Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Если родители не хотят признавать проблему ребенка?
  • Как вовлечь родителей в наблюдение?
  • Как вовлечь родителей в работу группы?
  • Как подтолкнуть родителей принимать участие в жизни ребенка в детском саду?
  • Личностно ориентированный подход к ребенку в группе детского сада?
  • Семейные ценности?
  • Праздник на каждый день?
  • Встречи в конце лета?
  • Открытые материалы?
  • Способы предоставления выбора?
  • 8. ТО, ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ЗНАТЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ И ЖЕЛАТЕЛЬНО РОДИТЕЛЯМ

    Если родители не хотят признавать проблему ребенка?

    Некоторые родители не слишком много знают об особенностях развития детей и не могут сразу увидеть, что с их ребенком не все в порядке. Однако, если им предъявить конкретные доказательства, они постараются сделать все, чтобы помочь своему ребенку.

    Но случается, что родители упорствуют в своем нежелании признавать проблему. Обычно на это у них есть свои причины.

    • Они не хотят, чтобы на ребенка был «навешен ярлык» неполноценности.

    • Они не хотят брать на себя ответственность и обременять себя лишней заботой.

    • Они хотят, чтобы их ребенка любили и относились к нему с уважением.

    Как быть…

    • Постарайтесь сами убедиться, что дело здесь не в вашем предвзятом отношении к ребенку, не в индивидуальном темпе развития ребенка, не в особенностях стиля познания, что проблема действительно имеет место.

    • Не начинайте с родителями разговор о беспокоящих вас проблемах до тех пор, пока между вами не установится доверие.

    • Проявляйте к ним уважение и дружелюбие. Задавайте им вопросы и покажите, что вы считаете, что они лучше вас знают своих детей. Родители должны удостовериться, что вами движет забота об интересах ребенка.

    • Если родители не будут идти на доверительный разговор, назначьте им официальную встречу. Во время разговора больше слушайте, задавайте вопросы, обсудите положительные моменты, связанные с ребенком. Очень важно ничего при этом не выдумывать, вести себя прямо и открыто.

    • Когда вы почувствуете, что подоспело время поговорить по существу, начните с того, что поделитесь конкретными наблюдениями, скажите что-то вроде: «Я заметила, что Костя не может сложить мозаику, разрезную картинку. Вот записи, которые я сделала 20, 24 февраля, 3, 5 марта…» Подчеркните, что сами вы не компетентны делать какие-либо выводы и просите родителей проконсультироваться у специалиста.

    Помните, что информировать родителей о ваших опасениях за ребенка – ваш профессиональный долг.

    Как вовлечь родителей в наблюдение?

    «О моем ли ребенке идет речь! Он совершенно не такой, как говорит воспитательница».

    Бесполезно взывать к родителям: «Пожалуйста, понаблюдайте дома, расскажите о ваших наблюдениях», если вы сами не делаете этого постоянно, если вы не демонстрируете родителям результаты наблюдения за детьми, если вы наблюдаете только негативные явления (затруднения, слабые стороны, конфликты). Хотите делать это вместе?

    Как быть…

    Начните с себя.

    Обсудите с коллегами и определите цель наблюдений (знания, применение знаний, затруднения), сферу наблюдений (общение, игра, движение), договоритесь о распределении между вами детей (за всеми 20 наблюдать не сможете), купите бумагу для заметок с клеевым краем (50 ? 75 мм) и… начните наблюдать.

    Делайте записи очень кратко и безоценочно: «14.02.2002 Оля И. взяла конструктор “Лего”. Рассматривает детали. Начала составлять башню. Чередует детали разного цвета. Рядом с башней выкладывает узор из деталек. Улыбается. Разговаривает сама с собой».

    Теперь главное.

    В приемной выделите на стене место для листа ватмана «День за днем» (например), расчертите его.

    Все наблюдения, записанные на «листочках для записей», крепите на ватман.

    Через некоторое время родители увидят: вы уделяете их ребенку персональное внимание; вы видите то, чего не замечают они, их ребенок занят столькими интересными делами, он умеет… он сказал… он оказывается… он вполне подготовлен к школе!

    Если хотите, чтобы другие что-то делали, – начните это делать сами.

    Как вовлечь родителей в работу группы?

    Субъектов образовательной деятельности всего три, не больше и не меньше: педагог, ребенок, родители.

    Субъект – это тот, кто принимает участие в определении целей, содержания, форм, кто принимает участие в организации воспитательно-образовательной работы.

    Родители, как правило, очень хотят, чтобы к их мнению прислушивались. И очень огорчаются, что их мнение учитывается только в виде сбора денег.

    Как быть…

    Начнем с самого простого. С информации.

    Предположим, вы планируете (сами или вместе с детьми) начать тему «Корабли». Даже если это всего лишь вторая младшая группа, некоторые представления у отдельных детей уже есть. Давайте вечером спросим их об этом и сделаем записи в «модель трех вопросов».

    Опрашивать всех детей нет необходимости, но и два-три ответа – это мало. Как только записи сделаны, вывешиваем этот лист в приемную с добавлением информации: «Мы готовимся к новой теме».

    Таким образом, родители увидят: маленькие дети уже знают достаточно много, их собственные рассказы не пропали даром, у детей есть осознанные интересы, они знают, где и как можно получить информацию. Возможно, они сочтут необходимым напомнить ребенку то, о чем он забыл; дома включатся в тему и расскажут или найдут фотографии и т. п.

    Важно дать возможность сориентироваться и детям, и родителям.

    Кроме того, у вас не будет больших проблем с просьбами о помощи: родители уже будут готовы, что дети планируют их о чем-то спросить, что понадобятся книжки и т. д.

    Дальше? Дальше пишите объявление о том, что у вас есть и что вам еще нужно.

    Как подтолкнуть родителей принимать участие в жизни ребенка в детском саду?

    Большинство образовательных практик декларирует необходимость вовлечения родителей в жизнь детского сада. Правильнее сказать, «в жизнь своего ребенка в детском саду». Значит, возникают ситуации, когда родителям нужно прийти в детский сад и остаться, что-то сделать вместе с детьми. Многие родители в этом случае закрываются словами «не могу, не умею, нет времени».

    Что делать воспитателю, чтобы родители захотели принимать участие в жизни ребенка в детском саду…

    • Повесьте в приемной табель или календарь, в котором члены семей воспитанников могли бы отметить удобный для себя день. Подкрепите календарь расчетом: в месяце 21 день (только рабочие дни), нас – 48 (все члены семей, принимающие деятельное участие в жизни ребенка), следовательно, только 1 раз в два месяца нужно найти время и прийти в группу на 30–40 минут.

    • Принимайте родителей в любое удобное для них время: утром, во время занятий, на прогулке, во вторую половину дня и даже в тихий час.

    • Проанализируйте записи в календаре и заранее обсудите с родителями то, чем бы они хотели заняться в группе: поиграть с детьми, почитать им, починить что-либо, научить чему-то или просто понаблюдать за детьми.

    • Спросите, какая помощь им нужна.

    • Подготовьте памятки для родителей о том, что и как можно делать на разных занятиях.

    • Подбадривайте родителей, подходите к ним во время их присутствия в группе, но если видите, что все в порядке, не задавайте лишних вопросов и не мешайте.

    • Открыто и искренне благодарите, привлекайте к обсуждению жизни детей в группе.

    Личностно ориентированный подход к ребенку в группе детского сада?

    Процесс индивидуализации облегчается, когда родители или воспитатель знают, что одному ребенку, чтобы лучше учиться, надо разговаривать и взаимодействовать, а другому – спокойно работать в одиночестве. Учитывая это, можно убедиться, что ребенок ведет себя согласно складу своего характера, учится так, как подсказывает ему его природа.

    Самой заметной особенностью каждой личности, возможно, является ее семейная культура: семья Лены очень общительна и гостеприимна; семья Леры любит проводить свободное время в походах; семья Димы предпочитает уединение и щепетильно относится к домашнему быту. Понятно, что от этих детей следует ожидать разного поведения в детском саду.

    Возраст. Очевидно, что 3-4-летний ребенок думает и действует не так, как 5-6-летний. Следует помнить о типичных проявлениях каждого возраста.

    Уровень развития. Между детьми каждой возрастной группы есть существенные различия.

    Характер и темперамент. Существует много свойств и возможных вариантов, например: серьезный / беззаботный, энергичный / спокойный, любопытный / безразличный, легкий / напряженный, разборчивый / безалаберный и т. д.

    Пол. Различия между полами настолько очевидны, что воспитатели их даже не принимают во внимание при анализе личности.

    Стиль обучения. Одни дети учатся медленно, другие быстро, что вовсе и не связано с уровнем интеллекта. Один ребенок полагается при получении информации на зрительные ощущения, другой для этих целей использует слух и осязание.

    Интересы (избирательность). У большинства детей есть хотя бы один проявленный интерес.

    Сильные и слабые стороны. Они есть у всех детей. Сильные стороны помогают быть успешными во всем, часто компенсируют слабые.

    Самооценка. Некоторые относятся к себе как к неспособным, другие – как к очень способным, а самооценка большинства детей составляет нечто среднее.

    Как быть…

    Знать – это одно. Учитывать при планировании и, особенно, при организации педагогического процесса и взаимодействии с детьми и родителями – иное.

    Самое оптимальное: создать в семье или группе детского сада развивающие условия и предоставить детям право самостоятельного участия в планировании и реализации собственных планов деятельности.

    Семейные ценности?

    Речь вовсе не о семейных реликвиях или банковских счетах! О том, что в каждой семье есть своя культура, свои традиции, свое отношение к окружающей действительности. По совокупности они и составляют «семейные ценности». В свою очередь, семейные ценности существенным образом влияют на то, как члены семьи относятся к той или иной ситуации в жизни ребенка, в том числе и к ситуациям, происходящим в любом детском коллективе.

    Знание семейных ценностей иногда оказывается весьма эффективным способом для решения проблем во взаимоотношениях с родителями.

    Что можно сделать…

    • На одном из родительских собраний предложите родителям обсудить перечень качеств личности (перечислив их вслух или заранее распечатав для каждого участника собрания). Попросите выбрать среди этих качеств три самых значимых лично для каждого и ранжировать их – распределить по степени важности. Предложите желающим назвать свои семейные ценности. Подчеркните, что любая система семейных ценностей уникальна и имеет право быть; что разнообразие семейных ценностей не разобщает, а дополняет, делает интересным общение.

    • Перечитайте записи, сделанные родителями. Попробуйте соотнести их с тем образом семьи, который у вас уже сложился. Обратите особое внимание на несовпадения ваших представлений и заявленных родителями семейных ценностей. Возможно, в этом несовпадении кроются причины неудач.

    • Стройте общение с семьями, ориентируясь на заявленные ими семейные ценности. Например, если ребенок разбил чашки, а в системе семейных ценностей на первом месте стоит «здоровье», то, сообщая родителям о чашках, начинайте высказывание примерно с таких слов: «Сережа сегодня уронил чашки, да так удачно, что ни царапинки не получил!» Для родителей, среди семейных ценностей которых главная – «справедливость», та же ситуация может быть подана иначе. Например, так: «Сережа сегодня разбил несколько чашек, но справедливости ради нужно заметить, что виноват в этом вовсе не он. Никита катал машину, и она попала как раз под ноги Сереже. К счастью, никто не пострадал». Длинно? Зато справедливо и честно. Практически бесконфликтно, а главное, без «ябедничества».

    • Знание ключевых ценностей семей ваших воспитанников даст вам понимание многих ситуаций. Например, того, почему родители стараются «запихнуть» детей во все кружки сразу и игнорируют ваши сомнения на этот счет (или на чем основаны их требования «лечебных процедур» при первых же признаках насморка).

    Праздник на каждый день?

    Эти праздники не совпадают с выходными днями «для всей страны». Праздники на каждый день – это маленькие события, наполняющие наши будни яркими эмоциями и мимолетными впечатлениями, способные зародить в душах оптимизм, умение радоваться и готовность создавать радость для других.

    Что можно сделать…РИСОВАТЬ УЛЫБКИ:

    • маминой помадой на стекле;

    • красками на воздушных шариках и бумажных тарелках;

    • развешивать шарики и дарить их друзьям и знакомым;

    • найти самые удивительные улыбки.

    УСТРОИТЬ «ДЕНЬ БАНТИКОВ»:

    • украсить себя и детей бантиками;

    • учиться складывать бантиком губки (не пожалейте для этого зеркал!);

    • прикреплять бантики к косичкам и челкам, к пальчикам и коленкам;

    • сделать заготовки для моментальных фотографий «Чудо в бантиках»;

    • выбрать королеву и короля бантиков;

    • подарить и принять бантики в подарок.

    ПРОВЕСТИ «ДЕНЬ ПЕРЕУЧЕТА»

    • Сосчитать все, что есть дома или в группе детского сада: шарики в бассейне, фломастеры в коробках, машины на полке, листики на герани. Чтобы не превратить это в рутину и скуку, выбирайте для подсчета самые неожиданные объекты, выдайте «счетоводам» планшеты с «листами учета», устраивайте перерывы. Подготовьте дипломы усердным «счетоводам». Представьте «инвентарные списки» всем заинтересованным лицам.

    НАКОНЕЦ, «ДЕНЬ ЛЯГУШАТ»!

    Настоящие лягушата живут не в болоте, а в сухом бассейне (под кроватью, в бабушкиной комнате и т. п.)! Не верите? Но это факт! Всего их… (любое количество в шариках сухого бассейна, среди комнатных растений, в других самых неожиданных местах). В течение дня:

    • собирать лягушат;

    • добавить еще одного (рисовать, лепить, делать из бумаги);

    • придумать имя хотя бы одному лягушонку.

    Встречи в конце лета?

    В последние годы летние путешествия родителей с детьми стали для многих семей почти обыденным явлением, так что в некоторых детских садах даже учебный год начинается чуть позже – только к середине сентября, к началу октября дети возвращаются «из дальних странствий».

    Меняются варианты путешествий – привычное Черноморское побережье дополнилось (или сменилось) Красным, Средиземным морями, все ярче становятся наполняющие путешествия события. Больше неординарных впечатлений и знаний, больше потребность в упорядочении информации в сознании и в речи. Не только для «путешественника», но и для всех детей детсадовской группы, для которых их товарищ становится носителем новых необычных знаний.

    Что делать…

    • Обязательно расскажите детям о своем летнем отдыхе. Это можно сделать, оформив небольшой альбом, книжку или стенд – несколько фотографий и короткие подписи к ним, выполненные печатными буквами.

    • Предлагайте детям по очереди рассказать о своих путешествиях на утреннем круге. Хорошими помощниками в этом будут предметы, привезенные из путешествий, – камешки, раковины, сувениры и все те же фотографии.

    • После (или в период) рассказов оформите обложки для детских книжек. Идеи для обложек постарайтесь почерпнуть из рассказов детей: ребенок рассказывает о бабушкиной деревне – сделайте обложку в виде дома; повествует о том, как летел в самолете, – обложка-самолет и т. п. Это послужит дополнительным стимулом: для тех, кто уже рассказал, – сделать книжку, для тех, кто еще только планирует рассказать, – сделать это поскорее и получить свою уникальную обложку.

    • Предложите каждому ребенку выбрать одну фотографию, которая ему понравилась больше всего, устройте фотовыставку.

    • Приготовьте материалы для изготовления рамок.

    • Пригласите членов семьи ребенка и устройте вечер воспоминаний о путешествии.

    Открытые материалы?

    Возможно, мы не задумывались, что дети всех возрастов и стран любят кубики.

    Но точно знаем, что игра с ними трехлетнего и шестилетнего ребенка будет поразительно отличаться. Первому кубики нужны, чтобы складывать их в ряд. Второй заранее точно знает, что именно хочет построить, и это будет, например, город с мостами и дорогами. И то и другое правильно. Кубики – открытые материалы.

    В любом детском саду и в любой семье есть материалы, которые являются открытыми, то есть их можно использовать различными способами, и они подходят детям всех возрастов и уровней развития.

    Какие именно и много ли их?

    Это весь природный и бросовый материал, который чаще всего используется для ручного труда на занятиях или в работе кружков и студий.

    Это уникальные по своим эффектам песок и вода.

    Это изобразительные материалы всех видов.

    Это картинки из старых журналов.

    Как быть…

    • Сменить акценты собственной педагогической деятельности с «обучения на специально организованных занятиях» на «содействие самостоятельной осознанной творческой деятельности детей».

    • Спросить у детей, какие материалы они хотели бы иметь.

    • Договориться, где эти материалы будут располагаться в группе (в рамках детского сада) или в квартире, как их использовать и хранить.

    Обсуждать с детьми их планы ДО:

    – что бы ты хотел сделать;

    – какие материалы тебе могут понадобиться;

    – с чего ты начнешь;

    – кого бы ты пригласил работать вместе с тобой;

    – нужна ли тебе помощь;

    и ПОСЛЕ работы:

    – что ты планировал сделать;

    – что у тебя получилось, в чем были трудности;

    – что бы ты посоветовал тем, кто решит выполнить такую же работу;

    – что бы ты хотел сделать дальше;

    – где можно использовать то, что у тебя получилось.

    • Целесообразно еженедельно смотреть, какие материалы нужно заменить, пополнить, добавить. Подсказки следует искать в поведении детей.

    Способы предоставления выбора?

    Для того чтобы дети могли самостоятельно выбрать вид деятельности, место работы, материалы и инструменты, партнеров, научиться планировать и контролировать свои действия, необходимо очертить круг возможностей, то есть провести своего рода презентацию возможностей. Трудность заключается в том, что взрослые невольно и незаметно для самих себя часто предписывают, чем дети будут заниматься в том или ином месте. Такой подход взрослые оправдывают тем, что дети уже получают заведомо больше возможностей, а также возникающим опасением, что дети не сумеют самостоятельно найти рациональные способы действия – «всему нужно учить».

    Как предотвратить возникновение проблем

    • Выделить в детской комнате (дома) или в группе детского сада «центры активности» или «станции», в которых материалы и игрушки будут скомпонованы по видам деятельности – центр искусства, центр кулинарии, центр математики и т. д.

    • Наполнить центры активности открытыми материалами – такими, которые могут быть использованы самыми различными способами. К открытым материалам, например, относятся бумага, коробки, лоскуты ткани, мелкие предметы, карточки с вариантами заданий.

    • Наполнить центры активности материалами, соблюдая принцип «избыточной достаточности», то есть материалов должно быть много. Обязательно каждый день вносить новые элементы.

    • В детском саду предложить желающим пойти в центры активности (по 1 ребенку) и посмотреть, какие материалы там появились. По возвращении дети рассказывают всем остальным о том, что они увидели интересного.

    • Предложить детям обойти все центры активности до начала группового сбора и посмотреть, что в них появилось нового, интересного, и уже на самом сборе решить, где они будут сегодня работать.

    • Предложить ребенку подготовить материалы центра и на групповом сборе рассказать всем о том, что он подготовил.

    • Воспитатель приносит из каждого центра активности самые привлекательные материалы, показывает их, рассказывает, что еще любопытного приготовлено в центрах.

    • Использовать игру «Поезд». Дети «едут в поезде» от одного центра активности к другому. «Приезжая» в центр, рассматривают подготовленные материалы вместе с воспитателем (в последующем ориентируются сами) и по ходу движения «поезда» остаются в выбранных ими центрах.

    • Использовать игру «Подзорные трубы». Дети рассматривают в «подзорную трубу», что же их ждет в центрах.

    • Предложить ребенку, по желанию, рассказать о том, что ему удалось сделать в каком-либо центре и что он рекомендует сегодня попробовать другим.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.