|
||||
|
ГЛАВА 6 СОБАКИ И ДЕТИ СТОИТ ЛИ ЗАВОДИТЬ СОБАКУ Тот, кто никогда не содержал в доме собаку, или человек, не имеющий детей, вряд ли когда-нибудь задумывался над подобной проблемой. С высоты своего одиночества он смотрит на окружающий мир с его совершенно нелепыми проблемами. Ну, действительно, собака и ребенок – что тут может быть экстраординарного!? Оказывается, может. Именно такого мнения придерживаются большинство людей. Проблема собак и детей становится актуальной, когда кто-то из них уже есть, а кто-то вот-вот должен появиться. В это время на решение подобных проблем тратится наибольшее количество сил и времени. Потом, когда дети подрастут, проблема отходит как бы на второй план, становясь менее актуальной. Путей решения обозначенной проблемы два (по крайней мере, по нашим наблюдениям): не заводить собаку, пока ребенок не подрастет, или отправить собаку на проживание за город (в деревню, к родственникам). Конечно, с позиций здравого смысла это решение наиболее приемлемо: что может быть важнее благополучия ребенка? С другой стороны, подобные действия затрагивают и этическую сторону нашей жизни. И, наконец, собака тоже имеет определенные права. Часто люди говорят: «Отправим-ка его на свежий воздух, он будет там бегать, играть, что может быть лучше?» Зададим встречный вопрос: «А почему же вы не подумали об этом самом „лучше“, когда брали щенка? Ведь брали вы его именно для квартирного содержания. Вы воспитывали его, дрессировали, тратили на него свое драгоценное время!» Не сочтите нас ярыми защитниками прав животных, мы говорим лишь о том, что отношение человека к собаке, как правило, несколько хуже, чем собаки к человеку. Люди почему-то считают, что если собака не может выразить им свой протест, когда ее запихивают в машину, чтобы отвезти на дачу, то можно делать это совершенно беспрепятственно. Но подумайте: для собаки хозяин – бог и царь, она предана ему целиком и полностью. А он выгоняет ее из родного дома. Это ведь чревато определенными сдвигами в собачьей психике, да еще такими, с которыми она вряд ли сможет вновь вернуться к нормальной жизни в квартире. Пожалуй, мы высказали все свои опасения по поводу подобных действий хозяев, дальше решать придется вам самим: прислушаетесь ли вы к этой тираде или проигнорируете ее. А мы приведем некоторые свои рассуждения по поводу возможной пользы совместного проживания собак и детей в пределах одной квартиры. Ни для кого не секрет, насколько похожи детеныши человекообразных обезьян и человеческие дети. Чем меньше возраст, тем больше сходства. Но только ли на наших ближайших предков смахивают они? По мнению ученых, нет. Если рассматривать вопросы, связанные с психологией, педагогикой, индивидуальным развитием, не углубляясь в частности поведения, то все дети оказываются потрясающе похожими друг на друга. Я, конечно, имею в виду лишь детенышей млекопитающих, у которых хорошо развита рассудочная деятельность. Будь это щенок, котенок или ребенок – проявления их высшей нервной деятельности во многом повторяют друг друга. Ведь состояние «ребенок» отнюдь не означает только возраст (молодой, неопытный), это определенная отправная точка в развитии организма. Что есть ребенок – чистый листок бумаги. Будь это тот живой организм, который верещит по ночам в кроватке, не давая маме спать спокойно, или то мохнатое создание, которое возится в собачьем домике – и то, и другое абсолютно чистый, белый листок, призывающий родителей к воспитанию. Итак, с точки зрения некоего отправного рубежа нашего развития, мы нисколько не отличаемся от других млекопитающих. Другое дело, что возможности развития интеллекта, возможности обучения, освоения информационных потоков у человека значительно выше. Именно по причине разного уровня развития взрослых людей и детей установление контакта между ними происходит значительно сложнее, чем между ребенком и ребенком или ребенком и щенком. Что же еще роднит наших «детей»? Конечно, общие черты характера. А они продиктованы самой природой. Дело в том, что дети должны очень много узнать уже в первые дни, недели, месяцы своей жизни. Ученые говорят, что к 5-летнему возрасту ребенок узнает о мире всю ту информацию, которой будет пользоваться в продолжение всей оставшейся жизни. Поэтому все дети чрезвычайно любопытны. Каждый предмет, звук, запах, явление природы вызывают совершенно неподдельный интерес. Это надо осмотреть со всех сторон, обнюхать, лизнуть, на зуб попробовать, если таковой уже прорезался. Простейший пример: щенок нашел хозяйскую тапку. Что он сделает? Сначала остановится и будет долго рассматривать, находясь на приличном расстоянии. Это так называемый рефлекс «Что такое?». В этот момент все внимание животного концентрируется на объекте. Потом щенок осторожно подойдет и понюхает предмет, а затем попробует на вкус. И вот он уже радостно таскает тапку по всей квартире. Пожалуй, больше вы его никогда не увидите! А вот поведение ребенка. Новая игрушка, большая и яркая. Предположим, розовый плюшевый слон. Вы приносите его из магазина, снимаете шуршащую упаковку и предлагаете ребенку. Он, быть может, капризничал до этого, но теперь вы видите удивленные глаза и полуоткрытый рот. Ребенок в этот момент думает только о слоне, все остальное уходит на второй план. Это ли не рефлекс «Что такое?»? Потом маленький человек начинает исследовать предложенный объект: потрогает, повертит в руках, и – в рот. Он хочет получить об объекте возможно большее количество информации, ничем не отличаясь в этом от щенка. Кроме нормального любопытства, все дети отличаются просто феноменальной неосторожностью. Спросите у любых родителей, они скажут: «Только отвлекись – непременно куда-нибудь залезет». Действительно, желание исследовать все и вся часто оказывается крайне опасным: если есть в руках железная спица – сунем ее в розетку, стоит на гладильной доске утюг – потянем его за шнур, лежит на земле какая-нибудь бяка – поднимем и рассмотрим. Щенок делает то же самое, нисколько не задумываясь о своей безопасности. Он будет упоенно жевать шнур включенной стиральной машины, норовить залезть под автомобиль соседа, совершающего во дворе сложные маневры. А перевернуть мусорное ведро – святое дело. По-прежнему наблюдаем поразительное сходство. Все дети крайне доверчивы. Попробуйте научить плавать 10-летнего ребенка – не сразу получится. Он сам втайне от вас будет уходить куда-нибудь и плавать вдоль берега, там, где можно достать до дна. А окуните в бассейн годовалого ребенка: день-два, и он совершенно не будет бояться воды. Он будет плескаться и плавать, получая от этого громадное удовольствие. То же и со щенком. Кстати, коль скоро речь зашла о плаванье, скажите, какой стиль покорения водных просторов вы освоили первым? Да не стесняйтесь признаться в этом. У всех он один и тот же – по-собачьи. Приведу пример из своей жизни: Наша собака очень странно ведет себя в подъезде. По команде «Рядом!» она ни в какую не хочет идти слева от меня. Напротив, ей просто жизненно необходимо тереться о мою правую ногу. Я долго не мог понять, в чем же дело. Все оказалось очень просто: через железные перила собака видит предыдущий лестничный пролет. Она знает, что высота – это опасно, поэтому ей просто страшно. Несмотря на это, когда она была еще щенком, подобных проблем у нас никогда не возникало: она даже с интересом заглядывала между прутьями перил, пытаясь увидеть поднимающегося снизу человека. Итак, нельзя не согласиться с тем, что у ребят и щенят много общего. Но что делать, если собака уже взрослая? Для тех, кто не в курсе, собака считается щенком до годовалого возраста. При ответе на этот вопрос нельзя не обратить внимания на еще одну проблему современного существования собак в городе. Многие из них находятся в условиях дефицита информации. Что узнает щенок, которого содержат дома? Запах дома, звуки дома, людей, которые живут в доме. Вся усвоенная им информация относится именно к дому. Но по сравнению со всем остальным окружающим мировым пространством ваша квартира оказывается чрезвычайно небольшой. Следовательно, и информации в ней немного. Дважды в день взрослая собака покидает квартиру и выходит на прогулку: сколько новых явлений вокруг! Невольно ее мозг настраивается на исследование этих явлений, а так как прогулки повторяются регулярно, то и мозгу приходится испытывать столь же регулярные нагрузки. Через некоторое время он «решает», что это и есть нормальный темп поступления новой информации и адаптируется к нему. Какой-нибудь деревенский Шарик или Бобик уже оббегал всю округу, посетил все помойки, покусал всех соседских собак и закончил на этом исследование окружающего мира. А ваш бульдог сохраняет юношеский интерес ко всему происходящему вокруг, он уже взрослый, а вот по уровню сенситивных (познавательных) процессов находится на щенячьем уровне. И это очень хорошо: каждое новое открытие будет приносить ему неожиданную радость. В то время как Бобик спит в конуре и лает из-под забора на проезжающие машины, ваш пес всегда готов узнавать новое. Именно поэтому большой разницы между взрослой собакой и щенком нет. Но это в среднем. Конечно, есть и собаки-интеллектуалы. Они, например, по долгу службы всегда находятся рядом с хозяином и видят гораздо больше, чем их собратья, проживающие в квартире. Но такие псы, как правило, отлично воспитаны и выдрессированы. И в том, и в другом случае никакого вреда собака ребенку не причинит. Она даже не подумает ни о какой пакости. В первом случае она будет относиться к нему как к новому явлению, с интересом, а во втором с крайним уважением – ведь так сказал хозяин. Мы думаем, что теперь-то уж сумел убедить вас в том, что совместное проживание детей и собак нисколько не опасно. Конечно, многие могут заметить, что американский бульдог – порода, которую селекционеры выводили специально для боев: вдруг гены взыграют!? Смеем вас заверить – этого не произойдет. Все известные случаи нападения собак бойцовых пород на человека непременно происходили во время последних месяцев беременности или в период щенности суки. Также известны факты нападения собак, загнанных в угол (физически или психологически). Подумайте сами: что нужно для победы в турнире по боксу? Конечно, сила, мужество, быстрота реакции. А чем обеспечивается быстрота реакции? Она сильно зависит от соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Ведь важно не только запустить какую-то реакцию, но и затормозить ту, которая ей предшествовала. Именно поэтому большинство боксеров в обыденной жизни хоть и выглядят достаточно угрожающе, являются людьми очень спокойными. То же самое можно сказать и о бойцовых собаках. Мы разумеется, говорим только о породистых псах. Если кровь в их жилах нечистая, то ручаться за последствия мы бы не взялись: характер может быть самым непредсказуемым. На вопросы о взаимоотношениях собак и детей все заводчики стаффордширов, бульдогов, питбулей, боксеров и бультерьеров отвечают: «Эти собаки обожают детей». Поистине их верность хозяину, привязчивость и послушание достойны восхищения. Как выяснилось, совместное существование детей и собак не только не вредно, но во многих случаях может оказаться очень полезным и для первых, и для вторых. Помимо этого, неоценимая помощь невольно оказывается и родителям ребенка. Во-первых, если в доме есть собака, то дети с самого раннего возраста приучаются к любви к природе. В наше непростое время это весьма актуально. Ребенок познает мир, ему все хочется испытать и попробовать, поэтому, ловя кузнечика, он склонен запихать его в тесный спичечный коробок, поразившись красоте бабочки, он отрывает ей крылья, увидев пушистую кошку, норовит ухватить ее за хвост. И делает он это не от злобы, он просто не понимает, что практически все, что его окружает, – живое. Ему тоже может быть больно или неприятно. Дело в том, что вся психология ребенка настроена на него самого. «Я и только я» – таков его жизненный принцип. Чтобы он вырос человеком, способным иногда позаботиться о других, помочь ближнему, ему с детства необходимо привить мысль о том, что на свете существуешь не только ты один, но и твои родители. Тебя окружают другие люди и не только люди, но и другие живые существа. Вот одно из них виляет хвостом у твоих ног. В разрушении детского стереотипа «Я – хозяин Вселенной» домашние животные могут сыграть не последнюю роль еще и следующим образом. Ребенок привык, что если он чего-то хочет, достаточно просто это попросить, потребовать, пореветь, наконец, и родители принесут это ему, что называется, на блюдечке. Естественно, подобное отношение складывается у него и к окружающему его миру. А вот с собакой это обычно не проходит. Во-первых, от нее бесполезно чего-либо требовать – она просто этого не понимает, ведь ее приучили только к командам. Во-вторых, если ребенок станет уж слишком назойливым, собака просто уйдет и больше с ним играть не станет. Если ребенок и дальше будет к ней приставать, она постарается объяснить ему более доходчиво – рычанием и оскалом зубов. Этого, как правило, оказывается вполне достаточно. Вот тут детский стереотип и начинает разрушаться. Неизвестно, сколько бы времени потребовалось для этого, если бы не было собаки, ведь родители, а тем более дедушки и бабушки так любят баловать своих чад. В-третьих, наличие собаки практически полностью исключает возможность возникновения у ребенка неприятностей с собаками бродячими. К сожалению, такие инциденты имеют место. Ребенок перестает бояться собак. Дело в том, что нападения бродячих животных часто происходят, если испуганный обыватель обращается в бегство или хватается за палку или какой-нибудь другой опасный предмет. Если рассуждать с точки зрения зоопсихологии, собачья стая лает, чтобы показать свое превосходство. Они заявляют вам, чужаку, вторгшемуся на их территорию, кто здесь хозяин. Они никогда изначально не настроены вас укусить: они же не знают, чего от вас следует ожидать. Может быть, вы гораздо сильнее их. Если вы испугались и побежали, вы показываете свою слабость. Тут-то и срабатывает принцип естественного отбора – бей слабых. А если вы схватили палку, то проявили агрессию. В этом случае бродячим животным придется защищаться, а лучшая защита – нападение, что они и делают. Так вот, если ребенок рос вместе с собакой, он никогда не будет воспринимать ее как объект, способный причинить боль (ведь домашний пес никогда не укусит), а вот к лаю, рыку и оскаленным зубам привыкнет (ведь лаять и рычать умеет и домашняя собака). Поэтому со стороны ребенка вы не увидите страха и паники, и любая ситуация разрешится благополучно. В-четвертых, давайте подумаем, как, а главное – чем живет собака в современной квартире. Что она делает в ваше отсутствие? Спит. Что она делает ночью? Спит. Когда же она бодрствует? Да только когда вы приходите с работы. Тогда на вас обрушивается буря эмоций, скопившихся у вашего питомца за целый день. Согласитесь, редко какой человек способен перенести важную встречу ради прогулки с любимцем. Мало кто захочет шлепать по лужам под проливным дождем, чтобы прогулка длилась час-полтора, как обычно. Да и редко кто может уделить собаке 4 ч в день на прогулки и тренировки (то на работе задержался, то машина в дороге сломалась, то утром рано вставать неохота). Получается, что собака наша сидит целый день дома практически без движения. Это явление носит название гиподинамии и чревато различными неприятными последствиями (заболеваниями опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем). А вот когда в доме появляется ребенок, открывается огромное поле деятельности. Собака может бегать за ним, играть с ним, участвовать в каких-то его делах. Получается, что из существа, уныло лежащего в углу на подушке, она превращается в универсальную няньку. Так как объект для детских игр оказывается живым, то количество этих самых игр резко возрастает. Действительно, попробуй-ка поиграть в прятки или в догонялки с куклой! Получается двойная польза: с одной стороны, собака постоянно находится в движении, с другой – у ребенка остается меньше времени на шалости. Кстати, движение для ребенка не менее важно, чем для собаки по тем же самым причинам. Постоянная занятость ребенка очень важна и для его родителей. Например, привела мама чадо из детского садика, усадила его перед телевизором смотреть мультфильм, а сама скорее на кухню. Надо еду приготовить, белье постирать, уборку учинить – дел куча. А мультфильм через полчаса кончился. Куда деваться ребенку? Некуда. Он пойдет к маме приставать (папа-то ведь еще на работе). А мама готовит, ей некогда. Тут и начинает ребенок маяться. А это очень опасное явление, оно чревато сованием спицы в розетку или дерганьем утюга за провод. Если есть собака, малыш пойдет приставать к ней, а уж ее терпения хватит надолго (она ведь целый день бездельничала). Такое развитие ситуации важно еще и потому, что у ребенка никогда не складывается впечатления, что он никому не нужен, а это очень важно для детской психики. В-пятых. Мы уже неоднократно говорили о том, что американский бульдог – универсальный охранник. И он не перестает им быть ни на минуту. Сходите в клуб и поглядите, как проходят занятия с собаками-охранниками. Вы не думаете, что ваш пес на такое способен? Попробуйте его привести на тренировку в следующий раз. Нет настроения тащиться с собакой через весь город? Проведите простейший эксперимент: изобразите дома драку. Попробуйте понарошку побоксировать с кем-нибудь. Уверяю вас, собака тут же окажется рядом, будет разнимать драчунов сначала громким лаем, а потом попытается ухватить кого-нибудь за руку. Это инстинктивное проявление стремления охраны члена стаи, которым вы являетесь для собаки. Наконец, в-шестых. Оказывается, собака способна влиять и на ваше здоровье. В одном из разделов предыдущих глав мы уже рассуждали на эту тему, говоря о пользе прогулок с собакой. Однако это не единственное «целебное» действие этих домашних животных. Дело в том, что собака эффективно лечит человека от аллергии... на шерсть. Как это ни странно, врачи доказали, что у детей, которые проживали в доме с собакой или кошкой, почти никогда не проявлялись аллергические реакции на шерсть этих животных. По данным тех же самых врачей, иммунная система таких детей не только не продуцирует антитела, ответственные за проявление аллергии, но и более эффективно борется с микрофлорой того района, где проживает человек. С научной точки зрения это объясняется следующим образом. Собака на лапах и шерсти постоянно приносит в дом различные микроорганизмы и вирусы, кроме того, и сама шерсть является сильным аллергеном. Таким образом, в доме или квартире создается умеренный бактериальный фон, к которому и адаптируется иммунная система. Таким образом, происходит ее «закаливание» (по-научному именуется сенсибилизацией). При последующих встречах с данными микробными агентами или вирусами иммунная система моментально дает полноценный ответ. Что же касается аллергии на шерсть, то в иммунологии известен феномен так называемой низкодозовой толерантности. Его проявление – невосприимчивость организма к аллергену при условии предварительных частых контактов его с низкими дозами этого агента. Теперь приведем несколько аргументов против совместного воспитания собак и детей. Не можем не сказать, что, несмотря на них, мы являемся сторонниками дружбы человека и собаки в любом возрасте, поэтому все эти ПРОТИВ мы постараемся опровергнуть. Насчет того, что собака может и укусить, мы уже неоднократно говорили. Но так как это одна из наиболее частых причин выдворения собаки из квартиры при появлении ребенка, не могу не сказать еще пару слов. У собак укусы, наносимые в схватке, безусловно, страшны. Тем более что челюстной аппарат у Амбулей развит очень хорошо. Однако, помимо таких, есть еще и игровые укусы. Конечно, они рассчитаны на игру с собаками, а не с людьми и тем более не с детьми, но нанести каких-то серьезных травм и увечий не в состоянии. Собака прекрасно знает, что кусать человека нельзя ни при каких обстоятельствах, если на то не поступало приказа хозяина. Поэтому схватить вас или вашего ребенка она может только в процессе активной игры. Мало того что укус этот будет игровым, собака еще и очень быстро осознает, что совершает страшный проступок, и разожмет зубы. У нас дома часто бывает в гостях 5-летний ребенок, который очень любит играть с нашей собакой в догонялки. Часто, заигравшись, она хватает его за ноги, однако я ни разу не видели ни капли крови, хотя визг от подобных происшествий слышен даже на улице. Кроме этого, всегда следует помнить, что укус собаки практически никогда не станет причиной каких-то заболеваний. В ее слюне содержится огромное количество особого фермента – лизоцима. Именно при помощи него собака защищает себя от болезнетворных бактерий, зализывая раны. Известен интересный исторический факт: китайские целители в древности считали собаку своим незаменимым помощником. Их основная функция в военное время сводилась к зализыванию ран бойцов. При этом практически никто не умирал от заражения крови, хотя это одна из самых распространенных причин смерти в условиях жаркого и влажного климата. Американский бульдог – очень подвижная собака. Часто во время игры ей бывает трудно остановиться, в результате чего и происходят всяческие инциденты с укусами. Конечно, таким свойством обладают далеко не все собаки. Например, вряд ли вы дождетесь громкого лая и веселой беготни по квартире от собаки-флегматика или меланхолика. А сангвиник или холерик не прочь побегать, вот только сангвиник по команде уйдет на место, а холерик так и будет носиться, сметая все на своем пути. Так как доброй половине собак свойственна хотя бы некоторая холеричность темперамента, опасайтесь возбуждать их нервную систему чересчур сильно. Такое явление, когда собака вдруг оказывается, что называется, без тормозов, обусловлено еще и тем, что она засиживается дома одна. Наша, например, так радуется, когда мы приходим с работы, что начинает носиться из комнаты в комнату, и эта круговерть продолжается несколько минут. Наиболее эффективным способом успокоить разбушевавшуюся стихию является прогулка. После этого большая часть энергии оказывается выплеснутой на грызение палок, и домой приходит совершенно спокойное животное. Оптимальный вариант – брать на прогулку и собаку, и ребенка. Пусть бегают, веселятся, играют и орут, сколько влезет. Домой придут умиротворенные и довольные жизнью. Заводя ребенка или собаку, многие беспокоятся: «А будет ли хватать времени на них обоих?» Действительно, опасение очень обоснованное: ведь собака – это тоже ребенок, и таковой она остается всю свою сознательную жизнь. Без помощи человека немыслимо удовлетворение ни одной из собачьих потребностей. В самом деле, если гулять, то с хозяином, если кушать, то когда хозяин покормит, если играть, то опять же только с хозяином. Что же делать? Вариант один – совместное воспитание. Конечно, собаке сразу не будет меньше уделяться внимания со стороны хозяина, но сколько радости получит малыш, если его станут водить на ежевечерние прогулки с собакой или привезут как-нибудь на собачью выставку или тренировку! Родители могут беспокоиться и еще по одному поводу: известно, что собака является хозяином многих паразитов, по большей части кишечных. Не заразится ли ими ребенок? Можем вас уверить, что среди собачьих паразитов не так много тех, которым интересен человек. Таковых можно пересчитать по пальцам. Насчет них, а также по поводу других заболеваний (например, инфекционных), которые могут быть переданы человеку, могу сказать следующее: если у собаки в наличии все необходимые прививки и вы хорошо следите за ее питанием, риск подобных заболеваний практически сведен к нулю. Еще одним важное условие, необходимое для того, чтобы и собака, и все члены вашей семьи были здоровы: с щенячьего возраста отучите собаку подбирать на улице различные отбросы. Как это сделать, подробно рассказано в главе, посвященной дрессировке. Мы сказали, что одним из главных плюсов того, что в квартире наряду с ребенком растет еще и собака является то, что, помимо дополнительных хлопот, вы получаете универсального телохранителя для своего малыша. В связи с этим возникает такой вопрос: «А сможет ли маленький ребенок контролировать поведение собаки на прогулке?» Быть может, он покажется не столь актуальным для ребенка, собаки и для вас, но не признать его злободневности для владельцев других собак никак нельзя. Невольно обходишь стороной 7-летнего мальчишку, который ведет на поводке 30-килограммовую собаку, недружелюбно косящуюся в твою сторону! Здесь главную роль будет играть характер собаки, ее послушание и воспитание. Если вы действительно хотите воспитать телохранителя для ребенка, позаботьтесь об этом с момента, когда щенок только появился в доме. Начните дрессировку, проводите ее только вместе с малышом. Еще лучше, если он будет принимать в ней активное участие. При этом собака привыкает к тому, что хозяин не только тот большой человек, который в случае чего может дернуть за поводок или ударить прутиком по морде, а еще и вот этот маленький. Как правило, для собаки это совсем не трудно. ИНСТРУКТАЖ ВЛАДЕЛЬЦУ СОБАКИ Особое внимание следует уделить подробному инструктажу ребенка. Ему необходимо очень терпеливо втолковать, что собака не игрушка, а грозное оружие нападения и защиты. Ему нужно объяснить, для чего именно ему и именно сейчас эта собака должна стать незаменимым другом и помощником, подробно рассказать, что нужно делать в той или иной ситуации. Дети это очень быстро понимают. При правильном подходе и корректном выборе методики дрессировки вы совершенно спокойно сможете отпускать свое чадо на улицу в любое время дня и ночи, зная, что с ним находится верный телохранитель. Среди наших знакомых собачников есть два брата, общим любимцем которых является американский стаффордшир. Пес очень крупный и сильный. Когда мы познакомились, младшему брату было 8, а старшему – 10 лет. Пес катал их на санях по заснеженной дорожке. Казалось, что болтающиеся сзади него 50 килограммов не доставляют ему особых неудобств и нисколько не стесняют движений. Я испугался и взял свою собаку на короткий поводок, опасаясь начала сражения, но все обошлось, и грозный стаф остановился в 10 м от нас по первому требованию 10-летнего хозяина и совершенно спокойно дал надеть на себя намордник, в то время как моя собака прямо-таки бесновалась на поводке. Вот что делает хорошее воспитание. Однако какой бы хорошей ни была дрессировка и сколь спокойной ни казалась бы собака, всегда следует готовиться к худшему. Для большей уверенности рекомендуем всегда носить с собой на прогулку намордник, пусть лучше он болтается у собаки на шее, чем его не окажется под рукой в нужный момент. Не стоит надевать собаке шлейку, так как в этом случае она вообще перестает чувствовать нагрузку и становится плохо контролируемой. Если на прогулку идет ребенок, лучше всего надеть собаке строгий ошейник, снабдив его коротким поводком. Это наиболее безопасный вариант. И помните, главное – чтобы и собака, и ребенок четко понимали, какая сила находится на противоположном от них конце поводка. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|