|
||||
|
Приложение II Дальнейшие примеры анализов 1. Анализ простой одноходовой сказки, развивающейся через мотивы боя и победы (Б-П). № 131. Царь, три дочери (начальная ситуация — i). Дочери отправляются гулять (отлучка младших — е3), опаздывают в саду (рудимент нарушения запрета — У). Змей похищает их (завязка — А1). Царь призывает к помощи (клич — В1). Три героя отправляются в поиски (С^). Три боя со змеем и победа (Б1-П1), избавление девиц (ликвидация беды Л4). Возвращение (v), награждение (с3). 2. Анализ простой одноходовой сказки, развивающейся через мотивы трудных задач и их решения (З-Р). № 247. Купец, купчиха, сын (начальная ситуация — i). Соловей предвещает, что родители будут унижены сыном. (Предвещание = мотивировка последующей попытки извести сына. Не функция хода действия. Ср. табл. I, 8). Родители кладут спящего мальчика в лодку и пускают ее в море (завязка: нанесение вреда через спуск на море — А10). Корабельщики его находят и везут с собой (пространственное перемещение в форме поездки — ^ R2). Прибывают в Хвалынск (эквивалент тридевятого царства). От царя задача: отгадать, о чем кричат вороны у царского двора и отогнать их (задача — 3). Мальчик задачу решает (решение — Р), женится на дочери царя (свадьба — С*:), едет домой (v), по дороге на ночлеге узнает родителей (узнавание — У). Примечание: мальчик решает задачу потому, что от рождения знает птичий язык. Здесь пропущен элемент Z1 — передача волшебного свойства. Следовательно, отсутствует и помощник; атрибуты его (мудрость) переходят на героя. Сказка сохранила рудимент этого помощника: соловей, вещавший об унижении родителей, улетает с мальчиком, садится ему на плечо. Однако в ходе действия он не принимает участия. По дороге мальчик дает доказательство мудрости, предсказывая бурю и приближение разбойников и тем спасая корабельщика. Это — атрибут мудрости, дополнительно развернутый эпически. 3. Анализ простой одноходовой сказки без мотивов боя и победы (Б-17) и без мотивов трудной задачи и ее решения (З- Р). № 244. Поп, попадья, сын Иванушка, (начальная ситуация — i). Аленушка уходит в лес за ягодами (отлучка — е3). Мать приказывает взять с собой братца (обращенная форма запрета в форме приказания — б2). Иванушка собирает больше ягод, чем Аленушка (мотивировка последующего нанесения вреда, представляющая собой завязку). "Давай, я поищу у тебя в головке" (обманные уговоры антагониста — г3). Иванушка засыпает (g3). Аленушка убивает брата (завязочное нанесение вреда в форме убийства — А14). На могиле вырастает тростинка (появление волшебного средства из земли — ZVI). Пастух ее срезает и делает из нее дудку (связующий элемент — §). Пастух играет дудка поет и выдает убийцу (обличение — О). Песня повторена пять раз в различной обстановке. По существу это — жалобная песнь (В7), ассимилировавшаяся с обличением. Родители изгоняют дочь (наказание — Н). iб2 е3 г3-g3 А14 ZVI ОН 4. Анализ двухходовой сказки при одной завязке, развивающейся через бой с антагонистом и победу над ним (Б-П). № 133. I. Человек, жена, два сына, дочка (начальная ситуация — г). Братья уходят в поле на работу (отлучка старших — е1), просят сестру принести им завтрак (просьба = обращенная форма запрета — б2), по дороге в поле рассыпают стружки (этим они выдают змею-антагонисту сведения о герое — w1). Змей перекладывает стружки (обман антагониста с целью завлечения жертвы — г3); девушка идет в поле с завтраком (исполнение просьбы — b2) идет по неверному пути (реакция героя на обманные действия антагониста — g3). Змей ее похищает (завязка: похищение — А1). Братья узнают об этом (В4) и отправляются в поиски (реакция героя — С^). Пастухи: "Съешьте моего самого большого вола" (испытание дарителем — Д1). Братья этого не могут (отрицательная реакция ложного героя — Г1neg). To же: пастух предлагает съесть барана и другой — съесть кабана. Реакция отрицательная. Змей: "Съешьте двенадцать волов" (новое испытание другим персонажем — Д1). Братья опять этого не могут (Г1neg). Братья брошены под камень (наказание вместо награждения — Zcontr). II. Рождается Покатигорошек. Мать рассказывает о беде (сообщение о беде — В4). Герой отправляется в поиски (реакция героя СТ'). Пастухи и змей как выше (испытание героя — Д1, его реакция — Г; испытание остается для хода действия без последствий). Бой со змеем и победа (Б1-П1). Избавление сестры и братьев (ликвидация беды — Л4). Возвращение (v). 5. Анализ двухходовой сказки: первый ход развивается через функцию боя и победы (Б-П), второй — через трудную задачу и ее разрешение (З-Р). No 139. I. Бездетный царь. Чудесное рождение трех сыновей царицей, коровой, собакой (t). Они выезжают из дома (1). Спор о старшенстве выигрывает Сученко (мотивы 21–23 — не функция хода действия). Встречают Белого Полянина. Два брата бьются с ним неудачно (схватка с враждебным дарителем Д9, - и отрицательная реакция ложного героя — ^neg), он их избивает (наказание вместо награждения — Zcontr). Сученко его побеждает (Д9Г9). Он предоставляет себя в распоряжение героя (Z9). Наезжают на дом, в нем старый дед. Три брата последова-эельно с ним бьются (Д9). Старик побеждает (отрицательная реакция героя — Г9neg). Младший побеждает его (Г9). Он бежит, по его кровавым следам найден вход в иное царство (кровавый след указывает путь — R6), Сученко спускается туда на канате (использование неподвижных средств сообщения — R5) — Z=R65. "Он вспомнил про царевен, что покрали на тот свет три змия. Пойду их шукать" (похищение — А12 — произошло до начала хода действия, но повествуется о нем в середине, внезапное воспоминание о нем — эквивалент сообщения В4). Отправка на поиски (C^). Следует три боя и победа (Б1-П1). Девушки освобождены (освобождение — Л4). Младшая в знак обручения передает герою кольцо (отметка героя кольцом — К2). Обручение (с1). Возвращение (v). II. Братья и Полянин похищают девиц, самого Сученко сбрасывают в пропасть (*А1) Схватка с встречным дедом. Сученко получает от него сильную воду и коня (схватка с враждебным дарителем — Д9, победа в схватке — Г9, волшебное средство передается и съедается или выпивается Z17). Конь по воздуху доставляет его домой (R1 — полет). Неузнанное прибытие, служба у золотаря (X). Ложные герои притязают на руку царевен (Ф). Царевны требуют изготовления золотых перстней (трудная задача перед свадьбой — З). Герой в роли золотаря изготовляет кольцо (решение задачи — Р). Царевна вспоминает о своем женихе, но не догадывается, что кольцо сделал он (узнавания не происходит — Уneg). Герой пролезает через уши коня и преображается в красавца (трансфигурация — Т). Ложные герои наказаны (Н). Невеста узнает жениха (узнавание — У). Тройная свадьба (С*). 6. Пример анализа четырехходовой сказки. № 123. I. Король, сын (i). Король приказывает изловить лешего, леший просит царевича отпустить его (просьба пленника с предварительной поимкой его — *Д4). Царевич это выполняет (реакция героя — Г4). Леший обещает ему свою помощь (Z9). Король изгоняет сына из дому (изгнание — А9), дает с собой дядьку (появление антагониста, наносителя вреда), по дороге дядька обманывает царевича (обман и реакция героя — г3-g3), отнимает у него одежду и выдает себя за царского сына, а царевича за слугу (подмена — А12). Царевич и дядька прибывают к другому царю, царевич в поварах (неузнанное прибытие — X). (Опускаем незначительный эпизод, не имеющий отношения к нити рассказа.) II. Является леший, его дочери дарят царевичу волшебные дары: скатерть, зеркальце и дудочку (передача волшебных средств — Z1), Царевна «примечает» царевича (не функция — подготовляет будущее узнавание). Идолище с угрозой требует царевну в замужество (угроза насильственного супружества — А16). Царь издает клич (В1). Королевич и дядька отправляются на помощь (С ^). Является леший, дарует королевичу напиток силы, коня, меч (снабжение волшебными средствами — 717). Он побеждает змея (бой и победа — Б1-П1). Царевна избавлена (ликвидация беды — Л4). Возвращение (4). Царевна на глазах у всех целует царевича (рудимент: отметка или клеймение героя в форме поцелуя — К). Дядька приписывает победу себе и требует царевну (притязания ложного героя — Ф). III. Царевна прикидывается больной и требует лекарства (недостача — а6 и отсылка В2. Случай двойного значения одной функции: он может быть рассмотрен так же, как задавание трудной задачи). Царевич и его дядька отправляются на корабле (С [). IV. Дядька топит царевича (А14). У царевича есть зеркальце, оно дает знак тревоги (сообщение о беде — В4). Царевна отправляется его спасать (С ^). Леший дает ей невод (передача волшебного дара — Z1). Она вытаскивает королевича (ликвидация беды, оживление — Л9), возвращается (4.), все рассказывает (обличение — О), открывается подлинный царевич (узнавание — У). Дядьку расстреливают (наказание — Н), свадьба (С*). Последний ход (IV) завершает одновременно и предыдущий (III). 7. Анализ сложной пятиходовой сказки с переплетением ходов. No 198. I. Царь, царица, сын (i). Родители поручают сына дядьке Катоме (в распоряжение героя попадает будущий помощник — Z1), умирают (отлучка старших в форме смерти — е2). Сын хочет жениться (недостача невесты — a1). Катома показывает Ивану портреты (связка — §), под одним надпись: "Коли кто задаст ей загадку, за того пойдет замуж" (трудная задача — З). Герой и его дядька отправляются (C^). По дороге Катома придумывает загадку (решение — Р). Царевна задает еще две задача, Катома решает их за Ивана (задача и решение — З-Р). Свадьба (С *). II. Царевна после венчания пожимает руку Ивана, узнает его слабость, догадывается о помощи Катомы (связующий элемент — §). Они едут в государство Ивана (отлучка — е3). Царевна «улещивает» Ивана (г3), он поддается ее чарам (герой поддается на обман — g3). Она велит отрубить Катоме руки и ноги (членовредительство — А6) и оставить его в лесу. III. У Ивана насильственно отнят помощник (отнятие помощника — АII), сам он должен пасти коров. IV. (Сказка следит за Катомой, он герой этой части повествования). Безногий Катома встречает слепого (встреча с помощником, предлагающим услуги — Z69). Они поселяются в лесу, им не хватает хозяйки, они замышляют похитить купеческую дочь (недостача невесты — a1), отправляются (С ^), слепой несет безногого (пространственное перемещение в форме переноски — R2). Они похищают купеческую дочь (добыча невесты с применением силы — Л1), возвращаются (v). Их преследуют, они спасаются бегством (преследование и спасение — Пр1- Сп1). Они живут как братья и сестра (свадьбы не происходит C*neg). V. Ведьма по ночам сосет грудь девушки (вампиризм — А18). Они это замечают (эквивалент сообщения о беде — В), решают ее спасти (противодействие — С). Схватка с ведьмой (непосредственная схватка с ягой — впоследствии дарителем — Д9-Г9). Девица избавлена (ликвидация беды как непосредственный результат предшествующих действий — Л4). II (развитие). Ведьма указывает героям колодец с целющей и живущей водой (волшебное средство указывается — Z2). От воды они выздоравливают: Катоме возвращены руки и ноги, слепому — глаза (ликвидация ущерба путем применения волшебного средства; мгновенная ликвидация беды путем применения волшебного средства — Л5). Бабу-ягу бросают в огненный колодец (наказание — Н). IV (конец). Слепой женится на девушке (свадьба — С*). III (развитие и конец). Герои отправляются выручать царевича (С ^). Катома вновь предлагает свои услуги Ивану (предоставление себя помощником в распоряжение герою — Z9). Его освобождают от унизительной службы (ликвидация начальный беды как непосредственный результат предшествующих действий — Л4). Мирное продолжение брака Ивана и царевны (возобновленный брак — с2). 8. Пример анализа сказки с двумя героями. № 155. 1. Солдатка, рождение двух сыновей (i). Они хотят иметь коней (недостача волшебного средства или помощника — a2), прощаются (герой отпущен — В3), отправляются (С^). Встречный старичок их выспрашивает (испытание дарителем — Д2). Они отвечают вежливо (реакция героя — Г2). Он дарит им по коню (получение волшебного средства в форме дара — Z1. До этого два проданных коня на рынке оказываются негодными — утроение). Они возвращаются домой (v). II. Они хотят иметь по сабле (a2), мать опускает их (В3). Они отправляются (С^), встречный старичок их выспрашивает (Д2), они отвечают вежливо (Г2), он дарит им по сабле (Z1; до этого сабли, сделанные кузнецами, оказываются негодными — утроение). Они возвращаются домой (v). — Этот ход дублирует первый и может рассматриваться как его повторение. III. Братья уходят из дому (^). Подорожный столб на одном пути предвещает воцарение, на другом смерть (предвещение — см. табл. I, 8). Братья передают друг другу по платочку, который при беде другого будет кровоточить (передача сигнализатора — s), и расстаются (расставание и отправка в разные пути — <). Судьба первого брата: он продолжает путь (R2), попадает в чужое царство и женится на царевне (С*). В седле он находит пузырек с целющей и живущей водой (находка волшебного средства — Z5; приобретение волшебного средства вынесено вперед и найдет свое развитие позже). IV. Второй брат доезжает до царства, где змей пожирает людей. Очередь дошла до царских дочерей (угроза пожирания — А17); следует отправка с целью противодействия (C^), три боя со змеями и победа над ними (Б1-П1), в третьем бою герой получает рану, которую ему перевязывает царевна (отметка героя — К1). Царь посылает водовоза собрать кости царевны (появление ложного героя). Он выдает себя за победителя (притязания ложного героя — Ф). После третьего боя герой приходит во дворец (связующий момент — §), его узнают по перевязанной ране (узнавание — У), ложный герой изобличается (обличение — О), наказывается (наказание — Н), свадьба (С*). III (продолжение). Другой брат едет на охоту (отлучка — е3). В лесном доме прекрасная девушка начинает его завлекать (обман антагониста с целью погубить — г3). Герой поддается ее обману (g3), она превращается в львицу и пожирает его (убиение — А14; одновременно служит местью за убийство змеев в предыдущем ходе: девушка оказывается сестрой убитых змеев). Платок у брата дает знак беды (сообщение о беде — В4), брат отправляется его избавлять (C^). Езда на волшебном коне по воздуху (R2); девушка (львица) пытается его соблазнить, он не поддается (г3-g3neg), заставляет ее отрыгнуть проглоченного и оживляет его (оживление — Л9). Прощает змеиху (Hneg). Сказка имеет краткий не шаблонный конец: оставленная в живых змеиха разрывает братьев на кусочки. I. i a2 В3 С^ Д2 Г2 Z1 v II. a2 В3 С ^ Д2 Г2 Z1 v III. ^ s <R2 С* Z5 102 IV. А17 С ^ Б1 — П1 К1 Ф У О Н С* III. е3 г3-g3 А14 В4 С ^ R2 г3-g3neg Л9 Нneg |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|