|
||||
|
Часть I. Штрафы ГИБДД Нормативные документы
Авторы настоящего издания не ставят перед собой цель научить тому, как избегать справедливого наказания при нарушении ПДД. Напротив, в основе настоящего издания лежит желание донести до добросовестных водителей, налогоплательщиков и потребителей коммунальных услуг информацию об их правах, чтобы дать им возможность избежать негативных последствий злоупотребления со стороны отдельных сотрудников различных служб и организаций. Правила дорожного движения – один из важнейших нормативных документов, регулирующий нашу повседневную жизнь. Их знание и соблюдение настолько важно, что изучение основ ПДД начинается еще с детского сада, и слова о том, что знание ПДД – залог вашей безопасности – не красные слова и не избитый штамп, а много раз проверенная истина. По данным статистики, в 98,3% случаев причиной дорожно–транспортных происшествий является нарушение участниками движения ПДД, и только в 1,7% – нелепые случайности или стечение обстоятельств. Водители и пешеходы должны знать ПДД и неукоснительно им следовать! Однако, как показывает практика, соблюдение ПДД не гарантирует, что все остальные граждане и должностные лица, например инспектора ДПС[1], тоже будут соблюдать все законы, приказы и инструкции. Незнание вами ваших прав, а также обязанностей тех лиц, которые должны обеспечить их реализацию, создает почву для нарушений. Как часто вам приходилось чувствовать себя виноватым и беспомощным, выслушивая инспектора ДПС, перечисляющего длинный список нормативно–правовых актов, который вы нарушили?! Угрозы что сейчас он вас задержит, а транспортное средство отправит на штрафстоянку?! Для того чтобы быть уверенным в своей правоте, вам нужно знать права и обязанности инспектора ДПС. Необходимо признать, что достаточно часто сотрудники ДПС, отстаивая «честь мундира», в спорных ситуациях идут на нарушения, включая приобщение к делу показаний «подставных свидетелей» и сфабрикованных документов. Надо знать, как грамотно себя вести при составлении протокола об административном правонарушении (АПН) и что надо обязательно в нем отметить, чтобы исключить возможность подделки дополнительных документов, отягощающих вашу вину. Помните, что кроме самодеятельности инспекторов ДПС в виде «поборов на дороге», существует «разнарядка», вынуждающая инспекторов ДПС выявлять определенное количество правонарушений в месяц. Причем не только по «простым водителям», но и по «своим» – сотрудникам других ведомств. По словам одного из инспекторов, с которым в свое время пришлось общаться, для выполнения плана ему приходилось оформлять «липовые» протоколы административно–правовых нарушений на своих коллег и самому их оплачивать. Где можно найти нормативно–правовые акты? Официальную правовую информацию с учетом всех последних изменений и дополнений можно посмотреть на сайте «Консультант–Плюс». «Консультант–Плюс» сразу показывает, действует ли еще данный Нормативно–Правовой Акт (НПА), или уже отменен. Основными НПА, которыми должны руководствовать сотрудники ДПС при реализации ими своих должностных полномочий и которые вам также имеет смыл знать, являются: 1. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196–ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О безопасности дорожного движения (принят ГДФС РФ от 15.11.1995). 2. Федеральный закон «О полиции» от 7.02.2011 № З–ФЗ, вступил в силу с 1 марта 2011 года (ФЗ «О милиции» признан утратившим силу). 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАПРФ), утв. Федеральным законом № 195–ФЗ от 30.12.2001, далее по тексту «КоАП». 4. УКАЗ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 (ред. от 23.04.2007) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»), 5. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 28.02.2006) «О правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»), далее по тексту «ПДД». 6. «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», утв. Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. № 185, далее по тексту «Административный регламент». 7. Приказ МВД РФ от 20.04.1999 № 297 (ред. от 31.08.2007) «Об утверждении наставления по работе дорожно–патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел российской федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 30.04.1999 № 1771). 8. Письмо МВД РФ от 19.06.2002 № 1/3582 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения»), 9. Письмо МВД РФ от 18.06.2003 № 13/ц–72 (ред. от 30.07.2007) «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации деятельности подразделений госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения»), далее по тексту «Методические рекомендации». 10. Приказ МВД РФ от 23.03.1993 № 130 (ред. от 12.10.1999) «О мерах по реализации закона российской федерации «О внесении изменений и дополнений в кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно–процессуальный кодекс РСФСР» (вместе с «Инструкцией по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения») – признан утратившим силу с 7.02.2011. Ответственность за нарушение ПДД предусмотрена соответствующими статьями КоАП, для наглядности виды нарушений ПДД и ответственность за них приведены в соответствующих колонках нижеследующей таблицы. Таблица штрафов за нарушение ПДД РФ Последние изменения: 6 августа, 23 сентября и 20 ноября 2010 года (в таблице новые статьи помечены[2]). «+ запрещение эксплуатации ТС со снятием ГРЗ» регламентируется Статьей 27.13 КоАП РФ «Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации». Используемые сокращения: БДД – безопасность дорожного движения; ГАС – грузовое автотранспортное средство; ГРЗ – государственные регистрационные знаки; ГТО – государственный технический осмотр; ДТП – дорожно–транспортное происшествие; ПДД – Правила дорожного движения; УДД – участник дорожного движения; МАП – международная автомобильная перевозка; АП – административное правонарушение; AM – автомагистраль; ВУ – водительское удостоверение ТС; ТС – транспортное средство; РФ – Российская Федерация; МО – медицинское освидетельствование; КГ – крупногабаритный; ТВ – тяжеловесный; ФЗ – федеральный закон. Законные основания остановки ТС Согласно пункта 63 «Административного регламента» (он расширен по сравнению с п 13.7 устаревшего «Наставления по работе ДПС»), основанием для остановки транспортных средств являются: а) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения; б) наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или АПН; в) наличие данных (ориентировки, сведения оперативно–справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании ТС в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске; г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, АПН, преступления, очевидцами которого они являлись или являются; д) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого; е) выполнение распорядительно–регулировочных действий; ж) необходимость использования ТС (абзац 5 пункта 4 «Административного регламента»); з) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции; и) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий ТС, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов; л) проверка документов на право пользования и управления ТС, документов на ТС и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС). Остановка инспектором ДПС транспортного средства без необходимости – это административное правонарушение, за которое статьей 12.35 КоАП РФ предусмотренно наказание до 20 ООО руб. Все это было возможно до вступления в законную силу Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № З–ФЗ «О полиции». Статья 13 пункт 20 закона «О полиции» о правах сотрудника ДПС гласит следующее: «Останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; – осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составление соответствующего акта; – задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; – временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; – временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающим правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состояния; – выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов). Очевидно, реализация новых прав сотрудников дорожной полиции найдет более подробное толкование в изменениях к Административному регламенту и другим нормативно–право–вым актам. В самом законопроекте «О полиции», кроме отмеченных выше, не наблюдается существенных изменений отмененного закона «О милиции», кроме еще одного пункта, относящегося к функциям дорожной полиции: «дорожная полиция осуществляет надзор за проведением ТО». Ранее техосмотр проводила ГИБДД. Особо хочется обратить внимание на статью 32 «Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию» нового закона «О полиции»: «Сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае на них распространяются установленные настоящим Федеральным законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции». На вас составляют протокол об административном правонарушении При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан: – назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; – в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина; – сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса; – полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом; – полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено Федеральным законом. После остановки ТС при разговоре с инспектором ДПС важно сразу понять его намерения по данной ситуации, поэтому, если правонарушение малозначительное (ст. 2.9 КоАП), предложите ему, не вступая в пререкания, ограничиться замечанием. Если инспектор не реагирует на данное предложение, скорее всего, протокол АП будет составлен. В сложившейся ситуации нужно просто успокоиться и внимательно прочитать представленный протокол, грамотно сформулировать свои объяснения в данном документе и только после этого поставить в нем свою подпись. Если вам предложили сесть в машину ДПС для оформления протокола, то ваше право решать, садиться в нее или нет. Никакой нормативно–правовой акт не обязывает вас это делать. Если у вас в автомобиле находится пассажир, будет лучше, если из автомобиля вы выйдете вдвоем. Наличие свидетеля с вашей стороны – своего рода гарантия от неправомочных действий сотрудника ДПС, за исключением, конечно, тяжких правонарушений (алкогольное опьянение, выезд на встречную полосу). В данной ситуации инспектор десять раз подумает, прежде чем что–то сделать или сказать. Если вы сели в машину ДПС, опустите стекло или оставьте дверь открытой, пусть свидетель слушает весь разговор. На слова инспектора ДПС, что посторонним надо удалиться, спокойно скажите, что это свидетель. Если у вас имеется диктофон, будет лучше, если вы его включите. Протокол должен составляться незамедлительно (ст. 28.5 КоАП РФ), и если вас заставляют ждать, то со стороны инспектора данное действие можно рассматривать как административное правонарушение (ст. 12.35 КоАП РФ). Если инспектор ДПС необоснованно затягивает процесс составления протокола о правонарушении, можно вежливо попросить его составить протокол задержания, дав понять, что никаких оснований для задержания лично вас и вашего ТС у инспектора ДПС нет. Пленум Верховного Суда № 5 от 24.03.05 п. 13: «При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица». Сотрудник полиции (не только инспектор дорожной полиции!) независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 настоящее Федерального закона, имеет право: – требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; – проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия; – использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств,представительствам международных организаций), в исключительных случаях – транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно–транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия; – требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение; – применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом. Протокол – основное доказательство вашей вины (ст. 26.2 КоАП РФ), и от того, как он будет составлен, во многом зависит, понесете вы наказание или нет. Содержание протокола об административном правонарушении подробно изложено в ст. 28.2 КоАП РФ: – дата и место составления протокола об административном правонарушении; – должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; – сведения о лице , в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; – фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших; – место, время совершения и событие административного правонарушения (так называемый НПА, который был вами нарушен); – статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации , предусматривающая административную ответственность заданное административное правонарушение; – объяснение физического лица (или лиц), в отношении которого возбуждено дело; – иные сведения , необходимые для разрешения дела. Получив протокол в руки, нужно внимательно его прочитать. Скорее всего, инспектор будет вас торопить, он в любой момент может взять протокол из ваших рук. Ведите себя спокойно, скажите, что вы имеете полное право написать объяснения и действия инспектора ДПС будете рассматривать как нарушение ваших законных прав. – В «объяснениях лица» лучше на всякий случай написать: «Не согласен». – Если схемы и рисунки не составлялись – добавьте «Схема не составлялась». Это лишит инспектора ДПС возможности позже добавить к протоколу схемы, сделав запись «Водитель от подписи отказался». Если схема составлена в одном экземпляре, обязательно напишите: «Копия схемы не была выдана на руки». В любом случае перед подписанием схемы пишите на ней: «Не согласен», ведь составляется примерная схема, без соблюдения масштаба, измерения расстояний, привязки к местности. На схеме, как правило, отображается действие во времени, например, обгон. При этом точность расстояний на схеме составляет десятки метров, ваше несогласие вполне закономерно. Если есть свидетели, а инспектор не внес их в протокол (обычно инспектора ДПС говорят, что потом, на суде, у вас будет возможность приобщить к делу показания свидетелей, если в этом будет необходимость), – требуйте вписать в протокол ваших пассажиров в качестве свидетелей. Если инспектор отказывается вписать их в протокол, утверждая, что они являются заинтересованными лицами, собственноручно вписывайте их в протокол. Заинтересованными лицами, по определению КоАП РФ, могут являться понятые, эксперты и т. д., но никак не свидетели, ст. 25.6 КоАП РФ. Для суда в своих объяснениях запишите: «Прошу обратить внимание, что инспектор ДПС отказался вписать моих свидетелей в протокол. В сложившейся ситуации мне не важно, что скажут свидетели, важно, что инспектор испугался, что свидетели расскажут правду. Других причин отказа не нахожу». Если свидетелей нет, поставьте Z в колонке, чтобы свидетели потом каким–то образом не появились. Если инспектор ДПС остановил вас в другом городе или на трассе, вы имеете полное право заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту регистрации транспортного средства или по месту жительства, причем это ходатайство лучше подавать сразу же, вместе с подписанием протокола. Совет: бланки ходатайства возите с собой. Поставьте Z на всех пустых или незаполненных графах. С адвокатом вы потом разберетесь, было ли нарушение вообще. При рассмотрении дела вы сможете предоставить более подробное объяснение. Если вы знаете, что написать в объяснениях, но места в протоколе не хватает – пишите объяснения на отдельном листе (лучше под копирку, ее тоже надо возить с собой), а в протоколе в графе «объяснения лица» отметьте, что они прилагаются к протоколу на отдельном листе. Далее находим в протоколе место, где вы расписываетесь за разъяснения ваших прав и обязанностей, и если инспектор ДПС вам их не разъяснил или предложил прочитать их на обороте протокола, то вместо подписи пишите: «Нет» либо ставите прочерк. Не вы должны их читать, а инспектора ДПС – разъяснять. Если инспектор зачитал по памяти или с листка ст. 25.1 КоАП РФ, поинтересуйтесь, какими именно «иными процессуальными правами» вы можете пользоваться (не забудьте включить диктофон). Если вы согласитесь с правонарушением, вместо протокола будет выписана постановление–квитанция. В том случае, если в момент, когда на вас выписывается постановление–квитанция, вы понимаете, что нарушения нет, пишите: «Не согласен», «Не разъяснены», «Требую защитника» на любом свободном месте. Можете немедленно написать жалобу в районный суд, сделав, опять же, на любом свободном месте постановления–квитанции запись «прилагается жалоба». Инспектор вынужден будет в течение 3–х дней передать все материалы в суд (ст. 30.2 п. 1 КоАП). На утверждение инспектора, что постановление–квитанция не обжалуется, ссылайтесь на «Ответы на вопросы Верховного Суда» за 4–й квартал 2006 года, вопрос 20, в котором следует следующее разъяснение: «…постановление–квитанция является процессуальным документом, который не только отражает содержание вынесенного постановления по делу об административном правонарушении, но одновременно содержит данные о его исполнении, то есть является исполнительным документом. Факт уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения не лишает лицо, привлеченное к административной ответственности, возможности обжаловать указанное постановление в общем порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ». Один и тот же инспектор не имеет права оформлять два документа. Если фраза «Требую защитника» записана, то «немедленное» постановление можно будет отменить в суде. К протоколу можно приложить любые иные документы: вашу схему, показания ваших свидетелей, ваши ходатайства и т.д., сделав соответствующую запись в протоколе. Если протокол, переданный вам на подпись, уже заполнен полностью, в т.ч. указана дата рассмотрения вашего дела в отделе Административной практики, никто не запрещает вам написать ходатайство о переносе даты рассмотрения. Впишите в протокол, что к нему прилагается ходатайство. Вряд ли инспектор сообразит тут же написать определение по делу об административном правонарушении, что в ходатайстве отказано, и сможет соблюсти форму определения по ст. 29.12 КоАП РФ. Устное определение вас не устроит, т.к. оно должно быть подписано инспектором (ст. 29.12 п. 3 КоАП РФ). А значит, вас должны будут уведомить либо о новой дате рассмотрения, либо об отказе в удовлетворении вашего ходатайства, то есть вы уже как минимум начинаете тянуть время. Любые неправильно написанные данные без стеснения исправляйте. Например, вас не спросили про место работы и написали «безработный». Вычеркивайте, пишите, где и кем работаете. Чем больше исправлений в протоколе – тем лучше для вас. Никогда и ничего не пишите в протоколе под диктовку инспектора ДПС. Если сомневаетесь, что именно нужно писать, лучше не пишите ничего. Подписав протокол, уточните, можете ли вы сразу после подписания забрать копию. Ответ должен быть положительный, обязательно подпишите протокол, оторвите копию протокола и положите в карман. Отрицательный ответ должен насторожить. Уточните, почему нельзя, ведь протокол уже составлен, все нужное со стороны инспектора вписано, и он его подписал. Немного теории: 1. КоАП РФ разрешает обнаруживать правонарушение одному должностному лицу, а составлять протокол – другому (ст. 28.1). Однако КоАП РФ обязывает должностное лицо, обнаружившее правонарушение, передать своему товарищу в патрульной машине, согласно ст. 28.1 п. 1 пп. 2, материалы, содержащие данные. Например, видеозапись или рапорт (ст. 6 «Методических рекомендаций»), а согласно ст. 28.5 и ст. 28.1 п. 1 пп. 1 и п. 3 КоАП РФ, протокол должен быть составлен немедленно, а не заменяться передачей документов водителя кому бы то ни было. Получается, что инспектор, сидящий в машине, не имеет права составлять протокол, если он не видел вашего нарушения. Обычно инспектор, сидящий в машине, составляет протоколы, а второй – ловит нарушителей. Если вас остановили в то время, как второй инспектор составлял протокол на предыдущего водителя, и следовательно, не мог видеть вашего нарушения – обратите на это внимание ваших пассажиров (свидетелей). 2. При выписке протокола назначается дата и время рассмотрения дела в ГИБДД. Но указание даты и времени может произойти только на этапе подготовки к рассмотрению дела (пп. 1, 2 часть 1 ст. 29.4 КоАП). Если инспектор, который выписывает вам протокол об административном правонарушении, имеет право рассматривать дела такого рода, то в принципе он может совместить выписку с этапом «подготовки». Если инспектор не имеет права рассматривать дело по этой статье КоАП РФ, то и назначать дату и время рассмотрения он не имеет права. Рекомендуем изучить статью 23.3 п. 2 КоАП РФ, где перечислены должности инспекторов и статьи, дела по которым они имеют право рассматривать (учтите, что протокол составляет один инспектор, а постановление выносит другой). Более того, в ст. 28.2 КоАП РФ, в которой перечислены требования к протоколу, нет требований к указанию даты и времени рассмотрения – сотрудники ГИБДД должны официально уведомить вас о времени и дате рассмотрения дела после этапа подготовки. Общие вопросы при остановке ТС инспектором дорожной полиции Часто инспектора ДПС, останавливая ТС и не найдя нарушений, начинают угрожать, что сейчас они пробьют водителя по базе неоплаченных штрафов и задержат и его самого, и транспортное средство. Если вас остановил инспектор ДПС и проверяет по базе неоплаченные штрафы 1. Инспектор ДПС не имеет права останавливать вас для проверки долгов в базе данных. Согласно «Административному регламенту», пришедшему на смену «Наставлению по работе ДПС», у инспектора ДПС есть только 10 причин для остановки ТС. Проверка штрафов по базе в правах сотрудника ДПС не числится. Если вы задержаны для проверки результатов запроса в базу штрафов – это незаконно и, по меньшей мере, данное действие сотрудника ДПС можно рассматривать как превышение должностных полномочий. 2. Допустим, что инспектор ДПС осуществил проверку по базе данных и обнаружил у вас неоплаченные штрафы. Протокол административно–правового нарушения об этом он составить не имеет права. Протокол административного правонарушения по неоплате штрафов может составлять только должностное лицо, которое вынесло первоначальное решение о наложении штрафа, или судья. Тем не менее, есть прецеденты ввода в заблуждение водителей на дороге в отношении неоплаченных штрафов, все они основаны на элементарном незнании обывателями законов и своевольном толковании этих законов инспекторами дорожно–патрульной службы. Инспектор ДПС не имеет права останавливать ТС и проверять оплату штрафов. Даже если у вас есть неоплаченные штрафы – он ничего не сможет вам сделать. Почему? Потому, что в соответствии ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, решение о привлечении лица к административной ответственности принимает судья. На основании изложенного судья, вынесший первоначальное постановление о привлечении лица к ответственности, без составления протокола выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Вопрос о наложении административного взыскания решается судом в процессе судебного разбирательства с вызовом лица, не уплатившего административный штраф. Ранее каких–либо действиях в ГИБДД (постановка на учет ТС, техосмотр, возврат водительского удостоверения и т.д.) от водителя требовали отметки об оплате штрафов. Это незаконно. Если штраф не оплачен, то взыскание этого штрафа – дело судебных приставов, но никак не сотрудников полиции. Бывают редкие случаи, когда пристав находится рядом с инспектором, в этом случае вопрос о неуплате штрафа снимается на месте. А если рассматривать стандартную ситуацию, когда пристава нет, что делать? Необходимо написать заявление с требованием проведения, например, технического осмотра, и незаконности отказа в его проведении из–за неоплаченного штрафа. Обязательно подойдите в приемную (или канцелярию) и зарегистрирует свое заявление. Как правило, после этого вопросы неоплаченного штрафа снимаются сразу. Раньше в ГАИ было необходимо направить квитанцию об оплате штрафа. Сейчас это требование отменено Федеральным законом № 210–ФЗ от 24.07.2007. Можно (что на сегодняшний день бывает крайне редко) сидеть и надеяться, когда истечет «Срок для наказания за неуплату штрафа», это радостное событие избавит вас от чтения нудного и запутанного Порядка делопроизводства по оплате штрафов (приведен ниже) и сбережет ваши нервы. Мы советуем, если у вас имеются неоплаченные штрафы, и срок их обжалования прошел – все–таки оплатить их вовремя, не дожидаясь «печальных последствий». Поскольку, если неуплата в срок будет зафиксирована, будьте уверены, что судебная машина сработает четко и неотвратимо, последствия могут быть очень неприятные. Порядок делопроизводства по неоплате штрафов Если штраф не оплачен в течение 30 дней (ст. 32.2 КоАП РФ) после вступления постановления в силу то после истечения срока для предоставления оплаченной квитанции судья или орган, должностное лицо, вынесшие постановление, согласно ст. 32.2 п. 5 КоАП РФ, передают дело судебному приставу, который добавит к сумме штрафа свои законные 7%. Поэтому с оплатой штрафа затягивать не стоит. С другой стороны, через год после вступления постановления в законную силу уже никто не сможет взыскать с вас штраф (КоАП РФ статья 31.9). Пристав имеет право принять дело в течение 3–х месяцев после вынесения решения по делу (ст. 14 п. 5 Исполнительного Производства). Обратите внимание, что срок при передаче дела приставам идет не от момента вступления постановления в силу, а с момента вынесения решения. 10 дней на вступление постановления в силу и 30 дней на оплату штрафа – передать дело судебным приставам можно между 40 и 90 днем после вынесения решения по АПН. Никаких взысканий за то, что вы не предоставите квитанцию об оплате штрафа, КоАП не предусматривает. Если дело и перейдет судебному приставу, представьте ему копию квитанции, и на этом инцидент будет полностью исчерпан. Если штраф не оплачен в течение 30 суток, ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает увеличение штрафа в 2 раза или административный арест на 15 суток. 1) Если постановление о штрафе вынес судья, то второй протокол об этом административном нарушении (неуплата штрафа) уже не составляется – судья, вынесший первоначальное постановление о привлечении лица к ответственности, без составления протокола выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 20.25 КоАП РФ (ответ на вопрос № 8 Верховного Суда за 2 кв. 2004 г). 2) Если постановление о штрафе вынесло должностное лицо — то протокол об АПН по ст. 20.25 КоАП РФ составляет это же должностное лицо в присутствии виновного или в отсутствие виновного лица, не уплатившего штраф, если этому виновному лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, разъяснены права и обязанности (ответ на вопрос № 11 Верховного Суда за 4 квартал 2006 г.), и протокол после составления передается в суд в течение 3–х дней – ст. 32.2 п. 5 КоАП РФ. Обратите внимание, кто имеет право составлять протокол об административно–правовом нарушении за неуплату штрафов, выше это описано. Инспектор ДПС может ввести вас в заблуждение относительно задолженности по штрафам. Дела по ст. 20.25 КоАП РФ рассматриваются только судом (поскольку за это административно–правовое нарушение предусмотрено наказание в виде ареста) и обязательно в присутствии виновного лица (ответ на вопрос № 16 Верховного Суда за 4 кв. 2006 г.). Без присутствия лица, не оплатившего штраф, заседание будет отложено, но сотрудники полиции побеспокоятся о приводе обвиняемого в принудительном порядке. Если в суде не предоставить квитанцию или иной документ об оплате в срок, наказание последует незамедлительно. Срок для наказания за неуплату штрафа Согласно статьи 4.5 КоАП РФ и подтверждения в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 г., неоплата штрафа не является бесконечно длящимся правонарушением. Для привлечения к административной ответственности установлен срок давности – 2 месяца (ст. 4.5 КоАП РФ). Если нарушитель не оплатил штраф в течение месяца после вступления постановления в законную силу, то со следующего дня у должностного лица или суда есть 2 месяца на то, чтобы привлечь его к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ. 10 дней на вступление постановления в силу + 30 дней на уплату штрафа = 40 дней. То есть, при неоплаченном штрафе событие правонарушения наступает на 41–й день и заканчивается на (40 + 2 месяца срок давности) 100–й день. Примечания:1 Здесь и далее нами будут использованы аббревиатуры, привычные для россиян. Новые названия, введенные с 1 марта 2011 г. «Законом о полиции», будут использованы в следующих изданиях книги, после их официального утверждения. 2 Расшифровка сокращений, используемых в таблице, приведена на стр. 19 |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|