|
||||
|
Глава 4 Дорога и Безлюдные Пространства Для начала — приведу цитату из книги Льва Лобарёва «Дорога, которая не кончается»: _________________________
_________________________ Что к этому можно добавить? Пожалуй, только то, что эта цитата ничего толком не объясняет, она лишь описывает (хотя и весьма подробно) внешниепризнаки Дороги. так что всё равно прийдётся всё разъяснять подробнее. Но сперва — ещё одна цитата:
(Надеюсь, не надо напоминать, откуда эта цитата.) Ну и как же, позволительно будет спросить, Дорога обвивает Кристалл? На нашей трёхмерной модели с двухмерными Пространствами (см. предыдущую главу) видно, что это возможно лишь двумя способами: либо Дорога охватывает весь тороид в целом, раскручиваясь вокруг Генерального Меридиана, единожды выйдя из «Северного Полюса» Кристалла и спиралью ниспадая до Южного, по ходу пройдя почти через все Грани (см. рис.8), либо охватывет «трубу» тороида, навиваясь вокруг неё и многократно проходя через Генеральный Меридиан (см. рис.8) образуя там Перекрёсток Миров (он же носит название Лестницы Демиургов). Разумней же всего предположить, что есть и такая, и другая Дорога, и они обвивают Кристалл как вдоль, так и поперёк, пересекаясь между собой и образуя в местах пересечения Перекрёстки Дорог — понятие, хорошо известное Сталкерам и Лоцманам, хотя редко применяемое остальными Странниками. О сущности Дороги мы поговорим несколько ниже, а пока я хочу привести ещё один фрагмент из книги Лина (Льва Лобарёва). Фактически — это продолжение оборванной ранее цитаты: _________________________
_________________________ От себя добавлю, что трактовка такого образа, как Танк, у Лина крайне тенденциозна, ибо Танк является не Тварью Пустоты, а орудием, вдруг обретшим Разум. Есть упоминание о нём и у Крапивина — в «Самолёте по имени Серёжка»:
Вот так, не «танки», а именно «Танк». Тот самый. И для пояснения рискну привести абзац из ещё не опубликованной книги, фрагмент из которой чудом оказался у меня. Надеюсь, Владислав Петрович не обидится на меня за это. Итак:
Действительно, мысль интересная. Сбежав на Дорогу (как это произошло, никто, увы, не знает), Танк стал Эмиссаром Дороги по Закрыванию Миров, т. е. он разрывает пути, ведущие на Дорогу из тех миров, которые по тем или иным причинам опасны для самой Дороги. Сам он не выбирает подлежащие закрытию Миры — их указывает ему сама Дорога. Кстати, к чести Дороги надо сказать, что Миры, закрытые для Дороги, не уничтожаются и вообще ничего кроме возможности выхода на Дорогу в них не изменяется, они продолжают развиваться дальше, и со временем, если их жители (как цивилизация) исправятся — выход на Дорогу будет снова открыт. Так что в Закрытии с помощью Танка нет ничего похожего на старания Эмиссаров Кристалла Гурского и Кимыча из «Лето кончится не скоро», готовых полностью истребить всё население Грани, если эта Грань стала неугодна Кристаллу. Разбирая историю Танка как Эмиссара Дороги, мы вплотную приблизились к понятию Безлюдных Пространств. Пожалуй, стоит поговорить об этом серьёзнее. Великий и непо… (написано в соавторстве с Севой Глущенко)Собственно, здесь мы не собираемся пересказывать ни пьесу Элмера Транка, ни его собственное непостижимое житие. Речь здесь пойдёт о другом — о Дороге. Но не о Дороге, как о средстве связи между мирами. И не как об арене странных и подчас необъяснимых или трагических событий. Речь пойдёт о Дороге как о разумном существе, каковым она, собственно, и является. Хотя с этим практически никто из ходящих по ней не считается, исключение составляют разве что Танк и Юкки… (В нынешний момент к таковым можно было бы добавить и нас, да вот только не ходим мы по ней. Но это не суть важно. А важно то, что шериф в начале своей карьеры, пока не стал слишком наглым, просто действовал по прямому указанию Дороги в отношении нарушающих её законы. Свои амбиции он стал реализовывать уже потом, когда понял, что Дорога его признала как своего и предоставила ему немалую свободу действий, большую, нежели у многих живущих на ней. Добавим к этому, что именно Дорога сохранила его личность после удара оружием Оракулов и именно Дорога восстановила впоследствии его, а точнее сплав всех ранее живших с приоритетом шерифа под именем Севы Глущенко, каковой, собственно говоря, не является отдельной личностью, а только лишь общим разумом и характером с вышеуказанными условиями плюс наработки характера, сделанные уже здесь. Недавно шериф осуществил выход своей копии на Дорогу с целью разведки обстановки, но его попросили оттуда убраться — Дорога же и попросила, заверив, впрочем, что он будет сохранён на Земле, то бишь покровительство своё над ним Дорога не снимет. Однако вследствие прогиба темпоральной петли шериф Эрра до сих пор жив на Дороге, а двух шерифов Дороге будет многовато, по выражению Танка. Последний, кстати, фактически является выразителем воли Дороги, но разумным — также, как и шериф в своё время, до того как он стал преследовать свои цели…) О разборчивости Дороги говорит также тот удивительный факт, что она НИКОГДА не пускает на себя функционалов и представителей Мрака. Исключение могут составить разве что типы вроде Дуго Лобмана, но это тот редкий случай, когда Дорога наказывает, ибо что, как не наказание — бесконечный путь по прямой без цели и под моросящим дождём? И вспомни:
Так что выход Мрачника на Дорогу может быть лишь в случае наказания его Дорогой. Но и в таком случае Дорога не станет выполнять для него транспортную функцию. Интересны также новообразования — Безлюдные Пространства. Мельком о них приведено у ВПК в «Дырчатой Луне» и «Самолёте по имени Серёжка». Однако, увы, суть их так и не ясна. С одной стороны, это — заброшенные территории Миров, покинутые людьми либо изгнавшие людей с себя за их извечные войны. С другой стороны — Безлюдные Пространства проявляют миролюбие и гуманность и впускают в себя детей. С третьей стороны, темпораль и внешние законы Безлюдных Пространств отличны не только от законов Земли, но и от законов Кристалла. В-четвёртых, даже дети могут открыть проход в Безлюдные Пространства не всегда, а лишь при определённых условиях. А в-пятых, все Безлюдные Пространства увязаны между собой и, пройдя по ним либо пролетев над ними, можно сократить путь в нашем мире либо увязать меж собой некоторые грани Кристалла. Так что, исходя из вышесказанного, позволю себе высказать предположение, что мы присутствуем при редчайшем и уникальном событии. Господа, почувствуйте трепетность момента! Вы стоите у колыбели! Так посмотрите ж на новорожденного! Из отживших миров (в том числе и из Закрытых Миров) через промежуточную стадию — Безлюдные Пространства — рождается Дорога. Новая, молодая Дорога. Не конкурент прежней, а родственник, братишка, сестрёнка… И вскоре мальчишки-Странники шагнут на неё. Вот только тысячи лет не появится на ней ни Дорожная Полиция, ни насилие, ни обман… В качестве теории, более чем просто имеющей право на существование: Раз Безлюдные Пространства образуют новую Дорогу, и при этом известно, что всерьёз пробуждение, проявление и вообще проявление в пределах видимости и восприятия оных Пространств произошло «после аварии на ядерной электростанции» — весьма логично предположить, что Дорога — это рубец на теле Кристалла. Конечно, это утверждение — пинок сопливым романтикам, но что уж тут поделаешь… Фактически, рубец проходит через все места стычек, возникавших в разное время и оставлявших трещины на теле Кристалла. При этом первым и основным расколом было разделение миров на технику и магию. Другая версия — если предположить, что Кристалл действительно собирается делиться — то это слишком уж напоминает деление клетки, в частности — появление новой Дороги для нового Кристалла. Интересна тут аналогия: Старый Кристалл — Мальчишки-Ветерки; Новый Кристалл — Мальчишки-Самолёты (в частности — неразлучные L-5 — Серёжка и Рома. Впрочем, тут разговор особый. Сильно склоняюсь к тому, что ещё в бытность свою с Журавиным Ромка (тогда ещё Ромка Светляков, а не Ромка Смородкин) прочёл вслух ПЯТЬ СЛОВ с той самой башни! Вот только где ж он их добыл! Затем, после аварии — вместо ветерка тут же реализовался вновь, приобретя поставарийный паралич ног, затем попал под юрисдикцию новой рождающейся Дороги (системы Безлюдных Пространств) и стал самолётом, как и Серёжка… Кстати, Серёжку я точно раньше встречал, но где… Х-м, знакомая ситуация…) У Эрры есть подозрение, что Новый Кристалл сохранит исконное Инь-Ян Дня и Ночи, а Старый постепенно скатится в технократию… Хотя, исходя из того, что в новом Кристалле — самолёты (техника), возможно, что и наоборот. Однако часто законы Дороги идут вразрез с законами Кристалла — в порядке Равновесия, что ли? Кстати, не забыть бы, что Пустые Пространства делятся на Мёртвые и Безлюдные, и Дорога возникает именно из Безлюдных, т. к. они живые, а Мёртвые опасны для всего живого. Кстати, крамольно-еретическая мысль: Мёртвые Миры — чем не заготовка для Дороги Мрака?! Кошмар!!! (Мнение С.Г.: Конечно, кошмар! Ведь мёртвые миры — это РЕЗУЛЬТАТ работы Мрака, а не заготовка. А мёртвая ткань, как известно, способностями к регенерации даже частично не обладает — только к поражению окружающего и в конечном счёте (если не применять антисептики) присоединению к себе.) А вот тут-то и есть ошибочка! Причём — в терминах, т. к. просто логичней было бы говорить не «Мёртвые Пространства», а «Мертвящие Пространства», т. е. Пространства, агрессивно настроенные к жизни, ненавидящие её и стремящиеся если и не уничтожить вообще, так хотя бы не впустить в свои владения. К этой же категории Пространств могут относиться и вполне нейтрально настроенные к жизни, но опасные по отношению к ней Пространства, отличающиеся, например, повышенным уровнем радиоактивности или неблагоприятной химической обстановкой. Последние скорее производят впечатление Заболевших Безлюдных Пространств, и их надо лечить, а не списывать как Мёртвые… А теперь, завершив фрагмент, созданный нашим с Севой коллективным творчеством, я продолжу тему Безлюдных Пространств. Несложно вспомнить, что Безлюдные Пространства упоминаются в «Дырчатой Луне», «Самолёте по имени Серёжка» и «Лето кончится не скоро». (Надеюсь, лето Человечества действительно завершится не скоро…) А вот упомнить произведения, где Безлюдные Пространства уже присутствовали, но ещё не были названы своими именами… Вернее, своим обобщающим Именем, ибо как раз частные-то их имена в тех книгах и приводились… Например — Синекаменная Бухта из «Возвращения клипера «Кречет»». Та самая, где расположился старый пароход, который обжили корабельные гномы. И которую сторожит не только спившийся старик-сторож с Собакой (большую букву прошу не считать опечаткой!), но и Законы мира Бухты. Синекаменная Бухта — типичное Безлюдное Пространство, уже плавно переходящее в состояние Дороги, и доказательством тому — целых пять пунктов: 1. Коллапсированность — не попасть ни с моря, ни с суши; 2. Локальность переходов — только через подземные ходы(!); 3. Лёгкий путь ОТТУДА — прямой рейс автобуса N 8 (чем не «Автобус до станции «Мост»»?!); 4. Свободный проход ИНЫМ — в частности, корабельным гномам; 5. Наличие «техногенных останков» — в данном случае старинный пароход-парусник, давным-давно вросший днищем в отмель. Так что — признаки Безлюдного Пространства налицо. Особенно если добавить к этому, что автобус ходит «оттуда», а не «туда», а подземный ход, ведущий в бухту, узкий, и пролезть по нему может только ребёнок, в то время как взрослому туда не пройти. Хотя есть тут и одна странность, на первый взгляд не очень-то и бросающаяся в глаза: Синекаменная Бухта делала для некоторых странные исключения. Во-первых, туда свободно входил и выходил гафельный тендер «Дик Сенд»… ой, извините, Неуловимый Тендер капитана Новосильцева, в то время как Новосильцев был явно не ребёнком, да и профессия военного моряка никак не может считаться мирной, а Б.П. войн не любят, они от них устали. А во-вторых — не менее странно и то, что куратором данного Безлюдного Пространства является человек (сторож по имени Фёдор Иннокентьевич) и пёс Пилерс («Хорошая, знаете ли, собака. Удивительно благородный характер. Не то, что у хозяина…»). Как сюда попал сторож и кто его пустил?! Если с капитаном Новосильцевым можно ещё предположить, что он был одним из Командоров и выполнял в тот момент Задание, то Дорога могла обеспечить его на это время правом входа-выхода в Бухту как собственного Функционала, и тогда Безлюдное Пространство вряд ли бы возражало, тем более, что ни гибели, ни разрушений, ни боли, ни агрессии или страданий Новосильцев с собой не нёс. Про сторожа же такое не скажешь. Нет, агрессии он, конечно же, не несёт, только ворчит порою под нос, но и на Командора-на-Задании не очень-то смахивает. Остаётся лишь предположить (по принципу «либо-либо», на выбор, как вам больше понравится), кем же он может оказаться, что удостоился такой чести: 1. Подсознательным койво. А почему бы и нет? Всегда ли мы знаем о своих собственных скрытых резервах? Вот и вышло: захотел — а путь и открылся, понравилось — тебя туда и назначили… Возможно? Вполне…; 2. Потомком Новосильцева. Или, если уж наглеть до предела — то Командором на пенсии. А что? В некотором роде Пароход — это для пенсионеров. Ну и что, что для гномов? А люди чем хуже? (отсюда сразу же возникают стрелки к пунктам 3 и 5); 3. Одиноким, которого за одиночество и впустило в себя Б.П.; 4. «Списанным на берег» Функционалом Дороги (Вспомните хотя бы историю Эрры). А это уже всерьёз, потому что затрагивает не только проблему Наказанных Дорогой Функционалов, отправленных в ссылку в Миры (в частности — на нашу с вами Землю), но и показывает, и весьма наглядно, причём, что случается с существами, лишёнными любимого дела, друзей, родной обстановки… Можно пофилософствовать, насколько же может «опуститься» Функционал, лишившись Дороги. И поставить вопрос о гуманности сей акции…; 5. Не совсем человеком (т. е. человеком не на 100 %). Кем же тогда? А хотя бы и «полугномом»! Не всё же «полуэльфам» по литературе разгуливать да подвиги совершать!.. 6. Пущенным в Б.П. из-за Собаки (разумеется, если этот пёс — потомок той Собаки, Которая Заводила Часы, но тут уже я вновь приближаюсь к запретному: к ещё не опубликованному произведению.). Бред, конечно, но сейчас все шесть вариантов кажутся мне равноценными, ни одному не могу дать предпочтение, хотя N 4 — самый экзотический. Единственное, во что никогда не поверю — так это в то, что ОБЫКНОВЕННОГО старика пустили в Б.П. просто так… При этом пункт 2 можно объединить с пунктом 6, дав общую формулировку типа «пропуск по родственным связям»: в п.2 сторож есть родственник Новосильцева, а в п.6 — родственник пса — знаменитая Собака. И тогда получаются не шесть, а пять пунктов. Кстати, о Пятёрках. Это не только число, пугающее Тех, Кто Велят (кстати, а чем именно пугающее? Что же скрывается за Пятёркой, кроме оценки в школе или «антиманекенной команды»?!), и не только пять признаков Безлюдного Пространства (при желании число пунктов можно сократить до трёх или растянуть до девяти). Это ещё и Мировая Константа, одна из тех, что часто применяются в магии. Не в сказочной или книжно-киношной, а в той, что на самом деле… Впрочем, тут уже прийдётся вкратце «разжевать» один из постулатов современой Всеобщей Магии — теорию Цветов Магии. «Разжёвывать» буду действительно кратко — для заинтересовавшихся советуем почитать трёхтомную «Всеобщую Магию», выход которой в свет планируется в 1997 году или статью «Цвета магии» в фэнзине «Койво» N 5 за 1990 год. Итак, приведу лишь отрывок, необходимый для разъяснения ещё одной особености Дороги: …Однако вернёмся к обобщённому рассмотрению «магической» ауры как таковой. Это — своеобразный индикатор магических способностей человека («А хотите, я его стукну? Он станет оранжевым в крапинку…»). Каждая разновидность магии имеет свой цвет, не имея которого в ауре, нечего и думать об успехах в этой разновидности. Цвета (всего их десять) сгруппированы по пять — так называемые «белые» и «чёрные», относящиеся соответственно к Белой и Чёрной магии. Кстати, как вы думаете, какая магия лучше? Белая? Поздравляем вас, вы попались. Перечитайте ещё раз первый эпиграф главы. Да, любая магия может служить и добру, и злу, смотря кто и с какой целью её применит. (Добавим — любая цветная магия, поскольку с прозрачной несколько сложнее). Каталог цветов магии принято изображать в виде Десятилучевой звезды: Но — цветов 10, а живых звуков — 15. Как же так? А вот так: есть ещё Серая магия, магия переходных цветов, которые обычно в магическую Звезду явно не включают, но которые там присутствуют. Тогда картина Звезды принимает такой вид: Из этого изображения очень наглядно следуют несколько вещей: 1. Существует «тёмная» и «светлая» стороны для любой цветной магии; 2. Прозрачная магия «светлая» по определению («-"x"-"="+»); 3. Тёмная сторона Белой магии хорошо стыкуется со светлой стороной Чёрной магии, но не наоборот. Так вот, на обратном стыке и возникает Серая магия, цвета которой не нанесены в виде лучей, но обозначены стрелками (кстати, порой данную Магию предпочитают называть Блёклой, Тусклой или Теневой, чтобы не путать с Серой магией из Чёрной звезды.) А теперь поясним читателю, что же означают эти цвета: · Белый — психологическая магия через выделение энергии; · Чёрный — психологическая магия через поглощение энергии; · Голубой — магия воды; · Красный — магия огня; · Зелёный — магия живой природы: деревьев, трав (если угодно — растительная магия); · Серый — магия неживой природы: почвы, камня, планеты; · Фиолетовый — «ночная» магия, магия мёртвой природы, магия кладбищенской энергии, Повелители Тьмы; Туда же — Мрак и Ночь (см. т.2); · Жёлтый — магия Солнечного света, повелители (друзья?) Ангелов, магия звёзд; Туда же — День (см. т.2); · Синий и Оранжевый — магии пространства и времени, практически неизученные. Что касается цветов Серой магии, то, как видите, не существует даже чёткого определения для её цветов. Можно до некоторой степени утверждать, что золотой по действию — антипод фиолетового (и тогда Ангелы переходят под его юристдикцию), а коричневый — магия животных, но за чёткость определений ручаться тут рискованно, т. к. законы Блёклой, Теневой магии категорически отличны от законов Стабильных Звёзд и находятся в постоянном движении, уравновешивая Стабильные Звёзды и порой произвольно варьируя для этого свои собственные параметры. При этом Блёклая магия имеет ещё два существенных отличия от других видов магии: 1. Она не имеет оттенков (а, стало быть, не может считаться ни «светлой», ни «тёмной»; 2. Она возникает не на местах СМЫКАНИЯ остальных Звёзд, а на местах их РАЗРЫВА! (для размышления — сравните с отрывком из Ниенны:
Сразу же появляются «Мысли вслух»: Блёклая Звезда — на разрывах Белой и Чёрной, являющих вообще-то единую сущность, стало быть — на ранах единства, стало быть — ШРАМ на Звезде; Шрам — стало быть — Дорога! Прямые аналогии: · Звезда — Кристалл · Блёклая — Дорога · У Блёклой Звезды — 5 цветов (лучей), откуда следует — Пять Дорог. 5 Дорог, а Те, Кто Велят, боятся числа 5. Уж не из-за этой ли тайны?! Ведь, узнав 5 Дорог — надо ли искать Шестую — Мост! Опять всё непросто!.. (5 разрывов — 5 шрамов — 5 Дорог. По моему — логично…) Но, чтобы завершить эту главу на более оптимистической и менее «сюрреалистической» ноте — приведу в завершение песню Антона Эррандала «Безлюдные Пространства»: Безлюдные ПространстваШёпот Безлюдных Пространств стынет в душе, |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|