям или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.

    Как предотвратить проблему

    • Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.

    • Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребенку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и присмотром), т. е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы проблема осталась в пределах безопасности. Помните, что цель такого поведения – добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.

    Если своей истерикой ребенок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда этот человек начинает мешать всем остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям)».

    Попросите, чтобы вместе с вами за ребенком понаблюдали более опытные люди, – возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребенка на истерики.

    Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.

    Если ребенок кусается?

    Чаще всего дети кусаются в возрасте от 12 до 24 месяцев. Причиной «кусачести» может быть прорезывание зубов, возбужденность, гнев. Иногда ребенку не хватает слов, и, пытаясь завладеть игрушкой, он кусается, считая это хорошим способом добиться своего. Чаще всего это происходит как мгновенная реакция, импульсивное действие, и ребенок слишком мал, чтобы продумать какие-то другие, более приемлемые действия.

    Как предотвратить проблему

    Помогайте детям выражать свои чувства и потребности словами: «Катя говорит: “Дай, дай”. Это значит, она хочет поиграть с этой игрушкой». «Катя скажет: “Нет, нет”. Это значит, Катя не хочет кушать».

    Если ребенок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоиться – подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки.

    Позаботьтесь, чтобы у ребенка было достаточно безопасных предметов для режущихся зубов.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    Дети ясельного возраста, как правило, еще слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что они кого-то укусили, и то, что взрослый сердится. Поэтому в такого рода ситуациях наказание, как правило, мало помогает. Лучше утешьте того, кого укусили, и достаточно резко скажите «кусаке»: «Это же больно!» Лицо ваше должно быть строгим, чтобы ребенок видел, что вы его не одобряете.

    Внимательно понаблюдайте и попробуйте выяснить, в чем причина «кусачести». Если удастся, попробуйте его поймать в тот момент, когда он еще только вознамерится укусить. Остановите его и скажите: «Нельзя! Будет больно».

    Если ребенок готов кусаться от отчаяния – у него отняли игрушку, остановите его и помогите «озвучить» нужду: «Скажи ему “Дай”».

    Если ребенок кусается в какое-то определенное время – перед сном, обедом, – подумайте, что можно изменить в режиме. Например, перед обедом дайте ему кусок морковки, кочерыжки.

    Если ребенок все время льнет к вам?

    Если ребенок не отходит ни на шаг, льнет к вам, цепляется за вас, это может быть показателем нервного напряжения, которое он испытывает. Такое поведение бывает достаточно типичным, если ребенок только пошел в детский сад или болел, если в доме появился малыш или не удовлетворены какие-либо его насущные, оправданные потребности. Например, в общении, игре, движении, сне.

    Как предотвратить проблему

    • Предлагайте ребенку побольше увлекательных активных практических занятий. Дайте ему достаточно свободы, чтобы действовать так, как он считает нужным.

    • Снимите чувство неуверенности и тем, что из разных концов комнаты говорите с ним: «Я вижу, ты снимаешь колечки с пирамидки», «Ты решил покачать куклу».

    • Старайтесь удовлетворять потребности ребенка: у него должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки. Если ребенок хочет грызть что-нибудь, поставьте на видном месте мисочку с кусочками моркови, капусты, репы.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    • Если вы знаете, что ребенок переживает сложный период, связанный с семейными обстоятельствами, то какое-то время уделяйте ему дополнительное внимание.

    • Введите ограничитель вашего прямого контакта, например поставьте таймер, и скажите: «Через две минуты я займусь своими делами, а ты выберешь себе игру».

    • Не толкайте и не тяните его, это еще сильнее усугубит ощущение незащищенности. Поддержите его, похвалите, когда он будет играть на расстоянии: «Умница, играй с куклами. Я буду рядом гладить белье».

    • Пригласите в гости друзей или сверстников ребенка, предложите им разные игры и игрушки. Попросите ребенка научить друзей играть в его любимую игру.

    • Обеспечьте ребенка обязанностями по дому: убирать со стола, подметать, наливать воду в кошкину мисочку.

    Если ребенок дразнится и ругается?

    Эта проблема представляет определенную сложность, потому что, с одной стороны, взрослые не хотят «спускать» использование бранных слов, а с другой стороны, знают, что если на это обращать слишком много внимания, то дети будут ругаться еще больше.

    Не стоит считать, что все плохое дети получают в детском саду. В реальности все без исключения дети уже когда-то и где-то слышали эти слова раньше, просто сейчас они вошли в тот возраст, когда им интересно испытать их эффект на своем опыте. Как правило, есть два типичных периода, когда дети ругаются: от 2,5 до 3,5 лет и от 4 до 5 лет.

    Как предотвратить проблему

    • Поговорите с ребенком о значении слов, которые люди обычно используют для того, чтобы выразить свои отрицательные эмоции. Например: мне не нравится, я рассердился, мне неприятно, я злюсь, мне больно и т. д.

    • Когда ребенок выражает свои чувства приемлемыми словами, похвалите его: «Это просто замечательно, что ты по-человечески объяснил нам, что ты чувствуешь».

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    Сначала нужно разобраться, почему он говорит бранные слова. Это может быть желание привлечь к себе внимание взрослого или других детей. Это может быть одним из способов обрести некоторую власть над другими, выводя взрослых из терпения, обижая детей. Это может быть автоматическая реакция на обиду или злость – ребенок видит, что родители поступают именно так.

    Если ребенок ищет внимания и власти – полностью проигнорируйте его слова. Если другие люди, дети пожалуются вам на это, скажите: «Я слышала и не обратила на это внимания. Вы можете сделать так же». Не проявляйте никакого волнения или гнева, так как ребенок именно этого добивается. Несколько минут спустя спокойно поговорите с ребенком о недопустимости использования этих слов.

    Если ребенок произносит бранные слова автоматически или в подражание взрослым, вмешайтесь мгновенно, но очень спокойно. Скажите ему, что эти слова могут обидеть других.

    Если ребенок слишком много капризничает и плачет?

    Такое поведение, безусловно, беспокоит, а иногда и раздражает взрослых или приводит к тому, что ребенка начинают дразнить сверстники.

    Чтобы изменить ситуацию, нужно понять причины такого поведения ребенка.

    Как предотвратить проблему

    • Убедитесь в том, что ребенок здоров, в том, что никто не пугает, не обижает его исподтишка.

    • Предлагайте ребенку побольше увлекательных активных практических занятий. Дайте ему достаточно свободы, чтобы он мог решать и действовать так, как считает нужным.

    • Снимите чувство незащищенности и неуверенности тем, что из разных концов комнаты говорите с ним: «Я вижу, как ты рисуешь», «Ты решила прибрать в кукольной комнате».

    • Старайтесь максимально удовлетворять потребности ребенка: у него должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки. Если ребенок испытывает потребность постоянно грызть что-нибудь, поставьте на видном месте мисочку с кусочками моркови, капусты, свеклы, репы.

    • Не ограничивайте рисование, просите объяснить рисунки.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    • Если капризничает ребенок трех лет и старше, не реагируйте на его слезы, но скажите: «Скажи мне, в чем дело, и я буду знать, как помочь тебе».

    • Когда ребенок успокоен, скажите ему: «Как приятно видеть (играть, разговаривать с тобой), когда ты не плачешь».

    • Если ребенок начинает говорить капризным тоном, прервите его и скажите: «Говори нормально, чтобы я могла понять, в чем дело».

    • Скажите ребенку, что он может поплакать, сколько хочется, но только в таком месте, где никому не будет мешать.

    • Понаблюдайте за ребенком, убедитесь, что его поведение не связано с определенным временем дня или определенными людьми. Например, ребенок может плакать перед сном, обедом. В таком случае проявите гибкость и измените время сна и еды.

    Если ребенок дерется?

    Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин – мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.

    Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.

    Многие дети еще не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и действуют импульсивно, не в состоянии понимать все возможные последствия своих действий.

    Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно – уйти от драки.

    Как предотвратить проблему

    • Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.

    • Дайте ребенку возможность естественного конструктивного выплеска энергии – не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т. п.

    • Сделайте дома подобие боксерской груши.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    • Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас у нас время спокойно играть (собираться на прогулку, готовиться к обеду), а вот после вы сможете побороться, только возьмите матрац».

    • Договоритесь с ребенком о некоторых правилах борьбы – не ставить подножку, не бить ногами…

    • Если ребенок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберешь игрушку у Кости, что может быть дальше?»

    • Помогите ребенку осознать свое поведение. Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что ты хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

    Если ребенок балуется?

    Этот тип поведения довольно распространен среди детей младшего возраста, особенно среди четырехлетних. Хотя, положа руку на сердце, ребенок любого возраста время от времени ведет себя подобным образом.

    Если дети дурачатся слишком часто или в неподходящее время, то это может вызвать серьезные проблемы.

    Как предотвратить проблему

    • Предоставляйте детям побольше возможности побаловаться и даже поощряйте их к этому в специально отведенное время. Если они будут дурачиться именно в это время, скажите им, что они поступают хорошо, потому что никому не мешают, что взрослым весело на них смотреть.

    • Иногда предлагайте сами побаловаться, помогая детям понять, что это вовсе не плохое поведение, если никому не мешаешь и не портишь вещи.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    Может оказаться так, что ребенок, который слишком много дурачится или строит из себя шута, на самом деле пытается уйти от каких-то серьезных проблем своей жизни.

    Он прячется под «маску», пытаясь избежать непосильного напряжения. Такого же рода поведение может развиться и вследствие того, что он видит внимание, восхищение других детей и некоторых взрослых.

    Обсудите вместе с другими членами семьи и воспитателями, что может скрывать ребенок за маской шута, что пытается заглушить таким поведением.

    Если увидите, что ребенок спокоен и серьезен, используйте эту возможность, чтобы поговорить с ним о том, что его тревожит, беспокоит. Предложите ему нарисовать картинку, которую «не увидит никто, кроме вас двоих».

    Если ребенок начинает баловаться в неподходящий момент и вам нужно прервать его фиглярство, твердо обратитесь к нему со словами: «Сейчас очень важно, чтобы ты побыл серьезным. Через 10 минут мы закончим работу, и ты сможешь баловаться, сколько пожелаешь».

    Если ребенок перебивает взрослых?

    Явление не редкостное, иногда очень досадное, нередко приводящее к конфликтам между детьми и родителями. Особенно, когда очень хочется обсудить какую-нибудь животрепещущую проблему с другими взрослыми.

    Как справиться с проблемой

    Даже если обсуждаемая проблема очень и очень важна для вас, вежливо отвлекитесь от вашего разговора: «Извините», и скажите: «Я слушаю тебя, Сашенька».

    Если же вы точно знаете, что в сообщениях ребенка нет экстренности, измените фразу: «Саша, я обязательно выслушаю тебя, как только закончу разговор с А. И.» или «Саша, ты уверен, что твое сообщение не может подождать?» Обратите внимание: в любом случае главными являются ребенок, даже если до этого вы разговаривали со своим начальником и ваше обращение к нему имеет уважительную форму, признание его права на ваше внимание. Еще одна сторона этого явления: скорее всего ребенок не случайно постоянно перебивает вас. Возможно, ему недостаточно вашего внимания, и невольный свидетель его обращения к вам – своеобразный гарант внимания, пусть даже отрицательного.

    Много проблем вызывает перебивание во время общих разговоров, например на занятиях. Возможно, причина в искренней заинтересованности всех темой разговора и «от избытка сердца говорят уста». В этом случае правильнее сказать: «Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Чтобы слышать, давайте договоримся, говорит тот, у кого в руках кубик (авторучка)». Предмет в руках – дополнительный тройной стимул – признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы сами частенько крутим что-нибудь в руке) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего.

    Перебивание может быть признаком утомления или крайней незаинтересованности вашими речами и действиями.

    Если все дело в этом, нужны не дисциплинарные меры, а признание: «Я чувствую, что вы немного устали, наверное, я долго говорила сама. Давайте поменяемся, – вы зададите мне вопросы. Или вы дадите мне задание, а я постараюсь его выполнить».

    Если ребенок берет чужие вещи?

    Если ребенка не подучивает это делать кто-нибудь из взрослых, то, скорее всего, он это делает потому, что ему кажется, что он лишен чего-то такого, что есть у других детей. А если дети обделены вниманием и заботой, они пытаются овладеть какими-то материальными объектами в качестве замены. Это приносит удовлетворение ненадолго, и они повторяют свои действия снова и снова. Взрослые люди тоже проделывают нечто в этом роде, когда начинают чувствовать себя одинокими, несчастливыми и нелюбимыми, только они покупают себе подарки.

    Иногда ребенок кладет в карман игрушку просто по привычке класть все в карман, не задумываясь о том, что он совершает что-то неправильное.

    Как предотвратить проблему

    • Позаботьтесь, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным вашим вниманием, заботой.

    • Помогите ребенку обрести чувство собственного достоинства, чтобы он не испытывал страданий от того, что у других есть нечто большее.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    Если подозреваете, что ребенок взял чужую вещь, но до конца не уверены в этом, попросите его вывернуть карманы, когда поблизости никого нет. Если окажется, что ребенок ничего не брал, объясните ему причины вашего беспокойства и обязательно извинитесь.

    Если вы поймаете ребенка на воровстве, то спокойно попросите его положить предмет на место. Не стыдите его, не унижайте.

    Предоставляйте ребенку больше возможности выполнять роль лидера или вашего помощника. Это даст ему ощущение собственной значимости.

    Если другим детям становится известно, что ребенок ворует, поговорите с ними о том, что важно помочь ему справиться с этой проблемой.

    Обсудите вместе с другими членами семьи, с воспитателями возможные причины такого поведения. Вместе их найти намного проще.

    Если ребенок сосет палец?

    Для детей младше четырех лет это не является тревожным симптомом, и на это действие просто не нужно обращать слишком много внимания. Для ребенка старшего возраста это считают проблемой, так как значительно увеличивается риск зубных аномалий. Если ребенок, который сосет палец, страдает еще какими-то эмоциональными расстройствами, оставьте в покое палец и займитесь в первую очередь другими проблемами.

    Как предотвратить проблему

    • По возможности охраняйте ребенка от стрессовых состояний, вызывающих потребность в успокоении.

    • Если ребенок испытал стресс, выражайте максимум внимания его переживаниям и чувствам, помогите проговорить словами то, что он чувствует, переживает, что его пугает, беспокоит.

    • Предоставьте возможность для творческих работ – рисования, лепки, игры.

    • Предложите нарисовать то, что его беспокоит.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    Все привычки, которые действуют на ребенка успокоительно, искоренить очень трудно. Важно иметь терпение и быть спокойно-последовательным.

    Когда ребенок начнет сосать палец, займите его чем-то другим, таким же «успокоительным» – предложите взять в руки большую мягкую игрушку, полежать на мягкой подушке, полистать книжку.

    Когда вы видите, что ребенку некоторое время удается не сосать палец, тихонько скажите ему: «Ты можешь по-настоящему гордиться собой потому, что можешь так долго держать палец подальше ото рта».

    Так как привычки – это чаще всего неосознанные действия, ребенок может даже не заметить, когда он взял палец в рот. Чтобы не смущать ребенка перед другими детьми замечаниями, договоритесь о каком-то условном знаке, который вы ему подадите, если увидите у него во рту палец.

    Если ребенок плохо ест?

    Время еды должно быть временем отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают самоутверждаться самым неподходящим способом.

    Как предотвратить проблему

    • Вы – пример поведения за столом, поэтому должны есть вместе с ребенком, и то же, что и он.

    • Ребенку следует предложить поесть, но, ни в коем случае не заставлять есть насильно.

    • Предложите: «Пожалуйста, съешь по маленькому кусочку каждого блюда, иначе это будет невежливо».

    • Ребенок должен иметь право отказаться съесть «даже по маленькому кусочку». Если на ребенка не давить, то рано или поздно он начнет есть нормально. Спокойный подход к еде способствует установлению у всех здорового отношения к ней.

    • За едой вовлекайте ребенка в спокойный разговор.

    • Почаще что-нибудь готовьте вместе.

    Как справиться с проблемой, если она уже естьЕсли ребенок слишком быстро заглатывает пищу

    Объясните ребенку, что пищу нужно прожевывать медленно, чтобы организм мог взять из хорошо прожеванной пищи больше полезных веществ, а это поможет ему вырасти высоким, красивым и сильным.

    Если ребенок ест слишком вяло

    Накладывайте в тарелку пищу понемногу, постепенно добавляя ее. Объясните ему, что с маленькой порцией справиться гораздо легче. Не заостряйте на этой проблеме слишком много внимания, чтобы не усугубить ситуацию.

    Если ребенок слишком разборчив в еде

    Для начала начните давать ребенку новую еду очень маленькими порциями. Не заставляйте есть насильно. Постарайтесь задать за столом спокойный благоприятный тон, продемонстрируйте свое отношение к этой еде.

    Если ребенок слишком много смотрит телевизор?

    Чаще всего взрослые не ограничивают время, проводимое детьми у телевизора, не следят, какие программы можно смотреть, не пытаются помочь ребенку осмыслить то, что он смотрит. В этом случае дети обычно начинают использовать в своих играх фрагменты, заимствованные из телепередач, и игры становятся агрессивными, шумными и опасными.

    Для девочек такими же агрессивными по своей морали являются сериалы: модель поведения, которую они выносят из содержания, совершенно не соответствует действительности.

    Как предотвратить проблему

    • Посмотрите сами те передачи, которые смотрят ваши дети, чтобы понять, кто в них главные герои и что их делает такими привлекательными для детей.

    • Замените время просмотра наиболее неподходящих, на ваш взгляд, телепередач на время вашей совместной прогулки, игры с ребенком, чтения.

    • Побуждайте ребенка рассказывать о том, что он увидел, понял в телепередаче. Задавайте вопросы о том, где ему могут пригодиться эти знания.

    Если ребенок испытывает страхи?

    • Страхи возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение, и потому, что как раз в этом возрасте в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи, например: «Если темно – не видно опасности, а если ее не видно – я не смогу защитить себя». Дети переживают период конфликта с собой, когда они уже хотят быть независимыми и в то же время им еще нужна защита взрослого.

    • Некоторые одаренные дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них больше развито воображение, интеллект. В их голове возникают самые невероятные взаимосвязи, в то же время правильно относиться к ним ребенок еще не умеет.

    • Страхи перед чудовищами могут представлять собой проявление повышенной тревожности ребенка.

    • У детей раннего возраста страхи могут развиваться вследствие того, что мир для них все еще остается далеко не во всем понятным.

    • Переживать страхи – это нормально, если только они не начинают мешать ребенку играть, заводить друзей и быть (в разумных пределах) самостоятельным.

    Как предотвратить проблему

    • Создайте у ребенка ощущение безопасности. Это можно сделать, соблюдая режим, находя время для общения с ним.

    • Относитесь с участием ко всем чувствам ребенка, даже если вам не нравится, как ребенок себя ведет: «Я вижу, ты испугался. Думаю, я тоже испугался бы этой большой собаки».

    • Разными методами помогайте ребенку выразить свои страхи и опасения. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, сочинить страшные истории и записать их.

    • Почитайте книжки, лучше всего традиционные сказки, в которых говорится о том, как героям удалось преодолеть трудности и спастись от опасностей.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    • Не поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде: «Нечего тут бояться».

    • Никогда насильно не заставляйте ребенка сделать то, чего он боится.

    • Старайтесь поддержать его: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

    Если ребенок часто обманывает?

    Все маленькие дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они это делают потому, что не считают это чем-то недопустимым или безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь другу или избежишь наказания. Никакие лекции, нотации, внушения тут не помогут и поведения не изменят.

    Вместо этого взрослые должны перестать ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать, «чтобы спасти свое лицо». В отдельных случаях мы должны просто прощать, относя это насчет поведения, типичного для маленького ребенка.

    Иногда можно принять за ложь фантазии ребенка. К обману фантазии никакого отношения не имеют.

    Как предотвратить проблему

    При всякой возможности старайтесь показать ребенку разницу между миром фантазии и реальным миром: «Конечно, играть в Бэтмена интересно, но он ненастоящий, его придумал писатель, а потом сняли фильм».

    Постарайтесь не ставить ребенка в ситуации, когда он будет вынужден оправдываться. Не спрашивайте: «Почему ты так сделал?», лучше спросите: «Когда вы поссорились, что произошло?»

    У ребенка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он будет твердо знать, что его любят и принимают в любых ситуациях.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    • Если ребенок врет вам прямо в глаза, не уличайте его, не ругайте.

    • Если вы твердо знаете, что ребенок сейчас лжет, скажите ему: «Ты рассказал очень интересную занимательную историю», – давая ему понять, что отличаете ложь от правды.

    • Никогда не спрашивайте у ребенка, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что это как раз и поставит его в ситуацию обмана.

    • Упорное вранье – сигнал того, что ребенок сильно неуверен в себе, он испытывает потребность «сочинить себя», чтобы быть более значимым для окружающих.

    • Если обман связан с отрицанием совершения поступка, скажите: «Мы все иногда поступаем не так, как нужно. Ты хороший человек, давай вместе решим, как нужно сделать».

    Если ребенок сочиняет небылицы?

    Рассказывая друзьям о своих новостях, один четырехлетний малыш нарисовал такую картину: «Сначала мы долго-долго ехали в поезде, потом летели на самолете, потом дядя Вова вез нас на красной машине, потом еще ехали на лошадке и наконец приехали к бабушке». Вот такое путешествие к бабушке… которая живет в соседнем микрорайоне.

    Откуда такие фантазии? От внутренних нереализованных желаний ребенка, от воображения, вырывающегося за пределы обыденности, от бурно развивающейся фантазии.

    Что делать…ВСЕМ

    • Поддержать. Дать понять, что вы разгадали в этом придуманную историю, но поддержать идею и…

    ВОСПИТАТЕЛЮ

    • Предложить всем детям отправиться в длительное путешествие, то есть организовать игру. Это в определенной мере уравняет возможности всех детей, создаст атмосферу сотворчества, сопереживания и, конечно же, придаст новый импульс для развития воображения.

    • В ходе совместного обсуждения выбрать направление путешествия (куда отправимся) и изготовить плакат с темой путешествия.

    • Записать идеи о том, что дети хотят увидеть, узнать и как, на их взгляд, это можно сделать. Поместить записи в приемной для ознакомления с ними родителей.

    • Обратиться за «консультативной помощью» к членам семьи ребенка: пригласить их в группу с просьбой уточнить детали, сделать важные дополнения к плану, дать советы и рекомендации, а по возможности и принять участие в каком-либо «этапе путешествия».

    • Вместе с детьми написать печатными буквами план и повесить его на видном месте.

    • Следовать плану, отмечать действия, достижения, полученные знания записями рассказов, рисунками и т. п. материальными свидетельствами.

    Если ребенок ведет себя зло и жестоко?

    Видеть в детях злость и жестокость всегда очень тревожно и неприятно. Мы задумываемся, не вырастут ли из них такие взрослые, которые идут на преступления, не обращая внимание на боль и страдание других людей.

    Дети, которые часто проявляют злость и жестокость, могут делать это из-за того, что чувствуют себя незащищенными, нелюбимыми. Или слишком часто видят образцы такого поведения вокруг себя.

    Как предотвратить проблему

    • Сопереживайте ребенку, дайте ему понять, что он хороший, достойный любви человек, но некоторые его поступки вы не одобряете.

    • Признайте гнев, ярость ребенка приемлемыми чувствами, но покажите другие способы их выражения: «Я знаю, что ты был зол. Это нормальное человеческое чувство. Если тебе не нравится то, что делает этот мальчик (девочка), ты скажи об этом словами или выбери для игры кого-нибудь другого», «Я понимаю, что ты не любишь пауков. Я тоже их не люблю и даже боюсь, но убивать их нельзя, лучше отойти в сторону, пусть скорее убегают к своим деткам».

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    • Вмешивайтесь каждый раз, когда видите проявления жестокости, и заставьте ребенка в полной мере осознать, к каким результатам привело его поведение: «Когда ты выгнал Андрея из игры, он очень обиделся, ему было больно от несправедливости».

    • Поймите, что ребенок, который проявляет жестокость, пытается «поднять» себя за счет того, что обижает других. Помогите этому ребенку увидеть в себе хорошее, никак не зависящее от сравнения с другими: «Каждый человек очень важен. Вот ты так умеешь рисовать и так любишь делать это, что все дети с удовольствием просят тебя помочь».

    • Не скупитесь на ласку, когда ребенок проявит хорошие чувства по отношению к другим.

    • Помогите другим детям, по отношению к которым проявляется жестокость и насилие, постоять за себя: «Я буду играть с тем, с кем хочу», «Никто не имеет права делать мне больно».

    Если ребенок ябедничает?

    Это явление обычно возникает как попытка привлечь к себе внимание. Дети часто ябедничают потому, что считают, что могут возвысить свое «Я» за счет представления других детей в дурном свете.

    В этом случае родители или воспитатели оказываются в двусмысленной ситуации: с одной стороны, нельзя не уделить внимания тому, что говорит ребенок, а с другой стороны, внимание со стороны взрослых может мотивировать маленького ябеду повторять свои действия вновь и вновь.

    Как предотвратить проблему

    • Как можно чаще уделяйте своему ребенку заботливое внимание, говорите ему о его хороших чертах.

    • Предлагайте рассказать что-нибудь хорошее о своих приятелях.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    • Постарайтесь уделить «ябеде» минимум внимания, но не обрывайте его и не отчитывайте, ведь, недослушав ребенка, вы никогда не поймете, что движет им – желание «настучать» или желание поделиться важной информацией.

    • Скажите ребенку, чтобы он поговорил о поступке, о котором сейчас рассказывает вам, с ребенком, его совершившим, а не с вами.

    • Спросите ребенка, а как бы он сам поступил в подобной ситуации.

    • Похвалите ребенка, когда он, не ябедничая, беседует с вами: «Мне очень приятно говорить с тобой, когда ты не ябедничаешь».

    Если ребенок упрямится?

    Причинами такого поведения далеко не всегда является личная особенность ребенка. Чаще всего это реакция на необоснованные требования взрослых, слишком регламентирую щих, лишающих ребенка инициативы и самостоятельности.

    Подумайте, прежде чем предпринимать «ответственные меры».

    Что значит упрямиться? Проанализируйте примеры упрямства. Спросите других членов семьи, воспитателей, как отзывается ребенок на их просьбы и предложения.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    • Если все дело в ваших действиях – начинайте с себя. Пересмотрите ваши собственные требования к послушанию ребенка. Определите ему достаточное пространство для проявления самостоятельности, инициативы.

    • Измените свой словарь. Исключите слова, подчеркивающие негативные стороны действий ребенка: «опять ты упрямишься», «делаешь мне назло» и т. д. Напротив, используйте слова, подчеркивающие эффективность действий, инициативы ребенка: «Ты решил сам надеть ботинки, и у тебя все получилось», характеризующие его лучшие стороны и достижения: «Я так рада, что ты не забыл положить щетку на место», «Я любуюсь твоими игрушками – там такой порядок». Кому же не захочется повторять и повторять свои хорошие действия, если мама их видит и так приятно оценивает?

    • Попробуйте разобраться, что не любит ребенок и чем совершенно безболезненно для ребенка и вашего родительского авторитета это можно заменить. Например, ребенок категорически отказывается от купания в ванне. Нельзя ли заменить купание на мытье под душем? Или спросить, что может сделать купание в ванне приятным?

    • Не пытайтесь переупрямить упрямца. Вы можете сдаться быстрее, и тогда он и в другой раз найдет, как применить свою власть над вами.

    • Причинами такого поведения далеко не всегда является личная особенность ребенка. Чаще всего это реакция на необоснованные требования взрослых, слишком регламентированных, лишающих ребенка инициативы и самостоятельности.

    Если ребенок не желает заниматься «серьезными делами»?

    Следует сразу оговориться: у детей и взрослых совершенно разные представления о том, что серьезно и важно, а что бесполезно и бестолково.

    Если, на взгляд взрослых, ребенок не желает учиться – считать, запоминать буквы, сидя на диване под вашим бдительным присмотром, оставьте его в покое – это не ребенок не желает заниматься серьезными вещами, это вы предъявляете к нему неправомерные требования.

    Посмотрите, как он играет в песке, с куклами, машинками или солдатиками. Спросите, сколько у него кукол, куличиков… Называет число? Считает? Вы этого и хотели.

    Но вот если ребенок не играет, то это очень серьезная проблема.

    Как предотвратить проблему

    • Не навязывайте ребенку свое представление о том, что и когда он должен делать.

    • Если вы хотите непременно чему-либо научить его, посмотрите, во что он играет, включитесь в игру и в игре вместе с ним «научитесь важному делу».

    • Позволяйте ребенку вдоволь играть с другими детьми, сверстниками, более старшими и младшими. Совместная игра – хорошая школа. Если вы боитесь, что старшие научат дурному, вспомните, что еще никому никого не удавалось изолировать от негативных явлений жизни. Важно не то, чтобы ребенок никогда не увидел плохого от других, а то, чтобы он умел противостоять дурному. Это возможно, если вы научили ребенка самоуважению.

    • Позаботьтесь, чтобы у ребенка своевременно появились соответствующие его возрасту и интересам игры. Дело не в количестве, а в их развивающем воздействии. Не надейтесь, что ваша задача будет выполнена в момент покупки. Играйте вместе.

    • Хотите, чтобы ребенок много знал, – подбирайте правильно книги. Для дошкольника, пока еще он сам не научился читать, важен не столько текст, сколько иллюстрации, которые он может сам осмысливать, проговаривать. Речь, конечно, не о комиксах, а о хороших детских энциклопедиях.

    Если у ребенка нет друзей?

    Каждому человеку нужны друзья.

    Друзья для маленького ребенка – это возможность вместе познавать окружающий мир, мир предметов, игр и человеческих отношений на доступном языке.

    Отношения могут не складываться из-за стеснительности, неуверенности. Иногда дети не знают, что может быть интересно и привлекательно для других.

    Как предотвратить проблему

    • Помогите ребенку почувствовать себя уверенным: говорите ему о том, что у него получается хорошо, какие его качества привлекательны для окружающих.

    • Расскажите, как вы приобретали друзей в детстве, в какие игры играли вместе с другими.

    • Подскажите, какие слова можно сказать, чтобы привлечь внимание другого ребенка. Как реагировать на отказ.

    • Во время прогулок во дворе и сквере побуждайте ребенка подходить к играющим детям, заводить знакомых и друзей.

    • Приглашайте сверстников ребенка в гости, обязательно придумывая какое-либо занимательное дело, например совместную настольную игру.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    • Не утешайте себя мыслью, что ваш ребенок более развит, более серьезен, чем его сверстники, и ему просто неинтересно и не нужно общение с детьми. Не думайте, что общение с вами, даже очень занимательное, способно полностью заменить детское общество.

    • Оглядитесь вокруг, подумайте, кого из детей ваших соседей, друзей и знакомых могут заинтересовать те знания и умения, которыми располагает ваш ребенок, кому могут показаться привлекательными ваши домашние игры. Договоритесь с родителями этих детей о визите к вам. Помогите детям познакомиться, начать разговор или игру.

    • Примите участие в игре, постарайтесь быть естественными и непринужденными. Если чувствуете, что контакт между детьми установлен, оставьте их.

    • Возможно, ребенок, долгое время изолированный от общества сверстников, поведет себя несколько необычным образом. Постарайтесь быть понимающим и снисходительным. Обязательно поговорите с ребенком о его чувствах после визита.

    Если ребенок недостаточно активен?

    Вполне возможно, ваш малыш – созерцатель, и самые органичные для него способы познания мира – наблюдение за действиями других людей.

    Возможно, он из тех, кто «семь раз отмерит и один раз отрежет», и вы еще будете гордиться его благоразумием, аккуратностью и осторожностью.

    А возможно, вы сами вулкан энергии, и все остальные кажутся вам медлительными и неактивными.

    Как быть…

    • Если вы видите, что отсутствие видимых активных действий не мешает развитию ребенка (не влечет за собой признаков явного отставания от сверстников), то примите «пассивность» как отличительную черту его характера.

    • Гора не идет к Магомету? Значит, Магомет идет к горе. Создавайте для ребенка ситуации, побуждающие его к передвижению по комнате и к достижению успеха. Например, кладите в нескольких шагах от него что-либо привлекательное и приговаривайте: «А где у нас игрушка? Вот Никита достанет игрушку» и т. п. Не забудьте искренне порадоваться завершению дела: «Какой Никита молодец – достал игрушку!»

    • Не позволяйте ребенку долго сидеть без дела в манеже или в кроватке – предлагайте игрушки и разные предметы, стараясь определить, какие из них привлекают ребенка.

    • Берите ребенка на руки и отправляйтесь с ним «в путешествие» – к окну, к зеркалу, к шкафу с книгами, в ванную комнату, проговаривайте по ходу все, что вы видите на своем пути.

    • Уходя для выполнения домашней работы на кухню или в ванную комнату, берите ребенка с собой и, устроив его удобно и безопасно, комментируйте события и свои действия, задавайте ребенку вопросы (даже не надеясь получить на них ответ), включайте его в свои действия – предлагайте потрогать пену на вашей руке, понюхать, как пахнет душистое мыло, вложите в руку кусочек моркови и пр.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.